5965

Карантин, как начальный этап адаптации несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Карантин, как начальный этап адаптации несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы. Адаптация осужденных к лишению свободы несовершеннолетних начинается с момента прибытия осужденного в воспитательную колонию. Первым этапом адаптации является к...

Русский

2012-12-25

59 KB

25 чел.

Карантин, как начальный этап адаптации несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы.

Адаптация осужденных к лишению свободы несовершеннолетних начинается с момента прибытия осужденного в воспитательную колонию. Первым этапом адаптации является карантин, основная цель которого – предварительное изучение несовершеннолетнего, особенностей его характера, подготовка к новым условиям жизни, режимным требованиям, правилам поведения и взаимоотношений с администрацией, осужденными, а также формирование установок на ближайшую и дальнейшую перспективы

Адаптация осужденных, карантин, воспитательные колонии, несовершеннолетние осужденные.

Несовершеннолетние осужденные – это абсолютно особая категория осужденных как в нашей стране, так и во всех странах мира. Их особенностью остается то, что они по сути еще дети, их личность, их взгляды, их мировоззрение еще не сформированы полностью и легко поддаются внешнему воздействию. Именно поэтому законодательство, в том числе и в области исполнения наказания в виде лишения свободы, должно считаться с этим, понимать что им требуются особенные условия содержания, отличные от условий содержания совершеннолетних заключенных.

Стоит помнить, что несовершеннолетний осужденные – это не объект репрессии, а субъект реабилитации. Если ребенок, подросток совершает преступление – значит он уже дезадаптирован в обществе, и это общество в лице родителей, воспитателей, педагогов, органов опеки и попечительства, организаций и так далее  само виновато в том, что произошло.

Ни для кого не секрет, что ребенок как губка впитывает все, что его окружает и от общества зависит, каким он станет.

Российское общество, понимая важность данной проблемы, стремиться к созданию ювенальной юстиции. Верховный Суд российской Федерации в Постановлении от 14 февраля 2000 года «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» отметил, что необходимо специализация суде по делам несовершеннолетних «путем обеспечения повышения квалификации не только по вопросам права, но и по вопросам педагогики, социологии и психологии». Попытки по реформированию судебной системы в области создания ювенальных судов происходят в нашей стране с начала 90ых годов и по сей день. Вносятся проекты законов в Государственную Думу РФ, пишутся статьи, ведутся споры в СМИ.

В данной статье мы поговорим о проблемах адаптации уже осужденных несовершеннолетних и попробуем ответить на вопросы как предотвратить в дальнейшем совершение нового преступления этим осужденным, воспитать в нем уважение к закону.

Ученые отмечают, что несовершеннолетний, попадая в систему исполнения наказаний, непременно сталкивается с негативными последствиями этого. Так в учебниках по уголовно-исполнительному праву однозначно говорится, о том, что негативным последствием является

«разрыв социальных связей с семьей, родственниками, знакомыми, трудовым коллективом»[8, с.315, 9, с. 184, 10, с. 346].

Лебедев С.Я. так же отмечает отрицательное влияние на несовершеннолетнего среды преступников, ого отвыкание от принятия самостоятельных решений, отрицательное отношение общества к освободившимся из мест лишения свободы.

В рамках изучения данной проблемы необходимо дать определение понятию «адаптация»:

Адаптация – это процесс вхождения в согласие с внешним миром, с одной стороны, и со своими собственными уникальными психологическими характеристиками - с другой, что подразумевает способность распознавать субъективныt образы внешнего мира, а так же умение эффективно воздействовать на средe[2].

Адаптация – (от лат. adaptatio – приспособление) – процесс приспособления системы к условиям внешней и внутренней среды. А. иногда называют и результат такого процесса – наличие у системы приспособленности к некоторому фактору среды[1].

Обязанности по адаптации осужденных несовершеннолетних, находящихся в местах лишения свободы, понятное дело, лежат на работниках соответствующей воспитательной колонии.

Как уже говорилось выше, адаптация несовершеннолетнего должна происходить с момента его попадания в колонию.

Согласно ч. 1 ст. 79 УИК РФ прием осужденных к лишению свободы в исправительное учреждение осуществляется администрацией указанных учреждений в порядке, установленном Правилами внутреннего распорядка исправительного учреждения.

Согласно ч. 2 ст. 79 УИК КР осужденные, прибывшие в исправительное учреждение, помещаются в карантинное отделение на срок до 15 суток.

Каранти́н (итал. quarantena, от quaranta giorni сорок дней) – комплекс ограниченных административных и медико-санитарных мероприятий, проведение которых позволяет предупреждать занос и распространение карантинных (конвенционных) болезней[3].

Подобное определение дает нам так же и Большой юридический словарь. Согласно Толковому словарю русского языка Д.Н.Ушакова:

Карантин – пребывание лиц, перенесших эпидемическую болезнь или соприкасавшихся с больными такой болезнью, в изоляции от здоровых и под санитарным надзором во избежание распространения заразы[7].

Так, согласно Правилам внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы утвержденным Приказом

Министерства Юстиции РФ от 06.10.2006 № 311[5], осужденный несовершеннолетний проходит двухнедельный карантин с целью изучения его личности, состояния здоровья, ознакомления его с основными положениями законодательства, распорядком дня колонии и т.д. Помещение карантина изолировано от других помещений колонии.

В соответствии с Инструкцией об организации воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденной Приказом Минюста России от 21 июня 2005 г. N 91, работа с осужденными в карантине является начальным этапом.

С осужденным в карантине работает психолог. Целью его работы на этом этапе является предварительного изучения несовершеннолетнего, особенностей его характера, установления степени педагогической запущенности, определения образовательного уровня.

Далее на карантине с несовершеннолетними осужденными по специальной программе проводятся занятия, целью которых является подготовка к новым условиям жизни, режимным требованиям, правилам поведения и взаимоотношений с администрацией, осужденными, а также формирование установок на ближайшую и дальнейшую перспективы.

На этом этапе основными задачами воспитательной работы с осужденными являются:

  •  формирование ближайшей перспективы, что предполагает знакомство поступивших в колонию с порядком и условиями отбывания наказания, правилами внутреннего распорядка учреждения, предъявляемыми требованиями к поведению и правилам взаимоотношений с администрацией и осужденными, изучение своих прав и обязанностей;
  •  формирование субъективной готовности к восприятию воспитательного воздействия;
  •  оказание психологической поддержки осужденным в период адаптации к новым условиям жизни;
  •  формирование основ дальней перспективы по подготовке к освобождению из колонии[4].

Психологическая подготовка осужденного в карантине выступает начальным звеном в процессе исправления и перевоспитания осужденных. Психологическая подготовка осужденных заключается в активизации их психики, настрое их чувств, привычек, психических состояний и формировании установки вести себя подобающим образом в новых условиях. В результате таких целенаправленных психических воздействий у осужденного формируется психологическая готовность жить в новых условиях, которая обеспечивает быстрое включение его в новую социальную среду и деятельность в ней без дополнительной затраты энергии на преодоление внутреннего сопротивления и напряжения.

Необходимость психологической подготовки вызвана тем, что человек, попадая в новые условия жизни и социальную среду, встречается со специфическими трудностями, к преодолению которых он не всегда психологически готов. Такая встреча для осужденных часто бывает неожиданной и вызывает реакции, их адекватные условиям ситуации и требованиям норм морали.

Воспитательное воздействие на несовершеннолетних осужденных в карантине проводится в форме занятий, бесед, вечеров вопросов и ответов, встреч с сотрудниками воспитательной колонии. В карантине осужденным предоставляется возможность читать книги, газеты, журналы, прослушивать центральные и местные радиопередачи, смотреть телепередачи.

В период нахождения в карантине несовершеннолетнего осужденного целесообразно ознакомить:

  •  с порядком и условиями отбывания наказания,
  •  со своими правами и обязанностями, установленными законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами,
  •  предупреждаются об ответственности за нарушения установленного порядка отбывания наказания в ВК.
  •  о положительных традициях в ВК, ее историей, с судьбой тех, кто освободился и нашел свое место в жизни.
  •  ознакомить с обстановкой в отряде, предупредить о сложных ситуациях, которые могут возникнуть в общении с осужденными, советовать разумные приемы их разрешения

На каждого осужденного ведется дневник индивидуальной работы с осужденным, форма которого разработана Министерством Юстиции РФ [6], который содержит:

  •  ФИО, дату рождения,
  •  Общие сведения об осужденном,
  •  Индивидуально-психологические особенности личности осужденного (Раздел заполняется каждые полгода психологом и начальником отряда)
  •  Направленность личности: мотивы совершения преступления, ценностные ориентации, жизненные планы и т.п.
  •  а так же психологическая характеристика в карантине.

На основании работы проведенной в карантине приемная комиссия выносит решение о направлении новичка в соответствующий отряд, отделение, класс, профессиональную и производственную группу. При этом учитывается психологическая характеристика в карантине, а именно:

  •  Уровень интеллектуального и культурного развития;
  •  эмоциональная устойчивость и основные черты характера;
  •  взаимоотношения с другими осужденными и сотрудниками ИУ;
  •  самооценка и контроль за своим поведением;
  •  положительные и  отрицательные личностные качеств, отраженные в дневник индивидуальной работы с осужденным.

Решение о распределении осужденных по отрядам (отделениям) принимается комиссией ВК, возглавляемой начальником колонии. В состав комиссии включаются заместители начальника колонии, начальники отрядов, директора общеобразовательной школы и профессионального училища, руководитель производства, начальник психологической лаборатории (психолог), начальники отделов режима, оперативного, труда и заработной платы, начальник медицинской части, работник группы социальной защиты. Решение комиссии оформляется в виде приказа, фиксируется в специальном журнале и утверждается начальником колонии.

Количество отрядов устанавливается в зависимости от общей численности осужденных в учреждении. Отделения формируются по принципу «класс – отделение» или «класс – отделение – группа профессиональной подготовки».

Итак, несовершеннолетний осужденный в силу своих психологических особенностей гораздо больше подеется воспитанию и исправлению, нежели взрослый человек. Начальным этапом его адаптации в обществе является нахождение в карантине. Целью этого этапа является выявление личностных особенностей осужденного и на основе них принятие решения о помещении его в тот или иной отряд. Это делается для того, что бы осужденный не попал в отряд к подросткам с которыми ранее враждовал или попросту не попал в коллектив, с которым он будет психологически несовместим. Так же  в карантине происходит подготовка осужденного к жизни в воспитательной колонии: его знакомство с режимом, устоями, правилами, обязанностями и правами.

Основная работа по адаптации осужденных происходит в отряде, но для того, что бы она была успешной и принесла в последующем результаты, необходима напряженная и кропотливая работа психолога и воспитателя в карантине, так как именно на основе исследований проведенных в карантине выбираются пути воспитательного и педагогического подхода, а так же выбор наиболее подходящих условий, способствующих адаптации.


Список литературы:

  1.  Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г. http://vocabulary.ru/dictionary/887/word/%C0%C4%C0%CF%D2%C0%D6%C8%DF
  2.  Зеленский В. Словарь аналитической психологии. http://vocabulary.ru/dictionary/11/word/%C0%C4%C0%CF%D2%C0%D6%C8%DF
  3.  Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг. 2. Первая медицинская помощь. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М.: Советская энциклопедия. — 1982—1984 гг.
  4.  Перцова Л.В. Исполнение наказаня в воспитательных колониях на современном этапе развития пенитенциарной системы // Преступление и наказание №5 за 2000 С. 33-51
  5.  Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 6 октября 2006 г. N 311 г. Москва Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы Опубликовано в "РГ" - Федеральный выпуск №4199 от 18 октября 2006 г. Зарегистрирован в Минюсте РФ 11 октября 2006 г.
  6.  Приказ Минюста России от 30.12.2005 № 259 «Об утверждении Положения об отряде осуждённых исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний»
  7.  Толковому словарю русского языка Д.Н.Ушакова
  8.  Уголовно-исполнительное право России. Учебник и основные нормативные правовые акты / под ред. Заместителя начальника ГУИН Министерства юстиции РФ, проф. О.В.Филимонова – М.: Институт актуального образования «ЮрИнфоР-МГУ», 2004 –стр315:
  9.  Уголовно-исполнительное право: Курс лекций /Отв. ред. докт. юрид. наук, профессор А.А.Толкаченко – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. –стр. 346
  10.  Уголовно-исполонительное право:Учеб.пособие для вузов/Под ред.проф. С.Я.Лебедева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. – стр. 184,


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53569. Відсоткові розрахунки. Формула складних відсотків 547.5 KB
  Формула складних відсотків Клас 9 Час заняття 2 години Тип кейсу аналітичний Cseincident method Вид кейсу учбовий. Формула складних відсотків Перед учителем математики стоїть завдання: у який з банків міста Біла Церква вчителю вигідно вкласти депозит у сумі 5 000 грн. Як вигідно вкласти кошти: з капіталізацією відсотків складний відсоток або без капіталізації відсотків простий відсоток. Для вирішення проблеми підготовлений кейс у якому запропоновано інформація про депозити; інформація про нарахування складних і простих...
53570. Управление запасами 29 KB
  Большая величина инвестиций, необходимых для создания запасов материалов группы А и В требуют применения специальных методов для управления их запасами.
53571. Кейс-технология на уроках русского языка 4.22 MB
  Респондентам людям от 15 до 25 лет было предложено объяснить значения слов которые широко употреблялись представителями предыдущих поколений: честь совесть этика мораль патриотизм и др. Респондентам людям от 15 до 25 лет было предложено объяснить значения слов которые широко употреблялись представителями предыдущих поколений: честь совесть этика мораль патриотизм и др. Респондентам людям от 15 до 25 лет было предложено объяснить значения слов которые широко употреблялись представителями предыдущих поколений: честь...
53572. Продукти харчування і здоров’я 156.5 KB
  Мета уроку: Навчальна: формування поняття про харчові добавки штрихкод генномодифіковані продукти. Форма проведення: урокконсультація Тип уроку: урок засвоєння нової інформації Обладнання: виставка інформаційних джерел про здорове харчування і харчові добавки; епіграф уроку; плакати про штрихкод шкідливі добавки про правила покупця; чорний ящик; набори упаковок продуктів...
53573. Харківщина - моя Батьківщина 169 KB
  Кожна дитина повинна зрозуміти що не тільки вчитель а й сам він учень є вихованцем самого себе як індивідуальності а саме: вдосконалювати себе поєднувати в собі єдність слова і діла поглядів і вчинків моралі і поведінки та розвивати традиції народу. Звучить пісня Бабаї Учень Що стоїть за словом Батьківщина Може то садочок пишним цвітом Чи криниця з чистою водою Поле що так смачно пахне літом Чи стеблина поєна росою Учень Знаєш брате мабуть Батьківщина То наша родина й домівка То земля що зветься Україна То село якому...
53574. Театральне та літературне життя Харкова початку ХХ століття 474.5 KB
  Учитель з художньої культури Доброго дня З великим задоволенням пропоную вам розпочати урок під час якого ми познайомимося з надзвичайно цікавою інформацією яка допоможе не тільки краще зрозуміти культурномистецьке життя Харкова на початку ХХ століття а також дасть можливість усвідомити культурні звязки між митцями. Заснування стаціонарного театру мало велике значення для розвитку культурномистецького життя.Старицький повість Оборона Буші драматичні твори За двома зайцями та Циганка Аза пісня що стала народною Ніч яка...
53575. Управление дебиторской задолженностью 28.5 KB
  Дебиторская задолженность представляет собой долг покупателей за проданную им продукцию. Длительность финансового цикла и соответственно требуемый объем инвестиций в его обеспечение во многом зависит от периода оборачиваемости дебиторской задолженности.
53576. Источники финансирования деятельности предприятия 26.5 KB
  По отношению к организации источники финансирования подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним источникам относятся ресурсы, сформированные внутри организации, а к внешним – средства, формируемые вне предприятия.
53577. Чай пить – не дрова рубить 70.5 KB
  Цели мероприятия: усиление межпредпредметных связей; формирование ответственности за свою работу и работу в группе; ознакомление учащихся с историей чая как напитка; изучение некоторых свойств чая; формирование системы знаний обеспечивающих эстетическое воспитание. Задачи мероприятия: изучение состава и свойств веществ входящих в состав чая; определение основных показателей качества сырья; ознакомление учащихся с информацией о благоприятном влиянии чая на организм человека; стимулирование желания...