59917

В гостях у Маршака (Игровое путешествие по произведениям С.Я. Маршака)

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Маршака В 3-4х классах Оборудование. Маршака иллюстрированные изданияч его стихов и сказок. Теперь я буду читать вам отрывки из стихов Самуила Яковлевича Маршака.

Русский

2014-05-12

37 KB

5 чел.

В гостях у Маршака

(Игровое путешествие по произведениям С.Я. Маршака

В 3-4-х классах)

Оборудование. Портрет С.Я. Маршака, иллюстрированные изданияч его стихов и сказок. Желательно, чтобы произведения были на каждом столе у учащихся. Возможные книги поэта: «Плывет, плывет кораблик»,  «Усатый- полосатый», «Детки в клетки», «Разноцветная книга», «Веселое путешествие от А до Я»,  «Веселые чижи».

Описание игрового путешествия

Игровое путешествие может стать фрагменты урока или внеклассного мероприятия. Возможно проведение библиотечного урока.

Перед началом путешествия учитель кратко рассказывает о стихах С.Я.Маршака.

Учитель: Известный поэт Самуил Маршак – автор замечательных сказок, пьес, загадок, скороговорок и считалок. Самуил Яковлевич очень любил детей. И дети любили его, потому что он умел дружить с ними: придумывал веселые игры, учил писать стихи, разыгрывать пьесы.

 Вот как он выглядел. (Показ портрета) Это портрет

 работы художника Мая Петровича Митурича.

Теперь я буду читать вам  отрывки из стихов Самуила Яковлевича Маршака. Ваша задача- угадать название стихотворения. Слушаем первое четверостишие.

     Дали туфельки слону.

  Взял он туфельку одну

  И сказал: - Нужны пошире,

  И не две, а все четыре!(Ответы ребят)

Учитель: Правильно,  «Детки в клетки». Деток в клетках Маршаковского «Зоопарка» много. Один их них – «Слон». А другой? Пожалуйста отгадайте:

  Рвать цветы легко и просто

  Детям маленького роста,

  Но тому, кто так высок,

  Нелегко сорвать цветок!

  Конечно, это «Жираф»!

Кого укачивает нянька в этом отрывке и как называется стихотворение?

  Побежала мышка-мать

  Тетю лошадь в няньки звать:

  - Приходи, к нам, тетя лошадь,

  Нашу детку покачать.

 

Правильно, мышонка, маленького героя «Сказки о  глупом мышонке».

  А для кого готовиться такая постелька?

  -Вот тебе под спинку

  Мягкую перинку,

  Сверху на перинку

  Чистую простынку.

  Вот тебе под ушки

  Белые подушки,

  Одеяльце на пуху

  И платочек наверху.(Ответы учеников)

Учитель: Конечно, для котенка, для «Усатого-полосатого».

Так назвал это стихотворение Самуил Яковлевич Маршак.

А сейчас я вам прочту веселую считалку. Из какой сказки этот фрагмент?

  -Что ж, сыграем, но сначала

  Посчитаемся, пожалуй:

  Я - зверек,

  И ты – зверек…

Молодцы! Да, этот отрывок тоже из сказки, но из(сказки об умном мышонке).

Вы хорошо знаете стихи Самуила Яковлевича Маршака.

Они легко запоминаются. Не так ли? Его стихи как песни.

Может, вы обратили внимание, что слова в конце строки звучат похоже:»зверек» - «хорек»; «слону» - «одну; «высок» - «цветок»; «мистер» - «Твистер».  Такой подбор когда два слова или окончание двух слов звучат одинаково или почти одинаково, называют рифмой. Послушаем стихотворение  Маршака « Маленькие феи» и вместе найдем в нем рифмы. Но прежде скажите, кого называют феями? Конечно, волшебниц. Итак…

  Три очень милых феечки

  Сидели  на скамеечке

  И, съев по булке с маслицем,

  Успели так за маслица,

  Что мыли этих феечек

  Из трех садовых леечек .

Как вы думаете, это действительно волшебницы сидят на скамеечке? Да это просто маленькие девочки! Но ищем рифму. Читаю еще раз. Какие слова звучат почти одинаково? ( Возможные ответы детей)  Правильно, «феечки» - «скамеечке». А еще? «Маслицем» - «замаслиться». Тоже совпадают почти целиком.

 Прочту другое стихотворение Маршака – « Разговор» .

Его, как и стихотворение «Маленькие феи» , поэт перевёл с английского языка. Попытайтесь самостоятельно найти рифмующиеся слова, т. е. рифму:

Тётя трот и кошка

Сели у окошка,

Сели рядом вечерком

Поболтать немножко.

Трот спросила: - кис-кис-кис,

Ты ловить умеешь крыс?

- Мурр, - сказала кошка,

Помолчав немножко.

А здесь где рифма? Ищем! Конечно « кошка» - « окошко» - « немножко» ; « кис» - « крыс». Молодцы! Быстро научились находить рифму. Тогда попробуем сами придумать рифмы к словам « детки» , « перчатки» , « вакса» , « близко» .( Предполагаемый ответ: «детки» – «в клетке», «перчатки» - «котятки», « вакса» - « клякса» , « близко» - «киска».)

И с этим заданием справились. Надо только всегда помнить маленький секрет: слова, которые мы подбираем для рифмы, должны обязательно иметь смысл. Не так. Как у незнайки. Помните, как подбирал он рифму к слову « пакля». И « шмакля» у него была, и « рвакля» . а ведь таких слов вообще не существует.

                                        Загадки дедушки Маршака.

Учитель: Устали? Нет? Тогда послушаем загадки. Их придумал Самуил Яковлевич Маршак. Я читаю, а вы отгадайте.

  Что такое перед нами:

  Две оглобли за ушами.

  На глазах по колесу

  И седелка на носу?(Очки)

  Всегда шагаем мы вдвоем,

  Похожие, как братья.

  Мы за обедом – под столом,

  А ночью – под кроватью. (Сапоги)

  

  Шумит он в поле и в саду,

  А в дом не попадает.

  И никуда я не иду,

  Покуда он идет.(Дождь)

  Бьют его рукой и палкой.

  Никому его не жалко.

  А за что беднягу бьют?

  А за то, что он надут! ( Мяч)

  Мы ходим ночью,

  Ходим днем,

  Но никуда

  Мы не уйдем.

  Мы бьем исправно

  Каждый час.

  А вы, друзья,

  Не бейте нас! (Часы)

Далее  учитель может предложить запись песни «Веселые чижи» ( ст. С. Маршака, муз. А. Александрова) или прочитать последние куплеты песни.

В заключение можно предложить учащимся сочинить несколько четверостиший, например «Я по ягоды иду, друга за руку веду».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84402. Alisher Navoi (1441-1501) 163.92 KB
  An ingenious poet and the thinker, the musician and the artist, the teacher and the scientist, a great statesman and one of the most cultural persons of his time. Alisher Navoi was the conventional head of the cultural life of Herat, the patron of numerous representatives of sciences, arts and cultures.
84403. Imam al-Bukhoriy (810-870) 37.33 KB
  Al – Bukhari, Muhammad Ismail Abu Abdullah al – Djufi (810 - 870) – well-known Sunni muhaddist – traditionalist. He was born in the family of Iranian origin in Bukhara, has died in the Hartanka settlement (near Samarkand).
84404. Amir Temur (Tamerlane) (1336-1405) 128.66 KB
  Amir Temur was born in 8th April 1336 in Hodja Ilgor village (Yakkabag) near Kesh (Shahrisabz). His father emir Muhammad Taragaj was from notable family of a Turkic sort barlas. He was the influential person and had the big authority in Movarounnahr.
84405. DIE UKRAINE: LAND UND LEUTE 20.22 KB
  Die Ukraine ist ein verhältnismäßig junger Staat. Einst war sie eine der Sowjetrepubliken. Am 24. August 1991 wurde ihre Unabhängigkeit bekanntgegeben. Jetzt hat die Ukraine ihre eigene Verfassung, Regierung, den Obersten Rat und Währung — die Grywnja.
84406. LEHRERTÄTIGKEIT 19.92 KB
  Lehrer unterstützen und fördern die persönliche Entwicklung ihrer Schüler und vermitteln anderen ihr Fachwissen. Die Aufgaben eines Lehrers sind vielseitig. Es geht nicht nur um die Vermittlung von Bildungsinhalten und das Einhalten des vorgeschriebenen Lehrplans.
84407. SEHENSWÜRDIGKEITEN BERLINS 20.26 KB
  Berlin ist die Hauptstadt der Bundesrepublik Deutschland. Es wurde im 13. Jahrhundert gegründet. Im 19. Jahrhundert hatte sich Berlin zu einer der größten Städte Europas entwickelt. Berlin war bis 1945 das Kulturzentrum Europas.
84408. UMWELTSCHUTZ IN DEUTSCHLAND 18.21 KB
  Die räuberische Einmischung des Menschen in die Natur führte zur ökologischen Tragödie in der ganzen Welt. Es gibt viele Beispiele dazu: der sterbende Wald, verseuchtes Wasser, verpestete Luft, drohende Klimaveränderungen.
84409. Особливості прояву самостійності дітей старшого дошкільного віку 389 KB
  Вивчити та проаналізувати, з наукових джерел, погляди видатних педагогів і психологів минулого та сучасності на проблеми виховання самостійності дітей дошкільного віку. Означити ефективність методик визначення рівнів самостійності дітей дошкільного віку...
84410. DAS LEBEN DER DEUTSCHEN JUGEND 19.99 KB
  Ein Drittel der Bevölkerung in der BRD sind junge Menschen im Alter bis zu 25 Jahren. Die Jugend ist die Zukunft eines jeden Landes. In der Schule und später an Universitäten, Instituten werden die Jugendlichen nach den neuesten Methoden und mit modernster Technik ausgebildet.