59997

Украина в годы правления Ивана Выговского

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Охарактеризовать основные причины условия Гадячского договора и его последствия для украинских земель выяснить причины и последствия украино-московской войны 1658-1659гг определить основные причины поражения украинского войска под руководством Выговского...

Русский

2014-05-12

63.5 KB

6 чел.

ТЕМА: Украина в годы правления Ивана Выговского.

ЦЕЛЬ: рассмотреть особенности внутренней и внешней политики И. Выговского, охарактеризовать основные причины, условия Гадячского договора и его последствия для украинских земель, выяснить причины и последствия украино-московской войны 1658 – 1659гг, определить основные причины поражения украинского войска под руководством Выговского, показать влияние определённой исторической личности на различные исторические процессы; развивать умение учащихся работать с учебником, электронным атласом, историческими документами; развивать умение давать оценку деятельности исторической личности, умение высказывать свою точку зрения подтверждая её фактами; воспитывать учащихся в духе патриотизма.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ПОНЯТИЯ: Гадячский договор, Конотопская битва, московско-украинская война 1658 – 1659гг., оппозиция.

ОСНОВНЫ ДАТЫ И СОБЫТИЯ:

26 августа 1657г. – старшинская рада в Чигирине передала гетманскую булаву И. Выговскому.

Октябрь 1657г. – Генеральная рада в Корсуне избрала гетманом И. Выговского.

6 сентября 1657г. – Гадячский договор.

Май 1658 г. – разгром войсками гетмана отрядов оппозиции М. Пушкаря и Я. Барабаша под Полтавой.

1658 – 1659гг. – Московско-украинская война.

28 июня  1659г. – битва под Конотопом.

ТИП УРОКА: комбинированный.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, электронный атлас,  иллюстрации, исторические документы.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  •  Учащиеся смогут определять особенности внутренней и внешней политики гетмана И. Выговского;
    •  Объяснять причины и последствия московско-украинской войны 1658 – 1659гг;
    •  Анализировать условия Гадячского договора;
    •   Давать характеристику гетману И. Выговскому как человеку и историческому деятелю;
    •  Высказывать своё отношение к основным событиям эпохи.

СТРУКТУРА УРОКА:

  1.  Организационный материал.
    1.  Актуализация опорных знаний.
      1.  Мотивация учебной деятельности.
      2.  Изучение нового материала:
  2.  Выборы Ивана Выговского – гетманом Украины.
  3.  Внутренняя политика И. Выговского. Начало Руины.
  4.  Внешняя политика И. Выговского. Гадячский договор.
  5.  Московско-украинская война 1658 – 1659гг.
    1.  Закрепление новых знаний.
      1.  Итоги урока.
      2.  Д/З.

ХОД УРОКА

  1.  Организационный момент.
  2.  Актуализация опорных знаний.

Тестирование.

  1.  Назовите хронологические рамки Национально-освободительной войны… (даты)
  2.  Национально-освободительную войну  возглавил … (Имя и фамилию)
  3.  Национально-освободительная война украинского народа была против … (Название государства)
  4.  С каким государством  Б. Хмельницкий заключил договор в 1654г. … (Название государства)
  5.  В каком городе проходило заключение договора 1654г. … (Название города)
  6.  Кто из ближайших сторонников Б. Хмельницкого принимал участие в подготовке договора 1654г. … (Фамилии )
  7.  Кто в этот период занимал должность генерального писаря … (Имя и фамилию).

  1.  Мотивация учебной деятельности.

Игра «Дешифровщик» ( на доске зашифровано имя князя,  с деятельностью, которого учащиеся будут знакомиться на уроке)

1

АБВ

2

ГДЕЁ

3

ЖЗИЙ

4

КЛМН

5

ОПР

6

СТУ

7

ФХЦЧ

8

ЩШЬЪ

9

ЫЭЮЯ

ИВАН ВЫГОВСКИЙ

  1.  192516433

Вопросы:

  •  Что вам известно о Иване Выговском с предыдущего урока?
    •  Какую роль он играл при Б. Хмельницком?
    •  Какой политики придерживался Выговский будучи писарем?

Только два года — 1657—1659 — был гетманом Иван   Выговский, но за этот короткий период, и от современников, и от потомков,  успел приобрести много сокрушительных определений своего лица и деятельности, ругательных, черных эпитетов, таких как , «подлый изменник», «ставленник и прислужник благородной Польши, польских господ» и тому подобное.

 На сегодняшнем уроке нам с вами предстоит выяснить действительно ли Иван Выговский является  предателем Украины или всё таки он был искреннем патриотом Украины, тонким политиком и защитником прав украинского народа.

  1.  Изучение нового материала.
  2.  Выборы Ивана Выговского – гетманом Украины.

Хмельницкий желал передать булаву своему единственному еще живому сыну Юрию (старший Тимофей, на которого Богдан возлагал надежды, погиб в Молдавскую кампанию в 1653 г.).

Формально воля гетмана была выполнена: на раде Чигирине в 1657 г. старшина возложила гетманские обязанности на писаря Ивана Выговского, но только к достижению Юрием совершеннолетия.

Однако в атмосфере острых противоречий и усиления московского давления гетманом Украины был в конечном итоге избран Иван Выговский (Корсунской раде 21 октября в 1657 г.).

Учащиеся представляют буклет «И. Выговский».

  1.  Самостоятельная работа  по учебнику.

(Учащиеся самостоятельно выписывают основные направления внутренней политики И. Выговского из §23 стр. 172 )

Ориентированные ответы  учащихся.

  •  Ориентировался на старшинскую верхушку;
    •  Раздавал земли и привилегии;
    •  Подавил восстание запорожцев (Я. Барабаш и М. Пушкарь, май 1658г.)

ВОПРОСЫ:

  •  Каковы были масштабы восстания? (учащиеся показывают на карте)
    •  Назовите хронологические рамки восстания?
    •  Назовите основные причины поражения восставших.

Пролитая кровь посеяла вражду в украинском обществе. И украинские земли на долгое время  окунулись в период гражданских воин, которые в истории Украины получили название – Руины.

  1.      
  2.  Подписание Гадячского договора  стало причиной нового военного конфликта на украинских землях. Который разгорелся между Московским царством с одной стороны и И. Выговским и его сторонниками с другой.

Коллективная работа  по заданию.

(Учащиеся по ходу рассказа учителя, сопровождается работой на карте, заполняют таблицу «Основные события московско-украинской войны»)

Дата

Событие

Итоги

21 сентября 1658г.

Московский царь издал грамоту, в которой призвал устранить от власти Выговского.

Начало военных действий против гетманского войска.

20 октября 1658г.

На украинские земли вступило 15-тыс. московское войско во главе с Ромодановским.

30 октября под Киевом между московским и украинским  войском было заключено перемирие.

Декабрь 1658г.

Заключив союз с татарами И. Выговский начинает военные действия.

Гетману удалось возобновить контроль почти над всей территорией, кроме 10 городов.

18 апреля1659 –

28 июня1659г.

Битва под Конотопом.

Поражение московского войска. Московское войско покинуло территорию украинских земель.

Рассказ учителя.

Подписание Гадячского договора  стало причиной нового военного конфликта на украинских землях. Который разгорелся между Московским царством с одной стороны и И. Выговским и его сторонниками с другой.

21 сентября 1658г.Московский царь издал грамоту, в которой призвал устранить от власти Выговского.

20 октября 1658г.На украинские земли вступило 15-тыс. московское войско во главе с Ромодановским.

30 октября под Киевом между московским и украинским  войском было заключено перемирие. Однако Выговский  продолжил вести поиск союзников и подготовку к борьбе за освобождение украинских земель.

Так в Декабре 1658г.Заключив союз с татарами И. Выговский начинает военные действия.  Гетману удалось возобновить контроль почти над всей территорией, кроме 10 городов.

Решающие  сражение произошло 18 апреля1659 – 28 июня1659г. в Битве под Конотопом. Поражение московского войска. Московское войско покинуло территорию украинских земель.

Однако украинцы не смогли воспользоваться этой победой для укрепления собственного государства. Вскоре, через внутреннее междоусобие и активную работу московских послов и воевод. 

В сентябре в 1659 г. против І. Выговского выступили полковники Золотаренко, Сомко и Цицюра и   Иван Выговский был вынужден отречься гетманской булавы, в пользу Ю. Хмельницкого.

  1.  Закрепление новых знаний.

Между учащимися проводится тестирование с использованием электронного атласа.

  1.  Итог урока.

В период гетманства И. Выговского через внутренние и внешние конфликты начинается период гражданских воин. И в истории украинских земель  наступает страшный, безжалостный  период лишений и разрухи – который историки окрестили как период  - Руины. Однако историческая личность гетмана И. Выговского ещё раз смогла нам продемонстрировать стойкость духа украинского народа в борьбе за свою смвободу.

… На  безсмертну славу заслужив, гетьман наш.

Ні, вона у забутті, певно не постане;

Не впадеш у глибину забуття безличну,

Не загинеш у літах –

маєш славу вічну…

  1.  Домашнее задание.

§23 учить

Составить таблицу «Положительные и отрицательныё черты И. Выговского».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25587. Становление понятийного аппарата психологии как предмет истории психологии 27.5 KB
  Его нельзя смешивать с предметом самой психологии как науки. История же психологии описывает и объясняет как эти факты и законы открывались порой в мучительных поисках истины человеческому уму. Задача истории психологии: Задачей истории психологии является анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике.
25588. Основные категории психологии в их исторической перспективе 30.5 KB
  Субъект личность индивид Это к Рубинштейну или куда Человека как субъект деятельности. Человек субъект 3х видов деятельности по Рубинштейну: работа игра учеба. Ананьев выделяет общение как вид деятельности. Игру рассматривал как производную от ведущего типа деятельности.
25589. Принципы отечественной психологии в их истории и развитии 36 KB
  Принцип отражения. Принцип развития. Выявлен принцип гетерохронности психики.
25590. Основные проблемы психологии и способы их решения в истории психологии 41 KB
  Значение и актуальные задачи психологической историографии Зачем мы изучаем историю психологии и действительно Идеологическая функция Некоторые работы служат основой для материалистических и идеологических школ мыслей Гносеологическая функция Нам важна роль психологии и ее истории в становление научной картины мира Функция междисциплинарной связи История психологии развивалась в тесной связи с другими науками вспомните астрономию Кумулятивная функция Накопительная функция. Память науки это сбережение преумножение информации и...
25591. Основные способы изложения истории психологии 32 KB
  Основные способы изложения истории психологии Выделяют несколько подходов к изучению истории психологии. Хронологический подход для каждого конкретного момента существует характерная атмосфера мнений которая воздействует на исследователя. Персонологический подход через характеристику научных взглядов мыслителей прошлого. В основе этого подхода лежит идея о том что история делается великими людьми Карлейль.
25592. Значение и актуальные задачи психологической историографии 27 KB
  Память науки это сбережение преумножение информации и знаний Прогностическая функция Прогноз основан на предыдущем опыте Прагматическая функция В какой мере психология имеет потенцию для решения прикладных задач в области бизнеса медицины образования начало в 70е годы сейчас активно развивается Мировоззренческая функция Представление об окружающем мире и отношение к нему Аксиологическая Изучение истории психологии помогает психологам формировать оценочные суждения строить шкалу оценки новых фактов и теорий знание прошлого ...
25593. Возникновение эволюционных идей в древности 28 KB
  своими взглядами на возникновение и развитие животных в наивной и фантастической форме высказывает идею эволюции. По мнению этого древнегреческого мыслителя путь развития животных представлен четырьмя периодами. В последний период происходит дифференциация полов и возникновение животных и людей путем размножения. Развитие животных возникает по необходимости.
25594. Представления об анатомо-физиологических основах психики в античную эпоху 28.5 KB
  Все эти анатомофизиологические сведения периода эллинизма объединил и дополнил римский врач Гален II в. Галену принадлежат открытия связанные с выяснением строения и функций головного и спинного мозга. Предприняв серию опытов с перерезкой нервов снабжающих различные мускулы Гален пришел к выводу: . Также экспериментально Гален установил функции спинного мозга.
25595. Возникновение бихевиоризма в зарубежной психологии и его современные формы 29.5 KB
  оно не наблюдаемо надо изучать наблюдаемое поведение. Необихевиоризм: Толмен ввел понятие промежуточной переменной промежуточные факторы между стимулом и реакцией В отличие от других бихевиористов Толмен настаивал на том что поведение не сводится к выработке двигательных навыков. И тем не менее оно способно изменять поведение. Скиннер переходит к разработке методов целенаправленного обучения и управления поведением.