60042

Генетика пола, Половой диморфизм

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Сегодня на занятии мы рассмотрим генетику пола. В конце урока мы с вами будем иметь представление о хромосомном определении пола так же других вариантах определения пола и каким образом происходит наследование признаков сцепленных с полом.

Русский

2015-01-16

80 KB

2 чел.

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины»

Биологический факультет

Развёрнутый план – конспект по биологии в 10 классе

Тема урока: «Генетика пола»

Исполнитель:

студентка группы ___________________ ФИО

Проверила:

Учитель биологии ________________________ ФИО

Гомель 2012

Тема урока: « Генетика пола»

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель и задачи:

  1.  способствовать формированию у учащихся знаний о генетике пола;
  2.  оптимизировать представление у учащихся о генетике пола;
  3.  способствовать формированию представлений у учащихся о генетике пола.

Методы: беседа, объяснение, работа с книгой, работа с тетрадью, работа с доской.

Материалы и оборудование: учебник по биологии для 10 класса, доска.

Литература:

  1.  Общая биология: учеб. Пособие для 10-го кл. общеобразоват. Учреждений с русским языком обучения / Н. А. Лемеза, Н. Д. Лисов, Л. В. Камлюк, В. В. Шевердов, Г. Г. Гончаренко; Под ред. Н. Д. Лисова. – Мн.: Народнаяасвета, 2009. – 230 с.: ил.
  2.  Шалапёнок Е.С., Камлюк Л. В., Лисов Н. Д. Тесты по биологии . – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Айпресс, 2003. – 384 с. – (Домашний репититор).
  3.  Биология для поступающих в ВУЗы:Учебное пособие/Н. А. Лемеза , Л. В. Камлюк, Н. Д. Лисов.; Под ред. Н. А. Лемезы. – Мн.: Изд-во Юнипресс, 2005. –624 с. – (Серия «Для школьников и абитуриентов»).

Структура урока:

  1.  организационный этап (2-3 минуты);
  2.  этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала (1-2 минуты);
  3.  этап усвоения новых знаний (15-20 минут);
  4.  физкультминутка;
  5.  этап проверки понимания учащихся нового материала  (3-5 минут);
  6.  этап закрепления нового материала  (5-10 минут);
  7.  этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению;
  8.  подведение итогов занятия;
  9.  этап рефлексии.

Ход урока

  1.  Организационный этап

Захожу в класс, здороваюсь. При помощи дежурных отмечаю отсутствующих.

  1.  Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

 На прошлом уроке мы рассмотрели хромосомную теорию наследственности. Сегодня на занятии мы рассмотрим генетику пола.

 В конце урока мы с вами будем иметь представление о хромосомном определении пола, так же других вариантах определения пола и каким образом происходит наследование признаков сцепленных с полом.

  1.  Этап усвоения новых знаний

- Давайте вспомним основные положения хромосомной теории наследственности.(1.Гены локализованы в хромосомах. 2. Гены расположены в хромосоме линейно. 3. Гены, локализованные в одной хромосоме, наследуются вместе и образуют группу сцепления. Число групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом.  4. Сцепление между генами, локализованными в одной хромосоме, неполное, между ними может происходить кроссинговер).

Давайте вспомним из 9 класса что такое пол?

(Пол – это совокупность генеративных и морфофизиологических особенностей организма, обеспечивающих воспроизведение себе подобных и передачу наследственной информации следующему поколению).

 Половой диморфизм – это различия морфологических, физиологических и биохимических признаков особей разных полов, т.е. признаков по которым женская особь отличается от мужской.

 Все признаки делятся на: первичные и вторичные. Давайте вспомним, что относится к первичным и вторичным признакам?

(первичные: наличие половых желез и органов)

(вторичные: совокупность морфологических и физиологических признаков и свойств, определяющих фенотипические различия между особями разных полов)

От чего же зависит формирование мужских и женских особей?

При изучении хромосомных наборов самцов и самок разных животных между ними были обнаружены некоторые отличия. Как у мужских, так и у женских особей во всех клетках имеются пары одинаковых (гомологичных) хромосом, но по одной паре различаются. Так у самки дрозофилы имеются 2 палочковидные хромосомы, а у самца – одна такая же палочковидная, а вторая изогнутая. Такие хромосомы, по которым самцы и самки отличаются друг от друга, называются половыми хромосомами. Хромосомы, в отношении которых между самцами и самками нет различий, называются аутосомами. Так у дрозофил особи обоих полов имеют по 6 одинаковых аутосом плюс 2 половые (ХХ у саму и ХY у самцов).

Пол, содержащий различные половые хромосомы ( Х и Y), образует гаметы 2 типов т.е. является гетерогамным. А пол, содержащий в каждой клетке одинаковые половые хромосомы – моногамным.

Давайте рассмотрим, от чего зависит рождение мужских и женских особей. У дрозофилы имеется 6 аутосом и 2 половые хромосомы. Следовательно, в ходе мейоза у самок образуется один тип гамет, содержащий гаплоидный набор хромосом и одну Х-хромосому. Самцы образуют 2 типа гамет, половина из которых содержит три аутосомы и одну Х-хромосому (3А+Х), а половина – три аутосомы и одну Y-хромосому (3А+Y). При оплодотворении яйцеклеток (3А+Х) сперматозоидами с Х-хромосомами будут формироваться самки (6А+ХХ), а от слияния яйцеклеток со сперматозоидами, несущими Y-хромосому, - самцы(6А+ХY). Соотношение пола 1:1. В данном случае пол организма определяется в момент оплодотворения и зависит от хромосомного набора зиготы.

Сходные способ определения пола (XY) тип присущ всем млекопитающим, в том числе и человеку, клетки которого содержат 44 аутосомы и 2 половые хромосомы (ХХ- у женщин, ХY- у мужчин).

У прямокрылых, клопов, жуков пауков существует Х0 определения пола. Так у них Y-хромосома отсутствует вовсе, следовательно самец имеет генотип X0, а самка – XХ.

У птиц, бабочек, и пресмыкающихся  самцы являются моногамным полом, а самки – гетерогамным ( типа XY илиX0). Половые хромосомы у этих видовиногда обозначают буквами Z иW, что бы выделить, таким образом, данный способ определения пола; при этом самцы обозначаются ZZ, а самки ZW или Z0.

Существую другие варианты определения пола. Например, у пчёл и муравьёв нет половых хромосом: самки - диплоидные особи, а самцы – гаплоидные. Самки развиваются из оплодотворённых яиц, а трутни – из неоплодотворённых. В процессе сперматогенеза не происходит редукции числа хромосом.

У некоторых животных определение пола зависит от внешних условий. Так у червя Bonellia самцы и самки имеют одинаковый генотип.  Особи, которые остаются свободноплавающими, становятся самками, а личинки, проникающие в хоботок взрослой самки, развиваются в микроскопических самцов. Они мигрируют в половые пути самки, где живут в качестве паразитов, выполняя главную функцию – оплодотворение яйцеклеток.

У ряда видов ящериц, черепах и крокодилов выявлена зависимость пола зародыша от температуры, при которой происходит развитие яиц. Так, у ящериц при повышении температуры резко снижается процент самок в потомстве; у многих черепах, наоборот, с повышением температуры процент самок в потомстве резко возрастает.

Наследование признаков, сцепленных с полом.В половых хромосомахпомимо генов, определяющих пол организма, содержатся и другие гены, не имеющие отношения к полу.

Признаки, контролируемые генами, локализованными в половых хромосомах, называются признаками, сцепленными с полом.

В негомологичном участке (отсутствует у Y-хромосомы) хромосомы человека содержатся гены, определяющие ряд признаков: нормальная свёртываемость крови (доминантный признак H), а несвертываемость крови  - гемофилию (рецессивные признак h). Нормальное цветоощущение (доминантный признак С) и цветовую слепоту - дальтонизм (рецессивный признак с). Эти заболевания чрезвычайно редко развиваются у женщин потому, что необходимо гомозиготное состояние по данному гену. Мужчины же болеют значительно чаще, потому что, получив рецессивный аллель вместе с Х-хромосомой от здоровой матери, они не могут подобно женщинам противопоставить  «здоровый» доминантный аллель. Таким образом, женщины-гетерозиготы являются носителями некоторых болезней и передают их сыновьям, однако сами не болеют.

Мужчины эксклюзивно обладают некоторыми признаками, которых гарантированно лишены женщины. Речь идёт о признаках, локализованных в Y-хромосоме. Например, наличие жёстких волос на ушных раковинах и более крупные зубы. Такой тип наследования, при котором признаки непосредственно через Y-хромосому передаются от отца только сыновьям, называется голандрическим.

Давайте рассмотрим, какое потомство может появиться у женщины -   гена гемофилии, вступающей в брак с нормальным по этому признаку мужчиной:

P:♀ XHXh * ♂ XH Y

G:     XH  Xh        XH  Y

F1:XHXH,XHXh, XHY, XhY

Из схемы видно, что потомки данного брака проявляют расщепление признака: Половина дочерей являются носительницами гена гемофилии(XHXh); половина сыновей будут больны (XhY), а другая половина здоровы (XHY).

Таким образом, при развитии организма проявляется действие скорее не отдельных генов, а всего генотипа как целостной системы.

  1.  Физкультминутка

- Вы наверное устали, давайте немного отдохнём.

Раз два дружно встали, три четыре руки шире, пять шесть всем присесть, семь восемь лень отбросим.

  1.  Этап проверки понимания учащихся нового материала

- Мы рассмотрели новую тему. Всем ли понятен материал? Давайте ответим на вопросы.

  •  Почему рождается примерно одинаковое количество особей  мужского и женского пола?

(Т. к.  вероятность рождения мужского пола и женского по 50 % т. е. соотношение 1:1)

  •  Как определяется пол у человека?

(У человека и млекопитающих существует XYопределение пола)

  •  Какие признаки называется сцепленными с полом?

(Признаки, контролируемые генами, локализованными в половых хромосомах, называются признаками, сцепленными с полом)

  •  Где находятся признаки, сцепленные с полом?

(Признаки, сцепленные с полом, локализуются в половых хромосомах)

  •  Что такое голандрический тип наследования?

(Голандрический тип наследования -  такой тип наследования, при котором признаки непосредственно через Y-хромосому передаются от отца только сыновьям)

  •  Какой вариант определения пола у прямокрылых?

(У прямокрылых, клопов, жуков пауков существует Х0 определения пола. Так у них Y-хромосома отсутствует вовсе, следовательно самец имеет генотип X0, а самка – XХ)

  •  Назовите другие варианты определения пола.

(Например, у пчёл и муравьёв нет половых хромосом: самки - диплоидные особи, а самцы – гаплоидные, у некоторых животных определение пола зависит от внешних условий)

  •  Что такое моногамный пол и гетерогамный пол?

(Пол, содержащий различные половые хромосомы ( Х и Y), образует гаметы 2 типов т.е. является гетерогамным. А пол содержащий в каждой клетке одинаковые половые хромосомы – моногамным)

  1.  Этап закрепления нового материала  

Давайте решим с вами задачи на наследование признаков сцепленных с полом.

  1.  Какова вероятность рождения здоровых детей от здоровой матери гомозиготной по данному признаку, и отца страдающим дальтонизмом?

P: ♀ XH XH * ♂ Xh Y

G:     XH             Xh  Y

F1: XHXh, XHY

Ответ: 100% здоровые дети.

  1.  Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

- Откройте дневники и запишите, вашим домашним заданием будет § 49генетика пола.

8. Подведение итогов занятия

Сегодня на занятии мы изучили, как наследуются признаки, какие существуют варианты определения пола и наследование признаков, сцепленных с полом. Знания, полученные на уроке, вам пригодятся для написания предстоящей практической работы.

9. Рефлексия

- А теперь мне бы хотелось узнать ваше настроение после урока, для этого выберете слова, характеризующие вашу деятельность на уроке (дежурные помогают раздать и собрать карточки).

Урок

Я на уроке

Итог

Интересно

Работал

Понял

Скучно

Отдыхал

Узнал больше, чем знал

Безразлично

Помогал другим

Не понял

Урок закончен, спасибо за внимание.

PAGE  7


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76741. Основные методологические принципы анатомии 182.27 KB
  Из одной клетки создавать ткань орган системы органов и в целом весь организм пересаживать клетки и ткани человеку и животным. У человека различают следующие основные ткани: Эпителиальная покровная ткань т. Соединительная ткань собственная хрящевая костная состоящая из клеток коллагеновых и эластических волокон и основного гелеобразного вещества. Собственная соединительная ткань рыхлая и плотная имеет много разновидностей ретикулярная жировая пигментная волокнистая кровь и лимфа.
76742. Анатомия и медицина древней Греции и Рима 183.8 KB
  были обобщены все достижения современной ему анатомии. Гиппократ свел в единое руководство достижения современной ему анатомии используя первые рукописи в виде Анатомии Диоклесса трудов Алкмеона и своих собственных. Древнегреческая Александрийская медицинская школа в изучении анатомии стояла на передовых позициях.
76743. Анатомия эпохи Возрождения 183.2 KB
  В методику исследования органов вводятся новые способы: инъекции сосудов и полостей распилы костей консервация органов и тканей новые химические методы бальзамирования измерения и зарисовки органов с подробным описанием. Великий итальянский художник и ученый Леонардо да Винчи вскрывая трупы производил подробное и тщательное описание анатомических структур сразу же все зарисовывал дополнял измерениями; производил инъекции сосудов желудочков мозга; создавал модели органов чтобы понять их функцию. Позиции европейских университетов в...
76744. Первые русские анатомы XVIII века 183.81 KB
  В становление анатомии и физиологии в Петровской Академии наук внесли вклад Д. Протасов ставший тоже академиком читавшим университетский курс анатомии. В лекциях впервые использовал данные микроскопической анатомии.
76745. Отечественная анатомия Древней Руси 183.52 KB
  Анатомические знания получали при вскрытиях трупов животных и людей оказании помощи раненым и больным. С развитием иконографии анатомические знания о пропорциях тела его пластике потребовались художникам иконописцам. Некоторые анатомические сведения излагались в Люцидарии Вepтограде переводных рекомендациях древнегреческих и древнеримских ученых и врачей.
76746. Н.И Пирогов и его вклад в анатомию человека 181.28 KB
  И Пирогов и его вклад в анатомию человека Николай Иванович Пирогов 18101881 обучался медицине в Московском и Дерптском университетах выезжал в научные командировки в германские французские университеты и клиники работал руководителем хирургической клиники в СанктПетербургской медикохирургической академии где основал Анатомический институт. Пирогова которое хранится в настоящее время в музее г. Пирогов предложил новый способ по изучению взаимного расположения синтопии органов сосудов нервов; проекции их на кости скелетотопии и...
76747. П.Ф. Лесгафт - представитель функциональной анатомии 183.2 KB
  Лесгафт представитель функциональной анатомии П. Лесгафт как представитель функционального направления в анатомии и значение его работ для теории предмета и развития физического воспитания. П Петр Францевич Лесгафт 1837-1909 гг. Лесгафт считал что в жизнедеятельности всех органов и систем эффективная работа функция соотносится с рациональным устройством т.
76748. Отечественные анатомы XX века 185.74 KB
  Открылись новые кафедры анатомии человека лаборатории и институты морфологии. Большую роль в обмене опытом и консолидации морфологов сыграл журнал Архив анатомии гистологии эмбриологии основанный в 1916 г. Целая плеяда выдающихся российских ученыханатомов заняла лидерские позиции и сделала огромный вклад в развитие анатомии советского периода.
76749. Индивидуальная изменчивость органов 186.7 KB
  При этом индивидуальный соматотип и характер реактивности окончательно складываются в пубертатном периоде что по В. Возрастная периодизация человека Внутриутробное антенатальное развитие. Зародышевый эмбриональный период 02 месяца: период оплодотворения дробления и образования бластоцисты имплантация в стенку матки первая неделя 67 дней; период гаструляции и формирования трех первичных зародышевых листков: экто энто и мезодермы 24я недели; период обособления тела зародыша с развитием органов и тканей и образованием...