59664

Три спаса: Литературно-музыкальная композиция

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Август - последний месяц лета. Днем жарко печет солнце, а ночью уже свежо, прохладно. Август - месяц обильных и длинных утренних рос, густых вечерних туманов. Лето на исходе, это чувствуется по-всему.

Русский

2014-05-09

50.5 KB

3 чел.

Три спаса: Литературно-музыкальная композиция

Оформление зала: Корзина с яблоками, фруктами, ветки рябины и калины, снопы, кувшинчики с медом, полотняные рушники, иконы "Спас" и "Спас Нерукотворный". Книжная выставка "Три Спаса". Желательно, чтобы ведущие были одеты в стилизированные народные костюмы.

(Музыкальное вступление: «Вечерний звон». 

    1-й ведущий: (На фоне музыки)
Август - астры,
Август – звезды,
Август - грозди
винограда и рябины
ржавой - август!
Полновесным, благосклонным
Яблоком своим имперским,
Как дитя, играешь, август.
Как ладонью гладишь сердце
Именем своим имперским:
Август - Сердце!
Месяц - поздних поцелуев
Позних роз и молний поздних!
Ливней звездных -
Август! - Месяц
Ливней звездных!
(М.Цветаева)

     2-й ведущий:
Август - последний месяц лета. Днем жарко печет солнце, а ночью уже свежо, прохладно. Август - месяц обильных и длинных утренних рос, густых вечерних туманов. Лето на исходе, это чувствуется по-всему.
Только август ступил на порог
И листва еще держится прочно,
Но картофельный сизый цветок
Опадает на влажную почву.
Завели золотые шары,
Пропитались туманы рассветом.
Это значит в иные миры
Отлетает короткое лето.
(Т.Кузовлева)
Звучит: З.Ханок. «Июнь, июльевич, август»

     3-й ведущий:
Название месяцу дал древнеримский император Август, живущий в первом веке до новой эры. Народ  дал месяцу свои имена. На смену  пышному разнотравью июля пришло изобилие овощей, фруктов, ягод.
Времечко страдное, времечко жаркое,
Трудятся люди не зря,
Всех одарила своими подарками
Матушка наша, земля:
Дынями зрелыми,
Грушами спелыми,
Крепкой капустой,
Яблоком с хрустом,
Сочным и вкусным.
Медом, вином золотистым.
Свежим, соленым,
Сладким вареньем.
Сливой моченой.
Хлебом печеным.
(А.Фатьянов)

     2-й ведущий:
Щедроты августа несметны. Это и отражено в его народных названиях - густарь и густоед, собериха-припасиха, государь страды, хлебосол, хлебовень, разносол.
И жатва, дочь златого лета
Небесным кормится огнем,
И жадно пьет разливы света
И зреет утопая в нем.
Август  - месяц ста забот. Как говорит пословица: "Настало время жатвы золотое - никому не даст оно покоя". Отсюда и другие названия месяца. На Украине и в Польше зовут его серпнем, в Чехословакии - сопен, в Белоруссии называют жнивнем, в Болгарин - косачем. Старинные месяцесловы именуют его зорничком или зорничником от ясных зорь ярких зарниц.

     1-й ведущий:
А еще август - малиновое лето, его венец и закат, пора семян и паутинок, предверие и предвесник осени.
Как ясен август, нежный и спокойный,
Сознавший мимолетность красоты,
Позолотив древесные листы,
Он чувства заключил в порядок стройный.
В последний раз, пред острием серпа,
Красуются колосья наливные,
Взамен цветов везде плоды земные.
Отраден вид тяжелого снопа
А в небе журавлей летит толпа
И криком шлет "прости" в места родные.
(К.Бальмонт)

     3-й ведущий:
Август издревле посвящен был богине жатвы, и многие народы мира отмечали праздник урожая. Доныне еще, в Сицилии, в праздник этого месяца увенчивают колосьями образ Богоматери. В Великобритании праздник урожая отмечается во всех церковных приходах, а первый день августа называется Lammar, что дословно означает "жатва пирогов", потому что к этому празднику печется первый хлеб из зерна нового урожая. Церкви к этому празднику украшаются фруктами и овощами, хлебом и зерном, принесенными прихожанами. По окончании праздника все это отправляется в больницы или идет на благотворительные цели. В южной Исландии и Норвегии в Варфоломеев день (24 августа) по окончании сенокоса, поселяне, заколов теленка или барана, устраивают пиршество с песнями и плясками до утра. В Германии, Франции и Испании окончание жатвы также отмечается народным торжеством. К этому времени приурочивают свадьбы, ярмарки, всевозможные соревнования и игры.
(Звучит Колокольный - вечерний звон).

     2-й ведущий:
Наши православные предки чтили и справляли в августе три праздника, посвященные Всемилостливому Спасу Иисусу Христу: 1(14) августа - "Спас на воде", 6 (19) августа - "Спас на горе" и 16 (29) августа - "Спас на полотне"
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
(С.Есенин)
(Звучит музыка русской народной песни "Яблонька").

    1-й ведущий:
Первый Спас посвящен воспоминанию о событии, в святцах именуемом "Происхождением древ честного и животворящего Креста Господня", к которому в XII веке присоединилось еще особое празднество "Всемилостливому Спасу Христу Богу нашему и Пресвятой  Богородице Марии Матери Его". Таким образом, в этом дне соединились два церковных праздника.
Тихо гаснуть по садках жоржини,
Небо - мов зозулене крило.
Синій трунок спілої ожини
Допиває втомлене село.
Важко гнуться яблуневі віти
Тягарем серпневим наливним,
На весь світ прив'яло - медоцвіто
Дишуть заколисані лани.
(О.Бондаренко)

     3-й ведущий:
Первый Спас называют в народе "медовым", так как с этого дня, по народной примете, пчелы перестают носить медовую взятку с цветов. В этот день вынимают соты из ульев и пробуют мед нового медосбора. В народном календаре Первый Спас еще называют "мокрым". Существовал обычай освящать колодцы, реки и водоемы и после молебна купать в них детей, купаться самым, и последний раз за лето купать скот.

     1-й ведущий:
Пролетев косяком, режа воздух крылом,
опустились скворцы на поля.
Хлебом, яблоком, медом, парным молоком,
Ноздреватая пахнет земля.
(А.Фатьянов) Звучит колокол.

     2-й ведущий:
Большой торжественностью отмечается праздник Преображение Господне или "Спас на горе" - 2-й Спас. Евангельская легенда гласит, что Иисус Христос в этот день, взяв с собой трех учеников - Петра, Иакова и Иоанна, пришел с ними на гору Фавор и стал молиться. Во время молитвы он преобразился - его лицо просияло, а над головой возникло золотое свечение, изменились его одежды, они стали белые и чистые, как снег. Рядом с ним явились два древних пророка Моисей и Илия и беседовали с ним. Потрясенные ученики Христа испытали неземное блаженство. Затем видение исчезло, а Христос взял с учеников слово не рассказывать о нем никому вплоть до его кончины и Воскресения. Преображение Господне - один из самых почитаемых религиозных праздников.

     3-й ведущий:
В глубокой древности сложился благочестивый обычай - в этот день освящать в церквях первые плоды нового урожая. В России такими плодами чаще всего бывают яблоки, и в народном обиходе праздник получил и по сей день сохранившееся название "яблочного Спаса". (Звучит колокольный звон).
Рано утром шли в церковь святить яблоки, слушать красоту церковного пения, благодарить создателя и сына его. Днем веселье: яблочный квас и компот пьют, яблоки с горки катают, чье дальше упадет? А в саду под развесистой яблоней стол накрыт, на нем пироги яблочные, яблоки печеные, томленые, фаршированные, медом политые. Вкусно!

     2-й ведущий:
Соку спелого полно
Так светло и так душисто,
Так румяно, золотисто,
Будто медом налилось.
(А.С.Пушкин)
О значении, какое имели яблоки в повседневной жизни наших предков, свидетельствуют сказки, легенды, пословицы, поговорки, песни. Яблоня была известна человеку раньше всех плодовых деревьев. Культивировать ее начали в Малой Азии, оттуда завезли в Египет и Палестину, позднее - в Древнюю Грецию и Рим. В XVI веке европейцы знали уже 46 сортов яблонь. На земле древних славян было так много диких яблонь, что путешественники называли ее "яблоневым царством". В Киевской Руси первые сады закладывались при монастырях.

     3-й ведущий:
Как символ плодовитости, любви и красоты, познания и власти яблоко утвердилось в мировой культуре. Мы  встречаем  яблоко в мифах и легендах, в стихах и сказках. Вспомним некоторые.
• Подобно людям мифические боги также собирали, дарили и даже воровали яблоки. Гера, жена Зевса, в подарок к свадьбе
получила яблоко.
• Яблоко на котором было написано лишь одно слово
"Прекраснейшей" получил Парис, чтобы подарить его одной из
богинь: Гере, Афродите или Афине. Известно, что он предпочел
Афродиту, чем вызвал у других богинь гнев и досаду.

     1-й ведущий:
Яблоко было таким привлекательным и желанным, что нет никакого чуда в том, что Ева заинтересовалась именно им. Преданье говорит, что змей определил быть яблоку сокровищницей знаний.
Во тьме веков и в сумраке преданий
Встает пред нами рай, страна средь облаков.
Страна, среди светил висящая, где звери
С большими лицами блаженных чудаков
Гуляют, учатся и молятся химере.
И посреди сверкающих небес
Стоит, как башня, дремлющее древо
Оно - центр сфер, и чудо из чудес,
И тайна тайн. Направо и налево
Огромные суки поддерживают свод
Густых листов. И сумрачно и строго
Сквозь яблоко вещает голос бога,
Что плод познанья - запрещенный плод.
(Н.Заболоцкий)
(Звучит песня М.Таривердиева "Сонет в яблоке".

     2-й ведущий:
Встречаем мы яблоко в литературе и искусстве, особенно в сказках. Кто не помнит о горьком опыте, который вынесла от встречи с яблоком Белоснежка? Чудеса творили яблочки на тарелочке с голубой каемочкой. А кто не мечтал попробовать  сказочных молодильных яблок! Вера в магическую силу яблока живет  и в песнях.
(Звучит русская народная песня "Как под яблонькой "]
Прочное место занимает яблоко в пословицах. (Проводится конкурс пословиц, в которых упоминается яблоко).

     3-й ведущий:
Встречается яблоко и. Но, конечно же, мы встречаемся с ним чаще всего дома, на кухне. Яблоко можно съесть сырым и вареным, печеным и сушеным, сделать из него пюре или выжать сок. Именно со второго Спаса начиналось едение яблок. "На второй Спас и нищий яблочко съест" - говорили в народе, свято соблюдая обычай оделять в этот день всех нищих и неимущих.
Прикусывая яблоко, девушки думу крепкую надумывали, загадывали о любви. А бабы, прикусывая яблоко, думали о своем веке. Ведь время, как вкопанное не стоит, вспять его не повернуть. Поэтому и осеннюю пору надобно встретить не казнясь.
(Звучит песня А. Костенко "Ти скажи мне яблонька ").

     2-й ведущий:
Сонной, глухой тишиной наливаются в августе ноги,
Не умолкает кузнечик во мгле опустевших полей.
Реже выходим гулять мы, и встречи и взгляды короче.
Ниже лохматые звезды, и все мне молчать тяжелей.
Слышишь ударилось яблоко, продребезжала телега?
Скоро созревшее слово в горячую пыль упадет.
Вот и задумай желанье, пока разгорается Вега,
Ветер, как вздох, затихает, и месяц над садом плывет.
(Вс. Рождественский)

     3-й ведущий:А погода между тем все холоднее. "На второй Спас бери рукавицы про запас" - говорили в народе.
Холодным теплом налились георгины,
На зелени темной прощально горят,
Шары золотые и кисти рябины,
И августа ярок тяжелый наряд
(Т. Калашников)

     1-й ведущий:
И наконец 16 (29) августа празднуется Третий Спас (Спас Нерукотворный), который еще называют "полотняным" или "холщовым". В   этот день устраивались в селах и деревнях торги холстами, полотном, которые сопровождались весельем.
Хорошо в лугу широким кругом
В хороводе пламенном пройти,
Пить вино, смеяться с милым другом
И венки узорные плести...
(А.Блок)

     3-й ведущий:
Третий Спас именовали еще хлебным и ореховым. Все это трехнедельное время с тремя Спасами, у русских носит название "Спасовок", а у украинцев и белорусов "Обжинок". С окончанием жатвы было связано множество обычаев. Почти повсеместно оставляли несжатым последний пучок колосьев, называя по разному, чаще "Спасова бородка" или "перепелица". "Бороду" завивали разными способами, а в середину клали кусочек хлеба с солью.

Последний сноп называемый "именинником", наряжали в сарафан, платок, украшали лентами, и самая красивая девушка в венке из цветов и колосьев несла его в деревню. Ее сопровождали жницы с песнями, с серпами на плечах. Хозяин встречал девушку, снимал венок, брал сноп, а ее одаривал деньгами. Для жниц было приготовлено угощение, начиналось пиршество называемое "складчиной" или "спасовкой".
(Музыкальная композиция «Дожинки с песнями и плясками».)

     2-й ведущий:
Спадает летнее тепло, уходит. Сначала это почти незаметно, но вот дожди и прохлада день ото дня все настойчивее и убеждаешься: накал солнышка уже не тот, время сдвинулось к осени.

     1-й ведущий:
Постоим же, на краешке лета
Там, где лес паутиной прошит.
Коль остался вопрос без ответа,
Значит осень его разрешит.
Лето - время тепла и покоя,
Исцеленья недугов, обид.
Вот откуда названье такое.
Ведь оно не пройдет – пролетит!
Насладились мы летом летящим,
Хоть ругали жару и дожди.
Так поклонимся долам и чащам
Если скажут: "Еще приходи!"
Так поклонимся летнему дому –
И дворцу, и крестьянской избе,
И сквозному простору морскому,
И речушке, коль скажут тебе: "Возвращайся!"
И мы, словно птицы,
Возвратимся знакомым путем!
Возмечтаем о том у границы
Между августом и сентябрем.
(О. Дмитриев).
(Звучит песня О.Білаша «Треба йти до осені»).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14244. Южно-русская музыкальная традиция 30 KB
  Лекция десятая и одиннадцатая. Тема: южнорусская музыкальная традиция. Южнорусская народная музыкальная культура представляет собой самобытнейший пласт отечественной культуры это особая песенная традиция вобравшая в себя черты иных регионов но создавшая уни...
14245. Уральские и Сибирские песенные традиции 28.5 KB
  Лекция двенадцатая. Тема: Уральские и Сибирские песенные традиции. Урал. Освоение Урала шло с Севера. Наиболее ярко уральская северная традиция проявляется в свадебном обряде. Песни данной традиции основаны на тоническом стихе. На синем было на море песн...
14246. Русские народные музыкальные инструменты 49.5 KB
  Лекция тринадцатая. Тема: русские народные музыкальные инструменты. Музыка в понимании современного крестьянства это инструментальная игра. Музыка скрипач побелорусски. Инструментальная игра мужское дело. После войны женщины тоже стали музицировать и эт
14247. Песни алтайских казаков 28 KB
  Лекция четырнадцатая. Тема: песни алтайских казаков. Алтайские казаки – это особая этническая группа длительное время имевшая специальные военные задачи по охране южных рубежей сибирских российских владений. Это отразилось на поэтическом содержании песен отра
14248. Композитор и фольклор 33.5 KB
  Лекция шестнадцатая. Тема: Композитор и фольклор. В конце 19 века Эдисон изобрел фонограф. Фонографы работали по следующему принципу: по вращающемуся звуконосителю перемещалась игларезец полученные при помощи мебранымикрофона механические колебания механичес...
14249. Среднерусская и средневолжская народные музыкальные традиции 34 KB
  Лекции шестая и седьмая. Тема: среднерусская и средневолжская народные музыкальные традиции. Среднерусская музыкальная традиция. Географически она сконцентрирована вокруг Москвы и прилегающих областей то есть распространена в Московской Владимирской Нижегоро...
14250. Образы Пушкинской лирики и прозы в музыкальных произведениях 17.34 KB
  Образы Пушкинской лирики и прозы в музыкальных произведениях 1 Талисман Стихотворение Пушкина храни меня мой талисман связано с кольцомталисманом подаренным Пушкину Елизаветой Воронцовой. Это был красивый роман который имел трагическое последствие – губернат...
14251. Музыкально-игровое творчество как вид деятельности дошкольников 159.5 KB
  Музыкальноигровое творчество как вид деятельности дошкольников Курсовая работа Оглавление: Введение Глава 1 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста Деятельность как ведущий фактор развития личности ребенка Игровая дея...
14252. Немецкая опера первой половины 19-го века 294.5 KB
  Немецкая опера первой половины 19го века В одной из глав романа Жизнь музыканта Вебер характеризует положение оперного искусства в Германии начала 19го века. Гансвурст излюбленный персонаж немецкого народного театра нечто вроде нашего русского Петрушки поочерёд