59997

Украина в годы правления Ивана Выговского

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Охарактеризовать основные причины условия Гадячского договора и его последствия для украинских земель выяснить причины и последствия украино-московской войны 1658-1659гг определить основные причины поражения украинского войска под руководством Выговского...

Русский

2014-05-12

63.5 KB

6 чел.

ТЕМА: Украина в годы правления Ивана Выговского.

ЦЕЛЬ: рассмотреть особенности внутренней и внешней политики И. Выговского, охарактеризовать основные причины, условия Гадячского договора и его последствия для украинских земель, выяснить причины и последствия украино-московской войны 1658 – 1659гг, определить основные причины поражения украинского войска под руководством Выговского, показать влияние определённой исторической личности на различные исторические процессы; развивать умение учащихся работать с учебником, электронным атласом, историческими документами; развивать умение давать оценку деятельности исторической личности, умение высказывать свою точку зрения подтверждая её фактами; воспитывать учащихся в духе патриотизма.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ПОНЯТИЯ: Гадячский договор, Конотопская битва, московско-украинская война 1658 – 1659гг., оппозиция.

ОСНОВНЫ ДАТЫ И СОБЫТИЯ:

26 августа 1657г. – старшинская рада в Чигирине передала гетманскую булаву И. Выговскому.

Октябрь 1657г. – Генеральная рада в Корсуне избрала гетманом И. Выговского.

6 сентября 1657г. – Гадячский договор.

Май 1658 г. – разгром войсками гетмана отрядов оппозиции М. Пушкаря и Я. Барабаша под Полтавой.

1658 – 1659гг. – Московско-украинская война.

28 июня  1659г. – битва под Конотопом.

ТИП УРОКА: комбинированный.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, электронный атлас,  иллюстрации, исторические документы.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  •  Учащиеся смогут определять особенности внутренней и внешней политики гетмана И. Выговского;
    •  Объяснять причины и последствия московско-украинской войны 1658 – 1659гг;
    •  Анализировать условия Гадячского договора;
    •   Давать характеристику гетману И. Выговскому как человеку и историческому деятелю;
    •  Высказывать своё отношение к основным событиям эпохи.

СТРУКТУРА УРОКА:

  1.  Организационный материал.
    1.  Актуализация опорных знаний.
      1.  Мотивация учебной деятельности.
      2.  Изучение нового материала:
  2.  Выборы Ивана Выговского – гетманом Украины.
  3.  Внутренняя политика И. Выговского. Начало Руины.
  4.  Внешняя политика И. Выговского. Гадячский договор.
  5.  Московско-украинская война 1658 – 1659гг.
    1.  Закрепление новых знаний.
      1.  Итоги урока.
      2.  Д/З.

ХОД УРОКА

  1.  Организационный момент.
  2.  Актуализация опорных знаний.

Тестирование.

  1.  Назовите хронологические рамки Национально-освободительной войны… (даты)
  2.  Национально-освободительную войну  возглавил … (Имя и фамилию)
  3.  Национально-освободительная война украинского народа была против … (Название государства)
  4.  С каким государством  Б. Хмельницкий заключил договор в 1654г. … (Название государства)
  5.  В каком городе проходило заключение договора 1654г. … (Название города)
  6.  Кто из ближайших сторонников Б. Хмельницкого принимал участие в подготовке договора 1654г. … (Фамилии )
  7.  Кто в этот период занимал должность генерального писаря … (Имя и фамилию).

  1.  Мотивация учебной деятельности.

Игра «Дешифровщик» ( на доске зашифровано имя князя,  с деятельностью, которого учащиеся будут знакомиться на уроке)

1

АБВ

2

ГДЕЁ

3

ЖЗИЙ

4

КЛМН

5

ОПР

6

СТУ

7

ФХЦЧ

8

ЩШЬЪ

9

ЫЭЮЯ

ИВАН ВЫГОВСКИЙ

  1.  192516433

Вопросы:

  •  Что вам известно о Иване Выговском с предыдущего урока?
    •  Какую роль он играл при Б. Хмельницком?
    •  Какой политики придерживался Выговский будучи писарем?

Только два года — 1657—1659 — был гетманом Иван   Выговский, но за этот короткий период, и от современников, и от потомков,  успел приобрести много сокрушительных определений своего лица и деятельности, ругательных, черных эпитетов, таких как , «подлый изменник», «ставленник и прислужник благородной Польши, польских господ» и тому подобное.

 На сегодняшнем уроке нам с вами предстоит выяснить действительно ли Иван Выговский является  предателем Украины или всё таки он был искреннем патриотом Украины, тонким политиком и защитником прав украинского народа.

  1.  Изучение нового материала.
  2.  Выборы Ивана Выговского – гетманом Украины.

Хмельницкий желал передать булаву своему единственному еще живому сыну Юрию (старший Тимофей, на которого Богдан возлагал надежды, погиб в Молдавскую кампанию в 1653 г.).

Формально воля гетмана была выполнена: на раде Чигирине в 1657 г. старшина возложила гетманские обязанности на писаря Ивана Выговского, но только к достижению Юрием совершеннолетия.

Однако в атмосфере острых противоречий и усиления московского давления гетманом Украины был в конечном итоге избран Иван Выговский (Корсунской раде 21 октября в 1657 г.).

Учащиеся представляют буклет «И. Выговский».

  1.  Самостоятельная работа  по учебнику.

(Учащиеся самостоятельно выписывают основные направления внутренней политики И. Выговского из §23 стр. 172 )

Ориентированные ответы  учащихся.

  •  Ориентировался на старшинскую верхушку;
    •  Раздавал земли и привилегии;
    •  Подавил восстание запорожцев (Я. Барабаш и М. Пушкарь, май 1658г.)

ВОПРОСЫ:

  •  Каковы были масштабы восстания? (учащиеся показывают на карте)
    •  Назовите хронологические рамки восстания?
    •  Назовите основные причины поражения восставших.

Пролитая кровь посеяла вражду в украинском обществе. И украинские земли на долгое время  окунулись в период гражданских воин, которые в истории Украины получили название – Руины.

  1.      
  2.  Подписание Гадячского договора  стало причиной нового военного конфликта на украинских землях. Который разгорелся между Московским царством с одной стороны и И. Выговским и его сторонниками с другой.

Коллективная работа  по заданию.

(Учащиеся по ходу рассказа учителя, сопровождается работой на карте, заполняют таблицу «Основные события московско-украинской войны»)

Дата

Событие

Итоги

21 сентября 1658г.

Московский царь издал грамоту, в которой призвал устранить от власти Выговского.

Начало военных действий против гетманского войска.

20 октября 1658г.

На украинские земли вступило 15-тыс. московское войско во главе с Ромодановским.

30 октября под Киевом между московским и украинским  войском было заключено перемирие.

Декабрь 1658г.

Заключив союз с татарами И. Выговский начинает военные действия.

Гетману удалось возобновить контроль почти над всей территорией, кроме 10 городов.

18 апреля1659 –

28 июня1659г.

Битва под Конотопом.

Поражение московского войска. Московское войско покинуло территорию украинских земель.

Рассказ учителя.

Подписание Гадячского договора  стало причиной нового военного конфликта на украинских землях. Который разгорелся между Московским царством с одной стороны и И. Выговским и его сторонниками с другой.

21 сентября 1658г.Московский царь издал грамоту, в которой призвал устранить от власти Выговского.

20 октября 1658г.На украинские земли вступило 15-тыс. московское войско во главе с Ромодановским.

30 октября под Киевом между московским и украинским  войском было заключено перемирие. Однако Выговский  продолжил вести поиск союзников и подготовку к борьбе за освобождение украинских земель.

Так в Декабре 1658г.Заключив союз с татарами И. Выговский начинает военные действия.  Гетману удалось возобновить контроль почти над всей территорией, кроме 10 городов.

Решающие  сражение произошло 18 апреля1659 – 28 июня1659г. в Битве под Конотопом. Поражение московского войска. Московское войско покинуло территорию украинских земель.

Однако украинцы не смогли воспользоваться этой победой для укрепления собственного государства. Вскоре, через внутреннее междоусобие и активную работу московских послов и воевод. 

В сентябре в 1659 г. против І. Выговского выступили полковники Золотаренко, Сомко и Цицюра и   Иван Выговский был вынужден отречься гетманской булавы, в пользу Ю. Хмельницкого.

  1.  Закрепление новых знаний.

Между учащимися проводится тестирование с использованием электронного атласа.

  1.  Итог урока.

В период гетманства И. Выговского через внутренние и внешние конфликты начинается период гражданских воин. И в истории украинских земель  наступает страшный, безжалостный  период лишений и разрухи – который историки окрестили как период  - Руины. Однако историческая личность гетмана И. Выговского ещё раз смогла нам продемонстрировать стойкость духа украинского народа в борьбе за свою смвободу.

… На  безсмертну славу заслужив, гетьман наш.

Ні, вона у забутті, певно не постане;

Не впадеш у глибину забуття безличну,

Не загинеш у літах –

маєш славу вічну…

  1.  Домашнее задание.

§23 учить

Составить таблицу «Положительные и отрицательныё черты И. Выговского».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10828. Різноманітність професій 51.5 KB
  УРОК 12 Тема: Люди робота і професія. Підтема: Різноманітність професій. Мета: Ознайомити учнів зі списком професій та тренувати їх в описанні різних професій. Формувати навички працювати за моделлю. Обладнання: підручник список професій Occupation HO. ХІД УРОКУ I. П...
10829. Вибір професії. Люди, робота і професія 51.5 KB
  УРОК 13 Тема: Люди робота і професія. Підтема: Вибір професії. Мета: Практикувати учнів в аудіюванні тексту за темою. Націлити учнів на оптимальну оцінку своїх можливостей у виборі професії. Підготувати учнів до написання есе про професію. Обладнання: підручник т...
10831. Наука в Україні 49.5 KB
  Урок 15 Підтема: Наука в Україні. Мета: Повторити у вправах граматичний матеріал Числівник. Проконтролювати розуміння та обговорити текст домашнього читання. Практикувати учнів у читанні тексту за темою. Обладнання: підручник текст Science in Ukraine HO1. ХІД УРОКУ 1....
10832. Плани одинадцятикласника на майбутнє 47 KB
  УРОК 16 Підтема: Плани одинадцятикласника на майбутнє. Мета: Обговорити можливість майбутнього працевлаштування випускників. Провести підготовку до тематичної атестації. Обладнання: підручник/тексти профорієнтаційного характеру HO Job advertisements ХІД УРОКУ П...
10833. Винаходи та винахідники. Наука і культура 93.5 KB
  УРОК 19 Тема: Наука і культура Підтема: Винаходи та винахідники Мета: Ввести та активізувати лексику теми в мовних вправах та граматичних структурах пасивного стану. Практикувати учнів в аудіюванні та читанні текстів за темою. Обладнання: таблиця видочасових форм
10834. Винаходи та винахідники 55.5 KB
  Урок 20 Тема: Наука і культура Підтема: Винаходи та винахідники. Мета: Узагальнити у вправах вживання дієслова to be у різних функціях. Розвивати мовну інтуїцію пізнавальні інтереси учнів уміння логічно мислити. Обладнання: підручник True or False HO1. ХІД УРОКУ I.П
10835. Найважливіші винаходи людства. Телеграф 42 KB
  Урок 21 Тема: Наука і культура Підтема: Найважливіші винаходи людства. Телеграф. Мета: Проконтролювати знання учнями лексики теми. Практикувати учнів у читанні аудіюванні розвивати аудитивну память увагу. Обладнання: підручник текст для аудіюв
10836. РІДНА МОВА ПЛАНИ-КОНСПЕКТИ УРОКІВ 8 клас 1.17 MB
  О.П. ГЛАЗОВА РІДНА МОВА ПЛАНИ-КОНСПЕКТИ УРОКІВ 8 клас Перший семестр 2003 Передмова Посібник уміщує детальні поурочні плани для навчання української мови восьмикласників. Планування здійснене у ві...