60042

Генетика пола, Половой диморфизм

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Сегодня на занятии мы рассмотрим генетику пола. В конце урока мы с вами будем иметь представление о хромосомном определении пола так же других вариантах определения пола и каким образом происходит наследование признаков сцепленных с полом.

Русский

2015-01-16

80 KB

2 чел.

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины»

Биологический факультет

Развёрнутый план – конспект по биологии в 10 классе

Тема урока: «Генетика пола»

Исполнитель:

студентка группы ___________________ ФИО

Проверила:

Учитель биологии ________________________ ФИО

Гомель 2012

Тема урока: « Генетика пола»

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель и задачи:

  1.  способствовать формированию у учащихся знаний о генетике пола;
  2.  оптимизировать представление у учащихся о генетике пола;
  3.  способствовать формированию представлений у учащихся о генетике пола.

Методы: беседа, объяснение, работа с книгой, работа с тетрадью, работа с доской.

Материалы и оборудование: учебник по биологии для 10 класса, доска.

Литература:

  1.  Общая биология: учеб. Пособие для 10-го кл. общеобразоват. Учреждений с русским языком обучения / Н. А. Лемеза, Н. Д. Лисов, Л. В. Камлюк, В. В. Шевердов, Г. Г. Гончаренко; Под ред. Н. Д. Лисова. – Мн.: Народнаяасвета, 2009. – 230 с.: ил.
  2.  Шалапёнок Е.С., Камлюк Л. В., Лисов Н. Д. Тесты по биологии . – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Айпресс, 2003. – 384 с. – (Домашний репититор).
  3.  Биология для поступающих в ВУЗы:Учебное пособие/Н. А. Лемеза , Л. В. Камлюк, Н. Д. Лисов.; Под ред. Н. А. Лемезы. – Мн.: Изд-во Юнипресс, 2005. –624 с. – (Серия «Для школьников и абитуриентов»).

Структура урока:

  1.  организационный этап (2-3 минуты);
  2.  этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала (1-2 минуты);
  3.  этап усвоения новых знаний (15-20 минут);
  4.  физкультминутка;
  5.  этап проверки понимания учащихся нового материала  (3-5 минут);
  6.  этап закрепления нового материала  (5-10 минут);
  7.  этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению;
  8.  подведение итогов занятия;
  9.  этап рефлексии.

Ход урока

  1.  Организационный этап

Захожу в класс, здороваюсь. При помощи дежурных отмечаю отсутствующих.

  1.  Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

 На прошлом уроке мы рассмотрели хромосомную теорию наследственности. Сегодня на занятии мы рассмотрим генетику пола.

 В конце урока мы с вами будем иметь представление о хромосомном определении пола, так же других вариантах определения пола и каким образом происходит наследование признаков сцепленных с полом.

  1.  Этап усвоения новых знаний

- Давайте вспомним основные положения хромосомной теории наследственности.(1.Гены локализованы в хромосомах. 2. Гены расположены в хромосоме линейно. 3. Гены, локализованные в одной хромосоме, наследуются вместе и образуют группу сцепления. Число групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом.  4. Сцепление между генами, локализованными в одной хромосоме, неполное, между ними может происходить кроссинговер).

Давайте вспомним из 9 класса что такое пол?

(Пол – это совокупность генеративных и морфофизиологических особенностей организма, обеспечивающих воспроизведение себе подобных и передачу наследственной информации следующему поколению).

 Половой диморфизм – это различия морфологических, физиологических и биохимических признаков особей разных полов, т.е. признаков по которым женская особь отличается от мужской.

 Все признаки делятся на: первичные и вторичные. Давайте вспомним, что относится к первичным и вторичным признакам?

(первичные: наличие половых желез и органов)

(вторичные: совокупность морфологических и физиологических признаков и свойств, определяющих фенотипические различия между особями разных полов)

От чего же зависит формирование мужских и женских особей?

При изучении хромосомных наборов самцов и самок разных животных между ними были обнаружены некоторые отличия. Как у мужских, так и у женских особей во всех клетках имеются пары одинаковых (гомологичных) хромосом, но по одной паре различаются. Так у самки дрозофилы имеются 2 палочковидные хромосомы, а у самца – одна такая же палочковидная, а вторая изогнутая. Такие хромосомы, по которым самцы и самки отличаются друг от друга, называются половыми хромосомами. Хромосомы, в отношении которых между самцами и самками нет различий, называются аутосомами. Так у дрозофил особи обоих полов имеют по 6 одинаковых аутосом плюс 2 половые (ХХ у саму и ХY у самцов).

Пол, содержащий различные половые хромосомы ( Х и Y), образует гаметы 2 типов т.е. является гетерогамным. А пол, содержащий в каждой клетке одинаковые половые хромосомы – моногамным.

Давайте рассмотрим, от чего зависит рождение мужских и женских особей. У дрозофилы имеется 6 аутосом и 2 половые хромосомы. Следовательно, в ходе мейоза у самок образуется один тип гамет, содержащий гаплоидный набор хромосом и одну Х-хромосому. Самцы образуют 2 типа гамет, половина из которых содержит три аутосомы и одну Х-хромосому (3А+Х), а половина – три аутосомы и одну Y-хромосому (3А+Y). При оплодотворении яйцеклеток (3А+Х) сперматозоидами с Х-хромосомами будут формироваться самки (6А+ХХ), а от слияния яйцеклеток со сперматозоидами, несущими Y-хромосому, - самцы(6А+ХY). Соотношение пола 1:1. В данном случае пол организма определяется в момент оплодотворения и зависит от хромосомного набора зиготы.

Сходные способ определения пола (XY) тип присущ всем млекопитающим, в том числе и человеку, клетки которого содержат 44 аутосомы и 2 половые хромосомы (ХХ- у женщин, ХY- у мужчин).

У прямокрылых, клопов, жуков пауков существует Х0 определения пола. Так у них Y-хромосома отсутствует вовсе, следовательно самец имеет генотип X0, а самка – XХ.

У птиц, бабочек, и пресмыкающихся  самцы являются моногамным полом, а самки – гетерогамным ( типа XY илиX0). Половые хромосомы у этих видовиногда обозначают буквами Z иW, что бы выделить, таким образом, данный способ определения пола; при этом самцы обозначаются ZZ, а самки ZW или Z0.

Существую другие варианты определения пола. Например, у пчёл и муравьёв нет половых хромосом: самки - диплоидные особи, а самцы – гаплоидные. Самки развиваются из оплодотворённых яиц, а трутни – из неоплодотворённых. В процессе сперматогенеза не происходит редукции числа хромосом.

У некоторых животных определение пола зависит от внешних условий. Так у червя Bonellia самцы и самки имеют одинаковый генотип.  Особи, которые остаются свободноплавающими, становятся самками, а личинки, проникающие в хоботок взрослой самки, развиваются в микроскопических самцов. Они мигрируют в половые пути самки, где живут в качестве паразитов, выполняя главную функцию – оплодотворение яйцеклеток.

У ряда видов ящериц, черепах и крокодилов выявлена зависимость пола зародыша от температуры, при которой происходит развитие яиц. Так, у ящериц при повышении температуры резко снижается процент самок в потомстве; у многих черепах, наоборот, с повышением температуры процент самок в потомстве резко возрастает.

Наследование признаков, сцепленных с полом.В половых хромосомахпомимо генов, определяющих пол организма, содержатся и другие гены, не имеющие отношения к полу.

Признаки, контролируемые генами, локализованными в половых хромосомах, называются признаками, сцепленными с полом.

В негомологичном участке (отсутствует у Y-хромосомы) хромосомы человека содержатся гены, определяющие ряд признаков: нормальная свёртываемость крови (доминантный признак H), а несвертываемость крови  - гемофилию (рецессивные признак h). Нормальное цветоощущение (доминантный признак С) и цветовую слепоту - дальтонизм (рецессивный признак с). Эти заболевания чрезвычайно редко развиваются у женщин потому, что необходимо гомозиготное состояние по данному гену. Мужчины же болеют значительно чаще, потому что, получив рецессивный аллель вместе с Х-хромосомой от здоровой матери, они не могут подобно женщинам противопоставить  «здоровый» доминантный аллель. Таким образом, женщины-гетерозиготы являются носителями некоторых болезней и передают их сыновьям, однако сами не болеют.

Мужчины эксклюзивно обладают некоторыми признаками, которых гарантированно лишены женщины. Речь идёт о признаках, локализованных в Y-хромосоме. Например, наличие жёстких волос на ушных раковинах и более крупные зубы. Такой тип наследования, при котором признаки непосредственно через Y-хромосому передаются от отца только сыновьям, называется голандрическим.

Давайте рассмотрим, какое потомство может появиться у женщины -   гена гемофилии, вступающей в брак с нормальным по этому признаку мужчиной:

P:♀ XHXh * ♂ XH Y

G:     XH  Xh        XH  Y

F1:XHXH,XHXh, XHY, XhY

Из схемы видно, что потомки данного брака проявляют расщепление признака: Половина дочерей являются носительницами гена гемофилии(XHXh); половина сыновей будут больны (XhY), а другая половина здоровы (XHY).

Таким образом, при развитии организма проявляется действие скорее не отдельных генов, а всего генотипа как целостной системы.

  1.  Физкультминутка

- Вы наверное устали, давайте немного отдохнём.

Раз два дружно встали, три четыре руки шире, пять шесть всем присесть, семь восемь лень отбросим.

  1.  Этап проверки понимания учащихся нового материала

- Мы рассмотрели новую тему. Всем ли понятен материал? Давайте ответим на вопросы.

  •  Почему рождается примерно одинаковое количество особей  мужского и женского пола?

(Т. к.  вероятность рождения мужского пола и женского по 50 % т. е. соотношение 1:1)

  •  Как определяется пол у человека?

(У человека и млекопитающих существует XYопределение пола)

  •  Какие признаки называется сцепленными с полом?

(Признаки, контролируемые генами, локализованными в половых хромосомах, называются признаками, сцепленными с полом)

  •  Где находятся признаки, сцепленные с полом?

(Признаки, сцепленные с полом, локализуются в половых хромосомах)

  •  Что такое голандрический тип наследования?

(Голандрический тип наследования -  такой тип наследования, при котором признаки непосредственно через Y-хромосому передаются от отца только сыновьям)

  •  Какой вариант определения пола у прямокрылых?

(У прямокрылых, клопов, жуков пауков существует Х0 определения пола. Так у них Y-хромосома отсутствует вовсе, следовательно самец имеет генотип X0, а самка – XХ)

  •  Назовите другие варианты определения пола.

(Например, у пчёл и муравьёв нет половых хромосом: самки - диплоидные особи, а самцы – гаплоидные, у некоторых животных определение пола зависит от внешних условий)

  •  Что такое моногамный пол и гетерогамный пол?

(Пол, содержащий различные половые хромосомы ( Х и Y), образует гаметы 2 типов т.е. является гетерогамным. А пол содержащий в каждой клетке одинаковые половые хромосомы – моногамным)

  1.  Этап закрепления нового материала  

Давайте решим с вами задачи на наследование признаков сцепленных с полом.

  1.  Какова вероятность рождения здоровых детей от здоровой матери гомозиготной по данному признаку, и отца страдающим дальтонизмом?

P: ♀ XH XH * ♂ Xh Y

G:     XH             Xh  Y

F1: XHXh, XHY

Ответ: 100% здоровые дети.

  1.  Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

- Откройте дневники и запишите, вашим домашним заданием будет § 49генетика пола.

8. Подведение итогов занятия

Сегодня на занятии мы изучили, как наследуются признаки, какие существуют варианты определения пола и наследование признаков, сцепленных с полом. Знания, полученные на уроке, вам пригодятся для написания предстоящей практической работы.

9. Рефлексия

- А теперь мне бы хотелось узнать ваше настроение после урока, для этого выберете слова, характеризующие вашу деятельность на уроке (дежурные помогают раздать и собрать карточки).

Урок

Я на уроке

Итог

Интересно

Работал

Понял

Скучно

Отдыхал

Узнал больше, чем знал

Безразлично

Помогал другим

Не понял

Урок закончен, спасибо за внимание.

PAGE  7


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1737. ДВУХУРОВНЕВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДИСКРЕТНЫХ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ 1.51 MB
  Содержательное описание проблемы моделирования задач землепользования. Необходимость разработки новых методов прогнозирования. Инструментарий фазовых портретов для выявления циклов временного ряда и уточнения прогноза. Математическая постановка векторной задачи покрытия графа 4-циклами (паросочетаниями, звездами). Аппроксимация интервальной задачи покрытия графа 4-циклами векторной задачей.
1738. Энергии связи гиперъядер и их взаимодействие 1.51 MB
  Обзор экспериментальных данных, феноменологический подход, расчет систем небольшого числа частиц, характеристика используемых методов расчета, каркасные функции в расчетах кулоновских и ядерных систем.
1739. СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКОЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ОПИ- САНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ ОККАЗИОНАЛИЗМОВ В РАМКАХ ТЕОРИИ ЭЛОКУТИВНОГО ПОЛЯ 1.51 MB
  Проблема изучения окказионализмов в современном отечественном языкознании. Аспекты изучения окказионализмов в современном отечественном языкознании. Структурно-семантическое и функциональное описание лексических окказионализмов в элокутивном аспекте. Полевая организация лексических окказионализмовэлокутивов в контексте макросистемы элокутивных средств языка/речи.
1740. Формирование культуры общения студентов непедагогических вузов (гуманитарные и технологические специальности) 1.5 MB
  ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА. ГЕНЕЗИС ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ. СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ НЕПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ К ПОЗИТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ.
1741. Система социально-педагогической помощи детям-инвалидам в Ставропольском крае 1.5 MB
  Нормативно-правовое и государственное регулирование психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов в Российской Федерации. Общие виды отклоняющегося развития детей-инвалидов и их категории. Система оказания социально-педагогической помощи детям-инвалидам в Ставропольском крае. Методы профилактики и коррекция развития детей-инвалидов. Система благотворительной помощи детям-инвалидам в Ставропольском крае.
1742. Формирование лизинговых отношений в российской экономике 1.49 MB
  Лизинг как специфическая форма развития арендных отношений. Основные тенденции трансформации лизинговых отношений на современном этапе. Особенности возникновения лизинговых отношений. Проблемы эффективного использования лизинга на российских предприятиях.
1743. СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ (В РАМКАХ СЕГМЕНТА ТЕРМИНОСФЕРЫ 1.49 MB
  Основные тенденции исследования термина в современной лингвистике. Экономическая терминология как системно-структурное образование. Роль конкретного этнического языка в организации общего терминологического фонда. Структурно-семантическая, морфолого-фонетическая, функциональная адаптация новейших заимствований в терминосфере Рыночная экономика.
1744. КАНАДО-СОВЕТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (1942–1953 гг.): ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ 1.48 MB
  РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ КАНАДЫ И СССР В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДВУХ СТРАН В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИКИ, КУЛЬТУРЫ И НАУКИ (1942–1945 ГГ.). КАНАДО-СОВЕТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В РАННИЙ ПЕРИОД ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ.
1745. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗОЛОТОПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ В XIX ВЕКЕ 1.49 MB
  Разведочные экспедиции по изысканию золотых месторождений. Техническая модернизация золотодобывающих предприятий. Пути увеличения добычи золота. Состав, категории и источники комплектования рабочей силы. Условия труда и быта приискового населения. Забастовки и протесты рабочих-золотодобытчиков.