599

Управленческие решения. Уровни принятия решений

Контрольная

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Управленческие решения: понятие, значение, методы и этапы их принятия. Соответствия управленческих решений действующим законам и нормативным актам и их полномочность.

Русский

2014-12-16

76 KB

64 чел.

Тема. Управленческие решения.

План.

  1.  Управленческие решения: понятие, значение.
  2.  Требования, предъявляемые к управленческим решениям.
  3.  Типы управленческих решений и их классификация.
  4.  Этапы принятия решений.
  5.  Методы принятия управленческих решений.
  6.  Уровни принятия решений.

  1.  Управленческие решения: понятие, значение.

Процесс управления любой организацией состоит из нескольких взаимосвязанных стадий важнейшей из которой является выработка и принятие решений. Решения (планы, задания, указания, приказы) принимаются руководителями  на всех уровнях управления от бригадира до директора. От качества управленческого решения зависит результат работы всего предприятия.

Необдуманные, неправильные решения расхолаживают работников, а иногда приводят к созданию неделовой, нездоровой обстановки. Умение руководителя управлять определяется способностью принимать эффективные решения.

Таким образом, управленческое решение представляет собой выбор предварительно осмысленной цели, средств и методов ее достижения.  

Управленческие решения - это выбор средств и методов, с помощью которых можно достичь поставленных целей.

В процессе выработки и принятия решений участвуют все работники аппарата управления  предприятия. Специалисты и технические исполнители заняты в основном обработкой информации, ее систематизацией, анализом и согласованием. Руководители своим трудом завершают весь процесс работы с информацией и принимают окончательное решение.

  1.  Требования, предъявляемые к управленческим решениям.

К управленческим решениям предъявляются требования: научная обоснованность, своевременность, соответствие действующим законам и нормативным актам, полномочность, своевременность, логическая последовательность и лаконичность, простота изложения, адресность, ясность, организующий характер.

Под научной  обоснованностью, управленческого решения понимается соответствие решения объективным конкретным условиям и возможностям достижения поставленных целей.

Своевременность решения во многом определяет результаты работы предприятия общественного питания. Запоздалое, а также преждевременное принятие решения снижает эффективность управления.  Это особенно актуально при управлении запасами сырья. Умение быстро оценить обстановку и принимать своевременные решения являются одним из главных качеств руководителя.

Требование соответствия управленческих решений  действующим законам и нормативным актам и их полномочность предусматривает, что решения должны приниматься руководителями в пределах предоставленных им прав и на основе действующих законов или нормативных актов. Решения не соответствующие действующим законам и нормативным актам считаются недействительными, а незнание Закона не освобождает руководителя от ответственности.

Логическая последовательность и лаконичность изложения  решений предполагает, что они не должны противоречить ранее принятым решениям, а также должны быть четкими, ясными и преследовать достижение целей и задач поставленных перед предприятием. Это исключает разноречивое понимание и придает решениям деловой характер.  

Простота изложения, адресность и  ясность содержания управленческого решения придает ему деловой характер и исключает разное толкование исполнителями изложенных положений.  

Организующий характер заключается в том, что управленческие решения должны устанавливать ответственность исполнителей, определять роль и место каждого из них в достижении поставленных целей.

  1.  Типы управленческих решений и их классификация.

Для руководителей предприятий общественного питания существенное значение имеет классификация управленческих решений, облегчающая их систематизацию и контроль за их выполнением.

Управленческие решения можно классифицировать по следующим признакам:

по способу принятия решения бывают коллегиальные и единоличные. Коллегиальные решения принимаются коллективно, например, выбор правления акционерного общества.  Единоличные решения принимаются индивидуально руководителем, это могут быть различные приказы, распоряжения по предприятию общественного питания.

по масштабу действия решения могут быть общими, затрагивающими производственную и хозяйственную деятельность (переход на новую технологию обслуживания), и частные, охватывающие только одно подразделение или все предприятие (об изменении режима работы, о минимизации издержек  предприятия общественного питания).   

по срокам действия решения делятся на долгосрочные, текущие и краткосрочные. Долгосрочные решения выносятся на продолжительный период времени. Например, решения о реконструкции ресторана, о переоборудовании. Выполнение таких решений требует нескольких лет своего осуществления.

Текущие решения выполняются, как правило в течение года. К ним относятся решения о распределении товарных ресурсов, плана товарооборота, фонда материального поощрения, решения по кадровым вопросам.

Краткосрочные решения выполняются в течение непродолжительного периода (дня, недели, месяца). Это, например, решения по работе предприятия поп в праздничные дни, организация проведения закрытых мероприятий.

По объекту воздействия следует различать решения внешние и внутренние. Внешние решения затрагивают отношения с другими организациями и предприятиями (оптовыми предприятиями, строительными организациями и др.). Это различные письма – запросы докладные записки, справки, акты и др. Внутренние решения, касающиеся различных сторон деятельности самого предприятия общественного питания, например,  о подготовке ПОП к работе в зимний период, о состоянии обслуживания в ПОП.

По функциям управления  выделяют решения по вопросам коммерческой деятельности, планово – экономической, финансовой работе, организации торговли, работе с кадрами. Решения по коммерческой работе касающиеся закупки и завоза товаров в ПОП, соблюдения правил хранения и продажи товаров и др.  

Планово – экономические решения принимаются при разработке планов развития объектов управления. К этому виду решений относятся решения по вопросам планирования товарооборота, оплаты труда и др.

Финансовые решения касаются распределения и формирования различных фондов, получения и погашения кредитов и др.

Организационные решения направлены на формирование меню ресторана, внедрение прогрессивных форм обслуживания и т.д.

Решения по работе с кадрами отражают процесс приема, подготовки и движения кадров ПОП.

По степени информированности руководителя решения могут приниматься в условиях полной определенности (известны все факты), неполной определенности (известна только часть информации) и полной неопределенности (когда неизвестны показатели будущего развития системы).

  1.  Этапы принятия решений.

Процесс принятия управленческого  решения состоит из следующих этапов:

- оценка ситуации и постановка цели;

- подготовка решения;

- принятие решения;

- организация и контроль исполнения.  

1 этап – Оценка ситуации и постановка цели.

Процесс принятия решения,  начинается с возникновения какой либо проблемы или ситуации,  сложившейся на предприятии общественного питания. Различные ситуации складываются при невыполнении графиков завоза сырья, при возникновении конфликтов между сотрудниками, при нарушении договорных обязательств поставщиками и др.

Ситуация может быть простой или сложной, может касаться предприятия общественного питания в целом  или отдельных его подразделений, может быть повторяющейся или разовой. От характера сложившейся ситуации зависят виды принимаемых решений.  Ситуация порождает цели, к которым следует стремиться для приведения управляемого объекта в желаемое состояние. Например, если потребители жалуются на большие затраты времени на посещение кафе, то в этом случае необходимо улучшить организацию труда официантов или внедрить прогрессивные формы обслуживания. Если сотрудники ресторана жалуются на неудовлетворительные условия труда, то следует изучить условия работы и принять решения по устранению выявленных недостатков. Все это порождает новые ситуации, которые требуют принятия решений.

В зависимости от сложившейся ситуации ставятся цели. Цель является основой выработки решения. Четкость формулировки цели зависит от знаний и опыта руководителя, его умения прислушиваться к советам специалистов, правильного понимания ситуации и т.д. После постановки цели, руководитель должен определить круг лиц, ответственных за подготовку этого решения.   

2 этап – Подготовка решения.  

В первую очередь при подготовке решения подбирается и изучается вся имеющаяся информация по интересующему вопросу: это приказы вышестоящих организаций, методическая и справочная литература, нормативные материалы, данные о достижениях науки в данной области, информация о ресурсах.

Оценка различных вариантов решения должна проводится по различным критериям. Критерий – это показатель, на основе которого составляются различные варианты решения. Например, критериями эффективности деятельности предприятия общественного питания являются объем и темпы роста товарооборота, прибыльность, окупаемость инвестиций и т.д. Критерий отражает степень достижения поставленных целей с учетом затраченных для этого средств.

Подготовка решения   заканчивается разработкой нескольких вариантов решения. В основе каждого варианта должна быть сформулирована цель решения, проведен анализ собранной информации и выбран для сравнения существенный критерий.

3 этап  процесса принятия решения начинается с анализа и оценки вариантов решения. В каждом варианте определены критерии оценки эффективности решения, и каждый из них имеет свои положительные и

отрицательные стороны, потому что они основаны на разных условиях выполнения и разных путях достижения сформулированной цели.

При рассмотрении различных вариантов обязательно определяется обеспеченность  товарными, материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами.

После обсуждения нескольких вариантов руководитель выбирает более рациональный вариант.

Сложные решения обсуждаются с компетентными специалистами и будущими исполнителями. Принятое решение оформляется в виде документа или устного распоряжения: приказа, протокола, постановления, акта, инструкции.  

4 этап - Организация выполнения решения начинают с составления плана организационных мероприятий по выполнению решения, который утверждается руководителем предприятия.

Принятое решение должно быть вовремя доведено до исполнителей. Следует также разъяснить исполнителям и коллективу содержание и необходимость исполнения принятого решения и важность результатов, которые можно получить при его выполнении.

Чем сложнее поставленная задача, тем шире и подробнее ведется разъяснительная работа в коллективе. Некачественная организационная работа ведет к некачественному выполнению управленческих решений и имеет экономические, организационные и психологические последствия.

Экономические потери выражаются в нерациональных затратах рабочего времени персонала, в неэффективной работе управляемого объекта в новых условиях, в нецелесообразном использовании финансовых и материальных ресурсов.  

Организационные издержки представляют собой снижение эффективности управления предприятием общественного питания.

Отрицательные психологические последствия невыполнения решений приводит к ослаблению авторитета приказа или распоряжения, неудовлетворенности работой.  

5 этап – Организация контроля за исполнением решения.

Важным условием выполнения управленческого решения является контроль за ходом его исполнения. Контроль необходим для того чтобы своевременно выявить отклонения от задания или программы и быстро принять меры по устранению наметившихся отклонений. В практике предприятий общественного питания может быть использована карточная система контроля сроков и результатов принятия управленческих решений.  Она заключается в том, что на каждый документ, подлежащий контролю, выписывается карточка. В ней указывается объект контроля. При приближении времени выполнения задания исполнителю делают напоминание. После выполнения задания исполнитель делает в карточке соответствующую отметку и возвращает ее у службу контроля . Решение снимается с контроля только в том случае, если руководитель отметит, что задание выполнено полностью. Руководитель предприятия общественного питания систематически через установленный интервал времени получает информацию от службы контроля о просроченных сроках выполнения заданий с указанием исполнителей. На основе этих данных он принимает меры к окончательному выполнению задания. На поп, имеющих электронно - вычислительную технику  функции службы контроля выполняют ЭВМ.

  1.  Методы принятия управленческих решений.

Управленческие решения принимаемые в предприятии общественного питания должны быть наиболее  оптимальными с точки зрения их осуществления. Оптимизация управленческого решения подразумевает выбор наиболее рациональных путей достижения поставленных целей. К методам оптимизации управленческих решений относятся:

- математическое моделирование;

- методы экспертных оценок;

- метод «мозгового штурма»;

- мнение жюри;

- теория игр.

Математическое моделирование применяется в тех случаях, когда достаточно информации имеющей цифровой характер и если эта информация может быть формализирована. Т.е. создается модель с помощью расчетов. Математическое моделирование может быть использовано при планировании производства, при материально – техническом обеспечении, при организации перевозок.

В общественном питании не всегда и не все можно решить с помощью математических моделей, поэтому часто используется метод экспертных оценок.

Методы экспертных оценок применяются в тех случаях, когда задача не может быть решена математическими методами.

Экспертиза представляет собой исследование сложных вопросов лицами, обладающими специальными знаниями и опытом, с целью получения выводов, мнений, рекомендаций и оценок.  Экспертное заключение оформляется в виде документа, в котором фиксируются ход исследования и его итоги. В экспертном  заключении указывается кто, где, когда и в связи с чем организует и проводит экспертизу. Далее определяется объект экспертизы и методы проведения исследования. В заключительной части содержатся выводы, рекомендации и практические меры предлагаемые экспертами.

Наиболее эффективно применять методы экспертных оценок при анализе сложных процессов отличающихся качественными характеристиками при прогнозировании тенденций развития производственной системы и оценке альтернативных вариантов решения.

В случаях, когда принять правильное управленческое решение оказывается очень сложно, используют метод «мозгового штурма».

Этот метод применяется при минимуме информации о решаемой проблеме и очень ограниченных сроках для ее осуществления. В этом случае приглашаются специалисты, имеющие отношение к данной проблеме и им предлагается участвовать в ее решении. При этом должны соблюдаться следующие правила:

- все высказываются по очереди;

- говорят лишь в том случае, когда могут сказать что – то новое;

- высказывания не критикуются и не обсуждаются;

- все предложения фиксируются.

Проведение «мозгового штурма» осуществляется в 4 стадии:  

  1.  Характеристика анализируемой проблемы. На этой стадии излагается проблема, разъясняются ее цели, имеющиеся ограничения, характеризуется то, что в данной области уже сделано.
  2.  Выработка максимально возможного количества вариантов решений по анализируемой проблеме (даже самых невероятных), т.е. каждый участник «мозгового штурма» думает самостоятельно и высказывает свое мнение по данному вопросу.
  3.  Выбор наиболее рациональных идей для дальнейшей проработки. Эту работу проводит руководитель, который организует изучение  предложений и  выбор наиболее оптимального решения.
  4.  Разработка альтернативных решений.

Обычно этот метод позволяет быстро и правильно решить поставленную проблему.

Разновидностью метода «мозгового штурма» является мнение жюри.. Суть этого метода состоит в том, что к обсуждению проблемы привлекаются специалисты различных сфер деятельности, взаимодействующие между собой. Например, к решению об открытии нового ресторана привлекаются руководители производственного, коммерческого, кадрового и финансового подразделений.  

Одним из методов оптимизации управленческих решений в условиях рыночной конкуренции является теория игр, суть которой состоит в моделировании воздействия принятого решения на конкурентов. В бизнесе игровые модели используются для прогнозировании реакции конкурентов на изменение цен, предложение дополнительных услуг, модификацию и освоение новой продукции.

Способность прогнозировать действия конкурентов является преимуществом для любой организации. Теория игр обычно используется в ситуациях, когда необходимо принять решение в условиях конкурентной борьбы.  

Методы оптимизации управленческих решений могут дополнять друг друга и использоваться комплексно при выработке важных управленческих решений.

  

  1.  Уровни принятия решений.

Выделяют четыре уровня решений в зависимости от вклада менеджера в их разработку: рутинные, селективные, адаптационные и инновационные.

Первый уровень – рутинные решения. Они принимаются согласно отработанному механизму и имеющейся программе действий. Важно изучить особенности ситуации, соотнести ее с накопленным опытом, принять ответственность за конкретные действия. В проявлении творческого подхода нет необходимости, т.к. все процедуры решения известны.

Второй уровень – селективные решения. Инициатива и свобода действий на данном уровне проявляется в ограниченных пределах. Например, при оценке различных альтернатив и выборе из них оптимальных. 

Третий уровень – адаптационные решения. Они рассчитываются на дополнительные, непредусмотренные трудности. Как правило, при их разработке сочетается использование творческого нестандартного подхода на основе новых идей с отработанными ранее возможностями. Имеет значение линия инициативы руководителя для поиска нового решения известной проблемы.  

Четвертый уровень – и инновационный. Решения этого уровня связаны со сложностью и непредсказуемостью событий. Это вызывает необходимость принятия неординарных решений, содержащих нововведения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31724. Загальна характеристика праці вчителя 28.5 KB
  Загальна характеристика праці вчителя На основі системного підходу до аналізу педагогічної діяльності Н. До структурних компонентів належать суб'єкт та об'єкт педагогічної взаємодії предмет їх спільної діяльності цілі навчання і засоби педагогічної комунікації. Функціональними компонентами педагогічної діяльності на думку Н. Конструктивний компонент розкриває особливості конструювання вчителем власної діяльності та діяльності учнів з урахуванням близьких урок заняття цикл занять цілей навчання і виховання.
31725. Специфіка педагогічного мислення 27.5 KB
  Специфіка педагогічного мислення Педагогічне завдання є структурною одиницею мислення вчителя. Основним компонентом практичного мислення вчителя в якому найяскравіше проявляється внутрішня єдність інтелектуальних емоційних та вольових якостей особистості є процес прийняття педагогічних рішень. Ще одна важлива особливість мислення вчителя полягає в тому що теоретичні знання при розв'язанні педагогічних завдань використовуються як правило у знятому вигляді автоматично скорочено згорнуто. Зумовлено це поперше загальною тенденцією до...
31726. Педагогічне спілкування 28 KB
  Педагогічне спілкування Прагнення до людського спілкування виступає своєрідним внутрішнім стимулом рушієм діяльності особистості. Педагогічне спілкування це система органічної соціальнопсихологічної дії учителявихователя і вихованця в усіх сферах діяльності що має певні педагогічні функції спрямоване на створення оптимальних соціальнопсихологічних умов активної та результативної життєдіяльності особистості. Оптимальним треба вважати таке спілкування педагога з вихованцями у процесі навчальновиховної роботи яке створює найбільш...
31727. Методи педагогічної психології 29 KB
  Недоліки цього методу: пасивність спостерігача фіксація тільки зовнішніх проявів певних дій і вчинків складність кількісної обробки одержаних даних. Позитивні сторони методу в його масовості швидкості одержання інформації легкої обробки даних можливості застосування математичних методів обробки даних і порівняльного аналізу декількох обстежень. Недоліки методу важко розраховувати на повні правильні точні відповіді неможливість втручання в сам процес анкетування немає гарантій недобросовісного заповнення анкет тощо. Позитивні...
31728. Історія розвитку педагогічної психології 28 KB
  Історія розвитку педагогічної психології Становлення багатьох галузей наукового знання являє собою гетерогенний і гетерохронний і більше того розірваний у часі процес. поклала початок розвитку педагогічної теорії і цілеспрямованої організації шкільного навчання. Ця праця можна розглядати і як першу передумову тривалого суперечливого становлення педагогічної психології протягом більш ніж 250 років бо тільки в кінці 19 в. Весь шлях становлення і розвитку педагогічної науки може бути представлений трьома великими періодами етапами: Перший...
31729. Суспільна роль вчителя, його значення в перебудові суспільства 28.5 KB
  Діяльність педагога вид соціально культурної діяльності спрямованої на передачу накопичених людством культури і досвіду від старших поколінь молодшим створення умов для їх всебічного гармонійного розвитку та підготовку до виконання певних соціальних ролей у суспільстві. Основою педагогічної діяльності є спільна діяльність людей у процесі якої кожен субєкт засвоює загальнолюдський досвід історично сформовані суспільні педагогічні комунікативні моральні та інші цінності знання і способи дій; формує себе як особистість. Метою...
31730. Вимоги педагогічної діяльності до особистості вчителя 27.5 KB
  Вимоги педагогічної діяльності до особистості вчителя Які ж особистісні якості необхідні для успішної педагогічної діяльності Ще Я. Перша така особливість це педагогічні здібності тобто наявність внутрішнього натхнення до цієї діяльності. За відсутності цієї чутливості він неспроможний досягти в цій діяльності значних успіхів. Здібності до педагогічної діяльності можна виявити шляхом визначення темпів опанування педагогом професійних педагогічних знань глибини оволодіння основними прийомами та способами педагогічної діяльності.
31731. Педагогічні здібності вчителя та їх розвиток 28.5 KB
  Педагогічні здібності - це індивідуальні стійкі властивості особистості, що складаються в специфічної чутливості до об'єкта, засобів, умов педагогічної праці і створенню продуктивних моделей формування шуканих якостей в особистості воспитуемого.
31732. Психологічні передумови взаємин вчителя з учнями та колегами 30 KB
  Психологічні передумови взаємин вчителя з учнями та колегами Професіональне педагогічне спілкування комунікативна взаємодія педагога з учнями батьками колегами спрямована на встановлення сприятливого психологічного клімату психологічну оптимізацію діяльності і стосунків. Непрофесіональне педагогічне спілкування навпаки породжує страх невпевненість спричинює зниження працездатності порушення динаміки мовлення і внаслідок цього появу стереотипних висловлювань у школярів оскільки у них зменшується бажання думати і діяти самостійно....