59917

В гостях у Маршака (Игровое путешествие по произведениям С.Я. Маршака)

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Маршака В 3-4х классах Оборудование. Маршака иллюстрированные изданияч его стихов и сказок. Теперь я буду читать вам отрывки из стихов Самуила Яковлевича Маршака.

Русский

2014-05-12

37 KB

2 чел.

В гостях у Маршака

(Игровое путешествие по произведениям С.Я. Маршака

В 3-4-х классах)

Оборудование. Портрет С.Я. Маршака, иллюстрированные изданияч его стихов и сказок. Желательно, чтобы произведения были на каждом столе у учащихся. Возможные книги поэта: «Плывет, плывет кораблик»,  «Усатый- полосатый», «Детки в клетки», «Разноцветная книга», «Веселое путешествие от А до Я»,  «Веселые чижи».

Описание игрового путешествия

Игровое путешествие может стать фрагменты урока или внеклассного мероприятия. Возможно проведение библиотечного урока.

Перед началом путешествия учитель кратко рассказывает о стихах С.Я.Маршака.

Учитель: Известный поэт Самуил Маршак – автор замечательных сказок, пьес, загадок, скороговорок и считалок. Самуил Яковлевич очень любил детей. И дети любили его, потому что он умел дружить с ними: придумывал веселые игры, учил писать стихи, разыгрывать пьесы.

 Вот как он выглядел. (Показ портрета) Это портрет

 работы художника Мая Петровича Митурича.

Теперь я буду читать вам  отрывки из стихов Самуила Яковлевича Маршака. Ваша задача- угадать название стихотворения. Слушаем первое четверостишие.

     Дали туфельки слону.

  Взял он туфельку одну

  И сказал: - Нужны пошире,

  И не две, а все четыре!(Ответы ребят)

Учитель: Правильно,  «Детки в клетки». Деток в клетках Маршаковского «Зоопарка» много. Один их них – «Слон». А другой? Пожалуйста отгадайте:

  Рвать цветы легко и просто

  Детям маленького роста,

  Но тому, кто так высок,

  Нелегко сорвать цветок!

  Конечно, это «Жираф»!

Кого укачивает нянька в этом отрывке и как называется стихотворение?

  Побежала мышка-мать

  Тетю лошадь в няньки звать:

  - Приходи, к нам, тетя лошадь,

  Нашу детку покачать.

 

Правильно, мышонка, маленького героя «Сказки о  глупом мышонке».

  А для кого готовиться такая постелька?

  -Вот тебе под спинку

  Мягкую перинку,

  Сверху на перинку

  Чистую простынку.

  Вот тебе под ушки

  Белые подушки,

  Одеяльце на пуху

  И платочек наверху.(Ответы учеников)

Учитель: Конечно, для котенка, для «Усатого-полосатого».

Так назвал это стихотворение Самуил Яковлевич Маршак.

А сейчас я вам прочту веселую считалку. Из какой сказки этот фрагмент?

  -Что ж, сыграем, но сначала

  Посчитаемся, пожалуй:

  Я - зверек,

  И ты – зверек…

Молодцы! Да, этот отрывок тоже из сказки, но из(сказки об умном мышонке).

Вы хорошо знаете стихи Самуила Яковлевича Маршака.

Они легко запоминаются. Не так ли? Его стихи как песни.

Может, вы обратили внимание, что слова в конце строки звучат похоже:»зверек» - «хорек»; «слону» - «одну; «высок» - «цветок»; «мистер» - «Твистер».  Такой подбор когда два слова или окончание двух слов звучат одинаково или почти одинаково, называют рифмой. Послушаем стихотворение  Маршака « Маленькие феи» и вместе найдем в нем рифмы. Но прежде скажите, кого называют феями? Конечно, волшебниц. Итак…

  Три очень милых феечки

  Сидели  на скамеечке

  И, съев по булке с маслицем,

  Успели так за маслица,

  Что мыли этих феечек

  Из трех садовых леечек .

Как вы думаете, это действительно волшебницы сидят на скамеечке? Да это просто маленькие девочки! Но ищем рифму. Читаю еще раз. Какие слова звучат почти одинаково? ( Возможные ответы детей)  Правильно, «феечки» - «скамеечке». А еще? «Маслицем» - «замаслиться». Тоже совпадают почти целиком.

 Прочту другое стихотворение Маршака – « Разговор» .

Его, как и стихотворение «Маленькие феи» , поэт перевёл с английского языка. Попытайтесь самостоятельно найти рифмующиеся слова, т. е. рифму:

Тётя трот и кошка

Сели у окошка,

Сели рядом вечерком

Поболтать немножко.

Трот спросила: - кис-кис-кис,

Ты ловить умеешь крыс?

- Мурр, - сказала кошка,

Помолчав немножко.

А здесь где рифма? Ищем! Конечно « кошка» - « окошко» - « немножко» ; « кис» - « крыс». Молодцы! Быстро научились находить рифму. Тогда попробуем сами придумать рифмы к словам « детки» , « перчатки» , « вакса» , « близко» .( Предполагаемый ответ: «детки» – «в клетке», «перчатки» - «котятки», « вакса» - « клякса» , « близко» - «киска».)

И с этим заданием справились. Надо только всегда помнить маленький секрет: слова, которые мы подбираем для рифмы, должны обязательно иметь смысл. Не так. Как у незнайки. Помните, как подбирал он рифму к слову « пакля». И « шмакля» у него была, и « рвакля» . а ведь таких слов вообще не существует.

                                        Загадки дедушки Маршака.

Учитель: Устали? Нет? Тогда послушаем загадки. Их придумал Самуил Яковлевич Маршак. Я читаю, а вы отгадайте.

  Что такое перед нами:

  Две оглобли за ушами.

  На глазах по колесу

  И седелка на носу?(Очки)

  Всегда шагаем мы вдвоем,

  Похожие, как братья.

  Мы за обедом – под столом,

  А ночью – под кроватью. (Сапоги)

  

  Шумит он в поле и в саду,

  А в дом не попадает.

  И никуда я не иду,

  Покуда он идет.(Дождь)

  Бьют его рукой и палкой.

  Никому его не жалко.

  А за что беднягу бьют?

  А за то, что он надут! ( Мяч)

  Мы ходим ночью,

  Ходим днем,

  Но никуда

  Мы не уйдем.

  Мы бьем исправно

  Каждый час.

  А вы, друзья,

  Не бейте нас! (Часы)

Далее  учитель может предложить запись песни «Веселые чижи» ( ст. С. Маршака, муз. А. Александрова) или прочитать последние куплеты песни.

В заключение можно предложить учащимся сочинить несколько четверостиший, например «Я по ягоды иду, друга за руку веду».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59143. Українсько-московський договір 1654 року та його наслідки для України 64.5 KB
  Мета проекту: Розкрити внутрішнє й зовнішнє політичне становище Гетьманщини наприкінці 1653 року. Ознайомити учнів з подямиї 1654 року та їх наслідками для України. Результати проекту: Глибоке розуміння теми внутрішнє й зовнішнє становище Гетьманщини наприкінці 1653 року; Оцінювати діяльність Б.
59144. Урок-память: Муза болю, сумління і гнiвy. Присвячується поету-воїну Євгену Маланюку 60 KB
  Вчитель. Так думав старшина армії Української Народної Республіки у ті далекі трагічні дні 1920-го, коли разом із тисячами собі подібних змушений був покидати рідну землю після того, як більшовизм остаточно підімяв спроби утвердити Українську незалежну державу.
59145. Я народився і жив для добра і любові. (Життєвий і творчий шлях Олександра Довженка) 49.5 KB
  Він як самоцвіт: скільки не обертай його а в ньому починають світитися все нові і нові грані. Довженка порівнюють із видатними майстрами епохи Відродження які були водночас і живописцями і поетами і архітекторами і природознавцями.
59146. Поетизація римської доблесті, патріотичного служіння державі, величі Риму як провідні настанови й основний пафос поеми 362.5 KB
  Мета: узагальнити знання про римську культуру та літературу, перевірити знання біографії Вергілія, проаналізувати уривок із 6-ї книги Енеїди, розвивати вміння порівнювати та виділяти головне, за допомогою мистецтвознавчої паралелі дати характеристику головному герою...
59147. Ідеологія тоталітарного режиму очима Довженка. Щоденник - звинувачувальний документ системі 29.5 KB
  Довженко і саме своїм Щоденником зробив першу досить вдалу спробу становити в нашому національному телескопі головне дзеркало на місце усунути в ньому бодай найбільші дефекти. Клас ділиться на дві групи кожна з яких має змогу представити ворогуючі політичн...
59148. Правда, обпалена війною... (Аналіз кіноповісті Україна в огні) 28 KB
  Мета: ознайомити учнів зі змістом кіноповісті проаналізувати твір; закріпити вивчене про кіноповість характеротворення поетику; розвивати творчу уяву і аналітичне мислення; виховувати національну гідність.
59150. Написання рядкової літери н (ен), складів, слів із нею 30.5 KB
  Мета: Вчити учнів писати малу букву н, склади та слова з нею; розвивати вміння правильно розміщувати букви на рядках, закріплювати знання назв елементів букв, виховувати у дітей увагу, старанність, спостережливість.