59929

Подросток и конфликты

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели мероприятия: Познакомить подростков с демократическими методами управления конфликтом на основе уважения прав и свобод человека, а также учёта интересов оппонента.

Русский

2014-05-12

88.5 KB

5 чел.

Предмет: социальная педагогика

Место занятия в учебном процессе: внеклассное мероприятие

Форма занятия: мероприятие с элементами тренинга

Тема мероприятия: «Подросток и конфликты»

Цели мероприятия:

Познакомить подростков с демократическими  методами управления конфликтом на основе уважения прав и свобод человека, а также учёта интересов оппонента.

Задачи:

1. Раскрыть концепцию культуры мира.

2. Дать характеристику конфликтов и способов их разрешения.

3. Воспитывать качества толерантной личности.

4. Формировать чувство справедливости.

5.Вырабатывать умение конструктивно вести себя во время конфликта, разрешая его справедливо без насилия и нанесения ущерба обществу и личности.

Ожидаемые результаты: учащиеся должны более глубоко усвоить правила поведения в общественных местах, умение правильно разрешать конфликтные ситуации.

Оборудование:

1.Компьютер, диск со слайдами.

2. Проектор, экран.

3. Плакат «Дерево», лист бумаги на каждую пару игроков.

Литература:

  1.  А. Я. Анцупов.  Профилактика конфликтов в школьном коллективе.- М.:  ВЛАДОС, 2003 г
  2.  Т.А. Фалькович . Подростки 21 века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях.- М.: ВАКО, 2006 г

3.  Е.К. Лютов Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.-СПб.: Речь, 2000 г

     4. ЦОР обществознание , практикум 10-11 класс.

Этапы урока.

Наименование этапа.

Время (мин.)

Техническая поддержка

1.Вводная часть

Рефлексия

3 минут

2 мин

Презентация ,слайд № 1,2,3,4,5,6

2.Беседа «Конфликты в истории человечества»

5 мин.

Слайд № 7,8,9,10

3.Знакомство с понятием «Конфликт»

5 мин.

Слайд № 11,12,13,14,15

4. Закрепление. Тренинговое упражнение «Меня обидели»

10 мин.

Слайд №16

5.  Знакомство. Способы разрешения конфликтов

20 мин.

Слайд № 17

6. Закрепление .Тренинг «Конфликт или компромисс»

10 мин

Слайд № 18

7. Рефлексия

2 мин

8. Заключение

1 мин

Слайд №19. 20, 21

п/п

Этап мероприятия

Сценарий

Техническая поддержка

1.

2.

3.

4.

5.

6 .

7

8.

9.

Вводная часть

Рефлексия

Беседа

«Конфликты в истории человечества»

Понятие  

конфликт. Типы конфликтов

Тренинговое упражнение

« Меня обидели»

Способы разрешения конфликтов

Тренинг

«Конфликт или компромисс»

Рефлексия

Заключение

Литература

Притча «Коробочка»:

Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое, идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран. Наконец, в одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоявшей в середине коробочке и заглянуть в одно из её окошек. Когда это удалось нашему страннику, то он был потрясён, очарован тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь. Вечером, счастливый, он расположился на отдых под крепостной стеной. Рядом пристроился такой же, как он, бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочки. Но оказалось, он видел совсем другое. Как так 

-Ты просто смотрел с другой стороны, -был ответ.

-Могут ли быть у всех одинаковые интересы, убеждения, взгляды 

-Возникают ли у вас проблемы дома по поводу:

невымытой посуды;

накопившегося мусора;

уборки, стирки;

выгуливания собаки;

занятий с младшими братьями и сёстрами;

покупки необходимой вещи

Все подростки выбирают для себя шаблоны: тучка, солнышко. Прикрепляют их на дерево (плакат № 1)

Вся история человечества это история бесконечных войн и конфликтов. Культ насилия формировался в сознании человека тысячелетиями.

Многие агрессивно воспринимают превратности судьбы, без которых невозможна сама жизнь, и которые подчас могут служить источником обновления и прогресса.

ХХ век принёс такие проявления жестокости, которые заставили человечество содрогнуться. После окончания Второй мировой войны были предприняты решающие шаги, продиктованные потребностью человечества защитить себя и последующие поколения от зависти, жестокости, насилия.

С этой целью были образованы ООН- Организация объединённых наций (1945г), ЮНЕСКО-Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (1946 г), Всемирная Декларация прав человека (1948 г), подписаны Женевские конвенции.

Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор впервые на Международном конгессе в Ямоссукро в 1989 году выдвинул идею нового видения мира- концепцию «Культура мира».

Культура мира это умение, культура жить в мире.

Культура мира культура разрешения конфликта, направленная на переход от логики силы и страха к этике ненасилия, к логике разума и взаимного уважения.

Цель культуры мира- не устранение конфликтов, без которых возможно развитие и контакты вообще, а построение такого мира, в котором бы действовали следующие восемь принципов:

1.Уважение прав, достоинства и жизни каждого человека.

2.Отказ от любого насилия, разрешение конфликтов путём убеждения и взаимопонимания.

3.Щедрость души, умение жить вместе без отчуждения и несправедливости

4. «Слушать, чтобы слышать»- свободный обмен информацией, чтобы каждый мог учиться, узнавать новое и делиться своим мнением.

5.Сохранение планеты- уверенность в том, что прогресс и развитие служат благу каждого человека и поддержанию природного равновесия.

6.Толерантность- осознание того, что все люди разные, и каждый способен внести свой вклад в общее дело, обогащая его.

7.Равноправие мужчин и женщин: гарантии равных шансов на участие в созидании общества.

8. Демократия , когда каждый имеет свой голос при принятии коллективных решения.

Только все эти принципы могут создать гармоничный мир.

КОНФЛИКТ- это противостояние, стремление приобрести ценности за счёт ущемления  интересов других.

В основе любого конфликта лежит конфликтная ситуация. Составляющими конфликтной ситуации являются:

1.Участники конфликта (оппоненты)

2.Предмет конфликта

Чтобы конфликт начал развиваться, нужен инцидент, когда одна из сторон начинает действовать. Иногда инцидент развивается даже случайно, без воли оппонентов.

Исследователи различают следующие виды конфликтов:

1.Внутриличностный

2.Межличностный

3.Между группой и личностью

4 Межгрупповой

Конфликты – это часть нашей жизни. Они способствуют реформам, преобразованиям, развитию. Но если конфликты разрешаются с применением боевых действий, военных методов, то начинают страдать люди. Достоинство человека- это фундаментальная ценность. Его необходимо уважать даже  в период самых жестоких конфликтов.

Обратимся к Конституции РФ:

Статья 21:

  1.  Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
  2.   Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Подростки работают в парах. Инструкция: Каждый должен поделиться тем событием в его жизни, когда были нарушены его права (неприкосновенность, достоинство, репутация, право на собственность). Выслушав друг друга, подростки должны письменно ответить на вопросы о своем друге. Затем рассказать о своей работе преподавателю.

Вопросы письменного анализа конфликта:

1.Где произошёл конфликт

2.С кем

3.Из-за чего

4. Чего добивался оппонент

5. Чего хотел ваш друг

6.Чем закончился конфликт

7.Ваши впечатления от происходившего

Учителю необходимо выбрать 2-3 случая, когда конфликт не удалось разрешить. Разобрать данные ситуации с подростками, найти другие пути подхода к разрешению конфликта.

Запомните:

1.Лучший способ выйти из конфликта -это разрешить его с позиции разумности и справедливости, считаясь с законами общества и моралью.

2.Если конфликт не разрешать то, он как снежный ком, накапливает проблемы и может привести к войне, драке или преступлению, от которых могут пострадать многие люди.

3.Самый лучший способ-это  компромисс. Это выход из конфликта путём взаимно выгодных уступок. Искусство компромисса доступно только нравственно и социально зрелой личности.

Подростка предлагается разделиться на 4 группы. Каждая группа получает описание конфликта и задание найти такое его решение, чтобы оно максимально учитывало интересы сторон.

Конфликтные ситуации:

1.Ты хочешь сегодня подольше погулять, а родители не разрешают, между вами возник конфликт.

2.На одной из перемен к тебе подошёл старшеклассник, попросил посмотреть мобильный телефон, и без разрешения начал  с него звонить, из-за чего возник конфликт.

3.Ты любишь слушать громкую музыку, а соседи предпочитают тишину. Возник конфликт.

4.На перемене одноклассник пробежал мимо и задел тебя, замарал твой костюм. Возник конфликт.

В конце данного тренинга подростки пожимают друг другу руки- знак удачно завершённых ситуаций

В конце мероприятия подростки прикрепляют  на дерево шаблоны: тучка-конфликт, солнышко – компромисс.  (плакат №2)Учитель подсчитывает количество солнышек и тучек.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       В завершении мероприятия учитель даёт подросткам напутствие:

1.Относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе.

2. Понимание- начало согласия.

Слайд №4,5

Слайд №6

Слайд №7,8

Слайд № 9,10

Слайд № 10

Слайд № 11

Слайд № 12,13,14,15

Слайд № 16

Слайд №17

Слайд №18

Слайд №19,20

Слайд №21


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3540. Рынок земли 435.5 KB
  Термин «земля» охватывает все блага, данные природой в определенном объеме, регулировать который человек не властен, будь то сама земля, водные ресурсы или полезные ископаемые. Для фермера участок земли служит средством для возделывания сельскохозяйственных культур, для горожанина – территориальной площадкой для размещения жилых и производственных зданий
3542. Открытие и развитие нового производства на примере ООО Ариран 706 KB
  Хотя планирование успешно применяется в корпорациях и компаниях развитых стран мира уже столетия и считается необходимой предпосылкой эффективного и стабильного бизнеса, в России при переходе к рыночным отношениям оно оказалось практи...
3543. Тенденции развития печатной техники 342.84 KB
  Тенденции современного рынка печатной продукции оказали большое влияние и на развитие полиграфической техники. Всем понятно, что типографии будут приобретать то оборудование, которое позволит им успешнее работать на рынке в сложившейся ситу...
3544. СМИ как инструмент PR в условиях региона (на примере города Брянска) 1.48 MB
  Актуальность исследования. Одной из основных форм PR-деятельности является подготовка текстовых материалов для целевой общественности и для СМИ. PR-материалы любой организации создаются с целью продвижения информации для достижения понимани...
3545. Реконструкция газоочистных устройств ТЭЦ г. Анжеро-Судженск 2.9 MB
  Энергия – это движущая сила любого производства. Тот факт, что в распоряжении человека оказалось большое количество относительно дешевой энергии, в значительной степени способствовало индустриализации и развитию общества. Топливно-энер...
3546. Холодная штамповка 142.5 KB
  Холодная штамповка - одна из самых прогрессивных технологий получения заготовок, ;а в ряде случаев и готовых деталей изделий машиностроения, приборостроения, радиоэлектронных и вычислительных средств. По данным приборостроительных и ма...
3547. Машины для дробления, сортировки и мойки каменных материалов 131 KB
  Строительные машины в настоящее время неотъемлемая часть в любой сфере косвенно или прямо связанной со строительством. Позволяют улучшить и проконтролировать качество строительства. Ускорить сроки строительства. Облегчить труд человека в ка...
3548. Основные пути увеличения прибыли на предприятии ООО Гриант 114.5 KB
  Основную цель деятельности любого производителя (фирмы, делового предприятия) составляет максимизация прибыли. Возможности её получения ограничены, во-первых, издержками производства и, во-вторых, спросом на произведенную продукцию. Произво...