59902

Декоративно-прикладное искусство. Вытынанка. Декоративная композиция в технике вытынанки

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: познакомить учащихся с одним из традиционных видов украинского декоративно-прикладного искусства вытынанкой и основными приемами ее выполнения; развивать у учащихся творческое воображение фантазию совершенствовать навыки работы в технике вытынанки...

Русский

2014-05-12

274 KB

44 чел.

Общеобразовательная школа I-III ступеней № 115

с углубленным изучением английского языка

Донецкого городского совета Донецкой области

Конспект урока

изобразительного искусства

в 5 классе по теме:

«Декоративно-прикладное искусство. Вытынанка. Декоративная композиция в технике вытынанки.»

Учитель изобразительного искусства Полтавцева Л. В.

Донецк – 2013

5 класс.

Тема: Декоративно-прикладное искусство. Вытынанка. Декоративная композиция в технике вытынанки.

Цель урока: познакомить учащихся с одним из традиционных видов украинского декоративно-прикладного искусства – вытынанкой и основными приемами ее выполнения; развивать у учащихся творческое воображение, фантазию, совершенствовать навыки работы в технике вытынанки; воспитывать любовь и уважение к искусству и традициям своего народа.

Тип урока: комбинированный.

Техника выполнения: вытынанка.

Оборудование: для учителя – учебные таблицы, образцы и схемы выполнения различных вытынанок, учительские работы, образцы детских работ, аудиозапись украинской народной музыки;

для учащихся – цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей, кисточка.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Актуализация опорных знаний

Что такое декоративно-прикладное искусство?

От каких слов произошло название народного искусства?

Назовите виды декоративно-прикладного искусства.

Сообщение темы и задач урока

Изучение нового материала

Рассказ учителя.

Украинский народ во все времена проявлял много вкуса, умения и изобретательности, украшая свое жилье, стремясь при этом связать и объединить сложную полифоническую систему домашнего декора. Иконы украшали шитыми рушниками, под ними висели резные полочки, на стенах размещалась роспись. Над окнами и дверьми, на полочках и «мисниках» (полка для посуды) располагали бумажные украшения – вытынанки.

Вытынанки (иначе – вырезанки) изготовляли перед Новым годом или весной, когда по обычаю белили стены и обновляли внутреннее убранство хат. Вытынанки приурочивали к основным событиям в жизни крестьян, и каждой вытынанке отвечала определенная традиционная композиция. К жнивам вырезали и клеили «врожайну». На заручины (обручение) – «заквітчану», которую потом меняли на свадебную.

В зависимости от назначения вытынанки были от 4-5см до 60см в диаметре. Маленькие вытынанки наклеивали на окна, рамы, вдоль балок; большие размещали на стенах, печи, где они создавали орнаментальную композицию. Часто вытынанки дополнялись росписью. И тогда они превращались в жанровые сцены.

В начале XX столетия, с появлением больших ажурных «фіранкових» (бумажные оконные занавески) украшений, народные мастера особенно активно начинают использовать технику вырезания ножом. Тонкую бумагу до 1 м в квадрате, складывали сетчатым рапортом во много раз и, учитывая места соединений, намечали карандашом контуры будущего узора. Затем, положив под заготовленную бумагу доску, вырезали по контуру острым ножом изображение или фон.

Основной инструмент изготовления вытынанок – ножницы. Кончиками ножниц вырезали по краям «зубчики», «торочки», «вужики», а широким разворотом боков делали большие надрезы, соответственно поворачивая и прокручивая в руках сложенный лист бумаги.

В технике вытынанки изготавливали «лиштви», рушники, настенные бумажные украшения, фризы, «фіранки».

Вытынанки бывают сложные и одинарные. Сложные всегда многоцветны, т.к., в противовес одинарным, их изготовляли из нескольких листов разноцветной бумаги. Сложные вытынанки – это многомасштабные произведения, орнаменты и изображения которых созданы из отдельных элементов, гармонично соединенных между собой и составленных в единое целое.

Техника вырезания органично соединялась с росписью, создавая единую орнаментальную систему.

Мотивы, которые встречались в орнаменте вытынанок, можно условно разделить на 5 групп:

  •  Геометрические элементы и фигуры.
  •  Растительные формы.
  •  Изображение животных и птиц.
  •  Мотивы с фигурами людей.
  •  Мотивы предметного мира (от архитектурных сооружений до обычных бытовых вещей).

Геометрические элементы: прямые, ломаные, волнистые линии. При равностороннем вырезании они создавали соответствующие мотивы: «смужки», «хвильки», «кривульки».

Растительный орнамент: цветочки, листочки, плоды (редко).

Основной мотив – «Дерево життя», соединенное с птицами, лошадьми, фигурами людей, имел ряд магических знаков. Также часто встречался мотив «Вазон».

«Галузка», «гільце», «різка» - ветка дерева или куста с листочками, цветами.

«Китиця» - несколько цветов в соцветии, букет, вазон.

Растительные орнаментальные композиции отличаются статичностью построения, симметрией, высокой декоративностью.

К третьей группе относятся маленькие насекомые – бабочки, жуки, пауки, а также дикие и домашние животные.

Птичья тема: петухи, утки, голуби, орлы, кукушки, ласточки, воробьи и т.д. Они были символическими знаками, с которыми народ связывал магическое действие, верил в их способность отвернуть беду, принести счастье.

Голубь – щедрость, чистота, любовь.

Орел – сила, скорость.

Павлин – красота, гордость, бессмертие.

  1.  Постановка практического задания

Дети, представьте, что вы живете в украинском селе лет сто-двести тому назад и вам нужно украсить хату вытынанками к какому-нибудь празднику. Постарайтесь использовать традиционные сюжеты и создать свой вариант бумажного украшения.

Учитель демонстрирует порядок выполнения одинарной вытынанки:

  1.  Согнуть лист пополам. Линия сгиба – ось симметрии.
  2.  Продумать композиционное заполнение плоскости листа, цветовое решение работы.
  3.  Выполнить предварительный эскиз (можно обойтись без него).
  4.  Обратить внимание на максимальную стилизацию элементов, на недопустимость использования мелких деталей, на выразительность.
  5.  Вырезать вытынанку.
  6.  На цветном картоне пометить центральную линию.
  7.  Клеить следует поэтапно: сначала центральную часть. А затем - боковые.
  8.  Практическая работа учащихся

На уроке учащиеся выполняют отдельные элементы и одинарную вытынанку.

Учитель помогает учащимся практическими советами в индивидуальном порядке.

Во время выполнения задания фоном звучат украинские народные песни.

Подведение итогов урока

Учитель организует выставку работ, отмечает наиболее удачные.

Домашнее задание

Приготовить материалы для создания сложной вытынанки на следующем уроке.

Приложение 1

                           

        

                            

Приложение 2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14220. Музыка и театры во время блокады 24.13 KB
  Музыка и театры во время блокады И музыканты и артисты как и все жители осажденного города терпели лишения и муки голода и холода умирали. Однако голос искусства не умолк Кольцо блокады замкнулось 8 сентября 41го. В этот день в Театре музыкальной комедии пр...
14221. Старинная двухчастная форма 24.5 KB
  Третья лекция. Тема: старинная двухчастная форма. Старинная двухчастная форма одна из стержневых конструкций эпохи. Стержневые положения: однотемная однофактурная; логика тонального плана определяет специфику этой формы: первая часть T – D вторая ...
14222. Барочная трехчастная форма; барочная многочастная форма 26.5 KB
  Лекция четвертая. Тема: Барочная трехчастная форма; барочная многочастная форма Барочная трехчастная форма. тематически однородная форма где первая и вторая части кадансируют на побочных ступенях а третья возвращает к тонике. Еще одна каденция на побочной ступен...
14223. Вариационная форма 30 KB
  Лекция шестая. Тема: вариационная форма. Введение. Два основных способа построения композиции: повторность и контраст. В вариационной форме повторность и контраст соединяются. Количество вариаций важный момент. В эпоху барокко очень развита числовая симво
14224. Бах. «Гольдберг вариации» 24 KB
  Лекция седьмая. Тема: Бах. Гольдберг вариации. Цикл из 30ти вариаций. Ария тема для вариаций – существует в качестве Сарабанды переписанной рукой Анны Магдалены в Клавирной книжечке 1725 года. Ария существовала по крайней мере за десять лет до того как Бах во...
14225. Старинное (куплетное) рондо 24.5 KB
  Лекция восьмая. Тема: Старинное куплетное рондо. Определение. Куплетное рондо – это форма где устойчивая часть по французской традиции – rondeau/рондо проводится неоднократно 2 3 5 7 9 11 и более раз в главной тональности и по преимуществу неизменно а перемежающиеся...
14226. Старинная сонатная форма 14.23 KB
  Лекция десятая девятой не было. Тема: старинная сонатная форма. Определение. Классификация. Старинной сонатной называется форма с установившимся сонатным тональным планом по принципу: тоника – не тоника в экспозиционной части не тоника – тоника в развивающезаверш...
14227. Концертная форма эпохи барокко 28.5 KB
  Лекция одиннадцатая. Тема: концертная форма эпохи барокко. Занимает центральное место в эпохе. Концертная форма встречается в крайних частях. Барокко эпоха концертирующего стиля т.е. идея чередования тутти и соло. Эта идея встречается и в других формах. Статья: Х
14228. Бах. Бранденбургский концерт №4 24 KB
  Лекция двенадцатая. Тема: Бах. Бранденбургский концерт №4. Первая часть. Скрипка и две флейты оркестр традиционный струнный с чембало. Ядро 6 тактов. Первый каденционный участок в начале 23 такта. 57 такт проведение в Соль мажоре. 83 такт завершение темы соло ...