60044

Роль государства в экономике

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: объяснить учащимся какую роль играет государство в рыночной экономике. Зачем экономике государство. Какие функции в обществе выполняет предпринимательство От чего зависит успех предпринимательской деятельности.

Русский

2014-05-13

73 KB

8 чел.

План-конспект зачетного урока по обществознанию

Тема урока: «Роль государства в экономике».

Цель урока: объяснить учащимся, какую роль играет государство в рыночной экономике.

Задачи: 
1) образовательная: показание воздействие государственных механизмов, а именно системы налогообложения и бюджетной политики, на экономику страны;
2) воспитательная: способствование формированию у учащихся понимания необходимости уплаты налогов государству гражданами страны;

Форма урока: традиционный с использованием учебного пособия по курсу «Обществознание». 8 класс. Москва «Просвещение» 2012г. и мультимедийного оборудования.

План урока.

  1.  Фронтальный опрос по теме «предпринимательская деятельность».
  2.  Зачем экономике государство.
  3.  Налоговая система.
  4.  Государственный бюджет.

  

                   

                                     

Ход урока:     

   Время

         Работа учителя

Деятельность учащихся

2 минуты

25 минут

10 минут

3 минуты

В начале урока ученики отвечают на вопросы.

  1.  Какие функции в обществе выполняет предпринимательство?
  2.  От чего зависит успех предпринимательской деятельности?
  3.  Цели фирмы?
  4.  Какова роль малых предприятий в экономике?

На доске записана тема урока, план,  
Вначале урока дети вспоминают, какие сферы жизни общества существуют (политическая, экономическая, социальная, духовная), отмечают взаимосвязь всех сфер и делают вывод, что государство как важнейший институт политической системы тесно взаимосвязано со всеми сферами, в том числе с экономической.

I. Выясним, для чего экономике необходимо государство.

Ученики отвечают на вопросы.


1) Какую роль и функции первоначально выполняло государство?

2) К каким последствиям могут привести экономические кризисы?

3) Каким образом государство борется с экономическими кризисами и безработицей?

4) Какие функции стало выполнять государство в современное время?

Далее дети рассматривают на экране иллюстрации: «Образование», «Энергетика», «Космическая промышленность», «Армия» и отвечают на вопрос: Почему данные институты общества и отрасли промышленности должны принадлежать государству?

Ответ: Эти институты и отрасли нельзя передавать в частные руки, т.к. главная цель предпринимателей – извлечение прибыли. В своих интересах они могут использовать школьное образование, сделать его платным и недоступным для всех учеников. Могут распустить армию, ведь её надо содержать, тем самым некому будет защищать границы государства.

Вывод: государство необходимо экономике, т.к. оно выполняет важные функции: борется с экономическими кризисами, безработицей, поддерживает обороноспособность страны и др.

II. Переходим к следующему пункту плана: Налоговая система.

Необходимо выяснить, что такое налоги. Воспользуемся словарём, находим определение налога.

«Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты». 

Дети записывают его в тетрадь и перечерчивают схему «Система налогов».





Рис.1 Система налогов


Обращаемся к тексту. После его прочтения учащиеся отвечают на вопросы:

1. Какие бывают налоги (объяснить на что налагаются налоги)?

2. Может ли государство снижать налоги?

3. Какие категории населения и предприятия могут быть освобождены от налогов?

Как сказал
Холмз «Налоги – это плата за цивилизованное общество». Ребята, как вы понимаете это высказывание?

Вывод: налогообложение является важным механизмом государственного регулирования экономики. 

III. Далее познакомимся с разделом Государственный бюджет. И вновь обратимся к словарю за определением «бюджет». Дети записывают в тетрадях определение.

«Государственный бюджет – смета доходов и расходов государства за определенный период с указанием источников поступления доходов и направлений расходования средств».

Ребята, давайте рассмотрим схему и проведем её анализ. 





Вывод: еще один важный механизм государственного регулирования – государственный бюджет.

Подведем итоги.

- Государство выполняет значимые функции по регулированию экономической жизни общества;

- В условиях рыночной экономики государство призвано устранять негативные последствия рыночной стихии;

- Важными механизмами государственного регулирования являются налогообложение и государственный бюджет;

- Налогообложение и государственный бюджет направлены на перераспределение доходов отдельных граждан и групп в интересах всего общества и обеспечение стабильного развития экономики.

Закрепление:


1. Закончите предложение: государство регулирует рыночную экономику

  •  
    Устанавливая цену на товары
  •  
    Изменяя систему налогов
  •  
    Определяя объемы производства
  •  
    Распределяя между предприятиями сырье и материалы


2. Выберете верное суждение:

  •  
    Задачи государственного регулирования рыночной экономики – свести к минимуму отрицательные последствия рыночных форм хозяйствования
  •  
    Функции государства в рыночной экономике – всесторонне регулировать хозяйственную жизнь


3. Выберете верные ответы: производство каких товаров и услуг обязано взять на себя государство в условиях рыночной экономики?

  •  
    Медицинская помощь
  •  
    Доставка почты
  •  
    Освещение улиц
  •  
    Страхование имущества
  •  
    Работа портов
  •  
    Разработка новых технологий.


4. Выберете верный ответ: что финансируется из государственного бюджета?

  •  
    Независимые СМИ
  •  
    Проекты индивидуального строительства
  •  
    Судебная система
  •  
    Маркетинговые исследования.


Домашнее задание:

Читать дома параграф 17 стр. 132-139 вопросы на стр. 139-140.

Учащиеся приветствуют меня стоя.

Открывают тетради и записывают тему урока.

Отвечают желающие на заданный вопрос.

Записывают под диктовку в тетрадь.

Желающие отвечают на вопросы.

Записывают в тетрадь.

Закрепление материала.

Записывают домашнее задание.

Прощаются.

Учитель _____________________________________

Методист ____________________________________


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82617. Школа передвижений (с элементами легкой атлетики). Режим дня 565.5 KB
  Режим дня школьника это чередование труда и отдыха в определенном порядке. От того насколько правильно организован режим дня школьника зависит состояние здоровья физическое и психическое развитие работоспособность и успеваемость в школе.
82618. Возникновение Олимпийских игр 98.5 KB
  Античные Олимпийские игры. Олимпийские игры крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования современности которые проводятся каждые четыре года. Как же оно всё-таки возникло это легендарное это удивительное явление под названием Олимпийские игры...
82619. История развития легкой атлетики 38 KB
  Зарождение легкоатлетического спорта берёт своё начало в глубокой древности. Первобытные люди приобретали навыки быстроты, выносливость и ловкости. Древний человек научился использовать в качестве метательного оружия разнообразные предметы: палку, острогу, копьё.
82620. Организация и судейство соревнований 92.5 KB
  Деятельность судейской коллегии по легкой атлетике Коллегия судей соответствующей федерации для проведения соревнований назначает главную судейскую коллегию ГСК которая состоит из главного судьи главного секретаря их заместителей и помощников в зависимости от ранга соревнований.
82621. Возрождение Олимпийских игр 374 KB
  По-настоящему древними Играми стали интересоваться лишь когда начались раскопки Олимпии спящей под многовековыми наслоениями. Олимпийские игры просто должны были состояться Однако дело ведь это очень сложное: целые горы организационной работы.
82622. Виды легкой атлетики и их характеристика 89 KB
  Легкая атлетика - вид спорта, объединяющий такие дисциплины как: ходьба, бег, прыжки (в длину, высоту, тройной, с шестом), метания (диск, копье, молот, и толкание ядра) и легкоатлетические многоборья. Один из основных и наиболее массовых видов спорта. Лёгкая атлетика относится к весьма консервативным видам спорта.
82623. ОРГАНИЗАЦИЯ, ПРОВОДЯЩАЯ СОРЕВНОВАНИЯ 107 KB
  Вышестоящие спортивные организации могут поручать подготовку и проведение соревнований подчиненным им организациям или советам спортивных обществ и ведомств. Ответственность за подготовку и проведение соревнований несут ОПС дирекция СББ судейская коллегия.
82625. Легкая атлетика. Спринт 86.5 KB
  Спринт — совокупность легкоатлетических дисциплин, где спортсмены соревнуются в беге на короткие дистанции («бег на скорость») по стадиону. Длина дистанции в спринте составляет от 30 до 600 метров. В программу Олимпийских игр включен гладкий бег на 100, 200 и 400 метров у мужчин и женщин...