60042

Генетика пола, Половой диморфизм

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Сегодня на занятии мы рассмотрим генетику пола. В конце урока мы с вами будем иметь представление о хромосомном определении пола так же других вариантах определения пола и каким образом происходит наследование признаков сцепленных с полом.

Русский

2015-01-16

80 KB

1 чел.

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины»

Биологический факультет

Развёрнутый план – конспект по биологии в 10 классе

Тема урока: «Генетика пола»

Исполнитель:

студентка группы ___________________ ФИО

Проверила:

Учитель биологии ________________________ ФИО

Гомель 2012

Тема урока: « Генетика пола»

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель и задачи:

  1.  способствовать формированию у учащихся знаний о генетике пола;
  2.  оптимизировать представление у учащихся о генетике пола;
  3.  способствовать формированию представлений у учащихся о генетике пола.

Методы: беседа, объяснение, работа с книгой, работа с тетрадью, работа с доской.

Материалы и оборудование: учебник по биологии для 10 класса, доска.

Литература:

  1.  Общая биология: учеб. Пособие для 10-го кл. общеобразоват. Учреждений с русским языком обучения / Н. А. Лемеза, Н. Д. Лисов, Л. В. Камлюк, В. В. Шевердов, Г. Г. Гончаренко; Под ред. Н. Д. Лисова. – Мн.: Народнаяасвета, 2009. – 230 с.: ил.
  2.  Шалапёнок Е.С., Камлюк Л. В., Лисов Н. Д. Тесты по биологии . – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Айпресс, 2003. – 384 с. – (Домашний репититор).
  3.  Биология для поступающих в ВУЗы:Учебное пособие/Н. А. Лемеза , Л. В. Камлюк, Н. Д. Лисов.; Под ред. Н. А. Лемезы. – Мн.: Изд-во Юнипресс, 2005. –624 с. – (Серия «Для школьников и абитуриентов»).

Структура урока:

  1.  организационный этап (2-3 минуты);
  2.  этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала (1-2 минуты);
  3.  этап усвоения новых знаний (15-20 минут);
  4.  физкультминутка;
  5.  этап проверки понимания учащихся нового материала  (3-5 минут);
  6.  этап закрепления нового материала  (5-10 минут);
  7.  этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению;
  8.  подведение итогов занятия;
  9.  этап рефлексии.

Ход урока

  1.  Организационный этап

Захожу в класс, здороваюсь. При помощи дежурных отмечаю отсутствующих.

  1.  Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

 На прошлом уроке мы рассмотрели хромосомную теорию наследственности. Сегодня на занятии мы рассмотрим генетику пола.

 В конце урока мы с вами будем иметь представление о хромосомном определении пола, так же других вариантах определения пола и каким образом происходит наследование признаков сцепленных с полом.

  1.  Этап усвоения новых знаний

- Давайте вспомним основные положения хромосомной теории наследственности.(1.Гены локализованы в хромосомах. 2. Гены расположены в хромосоме линейно. 3. Гены, локализованные в одной хромосоме, наследуются вместе и образуют группу сцепления. Число групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом.  4. Сцепление между генами, локализованными в одной хромосоме, неполное, между ними может происходить кроссинговер).

Давайте вспомним из 9 класса что такое пол?

(Пол – это совокупность генеративных и морфофизиологических особенностей организма, обеспечивающих воспроизведение себе подобных и передачу наследственной информации следующему поколению).

 Половой диморфизм – это различия морфологических, физиологических и биохимических признаков особей разных полов, т.е. признаков по которым женская особь отличается от мужской.

 Все признаки делятся на: первичные и вторичные. Давайте вспомним, что относится к первичным и вторичным признакам?

(первичные: наличие половых желез и органов)

(вторичные: совокупность морфологических и физиологических признаков и свойств, определяющих фенотипические различия между особями разных полов)

От чего же зависит формирование мужских и женских особей?

При изучении хромосомных наборов самцов и самок разных животных между ними были обнаружены некоторые отличия. Как у мужских, так и у женских особей во всех клетках имеются пары одинаковых (гомологичных) хромосом, но по одной паре различаются. Так у самки дрозофилы имеются 2 палочковидные хромосомы, а у самца – одна такая же палочковидная, а вторая изогнутая. Такие хромосомы, по которым самцы и самки отличаются друг от друга, называются половыми хромосомами. Хромосомы, в отношении которых между самцами и самками нет различий, называются аутосомами. Так у дрозофил особи обоих полов имеют по 6 одинаковых аутосом плюс 2 половые (ХХ у саму и ХY у самцов).

Пол, содержащий различные половые хромосомы ( Х и Y), образует гаметы 2 типов т.е. является гетерогамным. А пол, содержащий в каждой клетке одинаковые половые хромосомы – моногамным.

Давайте рассмотрим, от чего зависит рождение мужских и женских особей. У дрозофилы имеется 6 аутосом и 2 половые хромосомы. Следовательно, в ходе мейоза у самок образуется один тип гамет, содержащий гаплоидный набор хромосом и одну Х-хромосому. Самцы образуют 2 типа гамет, половина из которых содержит три аутосомы и одну Х-хромосому (3А+Х), а половина – три аутосомы и одну Y-хромосому (3А+Y). При оплодотворении яйцеклеток (3А+Х) сперматозоидами с Х-хромосомами будут формироваться самки (6А+ХХ), а от слияния яйцеклеток со сперматозоидами, несущими Y-хромосому, - самцы(6А+ХY). Соотношение пола 1:1. В данном случае пол организма определяется в момент оплодотворения и зависит от хромосомного набора зиготы.

Сходные способ определения пола (XY) тип присущ всем млекопитающим, в том числе и человеку, клетки которого содержат 44 аутосомы и 2 половые хромосомы (ХХ- у женщин, ХY- у мужчин).

У прямокрылых, клопов, жуков пауков существует Х0 определения пола. Так у них Y-хромосома отсутствует вовсе, следовательно самец имеет генотип X0, а самка – XХ.

У птиц, бабочек, и пресмыкающихся  самцы являются моногамным полом, а самки – гетерогамным ( типа XY илиX0). Половые хромосомы у этих видовиногда обозначают буквами Z иW, что бы выделить, таким образом, данный способ определения пола; при этом самцы обозначаются ZZ, а самки ZW или Z0.

Существую другие варианты определения пола. Например, у пчёл и муравьёв нет половых хромосом: самки - диплоидные особи, а самцы – гаплоидные. Самки развиваются из оплодотворённых яиц, а трутни – из неоплодотворённых. В процессе сперматогенеза не происходит редукции числа хромосом.

У некоторых животных определение пола зависит от внешних условий. Так у червя Bonellia самцы и самки имеют одинаковый генотип.  Особи, которые остаются свободноплавающими, становятся самками, а личинки, проникающие в хоботок взрослой самки, развиваются в микроскопических самцов. Они мигрируют в половые пути самки, где живут в качестве паразитов, выполняя главную функцию – оплодотворение яйцеклеток.

У ряда видов ящериц, черепах и крокодилов выявлена зависимость пола зародыша от температуры, при которой происходит развитие яиц. Так, у ящериц при повышении температуры резко снижается процент самок в потомстве; у многих черепах, наоборот, с повышением температуры процент самок в потомстве резко возрастает.

Наследование признаков, сцепленных с полом.В половых хромосомахпомимо генов, определяющих пол организма, содержатся и другие гены, не имеющие отношения к полу.

Признаки, контролируемые генами, локализованными в половых хромосомах, называются признаками, сцепленными с полом.

В негомологичном участке (отсутствует у Y-хромосомы) хромосомы человека содержатся гены, определяющие ряд признаков: нормальная свёртываемость крови (доминантный признак H), а несвертываемость крови  - гемофилию (рецессивные признак h). Нормальное цветоощущение (доминантный признак С) и цветовую слепоту - дальтонизм (рецессивный признак с). Эти заболевания чрезвычайно редко развиваются у женщин потому, что необходимо гомозиготное состояние по данному гену. Мужчины же болеют значительно чаще, потому что, получив рецессивный аллель вместе с Х-хромосомой от здоровой матери, они не могут подобно женщинам противопоставить  «здоровый» доминантный аллель. Таким образом, женщины-гетерозиготы являются носителями некоторых болезней и передают их сыновьям, однако сами не болеют.

Мужчины эксклюзивно обладают некоторыми признаками, которых гарантированно лишены женщины. Речь идёт о признаках, локализованных в Y-хромосоме. Например, наличие жёстких волос на ушных раковинах и более крупные зубы. Такой тип наследования, при котором признаки непосредственно через Y-хромосому передаются от отца только сыновьям, называется голандрическим.

Давайте рассмотрим, какое потомство может появиться у женщины -   гена гемофилии, вступающей в брак с нормальным по этому признаку мужчиной:

P:♀ XHXh * ♂ XH Y

G:     XH  Xh        XH  Y

F1:XHXH,XHXh, XHY, XhY

Из схемы видно, что потомки данного брака проявляют расщепление признака: Половина дочерей являются носительницами гена гемофилии(XHXh); половина сыновей будут больны (XhY), а другая половина здоровы (XHY).

Таким образом, при развитии организма проявляется действие скорее не отдельных генов, а всего генотипа как целостной системы.

  1.  Физкультминутка

- Вы наверное устали, давайте немного отдохнём.

Раз два дружно встали, три четыре руки шире, пять шесть всем присесть, семь восемь лень отбросим.

  1.  Этап проверки понимания учащихся нового материала

- Мы рассмотрели новую тему. Всем ли понятен материал? Давайте ответим на вопросы.

  •  Почему рождается примерно одинаковое количество особей  мужского и женского пола?

(Т. к.  вероятность рождения мужского пола и женского по 50 % т. е. соотношение 1:1)

  •  Как определяется пол у человека?

(У человека и млекопитающих существует XYопределение пола)

  •  Какие признаки называется сцепленными с полом?

(Признаки, контролируемые генами, локализованными в половых хромосомах, называются признаками, сцепленными с полом)

  •  Где находятся признаки, сцепленные с полом?

(Признаки, сцепленные с полом, локализуются в половых хромосомах)

  •  Что такое голандрический тип наследования?

(Голандрический тип наследования -  такой тип наследования, при котором признаки непосредственно через Y-хромосому передаются от отца только сыновьям)

  •  Какой вариант определения пола у прямокрылых?

(У прямокрылых, клопов, жуков пауков существует Х0 определения пола. Так у них Y-хромосома отсутствует вовсе, следовательно самец имеет генотип X0, а самка – XХ)

  •  Назовите другие варианты определения пола.

(Например, у пчёл и муравьёв нет половых хромосом: самки - диплоидные особи, а самцы – гаплоидные, у некоторых животных определение пола зависит от внешних условий)

  •  Что такое моногамный пол и гетерогамный пол?

(Пол, содержащий различные половые хромосомы ( Х и Y), образует гаметы 2 типов т.е. является гетерогамным. А пол содержащий в каждой клетке одинаковые половые хромосомы – моногамным)

  1.  Этап закрепления нового материала  

Давайте решим с вами задачи на наследование признаков сцепленных с полом.

  1.  Какова вероятность рождения здоровых детей от здоровой матери гомозиготной по данному признаку, и отца страдающим дальтонизмом?

P: ♀ XH XH * ♂ Xh Y

G:     XH             Xh  Y

F1: XHXh, XHY

Ответ: 100% здоровые дети.

  1.  Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

- Откройте дневники и запишите, вашим домашним заданием будет § 49генетика пола.

8. Подведение итогов занятия

Сегодня на занятии мы изучили, как наследуются признаки, какие существуют варианты определения пола и наследование признаков, сцепленных с полом. Знания, полученные на уроке, вам пригодятся для написания предстоящей практической работы.

9. Рефлексия

- А теперь мне бы хотелось узнать ваше настроение после урока, для этого выберете слова, характеризующие вашу деятельность на уроке (дежурные помогают раздать и собрать карточки).

Урок

Я на уроке

Итог

Интересно

Работал

Понял

Скучно

Отдыхал

Узнал больше, чем знал

Безразлично

Помогал другим

Не понял

Урок закончен, спасибо за внимание.

PAGE  7


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13429. ПРОГРАМА АРХІВАЦІЇ WINRAR 477 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА № 6 ПРОГРАМА АРХІВАЦІЇ WINRAR 1. Мета роботи Навчитися виконувати архівацію файлів документів і програм за допомогою програми архівації WinRAR. 2. Задачі роботи 2.1. Освоїти роботу з програмою архівації WinRAR. 2.2. Придбати практичні навички по архіва...
13430. ОБСЛУГОВУВАННЯ ДИСКІВ ПК ЗА ДОПОМОГОЮ СЛУЖБОВИХ ДОДАТКІВ 437 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА № 7 ОБСЛУГОВУВАННЯ ДИСКІВ ПК ЗА ДОПОМОГОЮ СЛУЖБОВИХ ДОДАТКІВ 1. Мета роботи Навчитися виконувати обслуговування дисків за допомогою службових додатків ОС Windows 2000. 2. Задачі роботи Придбати практичні навички роботи із службовими дода...
13431. ФОРМУВАННЯ ТАБЛИЦЬ В ТАБЛИЧНОМУ ПРОЦЕССОРІ MICROSOFT EXCEL 1.81 MB
  МЕТОДИЧНІ ВКАЗІВКИ ДО ЛАБОРАТОРНОЇ РОБОТИ №1 ФОРМУВАННЯ ТАБЛИЦЬ В ТАБЛИЧНОМУ ПРОЦЕССОРІ MICROSOFT EXCEL 1. Мета заняття Оволодіти практичними навичками роботи в процесі формування електронних таблиць ЕТ та здійснення в них розрахунків. 2. Завдання роботи Оволо...
13432. ПОВЯЗУВАННЯ ТАБЛИЦЬ MICROSOFT EXCEL 494 KB
  МЕТОДИЧНІ ВКАЗІВКИ ДО ЛАБОРАТОРНОЇ РОБОТИ №2 ПОВЯЗУВАННЯ ТАБЛИЦЬ MICROSOFT EXCEL 1. Мета заняття Навчитись працювати і придбати практичні навички роботи з декількома пов'язаними таблицями. 2. Завдання роботи Оволодіти прийомами пов'язування електронних таблиц
13433. ВБУДОВАНІ ФУНКЦІЇ MS EXCEL та ОФОРМЛЕННЯ РОБОЧИХ АРКУШІВ 180 KB
  МЕТОДИЧНІ ВКАЗІВКИ ДО ЛАБОРАТОРНОЇ РОБОТИ №3 ВБУДОВАНІ ФУНКЦІЇ MS EXCEL та ОФОРМЛЕННЯ РОБОЧИХ АРКУШІВ 1. Мета та завдання роботи Придбання навичок роботи з вбудованими функціями Microsoft Excel та оволодіння можливостями оформлення робочих аркушів. 2. Зміст робот
13434. СПОСОБИ ОФОРМЛЕННЯ ДІАГРАМ 350 KB
  МЕТОДИЧНІ ВКАЗІВКИ ДО ЛАБОРАТОРНОЇ РОБОТИ №4 СПОСОБИ ОФОРМЛЕННЯ ДІАГРАМ 1. Мета роботи Метою даної роботи є отримання практичних навичок при побудові редагуванні і оформленні діаграм в табличному процесорі Microsoft Excel. 2. Зміст роботи 2.1 Завантажити оболонку ...
13435. УПРАВЛІННЯ ДАННИМИ В MICROSOFT EXCEL 130.5 KB
  МЕТОДИЧНІ ВКАЗІВКИ ДО ЛАБОРАТОРНОЇ РОБОТИ № 5 УПРАВЛІННЯ ДАННИМИ В MICROSOFT EXCEL 1. Мета заняття Оволодіти навичками роботи з базами даних в Microsoft Excel. 2. Завдання роботи Навчитись: 2.1. Створювати бази даних. 2.2. Створювати форми даних і працювати в них із запи...
13436. СТВОРЕННЯ ЗВЕДЕННИХ ТАБЛИЦЬ В MICROSOFT EXCEL 354.5 KB
  МЕТОДИЧНІ ВКАЗІВКИ ДО ЛАБОРАТОРНОЇ РОБОТИ №6 СТВОРЕННЯ ЗВЕДЕННИХ ТАБЛИЦЬ В MICROSOFT EXCEL 1. Мета роботи Придбати практичні навички по створенню і використанню зведених таблиць в Microsoft Excel. 2. Задачі роботи Опанувати прийоми формування редагування зміни та
13437. Опрацювання результатів прямих багаторазових вимірювань 238 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА 1 ОПРАЦЮВАННЯ РЕЗУЛЬТАТІВ ПРЯМИХ БАГАТОРАЗОВИХ ВИМІРЮВАНЬ Мета роботи: вивчити методику опрацювання результатів прямих багаторазових вимірювань; навчитись визначати характеристики похибки результату вимірювання в залежності від кількості в...