59902

Декоративно-прикладное искусство. Вытынанка. Декоративная композиция в технике вытынанки

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: познакомить учащихся с одним из традиционных видов украинского декоративно-прикладного искусства вытынанкой и основными приемами ее выполнения; развивать у учащихся творческое воображение фантазию совершенствовать навыки работы в технике вытынанки...

Русский

2014-05-12

274 KB

41 чел.

Общеобразовательная школа I-III ступеней № 115

с углубленным изучением английского языка

Донецкого городского совета Донецкой области

Конспект урока

изобразительного искусства

в 5 классе по теме:

«Декоративно-прикладное искусство. Вытынанка. Декоративная композиция в технике вытынанки.»

Учитель изобразительного искусства Полтавцева Л. В.

Донецк – 2013

5 класс.

Тема: Декоративно-прикладное искусство. Вытынанка. Декоративная композиция в технике вытынанки.

Цель урока: познакомить учащихся с одним из традиционных видов украинского декоративно-прикладного искусства – вытынанкой и основными приемами ее выполнения; развивать у учащихся творческое воображение, фантазию, совершенствовать навыки работы в технике вытынанки; воспитывать любовь и уважение к искусству и традициям своего народа.

Тип урока: комбинированный.

Техника выполнения: вытынанка.

Оборудование: для учителя – учебные таблицы, образцы и схемы выполнения различных вытынанок, учительские работы, образцы детских работ, аудиозапись украинской народной музыки;

для учащихся – цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей, кисточка.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Актуализация опорных знаний

Что такое декоративно-прикладное искусство?

От каких слов произошло название народного искусства?

Назовите виды декоративно-прикладного искусства.

Сообщение темы и задач урока

Изучение нового материала

Рассказ учителя.

Украинский народ во все времена проявлял много вкуса, умения и изобретательности, украшая свое жилье, стремясь при этом связать и объединить сложную полифоническую систему домашнего декора. Иконы украшали шитыми рушниками, под ними висели резные полочки, на стенах размещалась роспись. Над окнами и дверьми, на полочках и «мисниках» (полка для посуды) располагали бумажные украшения – вытынанки.

Вытынанки (иначе – вырезанки) изготовляли перед Новым годом или весной, когда по обычаю белили стены и обновляли внутреннее убранство хат. Вытынанки приурочивали к основным событиям в жизни крестьян, и каждой вытынанке отвечала определенная традиционная композиция. К жнивам вырезали и клеили «врожайну». На заручины (обручение) – «заквітчану», которую потом меняли на свадебную.

В зависимости от назначения вытынанки были от 4-5см до 60см в диаметре. Маленькие вытынанки наклеивали на окна, рамы, вдоль балок; большие размещали на стенах, печи, где они создавали орнаментальную композицию. Часто вытынанки дополнялись росписью. И тогда они превращались в жанровые сцены.

В начале XX столетия, с появлением больших ажурных «фіранкових» (бумажные оконные занавески) украшений, народные мастера особенно активно начинают использовать технику вырезания ножом. Тонкую бумагу до 1 м в квадрате, складывали сетчатым рапортом во много раз и, учитывая места соединений, намечали карандашом контуры будущего узора. Затем, положив под заготовленную бумагу доску, вырезали по контуру острым ножом изображение или фон.

Основной инструмент изготовления вытынанок – ножницы. Кончиками ножниц вырезали по краям «зубчики», «торочки», «вужики», а широким разворотом боков делали большие надрезы, соответственно поворачивая и прокручивая в руках сложенный лист бумаги.

В технике вытынанки изготавливали «лиштви», рушники, настенные бумажные украшения, фризы, «фіранки».

Вытынанки бывают сложные и одинарные. Сложные всегда многоцветны, т.к., в противовес одинарным, их изготовляли из нескольких листов разноцветной бумаги. Сложные вытынанки – это многомасштабные произведения, орнаменты и изображения которых созданы из отдельных элементов, гармонично соединенных между собой и составленных в единое целое.

Техника вырезания органично соединялась с росписью, создавая единую орнаментальную систему.

Мотивы, которые встречались в орнаменте вытынанок, можно условно разделить на 5 групп:

  •  Геометрические элементы и фигуры.
  •  Растительные формы.
  •  Изображение животных и птиц.
  •  Мотивы с фигурами людей.
  •  Мотивы предметного мира (от архитектурных сооружений до обычных бытовых вещей).

Геометрические элементы: прямые, ломаные, волнистые линии. При равностороннем вырезании они создавали соответствующие мотивы: «смужки», «хвильки», «кривульки».

Растительный орнамент: цветочки, листочки, плоды (редко).

Основной мотив – «Дерево життя», соединенное с птицами, лошадьми, фигурами людей, имел ряд магических знаков. Также часто встречался мотив «Вазон».

«Галузка», «гільце», «різка» - ветка дерева или куста с листочками, цветами.

«Китиця» - несколько цветов в соцветии, букет, вазон.

Растительные орнаментальные композиции отличаются статичностью построения, симметрией, высокой декоративностью.

К третьей группе относятся маленькие насекомые – бабочки, жуки, пауки, а также дикие и домашние животные.

Птичья тема: петухи, утки, голуби, орлы, кукушки, ласточки, воробьи и т.д. Они были символическими знаками, с которыми народ связывал магическое действие, верил в их способность отвернуть беду, принести счастье.

Голубь – щедрость, чистота, любовь.

Орел – сила, скорость.

Павлин – красота, гордость, бессмертие.

  1.  Постановка практического задания

Дети, представьте, что вы живете в украинском селе лет сто-двести тому назад и вам нужно украсить хату вытынанками к какому-нибудь празднику. Постарайтесь использовать традиционные сюжеты и создать свой вариант бумажного украшения.

Учитель демонстрирует порядок выполнения одинарной вытынанки:

  1.  Согнуть лист пополам. Линия сгиба – ось симметрии.
  2.  Продумать композиционное заполнение плоскости листа, цветовое решение работы.
  3.  Выполнить предварительный эскиз (можно обойтись без него).
  4.  Обратить внимание на максимальную стилизацию элементов, на недопустимость использования мелких деталей, на выразительность.
  5.  Вырезать вытынанку.
  6.  На цветном картоне пометить центральную линию.
  7.  Клеить следует поэтапно: сначала центральную часть. А затем - боковые.
  8.  Практическая работа учащихся

На уроке учащиеся выполняют отдельные элементы и одинарную вытынанку.

Учитель помогает учащимся практическими советами в индивидуальном порядке.

Во время выполнения задания фоном звучат украинские народные песни.

Подведение итогов урока

Учитель организует выставку работ, отмечает наиболее удачные.

Домашнее задание

Приготовить материалы для создания сложной вытынанки на следующем уроке.

Приложение 1

                           

        

                            

Приложение 2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2718. Азот и фосфор — элементы жизни 26.04 KB
  Азот и фосфор — элементы жизни. Урок-игра Счастливый случай. Химия для гуманитариев Цели.  Обобщить знания учащихся о составе и свойствах соединений азота и фосфора. Развить практические умения определять вещества по качественным реакция...
2719. Антропогенные факторы воздействия на биогеоценозы 64.5 KB
  Антропогенные факторы воздействия на биогеоценозы Цели: Выделить главные факторы влияния человека на окружающую среду. Способствовать развитию речи, навыков самостоятельной работы, коммуникативных способностей учащихся. Способствовать воспитанию у д...
2720. Планеты земной группы. Планеты-гиганты 77 KB
  Астрономия - 11-й класс. Базовый курс. Планеты земной группы; Планеты-гиганты Тема: Планеты земной группы. Урок по методу проектов. Астрономия – 11 класс. Базовый курс. Дать новые знания. Разобрать основные особенности планет земной группы. Дать представление о проектной деятельности и разработать элементарный проект по заданной проблеме.
2721. Атомная энергетика и ее экологические проблемы 35.59 KB
  Атомная энергетика и ее экологические проблемы Цели: На основе многочисленных достоверных фактов анализировать и привести выводы по следующим вопросам: Существует ли опасность мирного атома? Опасна ли атомная энергетика? Загрязнении...
2722. Темперамент личности 161.44 KB
  Бинарный урок по теме: Темперамент личности Одним из факторов активизации познавательной деятельности учащихся является проведение так называемых нетрадиционных уроков по различным предметам. Учащиеся не только узнают новое в каком-то необычном ра...
2723. Через тернии – к звездам 69.62 KB
  Внеклассное мероприятие, посвященное Дню космонавтики. КВН Через тернии – к звездам Пояснительная записка По данному сценарию я дважды проводила внеклассное мероприятие, посвящённое Дню Космонавтики: 12 апреля 2001 года (к 40-летию со дня пол...
2724. Деятельностный подход на уроке астрономии на тему: 58.35 KB
  Деятельностный подход на уроке астрономии на тему: Связь физических характеристик звезд Я считаю предмет астрономии очень важным для изучения в средней школе. Древнейшая наука непостижимым образом связывает воедино все естественнонаучные дисциплин...
2725. Удивительный мир Вселенной 25.78 KB
  Звездный час по теме, Удивительный мир Вселенной Учитель. Ребята, мы проводим занятие, тема которого Удивительный мир Вселенной. Успех его проведения зависит от вас, от вашей активности, дисциплинированности, организованности и самоу...
2726. Календарь исследовательских и творческих работ 43.05 KB
  Календарь исследовательских и творческих работ Проверь в природе- ежедневная системная потребность. Природоведение (естествознание), 5-й класс Не уставай шагать по дороге знаний. Литература  Настольные книги читального зала кабинета биологии....