59997

Украина в годы правления Ивана Выговского

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Охарактеризовать основные причины условия Гадячского договора и его последствия для украинских земель выяснить причины и последствия украино-московской войны 1658-1659гг определить основные причины поражения украинского войска под руководством Выговского...

Русский

2014-05-12

63.5 KB

6 чел.

ТЕМА: Украина в годы правления Ивана Выговского.

ЦЕЛЬ: рассмотреть особенности внутренней и внешней политики И. Выговского, охарактеризовать основные причины, условия Гадячского договора и его последствия для украинских земель, выяснить причины и последствия украино-московской войны 1658 – 1659гг, определить основные причины поражения украинского войска под руководством Выговского, показать влияние определённой исторической личности на различные исторические процессы; развивать умение учащихся работать с учебником, электронным атласом, историческими документами; развивать умение давать оценку деятельности исторической личности, умение высказывать свою точку зрения подтверждая её фактами; воспитывать учащихся в духе патриотизма.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ПОНЯТИЯ: Гадячский договор, Конотопская битва, московско-украинская война 1658 – 1659гг., оппозиция.

ОСНОВНЫ ДАТЫ И СОБЫТИЯ:

26 августа 1657г. – старшинская рада в Чигирине передала гетманскую булаву И. Выговскому.

Октябрь 1657г. – Генеральная рада в Корсуне избрала гетманом И. Выговского.

6 сентября 1657г. – Гадячский договор.

Май 1658 г. – разгром войсками гетмана отрядов оппозиции М. Пушкаря и Я. Барабаша под Полтавой.

1658 – 1659гг. – Московско-украинская война.

28 июня  1659г. – битва под Конотопом.

ТИП УРОКА: комбинированный.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, электронный атлас,  иллюстрации, исторические документы.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  •  Учащиеся смогут определять особенности внутренней и внешней политики гетмана И. Выговского;
    •  Объяснять причины и последствия московско-украинской войны 1658 – 1659гг;
    •  Анализировать условия Гадячского договора;
    •   Давать характеристику гетману И. Выговскому как человеку и историческому деятелю;
    •  Высказывать своё отношение к основным событиям эпохи.

СТРУКТУРА УРОКА:

  1.  Организационный материал.
    1.  Актуализация опорных знаний.
      1.  Мотивация учебной деятельности.
      2.  Изучение нового материала:
  2.  Выборы Ивана Выговского – гетманом Украины.
  3.  Внутренняя политика И. Выговского. Начало Руины.
  4.  Внешняя политика И. Выговского. Гадячский договор.
  5.  Московско-украинская война 1658 – 1659гг.
    1.  Закрепление новых знаний.
      1.  Итоги урока.
      2.  Д/З.

ХОД УРОКА

  1.  Организационный момент.
  2.  Актуализация опорных знаний.

Тестирование.

  1.  Назовите хронологические рамки Национально-освободительной войны… (даты)
  2.  Национально-освободительную войну  возглавил … (Имя и фамилию)
  3.  Национально-освободительная война украинского народа была против … (Название государства)
  4.  С каким государством  Б. Хмельницкий заключил договор в 1654г. … (Название государства)
  5.  В каком городе проходило заключение договора 1654г. … (Название города)
  6.  Кто из ближайших сторонников Б. Хмельницкого принимал участие в подготовке договора 1654г. … (Фамилии )
  7.  Кто в этот период занимал должность генерального писаря … (Имя и фамилию).

  1.  Мотивация учебной деятельности.

Игра «Дешифровщик» ( на доске зашифровано имя князя,  с деятельностью, которого учащиеся будут знакомиться на уроке)

1

АБВ

2

ГДЕЁ

3

ЖЗИЙ

4

КЛМН

5

ОПР

6

СТУ

7

ФХЦЧ

8

ЩШЬЪ

9

ЫЭЮЯ

ИВАН ВЫГОВСКИЙ

  1.  192516433

Вопросы:

  •  Что вам известно о Иване Выговском с предыдущего урока?
    •  Какую роль он играл при Б. Хмельницком?
    •  Какой политики придерживался Выговский будучи писарем?

Только два года — 1657—1659 — был гетманом Иван   Выговский, но за этот короткий период, и от современников, и от потомков,  успел приобрести много сокрушительных определений своего лица и деятельности, ругательных, черных эпитетов, таких как , «подлый изменник», «ставленник и прислужник благородной Польши, польских господ» и тому подобное.

 На сегодняшнем уроке нам с вами предстоит выяснить действительно ли Иван Выговский является  предателем Украины или всё таки он был искреннем патриотом Украины, тонким политиком и защитником прав украинского народа.

  1.  Изучение нового материала.
  2.  Выборы Ивана Выговского – гетманом Украины.

Хмельницкий желал передать булаву своему единственному еще живому сыну Юрию (старший Тимофей, на которого Богдан возлагал надежды, погиб в Молдавскую кампанию в 1653 г.).

Формально воля гетмана была выполнена: на раде Чигирине в 1657 г. старшина возложила гетманские обязанности на писаря Ивана Выговского, но только к достижению Юрием совершеннолетия.

Однако в атмосфере острых противоречий и усиления московского давления гетманом Украины был в конечном итоге избран Иван Выговский (Корсунской раде 21 октября в 1657 г.).

Учащиеся представляют буклет «И. Выговский».

  1.  Самостоятельная работа  по учебнику.

(Учащиеся самостоятельно выписывают основные направления внутренней политики И. Выговского из §23 стр. 172 )

Ориентированные ответы  учащихся.

  •  Ориентировался на старшинскую верхушку;
    •  Раздавал земли и привилегии;
    •  Подавил восстание запорожцев (Я. Барабаш и М. Пушкарь, май 1658г.)

ВОПРОСЫ:

  •  Каковы были масштабы восстания? (учащиеся показывают на карте)
    •  Назовите хронологические рамки восстания?
    •  Назовите основные причины поражения восставших.

Пролитая кровь посеяла вражду в украинском обществе. И украинские земли на долгое время  окунулись в период гражданских воин, которые в истории Украины получили название – Руины.

  1.      
  2.  Подписание Гадячского договора  стало причиной нового военного конфликта на украинских землях. Который разгорелся между Московским царством с одной стороны и И. Выговским и его сторонниками с другой.

Коллективная работа  по заданию.

(Учащиеся по ходу рассказа учителя, сопровождается работой на карте, заполняют таблицу «Основные события московско-украинской войны»)

Дата

Событие

Итоги

21 сентября 1658г.

Московский царь издал грамоту, в которой призвал устранить от власти Выговского.

Начало военных действий против гетманского войска.

20 октября 1658г.

На украинские земли вступило 15-тыс. московское войско во главе с Ромодановским.

30 октября под Киевом между московским и украинским  войском было заключено перемирие.

Декабрь 1658г.

Заключив союз с татарами И. Выговский начинает военные действия.

Гетману удалось возобновить контроль почти над всей территорией, кроме 10 городов.

18 апреля1659 –

28 июня1659г.

Битва под Конотопом.

Поражение московского войска. Московское войско покинуло территорию украинских земель.

Рассказ учителя.

Подписание Гадячского договора  стало причиной нового военного конфликта на украинских землях. Который разгорелся между Московским царством с одной стороны и И. Выговским и его сторонниками с другой.

21 сентября 1658г.Московский царь издал грамоту, в которой призвал устранить от власти Выговского.

20 октября 1658г.На украинские земли вступило 15-тыс. московское войско во главе с Ромодановским.

30 октября под Киевом между московским и украинским  войском было заключено перемирие. Однако Выговский  продолжил вести поиск союзников и подготовку к борьбе за освобождение украинских земель.

Так в Декабре 1658г.Заключив союз с татарами И. Выговский начинает военные действия.  Гетману удалось возобновить контроль почти над всей территорией, кроме 10 городов.

Решающие  сражение произошло 18 апреля1659 – 28 июня1659г. в Битве под Конотопом. Поражение московского войска. Московское войско покинуло территорию украинских земель.

Однако украинцы не смогли воспользоваться этой победой для укрепления собственного государства. Вскоре, через внутреннее междоусобие и активную работу московских послов и воевод. 

В сентябре в 1659 г. против І. Выговского выступили полковники Золотаренко, Сомко и Цицюра и   Иван Выговский был вынужден отречься гетманской булавы, в пользу Ю. Хмельницкого.

  1.  Закрепление новых знаний.

Между учащимися проводится тестирование с использованием электронного атласа.

  1.  Итог урока.

В период гетманства И. Выговского через внутренние и внешние конфликты начинается период гражданских воин. И в истории украинских земель  наступает страшный, безжалостный  период лишений и разрухи – который историки окрестили как период  - Руины. Однако историческая личность гетмана И. Выговского ещё раз смогла нам продемонстрировать стойкость духа украинского народа в борьбе за свою смвободу.

… На  безсмертну славу заслужив, гетьман наш.

Ні, вона у забутті, певно не постане;

Не впадеш у глибину забуття безличну,

Не загинеш у літах –

маєш славу вічну…

  1.  Домашнее задание.

§23 учить

Составить таблицу «Положительные и отрицательныё черты И. Выговского».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27751. Сущность коррекционно-педагогической деятельности с детьми и подростками 28.78 KB
  Возникает задача поиска более действенных и результативных путей профилактики и педагогической коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков как следствия их школьной дезадаптации опирающихся на принципы гуманизации и индивидуализации педагогического процесса в общеобразовательной школе. В педагогической науке в настоящий момент отсутствуют системные исследования коррекционнопедагогической деятельности не ведется пока целостного изучения взаимосвязи между коррекционной деятельностью и единым педагогическим процессом. Поэтому...
27752. Психолого - педагогические подходы в воспитании детей с ограниченными возможностями 39.13 KB
  В процессе развития ребенка функциональные системы взаимовлияют друг на друга. Поэтому эмоциональноположительное взаимодействие ребенка с матерью составляет основу формирования всех психических функций: речи внимания памяти целенаправленной деятельности эмоциональной сферы мышления и сознания. Специальные исследования показали что отрицательные последствия воспитания детей грудного и раннего возраста в учреждениях закрытого типа возникают не изза отсутствия материального ухода а являются следствием недостаточности эмоциональных...
27753. Средства массовой информации. Их влияние на развитие личности детей и подростков 23.81 KB
  Не смотря на бурное развитие средств коммуникации в начале XXI века телевидение и сегодня остается самым массовым и доступным средством информации. СМИ являются также источниками пошлой информации порнографии. Помимо негативного влияния СМИ на молодежное поведение можно выделить несколько позитивных моментов: СМИ держит молодежь в курсе всех происходящих событий таким образом удаляя информационный голод средства массовой информации повышает общую в том числе и политическую культуру населения; служит для взаимного информирования властей и...
27754. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 46.16 KB
  В свою очередь для их накопления и интерпретации нужны научно обоснованные методы исследования. Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования его объекта предмета анализа задач исследования совокупности исследовательских средств необходимых для их решения а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения исследовательских задач. Дескриптивная методология как учение о структуре научного знания закономерностях научного познания служит ориентиром в процессе...
27755. Сущность социальной педагогики 18.67 KB
  Социальная педагогика рассматривает процесс воспитания социологию личности в теоретическом и прикладном аспектах то есть социальная педагогика выступает и как наука и как область практической деятельности нацеленная на преобразование окружающей среды создание гуманных воспитывающих отношений в социуме поиск механизмов педагогически компетентного вмешательства в различные в том числе кризисные ситуации социальной действительности. Мудрик считает что социальная педагогика это отрасль педагогики рассматривающая социальное воспитание...
27756. Принцип. Основные принципы и их применение 26.32 KB
  Человек природное существо и развивается по законам естественной и социальной природы. Сущность принципа заключается в том что отношение к человеку должно быть как к природному существу а точнее социальноприродному. Принцип природосообразности диктует необходимость тщательного учета в процессе социальнопедагогической работы общих законов развития природы другими словами естественных возможностей человека. Основные требования это: знать законы и закономерности развития и воспитания человека и уметь строить в соответствии с ними всю...
27757. Принцип гуманизма 16.95 KB
  Гуманность человечность идеал различных направлений гуманизма его целью является развитие ценностных способностей чувств и разума человека высшее развитие человеческой культуры и нравственности и соответствующего поведения личности и ее отношения к миру. Понятие гуманизация широко используемое в наше время подразумевает деятельность отдельных людей и человеческих сообществ по реализации гуманизма как системы мировоззрения признание ценности человека как личности его права на свободное развитие и проявление своих способностей...
27758. Принцип индивидуальной обусловленности (индивидуального подхода) 13.72 KB
  Сущность принципа заключается в том что социальнопедагогическая деятельность ориентируется строится и реализуется с учетом индивидуальности объекта его социальной обусловленности и в его интересах. Этому способствует начальная первичная диагностика стремление социального педагога наиболее полно понять индивидуальные особенности объекта. Особое значение имеет личный опыт специалиста его способность при первой встрече максимально оценить своеобразие человека и строить свою деятельность с ним на основе познаваемой индивидуальности;...
27759. Принцип социальной обусловленности 13.81 KB
  Данный фактор имеет место при:организации социально-педагогической деятельности любая деятельность осуществляется на определенном фоне; социально-педагогической экспертизе работы учреждения в каждом государстве воспитание определяется и реализовывается в соответствии с его социально-педагогической политикой;социально-педагогической экспертизе технологии ее соответствия требованиям учреждения;социально-педагогической оценке деятельности специалиста с учетом его должностного назначения в соответствующем учреждении; экспертизе...