59929

Подросток и конфликты

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели мероприятия: Познакомить подростков с демократическими методами управления конфликтом на основе уважения прав и свобод человека, а также учёта интересов оппонента.

Русский

2014-05-12

88.5 KB

4 чел.

Предмет: социальная педагогика

Место занятия в учебном процессе: внеклассное мероприятие

Форма занятия: мероприятие с элементами тренинга

Тема мероприятия: «Подросток и конфликты»

Цели мероприятия:

Познакомить подростков с демократическими  методами управления конфликтом на основе уважения прав и свобод человека, а также учёта интересов оппонента.

Задачи:

1. Раскрыть концепцию культуры мира.

2. Дать характеристику конфликтов и способов их разрешения.

3. Воспитывать качества толерантной личности.

4. Формировать чувство справедливости.

5.Вырабатывать умение конструктивно вести себя во время конфликта, разрешая его справедливо без насилия и нанесения ущерба обществу и личности.

Ожидаемые результаты: учащиеся должны более глубоко усвоить правила поведения в общественных местах, умение правильно разрешать конфликтные ситуации.

Оборудование:

1.Компьютер, диск со слайдами.

2. Проектор, экран.

3. Плакат «Дерево», лист бумаги на каждую пару игроков.

Литература:

  1.  А. Я. Анцупов.  Профилактика конфликтов в школьном коллективе.- М.:  ВЛАДОС, 2003 г
  2.  Т.А. Фалькович . Подростки 21 века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях.- М.: ВАКО, 2006 г

3.  Е.К. Лютов Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.-СПб.: Речь, 2000 г

     4. ЦОР обществознание , практикум 10-11 класс.

Этапы урока.

Наименование этапа.

Время (мин.)

Техническая поддержка

1.Вводная часть

Рефлексия

3 минут

2 мин

Презентация ,слайд № 1,2,3,4,5,6

2.Беседа «Конфликты в истории человечества»

5 мин.

Слайд № 7,8,9,10

3.Знакомство с понятием «Конфликт»

5 мин.

Слайд № 11,12,13,14,15

4. Закрепление. Тренинговое упражнение «Меня обидели»

10 мин.

Слайд №16

5.  Знакомство. Способы разрешения конфликтов

20 мин.

Слайд № 17

6. Закрепление .Тренинг «Конфликт или компромисс»

10 мин

Слайд № 18

7. Рефлексия

2 мин

8. Заключение

1 мин

Слайд №19. 20, 21

п/п

Этап мероприятия

Сценарий

Техническая поддержка

1.

2.

3.

4.

5.

6 .

7

8.

9.

Вводная часть

Рефлексия

Беседа

«Конфликты в истории человечества»

Понятие  

конфликт. Типы конфликтов

Тренинговое упражнение

« Меня обидели»

Способы разрешения конфликтов

Тренинг

«Конфликт или компромисс»

Рефлексия

Заключение

Литература

Притча «Коробочка»:

Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое, идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран. Наконец, в одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоявшей в середине коробочке и заглянуть в одно из её окошек. Когда это удалось нашему страннику, то он был потрясён, очарован тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь. Вечером, счастливый, он расположился на отдых под крепостной стеной. Рядом пристроился такой же, как он, бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочки. Но оказалось, он видел совсем другое. Как так 

-Ты просто смотрел с другой стороны, -был ответ.

-Могут ли быть у всех одинаковые интересы, убеждения, взгляды 

-Возникают ли у вас проблемы дома по поводу:

невымытой посуды;

накопившегося мусора;

уборки, стирки;

выгуливания собаки;

занятий с младшими братьями и сёстрами;

покупки необходимой вещи

Все подростки выбирают для себя шаблоны: тучка, солнышко. Прикрепляют их на дерево (плакат № 1)

Вся история человечества это история бесконечных войн и конфликтов. Культ насилия формировался в сознании человека тысячелетиями.

Многие агрессивно воспринимают превратности судьбы, без которых невозможна сама жизнь, и которые подчас могут служить источником обновления и прогресса.

ХХ век принёс такие проявления жестокости, которые заставили человечество содрогнуться. После окончания Второй мировой войны были предприняты решающие шаги, продиктованные потребностью человечества защитить себя и последующие поколения от зависти, жестокости, насилия.

С этой целью были образованы ООН- Организация объединённых наций (1945г), ЮНЕСКО-Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (1946 г), Всемирная Декларация прав человека (1948 г), подписаны Женевские конвенции.

Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор впервые на Международном конгессе в Ямоссукро в 1989 году выдвинул идею нового видения мира- концепцию «Культура мира».

Культура мира это умение, культура жить в мире.

Культура мира культура разрешения конфликта, направленная на переход от логики силы и страха к этике ненасилия, к логике разума и взаимного уважения.

Цель культуры мира- не устранение конфликтов, без которых возможно развитие и контакты вообще, а построение такого мира, в котором бы действовали следующие восемь принципов:

1.Уважение прав, достоинства и жизни каждого человека.

2.Отказ от любого насилия, разрешение конфликтов путём убеждения и взаимопонимания.

3.Щедрость души, умение жить вместе без отчуждения и несправедливости

4. «Слушать, чтобы слышать»- свободный обмен информацией, чтобы каждый мог учиться, узнавать новое и делиться своим мнением.

5.Сохранение планеты- уверенность в том, что прогресс и развитие служат благу каждого человека и поддержанию природного равновесия.

6.Толерантность- осознание того, что все люди разные, и каждый способен внести свой вклад в общее дело, обогащая его.

7.Равноправие мужчин и женщин: гарантии равных шансов на участие в созидании общества.

8. Демократия , когда каждый имеет свой голос при принятии коллективных решения.

Только все эти принципы могут создать гармоничный мир.

КОНФЛИКТ- это противостояние, стремление приобрести ценности за счёт ущемления  интересов других.

В основе любого конфликта лежит конфликтная ситуация. Составляющими конфликтной ситуации являются:

1.Участники конфликта (оппоненты)

2.Предмет конфликта

Чтобы конфликт начал развиваться, нужен инцидент, когда одна из сторон начинает действовать. Иногда инцидент развивается даже случайно, без воли оппонентов.

Исследователи различают следующие виды конфликтов:

1.Внутриличностный

2.Межличностный

3.Между группой и личностью

4 Межгрупповой

Конфликты – это часть нашей жизни. Они способствуют реформам, преобразованиям, развитию. Но если конфликты разрешаются с применением боевых действий, военных методов, то начинают страдать люди. Достоинство человека- это фундаментальная ценность. Его необходимо уважать даже  в период самых жестоких конфликтов.

Обратимся к Конституции РФ:

Статья 21:

  1.  Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
  2.   Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Подростки работают в парах. Инструкция: Каждый должен поделиться тем событием в его жизни, когда были нарушены его права (неприкосновенность, достоинство, репутация, право на собственность). Выслушав друг друга, подростки должны письменно ответить на вопросы о своем друге. Затем рассказать о своей работе преподавателю.

Вопросы письменного анализа конфликта:

1.Где произошёл конфликт

2.С кем

3.Из-за чего

4. Чего добивался оппонент

5. Чего хотел ваш друг

6.Чем закончился конфликт

7.Ваши впечатления от происходившего

Учителю необходимо выбрать 2-3 случая, когда конфликт не удалось разрешить. Разобрать данные ситуации с подростками, найти другие пути подхода к разрешению конфликта.

Запомните:

1.Лучший способ выйти из конфликта -это разрешить его с позиции разумности и справедливости, считаясь с законами общества и моралью.

2.Если конфликт не разрешать то, он как снежный ком, накапливает проблемы и может привести к войне, драке или преступлению, от которых могут пострадать многие люди.

3.Самый лучший способ-это  компромисс. Это выход из конфликта путём взаимно выгодных уступок. Искусство компромисса доступно только нравственно и социально зрелой личности.

Подростка предлагается разделиться на 4 группы. Каждая группа получает описание конфликта и задание найти такое его решение, чтобы оно максимально учитывало интересы сторон.

Конфликтные ситуации:

1.Ты хочешь сегодня подольше погулять, а родители не разрешают, между вами возник конфликт.

2.На одной из перемен к тебе подошёл старшеклассник, попросил посмотреть мобильный телефон, и без разрешения начал  с него звонить, из-за чего возник конфликт.

3.Ты любишь слушать громкую музыку, а соседи предпочитают тишину. Возник конфликт.

4.На перемене одноклассник пробежал мимо и задел тебя, замарал твой костюм. Возник конфликт.

В конце данного тренинга подростки пожимают друг другу руки- знак удачно завершённых ситуаций

В конце мероприятия подростки прикрепляют  на дерево шаблоны: тучка-конфликт, солнышко – компромисс.  (плакат №2)Учитель подсчитывает количество солнышек и тучек.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       В завершении мероприятия учитель даёт подросткам напутствие:

1.Относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе.

2. Понимание- начало согласия.

Слайд №4,5

Слайд №6

Слайд №7,8

Слайд № 9,10

Слайд № 10

Слайд № 11

Слайд № 12,13,14,15

Слайд № 16

Слайд №17

Слайд №18

Слайд №19,20

Слайд №21


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10546. Механизмы и движущие силы социального развития ребенка 104.5 KB
  Тема: Механизмы и движущие силы социального развития ребенка План. 1. Источники социального развития человека 2. Роль личности ребенка в социальном самосовершенствовании ЛИТЕРАТУРА Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М 1993. Мардахаев Л.В. Психо
10547. Деятельность и ее социально-педагогические возможности 112.5 KB
  Тема. Деятельность и ее социально-педагогические возможности План. 1. Деятельность и ее социально-педагогическая характеристика 2. Виды деятельности их прогрессивное и регрессивное влияние на личность 3. Инстинкты и деятельность. В развитии человека как личности г...
10548. Воспитание как педагогическое понятие 55 KB
  Тема: Воспитание как педагогическое понятие. План. Сущность процесса воспитания. Содержание отношений которые формируются в системе воспитания. Литература. 1. Выгодский Л.С. Психологическая психология. – М.: Педагогика Пресс 1999. 536 с. 2. Щуркова Н.Е.
10549. Методы воспитания. Императивные и игровые методы воспитания 78 KB
  Тема: Методы воспитания План. Понятие о методах воспитания. 2. Императивные и игровые методы воспитания. 1. Понятие о методах воспитания. Для формирования культурных отношений нормированных необходимо включать человека во взаимодействие с окружаю...
10550. Методика формирования коллектива из группы 146 KB
  Тема: Методика формирования коллектива из группы План 1. Примитивные межличностные реакции и их предпосылки. 2. Устройство и правила примитивной группы. 3. Методика формирования коллектива 4. Коллектив и личность Литература 1. Аникеева Н. П. Учителю о психолог...
10551. Адаптация, дезадаптация и реадаптация человека 77 KB
  Тема. Адаптация дезадаптация и реадаптация человека 1. Адаптация человека ее место и роль в социальном развитии социализации 2. Дезадаптация человека ее причины предупреждение и преодоление 3. Взаимосвязь адаптации и социализации дезадаптации и десоциализации их...
10552. Детская субкультура и социокультурный мир ребенка, подростка 92.5 KB
  Тема. Детская субкультура и социокультурный мир ребенка подростка 1. Истоки формирования понятий детскаясубкультура и социокультурный мир ребенка 2. Особенности проявления и необходимость учетасоциокультурного мира ребенка подростка ЛИТЕРАТУРА 1. Корча
10553. Социальные отклонения, их причины и пути преодоления 98.5 KB
  Тема. Социальные отклонения их причины и пути преодоления 1. Норма и патология в социальном развитии человекапричины социальных отклонений 2. Основные направления социальнопедагогической деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения детей и под
10554. Трудновоспитуемые дети: сущность, причины, проблемы 129.5 KB
  Тема. Трудновоспитуемые дети: сущность причины проблемы Понятие трудновоспитуемый в социальной педагогике; Типичные группы трудновоспитуемых и особенности воспитательной работы с ними Формы проявления трудновоспитуемое и проблемы воспитания трудно...