59911

Внеклассное мероприятие: Чаем угощаем

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Оборудование: самовар чайная посуда угощение к чаю. Подготовка: Дети разучивают чайные частушки русскую народную игру Просо; подбирают пословицы о русском гостеприимстве песни с именами людей.

Русский

2014-05-12

46.5 KB

3 чел.

Внеклассное мероприятие "Чаем угощаем" для начальных классов

Цели: 

  1.  Познакомить детей с происхождением чая; расширять и обогащать знания детей о традициях русского гостеприимства и чаепития.
  2.  Развивать речь детей, обогащать словарный запас.
  3.  Воспитывать любовь и уважение к своей стране, её традициям. Способствовать сплочению классного коллектива.

Оборудование: самовар, чайная посуда, угощение к чаю.

Для конкурсов: шишки, платки для завязывания глаз, карточки с пословицами, ложки, стаканы с водой. Магнитофон, аудиокассета с фонограммой мелодии частушек.

Подготовка: Дети разучивают чайные частушки, русскую народную игру “Просо”; подбирают пословицы о русском гостеприимстве, песни с именами людей. Рисуют рисунки о чаепитии. Класс оформлен, как старинная горница. Учащиеся поделены на три команды (или две, если детей мало).

Ведущий и дети одеты в русские народные костюмы.

В: Здравствуйте, красны девицы, да добры молодцы!
Добрый день, гости званные и желанные

В: Мы гостей встречаем!

Д: Чаем! Чаем! Чаем!

В: Первым делом угощаем!

Д: Чаем! Чаем! Чаем!

В: Приглашаем к самовару!

Д: С чаем! С чаем! С чаем!

В: Пейте чай, друзья!

Д: Чай! Чай! Чай!

В: Раз прислал мне барин чаю и велел его сварить,
А я отроду не знаю, как же этот чай варить.
Взяла тогда, налила водички,
Всыпала весь чай в горшок и приправила луком, перцем,
Да петрушки корешок,
Разлила варево по плошкам, хорошенько размешала
Остудила его немножко, на господский стол подала.
Гости с барином плевались, сам он сильно озверел.
И, отправив на конюшню, меня выпороть велел.
Долго думала, удивлялась, чем могла не угодить?
А потом-то догадалась, что забыла посолить.

Я думаю, что с вами такого не случится, вы умеете заваривать чай. А что такое чай?

Чаепитие очень давно стало традицией русского гостеприимства. Изменялись формы гостевания, посуда, но не изменялись заповеди гостеприимства-всегда во все времена гостей встречали хлебом-солью и добрым отношением.

1. Конкурс. Какие вы знаете пословицы о русском гостеприимстве?

(Дети работают в командах, из гостей выбрать жюри)

Гостю почёт – хозяину честь.
Хоть не богат, а гостям рад.
Гость в дом – радость в дом.

В: Согласно древнему обычаю не полагалось расспрашивать гостя даже об имени, не накормив его. Это видно из русских народных сказок.

2. Конкурс. Чем могли накормить гостя наши предки, жившие 200–300 лет назад?

Составьте меню.

В: Как вы считаете, для чего надо знать историю страны?

На сегодняшнем празднике вы узнаете историю чая. Какая страна является родиной чая?

Однажды, давным – давно, 5 тысяч лет назад, китайский император, отдыхая в лесу, приказал нагреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер и в воду упало несколько листьев с чайного куста – и вода потемнела, от неё начал исходить тонкий, приятный аромат. Настой попробовали и восхитились. Это было первое в мире чаепитие.

Так какая страна является родиной чая?

В России чай появился впервые в 1638 году . Монгольский хан вручил пакеты с чаем русскому послу Василию Старкову в качестве подарка русскому царю. Чай царю понравился. Вначале его использовали как лекарство.

Беднякам чай был недоступен, так как стоил очень дорого. Только позже чай становится доступен всем. И в каждой семье любили почаёвничать. А из чего в старину пили чай?

Четыре ноги да ухо, один нос да брюхо.

3. Конкурс “Натаскай воды”.

Для чая нам нужна вода, надо ложками переносить воду из одного стакана в другой. Носят по-очереди, побеждает команда, которая быстрее и аккуратнее переносит воду.

4. Конкурс “Собери шишки”.

Ну вот, воды натаскали, теперь её надо вскипятить. Как раньше кипятили воду в самоваре?

Что под ёлками найдёшь, если к ёлкам ты придёшь
Жарким летом, и весною, и осеннею порою?
Ну, считайте, вы в лесу, вот вам шишки, вот вам ёлки.
Ну-ка, кто здесь не трусишка? Кто собрать захочет шишки?
Я глаза вам завяжу, сама в сторонке посижу.

От каждой команды по одному человеку. Завязать глаза, кто больше соберёт?

5. Конкурс “Загадочный”.

Стоит толстячок, подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем чай пить велит. (Самовар)
Под одной крышей четыре брата стоят. (Стол)
В брюхе – баня, в носу – решето,
На голове – пуговица, одна рука – и та на спине. (Чайник)
Кольцо не простое, кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее. Всем на заглядение…
Ну и объедение! (Бублик)
Что на сковороду наливают да вчетверо сгибают? (Блин)
Мнут и катают, в печи закаляют,
А потом за столом нарезают ножом. (Хлеб)

В: “Самовар – водогрейный для чая сосуд, большей частью медный, с трубкой и жаровней внутри” – такое определение мы встречаем уже в 1860-е годы в толковом словаре В. И. Даля. Но для русского быта и всего уклада жизни самовар значил гораздо больше, чем просто водонагревательный прибор. Он был для человека своеобразным символом семейного очага, быта, дружеского общения.

Как выглядел самовар раньше? Об этом мы можем судить лишь по немногим музейным экспонатам или образцам, сохранившимся у коллекционеров. В оружейной палате Московского кремля хранится самовар Петра I, вырезанный из прозрачного кварца, а в мемориальной избе в Филях – самовар русского полководца М. И. Кутузова, сопровождавший его в походах.

А как же правильно заваривать чай ?

1) Заваривать чай следует свежевскипячённой водой, однако кипяток не должен бурно кипеть – такая вода способна убить аромат самого лучшего чая! Воду следует снимать с огня в тот момент, когда со дна начнут подниматься пузырьки и она побелеет. Водопроводную воду желательно отстаивать несколько часов. Если чай заваривать вторично вскипячённой водой, он будет невкусен.

2) Чайник для заварки, желательно фарфоровый, споласкивают кипятком; всыпав чай, заливают кипятком на две трети, закрывают крышкой, настаивают 3–5 минут, затем чайник доливают кипятком. Если при заварке выделилась пена – значит чай заварен правильно. Снимать пенку не следует – такой чай самый ароматный. Самый лучший чай после первого настоя.

3) Я хочу открыть секрет и полезный дать совет:

Если хворь с кем приключится – чаем можно полечиться.
Чай всех снадобий полезней, помогает от болезней.
Чай в жару нас освежает, а в морозы согревает,
И сонливость переборет и с усталостью поспорит.
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью – лучший друг!

В: В Японии есть чайные домики для чаепития. Входя в домик человек оставляет заботы за его стенами и остаётся только с добрыми мыслями.Во время чаепития не разговаривают – размышляют о смысле жизни. Человеку, побывавшему в чайном домике, кажется, что он побывал в другом мире. А в России за чаем общаются, поют чайные частушки.

(Дети исполняют чайные частушки)

6. Конкурс “Объясни пословицу”.

(Дети получают корточки с русскими пословицами о чае, необходимо объяснить пословицы)

Чай не пить – на свете не жить.
Выпей чайку – позабудешь тоску.
Чай пить – не дрова рубить.

7. Конкурс “Имена в песнях”.

Вспомните песни, в которых есть имена людей, спойте хотя бы 3–4 строчки.

Команды поют одна за другой.

В: Взрослые за самоваром пели песни, разговаривали, а дети играли.

Посмотрите русскую народную игру “Просо”.

(Две группы детей встают друг против друга. Сначала идёт одна группа к другой, затем они отступают, а вторая идёт за ними, поют каждую строчку два раза)

- А мы просо сеяли, сеяли.

- А мы просо вытопчем, вытопчем.

- А чем же вам вытоптать, вытоптать?

- А мы коней выпустим, выпустим.

-А мы коней в плен возьмём, в плен возьмём.

- А мы коней выкупим, выкупим.

- А чем же вам выкупить, выкупить?

- А мы дадим сто рублей, сто рублей.

- Нам не надо тысячи, тысячи.

- А чего ж вам надобно, надобно?

- А нам надо девочку, девочку.

- А как её имечко, имечко?

- Её имя Леночка, Леночка. (Названный ребёнок переходит в другую группу)

- В нашем полку убыло, убыло.

- В нашем полку прибыло, прибыло.

В: Дорогие гости, попрошу поскорее всех к столу!

(Все пьют чай, угощаются пирогами, блинами, бубликами)

ЧАЙНЫЕ ЧАСТУШКИ

В Запрудихе мы живём,
Вкусны пряники жуём,
Мы частушек много знаем
Их сейчас для вас споём.

На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки,
Так споём же под чаёк
Чайные частушки.

Подавай мне чашку чая,
Ведь люблю я русский чай.
В чае я души не чаю
Наливай горячий чай.

Самовар поёт, гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар.

Самовар блестит, кипя,
Чай в нём так и пенится!
Погляди-ка на себя-
Ну и отраженьице!

В пляске не жалей ботинки!
Предлагай-ка чай друзьям
Если в чае есть чаинки,
Значит письма пишут вам!

Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого
Самоварного чайку!

Самовар пыхтит, искрится
Щедрый, круглый, золотой.
Озаряет наши лица
Он своею добротой.

Мы пропели вам частушки
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали!

РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ О ЧАЕ

Чай пить – не дрова рубить.

За чаем не скучаешь – по три чашки выпиваешь.

Чай не пить – на свете не жить.

С чая лиха не бывает.

Самовар кипит – уходить не велит.

Где есть чай, там и под елью рай.

Самовар, что море Соловецкое, пьют из него за здоровье молодецкое.

Чай пьёшь – до ста лет проживёшь.

Пей чай – удовольствие получай.

Выпей чайку – позабудешь тоску.

Горячая вода не мутит ума.

ПОСЛОВИЦЫ О ЧАЕ  РАЗНЫХ НАРОДОВ

В хорошей посуде и чай вкуснее. (Японская пословица)

Выпьешь чаю – прибавятся силы. (Китайская пословица)

Не спеши пить чай – язык обожжёшь. (Турецкая пословица)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28460. Предмет, сущность и задачи рекламы в СКС и Т 96 KB
  Предмет сущность и задачи рекламы в СКС и Т. В качестве объекта рекламы может выступать товар продажи или услуги. Предметом изучения рекламы являются стоящие перед ней цели и задачи. Сущность рекламы можно определить: в узком смысле как неличное информационное эмоциональное побуждение целевой группы людей к определенным поступкам.
28461. Необходимость и особенности страхования в туризме 59 KB
  Необходимость и особенности страхования в туризме. Объектами страхования в туризме являются как отдельные граждане так и туристские фирмы. Эти виды страхования в туризме проводятся в том же порядке что и страхование в других отраслях экономики. Страхование туристов это особый вид страхования обеспечивающий страховую защиту имущественных интересов граждан во время их пребывания в турпоездках.
28462. Компьютерные системы бронирования 55.5 KB
  Micros Fidelio Opera работает на более сложной с позиции освоения платформе Oracle. Данные о положительных сторонах АСУ были получены от дистрибьюторов данных программ а так же проанализированы и сопоставлены с данными полученными в ходе анонимного опроса персонала гостиничного комплекса использующего АСУ Micros Fidelio. Отсутствие возможности у ПО Micros Fidelio автоматического формирования цены на проживание. ПО Micros Fidelio не умеет формировать автоматическую цену на проживание и рассчитывать ее на будущее.
28463. Требования, предъявляемые к знаниям и профессиональным навыкам персонала гостиниц (речь, стиль, внешний вид и т.д.) 39.5 KB
  Потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков; соответствующего уменьшения цены за оказанную услугу. Исполнитель должен устранить недостатки оказанной услуги в течение часа с момента предъявления потребителем требования. Требования потребителя об уменьшении цены оказанной услуги а также о возмещении убытков причиненных расторжением договора подлежат удовлетворению в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования. Потребитель вправе...
28465. Стандарты ИСО 9000 :2000 77 KB
  С тех пор количество предприятий сертифицировавших свои системы качества на соответствие данным стандартам возросло более чем в 6 раз. В результате комплекс документов состоявший ранее из 24 стандартов некоторые их них остались на стадии внедрения теперь содержит 5 базовых стандартов: ИСО 9000:2000 Система менеджмента качества. Основные принципы и словарь ; ИСО 9001:2000 Система менеджмента качества. Требования устанавливает минимально необходимый набор требований к системам качества и применяется для целей сертификации и аудита; ИСО...
28467. Подготовка ресторана к обслуживанию потребителей. Виды скрвировок 108.5 KB
  Виды скрвировок Тщательная продуманная последовательная подготовка к рабочему дню в ресторане обеспечивает четкую организацию обслуживания способствует облегчению труда официантов. Если во время обслуживания потребуется сменить скатерть сделать это нужно незаметно. Сервировка столов бывает различной в зависимости от характера обслуживания: завтрак обед дежурные или порционные блюда вечернее обслуживание по порционному прейскуранту обслуживание банкетов по составленному меню. Для обслуживания днем по меню дежурных блюд на стол...
28468. Служба питания в структуре гостиничного комплекса. Ее значение, характеристика услуг 133 KB
  Последовательность расположения: безалкогольные сорта ставят в меню перед пивом содержащими алкоголь и крепким сортом пива; отечественные сорта перед иностран. Назначение и принципы составления меню. Факторы учитываемые при составлении меню. Виды меню: меню со свободным выбором блюд меню комплексного обеда меню бизнес ланча меню дневного рациона меню диетического питания банкетное меню и др.