5994

Экономическая информация как часть информационного ресурса общества

Реферат

Экономическая теория и математическое моделирование

Экономическая информация как часть информационного ресурса общества: Данные, информация, знания экономическая информация. Формы существования информации. Семиотический аспект рассмотрения информации. Свойства данных, информации и знаний. Экономика ...

Русский

2012-12-26

52.07 KB

57 чел.

Экономическая информация как часть информационного ресурса общества:

Данные, информация, знания; экономическая информация.

Формы существования информации.

Семиотический аспект рассмотрения информации.

Свойства данных, информации и знаний. Экономика информации. Информационные  ресурсы.

Динамика роли информации в обеспечении функционирования компании. Информационное общество.  

 

Данная дисциплина опирается на понятия "информация" и "система", которые являются простейшими фундаментальными категориями, не выражаемыми через более общие понятия.  

  1.  Данные, информация, знания; экономическая информация

Фундаментальное и принципиальное понятие ”информация”  -  ключевое для понимания процессов, происходящих в современном обществе. Рассмотрим в лекции этот термин сначала с наиболее общих позиций, а затем с точки зрения экономики.

Существующие определения понятия "информация" после тщательного анализа обычно признаются неудовлетворительными. Вряд ли возможно сформулировать одно точное определение этого понятия. Распространенным является взгляд на информацию как на ресурс, аналогичный материальным, трудовым и денежным ресурсам.  

В качестве примера можно рассмотреть (философское) определение Н.Винера: “Информация – это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств”.

Другой пример (прагматический) - Закон  РФ   “Об  информации,  информационных технологиях и  защите   информации ”: “Информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явления и процессах независимо от формы их представления”.

Будем рассматривать этот термин с точки зрения приложений в экономике: данные, (собственно) информация и знания. 

Данные – фиксированные сведения о событиях и явлениях;  представляют собой набор утверждений, фактов и/или цифр, лексически и синтаксически взаимосвязанных между собой.

Информация – это обработанные данные, которые представлены в виде, пригодном для принятия получателем решений или проведения анализа (элемент новизны, полезности).

Информация неотделима от процесса информирования, поэтому необходимо рассматривать источник информации и потребителей информации. Информация - новые сведения, принятые, понятые и оцененные конечным потребителем как полезные. Информацией являются сведения, расширяющие запас знаний конечного потребителя.

Знания – это обработанная информация, использованная и используемая для принятия решений и решения задач, а также сведения о способах обработки информации для приведения ее к виду, пригодному для принятия решений.

Пример:  Данные об остатках наличных средств в филиалах банка.

Фазы существования информации:

  1.  Ассимилированная информация - представление сообщений в сознании человека, наложенное на систему его понятий и оценок.
  2.  Документированная информация - сведения, зафиксированные в знаковой форме на каком-то физическом носителе.
  3.  Передаваемая информация - сведения, рассматриваемые в момент их передачи от источника к приемнику. 

Чтобы определить понятие «экономическая информация», надо очертить рамки экономических процессов. В наиболее общей форме экономическими процессами являются производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Информация об указанных процессах называется экономической информацией.

Важнейшие признаки классификации экономической информации (данных):

  1.  Отношение к данной системе -  входные, внутренние и выходные.
  2.  Признак времени -  перспективные (плановые и прогнозные) и ретроспективные (учетные данные).  По времени поступления - периодические и непериодические.
  3.  Функциональные признаки - по функциональным подсистемам экономического объекта (трудовые ресурсы, производственные процессы, финансы и т. п.).  

  1.  Формы существования информации

Данные могут существовать в виде упорядоченной последовательности значений конкретного показателя (таблицы). Например, сведения о котировках акций. Такие данные называются структурированными.

Но данные не всегда можно представить в виде упорядоченной последовательности значений конкретных параметров – если мы берем их из текстов статей, с изображений, из TV-  и  радиопрограмм и т.д. Такие данные называют неструктурированными.

Вспомним, что информация – это, прежде всего, результат анализа данных в связи с поставленной задачей. А знания появляются в результате многократного использования информации для принятия решения и могут существовать в двух формах: формальной (регламентные документы, методы, методики, стандарты, нормативы)  и  неформальной  (знания и опыт квалифицированных специалистов, их интуиция, умение работать в команде и пр.).

Несмотря на то, что неформальные  знания – менее конкретны, они очень важны в подготовке и принятии решения.

  1.  Семиотический аспект рассмотрения информации

Основная часть экономических сведений собирается, хранится, передается и обрабатывается в форме знаков – цифр, букв, символов. Поэтому описание экономической информации может осуществляться в терминах семиотики – науки, исследующей свойства знаков и знаковых систем (естественных и искусственных языков).

В рассматриваемом контексте с помощью знаков передается информация с учетом  соглашения об их смысловом содержании между источниками и приемниками. Набор знаков, для которых существует указанное соглашение, называется знаковой системой. При обработке информации на ЭВМ наличие точного перечня знаков обязательно.

Семиотика предполагает рассмотрение объекта с трех точек зрения - синтаксической, семантической и прагматической.

  1.  Синтаксический аспект отражает физические характеристики информации: способ представления, скорость передачи, тип носителя, способ кодирования, используемые каналы и пр. К тому же в последовательности знаков могут быть обнаружены цепочки, относительно которых отсутствует соглашение о придании им смысла. Информация, рассматриваемая только с этой точки зрения – это, фактически, данные (не учитывается содержание).
  2.  Содержательная сторона характеризует семантический аспект информации (состав содержащихся сведений и связь между ними):
  3.      отсутствие новизны в получаемом сообщении, т.е. сообщение не расширяет знаний потребителя;
  4.      прохождение ложного сообщения через синтаксический фильтр;
  5.      существенные для семантического фильтра взаимосвязи устанавливаются предметными науками: бухгалтерским учетом, экономической статистикой и др.
  6.  Прагматический аспект информации связан с ценность информации для пользователя при принятии им решения (полнота информации, ее своевременность, компактность, употребимость,  доступность).

На пути от источника к потребителю семантические и прагматические свойства сообщений отступают на второй план ввиду отдаленности потребителя, поэтому понятие информация заменяется на менее ограничительное понятие "данные". Данные безразличны к семантическому и прагматическому аспекту. В тех случаях, когда различия между информацией и данными нет необходимости подчеркивать, они употребляются как синонимы.

Информационные системы соединяют в себе три составляющие: технологии, люди, экономика (бизнес). Технологии имеют дело с информацией в синтаксическом смысле, специалисты имеют дело с семантикой информации, а бизнес интересует только прагматический аспект. Т.е. необходимо измерить информацию в трех разных аспектах.

Для определения меры информации необходимо ввести понятие “мера неопределенности” системы  – энтропию H(). При получении сообщения  энтропия системы  -  H (). Тогда количество информации  I () , содержащееся в сообщении о системе :

I () = H () - H ()

Понятно, что величина I () может быть положительной, отрицательной или равняться нулю. Т.о. количество информации оценивается по энтропии системы (см. курс “Теория информации”, формула  К.Шеннона:   - Pi log Pi ).

Рассмотрим количество информации с позиций семиотики.

Синтаксической мерой информации является количество обрабатываемых знаков - объем данных (бит, байт, килобайт и др.). Понятно, что эта мера не может характеризовать – что представляет собой этот объем информации. Эта величина отражает   только внешнюю сторону информационных процессов.

Для измерения смыслового содержания информации, т.е. ее количества на семантическом уровне, введем понятие “тезаурус получателя информации”. Тезаурус – это совокупность сведений и связей между ними, которыми располагает получатель информации (накопленные знания получателя). Т.о. для принятия решения необходима определенная исходная база (тезаурус) и некоторая (новая) информация, которой в тезаурусе нет, и которой он пополнится.

Максимальное количество семантической информации из сообщения получатель приобретет при согласовании смыслового содержания сообщения с его тезаурусом (компетентный/некомпетентный пользователь). Т.о. количество семантической информации в сообщении, получаемом пользователем, является величиной персонифицированной – в отличие от синтаксической информации, измеряется в тех же единицах информации (бит, байт, килобайт и др.).

Прагматическая мера информации определяет полезность информации для достижения получателем поставленной цели и является величиной относительной, субъективной, оценивается (численно) двумя показателями:

1.      Приращение вероятности достижения цели:

Если до получения сообщения вероятность достижения цели была  р0,  а после получения р1,    то    ценность    информации,    полученной   из   сообщения,   принято   оценивать   Ip  =  log(p1/p0).

2.    Прагматическая мера (ценность) информации - оценивается величиной изменения целевой функции в связи с получением новой информации, измеряется в единицах измерения целевой функции.

Информация в семантическом и прагматическом аспектах не имеет объективной меры.

  1.  Свойства данных, информации и знаний

Рассмотри свойства информации во всех трех ее разновидностях, что характеризует возможности ее использования для подготовки и принятия решения.

Свойства данных:

  1.  Репрезентативность данных – способность собранных данных адекватно отображать свойства описываемого ими явления:

-  правильный отбор объектов для сбора данных;

-  определение набора существенных признаков для измерения;

-  достаточное количество объектов;

-  соответствие данных цели решаемой задачи.

  1.  Точность данных:

-  формальная точность;

-  реальная точность;

-  максимальная точность, которая может быть получена при конкретных условиях сбора информации;

-  необходимая точность решаемой задачи.

  1.  Достоверность данных  - способность представлять описываемые объекты с заданной в задаче точностью. Достоверность – ключевой показатель данных, на него влияют:

-  точность измерения данных;

-  методика измерения или расчета;

-  искажение данных на этапах информационного процесса.

  1.  Если погрешность определяется факторами, степень влияния которых можно оценить, то такие данные называют надежными.

Такие “хорошие” данные – необходимое условие получения полезной “информации”, свойства которой проанализируем ниже. Если данные соответствовали синтаксическому аспекту рассмотрения информации, то для собственно информации характерен семантический аспект.

Свойства информации:

  1.  Актуальность информации – определяется степенью ее пригодности для принятия решения, зависит от того, в течение какого периода времени репрезентативны данные, использованные для получения этой информации, иначе необходима их актуализация.
  2.  Своевременность информации – получена без опоздания к моменту принятия решения, но при этом информация должна быть актуальна.

“Между” информацией и данными находятся методы обработки. Если методы адекватны и данные “хорошие”, то свойства данных переносятся на информацию (точность, надежность).

Положительные свойства данных и информации сохраняются в знаниях. 

Свойства знаний (новые)  -  знания могут существовать в следующих видах:

  1.  предметный;
  2.  концептуальный / обобщенный;
  3.  метазнания.
  4.  Экономика информации 

Информация становится равноправным фактором хозяйственной деятельности (как труд, земля, капитал и пр.). Характеристика информации в качестве экономической категории:

  1.  получение и передача информации требуют определенных издержек (экономическая ценность);
  2.  асимметрия информации (разные индивиды располагают разной информацией – разные тезаурусы, разные формальные и неформальные знания).

Основу экономической информации составляют трансакционные данные2. Обработанные трансакционные данные порождают трансакционную и аналитическую информацию (привести примеры).

Аналитическая информация основана на обобщенных трансакционных данных, ее единицей является показатель (будет рассматриваться в более поздней лекции). В экономике принято выделять макро- (характеризуют экономику в целом)  и микроэкономические показатели  (описывают состояние отдельных экономических единиц).

Аналитическая информация обычно представляется в виде рядов информации: временных, пространственных/географических и пространственно-временных.

Отметим понятие “трансакционные издержки” – затраты на информационные процессы, сопутствующие и определяющие трансакцию (сбор, хранение, обработка, передача, представление/документирование информации по конкретной трансакции).

Трансакции отличаются по сложности, следовательно, отличаются их трансакционные издержки.

  1.  Информационные  ресурсы

Ресурсзапас,  источники чего-нибудь (С.И.Ожогова).

В индустриальном обществе  основные виды ресурсов  (уже классические экономические категории):  

  1.  материальные,
  2.  природные,
  3.  трудовые,
  4.  финансовые,
  5.  энергетические.

В  информационном   обществе  акцент смещается с традиционных видов ресурсов  на информационный ресурс (существовал всегда, но не рассматривался ни как экономическая, ни как иная категория) – разные мнения и определения в зависимости от научных школ. Федеральный закон “Об информации, информатизации и защите информации” (не научная, а, скорее, прагматическая позиция потребителя информации):

Информационные ресурсы: отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в ИС (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и пр.).

Документы и массивы информации не существуют сами по себе. В них представлены знания, которыми обладали люди, создававшие их. Т.о. информационные ресурсы – это знания,  подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе. Информационные  ресурсы общества, если их понимать как знания, отчуждены от тех людей,  которые их накапливали, обобщали, анализировали и пр. Эти знания материализовались в виде  документов, БД, БЗ, алгоритмов, компьютерных  программ и пр. В настоящее время не разработана  методология количественной и качественной оценки информационных  ресурсов.

Сегодня предприятия для сохранения и улучшения своего положения на рынке должны иметь эффективную информационную систему, автоматизирующую информационные процессы внутри организации и обеспечивающую доступ к внешним информационным ресурсам. В зависимости от того, насколько совершенна информационная система, зависит слаженность работы экономики.

Отличие информации от материальных ресурсов:

  1.  неуничтожаемость в процессе потребления (использования), возможность многократного потребления и не одним, а многими потребителями (пользователями);
  2.  трудность однозначной фиксации потребителя при свободном распространении информации;
  3.  невозможность точной стоимостной оценки полученной информации (в общем случае);
  4.  этические и правовые проблемы приобретения информационных продуктов/ресурсов (спрос-предложение, легальная-контрафактная);
  5.  неопределенность полезности информации (необходима организация рабочего пространства памяти компьютера);
  6.  иной механизм старения информации по сравнению с классическими ресурсами (особая роль поисковых систем; СПАМ).

Развитие мировых информационных ресурсов позволило:

  1.  превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;
  2.  сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;
  3.  повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах и пр. ;
  4.  замещать информацией другие факторы производства, прежде всего труд и капитал.

Информационные продукты и услуги

Информационные ресурсы - база, для создания информационных  продуктов. информационный продукт – результат интеллектуальной деятельности человека.

Информационный продукт - cовокупность данных, cформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме. Информационный продукт может распространяться таким же способом,  как и любой другой материальный продукт, с помощью услуг.

Информационная услуга – получение и предоставление в распоряжение пользователя  информационных продуктов. В узком смысле информационная услуга воспринимается как услуга, получаемая с помощью компьютера. Информационные услуги возникают только при наличии БД в компьютерном или некомпьютерном варианте. С появлением компьютеров существенно увеличиваются объемы хранимых БД, соответственно, расширяется круг информационных услуг.

Классификация БД с позиций их использования:

  1.  библиографические  (вторичная информация о документах);
  2.  небиблиографические (справочные, первичная информация, финансовые, юридические и пр.)

Классификация информационных услуг (исходя из возможных видов информационных продуктов, БД, ресурсов):

  1.  выпуск информационных изданий,
  2.  ретроспективный поиск информации,
  3.  предоставление первоисточников,
  4.  традиционные услуги НТИ (переводы, обзоры),
  5.  дистанционный доступ к удаленным БД,
  6.  подготовка и оказание информационных услуг (ПО, информационные системы, связь, обработка данных и пр.).

Рынок информационных продуктов и услуг :

  1.  Где находятся инф. ресурсы?
  2.  Cколько они стоят?
  3.  Кто ими владеет?
  4.  Кто в них нуждается?
  5.  Насколько они доступны?

Рынок информационных продуктов и услуг (информационный рынок) - система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.

Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг,  условиями и механизмами их предоставления, ценами. Здесь в качестве  предмета продажи и обмена  выступают информационные системы, информационные технологии,  лицензии, патенты, ноу-хау, инженерно-технические услуги и пр.

История развития рынка информационных услуг

C  cередины 50-х годов началось формирование  устойчивого рынка информационных услуг. Основными поставщиками являлись : информационные службы академических,  профессиональных  и научно-технических обществ, учебных заведений.  Основные потребители: ученые и специалисты.

C начала 60-х годов начал формироваться  рынок услуг электронной обработки и передачи информации.

C cередины 70-х годов - с созданием национальных и глобальных сетей - ведущим видом услуг  стал диалоговый поиск информации в удаленных от пользователя БД.

Начиная с 70-х годов информационная индустрия приобретает большое влияние на экономическую и социальную жизнь общества. Активно обслуживает процессы глобализации в экономике.

Совокупность  средств,  методов и условий,  позволяющих использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества. Важнейшие cоставляющие рынка:

  1.  техническая и технологическая;
  2.  нормативно-правовая (законы):
  3.  “Об информации, информатизации и защите информации” ,
  4.  ”Об авторском праве и смежных правах”
  5.  ”О правовой охране программ для ЭВМ и БД ”
  6.  ” О правовой охране топологий интегральных схем”
  7.  информационная;
  8.  организационная.

 

Информационный рынок  существует, значит, можно говорить о бизнесе информационных продуктов, услуг (торговля, посредничество, производство).

  1.  Динамика роли информации в обеспечении функционирования компании:  

  1.  До прихода в экономику ЭВМ предоставление информации являлось бюрократической обузой;
  2.  В конце 60-х  –  начале 70-х годов ХХ века (с применением  ЭВМ и управленческих информационных систем) предоставление информации (отчетов, запросов) автоматизируется, что позволяет улучшить управляемость компании / бизнеса; информация превращается в ресурс управления компанией;
  3.  В начале 90-х годов ХХ века с появлением ПК и локальных сетей, а затем и Интернета информация становится стратегическим ресурсом предприятия / организации в конкурентной борьбе за потребителя. Информационная борьба за потребителя, по сути, - главное содержание современного электронного бизнеса. Информация становится базовой составляющей практически всех аспектов функционирования компании, что требует существенных расходов.

Изменяется концепция информации в обеспечении функционирования компании, следовательно, и роль ИС.  

  1.  Информационное общество  (ИО)

Деятельность отдельных людей, групп, организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности. C середины 20-го века – лавинообразность потока информации – с одной стороны, с другой – информационный кризис:

  1.  противоречие между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации  и  существующими потоками хранящейся информации. Общая сумма знаний  с 1900  г.    удваивалась каждые 50 лет:  

-  к 1950 г. – удвоение каждые 10 лет,

-  к 1970 г. -  каждые 5 лет,

-  с 1990 г. -  ежегодно;

  1.  наличие большого потока избыточной информации;
  2.  наличие определенных экономических, политических и других социальных барьеров, препятствующих распространению информации.

Информационный кризис  поставил общество перед необходимостью поиска путей выхода из создавшегося положения.  Внедрение ЭВМ, современных средств переработки и передачи информации стало началом нового эволюционного процесса, называемого информатизацией общества.

Информационное общество (постиндустриальное общество) -  общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний. 

“Информационное общество  – организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов”.

В ИО изменится не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей. В США уже сейчас 27 млн.работающих могут осуществлять свою деятельность, не выходя из дома.

Характерные черты ИО:

  1.  решена проблема информационного кризиса;
  2.  приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;  
  3.  автоматизация генерации, хранения, обработки и использования знаний;
  4.  единое информационное пространство цивилизации;
  5.  власть постепенно переходит к меритократии, т.е. высококвалифицированным профессионалам;
  6.  свободный доступ каждого человека к мировым информационным ресурсам.

Прогнозируемые опасные тенденции:

  1.  все большее влияние на общество средств массовой информации;
  2.  информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и  организаций;
  3.  проблема отбора качественной и достоверной информации;
  4.  разрыв между ”информационной элитой”  и  потребителями.

В информационном обществе человеку необходимо иметь информационную культуру (знания из кибернетики,  информатики,  теории информации,  математики,  теории проектирования БД и т.д.):

  1.  навыки использования ТС и ПП;
  2.  умение извлекать информацию из различных источников и использовать  ее;
  3.  владение основами аналитической переработки информации и т.д.  

 

Литература:

  1.  Экономическая информатика. Введение в экономический анализ информационных систем: Учебник: М.И. Лугачев и др. – М.: Экономический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова, 2005 г., 958 с. Главы 1-2.

  1.  Закон  РФ   “Об  информации,  информатизации  и  защите   информации ”.  Информационные  ресурсы.

  1.  Информатика : учебник для студентов вузов/ Н.В. Макарова, Л.А. Матвеев, В.Л. Бройдо и др.; под ред. Н.В.Макаровой. – 3-е перераб. изд. – М.:Финансы и статистика, 2008. –765с.

  1.  Мишенин А.И.   Теория экономических информационных систем: учебник для студентов вузов/ А.И. Мишенин. ─ 4-е изд., доп. и перераб. ─ М.:Финансы и статистика,2000. ─ 239с. ─ ISBN 5-279-01987-9.

2 Трансакция – определенный факт хозяйственной жизни, фиксированные сведения об этом факте - трансакционные данные.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68074. Кримські гори 185.5 KB
  Обладнання: Фізична карта України слайди з виглядом гір тварин і рослин кримських гір картки для опитування тестові завдання картки із словами спостережливі ерудовані старанні дружні уважні матеріали проекту Тваринний світ Кримських гір оформлені у вигляді папки і газети. Як називається карпатська...
68075. «Крок до зірок» Позакласний захід для учнів 5 – 6 класів 73 KB
  Ведучий. Доброго дня, дорогі гості, шановні вболівальники та учасники змагань. Сьогодні ми будемо свідками цікавої боротьби юних математиків. У змаганнях беруть участь дві команди — «Пропорція» та «Діаметр», які матимуть можливість показати свої знання, ерудицію, кмітливість і вміння мислити.
68076. Бій під Крутами (вшанування пам’яті юнаків, які героїчно загинули у бою під Крутами 29 січня 1918 року) 124.5 KB
  Мета заходу: формування в учнів почуття патріотизму, любові до свого народу, його історії та героїчного минулого; формування й розвиток мотивації, спрямованої на підготовку до захисту Вітчизни, на прикладі подвигу однолітків; формування інтересу до літератури про бій під Крутами.
68078. Schulleben. Der erste Schultag 29.5 KB
  Обговорення прислів’я «Wie der Anfang so das Ende» та прислів’я «Guter Anfang ist halbe Arbeit». Was bedeutet dieses Sprichwort? Könnt ihr ein ukrainisches Äquivalent geben? Seid ihr mit dieses Sprichwort einverstanden?
68079. В гості до товариша 48.5 KB
  Любиш у гостях бувати люби й гостей приймати. Теми для обговорення: а У Оксани день народження Діти накривають святковий стіл запрошують гостей б У гості з подарунком Що дарувати і як приймати подарунки в У передпокої Як господар вітає і зустрічає гостей г Скупий і непривітний хазяїн Господар сідає...
68080. Kleidung und Mode (Одяг і мода) 47.5 KB
  Wir begrüßen Sie hier in diesem Saal. Heute haben wir einen ungewöhnlichen Abend zum Thema «Kleidung und Mode». In den Deutschstunden haben wir viel über die Kleidung gelesen, gesprochen, und verschiedene Übungen gemacht. Mode ist ein Teil unseres Lebens. Es gibt Mode auf alles: auf Kleidung, auf Handys, auf Musik usw.
68081. Методична розробка «З Перемогою!» 89 KB
  Цілі: Знайомство з героїчними сторінками історії нашої країни. Формування уявлень про військовий обов,язок і вірність Батьківщині, формування досвіду моральної поведінки особистості, спонукання інтересу до історії своєї країни. Підвищення інформаційної культури учнів