59953

Вода – источник жизни

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: Ознакомить с представлением о воде её свойствах. Ученики должны: осознать что вода это жизнь и здоровье; знать какие вещества и каким образом влияют на качество воды для питья для использования в быту и водные экосистемы...

Русский

2014-05-12

765.5 KB

2 чел.

Амвросиевская общеобразовательная

школа I-III  ступеней № 6

Амвросиевского районного совета

Донецкой области

Подготовила Лиманская И.В.

классный руководитель 10-А класса

«Вода – источник жизни»

     Цель: 

  •  Ознакомить с представлением о воде, её свойствах.
  •  Пробудить интерес к природе, её явлениям.
  •  Содействовать формированию коммуникативных навыков.
  •  Прививать умение собирать информацию, делать выводы.
  •  Способствовать развитию познавательного интереса школьников.
  •  Воспитывать бережное отношение к водным богатствам.

     Ученики должны:

осознать что вода это жизнь и здоровье;

знать, какие вещества и каким образом влияют на качество воды для питья, для использования в быту и водные экосистемы;

знать, какие заболевания вызывают определенные загрязняющие вещества;

обсудить, почему чистая прозрачная вода, как правило, хорошего качества. В каких случаях прозрачная вода будет плохого качества?

Оборудование:

     Рисунки; стакан с водой; музыка – журчание воды, таблица «Влияние некоторых загрязнителей на здоровье человека».

     Написанная на доске цитата:

«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни:  ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство в мире…»

Антуан де Сент-Экзюпери

Ход мероприятия

Ведущий: Природы вечная загадка,
Основа жизни на земле,
Вода - великая вселенной тайна,
Собственный не знающая век.

     Учитель: 

    Вода! Что может быть знакомее и обычнее её. Казалось бы простое и привычное вещество о котором всё известно. Но при всей своей известности она до сих пор преподносит нам  загадки, и о некоторых из них мы узнаем сегодня.

     Вода, воздух и еда – три необходимые составляющие для нормального физического состояния человека. Мы знаем, что можем умереть без воздуха. Знаем, что каждый день должны есть, но не всегда в полной мере задумываемся о важной роли воды в нашей жизни.

     Мы так привыкли к воде, что не думаем о ней, когда моем руки или чистим зубы, мы не обращаем внимания, если вода без дела течет из крана, но эта потерянная вода может символизировать границу между жизнью и смертью для того, кто живет в стране, где воды очень мало. Что имеем – не храним…

     1-й ученик: 

      Вода повсюду – она внутри нас, в воздухе, которым мы дышим, в клетках нашего тела, в наших органах, в крови. Мы теряем воду, когда работаем, занимаемся спортом, когда разговариваем и дышим. Нам надо постоянно восполнять запас утраченной воды. Вода – необходимое питательное вещество, самый настоящий эликсир жизни. Это самое главное в жизни – и менее всего ценимое нами. Если мы отнимем воду, то уничтожим саму жизнь. Вот несколько примеров, подтверждающих ее важнейшую роль в жизни нашей планеты:

97 % воды на Земле находится в океанах;

Атлантический, Северный Ледовитый, Индийский и Тихий океаны покрывают 75% земной поверхности;

2 % воды существует в виде льда;

0,8 % воды находится под землей;

0, 2 % воды находится в реках, озерах, облаках и родниках.

     Вода – это здоровье, наши тела на 75% состоят из воды. Если это количество воды снижается всего лишь на 2%, нам угрожает обезвоживание. Как только это происходит, процессы в нашем организме замедляются и начинают давать сбои. Это и не удивительно – наш мозг на 75% состоит из воды, кровь – на 92%, кости – на 22%, мускулы – на 75%, клетки мозга – на 82%. Вода необходима нам для того, чтобы дышать, поскольку увлажняет воздух при вдохе. Вода, находящаяся внутри нас, участвует в терморегуляции тела. Вода – транспортная система всего организма, по которой движутся питательные вещества и выводятся вредные. Вода расщепляет пищу, поддерживает температуру тела и эластичность кожи. Небольшое обезвоживание способно вызвать головные боли и даже головокружение. Длительное обезвоживание становится причиной высокого кровяного давления, плохого кровообращения и пищеварения, почечной недостаточности, замедления функций и реакций организма. Следствием недостатка воды может быть сухая и раздраженная кожа, вялость при пробуждении и усталость в течении всего дня.

Приблизительно 90% населения Земли находится в состоянии обезвоживания. Мы настолько привыкли к чувству жажды, что принимаем его за чувство голода. Обезвоживание организма весьма опасно и вредно – незначительное обезвоживание замедляет обмен веществ на 3%, обезвоживание лишь на 2% приводит к снижению памяти, ухудшению математических способностей, вызывает затруднения при чтении и работе на компьютере. Усталость является в первую очередь следствием недостатка воды. Наш организм постоянно нуждается в водной подпитке – в жаркий день мы теряем с потом более 16 стаканов воды; в холодную погоду нашему организму требуется столько же воды, сколько и в жаркую; во время сна мы теряем столько же воды, сколько и во время бодрствования.

2 ученик: Что такое вода? Минерал, не имеющий цвета,
Не имеющий запаха, формы, но ты оглянись –
Это главное таинство, главное чудо Планеты,
Это главный исток, из которого вылилась Жизнь.

Что такое вода

   Ведущий:

      А что такое вода? Нам расскажут учащиеся первой творческой группы.

  1 ученик:

     Мы воспринимаем воду как нечто само собой разумеющееся. Но мы существуем благодаря воде, мы вышли из нее и продолжаем жить с ее помощью. Вода – природное вещество, она может находиться в твердом, жидком и газообразном состояниях. Она может течь по поверхности земли и под землей. Вода существует в виде снега, облаков, дождя и града. Вода – это море, океан, бассейн и пруд, она стекает водопадами и бежит подземными и надземными реками, вода – это роса и туман. Если мы не относимся к воде с уважением, она может нести смерть и разрушения. Но она необходима нам, чтобы жить.

   2 ученик:

   Вода вырабатывает энергию и электричество. Она весело журчит и повышает наше настроение, она смывает все физические и эмоциональные нагрузки. Вода расслабляет нас и сохраняет наш разум. С помощью воды люди выращивают растения, которые употребляют в пищу. Вода – это основа большинства пищевых продуктов. Вода дает жизнь обитателям моря и помогает перевозить товары из одной части света в другую. Вода отмывает нашу одежду от грязи. Она прокладывает себе путь по суше, формируя русла рек, и может размыть береговую линию. Вода может разбавлять почти все субстанции настолько хорошо, что их частицы становятся практически незаметными. Вода действительно может все. Но мы, тем не менее, не думаем о ней, пока не ощутим ее недостаток. Тогда это превращается в навязчивую мысль, в проблему, ситуация становится опасной и потенциально смертельной. Поразительно, что вода, столь важная и необходимая, ценится порой так низко.

     3 ученик:

     Если говорить упрощенно, то вода – химическое соединение, состоящее из одного атома кислорода и двух атомов водорода. Поэтому мы изображаем ее в виде формулы Н2О. Атомы и молекулы имеют положительный и отрицательный заряды. И кислород, и водород заряжены отрицательно, и поэтому они взаимно отталкиваются. Именно поэтому вода подвижна и способна легко менять форму. Если вылит на стол стакан воды, она растечется по всей его поверхности. Если наполнить сосуд водой и поставит его в морозильную камеру, то вода станет твердой. При добавлении в воду соли она будет кипеть при более высокой температуре. Вода – одно из наиболее изменчивых известных нам веществ. Не случайно поэтому, что из-за этих свойств воды наш организм, состоящий из нее на 75%, испытывает серьезные перемены на физическом и духовном уровнях. Наша реакция может быть незначительной или огромной, медленной, почти незаметной и мгновенной, даже фатальной. Вода может лечить, способствовать обретению гармонии и стабильного здоровья. 

3 ученик: Токсины, шлаки  вымывает,
Чем бодрость духа укрепляет.
Мир в позитиве предстает,
 А значит и душа  поёт.
 Нам всё внушает оптимизм.
Так стал работать организм.

Влияние загрязненной воды на здоровье человека

     1 ученик:

     Вода, даже из очень чистых источников, не является абсолютно чистой. Точнее она не всегда пригодна для нужд хозяйственно-питьевого водоснабжения, она может содержать различные загрязняющие вещества природного происхождения – бикарбонаты, сульфаты, хлориды, ионы натрия, калий, кальций, магний и др. Источниками указанных загрязнений в поверхностных и подземных водах является грунт, геологические структуры, остатки растений и животных, осадки и сток с прилегающих территорий, биологические, физические и химические процессы в воде, а также продукты жизнедеятельности человека.

     Каждый водоем нужно рассматривать как экосистему, которая представлена сложными взаимоотношениями живых организмов с окружающей средой; все, что происходит в воздухе, воде и почве в той или иной мере влияет на качество воды. В принципе естественные водоемы – реки и озера – способны в определенной мере очищаться от попадающих в них веществ (самоочищение), однако эти возможности имеют определенные пределы.

     2 ученик:

     Водные экосистемы являются исключительно чувствительными к загрязнениям. Мутная, застойная вода зеленоватого оттенка, несомненно, загрязнена. Причиной этого является развитие в воде микроорганизмов и водорослей, которые интенсивно размножаются при попадании в воду азота и фосфора из минеральных удобрений и других источников. Для своего развития микроорганизмы используют растворенный в воде кислород, который необходим для жизни рыбам. На количество растворенного кислорода в воде оказывает влияние ее температура (с повышением температуры концентрация растворенного кислорода снижается), поэтому сброс в водоемы нагретых промстоков также негативно влияет на рыбу.

Особого внимания заслуживают загрязнения источников питьевого водоснабжения, поскольку качество питьевой воды жизненно важно для человека. Вода в организме человека выполняет ряд важных функций:

  – регулирует температуру тела и теплообмен;

  – обеспечивает циркуляцию питательных веществ и кислорода ко всем клеткам тела, их освоение организмом и переработку в энергию;

  – выводит шлаки и отходы жизнедеятельности организма.

   Чувство жажды у человека наступает при потере 2% воды от общей массы тела; потеря 10-15% воды приводит к галлюцинациям и нарушению глотательного рефлекса, а потеря 15-20% - опасна для жизни. В среднем за свою жизнь человек потребляет с питьем и пищей 60-75 тонн воды. При неудовлетворительном качестве воды она превращается из эликсира жизни во врага здоровья.

  На качество питьевой воды могут влиять разные загрязняющие вещества, которые определяют ее цвет, вкус и запах, а некоторые химические загрязнения могут быть токсичными для организма человека. Наиболее распространенными и опасными для здоровья человека являются микроорганизмы. Это в основном патогенные бактерии и вирусы из отходов жизнедеятельности человека, которые попадают в питьевую воду в связи с низким качеством очистки канализационных сточных вод или при отсутствии очистки как таковой. Известно, что 80% заболеваний передается через воду. Бактерии и вирусы вызывают, например, дизентерию, тиф, холеру и другие инфекционные заболевания. Установлено, что в водоемах, загрязненных сточными водами, обнаруживается до 100 видов энтеровирусов, из которых наиболее распространены вирусы полиомиелита и инфекционного гепатита. Причем многие вирусы не погибают в процессе очистки сточных вод, а в присутствии органических соединений проявляют значительную стойкость по отношению к хлору, а потому могут сохраняться и в питьевой воде.

        3 ученик:

Влияние некоторых загрязнителей на здоровье человека

4 ученик: Сосуды наши очищая
И повышая интеллект,
Она здоровье улучшает
И создает иммунитет.

Как наш организм использует воду

     Ведущий.

     А сейчас мы узнаем о том, как наш организм использует воду.

     1 ученик:

     Печень – самый большой внутренний орган. Ее основная функция – регуляция обмена веществ и очищение организма от вредных веществ. Печень нейтрализует вредные вещества, которые мы получаем с пищей и водой, а также во время дыхания и при воздействии неблагоприятных факторов внешней среды. Она контролирует уровень жиров и глюкозы в крови, борется с инфекциями, обрабатывает и хранит все необходимые витамины, железо и помогает восстанавливать поврежденные ткани. Печень выполняет множество функций, чтобы очистить наш организм. Она помогает уменьшить вред оттого, что попадает в организм, но не может быть использовано, что опасно и действует разрушительно, нейтрализуя это вещество и изгоняя его из организма. Вещества, которые изгоняются из организма, становятся водорастворимыми и проводятся в кишечник для окончательного вывода.

Существует множество продуктов, от которых мы должны немедленно избавляться, и печень берет это на себя. Эти продукты – алкоголь, различные пищевые добавки, кофеин, сигаретный дым, газированные напитки, выхлопные газы, прописанные и не прописанные лекарства и многое другое. Печень невероятно умело справляется со своей задачей, но в конце концов, начинает испытывать перегрузки.

Процесс переработки вредных веществ начинает занимать больше времени, в организме могут начаться изменения, которые способны развиться в серьезные болезни. В этих случаях печень нуждается в очищении, чему в немалой степени способствует качественная питьевая вода.

         2 ученик:

 Почки – еще одна наша очистительная система. Они заботятся обо всех видах жидкости внутри тела, очищают кровь и поддерживают баланс жидкости, используя натрий и калий. Они также выполняют важную функцию регулирования кислотно-щелочного баланса. Очистив кровь, почки выводят отработанные вещества из организма с помощью воды через мочевую систему.

         3 ученик:

 Лимфа. С помощью лимфы тело распределяет воду. Все, что мы потребляем, обрабатывается соответствующим органом, но лимфа стоит на страже всего организма, обнаруживая инфекции, вредные вещества и следя за тем, чтобы они были выведены из организма и не попали в систему кровообращения. Лимфа всасывает мертвые клетки, избыток жидкости или другие лишние продукты и доставляет их в лимфатические узлы. Там они фильтруются и обычно направляются в те органы – в кожу, печень или почки, - которые выводят их из организма. Огромная роль воды в указанных процессах очевидна.

        4 ученик:

 Кожа. Она покрывает все наше тело. Вредные для организма вещества прежде всего выводятся, а полезное остаются. Кожа регулирует температуру тела с помощью потоотделения. Если нам жарко кожа выделяет пот, чтобы снизить температуру. Если нам холодно, кровеносные сосуды расширяются и сокращают подачу крови к поверхности кожи, перенаправляя ее к внутренним органам. Это предотвращает потерю тепла. При обезвоживании организма мы часто испытываем озноб, поскольку тело не может в полной мере выполнять свои функции, а если нам жарко, то обезвоженный организм не способен охладиться.

        5 ученик:

 Легкие. Легкие фильтруют воздух, который мы вдыхаем, и поэтому нам удается выживать в городах, воздух которых наполнен выхлопными газами и другими вредными веществами. Легкие обезвреживают эти вещества и помогают организму переработать их и удалить. Внутри наших легких находится множество альвеол, похожих на мешочки для пылесосов. Они наполняются воздухом при вдохе и заменяют кислород углекислым газом. Мы вдыхаем кислород, а легкие выделяют углекислый газ и воду.

        6 ученик:

 Кишечник. Печени и лимфе необходимо выводить из организма вредные вещества. через кожу выводятся токсины, через легкие – газы; почки выводят жидкости через мочевой пузырь. Остальные, более плотные вещества походят через кишечник. Забирая вредные вещества из органов, ответственных за очистку, кишечник также выводит вещества из органов, ответственных за очистку, кишечник также выводит вещества, оставшиеся в процессе пищеварения. Пища, которую мы едим, проходит через желудок и кишечник, полезные вещества абсорбируются в кровеносной системе, а вредные выводятся из организма. Наиболее легко перевариваются продукты, имеющие в своем составе 50% воды и больше.

Вода в нашем организме очищает и лечит его, если поддерживать в нем ее достаточное количество (на уровне 75%). Обезвоживание опасно для здоровья. Вспомните текущую реку, она сияет и блещет, очищая все на своем пути. Она избавляется от всего, что в нее попало, выбрасывая на берег. Если наши тела не испытывают недостатка в воде, мы подобны текущей реке, мы прогоняем прочь любые болезни, инфекции и неприятные ощущения.

7 ученик: Проходят эры – миллионолетья,
Земля живет и будет жить всегда,
Пока в артериях ее не иссякает
Источник Жизни – Чистая вода…

5 интересных фактов о воде

     Ведущий.

       Следующая группа нам расскажет 5 интересных фактов о воде.

     1 ученик:

     Горячая вода замерзает быстрее холодной. 

     Возьмем две емкости с водой: в одну нальем горячую, а в другую - холодную воду, и поместим их в морозильную камеру. Горячая вода замерзнет быстрее холодной, хотя по логике вещей, первой должна была превратиться в лед холодная вода: ведь горячей воде надо сначала остыть до температуры холодной, а потом уже превращаться в лед, в то время как холодной воде остывать не надо. Почему же так происходит? В 1963 году один танзанский студент по имени Эрасто Б. Мпемба замораживая приготовленную смесь для мороженого, заметил, что горячая смесь застывает в морозильной камере быстрее, чем холодная. Когда юноша поделился своим открытием с учителем физики, тот лишь посмеялся над ним. К счастью, ученик оказался настойчивым и убедил учителя провести эксперимент, который и подтвердил его открытие: в определенных условиях горячая вода действительно замерзает быстрее холодной. Теперь этот феномен горячей воды, замерзающей быстрее холодной, носит название «эффект Мпемба». Правда, за долго до него это уникальное свойство воды было отмечено Аристотелем, Френсисом Бэконом и Рене Декартом. Ученые так до конца и не понимают природу этого явления, объясняя его либо разницей в переохлаждении, испарении, образовании льда, конвекции, либо воздействием разжиженных газов на горячую и холодную воду.

   2 ученик:

     Сверхохлаждение и «мгновенное» замерзание.

     Все знают, что вода всегда превращается в лед при охлаждении до 0 °C… за исключением некоторых случаев! Таким случаем, например, является сверхохлаждение, которое представляет собой свойство очень чистой воды оставаться жидкой, даже будучи охлажденной до температуры ниже точки замерзания. Это явление становится возможным благодаря тому, что окружающая среда не содержит центров или ядер кристаллизации, которые могли бы спровоцировать образование кристаллов льда. И поэтому вода остается в жидкой форме, даже будучи охлажденной до температуры ниже нуля градусов по Цельсию. Процесс кристаллизации может быть спровоцирован, например, пузырьками газа, примесями (загрязнениями), неровной поверхностью емкости. Без них вода будет оставаться в жидком состоянии. Когда процесс кристаллизации запускается, можно наблюдать, как сверхохлажденная вода моментально превращается в лед.

     3 ученик:

     «Стеклянная» вода.

     Не задумываясь, назовите, сколько различных состояний есть у воды? Если вы ответили три: твердое, жидкое, газообразное, то вы ошиблись. Ученые выделяют как минимум 5 различных состояний воды в жидком виде и 14 состояний в замерзшем виде. Помните разговор про сверхохлажденную воду? Так вот, что бы вы ни делали, при температуре –38°C даже самая чистая сверхохлажденная вода внезапно превратится в лед. Что же произойдет при дальнейшем понижении температуры? При –120°C с водой начинает происходить что-то странное: она становится сверхвязкой или тягучей, как патока, а при температуре ниже –135°C она превращается в «стеклянную» или «стекловидную» воду – твердое вещество, в котором отсутствует кристаллическая структура.

     4 ученик:

     Квантовые свойства воды.

     На молекулярном уровне вода удивляет ещё больше. В 1995 году проводимый учеными эксперимент по рассеянию нейтронов дал неожиданный результат: физики обнаружили, что нейтроны, направленные на молекулы воды, «видят» на 25% меньше протонов водорода, чем ожидалось. Оказалось, что на скорости одной аттосекунды (10 -18 секунд) имеет место необычный квантовый эффект, и химическая формула воды вместо H2O, становится H1,5O.

      5 ученик:

     Есть ли у воды память?

     Альтернативная официальной медицине гомеопатия утверждает, что разбавленный раствор лекарственного препарата может оказывать лечебный эффект на организм, даже если коэффициент разбавления настолько велик, что в растворе уже не осталось ничего, кроме молекул воды. Сторонники гомеопатии объясняют этот парадокс концепцией под названием «память воды», согласно которой вода на молекулярном уровне обладает «памятью» о веществе, некогда в ней растворенном и сохраняет свойства раствора первоначальной концентрации после того, как в нём не остается ни одной молекулы ингредиента. Международная группа ученых во главе с профессором Мэдлин Эннис из Королевского университета в Белфасте, критиковавшая принципы гомеопатии, в 2002 году провела эксперимент, чтобы раз и навсегда опровергнуть эту концепцию. Результат оказался обратным. После чего, ученые заявили, что им удалось доказать реальность эффекта «памяти воды». Однако опыты, проведенные под наблюдением независимых экспертов, результатов не принесли. Споры о существовании феномена «памяти воды» продолжаются.

6 ученик: Вода - это чудо природы,
И нам без воды не прожить.
Вода - достоянье народа!
Водой мы должны дорожить!!!

Всемирный день водных ресурсов

     Учитель.

     22 марта на всей планете отмечают Всемирный день воды или Всемирный день водных ресурсов. Впервые мысль о назначении такого праздника была озвучена на Конференции ООН, посвященной охране окружающей среды и развитию (ЮНСЕД). Случилось это событие в 1992 году, в солнечном и жарком городе всемирно известных фестивалей – Рио-де-Жанейро. Генеральная Ассамблея ООН в 1993 году приняла официальное решение о проведении Всемирного дня водных ресурсов, напоминающего всем жителям планеты о значении и важности воды для начала и продолжения жизни на Земле. Назначили проведение этого праздника на 22 марта. С 1993 года официально на всей планете стали праздновать Всемирный день воды. Каждый год ООН назначает конкретное подразделение собственной организации, которое будет контролировать соблюдение правил проведения Всемирного дня воды. Ежегодно в этот день поднимается новая проблема, связанная с загрязнением водных ресурсов на планете и звучит призыв к ее решению. Но основные цели проведения праздника остаются неизменными. Среди них:

Оказывать помощь и принимать меры для решения проблемы снабжения населения планеты питьевой водой;

Распространять информацию о  важности  и необходимости охраны водных ресурсов и питьевой воды;

Привлечение к празднованию Всемирного дня воды как можно большее количество стран, причем на официальном уровне.

Ученик: Океаны и реки, озёра и вечные льдины,
Сок деревьев и трав, кровь живущих зверей и людей –
Это только вода, это Жизни самой сердцевина,
Это плазма Планеты, а может Галактики всей.

Это интересно. Сведения о водных ресурсах.

         1 ученик:

  Океаны:

Самый большой из четырех океанов – Тихий.

  •  Рекордная глубина в Мировом океане находится в Марианском желобе на отметке 11022 м.
  •  Под толщей Мирового океана скрыты внушительные горные вершины. Самым высоченным горным хребтом, если убрать океанскую воду, окажется Океания.
  •  Самая высокая подводная гора расположена между Новой Зеландией и Самоа. Она была обнаружена в 1953 году. Высота подводного рекордсмена – 8555 м.
  •  

Первым, кто нанес океаническое течение Гольфстрим на карту, был американский изобретатель В. Франклин, будущий президент США.

  •  Самые мощные приливы океанских вод наблюдаются в заливе Фанди. Здесь волны Атлантики поднимаются на свою максимальную высоту – 18 м.
  •  Самые быстрые волны были зафиксированы в 1946 году в Тихом океане. На расстояние 3200 км ими было затрачено немногим более 4 часов. Высота волн составляла не менее 15 м.
  •  Прилив века был отмечен на северном побережье Франции 27 марта 1967 года. Дважды в этот день море отступало от берегов в максимальной точке на 20 км и обрушивалось на сушу со скоростью 30 км/ч.

2 ученик:

Моря:

Самое глубоководное море на свете – это Филиппинское море, площадь которого больше 5,7 млн. кВ. км. А самое мелководное – Желтое море, его глубина не превышает 100 м.

Самую большую поверхность занимают воды Саргассова моря – около 7 млн. кв. км. Белое море – самое маленькое среди океанских морей. Красное море – самое теплое и соленое море на планете.

Рекорд прозрачности морской воды на планете отмечен  берегов Антарктиды – в море Уэдделла. Здесь вода самая чистая, почти как дистиллированная.

А самая соленая морская вода – на глубине 150 м в Мексиканском заливе у берегов американского штата Луизиана.

   3 ученик:

Реки:

Самая длинная река – Нил, который имеет длину 6671 км.

Площадь бассейна Амазонки – самой крупной и полноводной реки в мире – равна почти 7,2 млн. кв. км. Река протекает по территории наибольшего числа государств.

Самая короткая река в мире – Ариль – течет в Италии, в 100 км к востоку от Милана и имеет длину 84 м.

Самая мутная вода в Желтой реке (Хуанхэ).

Одна из самых извилистых рек – Ориноко, протекающая по территории Венесуэлы и Колумбии.

   4 ученик:

Озера:

Каспийское море, безусловно, является крупнейшим озером мира. Его водная гладь занимает 371 тыс. кВ. км, что равно территории Великобритании и Греции. Самым большим подземным озером в мире до недавнего времени считалось озеро Лост-Лейк, водная поверхность которого занимает 1,8 га.

Необычное озеро расположено в Австралии – самом маленьком материке земного шара – между крупнейшими городами Сиднеем и Канберой. Своим странным поведением это озеро приводит в замешательство не только местных жителей, но и профессионалов. Дело в том, что оно непредсказуемо исчезает, то неожиданно появляется вновь. За последние 170 лет это повторялось 5 раз. Ученые ищут разумное объяснение природному феномену.

Вопросы для обсуждения:

    1. Почему говорят, что: «Вода – это жизнь»?

    2. Какие виды воды существуют?

    3. Откуда берется вода, которой вы пользуетесь?

    4. Для чего вы используете воду?

    5. Какими свойствами характеризуется качество воды и отчего оно зависит?

    6. Как выглядит загрязненная вода?

    7. Как влияет вода на здоровье человека?

    8. Как наш организм использует воду?    

    9. Как сбережение воды влияет на ее качество?

    10. Спрогнозируйте, к чему может привести постоянное потребление некачественной воды?

Деловая игра

«Когда в городе не стало воды».

Подготовка

     1. Разделить класс на 6 групп, соответственно ролям.

     2. Предлагаются следующие роли:

       1 группа – городская власть (начальник финотдела, заместитель городского головы по вопросам коммунального хозяйства, секретарь совета, группа поддержки – 2-3 человека);

      2 группа – водоканал (директор, главный бухгалтер, начальник абонентского отдела, группа поддержки – 2-3 человека);

      3 группа – представители общественных организаций;

      4 группа – те, которые платят за воду (пенсионеры, врачи, инженеры завода, банкиры);

      5 группа – те, которые по разным причинам на платят за воду (безработные, «крутые бизнесмены», реализаторы на рынке, матери с тремя и более детьми);

       6 группа – представители Облэнерго.

Основная часть

     1. Ознакомить учеников с модельной ситуацией.

     Класс – это город, в котором не стало воды потому, что предприятие Облэнерго отключило городской водоканал от подачи электроэнергии в связи с задолженностью на сумму 9 млн. грн.

     Воды уже нет три дня и неизвестно, когда она будет.

     Предварительно руководство водоканала сообщило информацию о возможном отключении воды и призвало население погасить долги перед предприятием, чтобы водоканал мог рассчитаться с Облэнерго.

     Директор водоканала обратился в горисполком за финансовой поддержкой, но средств из бюджета выделить сейчас не могут, потому что они пошли на строительство новой больницы.

     Жители города, которые слышали объявления, запаслись водой в ваннах.

     Городская власть организовала завоз воды в цистернах, но за эту воду нужно платить 10 коп. за литр.

     В городе создали Совещательный комитет для решения проблем водоснабжения, в состав которого входят представители городской власти, водоканала и общественности.

     Идет внеочередное заседание Совещательного комитета, который собрался для выхода из ситуации, которая сложилась. Цель обсуждения - выработать общую мысль относительно решения проблемы.

     2. Роли по группам.

     Группа 1 – Городская власть.

     Их девиз: «Что могли – сделали».

     Начальник финотдела: Город и так очень много помогает водоканалу. Все долги города по льготам, которые даются отдельным категориям граждан (например, чернобыльцам, участникам боевых действий и т. д.) и по субсидиям для малообеспеченных граждан погашены. Задолженность бюджетных организаций (школ, больниц, детских садов и т. д.) также уменьшилась с 1,5 млн. грн. В прошлом году до 200 тыс. грн. Не знаю, как еще помогать! Но с учетом такой сложной ситуации, отдадим водоканалу еще 100 тыс. грн. Мы же заботимся о людях.

     Заместитель городского головы по вопросам коммунального хозяйства: У меня в хозяйстве не один водоканал. Транспорт, тепло, горячая вода – у них также уйма проблем, но они же работают. Может быть директор водоканала устал руководить? Я уважаю директора водоканала Владимира Николаевича как компетентного специалиста, но ему нужно задуматься. Если коллектив предприятия не исправит ситуацию – будем применять меры.

     Секретарь совета: Я удивляюсь, как такая ситуация не произошла раньше. Водоканал работает очень плохо. И тарифы высокие, мне жалуются мои избиратели. Нормы у вас завышенные. Неужели я за день выпиваю 250 л воды, я же не лошадь. А большинство людей все равно вам платят. Вы не умеете распоряжаться средствами. Нужно улучшить управление.

     Группа 2 – Водоканал.

     Их девиз: «За воду нужно платить».

     Директор: «Моя семья уже забыла, как я выгляжу. Приходится просиживать на работе по 12 часов в сутки и ломать голову над тем, как выйти из многочисленных ситуаций – то рвется водовод, то ломается насос, то выходят из строя очистные сооружения. Вы знаете, что нашему водоводу 50 лет, а половина труб уже вышла из строя, мы латаем дырки, но появляются новые. Денег катастрофически не хватает. Если бы не эта ситуация, мне бы пришлось отключить воду самому, потому что на хлор денег нет. обращаюсь к потребителям – не хотите воду носить ведрами – платите за услуги! Подумайте о будущем своих детей.

     Главный бухгалтер: Финансы поют романсы – что сказано о нас.  Мы должны Облэнерго 9 млн. грн., а нам потребители должны 12 млн. грн., из них долг населения составляет 10 млн. грн. Если бы они рассчитались, мы бы заплатили за электроэнергию и наконец-то получили зарплату, которую не видели уже три месяца.

     Начальник абонотдела: Мы очень много работаем с потребителями. Наши контролеры ходят по квартирам и просят плату за воду. Так их еще и обижают. Иногда приходят к нам в норковых шубах, а сами субсидию получают, или не платят вообще.

   Группа 3 – представители общественных организаций.

     Их девиз: «Вместе мы победим».

     Клуб «Эколог»: Водоканалу нужно помочь. Отсутствие воды влияет на здоровье людей и экологическое состояние города. Некоторые берут воду из колодцев и источников, а о качестве  воды в них ничего не знают. У нашей области мало источников с пригодной для питья водой. А кто анализировал качество воды в цистернах? На наш взгляд, город сделал не все, что он может сделать в такой ситуации.

    Партия возрождения  Донбасса: Мы – патриоты города. Давайте объединим все усилия для решения проблемы, а не будем только обвинять власть и водоканал. Мы все потребители и должны вернуть долги водоканалу.

  Движение «Народный рух»: В этой ситуации виноваты все. Неужели городской голова не мог договориться с Облэнерго! А водоканал, почему он не бил во все колокола, когда задолженность приближалась к критической сумме? А потребители, что они себе думают? На водку деньги есть, а на воду – нет.

   Группа 4 – те, кто платит за воду.

     Их девиз: «Понимаем, что вода – это жизнь, поэтому платим».

     Пенсионеры: А вы знаете, как на нашу пенсию жить? А я все равно плачу за воду и всегда платила. У меня нет ни копейки долга водоканалу, а я должна в 75 лет носить воду ведрами на 9 этаж, потому что лифт не работает. В нашем доме живут и те, которые не платят, и мы сейчас в одинаковых условиях. Водоканалу нужно бороться с должниками. Я бывший учитель и знаю, что на родителей можно влиять через детей. Поэтому советую проводить образовательную работу в школах.

    Врачи: Мы взволнованы сложившейся ситуацией, начнутся инфекционные заболевания населения, которые могут влиться в эпидемию. Вода – это жизненная необходимость. Неужели городская власть этого не понимает? Нужно помочь водоканалу. Это дело как власти, так и потребителей.

   Инженеры завода: Мы, как технические специалисты понимаем, что водоканал имеет большие проблемы с электроэнергией потому, что энергооборудование устарело, двигатели и другие электрические приборы работают неэффективно. Необходимо внедрять энергосберегающие технологии, заменить устаревшее оборудование. Возможно, водоканалу необходимо взять кредит для этого. Отдать его можно за счет меньшего потребления электроэнергии и уменьшения производственных затрат.

   Банкиры: В принципе, кредит дать можно, но необходимо, чтобы гарантом выступила городская власть и под хороший залог. Например, гостиница «Украина». Если водоканал не вернет деньги – возьмем себе гостиницу. Поскольку это касается и нас, проценты за кредит будут умеренные.

   Группа 5 – те, кто по разным причинам не платит за воду.

     Их девиз: «Я бы платил, если бы…»

     Безработные: У меня не хватает денег на хлеб, поэтому платить не могу. Если будет работа, выплачу долги полностью. Помогите найти работу.

    «Крутые бизнесмены»: Нашли тут проблему! У меня автономная скважина на даче. Пью коньяк, купаюсь в шампанском. Мне ваша гадкая вода и даром не нужна. Я бы платил, если бы она была как Бонаква, а так платить не буду.

    Реализаторы на рынке: Попробовали бы вы в мороз, и в жару стоять на рынке. Я получаю мало, все идет хозяину. Только и хватает на хлеб. Платить нечем. Пусть платит власть.

   Многодетная мать: Одна воспитываю троих детей, считаю каждую копейку. Детей нужно и одеть, и обуть. Кручусь, как могу, работаю на двух работах, а денег все равно не хватает. Стыдно, но платить не буду, потому что не имею возможности.

   Группа 6 – представители Облэнерго.

     Мы сами живем в этом городе. Но у нас нет другого выхода. В области десятки предприятий, если каждый не будет рассчитываться за электроэнергию – мы вылетим в трубу. Если б водоканал заплатил на этой неделе хотя бы 3 млн. грн., можно было о чем-то говорить.

  3. Учитель – исполняет роль ведущего, содействует конструктивному обсуждению и достижению соглашения между участниками. Делает маленькое вступление относительно сложившейся ситуации.

Предложения от групп:

  Группа 1.

Улучшить менеджмент водоканала.

Вернуть водоканалу 100 тыс. грн. Долга из городского бюджета.

Городской власти выступить гарантом возвращения займа водоканалом под залог гостиницы «Украина».

  Группа 2.

Развернуть активную информационную компанию с разъяснением жильцам, что возвращение долгов за воду является единственным способом выхода из кризиса.

Городскому голове обратиться по телевидению к жильцам.

Членам общественных организаций провести соответствующую работу в своих организациях и объединениях граждан.

Контролерам водоканала провести работу с должниками.

  Группа 3.

Городу вернуть долг водоканалу.

Провести информационно-разъяснительную работу среди потребителей.

  Группа 4.

  •  Водоканалу усилить борьбу с должниками.

Проводить образовательную работу через школы.

Водоканалу взять кредит в городском банке.

  Группа 5.

Городской власти оплатить за электроэнергию.

  Группа 6.

Водоканалу вернуть Облэнерго на протяжении недели 3 млн., а остальной долг – на протяжении 6 месяцев по 1 млн. каждый месяц.

Ведущий: Просто о воде
Вода… Разве это не счастье
В зной прохладу ее ощутить?
Оказавшись у жажды во власти,
Силу чистой воды оценить.
Разве это не счастье, скажите,
Когда в ритме мирской суеты
Вы у моря беспечно лежите,
Наслаждаясь мерцаньем воды?

1 ученик:

Или просто, устав в одночасье,
От метелей и длинных ночей,
Вас вернет в состояние счастья
Своей песней весенний ручей.
Когда пылью окутает город
И в полях засыхают хлеба,
Каждой каплею дождик нам дорог.
Разве это не счастье – вода?
2 ученик:
Иль осенней промозглой порою,
Когда душу съедает печаль,
Мы, опять же, спасаясь водою,
Пьем горячий живительный чай.
Новой жизни – среда обитанья, –
В материнской утробе малыш.
Основной элемент мирозданья,
Все чем дышишь и чем дорожишь.
3 ученик:
От росинки на нежном листочке –
И до радуги после дождя.
От едва не раскрывшейся почки –
До плодов, тех, что дарит земля.
Так давайте ценить это чудо,
Чтоб с водою в гармонии жить.
А она с благодарностью будет
Нам любовью за это платить!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30302. Постмодернизм. Стилевые принципы изображения действительности. Основные представители в литературах Запада и России 24 KB
  Основные представители в литературах Запада и России что постмодернизм – это мировоззрение выражающее основные тенденции установки и ориентиры общества достигшего определённого уровня развития. модерн – это не только и не столько конкретная историческая эпоха – это определённая мировоззренческая позиция которая рассматривает историю как процесс восхождения от низших форм к высшим причём новая ступень развития с данной точки зрения должна преодолевать или даже отменять предшествующую. Таким образом можно сделать вывод что модерн –...
30303. Проблема автора в литературоведении. История и теория вопроса (работы М.М.Бахтина, Б.О.Кормана, Г.А.Гуковского и др.) 30.5 KB
  Проблема автора в литературоведении. Категория автора считается 1 из стержневых в литературе.Выделяется образ автора под кот понимается особая форма проявления авторской позиции. Участие автора в движении сюжета отношение автора к героям и т.
30304. Формы выражения авторского сознания в прозаическом тексте (автор-биография, автор-концепция, автор-повествователь) 27 KB
  Формы выражения авторского сознания в прозаическом тексте авторбиография авторконцепция авторповествователь Слово автор употребл в литведении в нескх знач. явлся все произведениеобраз автора. явлений характерных для отдельных жанров и родовавтором называют рассказчика повествователя в эпических произведениях либо лирического героя в лирикеБ. автор может выбрать одну из трех форм повествования ОТ АВТОРА объективная форма повествования от 3го лица: кажущееся отсутствие в произв.
30305. Проблема автора в литературоведении. Формы выражения авторского сознания в прозаическом тексте 26 KB
  Проблема автора в литературоведении. Формы выражения авторского сознания в прозаическом тексте Автор от лат. С разной степенью включенности автор участвует в литературной жизни своего времени вступая в непосредственные отношения с другими авторами с литературными критиками с редакциями журналов и газет с книгоиздателями и книготорговцами в эпистолярные контакты с читателями и т. Сходные эстетические воззрения приводят к созданию писательских групп кружков литературных обществ других авторских объединений.
30306. Проблема автора в литературоведении. Формы выражения авторского сознания в лирическом тексте. Понятие лирический герой 24.5 KB
  Понятие лирический герой Формы авторского присутствия в лирике. Лирический герой субъект речи через которого выражаются биографические и эмоциональнопсихологические черты автора. Лирический герой монологическая форма авторского выражения в тексте. Ролевой герой опосредованное выражение автора в тексте черех социокультурный тип прошлого или настоящего.
30307. Проблема автора в литературоведении. Формы выражения авторского сознания в драматургическом тексте 25 KB
  Проблема автора в литературоведении. Большинство ученых разделяют автора в первом значении его еще принято называть реальным или биографическим автором и автора во втором значении. Это пользуясь другой терминологией автор как эстетическая категория или образ автора. Иногда говорят здесь же о голосе автора считая такое определение более правомерным и определенным чем образ автора.
30308. Проблема романа в современном литературоведении 37 KB
  Проблема романа в современном литературоведении РОМАН франц . Роман эпос Нового времени; в отличие от народного эпоса где индивид и народная душа нераздельны в романе жизнь личности и общественная жизнь предстают как относительно самостоятельные; но частная внутренняя жизнь индивида раскрывается в нем эпопейно т. Типичная романная ситуация столкновение в герое нравственного и человеческого личностного с природной и социальной необходимостью. Поскольку роман развивается в новое время где характер взаимоотношений человека и общества...