59774

Профессионализм и методическое мастерство учителя иностранного языка

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: определить цели и содержание анализа урока иностранного языка выявить специфику анализа уроков различных видов и типов критерии оценки урока. Задачи: сформировать основные понятия по теме познакомиться со схемой анализа и оценки урока...

Украинкский

2014-05-10

70 KB

4 чел.

Тема: Профессионализм и методическое мастерство учителя иностранного языка.

Анализ урока иностранного языка как фактор овладения методическим мастерством.

Цели: определить цели и содержание анализа урока иностранного языка, выявить специфику анализа уроков различных видов и типов, критерии оценки урока.

Задачи: сформировать основные понятия по теме, познакомиться со схемой анализа и оценки урока иностранного языка, научиться анализировать уроки разных типов и видов и адекватно их оценивать.

  1.  Тематический план

  1.  Методический анализ урока иностранного языка.
  2.  Особенности анализа уроков различных видов.
  3.  Психолого-педагогический ракурс анализа урока иностранного языка.
  4.  Оценка урока.

  1.  Информационный блок

Вопрос 1.

Анализ урока — одно из важнейших дел учителя, руководителя. Анализ урока — дело очень сложное. Оно требует и всесторонних знаний об уроке, и специальных умении анализировать, вскрывать то, что не всегда лежит на поверхности.

Уровень анализа всегда определяет теоретическую и практическую компетентность учителя. Перефразируя известную поговорку, можно сказать так: покажи мне, как ты анализируешь урок, и я скажу тебе, какой ты учитель.

Сложность анализа заключается не только в многоплановости урока, в его многофакторности, но и в специфике отдельных видов и типов.

Схема

анализа и оценки урока иностранного языка

1. Определите цели урока (практическую, развивающую, образовательную, воспитательную).

2. Определите тип урока: нацелен ли он на формирование (или совершенствование) навыков (фонетических, лексических, грамматических) или на развитие речевых умений (диалогической или монологической речи, аудирования, чтения, письма); проанализируйте его целостность, динамику, связность; как данный урок вписывается в цикл уроков по теме.

3. Проанализируйте, как методы, методические приемы, упражнения и средства обучения, используемые на уроке, способствовали достижению главной цели и задач урока. Определите меру их адекватности.

4. Выявите соотношение упражнений: между упражнениями в развиваемом на уроке виде деятельности и другими видами РД; языковыми, условно-речевыми, программированными и традиционными; переводными и беспереводными; устными и письменными.

5. Определите степень оптимальности управления учебно-воспитательным процессом: а) режимы работы (фронтальный, индивидуальный, парный, групповой); б) распределение времени; в) наличие средств, способствующих интенсификации урока (фонограмма, видеоматериалы, раздаточный материал, компьютерные программы, различные виды игр и др.).

6. Установите, как осуществлял учитель индивидуализацию учебного процесса.

7. Проанализируйте, как владеет учитель технологией урока (умение дать четкую установку, использовать адекватные приемы исправления ошибок и др.).

8. Определите средства и способы учета, контроля и оценки владения учащимися иноязычным материалом, речевыми навыками и умениями (тестирование, само- и взаимоконтроль).

9. Оцените психологический климат на уроке и учителя как речевого партнера (его умение общаться, говорить адаптивно, использовать разнообразные аутентичные средства иноязычного педагогического общения, соотношение иностранного и родного языка на уроке и т.д.).

10. Оцените заключительный этап урока (способ предъявления домашнего задания, оценка работы учащихся и выставление отметок).

Вопрос 2.

1. Урок формирования лексических навыков говорения.

При анализе лексического урока следует учесть, по какой стратегии усвоения он построен: традиционной — с использованием этапа семантизации и строгим соблюдением стадий формирования лексических навыков говорения или с использованием функционально-смысловых таблиц.

В первом случае необходимо обратить внимание на следующее:

—играет ли ведущую роль функциональная сторона лексических единиц на всех ступенях формирования лексических навыков говорения;

—адекватен ли выбор приемов семантизации характеру новых лексических единиц, уровню владения учащимися иностранным языком, возрастным особенностям учащихся и ступени обучения;

— записаны ли лексические единицы в речевых образцах или микротексте;

— какова степень комбинируемости лексических единиц с единицами, усвоенными ранее;

—соблюдено ли требование усваивать новые лексические единицы на знакомом грамматическом материале;

— уместны ли зрительные подкрепления и их характер;

— адекватен ли контроль усвоения новых лексических единиц.

Оценка уроков с использованием функционально-смысловых таблиц должна, во-первых, учесть, соблюдены ли следующие три стадии: предъявление экстралингвистического объекта; работа с функционально-смысловыми таблицами; использование лексических единиц для выражения собственных мыслей учащихся без таблицы.

На первой стадии необходимо обратить внимание на то,

-имеет ли экстралингвистический объект (фильм-эпизод, сюжетная картина, рассказ учителя и т. д.) проблемный характер;

-проведена ли предварительная подготовка учащихся к восприятию экстралингвистического объекта (не более 2—4 минут);

-велика ли степень речевой интенции учащихся;

-носят ли вопросы для обсуждения проблемный характер.

На второй стадии следует обратить внимание на то,

-сформированы ли приемы работы учащихся с функционально-смысловыми таблицами;

-естественен ли характер речевых высказываний учителя и учащихся;

-соблюдена ли логика обсуждения экстралингвистического объекта и проблемных вопросов, транспонируемых на личность самих учащихся;

-проведена ли тщательная работа над слуховым образом новых лексических единиц;

-какова комбинируемость лексических единиц как внутри одной группы слов, так и между группами;

-соблюдены ли приемы «Прочти и скажи».

На третьей стадии следует обратить внимание на постепенный и обоснованный отход от функционально-смысловых таблиц.

2. Урок формирования грамматических навыков.

При анализе данных уроков необходимо в дополнение к общим параметрам урока оценить:

—правильно ли распределено учебное время между презентацией и автоматизацией грамматического явления (учтен ли при этом вил речевой деятельности, в котором данное грамматическое явление преимущественно используется);

—как сформулировано учебное правило, правильно ли определено место квантов учебного правила и последовательность их предъявления;

—подготовлено ли к восприятию новое грамматическое явление в речевой зарядке (актуализированы ли в речевом опыте учащихся усвоенные ранее грамматические явления, имеющие сходство в функциональном плане с новым грамматическим явлением);

—правильно ли выполнены условно-речевые упражнения.

3. Урок совершенствования речевых навыков.

При анализе этих уроков следует дополнительно определить:

—правильно ли поставлена проблема, которая будет обсуждаться на уроке на основе разговорного текста;

—связана ли речевая зарядка с проблемой, обсуждаемой в тексте;

—соответствуют ли вопросы логике развития мысли в тексте;

—употребляют ли учащиеся в ответах лексические единицы и грамматические явления из текста;

—организованы ли упражнения в трансформации и комбинировании материала текста.

4. Урок развития речевого умения.

1.При анализе урока развития монологической речи следует прежде всего исходить из конкретного аспекта речевого умения, который планировалось развивать. Необходимо ответить на вопрос о том, как в ходе урока реализованы требования к конкретному комплексу речевых упражнений. При этом следует оценить:

—соблюдена ли последовательность речевых упражнений во всем комплексе и на каждой из стадий;

—правильно ли количественное соотношение речевых упражнений по стадиям;

—достаточен ли диапазон речевых задач, использованных в речевых упражнениях;

—удачны ли формулировки установок.

2. Анализируя урок развития собственно общения, следует обратить внимание (кроме сказанного) на то,

-умеет ли учитель мотивировать высказывания путем создания соответствующих ситуаций;

-правильно ли организовывал парную и групповую работу в зависимости от цели;

-обучал ли стратегии и тактике общения;

-обучал ли приемам общения и насколько умело и удачно.

5. Урок обучения чтению.

При анализе уроков развития умения читать следует исходить из специфики чтения как умения извлекать информацию из печатного текста. При этом необходимо обратить внимание на следующее:

—правильно ли выбран текст для данного вида чтения (содержание, композиция, языковые трудности);

—соблюдены ли основные стадии работы над текстом;

—проведена ли (и как) подготовительная работа для чтения текста (психологическая подготовка к восприятию текста, упражнения для развития скорости чтения; упражнения для развития умения преодолевать трудности при чтении текстов с полным извлечением информации);

—дано ли предваряющее задание перед чтением текста;

—какова доля упражнений, в процессе выполнения которых происходит развитие различных механизмов чтения.

Вопрос 3.

В уроке можно выделить, кроме собственно методического аспекта, и общедидактический, и психологический, и педагогический; урок можно рассматривать с точки зрения и его структуры, и его организации, и познавательной деятельности учащихся, и управления учебной деятельностью учащихся со стороны учителя, и выработки навыков самостоятельной работы и т. д. Собственно говоря, нет ни одного аспекта урока, который не мог бы стать предметом самостоятельного наблюдения и анализа. Но в любом случае урок должен быть представлен как целостная, целенаправленная система, где нет ничего случайного, где все взаимосвязано и взаимообусловлено.

Психологический аспект урока.

1. Развивалось ли (как, в какой мере) речемышление учащихся; репродуктивное или творческое мышление преобладало на уроке.

2. Имело ли место развитие памяти; какие виды памяти развивались и какими средствами; запоминание какого вида использовалось – произвольное или непроизвольное.

3. Способствовали ли создаваемые ситуации развитию воображения.

4. Происходило ли развитие речевых способностей учащихся: фонематического слуха, догадки, способности к имитации, различению, логическому изложению и т. д.

5. Развивалась ли мотивация учащихся к овладению иностранным языком, какие способы для этого использовались, насколько успешно; каково соотношение побуждения учащихся и принуждения их к деятельности.

6. Каков был уровень самостоятельности в овладении иностранным языком (соотношение готовых и добываемых знаний, уровень задач, наличие проблемности, использование самоконтроля, взаимоконтроля самоанализа и т. д.).

7. Был ли учитель настроен на урок, собран, внимателен, энергичен, целеустремлен, настойчив в достижении цели; как это сказывалось на рабочем настроении учащихся.

8. Какой психологический климат царил в классе, чем достигался этот климат; умеет ли учитель создавать и поддерживать деловой контакт, личностные отношения; какие качества учителя способствуют или препятствуют нормальному педагогическому общению.

Педагогическая сторона урока.

— осуществляется ли (какими средствами и насколько удачно) идейно-политическое воспитание учащихся; то же самое относится к трудовому, эстетическому, военно-патриотическому, интернациональному, экологическому, нравственному воспитанию; соответствуют ли используемые материалы всем видам воспитания; поставлена ли в уроке специальная воспитательная задача и насколько последовательно она решается;

— развивает ли учитель у учащихся умение учиться; какие средства для этого используются, какие результаты достигнуты;

— обладает ли учитель педагогическим тактом, в чем он проявляется;

— связан ли изучаемый материал (его содержание) с жизнью;

— осуществляются ли межпредметные связи;

— насколько и как расширяется кругозор учащихся, велика ли образовательная ценность используемых материалов.

Мастерство анализа базируется на науке анализа, но, к сожалению, эта наука весьма слабо разработана. Опыт работы в школе сам по себе очень мало прибавляет к мастерству анализа. Единственно верный путь овладения какой-либо деятельностью — это заняться данной деятельностью. Поэтому хотелось бы посоветовать учителю не только не пренебрегать анализом, но и специально им заниматься. Анализировать можно как уроки коллег, так и свои собственные. Анализ уроков — не просто увлекательная деятельность, чрезвычайно полезна для становления учительского мастерства. Тот, кто хорошо анализирует уроки, грамотно их планирует и успешно проводит.

Схема анализа может быть любой. Здесь трудно посоветовать что-либо определенное, пригодное для всех. У каждого со временем вырабатывается своя схема, удобная именно для него.

И еще одно замечание. Оно касается этики анализа. Анализ урока ни в коем случае не должен превращаться в разнос, как это иногда бывает, особенно если урок посетил инспектор, директор, завуч. Высокое служебное положение посетившего не дает права на обидные замечания, на унижение достоинства учителя! Задача анализа — не уличить учителя в различных методических грехах, а помочь ему увидеть недостатки урока и посоветовать пути их ликвидации. «Критикуя, предлагай!»— таков девиз анализа. Вот почему любой анализ должен быть уважительным и конструктивным.

Вопрос 4.

Говоря об анализе, нельзя не сказать об оценке урока. Дело в том, что каждый компонент урока обладает неодинаковой значимостью, причем как общей (для обучения в целом), так и конкретной (для достижения цели данного урока).

Недостатки в планировании и реализации плана урока можно разделить на четыре ранговые группы, которые представлены далее по степени убывания их значимости.

1. а) Неверно сформулированная или нереальная цель (задачи) урока.

б) Неадекватность упражнений цели (задаче).

в) Неправильное соотношение упражнений (преобладание имитативных упражнений над другими, преобладание «подготовительных» над речевыми упражнениями и т. п.).

г) Неверное распределение времени на работу учащихся (управляемую и самостоятельную) и речевые действия учителя.

д) Грубое нарушение целенаправленности и целостности урока.

е) Неумение при необходимости по ходу перестроить урок.

2. а) Неверная последовательность упражнений (нарушение динамики урока).

б) Отсутствие индивидуализации или ее неверное использование.

в) Неверная технология проведения условно-речевых и речевых упражнений.

г) Отсутствие активизации класса, работа лишь с определенными учащимися.

д) Неверное соотношение практики и теории.

е) Неиспользование воспитательного и образовательного потенциала урока.

3. Неверная технология общения:

а) неадекватное содержанию и цели начало урока;

б) установки, сформулированные неречевым образом, нефункционально;

в) невыразительность речи, жестов, мимики;

г) отсутствие учета собеседника;

д) недоброжелательность, нервозность, грубость и т. п.;

е) отсутствие связности урока.

4. Неверная технология:

а) использования опор;

б) исправления ошибок;

в) приемов контроля;

г) использования ТСО;

д) формулировок домашнего задания;

е) использования записи на уроке и т. п.

Вполне понятно, что в уроке чаще всего оказываются недостатки разных рангов. Да и сам недостаток может проявиться в большей или меньшей степени. Поэтому значимость ранга (кроме первого) должна определяться при анализе только конкретно для каждого урока.

  1.  Список литературы

  1.  Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – 2-е изд., раб. – М.: Просвещение, 1988. С. 211-219.
  2.  Рогова Г. В., Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991. С. 220-222.

  1.  Глоссарий

Методический анализ урока – вид анализа, ориентированный на оценку структуры и содержания урока, технологии его проведения, эффективности решения учебно-методических задач.

  1.  Вопросы для самоконтроля

Блок I.

  1.  Докажите, что умение анализировать уроки важно для учителя.
  2.  Опишите схему анализа и оценки урока иностранного языка.

Блок II.

  1.  Назовите особенности урока формирования лексических навыков говорения, построенного по традиционной схеме.
  2.  В чем заключаются особенности анализа уроков с использованием функционально-смысловых таблиц?
  3.  Что необходимо оценивать при анализе уроков формирования грамматических навыков?
  4.  Как оцениваются уроки совершенствования речевых навыков?
  5.  Какие параметры необходимо учитывать при анализе уроков развития речевого умения?
  6.  Какие аспекты следует учитывать при анализе уроков обучения чтению?

Блок III.

  1.  Что необходимо учитывать в ходе анализа урока с психологической точки зрения?
  2.  В чем заключается педагогическая сторона анализа урока?

Блок IV.

  1.  Назовите недостатки в планировании и реализации плана урока.

  1.  Дидактический практикум

Проанализируйте урок иностранного языка с методической точки зрения.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39121. СТРУКТУРНЫЕ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ МЫШЛЕНИЯ (ИНТЕЛЛЕКТА) ЧЕЛОВЕКА 163.5 KB
  Такие возможности реализуются на основе эмпирического опыта и воздействий социального окружения; эмпирическим опытом который включает: формирование двигательных навыков путем упражнения извлечение информации из опыта взаимодействия с физическим миром логикоматематический опыт организации и координации познавательных действий; воздействием социального окружения. Взаимодействие субъекта и объекта – это источник любого знания который складывается из двух типов опыта: координации действий и операций которые строятся...
39122. СТРУКТУРНЫЕ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ПАМЯТИ ЧЕЛОВЕКА 104.5 KB
  СТРУКТУРНЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ПАМЯТИ ЧЕЛОВЕКА План 1. Теории и модели памяти в когнитивной психологии 1. Модели организации процессов памяти в когнитивной психологии Кратковременная память Ограниченность объема: в среднем 5–7 единиц информации. На самых глубоких уровнях: а происходит когнитивная семантическая обработка путем установления различных связей с информацией в долговременной памяти; б устанавливается смысл и содержание информации осуществляется ее субъективная оценка.
39123. Структурные, функциональные и генетические теории внимания человека 63.5 KB
  Теории и модели внимания в когнитивной психологии Д. Модель внимания на основе избирательного ослабления сигналов Существует перцептивный фильтр расположенный между входными сенсорными сигналами и вербальным семантическим анализом сообщения. Стадия предвнимания: происходит быстрое извлечение и обработка информации полученной рецепторами позволяющие выделить простые и наиболее заметные признаки объектов; обработка информации производится автоматически быстро параллельно; обработка информации происходит без сознательных усилий и...
39124. ТЕОРИИ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА 86.5 KB
  ТЕОРИИ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА План Структурное и функциональное определение и объяснение сознания сохраняет свою актуальность в психологии до настоящего времени. Попытки объяснить сознание человека в истории психологии были связаны: с анализом организации процессов внимания с анализом осознаваемых и неосознаваемых мотивов человека с описанием сознания как сцены на которой представлен феноменологический опыт субъекта ассоциативная психология гештальтпсихология с трактовкой сознания как активного начала организующего в единство...
39125. МЕТОДОЛОГИЯ В НАУКЕ 177 KB
  Методология в составе научного знания Современная психология – это система знаний состоящая из большого многообразия достоверных и сомнительных фактов феноменологических описаний психических явлений а также их всевозможных интерпретаций и объяснений. Методология науки – это: система знаний о принципах построения формах и способах организации научного познания о способах установления степени достаточной обоснованности и верифицированности знаний получаемых в процессе научного исследования естественных природных и социальных...
39126. РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ И ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ 98.5 KB
  Феноменологические признаки психических явлений и ошибки возникающие при восприятии субъектом собственной психики Предмет психологии чрезвычайно сложен и до настоящего времени не существует полного согласия между научными направлениями исследования психических явлений даже в том что такое психика. Существует большое разнообразие психических явлений которые может наблюдать каждый человек с достаточно развитым самосознанием. По поводу основных фиксируемых при непосредственном наблюдении признаков психических явлений не существует единой...
39127. ПРОБЛЕМЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ 126 KB
  ПРОБЛЕМЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ План 1. Научное познание психических явлений и его результаты Если обыденное познание психических явлений исходно опирается на непосредственночувственные данные и эмоциональные переживания возникающие в повседневном опыте субъекта то научное познание психики предполагает соблюдение ряда строгих процедур и требований которых придерживаются в любой сфере научной деятельности. Поиск объективных методов исследования и обоснование способов анализа и объяснения психических явлений – это...
39128. ТЕОРИИ ЭВОЛЮЦИИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ. ЭВОЛЮЦИЯ И ПСИХИКА 89 KB
  ТЕОРИИ ЭВОЛЮЦИИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ. Теории эволюционирования живых организмов Общебиологические теории Ж. Обе направлены на объяснение многообразия различий в формах живых организмов а также способов их приспособления к среде обитания путем формулирования и указания предполагаемых причин и законов. Движущая сила развития органического мира – врожденное стремление живых организмов к прогрессивному развитию различных функций.
39129. Методические рекомендации по подготовке и защите магистерских диссертаций по магистерским программам «Инновационный менеджмент» «Проектный менеджмент» 316.5 KB
  Методические рекомендации по подготовке и защите магистерских диссертаций по магистерским программам Инновационный менеджмент Проектный менеджмент Москва 2012 [1] 1 Общие положения [2] 2 Подготовка к написанию магистерской диссертации [3] 3 Требования предъявляемые к оформлению и содержанию магистерской диссертации [3.1 Общие требования к оформлению магистерской диссертации [3.2 Особенности оформления отдельных структурных частей магистерской диссертации [3.5 Основная часть диссертации [3.