60044

Роль государства в экономике

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: объяснить учащимся какую роль играет государство в рыночной экономике. Зачем экономике государство. Какие функции в обществе выполняет предпринимательство От чего зависит успех предпринимательской деятельности.

Русский

2014-05-13

73 KB

8 чел.

План-конспект зачетного урока по обществознанию

Тема урока: «Роль государства в экономике».

Цель урока: объяснить учащимся, какую роль играет государство в рыночной экономике.

Задачи: 
1) образовательная: показание воздействие государственных механизмов, а именно системы налогообложения и бюджетной политики, на экономику страны;
2) воспитательная: способствование формированию у учащихся понимания необходимости уплаты налогов государству гражданами страны;

Форма урока: традиционный с использованием учебного пособия по курсу «Обществознание». 8 класс. Москва «Просвещение» 2012г. и мультимедийного оборудования.

План урока.

  1.  Фронтальный опрос по теме «предпринимательская деятельность».
  2.  Зачем экономике государство.
  3.  Налоговая система.
  4.  Государственный бюджет.

  

                   

                                     

Ход урока:     

   Время

         Работа учителя

Деятельность учащихся

2 минуты

25 минут

10 минут

3 минуты

В начале урока ученики отвечают на вопросы.

  1.  Какие функции в обществе выполняет предпринимательство?
  2.  От чего зависит успех предпринимательской деятельности?
  3.  Цели фирмы?
  4.  Какова роль малых предприятий в экономике?

На доске записана тема урока, план,  
Вначале урока дети вспоминают, какие сферы жизни общества существуют (политическая, экономическая, социальная, духовная), отмечают взаимосвязь всех сфер и делают вывод, что государство как важнейший институт политической системы тесно взаимосвязано со всеми сферами, в том числе с экономической.

I. Выясним, для чего экономике необходимо государство.

Ученики отвечают на вопросы.


1) Какую роль и функции первоначально выполняло государство?

2) К каким последствиям могут привести экономические кризисы?

3) Каким образом государство борется с экономическими кризисами и безработицей?

4) Какие функции стало выполнять государство в современное время?

Далее дети рассматривают на экране иллюстрации: «Образование», «Энергетика», «Космическая промышленность», «Армия» и отвечают на вопрос: Почему данные институты общества и отрасли промышленности должны принадлежать государству?

Ответ: Эти институты и отрасли нельзя передавать в частные руки, т.к. главная цель предпринимателей – извлечение прибыли. В своих интересах они могут использовать школьное образование, сделать его платным и недоступным для всех учеников. Могут распустить армию, ведь её надо содержать, тем самым некому будет защищать границы государства.

Вывод: государство необходимо экономике, т.к. оно выполняет важные функции: борется с экономическими кризисами, безработицей, поддерживает обороноспособность страны и др.

II. Переходим к следующему пункту плана: Налоговая система.

Необходимо выяснить, что такое налоги. Воспользуемся словарём, находим определение налога.

«Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты». 

Дети записывают его в тетрадь и перечерчивают схему «Система налогов».





Рис.1 Система налогов


Обращаемся к тексту. После его прочтения учащиеся отвечают на вопросы:

1. Какие бывают налоги (объяснить на что налагаются налоги)?

2. Может ли государство снижать налоги?

3. Какие категории населения и предприятия могут быть освобождены от налогов?

Как сказал
Холмз «Налоги – это плата за цивилизованное общество». Ребята, как вы понимаете это высказывание?

Вывод: налогообложение является важным механизмом государственного регулирования экономики. 

III. Далее познакомимся с разделом Государственный бюджет. И вновь обратимся к словарю за определением «бюджет». Дети записывают в тетрадях определение.

«Государственный бюджет – смета доходов и расходов государства за определенный период с указанием источников поступления доходов и направлений расходования средств».

Ребята, давайте рассмотрим схему и проведем её анализ. 





Вывод: еще один важный механизм государственного регулирования – государственный бюджет.

Подведем итоги.

- Государство выполняет значимые функции по регулированию экономической жизни общества;

- В условиях рыночной экономики государство призвано устранять негативные последствия рыночной стихии;

- Важными механизмами государственного регулирования являются налогообложение и государственный бюджет;

- Налогообложение и государственный бюджет направлены на перераспределение доходов отдельных граждан и групп в интересах всего общества и обеспечение стабильного развития экономики.

Закрепление:


1. Закончите предложение: государство регулирует рыночную экономику

  •  
    Устанавливая цену на товары
  •  
    Изменяя систему налогов
  •  
    Определяя объемы производства
  •  
    Распределяя между предприятиями сырье и материалы


2. Выберете верное суждение:

  •  
    Задачи государственного регулирования рыночной экономики – свести к минимуму отрицательные последствия рыночных форм хозяйствования
  •  
    Функции государства в рыночной экономике – всесторонне регулировать хозяйственную жизнь


3. Выберете верные ответы: производство каких товаров и услуг обязано взять на себя государство в условиях рыночной экономики?

  •  
    Медицинская помощь
  •  
    Доставка почты
  •  
    Освещение улиц
  •  
    Страхование имущества
  •  
    Работа портов
  •  
    Разработка новых технологий.


4. Выберете верный ответ: что финансируется из государственного бюджета?

  •  
    Независимые СМИ
  •  
    Проекты индивидуального строительства
  •  
    Судебная система
  •  
    Маркетинговые исследования.


Домашнее задание:

Читать дома параграф 17 стр. 132-139 вопросы на стр. 139-140.

Учащиеся приветствуют меня стоя.

Открывают тетради и записывают тему урока.

Отвечают желающие на заданный вопрос.

Записывают под диктовку в тетрадь.

Желающие отвечают на вопросы.

Записывают в тетрадь.

Закрепление материала.

Записывают домашнее задание.

Прощаются.

Учитель _____________________________________

Методист ____________________________________


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16195. Тактика допроса. Учебное пособие 526.5 KB
  Питерцев Станислав Константинович Степанов Алексей Александрович Тактика допроса Допрос является самым распространенным следственным действием. От него зависит судьба уголовного дела. Главной темой своей книги авторы избрали не традиционный уголовнопроцессуальн...
16196. Вина. Учебное пособие 274.5 KB
  Учебное пособие посвящено сложной в теоретическом и практическом плане теме, актуальность которой значительно возросла в связи с принятием нового Уголовного кодекса РФ. Автор останавливается на характеристике вины - главном, определяющем признаке субъективной стороны преступления, анализирует формы вины и обстоятельства, связанные с невиновным причинением вреда
16197. Господарське право. Підручник 1.78 MB
  Навчальне видання Пилипенко Анатолій Якович Щербина Валентин Степанович Господарське право Курс лекцій Відповідальний редактор І.Д.Борис Технічний редактор Г.В.Башкатов Коректор С.В.Таранов Підписано до друку 18.12.95. Формат ...
16198. Право изобретателя. Учебное пособие 3.59 MB
  А.А. Пиленко ПРАВО ИЗОБРЕТАТЕЛЯ В области промышленной с каждым годом возрастающее значение приобретает так называемое патентное право объем и содержание коего как предмета нового определяется очень различно но которое включает в себя непочатую
16199. Следственные версии. Учебное пособие 936.5 KB
  Научно-педагогическую работу автор сочетает с практической деятельностью в области борьбы с преступностью и укрепления социалистического правопорядка. Ныне генерал-майор Я. Пещак — заместитель министра внутренних дел ЧССР.
16200. Частное и субсидиарное обвинение. Учебное пособие 915.5 KB
  В монографии анализируются актуальные вопросы наделения частных лиц правом уголовного преследования. Основанная на личном опыте адвокатской деятельности автора и масштабном изучении научной литературы, законодательства и судебной практики, предлагаемая работа содержит не только их критический анализ
16201. Документальная информация о хозяйственных обществах в Украине. Учебное пособие 682.5 KB
  В монографии исследованы возникновение и историческое развитие понятий «документ» и «документальная информация», дана классификация информации, а также изучена юридическая природа информационных отношений с участием государственных органов (реестров) на примере Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины
16202. История государства и права. Учебное пособие 526.5 KB
  Цикл лекций охватывает первый раздел курса Истории государства и права зарубежных стран. В нем ставится задача показать два пути наиболее раннего становления политико-правовой формы человеческой жизнедеятельности. Один из этих путей в исторической литературе называется Восточным или азиатским
16203. Уголовно-исполнительное право. Учебное пособие 2.41 MB
  Перминов О. Г. Уголовноисполнительное право учебное пособие для студентов высших учебных заведений обучающихся по специальности юриспруденция Москва 1999 Былина ББК 67.99 П82 Перминов О.Г. Уголовноисполнительное право: учебное по