59917

В гостях у Маршака (Игровое путешествие по произведениям С.Я. Маршака)

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Маршака В 3-4х классах Оборудование. Маршака иллюстрированные изданияч его стихов и сказок. Теперь я буду читать вам отрывки из стихов Самуила Яковлевича Маршака.

Русский

2014-05-12

37 KB

2 чел.

В гостях у Маршака

(Игровое путешествие по произведениям С.Я. Маршака

В 3-4-х классах)

Оборудование. Портрет С.Я. Маршака, иллюстрированные изданияч его стихов и сказок. Желательно, чтобы произведения были на каждом столе у учащихся. Возможные книги поэта: «Плывет, плывет кораблик»,  «Усатый- полосатый», «Детки в клетки», «Разноцветная книга», «Веселое путешествие от А до Я»,  «Веселые чижи».

Описание игрового путешествия

Игровое путешествие может стать фрагменты урока или внеклассного мероприятия. Возможно проведение библиотечного урока.

Перед началом путешествия учитель кратко рассказывает о стихах С.Я.Маршака.

Учитель: Известный поэт Самуил Маршак – автор замечательных сказок, пьес, загадок, скороговорок и считалок. Самуил Яковлевич очень любил детей. И дети любили его, потому что он умел дружить с ними: придумывал веселые игры, учил писать стихи, разыгрывать пьесы.

 Вот как он выглядел. (Показ портрета) Это портрет

 работы художника Мая Петровича Митурича.

Теперь я буду читать вам  отрывки из стихов Самуила Яковлевича Маршака. Ваша задача- угадать название стихотворения. Слушаем первое четверостишие.

     Дали туфельки слону.

  Взял он туфельку одну

  И сказал: - Нужны пошире,

  И не две, а все четыре!(Ответы ребят)

Учитель: Правильно,  «Детки в клетки». Деток в клетках Маршаковского «Зоопарка» много. Один их них – «Слон». А другой? Пожалуйста отгадайте:

  Рвать цветы легко и просто

  Детям маленького роста,

  Но тому, кто так высок,

  Нелегко сорвать цветок!

  Конечно, это «Жираф»!

Кого укачивает нянька в этом отрывке и как называется стихотворение?

  Побежала мышка-мать

  Тетю лошадь в няньки звать:

  - Приходи, к нам, тетя лошадь,

  Нашу детку покачать.

 

Правильно, мышонка, маленького героя «Сказки о  глупом мышонке».

  А для кого готовиться такая постелька?

  -Вот тебе под спинку

  Мягкую перинку,

  Сверху на перинку

  Чистую простынку.

  Вот тебе под ушки

  Белые подушки,

  Одеяльце на пуху

  И платочек наверху.(Ответы учеников)

Учитель: Конечно, для котенка, для «Усатого-полосатого».

Так назвал это стихотворение Самуил Яковлевич Маршак.

А сейчас я вам прочту веселую считалку. Из какой сказки этот фрагмент?

  -Что ж, сыграем, но сначала

  Посчитаемся, пожалуй:

  Я - зверек,

  И ты – зверек…

Молодцы! Да, этот отрывок тоже из сказки, но из(сказки об умном мышонке).

Вы хорошо знаете стихи Самуила Яковлевича Маршака.

Они легко запоминаются. Не так ли? Его стихи как песни.

Может, вы обратили внимание, что слова в конце строки звучат похоже:»зверек» - «хорек»; «слону» - «одну; «высок» - «цветок»; «мистер» - «Твистер».  Такой подбор когда два слова или окончание двух слов звучат одинаково или почти одинаково, называют рифмой. Послушаем стихотворение  Маршака « Маленькие феи» и вместе найдем в нем рифмы. Но прежде скажите, кого называют феями? Конечно, волшебниц. Итак…

  Три очень милых феечки

  Сидели  на скамеечке

  И, съев по булке с маслицем,

  Успели так за маслица,

  Что мыли этих феечек

  Из трех садовых леечек .

Как вы думаете, это действительно волшебницы сидят на скамеечке? Да это просто маленькие девочки! Но ищем рифму. Читаю еще раз. Какие слова звучат почти одинаково? ( Возможные ответы детей)  Правильно, «феечки» - «скамеечке». А еще? «Маслицем» - «замаслиться». Тоже совпадают почти целиком.

 Прочту другое стихотворение Маршака – « Разговор» .

Его, как и стихотворение «Маленькие феи» , поэт перевёл с английского языка. Попытайтесь самостоятельно найти рифмующиеся слова, т. е. рифму:

Тётя трот и кошка

Сели у окошка,

Сели рядом вечерком

Поболтать немножко.

Трот спросила: - кис-кис-кис,

Ты ловить умеешь крыс?

- Мурр, - сказала кошка,

Помолчав немножко.

А здесь где рифма? Ищем! Конечно « кошка» - « окошко» - « немножко» ; « кис» - « крыс». Молодцы! Быстро научились находить рифму. Тогда попробуем сами придумать рифмы к словам « детки» , « перчатки» , « вакса» , « близко» .( Предполагаемый ответ: «детки» – «в клетке», «перчатки» - «котятки», « вакса» - « клякса» , « близко» - «киска».)

И с этим заданием справились. Надо только всегда помнить маленький секрет: слова, которые мы подбираем для рифмы, должны обязательно иметь смысл. Не так. Как у незнайки. Помните, как подбирал он рифму к слову « пакля». И « шмакля» у него была, и « рвакля» . а ведь таких слов вообще не существует.

                                        Загадки дедушки Маршака.

Учитель: Устали? Нет? Тогда послушаем загадки. Их придумал Самуил Яковлевич Маршак. Я читаю, а вы отгадайте.

  Что такое перед нами:

  Две оглобли за ушами.

  На глазах по колесу

  И седелка на носу?(Очки)

  Всегда шагаем мы вдвоем,

  Похожие, как братья.

  Мы за обедом – под столом,

  А ночью – под кроватью. (Сапоги)

  

  Шумит он в поле и в саду,

  А в дом не попадает.

  И никуда я не иду,

  Покуда он идет.(Дождь)

  Бьют его рукой и палкой.

  Никому его не жалко.

  А за что беднягу бьют?

  А за то, что он надут! ( Мяч)

  Мы ходим ночью,

  Ходим днем,

  Но никуда

  Мы не уйдем.

  Мы бьем исправно

  Каждый час.

  А вы, друзья,

  Не бейте нас! (Часы)

Далее  учитель может предложить запись песни «Веселые чижи» ( ст. С. Маршака, муз. А. Александрова) или прочитать последние куплеты песни.

В заключение можно предложить учащимся сочинить несколько четверостиший, например «Я по ягоды иду, друга за руку веду».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76405. Точность систем автоматического управления. Коэффициенты ошибок 62.67 KB
  Одним из основных требований, предъявляемых к САУявляется точность воспроизведения задающего воздействия, которая определяется формой установившегося процессауправления (увын.(t)). При этом установившаяся ошибкасистемы будет
76406. Теория автоматического управления (ТАУ), Фундаментальные принципы управления 67.76 KB
  Общие понятия Теория автоматического управления ТАУ появилась во второй половине 19 века сначала как теория регулирования. Это дало начало научным исследованиям в области управления техническими объектами. Поэтому прежнее название Теория автоматического регулирования заменено на более широкое...
76407. Чувствительность систем автоматического управления 79.78 KB
  Для числовой оценки чувствительности используют функции чувствительности определяемые как частные производные от координат системы или показателей качества процессов управления по вариациям параметров: где координаты системы; параметр системы.93 можно записать Следовательно располагая функциями чувствительности и задаваясь вариациями параметров можно определить первое приближение для дополнительного движения.99 называются уравнениями чувствительности. Решение их дает функции чувствительности.
76409. Амплитудно-фазовая частотная характеристика (АФЧХ) 54.81 KB
  Для практических целей удобнее пользоваться десятичными логарифмами и строить отдельно логарифмическую амплитудную частотную характеристику (ЛАХ) и логарифмическую фазовую частотную характеристику (ЛФХ).
76410. Построение переходной функции по ВЧХ замкнутой системы 297.32 KB
  Характеристику построенную в натуральном масштабе по оси частот аппроксимируем стандартными характеристиками :тогда очевидно чтогде616В настоящее время чаще всего используют в качестве стандартных характеристик трапеции рис. 68 при этом интеграл 616 может быть вычислен в видеРис 68617где параметр трапеции характеризующий ее форму см. рис. Рассмотрим построение переходной функции САР если ее ВЧХ имеет вид показанный на рис.
76411. Определение величины перерегулирования по ВЧХ 17.81 KB
  Приближенное значение величины перерегулирования можно определить по виду графиков ВЧХ -если ВЧХ монотонно убывающая, то = О, -если ВЧХ не возрастающая, то максимальное значение перерегулирования если ВЧХ возрастающая, то максимальное значение перерегулирования ...
76412. Алгоритм построения логарифмической амплитудной характеристики последовательного соединения типовых звеньев 59.87 KB
  Построение асимптотической ЛАХ последовательного соединения типовых звеньев сводится к суммированию на графике отрезков прямых линий с наклонами кратными 20 дБ дек. Используем более эффективный способ построения ЛАХ последовательного соединения звеньев который не требует построения ЛАХ отдельно каждого звена и последующего суммирования этих ЛАХ. Очевидно что результирующая ЛАХ от такого перераспределения параметров должна остаться без изменений. Построим ЛАХ звеньевсомножителей из 4.
76413. Признаки переходного и установившегося режимов работы САР 49.49 KB
  Признаки переходного и установившегося режимов работы САР Можно ли изучая выходной сигнал САР определить работает она на данном отрезке времени в переходном или установившемся режиме Для этого нужно более точно сформулировать что такое переходный и что такое установившийся режимы с практической точки зрения. Красная кривая переходный процесс при идеальном ступенчатом воздействии. Нарастание воздействия со скоростью примерно 8 ед сек сопровождается заметным переходным процессом голубая линия при скорости 4 ед сек переходный процесс...