5965

Карантин, как начальный этап адаптации несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Карантин, как начальный этап адаптации несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы. Адаптация осужденных к лишению свободы несовершеннолетних начинается с момента прибытия осужденного в воспитательную колонию. Первым этапом адаптации является к...

Русский

2012-12-25

59 KB

25 чел.

Карантин, как начальный этап адаптации несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы.

Адаптация осужденных к лишению свободы несовершеннолетних начинается с момента прибытия осужденного в воспитательную колонию. Первым этапом адаптации является карантин, основная цель которого – предварительное изучение несовершеннолетнего, особенностей его характера, подготовка к новым условиям жизни, режимным требованиям, правилам поведения и взаимоотношений с администрацией, осужденными, а также формирование установок на ближайшую и дальнейшую перспективы

Адаптация осужденных, карантин, воспитательные колонии, несовершеннолетние осужденные.

Несовершеннолетние осужденные – это абсолютно особая категория осужденных как в нашей стране, так и во всех странах мира. Их особенностью остается то, что они по сути еще дети, их личность, их взгляды, их мировоззрение еще не сформированы полностью и легко поддаются внешнему воздействию. Именно поэтому законодательство, в том числе и в области исполнения наказания в виде лишения свободы, должно считаться с этим, понимать что им требуются особенные условия содержания, отличные от условий содержания совершеннолетних заключенных.

Стоит помнить, что несовершеннолетний осужденные – это не объект репрессии, а субъект реабилитации. Если ребенок, подросток совершает преступление – значит он уже дезадаптирован в обществе, и это общество в лице родителей, воспитателей, педагогов, органов опеки и попечительства, организаций и так далее  само виновато в том, что произошло.

Ни для кого не секрет, что ребенок как губка впитывает все, что его окружает и от общества зависит, каким он станет.

Российское общество, понимая важность данной проблемы, стремиться к созданию ювенальной юстиции. Верховный Суд российской Федерации в Постановлении от 14 февраля 2000 года «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» отметил, что необходимо специализация суде по делам несовершеннолетних «путем обеспечения повышения квалификации не только по вопросам права, но и по вопросам педагогики, социологии и психологии». Попытки по реформированию судебной системы в области создания ювенальных судов происходят в нашей стране с начала 90ых годов и по сей день. Вносятся проекты законов в Государственную Думу РФ, пишутся статьи, ведутся споры в СМИ.

В данной статье мы поговорим о проблемах адаптации уже осужденных несовершеннолетних и попробуем ответить на вопросы как предотвратить в дальнейшем совершение нового преступления этим осужденным, воспитать в нем уважение к закону.

Ученые отмечают, что несовершеннолетний, попадая в систему исполнения наказаний, непременно сталкивается с негативными последствиями этого. Так в учебниках по уголовно-исполнительному праву однозначно говорится, о том, что негативным последствием является

«разрыв социальных связей с семьей, родственниками, знакомыми, трудовым коллективом»[8, с.315, 9, с. 184, 10, с. 346].

Лебедев С.Я. так же отмечает отрицательное влияние на несовершеннолетнего среды преступников, ого отвыкание от принятия самостоятельных решений, отрицательное отношение общества к освободившимся из мест лишения свободы.

В рамках изучения данной проблемы необходимо дать определение понятию «адаптация»:

Адаптация – это процесс вхождения в согласие с внешним миром, с одной стороны, и со своими собственными уникальными психологическими характеристиками - с другой, что подразумевает способность распознавать субъективныt образы внешнего мира, а так же умение эффективно воздействовать на средe[2].

Адаптация – (от лат. adaptatio – приспособление) – процесс приспособления системы к условиям внешней и внутренней среды. А. иногда называют и результат такого процесса – наличие у системы приспособленности к некоторому фактору среды[1].

Обязанности по адаптации осужденных несовершеннолетних, находящихся в местах лишения свободы, понятное дело, лежат на работниках соответствующей воспитательной колонии.

Как уже говорилось выше, адаптация несовершеннолетнего должна происходить с момента его попадания в колонию.

Согласно ч. 1 ст. 79 УИК РФ прием осужденных к лишению свободы в исправительное учреждение осуществляется администрацией указанных учреждений в порядке, установленном Правилами внутреннего распорядка исправительного учреждения.

Согласно ч. 2 ст. 79 УИК КР осужденные, прибывшие в исправительное учреждение, помещаются в карантинное отделение на срок до 15 суток.

Каранти́н (итал. quarantena, от quaranta giorni сорок дней) – комплекс ограниченных административных и медико-санитарных мероприятий, проведение которых позволяет предупреждать занос и распространение карантинных (конвенционных) болезней[3].

Подобное определение дает нам так же и Большой юридический словарь. Согласно Толковому словарю русского языка Д.Н.Ушакова:

Карантин – пребывание лиц, перенесших эпидемическую болезнь или соприкасавшихся с больными такой болезнью, в изоляции от здоровых и под санитарным надзором во избежание распространения заразы[7].

Так, согласно Правилам внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы утвержденным Приказом

Министерства Юстиции РФ от 06.10.2006 № 311[5], осужденный несовершеннолетний проходит двухнедельный карантин с целью изучения его личности, состояния здоровья, ознакомления его с основными положениями законодательства, распорядком дня колонии и т.д. Помещение карантина изолировано от других помещений колонии.

В соответствии с Инструкцией об организации воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденной Приказом Минюста России от 21 июня 2005 г. N 91, работа с осужденными в карантине является начальным этапом.

С осужденным в карантине работает психолог. Целью его работы на этом этапе является предварительного изучения несовершеннолетнего, особенностей его характера, установления степени педагогической запущенности, определения образовательного уровня.

Далее на карантине с несовершеннолетними осужденными по специальной программе проводятся занятия, целью которых является подготовка к новым условиям жизни, режимным требованиям, правилам поведения и взаимоотношений с администрацией, осужденными, а также формирование установок на ближайшую и дальнейшую перспективы.

На этом этапе основными задачами воспитательной работы с осужденными являются:

  •  формирование ближайшей перспективы, что предполагает знакомство поступивших в колонию с порядком и условиями отбывания наказания, правилами внутреннего распорядка учреждения, предъявляемыми требованиями к поведению и правилам взаимоотношений с администрацией и осужденными, изучение своих прав и обязанностей;
  •  формирование субъективной готовности к восприятию воспитательного воздействия;
  •  оказание психологической поддержки осужденным в период адаптации к новым условиям жизни;
  •  формирование основ дальней перспективы по подготовке к освобождению из колонии[4].

Психологическая подготовка осужденного в карантине выступает начальным звеном в процессе исправления и перевоспитания осужденных. Психологическая подготовка осужденных заключается в активизации их психики, настрое их чувств, привычек, психических состояний и формировании установки вести себя подобающим образом в новых условиях. В результате таких целенаправленных психических воздействий у осужденного формируется психологическая готовность жить в новых условиях, которая обеспечивает быстрое включение его в новую социальную среду и деятельность в ней без дополнительной затраты энергии на преодоление внутреннего сопротивления и напряжения.

Необходимость психологической подготовки вызвана тем, что человек, попадая в новые условия жизни и социальную среду, встречается со специфическими трудностями, к преодолению которых он не всегда психологически готов. Такая встреча для осужденных часто бывает неожиданной и вызывает реакции, их адекватные условиям ситуации и требованиям норм морали.

Воспитательное воздействие на несовершеннолетних осужденных в карантине проводится в форме занятий, бесед, вечеров вопросов и ответов, встреч с сотрудниками воспитательной колонии. В карантине осужденным предоставляется возможность читать книги, газеты, журналы, прослушивать центральные и местные радиопередачи, смотреть телепередачи.

В период нахождения в карантине несовершеннолетнего осужденного целесообразно ознакомить:

  •  с порядком и условиями отбывания наказания,
  •  со своими правами и обязанностями, установленными законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами,
  •  предупреждаются об ответственности за нарушения установленного порядка отбывания наказания в ВК.
  •  о положительных традициях в ВК, ее историей, с судьбой тех, кто освободился и нашел свое место в жизни.
  •  ознакомить с обстановкой в отряде, предупредить о сложных ситуациях, которые могут возникнуть в общении с осужденными, советовать разумные приемы их разрешения

На каждого осужденного ведется дневник индивидуальной работы с осужденным, форма которого разработана Министерством Юстиции РФ [6], который содержит:

  •  ФИО, дату рождения,
  •  Общие сведения об осужденном,
  •  Индивидуально-психологические особенности личности осужденного (Раздел заполняется каждые полгода психологом и начальником отряда)
  •  Направленность личности: мотивы совершения преступления, ценностные ориентации, жизненные планы и т.п.
  •  а так же психологическая характеристика в карантине.

На основании работы проведенной в карантине приемная комиссия выносит решение о направлении новичка в соответствующий отряд, отделение, класс, профессиональную и производственную группу. При этом учитывается психологическая характеристика в карантине, а именно:

  •  Уровень интеллектуального и культурного развития;
  •  эмоциональная устойчивость и основные черты характера;
  •  взаимоотношения с другими осужденными и сотрудниками ИУ;
  •  самооценка и контроль за своим поведением;
  •  положительные и  отрицательные личностные качеств, отраженные в дневник индивидуальной работы с осужденным.

Решение о распределении осужденных по отрядам (отделениям) принимается комиссией ВК, возглавляемой начальником колонии. В состав комиссии включаются заместители начальника колонии, начальники отрядов, директора общеобразовательной школы и профессионального училища, руководитель производства, начальник психологической лаборатории (психолог), начальники отделов режима, оперативного, труда и заработной платы, начальник медицинской части, работник группы социальной защиты. Решение комиссии оформляется в виде приказа, фиксируется в специальном журнале и утверждается начальником колонии.

Количество отрядов устанавливается в зависимости от общей численности осужденных в учреждении. Отделения формируются по принципу «класс – отделение» или «класс – отделение – группа профессиональной подготовки».

Итак, несовершеннолетний осужденный в силу своих психологических особенностей гораздо больше подеется воспитанию и исправлению, нежели взрослый человек. Начальным этапом его адаптации в обществе является нахождение в карантине. Целью этого этапа является выявление личностных особенностей осужденного и на основе них принятие решения о помещении его в тот или иной отряд. Это делается для того, что бы осужденный не попал в отряд к подросткам с которыми ранее враждовал или попросту не попал в коллектив, с которым он будет психологически несовместим. Так же  в карантине происходит подготовка осужденного к жизни в воспитательной колонии: его знакомство с режимом, устоями, правилами, обязанностями и правами.

Основная работа по адаптации осужденных происходит в отряде, но для того, что бы она была успешной и принесла в последующем результаты, необходима напряженная и кропотливая работа психолога и воспитателя в карантине, так как именно на основе исследований проведенных в карантине выбираются пути воспитательного и педагогического подхода, а так же выбор наиболее подходящих условий, способствующих адаптации.


Список литературы:

  1.  Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г. http://vocabulary.ru/dictionary/887/word/%C0%C4%C0%CF%D2%C0%D6%C8%DF
  2.  Зеленский В. Словарь аналитической психологии. http://vocabulary.ru/dictionary/11/word/%C0%C4%C0%CF%D2%C0%D6%C8%DF
  3.  Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг. 2. Первая медицинская помощь. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М.: Советская энциклопедия. — 1982—1984 гг.
  4.  Перцова Л.В. Исполнение наказаня в воспитательных колониях на современном этапе развития пенитенциарной системы // Преступление и наказание №5 за 2000 С. 33-51
  5.  Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 6 октября 2006 г. N 311 г. Москва Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы Опубликовано в "РГ" - Федеральный выпуск №4199 от 18 октября 2006 г. Зарегистрирован в Минюсте РФ 11 октября 2006 г.
  6.  Приказ Минюста России от 30.12.2005 № 259 «Об утверждении Положения об отряде осуждённых исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний»
  7.  Толковому словарю русского языка Д.Н.Ушакова
  8.  Уголовно-исполнительное право России. Учебник и основные нормативные правовые акты / под ред. Заместителя начальника ГУИН Министерства юстиции РФ, проф. О.В.Филимонова – М.: Институт актуального образования «ЮрИнфоР-МГУ», 2004 –стр315:
  9.  Уголовно-исполнительное право: Курс лекций /Отв. ред. докт. юрид. наук, профессор А.А.Толкаченко – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. –стр. 346
  10.  Уголовно-исполонительное право:Учеб.пособие для вузов/Под ред.проф. С.Я.Лебедева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. – стр. 184,


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20784. Показатели вариации 930.28 KB
  Различие индивидуальных значений признака внутри изучаемой совокупности в статистике называется вариацией признака. Средняя величина это абстрактная обобщающая характеристика признака изучаемой совокупности но она не показывает строения совокупности которое весьма существенно для ее познания. Средняя величина не дает представления о том как отдельные значения изучаемого признака группируются вокруг средней сосредоточены ли они вблизи или значительно отклоняются от нее. В некоторых случаях отдельные значения признака близко...
20785. Физико-химические процессы протекающие в воде 1 контура и основы водного режима реакторов ВВЭР 166 KB
  б уметь: показать влияние примесей в воде 1 контура на скорость коррозии конструкционных материалах; обосновать ведение калийаммиачного водного режима 1 контура при борном регулировании. Задание на самостоятельную подготовку: самостоятельно проработать вопросы классификации коррозионных процессов показатели коррозионной стойкости коррозии стали в паре. Введение ВХР АС должен обеспечивать работу основного и вспомогательного теплоэнергетического оборудования без повреждений и снижения экономичности и при...
20786. Системы реагентного хозяйства и «чистого» конденсата 361 KB
  Целевая установка: В результате изучения материала лекции студенты должны: а знать: назначение состав принцип действия и основы эксплуатации систем боросодержащей воды и борного концентрата; назначение состав принцип действия и основы эксплуатации узла реагентов реакторного отделения ТВ20; назначение состав принцип действия и основы эксплуатации системы чистого конденсата дистиллята. Назначение состав принцип действия и основы...
20787. Организация ВХР 1 контура 486 KB
  Целевая установка: В результате изучения материала лекции студенты должны: а знать: назначение ведения ВХР 1 контура; назначение средств обеспечения ВХР 1 контура; нормы качества теплоносителя 1 контура при работе энергоблока на энергетическом уровне мощности; нормы качества подпиточной воды воды подаваемой на уплотнения ГЦН и растворов хим.реагентов; ограничения по эксплуатации РУ при отклонении нормируемых показателей; характерные причины отклонения ВХР 1 контура и методы их устранения; диагностические...
20788. Вводная лекция по дисциплине «Водный режим контуров АЭС» 117.5 KB
  Основные понятия физики и химии воды. Виды и показатели качества воды. Выводы по лекции.
20789. Подготовка воды для заполнения и подпитки контуров 302 KB
  Целевая установка: В результате изучения материала лекции студенты должны: а знать: технологию предварительной очистки природных вод; основные методы опреснения и обессоливания воды; использование очистки воды методом дистилляции на АЭС; принципы ионного обмена между смолами и водными растворами; основные показатели качества ионитов; основные методы очистки воды от растворенных газов применяемых на АЭС;...
20790. Работа с приложением Ansys 3.4 MB
  Цель работы – Придумать и реализовать 2 проекта при помощи приложения Ansys, предоставить развернутое описание своих действий в помощь те, кто будет заниматься этим в дальнейшем, основываясь на достигнутых мною результатах. В этой работе мы рассмотрим общие сведения об Ansys и его возможностях, а так же пронаблюдаем процесс создания модели, задания различных данных и работы с получившимися результатами на примере двух несложных проектов.
20791. Проект мероприятий по совершенствованию системы сбыта предприятия (на примере ООО «НАРМИ», г. Александровск) 849 KB
  В результате анализа основных технико-экономических показателей деятельности ресторана «НАРМИ» в прогнозном периоде по сравнению с отчетным была выявлена экономическая эффективность внедрения как всего комплекса предложенных мероприятий, так и отдельных направлений.
20792. Юридичні особи в міжнародному праві 159 KB
  Обґрунтування критеріїв визначення статусу юридичних осіб, порядку їх утворення, основних закономірностей функціонування в різних країнах світу, висвітлення проблем національності юридичних осіб; показати їхню важливість та одночасно принципи формування у сучасному світі.