60044

Роль государства в экономике

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: объяснить учащимся какую роль играет государство в рыночной экономике. Зачем экономике государство. Какие функции в обществе выполняет предпринимательство От чего зависит успех предпринимательской деятельности.

Русский

2014-05-13

73 KB

6 чел.

План-конспект зачетного урока по обществознанию

Тема урока: «Роль государства в экономике».

Цель урока: объяснить учащимся, какую роль играет государство в рыночной экономике.

Задачи: 
1) образовательная: показание воздействие государственных механизмов, а именно системы налогообложения и бюджетной политики, на экономику страны;
2) воспитательная: способствование формированию у учащихся понимания необходимости уплаты налогов государству гражданами страны;

Форма урока: традиционный с использованием учебного пособия по курсу «Обществознание». 8 класс. Москва «Просвещение» 2012г. и мультимедийного оборудования.

План урока.

  1.  Фронтальный опрос по теме «предпринимательская деятельность».
  2.  Зачем экономике государство.
  3.  Налоговая система.
  4.  Государственный бюджет.

  

                   

                                     

Ход урока:     

   Время

         Работа учителя

Деятельность учащихся

2 минуты

25 минут

10 минут

3 минуты

В начале урока ученики отвечают на вопросы.

  1.  Какие функции в обществе выполняет предпринимательство?
  2.  От чего зависит успех предпринимательской деятельности?
  3.  Цели фирмы?
  4.  Какова роль малых предприятий в экономике?

На доске записана тема урока, план,  
Вначале урока дети вспоминают, какие сферы жизни общества существуют (политическая, экономическая, социальная, духовная), отмечают взаимосвязь всех сфер и делают вывод, что государство как важнейший институт политической системы тесно взаимосвязано со всеми сферами, в том числе с экономической.

I. Выясним, для чего экономике необходимо государство.

Ученики отвечают на вопросы.


1) Какую роль и функции первоначально выполняло государство?

2) К каким последствиям могут привести экономические кризисы?

3) Каким образом государство борется с экономическими кризисами и безработицей?

4) Какие функции стало выполнять государство в современное время?

Далее дети рассматривают на экране иллюстрации: «Образование», «Энергетика», «Космическая промышленность», «Армия» и отвечают на вопрос: Почему данные институты общества и отрасли промышленности должны принадлежать государству?

Ответ: Эти институты и отрасли нельзя передавать в частные руки, т.к. главная цель предпринимателей – извлечение прибыли. В своих интересах они могут использовать школьное образование, сделать его платным и недоступным для всех учеников. Могут распустить армию, ведь её надо содержать, тем самым некому будет защищать границы государства.

Вывод: государство необходимо экономике, т.к. оно выполняет важные функции: борется с экономическими кризисами, безработицей, поддерживает обороноспособность страны и др.

II. Переходим к следующему пункту плана: Налоговая система.

Необходимо выяснить, что такое налоги. Воспользуемся словарём, находим определение налога.

«Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты». 

Дети записывают его в тетрадь и перечерчивают схему «Система налогов».





Рис.1 Система налогов


Обращаемся к тексту. После его прочтения учащиеся отвечают на вопросы:

1. Какие бывают налоги (объяснить на что налагаются налоги)?

2. Может ли государство снижать налоги?

3. Какие категории населения и предприятия могут быть освобождены от налогов?

Как сказал
Холмз «Налоги – это плата за цивилизованное общество». Ребята, как вы понимаете это высказывание?

Вывод: налогообложение является важным механизмом государственного регулирования экономики. 

III. Далее познакомимся с разделом Государственный бюджет. И вновь обратимся к словарю за определением «бюджет». Дети записывают в тетрадях определение.

«Государственный бюджет – смета доходов и расходов государства за определенный период с указанием источников поступления доходов и направлений расходования средств».

Ребята, давайте рассмотрим схему и проведем её анализ. 





Вывод: еще один важный механизм государственного регулирования – государственный бюджет.

Подведем итоги.

- Государство выполняет значимые функции по регулированию экономической жизни общества;

- В условиях рыночной экономики государство призвано устранять негативные последствия рыночной стихии;

- Важными механизмами государственного регулирования являются налогообложение и государственный бюджет;

- Налогообложение и государственный бюджет направлены на перераспределение доходов отдельных граждан и групп в интересах всего общества и обеспечение стабильного развития экономики.

Закрепление:


1. Закончите предложение: государство регулирует рыночную экономику

  •  
    Устанавливая цену на товары
  •  
    Изменяя систему налогов
  •  
    Определяя объемы производства
  •  
    Распределяя между предприятиями сырье и материалы


2. Выберете верное суждение:

  •  
    Задачи государственного регулирования рыночной экономики – свести к минимуму отрицательные последствия рыночных форм хозяйствования
  •  
    Функции государства в рыночной экономике – всесторонне регулировать хозяйственную жизнь


3. Выберете верные ответы: производство каких товаров и услуг обязано взять на себя государство в условиях рыночной экономики?

  •  
    Медицинская помощь
  •  
    Доставка почты
  •  
    Освещение улиц
  •  
    Страхование имущества
  •  
    Работа портов
  •  
    Разработка новых технологий.


4. Выберете верный ответ: что финансируется из государственного бюджета?

  •  
    Независимые СМИ
  •  
    Проекты индивидуального строительства
  •  
    Судебная система
  •  
    Маркетинговые исследования.


Домашнее задание:

Читать дома параграф 17 стр. 132-139 вопросы на стр. 139-140.

Учащиеся приветствуют меня стоя.

Открывают тетради и записывают тему урока.

Отвечают желающие на заданный вопрос.

Записывают под диктовку в тетрадь.

Желающие отвечают на вопросы.

Записывают в тетрадь.

Закрепление материала.

Записывают домашнее задание.

Прощаются.

Учитель _____________________________________

Методист ____________________________________


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63070. Создание транспортной накладной 202.6 KB
  Для поведите курсор к листу Лист 1 вызовите контекстное меню выберите команду Переименовать. 6 Выделите ячейки А5 и В5 на вкладке Главная выполните команду Объединить и поместить в центре нажав на кнопу.
63071. Детский массаж 1.1 MB
  При небольших покраснениях на коже ребенка в результате диатеза массаж нужно проводить осторожно, избегая участки с высыпаниями. Если же высыпания стали значительными, массаж в это время производить не следует.
63077. Правильные и неправильные глаголы 40.61 KB
  Соответствия словам русского языка: cловам на -ция (революция, нация, абстракция) соответствуют английские слова на -tion (revolution, nation, abstraction); словам на -сия (профессия, экспрессия) соответствуют английские слова на -sion (profession, expression).