59902

Декоративно-прикладное искусство. Вытынанка. Декоративная композиция в технике вытынанки

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: познакомить учащихся с одним из традиционных видов украинского декоративно-прикладного искусства вытынанкой и основными приемами ее выполнения; развивать у учащихся творческое воображение фантазию совершенствовать навыки работы в технике вытынанки...

Русский

2014-05-12

274 KB

44 чел.

Общеобразовательная школа I-III ступеней № 115

с углубленным изучением английского языка

Донецкого городского совета Донецкой области

Конспект урока

изобразительного искусства

в 5 классе по теме:

«Декоративно-прикладное искусство. Вытынанка. Декоративная композиция в технике вытынанки.»

Учитель изобразительного искусства Полтавцева Л. В.

Донецк – 2013

5 класс.

Тема: Декоративно-прикладное искусство. Вытынанка. Декоративная композиция в технике вытынанки.

Цель урока: познакомить учащихся с одним из традиционных видов украинского декоративно-прикладного искусства – вытынанкой и основными приемами ее выполнения; развивать у учащихся творческое воображение, фантазию, совершенствовать навыки работы в технике вытынанки; воспитывать любовь и уважение к искусству и традициям своего народа.

Тип урока: комбинированный.

Техника выполнения: вытынанка.

Оборудование: для учителя – учебные таблицы, образцы и схемы выполнения различных вытынанок, учительские работы, образцы детских работ, аудиозапись украинской народной музыки;

для учащихся – цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей, кисточка.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Актуализация опорных знаний

Что такое декоративно-прикладное искусство?

От каких слов произошло название народного искусства?

Назовите виды декоративно-прикладного искусства.

Сообщение темы и задач урока

Изучение нового материала

Рассказ учителя.

Украинский народ во все времена проявлял много вкуса, умения и изобретательности, украшая свое жилье, стремясь при этом связать и объединить сложную полифоническую систему домашнего декора. Иконы украшали шитыми рушниками, под ними висели резные полочки, на стенах размещалась роспись. Над окнами и дверьми, на полочках и «мисниках» (полка для посуды) располагали бумажные украшения – вытынанки.

Вытынанки (иначе – вырезанки) изготовляли перед Новым годом или весной, когда по обычаю белили стены и обновляли внутреннее убранство хат. Вытынанки приурочивали к основным событиям в жизни крестьян, и каждой вытынанке отвечала определенная традиционная композиция. К жнивам вырезали и клеили «врожайну». На заручины (обручение) – «заквітчану», которую потом меняли на свадебную.

В зависимости от назначения вытынанки были от 4-5см до 60см в диаметре. Маленькие вытынанки наклеивали на окна, рамы, вдоль балок; большие размещали на стенах, печи, где они создавали орнаментальную композицию. Часто вытынанки дополнялись росписью. И тогда они превращались в жанровые сцены.

В начале XX столетия, с появлением больших ажурных «фіранкових» (бумажные оконные занавески) украшений, народные мастера особенно активно начинают использовать технику вырезания ножом. Тонкую бумагу до 1 м в квадрате, складывали сетчатым рапортом во много раз и, учитывая места соединений, намечали карандашом контуры будущего узора. Затем, положив под заготовленную бумагу доску, вырезали по контуру острым ножом изображение или фон.

Основной инструмент изготовления вытынанок – ножницы. Кончиками ножниц вырезали по краям «зубчики», «торочки», «вужики», а широким разворотом боков делали большие надрезы, соответственно поворачивая и прокручивая в руках сложенный лист бумаги.

В технике вытынанки изготавливали «лиштви», рушники, настенные бумажные украшения, фризы, «фіранки».

Вытынанки бывают сложные и одинарные. Сложные всегда многоцветны, т.к., в противовес одинарным, их изготовляли из нескольких листов разноцветной бумаги. Сложные вытынанки – это многомасштабные произведения, орнаменты и изображения которых созданы из отдельных элементов, гармонично соединенных между собой и составленных в единое целое.

Техника вырезания органично соединялась с росписью, создавая единую орнаментальную систему.

Мотивы, которые встречались в орнаменте вытынанок, можно условно разделить на 5 групп:

  •  Геометрические элементы и фигуры.
  •  Растительные формы.
  •  Изображение животных и птиц.
  •  Мотивы с фигурами людей.
  •  Мотивы предметного мира (от архитектурных сооружений до обычных бытовых вещей).

Геометрические элементы: прямые, ломаные, волнистые линии. При равностороннем вырезании они создавали соответствующие мотивы: «смужки», «хвильки», «кривульки».

Растительный орнамент: цветочки, листочки, плоды (редко).

Основной мотив – «Дерево життя», соединенное с птицами, лошадьми, фигурами людей, имел ряд магических знаков. Также часто встречался мотив «Вазон».

«Галузка», «гільце», «різка» - ветка дерева или куста с листочками, цветами.

«Китиця» - несколько цветов в соцветии, букет, вазон.

Растительные орнаментальные композиции отличаются статичностью построения, симметрией, высокой декоративностью.

К третьей группе относятся маленькие насекомые – бабочки, жуки, пауки, а также дикие и домашние животные.

Птичья тема: петухи, утки, голуби, орлы, кукушки, ласточки, воробьи и т.д. Они были символическими знаками, с которыми народ связывал магическое действие, верил в их способность отвернуть беду, принести счастье.

Голубь – щедрость, чистота, любовь.

Орел – сила, скорость.

Павлин – красота, гордость, бессмертие.

  1.  Постановка практического задания

Дети, представьте, что вы живете в украинском селе лет сто-двести тому назад и вам нужно украсить хату вытынанками к какому-нибудь празднику. Постарайтесь использовать традиционные сюжеты и создать свой вариант бумажного украшения.

Учитель демонстрирует порядок выполнения одинарной вытынанки:

  1.  Согнуть лист пополам. Линия сгиба – ось симметрии.
  2.  Продумать композиционное заполнение плоскости листа, цветовое решение работы.
  3.  Выполнить предварительный эскиз (можно обойтись без него).
  4.  Обратить внимание на максимальную стилизацию элементов, на недопустимость использования мелких деталей, на выразительность.
  5.  Вырезать вытынанку.
  6.  На цветном картоне пометить центральную линию.
  7.  Клеить следует поэтапно: сначала центральную часть. А затем - боковые.
  8.  Практическая работа учащихся

На уроке учащиеся выполняют отдельные элементы и одинарную вытынанку.

Учитель помогает учащимся практическими советами в индивидуальном порядке.

Во время выполнения задания фоном звучат украинские народные песни.

Подведение итогов урока

Учитель организует выставку работ, отмечает наиболее удачные.

Домашнее задание

Приготовить материалы для создания сложной вытынанки на следующем уроке.

Приложение 1

                           

        

                            

Приложение 2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34753. Датировка событий по указаниям на церковные праздники. Датировка по астрономическим явлениям 15.25 KB
  Что касается подвижных праздников то все они зависят от Пасхи отделяясь от нее определенными постоянными сроками до Пасхи или после нее. Например Вознесение Господне четверг через 39 дней после Пасхи Вербное воскресенье за 7 дней до Пасхи Фомино воскресенье через 7 дней после Пасхи вход Господен в Иерусалим за 7 дней до Пасхи.Подвижность самой Пасхи объясняется тем что она рассчитывается по лунному календарю.Для определения дня Пасхи пользуются специальными таблицами обращения великого индиктиона.
34754. Определение дней недели с помощью формул и таблиц 15.12 KB
  Существует несколько математических формул для определения дня недели. Перевощикова: X равен остатку от деления выражения [H 1 1 4 H1 T1]:7 гдеX порядковый номер дня недели считая с воскресенья воскресенье 1 понедельник 2 и т. Черухина: X равен остатку от деления выражения [5 Н:4МТ]:7 гдеX порядковый номер дня недели считая с понедельника понедельник 1 вторник 2 и т.
34755. Предмет, цели и задачи метрологии 16.23 KB
  Задачей метрологии является обеспечение единства и необходимой точности измерений. Метрология делится на 3 самостоятельных раздела: Законодательная метрология предметом которой является установление обязательных технических и юридических требований по применению единиц физических величин эталонов методов и средств измерений направленных на обеспечение единства и необходимой точности измерений в интересах общества. Цели и задачи метрологии: Создание общей теории измерений; образование единиц физических величин и систем единиц;...
34756. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Метафизическое понимание развития. Объективная и субъективная диалектика. Софистика и эклектика. Диалектическая логика и догматизм 27 KB
  Объективная и субъективная диалектика. Диалектическая логика и догматизм Диалектика достаточно сложное учение и даже наше поверхностное учитывая дефицит времени рассмотрение ее проблематики займет у нас шесть вопросов. Начало традиционно дается определение диалектика. Учитывая что диалектика присутствовала и в дофилософские времена и разрабатывалась на протяжении всей истории философии целесообразно дать два определения диалектика.
34757. Принцип развития. Движение и развитие. Соотношение регресса и прогресса. Парадокс развития. Критерий прогресса 42 KB
  Парадокс развития. Уже на начальных этапах развития человеческого познания мыслители глубокой ревности обратили внимание на изменчивость бытия. На различных этапах развития науки и философии существовали теории абсолютизирующие одни формы движения и игнорирующие другие.
34758. Диалектика количественных и качественных изменений. Качество, количество, мера, скачок. Понятие нормы и патологии в медицине 79.5 KB
  Он предстает перед человеком не скоплением одинаковых предметов а как множество предметов явлений процессов наделенных различными свойствами. Вот почему познание предметов требует усилия мысли синтеза их многообразных проявлений. А множественность различных предметов характеризуется как качественное многообразие. Свойства обнаруживаются как проявления тех или иных черт сторон предметов в их отношениях с другими пред метами.
34759. Противоречие как источник развития. Закон единства и борьбы противоположностей. Принцип антагонистической регуляции функций 28.5 KB
  Принцип антагонистической регуляции функций Противоречие как источник развития диалектика Гераклита. О том что реальный процесс развития научного знания связан с этапами преодоления возникающих противоречий говорят многочисленные факты истории математики физики и др. Закон единства и борьбы противоположностей Движущую силу развития выражает закон единства и борьбы противоположностей.
34760. Диалектическое отрицание, закон отрицания отрицания. Цикличность и поступательность изменений 56.5 KB
  Раздвоение единого на отрицающие друг друга отрицание и опосредствующие одна другую отрицание отрицания противоположности постигается в учении о сущности. Своя мудрость и смысл заключены и в диалектическом принципе отрицания отрицания неразрывно связанном с принципом диалектической противоречивости. Отрицание отрицания.
34761. Категории диалектики, общая характеристика. Категории сущности и явления и их методологическое значение для медицины. Феномен кажимости - видимости 28.5 KB
  Феномен кажимости видимости Категории диалектики Философское мышление открывает всеобщие черты отношения присущие не какимто отдельным видам явлений процессов а всему бытию. Философские понятия в которых универсальные связи бытия осмысливаются в их сложной гибкой противоречивой динамике образуют группу категорий диалектики. Для диалектики характерно формирование парных категорий отражающих полярные стороны целостных явлений процессов.