5965

Карантин, как начальный этап адаптации несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Карантин, как начальный этап адаптации несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы. Адаптация осужденных к лишению свободы несовершеннолетних начинается с момента прибытия осужденного в воспитательную колонию. Первым этапом адаптации является к...

Русский

2012-12-25

59 KB

25 чел.

Карантин, как начальный этап адаптации несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы.

Адаптация осужденных к лишению свободы несовершеннолетних начинается с момента прибытия осужденного в воспитательную колонию. Первым этапом адаптации является карантин, основная цель которого – предварительное изучение несовершеннолетнего, особенностей его характера, подготовка к новым условиям жизни, режимным требованиям, правилам поведения и взаимоотношений с администрацией, осужденными, а также формирование установок на ближайшую и дальнейшую перспективы

Адаптация осужденных, карантин, воспитательные колонии, несовершеннолетние осужденные.

Несовершеннолетние осужденные – это абсолютно особая категория осужденных как в нашей стране, так и во всех странах мира. Их особенностью остается то, что они по сути еще дети, их личность, их взгляды, их мировоззрение еще не сформированы полностью и легко поддаются внешнему воздействию. Именно поэтому законодательство, в том числе и в области исполнения наказания в виде лишения свободы, должно считаться с этим, понимать что им требуются особенные условия содержания, отличные от условий содержания совершеннолетних заключенных.

Стоит помнить, что несовершеннолетний осужденные – это не объект репрессии, а субъект реабилитации. Если ребенок, подросток совершает преступление – значит он уже дезадаптирован в обществе, и это общество в лице родителей, воспитателей, педагогов, органов опеки и попечительства, организаций и так далее  само виновато в том, что произошло.

Ни для кого не секрет, что ребенок как губка впитывает все, что его окружает и от общества зависит, каким он станет.

Российское общество, понимая важность данной проблемы, стремиться к созданию ювенальной юстиции. Верховный Суд российской Федерации в Постановлении от 14 февраля 2000 года «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» отметил, что необходимо специализация суде по делам несовершеннолетних «путем обеспечения повышения квалификации не только по вопросам права, но и по вопросам педагогики, социологии и психологии». Попытки по реформированию судебной системы в области создания ювенальных судов происходят в нашей стране с начала 90ых годов и по сей день. Вносятся проекты законов в Государственную Думу РФ, пишутся статьи, ведутся споры в СМИ.

В данной статье мы поговорим о проблемах адаптации уже осужденных несовершеннолетних и попробуем ответить на вопросы как предотвратить в дальнейшем совершение нового преступления этим осужденным, воспитать в нем уважение к закону.

Ученые отмечают, что несовершеннолетний, попадая в систему исполнения наказаний, непременно сталкивается с негативными последствиями этого. Так в учебниках по уголовно-исполнительному праву однозначно говорится, о том, что негативным последствием является

«разрыв социальных связей с семьей, родственниками, знакомыми, трудовым коллективом»[8, с.315, 9, с. 184, 10, с. 346].

Лебедев С.Я. так же отмечает отрицательное влияние на несовершеннолетнего среды преступников, ого отвыкание от принятия самостоятельных решений, отрицательное отношение общества к освободившимся из мест лишения свободы.

В рамках изучения данной проблемы необходимо дать определение понятию «адаптация»:

Адаптация – это процесс вхождения в согласие с внешним миром, с одной стороны, и со своими собственными уникальными психологическими характеристиками - с другой, что подразумевает способность распознавать субъективныt образы внешнего мира, а так же умение эффективно воздействовать на средe[2].

Адаптация – (от лат. adaptatio – приспособление) – процесс приспособления системы к условиям внешней и внутренней среды. А. иногда называют и результат такого процесса – наличие у системы приспособленности к некоторому фактору среды[1].

Обязанности по адаптации осужденных несовершеннолетних, находящихся в местах лишения свободы, понятное дело, лежат на работниках соответствующей воспитательной колонии.

Как уже говорилось выше, адаптация несовершеннолетнего должна происходить с момента его попадания в колонию.

Согласно ч. 1 ст. 79 УИК РФ прием осужденных к лишению свободы в исправительное учреждение осуществляется администрацией указанных учреждений в порядке, установленном Правилами внутреннего распорядка исправительного учреждения.

Согласно ч. 2 ст. 79 УИК КР осужденные, прибывшие в исправительное учреждение, помещаются в карантинное отделение на срок до 15 суток.

Каранти́н (итал. quarantena, от quaranta giorni сорок дней) – комплекс ограниченных административных и медико-санитарных мероприятий, проведение которых позволяет предупреждать занос и распространение карантинных (конвенционных) болезней[3].

Подобное определение дает нам так же и Большой юридический словарь. Согласно Толковому словарю русского языка Д.Н.Ушакова:

Карантин – пребывание лиц, перенесших эпидемическую болезнь или соприкасавшихся с больными такой болезнью, в изоляции от здоровых и под санитарным надзором во избежание распространения заразы[7].

Так, согласно Правилам внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы утвержденным Приказом

Министерства Юстиции РФ от 06.10.2006 № 311[5], осужденный несовершеннолетний проходит двухнедельный карантин с целью изучения его личности, состояния здоровья, ознакомления его с основными положениями законодательства, распорядком дня колонии и т.д. Помещение карантина изолировано от других помещений колонии.

В соответствии с Инструкцией об организации воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденной Приказом Минюста России от 21 июня 2005 г. N 91, работа с осужденными в карантине является начальным этапом.

С осужденным в карантине работает психолог. Целью его работы на этом этапе является предварительного изучения несовершеннолетнего, особенностей его характера, установления степени педагогической запущенности, определения образовательного уровня.

Далее на карантине с несовершеннолетними осужденными по специальной программе проводятся занятия, целью которых является подготовка к новым условиям жизни, режимным требованиям, правилам поведения и взаимоотношений с администрацией, осужденными, а также формирование установок на ближайшую и дальнейшую перспективы.

На этом этапе основными задачами воспитательной работы с осужденными являются:

  •  формирование ближайшей перспективы, что предполагает знакомство поступивших в колонию с порядком и условиями отбывания наказания, правилами внутреннего распорядка учреждения, предъявляемыми требованиями к поведению и правилам взаимоотношений с администрацией и осужденными, изучение своих прав и обязанностей;
  •  формирование субъективной готовности к восприятию воспитательного воздействия;
  •  оказание психологической поддержки осужденным в период адаптации к новым условиям жизни;
  •  формирование основ дальней перспективы по подготовке к освобождению из колонии[4].

Психологическая подготовка осужденного в карантине выступает начальным звеном в процессе исправления и перевоспитания осужденных. Психологическая подготовка осужденных заключается в активизации их психики, настрое их чувств, привычек, психических состояний и формировании установки вести себя подобающим образом в новых условиях. В результате таких целенаправленных психических воздействий у осужденного формируется психологическая готовность жить в новых условиях, которая обеспечивает быстрое включение его в новую социальную среду и деятельность в ней без дополнительной затраты энергии на преодоление внутреннего сопротивления и напряжения.

Необходимость психологической подготовки вызвана тем, что человек, попадая в новые условия жизни и социальную среду, встречается со специфическими трудностями, к преодолению которых он не всегда психологически готов. Такая встреча для осужденных часто бывает неожиданной и вызывает реакции, их адекватные условиям ситуации и требованиям норм морали.

Воспитательное воздействие на несовершеннолетних осужденных в карантине проводится в форме занятий, бесед, вечеров вопросов и ответов, встреч с сотрудниками воспитательной колонии. В карантине осужденным предоставляется возможность читать книги, газеты, журналы, прослушивать центральные и местные радиопередачи, смотреть телепередачи.

В период нахождения в карантине несовершеннолетнего осужденного целесообразно ознакомить:

  •  с порядком и условиями отбывания наказания,
  •  со своими правами и обязанностями, установленными законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами,
  •  предупреждаются об ответственности за нарушения установленного порядка отбывания наказания в ВК.
  •  о положительных традициях в ВК, ее историей, с судьбой тех, кто освободился и нашел свое место в жизни.
  •  ознакомить с обстановкой в отряде, предупредить о сложных ситуациях, которые могут возникнуть в общении с осужденными, советовать разумные приемы их разрешения

На каждого осужденного ведется дневник индивидуальной работы с осужденным, форма которого разработана Министерством Юстиции РФ [6], который содержит:

  •  ФИО, дату рождения,
  •  Общие сведения об осужденном,
  •  Индивидуально-психологические особенности личности осужденного (Раздел заполняется каждые полгода психологом и начальником отряда)
  •  Направленность личности: мотивы совершения преступления, ценностные ориентации, жизненные планы и т.п.
  •  а так же психологическая характеристика в карантине.

На основании работы проведенной в карантине приемная комиссия выносит решение о направлении новичка в соответствующий отряд, отделение, класс, профессиональную и производственную группу. При этом учитывается психологическая характеристика в карантине, а именно:

  •  Уровень интеллектуального и культурного развития;
  •  эмоциональная устойчивость и основные черты характера;
  •  взаимоотношения с другими осужденными и сотрудниками ИУ;
  •  самооценка и контроль за своим поведением;
  •  положительные и  отрицательные личностные качеств, отраженные в дневник индивидуальной работы с осужденным.

Решение о распределении осужденных по отрядам (отделениям) принимается комиссией ВК, возглавляемой начальником колонии. В состав комиссии включаются заместители начальника колонии, начальники отрядов, директора общеобразовательной школы и профессионального училища, руководитель производства, начальник психологической лаборатории (психолог), начальники отделов режима, оперативного, труда и заработной платы, начальник медицинской части, работник группы социальной защиты. Решение комиссии оформляется в виде приказа, фиксируется в специальном журнале и утверждается начальником колонии.

Количество отрядов устанавливается в зависимости от общей численности осужденных в учреждении. Отделения формируются по принципу «класс – отделение» или «класс – отделение – группа профессиональной подготовки».

Итак, несовершеннолетний осужденный в силу своих психологических особенностей гораздо больше подеется воспитанию и исправлению, нежели взрослый человек. Начальным этапом его адаптации в обществе является нахождение в карантине. Целью этого этапа является выявление личностных особенностей осужденного и на основе них принятие решения о помещении его в тот или иной отряд. Это делается для того, что бы осужденный не попал в отряд к подросткам с которыми ранее враждовал или попросту не попал в коллектив, с которым он будет психологически несовместим. Так же  в карантине происходит подготовка осужденного к жизни в воспитательной колонии: его знакомство с режимом, устоями, правилами, обязанностями и правами.

Основная работа по адаптации осужденных происходит в отряде, но для того, что бы она была успешной и принесла в последующем результаты, необходима напряженная и кропотливая работа психолога и воспитателя в карантине, так как именно на основе исследований проведенных в карантине выбираются пути воспитательного и педагогического подхода, а так же выбор наиболее подходящих условий, способствующих адаптации.


Список литературы:

  1.  Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г. http://vocabulary.ru/dictionary/887/word/%C0%C4%C0%CF%D2%C0%D6%C8%DF
  2.  Зеленский В. Словарь аналитической психологии. http://vocabulary.ru/dictionary/11/word/%C0%C4%C0%CF%D2%C0%D6%C8%DF
  3.  Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг. 2. Первая медицинская помощь. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М.: Советская энциклопедия. — 1982—1984 гг.
  4.  Перцова Л.В. Исполнение наказаня в воспитательных колониях на современном этапе развития пенитенциарной системы // Преступление и наказание №5 за 2000 С. 33-51
  5.  Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 6 октября 2006 г. N 311 г. Москва Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы Опубликовано в "РГ" - Федеральный выпуск №4199 от 18 октября 2006 г. Зарегистрирован в Минюсте РФ 11 октября 2006 г.
  6.  Приказ Минюста России от 30.12.2005 № 259 «Об утверждении Положения об отряде осуждённых исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний»
  7.  Толковому словарю русского языка Д.Н.Ушакова
  8.  Уголовно-исполнительное право России. Учебник и основные нормативные правовые акты / под ред. Заместителя начальника ГУИН Министерства юстиции РФ, проф. О.В.Филимонова – М.: Институт актуального образования «ЮрИнфоР-МГУ», 2004 –стр315:
  9.  Уголовно-исполнительное право: Курс лекций /Отв. ред. докт. юрид. наук, профессор А.А.Толкаченко – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. –стр. 346
  10.  Уголовно-исполонительное право:Учеб.пособие для вузов/Под ред.проф. С.Я.Лебедева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. – стр. 184,


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77355. ONE APPROACH TO COMPUTING ON DEMAND 26.5 KB
  Consider sitution when we wnt to provide remote ccess to such progrm using the grphicl interfce. It is not esy for mthemticin to upgrde his progrm to the scenrio described bove. This project contins description how to run the progrm list of input dt wy to trnsfer it to the progrm nd the wy to collect the results.
77356. Описание параллельных вычислений при помощи замыканий 35 KB
  Переменная n из множества NMES принимает значение истина только в том случае когда вычислен блок данных с именем являющимся и именем n. Для вычисления в функцию F передаются 1 список аргументов RGS 2 битовый вектор со значениями переменных NMES и 3 вычисленные блоки данных имена которых совпадают с именами переменных из...
77357. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНА ПРИСУТСТВИЯ В ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЕ 103 KB
  Цель данной работы определить круг основных понятий связанных с человеческим фактором в контексте виртуальной реальности. В литературе приводятся такие понятия как виртуальная реальность среда виртуальной реальности виртуальная среда иммерсивная виртуальная среда присутствие англ.
77358. О реальности автоматизации отладки счетных программ 26.5 KB
  Современные отладчики позволяя осуществлять мониторинг по ходу исполнения программы помогают в локализации ошибок. Для таких систем нужна эталонная программа или эталонный запуск сохраняющий информацию о ходе выполнения программы. В частности о неправильности может сигнализировать сбой программы типа деления на ноль некорректного обращения к памяти или срабатывания ssertусловия. В случае плавающей ошибки анализируя выдачи программы при разных запусках можно попытаться обнаружить отличающиеся значения.
77359. Средства визуальной поддержки процесса распараллеливания последовательных программ 187 KB
  Одной из важных задач поддержки и организации супервычислений является задача распараллеливания огромных объемов прокладных программ, созданных в предшествующую эпоху для последовательных ЭВМ. Эти программы успешно решали задачи математической физики, моделирования химических процессов, небесной механики и др. После появления современных параллельных вычислителей с 1000 и 10 000 процессоров встает проблема превращения надежных и проверенных кодов в эффективные и мобильные параллельные программы.
77360. Параллельный рендеринг воксельной графики 27.5 KB
  В данной статье описывается разработка средств распараллеливание воксельной графики используемой для представления больших объемов данных получаемых в результате компьютерного моделирования сложных процессов. Обычно данных представляются в виде 3х мерного массива. Затем вычисляется ближайшая точка пересечения этого луча с областью данных параллелограммом. После этого алгоритм движется по трёхмерному массиву данных с шагом в одну ячейку до попадания в не пустую точку.
77361. Вопросы выбора архитектуры интерактивного взаимодействия с параллельными программами 120 KB
  озможность интерактивного взаимодействия с суперкомпьютерной программой при проведении расчётов по сравнению с пакетной обработкой задач может существенно повысить эффективность труда исследователя. Однако организация такого взаимодействия сопряжена с рядом трудностей связанных с устоявшейся методикой программирования и проведения расчётов. Один из ключевых моментов построения такого взаимодействия выбор правил и принципов построения связи со счетными программами.
77362. DATAFLOW-BASED DISTRIBUTED COMPUTING SYSTEM 39.5 KB
  The method is bsed on the following concepts: storge tsk nd rule. Storge stores nmed dt on which three opertions could be pplied crete write red nd delete. Every item in the storge is selfsufficient nd contins dt some metinformtion nd hs unique nme. The term tsk identifies the progrm which could red dt with specific nmes from the storge nd generte new dt items which will be written into the storge s result of tsk execution.
77363. ПОИСК НОВЫХ ПОДХОДОВ К ВИЗУАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ 33 KB
  Важная проблема разработки систем компьютерной визуализации связана с выбором методов представления данных возникающих в связи с описанием сложных процессов. Такие подходы появляются в различных областях компьютерной визуализации см. Нужен дополнительный поиск более простых метафор визуализации позволяющих более эффективно анализировать абстрактные данные.