59906

Вторая мировая война (1939-1945г.г.). Причины и начало Второй мировой войны. События 1939-1941 г.г.

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: Раскрыть причины и характер Второй мировой войны; дать характеристику ходу боевых действий в 1939-1941 г.1121 Хрестоматия Карта: Вторая мировая война Начало 2 мировой войны в Европе сентября 1939 июнь 1941 г.

Русский

2014-05-12

75 KB

59 чел.

Донецкая общеобразовательная школа I-III ступени № 88

Урок по всемирной истории в 11 классе

Причины и начало Второй мировой

войны. События 1939-1941 г.г.

Голиков Валерий Николаевич

учитель истории ДОШ № 88

специалист высшей категории,

«старший учитель»


Тема I: Вторая мировая война (1939-1945г.г.)

Тема урока: Причины и начало Второй мировой войны.

События 1939-1941 г.г.

Цель: Раскрыть причины и характер Второй мировой войны; дать характеристику ходу боевых действий в 1939-1941 г.г.; охарактеризовать основные битвы этого периода; закрепить навыки анализа и сопоставления историческго материала, умений рассматривать исторические явления в конкретно-исторических условиях; воспитывать учащихся в духе патриотизма, национального сознания и достоинства.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Учебно-наглядные пособия и оборудование:

-Щупак И.Я. Всемирная история. Новейший период (1939-2011 гг.): учеб. для 11 кл. общеобразоват. учеб. заведений. - Запорожье: Премьер.

2011.

стр.11-21

- Хрестоматия

-Карта:«Вторая мировая война»,

«Начало 2 мировой войны в Европе» ( сентября 1939 - июнь 1941 г.г.)

  •  Атлас. Картосхемы в учебнике.
  •  Комплексный обучающий планшет (мини-учебник)
  •  Изомонтаж «Начало 2 мировой войны»
  •  Универсальные карточки-тесты закрепления и повторения учебного

материала.

  •  Учеб.кинофрагмент « 2-ая мировая война» I часть.

Основные понятия и термины: « блицкриг», агрессия, Вторая мировая война, оккупация, «Освободительный поход» Красной Армии, Тройственный пакт, «Зимняя война», планы операции «Вайс», «Везерские учения», «Грюн», « Морской лев», «Марита».

Основные даты: 1 сентября 1939 г. - начало Второй Мировой войны; ноябрь 1939 г. - присоединение Западной Украины и западной Белоруссии к СССР; ноябрь 1939 г. - март 1940 г.- война между СССР и Финляндией; июнь 1940 г. - присоединение Бессарабии и Северной Буковины к СССР; август 1940 г. - присоединение Латвии, Литвы, Эстонии к СССР; 27 сентября 1940 г. - заключение Тройственного пакта между Германией, Италией и Японией.

Ход урока:

  1.  Организационный момент:
  •  подготовка рабочего места,
  •  приветствие,
  •  проверка отсутствующих,
  •  проверка подготовки учащихся к уроку
  1.  Актуализация опорных знаний, умений и представлений учащихся.
  •  Короткое вступительное слово учителя
  •  Составьте представление на основе рекомендованных слов: агрессия, оккупация, «блицкриг», Вторая мировая война, пакт Молотова - Риббентропа
  1.  Записать слова на доске;
  2.  Учитель предлагает ученикам составить рассказ из этих слов;
  3.  Заслушать несколько учеников;
  4.  Затем учащимся рекомендуется внимательно выслушать характеристику этих понятий, данную учителем;
  5.  Сравниваем рассказы учеников с тем, что они услышали от учителя;
  6.  Отмечаем лучшие ответы учеников, /которые ближе всего к к ответам учителя/
    1.  Мотивация учебной деятельности:
  •  Вступительное слово учителя. Исторические факты.

Вступительное слово учителя:

История человечества знает великое множество войн. Но две из них по масштабам разрушений и человеческих потерь не имеют равных. Обе войны произошли в XX в., ив них принимали участие все крупные государства мира. Войны пришли из Германии; основные боевые действия; разворачивались в Европе.

Во 2 мировой войне принимало участие более 60 стран, на территории которых проживало более 80% населения земли. Боевые действия происходили в Европе, Азии, Африке, Океании на площади 22 млн. кмг на просторах Мирового океана. За годы войны в армии воюющих государств было призвано 110 млн. чел.

По разным источникам на фронтах 2-ой мировой войны погибло от 50 до 65-67 млн. человек, 90 были ранены или изувечены; около половины погибших составляло мирное население. Материальный ущерб достиг 4 трлн. долларов.

  1.  Объявление, представление темы и ожидаемых результатов;
    1.  - Объявление темы урока;

Б.- План урока;

  1.  Причины, характер, периодизация 2 мировой войны;
    1.  Начало Второй мировой войны. Боевые действия в 1939-

1941г.г

  1.  - Выписать с доски новые понятия в конспект; Г. - Ожидаемые учебные результаты:

После этого урока

  •  вы будете знать причины, характер и периодизацию 2 мировой войны;
  •  вы сможете характеризовать причины изменения характера войны после вступления в нее СССР; давать оценку исторической особенности И.Сталина в нач. 2 мировой войны;
  •  вы сможете высказывать личную оценку такому историческому явлению, как война

Напомнить ученикам, что в конце урока будет проверено, насколько они достигли таких результатов.

  1.  Изучение нового материала:

1). Причины, характер, периодизация Второй мировой войны.

А. Причины войны;

/ Чтение с маркировкой текста учебника. Выделить карандашом в тексте 1 причины войны/

Б. Характер войны; (рассказ учителя)

Агрессивные государства стремились к расширению собственных территорий, завоеванию рынков сбыта и источников сырья - то есть достижению мирового господства и установлению «нового порядка». Со стороны этих государств война носила захватнический характер.

Для стран, которые подверглись агрессии и были оккупированы, война была справедливой.Сложнее определить характер войны относительно СССР. В период с 17 сентября 1939 г. по 22 июня 1941 г. он сам выступал в роли агрессора, присоединив к себе значительные территории, к тому времени принадлежали Польше, Румынии, Финляндии, а также Прибалтийские государства /Эстония, Латвия, Литва/. Но после нападения Германии СССР вынес на себе основное бремя борьбы с фашистской Германией и для него война носила справедливый характер. Ее по праву назвали Великой Отечественной войной.

В. Периодизация Второй мировой войны /школьная лекция/

Существует несколько вариантов периодизации Второй мировой войны.

Мы с вами запишем один из них:

Вариант I. I этап. 1 сентября 1939 г. - 19 ноября 1942 г. Стратегическая инициатива принадлежит агрессивным государствам. Германия,Италия, Япония и их союзники сумели завладеть значительными территориями в Европе, Азии, Океании.

  1.  этап. 19 ноября 1942 г. - 9 мая 1945 г. Стратегическая инициатива полностью переходит к странам Антигитлеровской коалиции, которая разгромила войска Германии и ее союзников в Европе и заставила их капитулировать.
    1.  этап. 9 мая 1945г. - 2 сентября 1945 г. окончание войны на Тихом океане и разгром милитаристской Японии. Окончание Второй мировой войны.
    2.  Осмысление новых знаний и умений.

/фронтальная беседа по основным пунктам учебной темы/

  •  Когда началась Вторая мировая война?
  •  Назовите причины Второй мировой войны?
  •  Какой характер имела 2 мировая война?
  •  Почему Германии удалось относительно быстро захватить Данию, Норвегию, Голландию, Бельгию, Францию?
  •  Какие территориальные приобретения осуществил СССР в 1-й период войны? Как Вы их оцениваете?
    1.  Систематизация и обобщение новых знаний и умений на преобразующем и творческом уровне:
  •  /историческая задача/

В 1939 г. Л. Мехлис говорил: «Товарищ И.Сталин поставил задачу: на случай войны увеличить количество советских республик». Как это задание И.Сталина реализовывалось на протяжении 1939-1941 г.г.?

  •  /дискуссия по проблемному вопросу/

Можно ли утверждать, что СССР в 1939-1941 г.г. был союзником Германии?

  1.  Подведение итогов урока:
  •  Прояснить содержание изученного;
  •  Сопоставьте реальные результаты с ожидаемыми;
  •  Проанализировать, почему произошло так, а не иначе?
  •  Сделать выводы;

Закрепить и откорректировать усвоение информации или соответствующих умений и навыков.

  1.  Инструктаж домашнего задания:
  •  Проработать текст учебника - стр. 11-12;
  •  Выписать в тетрадь новые понятия и выучить них;
  •  Подготовьте рефераты по темам:

«Разгром Франции», «Воздушная война над Англией», «Битва за Атлантику», «Фашистская агрессия на Балканах», «Советско-финская война», «Сотрудничество СССР и Германии в 1939-1941 г.г.» « Присоединение Прибалтики к СССР».

Приложение I:

Продолжительность военных кампаний Германии против стран Европы в 1939-1941 г.г.

Страна

Год

Период

К-во дней

Польша

1939

1 сентября - 5 октября

35

Дания

1940

3 апреля

1

Норвегия

1940

3 апреля - 10 июля

63

Люксембург

1940

10 мая

1

Нидерланды

1940

10-14 мая

5

Бельгия

1940

10-28 мая

19

Франция

1940

10 мая - 28 июня

44

Югославия

1941

6-18 апреля

13

Греция, о-ва Крит

1941

6 апреля- 1 июня

52

Примерный ответ: Причины побед Германии в 1939-1941 г.г.

  1.  - Применение Германией концепции «блицкрига» /«молниеносной войны»/, что давало ей преимущества, если противник значительно превосходил нападающую сторону в военной силе и технике.
  2.  - Четкое взаимодействие родов войск германской армии, в особенности танков и авиации.
  3.  - Англия и Франция, надеясь достичь мирних договореностей, уступили стратегическую инициативу Германии, отдавая предпочтение оборонительным действиям.
  4.  - Германии удалось избежать войны на два фронта.
  5.  - Мобилизация всех ресурсов Германии на войну.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15681. Повесть о настоящем человеке 52.95 KB
  Повесть о настоящем человеке Великая Отечественная Война II Мировая Война Мы со слезами на глазах произносим эти слова но и с гордостью за то что выстояли это испытаниечто не сломалисьмы русский народ А как же создавалась победа А создавалась она героизмом и
15682. Причины и повод Второй мировой войны 73.68 KB
  А с чего все началось Прошло уже шесть с половиной десятилетий после окончания Великой Отечественной войны но до сих пор остаются нерешенными некоторые вопросы. До сих пор мы помним и с интересом рассуждаем о причинах Великой Отечественной Войны. Почему страна была
15683. УДОСКОНАЛЕННЯ СИСТЕМ РОЗПОДІЛУ ТА ЗРОСТАННЯ ДОХОДІВ НАСЕЛЕННЯ В УКРАЇНІ 339.5 KB
  Розподіл доходів - це стадія відтворення, яка займає проміжне місце між виробництвом і споживанням. Реалізована на ринку про-дукція перетворюється на грошову виручку. Після вилучення з неї вартості спожитих засобів виробництва залишається грошовий...
15684. Методы политического влияния и манипулирования 203 KB
  Методы политического влияния и манипулирования Методы политического влияния Усиление роли политического влияния в жизни общества являясь симптомом перехода от тоталитарных форм правления к демократическим предопределяет интерес к механизмам осуществления влиян
15685. Психология воздействия 41.5 KB
  В современную эпоху главным орудием воздействия на массы стало телевидение. Как заявил в 1972 году директор французского ведомства по радио и телевидению ...в умелых руках телевидение превращается в невиданное ранее оружие. Тот кто владеет им может направлять общественн
15686. Воздействие политической пропаганды 127 KB
  Воздействие политической пропаганды И зучение воздействия на аудиторию массмедийных сообщений или символов политических по своей природе или имеющих политические последствия представляет собой одно из направлений широкой области исследований воздействия пол
15687. МАНИПУЛИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТЬЮ: Организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия 1.19 MB
  Георгий Грачев Игорь Мельник МАНИПУЛИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТЬЮ:Организация способы и технологии информационнопсихологического воздействия Комплексно рассматривается проблема манипулирования людьми с использованием различных средств способов и технологий информаци
15688. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ: ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 926 KB
  СОЦИАЛЬНОКУЛЬТУРНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ: ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЫТА ЗАПАДА АННОТАЦИЯ Книга представляет собой электронную версию книги В.П. Терина МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ. ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЫТА ЗАПАДА М. 2000. Духовная жизнь стран Зап...
15689. Основы воздействия СМИ 3.74 MB
  Основы воздействия СМИ Книга посвящена воздействию которое оказывают средства массовой информации на зрителей и слушателей. Авторы дают краткий исторический обзор темы анализируют феномен воздействия СМИ на массовую аудиторию и научные исследования данного явлени