59929

Подросток и конфликты

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели мероприятия: Познакомить подростков с демократическими методами управления конфликтом на основе уважения прав и свобод человека, а также учёта интересов оппонента.

Русский

2014-05-12

88.5 KB

4 чел.

Предмет: социальная педагогика

Место занятия в учебном процессе: внеклассное мероприятие

Форма занятия: мероприятие с элементами тренинга

Тема мероприятия: «Подросток и конфликты»

Цели мероприятия:

Познакомить подростков с демократическими  методами управления конфликтом на основе уважения прав и свобод человека, а также учёта интересов оппонента.

Задачи:

1. Раскрыть концепцию культуры мира.

2. Дать характеристику конфликтов и способов их разрешения.

3. Воспитывать качества толерантной личности.

4. Формировать чувство справедливости.

5.Вырабатывать умение конструктивно вести себя во время конфликта, разрешая его справедливо без насилия и нанесения ущерба обществу и личности.

Ожидаемые результаты: учащиеся должны более глубоко усвоить правила поведения в общественных местах, умение правильно разрешать конфликтные ситуации.

Оборудование:

1.Компьютер, диск со слайдами.

2. Проектор, экран.

3. Плакат «Дерево», лист бумаги на каждую пару игроков.

Литература:

  1.  А. Я. Анцупов.  Профилактика конфликтов в школьном коллективе.- М.:  ВЛАДОС, 2003 г
  2.  Т.А. Фалькович . Подростки 21 века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях.- М.: ВАКО, 2006 г

3.  Е.К. Лютов Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.-СПб.: Речь, 2000 г

     4. ЦОР обществознание , практикум 10-11 класс.

Этапы урока.

Наименование этапа.

Время (мин.)

Техническая поддержка

1.Вводная часть

Рефлексия

3 минут

2 мин

Презентация ,слайд № 1,2,3,4,5,6

2.Беседа «Конфликты в истории человечества»

5 мин.

Слайд № 7,8,9,10

3.Знакомство с понятием «Конфликт»

5 мин.

Слайд № 11,12,13,14,15

4. Закрепление. Тренинговое упражнение «Меня обидели»

10 мин.

Слайд №16

5.  Знакомство. Способы разрешения конфликтов

20 мин.

Слайд № 17

6. Закрепление .Тренинг «Конфликт или компромисс»

10 мин

Слайд № 18

7. Рефлексия

2 мин

8. Заключение

1 мин

Слайд №19. 20, 21

п/п

Этап мероприятия

Сценарий

Техническая поддержка

1.

2.

3.

4.

5.

6 .

7

8.

9.

Вводная часть

Рефлексия

Беседа

«Конфликты в истории человечества»

Понятие  

конфликт. Типы конфликтов

Тренинговое упражнение

« Меня обидели»

Способы разрешения конфликтов

Тренинг

«Конфликт или компромисс»

Рефлексия

Заключение

Литература

Притча «Коробочка»:

Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое, идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран. Наконец, в одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоявшей в середине коробочке и заглянуть в одно из её окошек. Когда это удалось нашему страннику, то он был потрясён, очарован тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь. Вечером, счастливый, он расположился на отдых под крепостной стеной. Рядом пристроился такой же, как он, бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочки. Но оказалось, он видел совсем другое. Как так 

-Ты просто смотрел с другой стороны, -был ответ.

-Могут ли быть у всех одинаковые интересы, убеждения, взгляды 

-Возникают ли у вас проблемы дома по поводу:

невымытой посуды;

накопившегося мусора;

уборки, стирки;

выгуливания собаки;

занятий с младшими братьями и сёстрами;

покупки необходимой вещи

Все подростки выбирают для себя шаблоны: тучка, солнышко. Прикрепляют их на дерево (плакат № 1)

Вся история человечества это история бесконечных войн и конфликтов. Культ насилия формировался в сознании человека тысячелетиями.

Многие агрессивно воспринимают превратности судьбы, без которых невозможна сама жизнь, и которые подчас могут служить источником обновления и прогресса.

ХХ век принёс такие проявления жестокости, которые заставили человечество содрогнуться. После окончания Второй мировой войны были предприняты решающие шаги, продиктованные потребностью человечества защитить себя и последующие поколения от зависти, жестокости, насилия.

С этой целью были образованы ООН- Организация объединённых наций (1945г), ЮНЕСКО-Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (1946 г), Всемирная Декларация прав человека (1948 г), подписаны Женевские конвенции.

Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор впервые на Международном конгессе в Ямоссукро в 1989 году выдвинул идею нового видения мира- концепцию «Культура мира».

Культура мира это умение, культура жить в мире.

Культура мира культура разрешения конфликта, направленная на переход от логики силы и страха к этике ненасилия, к логике разума и взаимного уважения.

Цель культуры мира- не устранение конфликтов, без которых возможно развитие и контакты вообще, а построение такого мира, в котором бы действовали следующие восемь принципов:

1.Уважение прав, достоинства и жизни каждого человека.

2.Отказ от любого насилия, разрешение конфликтов путём убеждения и взаимопонимания.

3.Щедрость души, умение жить вместе без отчуждения и несправедливости

4. «Слушать, чтобы слышать»- свободный обмен информацией, чтобы каждый мог учиться, узнавать новое и делиться своим мнением.

5.Сохранение планеты- уверенность в том, что прогресс и развитие служат благу каждого человека и поддержанию природного равновесия.

6.Толерантность- осознание того, что все люди разные, и каждый способен внести свой вклад в общее дело, обогащая его.

7.Равноправие мужчин и женщин: гарантии равных шансов на участие в созидании общества.

8. Демократия , когда каждый имеет свой голос при принятии коллективных решения.

Только все эти принципы могут создать гармоничный мир.

КОНФЛИКТ- это противостояние, стремление приобрести ценности за счёт ущемления  интересов других.

В основе любого конфликта лежит конфликтная ситуация. Составляющими конфликтной ситуации являются:

1.Участники конфликта (оппоненты)

2.Предмет конфликта

Чтобы конфликт начал развиваться, нужен инцидент, когда одна из сторон начинает действовать. Иногда инцидент развивается даже случайно, без воли оппонентов.

Исследователи различают следующие виды конфликтов:

1.Внутриличностный

2.Межличностный

3.Между группой и личностью

4 Межгрупповой

Конфликты – это часть нашей жизни. Они способствуют реформам, преобразованиям, развитию. Но если конфликты разрешаются с применением боевых действий, военных методов, то начинают страдать люди. Достоинство человека- это фундаментальная ценность. Его необходимо уважать даже  в период самых жестоких конфликтов.

Обратимся к Конституции РФ:

Статья 21:

  1.  Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
  2.   Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Подростки работают в парах. Инструкция: Каждый должен поделиться тем событием в его жизни, когда были нарушены его права (неприкосновенность, достоинство, репутация, право на собственность). Выслушав друг друга, подростки должны письменно ответить на вопросы о своем друге. Затем рассказать о своей работе преподавателю.

Вопросы письменного анализа конфликта:

1.Где произошёл конфликт

2.С кем

3.Из-за чего

4. Чего добивался оппонент

5. Чего хотел ваш друг

6.Чем закончился конфликт

7.Ваши впечатления от происходившего

Учителю необходимо выбрать 2-3 случая, когда конфликт не удалось разрешить. Разобрать данные ситуации с подростками, найти другие пути подхода к разрешению конфликта.

Запомните:

1.Лучший способ выйти из конфликта -это разрешить его с позиции разумности и справедливости, считаясь с законами общества и моралью.

2.Если конфликт не разрешать то, он как снежный ком, накапливает проблемы и может привести к войне, драке или преступлению, от которых могут пострадать многие люди.

3.Самый лучший способ-это  компромисс. Это выход из конфликта путём взаимно выгодных уступок. Искусство компромисса доступно только нравственно и социально зрелой личности.

Подростка предлагается разделиться на 4 группы. Каждая группа получает описание конфликта и задание найти такое его решение, чтобы оно максимально учитывало интересы сторон.

Конфликтные ситуации:

1.Ты хочешь сегодня подольше погулять, а родители не разрешают, между вами возник конфликт.

2.На одной из перемен к тебе подошёл старшеклассник, попросил посмотреть мобильный телефон, и без разрешения начал  с него звонить, из-за чего возник конфликт.

3.Ты любишь слушать громкую музыку, а соседи предпочитают тишину. Возник конфликт.

4.На перемене одноклассник пробежал мимо и задел тебя, замарал твой костюм. Возник конфликт.

В конце данного тренинга подростки пожимают друг другу руки- знак удачно завершённых ситуаций

В конце мероприятия подростки прикрепляют  на дерево шаблоны: тучка-конфликт, солнышко – компромисс.  (плакат №2)Учитель подсчитывает количество солнышек и тучек.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       В завершении мероприятия учитель даёт подросткам напутствие:

1.Относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе.

2. Понимание- начало согласия.

Слайд №4,5

Слайд №6

Слайд №7,8

Слайд № 9,10

Слайд № 10

Слайд № 11

Слайд № 12,13,14,15

Слайд № 16

Слайд №17

Слайд №18

Слайд №19,20

Слайд №21


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4817. Отчетность коммерческих банков 172 KB
  Отчетность коммерческих банков Сущность и цели подготовки банковской отчетности Система банковской финансовой отчетности Вопрос 1. Сущность и цели подготовки банковской отчетности Банковская отчетность - это единая система количест...
4818. Международный суд и его деятельность 170 KB
  Международный суди его деятельность Международный Суд, согласно пункту 1 статьи 7 Устава ООН, является одним из главных судебных органов Организации Объединенных Наций. Исходя из статьи 92 Устава ООН, Международный Суд является главным судебны...
4819. Система AutoCAD. Курс лекций 2.86 MB
  Команды общего редактирования. Кнопка ERASE Команды стереть – стирает с экрана выбранные объекты и удаляет их из рисунка. Можно использовать ручки. выделить ручками объект или мышью, и нажать на клавишу Delete. Кнопка команды копирова...
4820. Исследование и анализ режимов работы источника постоянной ЭДС 131.5 KB
  Исследование и анализ режимов работы источника постоянной ЭДС Цель работы. Изучение и анализ различных режимов работы источника электродвижущей силы (источника ЭДС) Основы теории. Системы электроизмерительных приборов. Приборы магн...
4821. Геометрия Лобачевского. Геометрия кривых поверхностей 31.5 KB
  Геометрия Лобачевского. Н.И. Лобачевскийв 1826г. впервые построил и развил одну из возможных геометрий, где аксиома (А) не имеет места. Геометрия Лобачевского основывается на тех же аксиомах, что и евклидова геометрия, за исключением аксиомы о парал...
4822. Основные понятия и принципы системы Delphi 454 KB
  Основные понятия и принципы системы Delphi. Цель: Дать студентам общие сведения об объектно-ориентированном языке программирования Delphi. План занятия. Организационный момент. Изучение нового материала. Контрольные вопросы. ...
4823. Основы программирования на языке Turbo Pascal 246 KB
  Основы программирования Цель: Дать студентам основы программирования. Задачи: Воспитательная: повторение уже изученного языка программирования TurboPascal. Учебная: научить правильно применять константы и переменные. Развивающая: развитие вним...
4824. Создание первой программы на языке Turbo Pascal 184 KB
  Создание первой программы. Цель: Показать студентам пример создания программы. Задачи: Воспитательная: повторение уже изученного языка программирования TurboPascal. Учебная: научить создавать программы. Развивающая: развитие внимательности. Пл...
4825. Создание первой программы в языке Turbo Pascal 94.5 KB
  Создание первой программы. Цель: Показать студентам управление программой при помощи меню. Задачи: Воспитательная: повторение уже изученного языка программирования TurboPascal. Учебная: научить создавать программы. Развивающая: развитие внимат...