59664

Три спаса: Литературно-музыкальная композиция

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Август - последний месяц лета. Днем жарко печет солнце, а ночью уже свежо, прохладно. Август - месяц обильных и длинных утренних рос, густых вечерних туманов. Лето на исходе, это чувствуется по-всему.

Русский

2014-05-09

50.5 KB

3 чел.

Три спаса: Литературно-музыкальная композиция

Оформление зала: Корзина с яблоками, фруктами, ветки рябины и калины, снопы, кувшинчики с медом, полотняные рушники, иконы "Спас" и "Спас Нерукотворный". Книжная выставка "Три Спаса". Желательно, чтобы ведущие были одеты в стилизированные народные костюмы.

(Музыкальное вступление: «Вечерний звон». 

    1-й ведущий: (На фоне музыки)
Август - астры,
Август – звезды,
Август - грозди
винограда и рябины
ржавой - август!
Полновесным, благосклонным
Яблоком своим имперским,
Как дитя, играешь, август.
Как ладонью гладишь сердце
Именем своим имперским:
Август - Сердце!
Месяц - поздних поцелуев
Позних роз и молний поздних!
Ливней звездных -
Август! - Месяц
Ливней звездных!
(М.Цветаева)

     2-й ведущий:
Август - последний месяц лета. Днем жарко печет солнце, а ночью уже свежо, прохладно. Август - месяц обильных и длинных утренних рос, густых вечерних туманов. Лето на исходе, это чувствуется по-всему.
Только август ступил на порог
И листва еще держится прочно,
Но картофельный сизый цветок
Опадает на влажную почву.
Завели золотые шары,
Пропитались туманы рассветом.
Это значит в иные миры
Отлетает короткое лето.
(Т.Кузовлева)
Звучит: З.Ханок. «Июнь, июльевич, август»

     3-й ведущий:
Название месяцу дал древнеримский император Август, живущий в первом веке до новой эры. Народ  дал месяцу свои имена. На смену  пышному разнотравью июля пришло изобилие овощей, фруктов, ягод.
Времечко страдное, времечко жаркое,
Трудятся люди не зря,
Всех одарила своими подарками
Матушка наша, земля:
Дынями зрелыми,
Грушами спелыми,
Крепкой капустой,
Яблоком с хрустом,
Сочным и вкусным.
Медом, вином золотистым.
Свежим, соленым,
Сладким вареньем.
Сливой моченой.
Хлебом печеным.
(А.Фатьянов)

     2-й ведущий:
Щедроты августа несметны. Это и отражено в его народных названиях - густарь и густоед, собериха-припасиха, государь страды, хлебосол, хлебовень, разносол.
И жатва, дочь златого лета
Небесным кормится огнем,
И жадно пьет разливы света
И зреет утопая в нем.
Август  - месяц ста забот. Как говорит пословица: "Настало время жатвы золотое - никому не даст оно покоя". Отсюда и другие названия месяца. На Украине и в Польше зовут его серпнем, в Чехословакии - сопен, в Белоруссии называют жнивнем, в Болгарин - косачем. Старинные месяцесловы именуют его зорничком или зорничником от ясных зорь ярких зарниц.

     1-й ведущий:
А еще август - малиновое лето, его венец и закат, пора семян и паутинок, предверие и предвесник осени.
Как ясен август, нежный и спокойный,
Сознавший мимолетность красоты,
Позолотив древесные листы,
Он чувства заключил в порядок стройный.
В последний раз, пред острием серпа,
Красуются колосья наливные,
Взамен цветов везде плоды земные.
Отраден вид тяжелого снопа
А в небе журавлей летит толпа
И криком шлет "прости" в места родные.
(К.Бальмонт)

     3-й ведущий:
Август издревле посвящен был богине жатвы, и многие народы мира отмечали праздник урожая. Доныне еще, в Сицилии, в праздник этого месяца увенчивают колосьями образ Богоматери. В Великобритании праздник урожая отмечается во всех церковных приходах, а первый день августа называется Lammar, что дословно означает "жатва пирогов", потому что к этому празднику печется первый хлеб из зерна нового урожая. Церкви к этому празднику украшаются фруктами и овощами, хлебом и зерном, принесенными прихожанами. По окончании праздника все это отправляется в больницы или идет на благотворительные цели. В южной Исландии и Норвегии в Варфоломеев день (24 августа) по окончании сенокоса, поселяне, заколов теленка или барана, устраивают пиршество с песнями и плясками до утра. В Германии, Франции и Испании окончание жатвы также отмечается народным торжеством. К этому времени приурочивают свадьбы, ярмарки, всевозможные соревнования и игры.
(Звучит Колокольный - вечерний звон).

     2-й ведущий:
Наши православные предки чтили и справляли в августе три праздника, посвященные Всемилостливому Спасу Иисусу Христу: 1(14) августа - "Спас на воде", 6 (19) августа - "Спас на горе" и 16 (29) августа - "Спас на полотне"
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
(С.Есенин)
(Звучит музыка русской народной песни "Яблонька").

    1-й ведущий:
Первый Спас посвящен воспоминанию о событии, в святцах именуемом "Происхождением древ честного и животворящего Креста Господня", к которому в XII веке присоединилось еще особое празднество "Всемилостливому Спасу Христу Богу нашему и Пресвятой  Богородице Марии Матери Его". Таким образом, в этом дне соединились два церковных праздника.
Тихо гаснуть по садках жоржини,
Небо - мов зозулене крило.
Синій трунок спілої ожини
Допиває втомлене село.
Важко гнуться яблуневі віти
Тягарем серпневим наливним,
На весь світ прив'яло - медоцвіто
Дишуть заколисані лани.
(О.Бондаренко)

     3-й ведущий:
Первый Спас называют в народе "медовым", так как с этого дня, по народной примете, пчелы перестают носить медовую взятку с цветов. В этот день вынимают соты из ульев и пробуют мед нового медосбора. В народном календаре Первый Спас еще называют "мокрым". Существовал обычай освящать колодцы, реки и водоемы и после молебна купать в них детей, купаться самым, и последний раз за лето купать скот.

     1-й ведущий:
Пролетев косяком, режа воздух крылом,
опустились скворцы на поля.
Хлебом, яблоком, медом, парным молоком,
Ноздреватая пахнет земля.
(А.Фатьянов) Звучит колокол.

     2-й ведущий:
Большой торжественностью отмечается праздник Преображение Господне или "Спас на горе" - 2-й Спас. Евангельская легенда гласит, что Иисус Христос в этот день, взяв с собой трех учеников - Петра, Иакова и Иоанна, пришел с ними на гору Фавор и стал молиться. Во время молитвы он преобразился - его лицо просияло, а над головой возникло золотое свечение, изменились его одежды, они стали белые и чистые, как снег. Рядом с ним явились два древних пророка Моисей и Илия и беседовали с ним. Потрясенные ученики Христа испытали неземное блаженство. Затем видение исчезло, а Христос взял с учеников слово не рассказывать о нем никому вплоть до его кончины и Воскресения. Преображение Господне - один из самых почитаемых религиозных праздников.

     3-й ведущий:
В глубокой древности сложился благочестивый обычай - в этот день освящать в церквях первые плоды нового урожая. В России такими плодами чаще всего бывают яблоки, и в народном обиходе праздник получил и по сей день сохранившееся название "яблочного Спаса". (Звучит колокольный звон).
Рано утром шли в церковь святить яблоки, слушать красоту церковного пения, благодарить создателя и сына его. Днем веселье: яблочный квас и компот пьют, яблоки с горки катают, чье дальше упадет? А в саду под развесистой яблоней стол накрыт, на нем пироги яблочные, яблоки печеные, томленые, фаршированные, медом политые. Вкусно!

     2-й ведущий:
Соку спелого полно
Так светло и так душисто,
Так румяно, золотисто,
Будто медом налилось.
(А.С.Пушкин)
О значении, какое имели яблоки в повседневной жизни наших предков, свидетельствуют сказки, легенды, пословицы, поговорки, песни. Яблоня была известна человеку раньше всех плодовых деревьев. Культивировать ее начали в Малой Азии, оттуда завезли в Египет и Палестину, позднее - в Древнюю Грецию и Рим. В XVI веке европейцы знали уже 46 сортов яблонь. На земле древних славян было так много диких яблонь, что путешественники называли ее "яблоневым царством". В Киевской Руси первые сады закладывались при монастырях.

     3-й ведущий:
Как символ плодовитости, любви и красоты, познания и власти яблоко утвердилось в мировой культуре. Мы  встречаем  яблоко в мифах и легендах, в стихах и сказках. Вспомним некоторые.
• Подобно людям мифические боги также собирали, дарили и даже воровали яблоки. Гера, жена Зевса, в подарок к свадьбе
получила яблоко.
• Яблоко на котором было написано лишь одно слово
"Прекраснейшей" получил Парис, чтобы подарить его одной из
богинь: Гере, Афродите или Афине. Известно, что он предпочел
Афродиту, чем вызвал у других богинь гнев и досаду.

     1-й ведущий:
Яблоко было таким привлекательным и желанным, что нет никакого чуда в том, что Ева заинтересовалась именно им. Преданье говорит, что змей определил быть яблоку сокровищницей знаний.
Во тьме веков и в сумраке преданий
Встает пред нами рай, страна средь облаков.
Страна, среди светил висящая, где звери
С большими лицами блаженных чудаков
Гуляют, учатся и молятся химере.
И посреди сверкающих небес
Стоит, как башня, дремлющее древо
Оно - центр сфер, и чудо из чудес,
И тайна тайн. Направо и налево
Огромные суки поддерживают свод
Густых листов. И сумрачно и строго
Сквозь яблоко вещает голос бога,
Что плод познанья - запрещенный плод.
(Н.Заболоцкий)
(Звучит песня М.Таривердиева "Сонет в яблоке".

     2-й ведущий:
Встречаем мы яблоко в литературе и искусстве, особенно в сказках. Кто не помнит о горьком опыте, который вынесла от встречи с яблоком Белоснежка? Чудеса творили яблочки на тарелочке с голубой каемочкой. А кто не мечтал попробовать  сказочных молодильных яблок! Вера в магическую силу яблока живет  и в песнях.
(Звучит русская народная песня "Как под яблонькой "]
Прочное место занимает яблоко в пословицах. (Проводится конкурс пословиц, в которых упоминается яблоко).

     3-й ведущий:
Встречается яблоко и. Но, конечно же, мы встречаемся с ним чаще всего дома, на кухне. Яблоко можно съесть сырым и вареным, печеным и сушеным, сделать из него пюре или выжать сок. Именно со второго Спаса начиналось едение яблок. "На второй Спас и нищий яблочко съест" - говорили в народе, свято соблюдая обычай оделять в этот день всех нищих и неимущих.
Прикусывая яблоко, девушки думу крепкую надумывали, загадывали о любви. А бабы, прикусывая яблоко, думали о своем веке. Ведь время, как вкопанное не стоит, вспять его не повернуть. Поэтому и осеннюю пору надобно встретить не казнясь.
(Звучит песня А. Костенко "Ти скажи мне яблонька ").

     2-й ведущий:
Сонной, глухой тишиной наливаются в августе ноги,
Не умолкает кузнечик во мгле опустевших полей.
Реже выходим гулять мы, и встречи и взгляды короче.
Ниже лохматые звезды, и все мне молчать тяжелей.
Слышишь ударилось яблоко, продребезжала телега?
Скоро созревшее слово в горячую пыль упадет.
Вот и задумай желанье, пока разгорается Вега,
Ветер, как вздох, затихает, и месяц над садом плывет.
(Вс. Рождественский)

     3-й ведущий:А погода между тем все холоднее. "На второй Спас бери рукавицы про запас" - говорили в народе.
Холодным теплом налились георгины,
На зелени темной прощально горят,
Шары золотые и кисти рябины,
И августа ярок тяжелый наряд
(Т. Калашников)

     1-й ведущий:
И наконец 16 (29) августа празднуется Третий Спас (Спас Нерукотворный), который еще называют "полотняным" или "холщовым". В   этот день устраивались в селах и деревнях торги холстами, полотном, которые сопровождались весельем.
Хорошо в лугу широким кругом
В хороводе пламенном пройти,
Пить вино, смеяться с милым другом
И венки узорные плести...
(А.Блок)

     3-й ведущий:
Третий Спас именовали еще хлебным и ореховым. Все это трехнедельное время с тремя Спасами, у русских носит название "Спасовок", а у украинцев и белорусов "Обжинок". С окончанием жатвы было связано множество обычаев. Почти повсеместно оставляли несжатым последний пучок колосьев, называя по разному, чаще "Спасова бородка" или "перепелица". "Бороду" завивали разными способами, а в середину клали кусочек хлеба с солью.

Последний сноп называемый "именинником", наряжали в сарафан, платок, украшали лентами, и самая красивая девушка в венке из цветов и колосьев несла его в деревню. Ее сопровождали жницы с песнями, с серпами на плечах. Хозяин встречал девушку, снимал венок, брал сноп, а ее одаривал деньгами. Для жниц было приготовлено угощение, начиналось пиршество называемое "складчиной" или "спасовкой".
(Музыкальная композиция «Дожинки с песнями и плясками».)

     2-й ведущий:
Спадает летнее тепло, уходит. Сначала это почти незаметно, но вот дожди и прохлада день ото дня все настойчивее и убеждаешься: накал солнышка уже не тот, время сдвинулось к осени.

     1-й ведущий:
Постоим же, на краешке лета
Там, где лес паутиной прошит.
Коль остался вопрос без ответа,
Значит осень его разрешит.
Лето - время тепла и покоя,
Исцеленья недугов, обид.
Вот откуда названье такое.
Ведь оно не пройдет – пролетит!
Насладились мы летом летящим,
Хоть ругали жару и дожди.
Так поклонимся долам и чащам
Если скажут: "Еще приходи!"
Так поклонимся летнему дому –
И дворцу, и крестьянской избе,
И сквозному простору морскому,
И речушке, коль скажут тебе: "Возвращайся!"
И мы, словно птицы,
Возвратимся знакомым путем!
Возмечтаем о том у границы
Между августом и сентябрем.
(О. Дмитриев).
(Звучит песня О.Білаша «Треба йти до осені»).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75308. Культура Западной Европы в V-XI веках 43 KB
  Культура Западной Европы в VXI вв. Искусство Западной Европы в средние века. Книга представляет собой очерки истории искусства стран Западной Европы в средние века. Сюда были приглашены наиболее образованные люди тогдашней Европы.
75309. Международные связи в Западной Европе в XI-XV веков 40.5 KB
  Однако международные отношения этого периода не приняли еще достаточно регулярного характера: не было постоянных послов и дипломатических представительств не сложилось еще и международное право; само это понятие в целом едва ли применимо к этому времени развивались лишь отдельные его элементы и прежде всего право войны и морское право например Барселонское морское право оформившееся в XII в. Однако неожиданно монголотатары основательно истощенные к этому времени героическим сопротивлением Руси повернули в степи Причерноморья и...
75310. Возникновение, сущность и эволюция средневекового государства 34.5 KB
  Возникновение сущность и эволюция средневекового государства. Процесс образования централизованного феодального государства в России имел в своей основе те же общие закономерности исторического развития что и процесс образования централизованных феодальных государств в странах Западной Европы. Формы феодального государства были различными но классовая его сущность оставалась одна и та же. Характеризуя основные черты государства в средние века В.
75311. Происхождение термина «средние века» 28 KB
  Происхождение термина средние века. Термин средние века перевод с латинского выражения medium evum средний век 1 был впервые введен итальянскими гуманистами. С позиций высоких достижений культуры Возрождения средние века им виделись как период одичания и варваризации античного мира как время испорченной кухонной латыни. Келлер ввел термин средние века в общую периодизацию всемирной истории разделив ее на античность средневековье и новое время.
75313. Отечественная историография о феодализме 39.5 KB
  Гуревича многих других исследователей продвинулось вперед выяснение отдельных явлений и событий истории средневекового мира прогрессировало теоретическое осмысление проблематики феодализма. Конрад хотя он сам как и другие востоковеды сталкивался с трудноразрешимыми проблемами при рассмотрении феодализма во всемирноисторическом масштабе. Но подобное понимание феодализма оказывается крайне обедненным сводимым к малосодержательной социологической абстракции....
75314. Периодизация истории средних веков и феодализма в отечественной и зарубежной историографии 34.5 KB
  Западной Римской империи. Встреча двух миров античного грекоримского и варварского германского кельтского славянского стала началом глубокого переворота который открыл новый средневековый период в истории Западной Европы. В практике преподавания пока принято считать условным концом средневековья первую буржуазную революцию общеевропейского значения английскую революцию 1640-1660х годов положившую начало господству капитализма в Западной Европе и совпавшую с окончанием первой общеевропейской Тридцатилетней войны 16181648 гг....
75315. Источники по истории средних веков (V-XV вв) 41.5 KB
  Источники по истории средних веков VXV вв. Законодательные и документальные источники по истории средних веков. Они являлись ценными источниками по истории VI в. Источники по истории XI XV вв.