59917

В гостях у Маршака (Игровое путешествие по произведениям С.Я. Маршака)

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Маршака В 3-4х классах Оборудование. Маршака иллюстрированные изданияч его стихов и сказок. Теперь я буду читать вам отрывки из стихов Самуила Яковлевича Маршака.

Русский

2014-05-12

37 KB

4 чел.

В гостях у Маршака

(Игровое путешествие по произведениям С.Я. Маршака

В 3-4-х классах)

Оборудование. Портрет С.Я. Маршака, иллюстрированные изданияч его стихов и сказок. Желательно, чтобы произведения были на каждом столе у учащихся. Возможные книги поэта: «Плывет, плывет кораблик»,  «Усатый- полосатый», «Детки в клетки», «Разноцветная книга», «Веселое путешествие от А до Я»,  «Веселые чижи».

Описание игрового путешествия

Игровое путешествие может стать фрагменты урока или внеклассного мероприятия. Возможно проведение библиотечного урока.

Перед началом путешествия учитель кратко рассказывает о стихах С.Я.Маршака.

Учитель: Известный поэт Самуил Маршак – автор замечательных сказок, пьес, загадок, скороговорок и считалок. Самуил Яковлевич очень любил детей. И дети любили его, потому что он умел дружить с ними: придумывал веселые игры, учил писать стихи, разыгрывать пьесы.

 Вот как он выглядел. (Показ портрета) Это портрет

 работы художника Мая Петровича Митурича.

Теперь я буду читать вам  отрывки из стихов Самуила Яковлевича Маршака. Ваша задача- угадать название стихотворения. Слушаем первое четверостишие.

     Дали туфельки слону.

  Взял он туфельку одну

  И сказал: - Нужны пошире,

  И не две, а все четыре!(Ответы ребят)

Учитель: Правильно,  «Детки в клетки». Деток в клетках Маршаковского «Зоопарка» много. Один их них – «Слон». А другой? Пожалуйста отгадайте:

  Рвать цветы легко и просто

  Детям маленького роста,

  Но тому, кто так высок,

  Нелегко сорвать цветок!

  Конечно, это «Жираф»!

Кого укачивает нянька в этом отрывке и как называется стихотворение?

  Побежала мышка-мать

  Тетю лошадь в няньки звать:

  - Приходи, к нам, тетя лошадь,

  Нашу детку покачать.

 

Правильно, мышонка, маленького героя «Сказки о  глупом мышонке».

  А для кого готовиться такая постелька?

  -Вот тебе под спинку

  Мягкую перинку,

  Сверху на перинку

  Чистую простынку.

  Вот тебе под ушки

  Белые подушки,

  Одеяльце на пуху

  И платочек наверху.(Ответы учеников)

Учитель: Конечно, для котенка, для «Усатого-полосатого».

Так назвал это стихотворение Самуил Яковлевич Маршак.

А сейчас я вам прочту веселую считалку. Из какой сказки этот фрагмент?

  -Что ж, сыграем, но сначала

  Посчитаемся, пожалуй:

  Я - зверек,

  И ты – зверек…

Молодцы! Да, этот отрывок тоже из сказки, но из(сказки об умном мышонке).

Вы хорошо знаете стихи Самуила Яковлевича Маршака.

Они легко запоминаются. Не так ли? Его стихи как песни.

Может, вы обратили внимание, что слова в конце строки звучат похоже:»зверек» - «хорек»; «слону» - «одну; «высок» - «цветок»; «мистер» - «Твистер».  Такой подбор когда два слова или окончание двух слов звучат одинаково или почти одинаково, называют рифмой. Послушаем стихотворение  Маршака « Маленькие феи» и вместе найдем в нем рифмы. Но прежде скажите, кого называют феями? Конечно, волшебниц. Итак…

  Три очень милых феечки

  Сидели  на скамеечке

  И, съев по булке с маслицем,

  Успели так за маслица,

  Что мыли этих феечек

  Из трех садовых леечек .

Как вы думаете, это действительно волшебницы сидят на скамеечке? Да это просто маленькие девочки! Но ищем рифму. Читаю еще раз. Какие слова звучат почти одинаково? ( Возможные ответы детей)  Правильно, «феечки» - «скамеечке». А еще? «Маслицем» - «замаслиться». Тоже совпадают почти целиком.

 Прочту другое стихотворение Маршака – « Разговор» .

Его, как и стихотворение «Маленькие феи» , поэт перевёл с английского языка. Попытайтесь самостоятельно найти рифмующиеся слова, т. е. рифму:

Тётя трот и кошка

Сели у окошка,

Сели рядом вечерком

Поболтать немножко.

Трот спросила: - кис-кис-кис,

Ты ловить умеешь крыс?

- Мурр, - сказала кошка,

Помолчав немножко.

А здесь где рифма? Ищем! Конечно « кошка» - « окошко» - « немножко» ; « кис» - « крыс». Молодцы! Быстро научились находить рифму. Тогда попробуем сами придумать рифмы к словам « детки» , « перчатки» , « вакса» , « близко» .( Предполагаемый ответ: «детки» – «в клетке», «перчатки» - «котятки», « вакса» - « клякса» , « близко» - «киска».)

И с этим заданием справились. Надо только всегда помнить маленький секрет: слова, которые мы подбираем для рифмы, должны обязательно иметь смысл. Не так. Как у незнайки. Помните, как подбирал он рифму к слову « пакля». И « шмакля» у него была, и « рвакля» . а ведь таких слов вообще не существует.

                                        Загадки дедушки Маршака.

Учитель: Устали? Нет? Тогда послушаем загадки. Их придумал Самуил Яковлевич Маршак. Я читаю, а вы отгадайте.

  Что такое перед нами:

  Две оглобли за ушами.

  На глазах по колесу

  И седелка на носу?(Очки)

  Всегда шагаем мы вдвоем,

  Похожие, как братья.

  Мы за обедом – под столом,

  А ночью – под кроватью. (Сапоги)

  

  Шумит он в поле и в саду,

  А в дом не попадает.

  И никуда я не иду,

  Покуда он идет.(Дождь)

  Бьют его рукой и палкой.

  Никому его не жалко.

  А за что беднягу бьют?

  А за то, что он надут! ( Мяч)

  Мы ходим ночью,

  Ходим днем,

  Но никуда

  Мы не уйдем.

  Мы бьем исправно

  Каждый час.

  А вы, друзья,

  Не бейте нас! (Часы)

Далее  учитель может предложить запись песни «Веселые чижи» ( ст. С. Маршака, муз. А. Александрова) или прочитать последние куплеты песни.

В заключение можно предложить учащимся сочинить несколько четверостиший, например «Я по ягоды иду, друга за руку веду».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35572. Описание микропроцессора MC68HC908GP32 56 KB
  МК содержат на кристалле резидентное ПЗУ программ режим адресации внешней памяти у большинства моделей отсутствует. Интеграция на кристалле МК трех типов памяти: памяти программ maskROM FLASH оперативной памяти данных статическое ОЗУ и энергонезависимой памяти данных ЕЕPROM которая программируется и стирается в рабочем режиме МК под управлением программы пользователя без подключения дополнительных источников питания. В первой группе следует выделить команду пересылки данных между двумя ячейками памяти минуя регистры центрального...
35573. Транспортная и автомобильная система. ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 3.42 MB
  В учебном пособии содержатся краткие сведения по обязательным дисциплинам формирующим профессиональные навыки у специалистов в области сервиса автомобильного транспорта: типаж подвижного состава эксплуатационные материалы единая транспортная система и автомобильные перевозки техническая эксплуатация и ремонт автомобилей предприятия автомобильного сервиса и системы фирменного обслуживания.2] Общая компоновка автомобилей [4.3] Типаж автомобилей [4.13] Производственнотехническая база автосервиса [5] Автомобильные эксплуатационные материалы...
35574. ТЕОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ТЯГИ 3.27 MB
  Построить электромеханические характеристики на ободе колеса VI FI I для всех схем соединений двигателей и всех степеней ослабления поля используя нагрузочные характеристики характеристики магнитных и механических потерь характеристику потерь мощности в механической передаче. Режим пуска нанести на электромеханические характеристики двигателя VI на ободе колеса. Построить тяговые характеристики поезда FV для всех режимов включения двигателей. Нанести на эти характеристики ограничения по сцеплению максимальной скорости и...
35576. Проектирование и эксплуатация газо- и водоочистки 1.88 MB
  Более того десульфурацию проводили вдувая каустическую соду в контур охлаждающей воды рис. В процессе Эрфайн можно выделить три основные стадии: охлаждения отделения пыли и обработки воды. Крупные частицы фракцией 10мкм удаляются в результате вспрыскивания распыленной циркуляционной воды в противоток отходящему газу посредством форсунок работающих на одном виде жидкости. На стадии обработки воды взвешенные твердые частицы и тяжелые металлы удаляют из сбросовых стоков данного процесса в установке обработки воды в три этапа: отделяют...
35577. АНТИПРИГОЖИН. УПРАВЛЯЕМЫЙ ХАОС 1.69 MB
  Вместо физического времени в ней использовался обратимый эрзац. Человек будучи вне времени становится богоподобным или намного ближе к квазибожественному состоянию.Ньютон же считал что вмешательство бога требуется в каждый момент времени отсюда эпигенез и гениальное предвидение И. Это вернуло прежний интерес к конструктивной роли времени.
35578. Социология. Курс лекций в схемах 2.05 MB
  Предмет и история социологии. Общество как социокультурная система. Социальные группы и общности. Массовое сознание и общественное мнение. Методология социологических исследований.
35579. История Белоруссии 492 KB
  В истории Белоруси выявлено много белых пятенБНРВКЛсоздание БССР и т.Полоцкая земля находилась на терр сев Белорусии в землях кривичейвключала в себя современную Вит обл.На границе 1314в Полоцкое княжество вошло в состав ВКЛ.В конце 13начале14 веков Туровская земля была включена в состав ВКЛ.
35580. История беларускiх зямель 228.5 KB
  Тэрмiн зясялення тэрыторыi Беларусi 40 тыс. Iндаеўрапейскi перыяд пачаўся ў бронзавым веку з часу рассялення iндаеўрапейскiх плямён на тэрыторыi Беларусi 3 2 тыс. Засяленне славянамi Беларусi адбывалася ў вынiку мiграцыi славян са сваёй прарадзiмы тэрыторыi памiж р. Славяне асiмiлiравалi балтаў i ў вынiку славянабалцкага ўзаемадзеяння ўзнiклi новыя этнiчныя супольнасцi: ва ўсходняй Еўропе больш за 15 на тэрыторыi Беларусi 3 гэта крывiчы дрыгавiчы радзiмiчы.