60090

Сценарий литературного праздника по творчеству С. Я. Маршака

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: в игровой форме вспомнить и повторить произведения С.Я. Маршака; пробудить интерес к его творчеству; учить воспринимать содержание произведений; прививать интерес к чтению книг; развивать воображение...

Русский

2014-05-13

97.5 KB

37 чел.

Сценарий литературного праздника по творчеству С. Я. Маршака

                                                                                

Цель: в игровой форме вспомнить и повторить произведения С.Я. Маршака;

           пробудить интерес к его творчеству; учить воспринимать содержание

           произведений; прививать интерес к чтению книг; развивать воображение,

           мышление, культуру общения, выразительное чтение, актерские

           способности; воспитывать милосердие, трудолюбие.


Оформление:  портрет С. Я. Маршака, презентация  биографии и творчества,

                            элементы декораций к сказкам «Двенадцать месяцев», «Кошкин

                            дом», стихотворениям.

Ход праздника

1 ведущий. Здравствуйте, ребята!

2ведущий.  Мы очень рады, что вы пришли к нам на встречу!

1 ведущий. А поговорить мы хотим о творчестве известного детского писателя С. Я Маршака,

                      со дня рождения которого в этом году  исполняется 125 лет.

Человек Рассеянный. (выбегает) Глубокоуважаемый

                                              Вагоноуважатый!

                                              Вагоноуважаемый

                                              Глубокоуважатый!

                                              Во что бы то ни стало

                                              Мне надо выходить

                                              Нельзя ли у трамвала

                                              Вокзай остановить?

                        (оглядывается) Ой! А что это за станция такая?

                                                      Дибуны или Ямская?

2 ведущий.Ни та и ни другая! Это наша школа!

Рассеянный. Эх! Я опять не туда попал.

2ведущий.  А вот и нет! В этот раз вы попали как раз туда, куда надо! . А что это у вас в руке?

Рассеянный. А-а.. это… видите ли… вместо шляпы на ходу я надел сковороду…

1ведущий.А! Так вы  ---  человек Рассеянный!

Рассеянный. Да!

Девочка. (выбегает с мячом).                           Мой веселый

                                                                                 Звонкий

                                                                                  Мяч.

                                                                                  Ты куда

                                                                                  Помчался

                                                                                  Вскачь?

2 ведущий. Стоп!. Стоп! Здесь играть нельзя!

Падчерица. (идет с корзинкой за колечком) Ты катись, катись, колечко,

                                                                                   На весеннее крылечко
                                                                                   В летние сени
                                                                                   В теремок осенний
                                                                                    Да по зимному ковру

                                                                                   К новогоднему костру!

                                                   Ой! А где же братья-месяцы?
1 ведущий. Милая девушка, проходите, не бойтесь! Только братьев-месяцев здесь нет. В

                      этом зале собрались ребята, которые любят произведения С. Я. Маршака.
2 ведущий. Здесь вас все знают и очень рады видеть ! Правда, ребята? Кто это к нам  

                     пришел?
Зал . Падчерица из пьесы-сказки «Двенадцать месяцев».

        Человек Рассеянный.

Девочка с мячом. А это мяч из стихотворения, которое так и называется --- «Мяч».

Рассеянный.О! Действительно знают! А, может, вы скажете, где я живу? А то я все время

                        куда- то не туда попадаю.

Зал. На улице Бассейной.

Рассеянный. Какие молодцы! Все знают!

1 ведущий. Конечно, знают. Только вы домой не спешите. Оставайтесь с нами и помогите

                     нам рассказать о знаменитом детском  писателе С. Я. Маршаке.
Девочка с мячом. Ура!

Рассеянный. Мы с радостью останемся!

Падчерица. А мое волшебное колечко поможет  появиться здесь героям произведений

                        Самуила Яковлевича.

1 ведущий. Чудесно! Рассаживайтесь,пожалуйста.
2 ведущий. А мы начинаем увлекательное путешествие в сказочную страну, созданную

                   фантазией таланливого писателя. Родился С. Я. Маршак 22 октября 1887 г. в

                      небольшом в то время городе Воронеже, детство свое провел в провинции. Отец

                    Самуила Яковлевича в поисках интересной работы часто менял место службы.

                    Нелегко было  семье, где  росло шестеро ребятишек, переезжать с места на

                    место. Надолго запомнилась мальчику жизнь на колесах, в постоянной суете и

                    тревоге.

1ведущий. О своих детских впечатлениях он написал стихи:

                   В край далекий, незнакомый

   Едет вся моя семья.

            Третьи сутки вместо дома

У нее одна скамья.

             Тесновато нам немножко

Это новое жилье.

    Но открытое окошко

           Перед столиком --- мое.

2ведущий. С. Я. Маршак вспоминал: «Сочинять стихи я начал лет с четырех ».

                    Он пробовал писать рассказы, пьесы, игры, загадки. А вы любите загадки, ребята?

                    Ну-ка, отгадайте.

Девочка с мячом. Я, я загадаю, ни за что не отгадаете!

      Бьют его рукой и палкой.

   Никому его не жалко.

                                                                    И за что беднягу бьют?

   А за то, что он надут.(Мяч)

Рассеянный. Теперь я загадаю.

                                                                     Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

                                                                     И никуда я не иду,

                                                                     Покуда он идет. (Дождь)

1 ведущий.А вот еще одна загадка.

                                                               Мы ходим ночью,

                                                               Ходим днем,

                                                               Но никуда

                                                               Мы не уйдем.

                                                                Мы бьем  исправно

                                                               Каждый час.

                                                               А вы, друзья, не бейте нас! (Часы)

Падчерица. И я знаю загадку, которую сочинил С. Я. Маршак.

Под Новый Год пришел он в дом

                                                         Таким румяным толстяком.

Но с каждым днем терял он вес

И, наконец, совсем исчез. (Календарь)

2 ведущий. И еще одну загадку отгадайте.                                      

                                                        Что такое перед нами?

                                           Две оглобли за ушами,

                                           На глазах по колесу

                                           И сиделко на носу. (Очки)

 

1 ведущий. Молодцы, ребята, умеете отгадывать загадки.

2 ведущий.  Учась в гимназии,  Маршак не оставлял своего любимого творчества. Юному

                     дарованию помогали  преподаватель латинского языка В. И. Теплых, а позже

                  –  известный в то время  критик –искусствовед В.В. Стасов.

1 ведущий.  Обратил внимание на мальчика в гимназической форме и великий русский

                       писатель М. Горький. Но после революции 1905 г. начались гонения на

                       интеллигенцию, многие  передовые ее представители уехали за границу.

                       Маршаку пришлось полагаться на свои силы.

2 ведущий.  Началась трудная жизнь литератора-профессионала. Сочиняя юмористические

                       зарисовки, литературные пародии, сатирические отклики на злобу дня,

                       С. Маршак зарабатывал на жизнь. И не переставал мечтать о далеких странах, о

                       другой, неизведанной жизни.

1 ведущий.  Скопив немного денег и договорившись о корреспондентской работе с

                       различными петербургскими редакциями , Самуил Яковлевич уехал для

                       продолжения образования в Англию. В 1912 г. он уже слушал лекции в

                       Лондонском университете.

2 ведущий.  Во время каникул юноша путешествовал пешком по стране, уходил с рыбаками

                       в море, жил в лесной школе. Его заинтересовал английский фольклор, он  

                       переводил народные баллады,стихи Вордсворта, Блейка . Некоторые из них

                       очень полюбились читателям и даже были положены на музыку.

(Исполняется песня «На далекой Амазонке». Стихи Редьярда Киплинга в переводе

С. Я.Маршака)

1 ведущий. Хороша страна Бразилия, только песня эта, скорее, не об экзотической стране, а

                   о мечте.

2 ведущий. А мечты, если их добиваться, сбываются! Помните об этом, ребята!
1 ведущий.  Перед началом первой мировой войны С. Я. Маршак возвращается в Россию. В

                       годы военного лихолетья возникает особый интерес к детям, к вопросам

                        воспитания подрастающего поколения. В начале 20-х г. Маршак создает

                       «Детский городок» --- целый комплекс для детей, с детским садиком,

                        библиотекой, различными кружками и театром. Вот для этого театра он и

                       написал свои  первые пьесы-сказки: «Кошкин дом», «Сказка про козла» и др..

2 ведущий. Вклад С.Я. Маршака в развитие детской драматургии значителен . Его пьесы

                      интересны и поучительны. Например, во всем известной  пьесе  «Кошкин дом»

                      высмеивается эгоизм,  чванство, мещанская любовь к вещам.

1 ведущий.(К падчерице) Милая девушка, а не поможет ли ваше волшебное колечко

                      посмотреть, как поживают герои Маршака?

Падчерица. Конечно, поможет. Давайте посмотрим, что происходит в доме у кошки.

               Ты катись, катись, колечко,

               По тропинке, не по речке.

               Бугорок за бугорком.

               Загляни-ка в Кошкин дом

Кошка. А дом-то сгорел! Нет больше у меня дома!

Кот. И жить нам негде.

Кошка. Что же делать нам, Василий?

               На порог нас не пустили

               Наши прежние друзья…

               Обошли мы целый свет ---

              Нам нигде приюта нет.

…                  

(Инсценизация отрывка из пьесы «Кошкин дом»)

Девочка с мячом. Я очень люблю эту сказку. Она учит не проходить мимо чужой беды. Учит

                                быть добрым, внимательным к  окружающим.

1 ведущий. Прекрасная сказка!.....

2 ведущий. Не менее известна и пьеса «Двенадцать месяцев». Интересна история ее

                      создания. Сначала чешскую народную сказку с таким же названим  писатель

                      пересказал в прозе, а в пьесу ввел комедийно-сатирический элемент – линию

                     маленькой Королевы.В произведении  прославляет автор не терпение  и

                     смирение сироты, а ее трудолюбие. смелость и стойкость. Пьеса была отмечена в

                      1946 году Государственной премией СССР.

Падчерица. Дорогие ребята! Хотите увидеть, как началась моя история?

Девочка с мячом.Конечно.

Падчерица. Ты катись, катись, колечко,

                       На весеннее крылечко
                       В летние сени
                       В теремок осенний
                        Приведи нас наконец

                        К королеве во дворец.

Королева. Терпеть не могу писать. Все пальцы в чернилах!

Профессор. Вы совершенно правы, ваше величество….

   

(Инсценизация отрывка из пьесы «Двенадцать месяцев»)

Девочка с мячом. Да, своенравная королева была вначале.

Падчерица. Но жизнь ее многому научила. И в конце сказки она совершенно изменилась.

 1 ведущий. В 30-х г. С.Я. Маршака по праву называют основоположником детской советской

                      литературы. Он стремится воспитывать у своих читателей любовь и уважение к  

                      силе разума, к полезной деятельности. А главное—воспитывает поэтическое

                      восприятие мира.

 2 ведущий. Стихотворения Маршака написаны просто, понятно и увлекательно.

1 ведущий. Нельзя не заметить . что многие из них  схожи с детским дразнилками,

                     считалками, прибаутками, в них чувствуется озорство и причудливость лучших

                     образцов детского фольклора.

2 ведущий. Давайте просто послушаем прекрасные стихотворения.

Падчерица. А мое колечко может пригласить сюда героев из призведений С.Я. Маршака.

1 ведущий. Вот здорово!

Падчерица. Ты катись,  катись, колечко,

                       Позови гостей сердечно,

                       Позови их поскорей,

                       Чтобы стало веселей!

2 ведущий.Что там за шум?

Дама. Где тут багажное отделение?

(Инсценизация стихотворения «Багаж»).

Девочка с мячом . Посмотрите! Вот к нам идут  Братья-близнецы из стихотворения «Где тут

                     Петя, где Сережа?»

1ведущий. Друг на друга так похожи

                     Комаровы-братья.

                     Где тут Петя, где Сережа ---

                     Не могу сказать я.

Братья. Только бабушка и мать

               Нас умеют раз личать. 

1ведущий. Не могу я вам сказать,

                        Кто из них моложе,

                        Пете скоро будет пять

                        И Сереже тоже.

( Инсценизация эпизодов стихотворения « Где тут Петя, где Сережа?»).

2 ведущий. Ой! А это кто такой прилетел?

Девочка с мячом.  Это же Угомон. Мне бабушка часто говорит, когда я шалю: «Угомонись, а

                     то Угомона  позову».

(Инсценизация стихотворения «Угомон»).

2 ведущий. Да! Иногда и нам в классы надо звать Угомона.

( Выходят Знаки препинания).

1 ведущий. А сейчас мы, кажется, попали в страну Знаков препинания.

(Инсценизация стихотворения «Знаки препинания»).

2 ведущий. Вот такие проблемы решают Знаки препинания. Ребята, а вы как думаете, кто из

                     них важнее?

Зал. Все важны!

1 ведущий. У С.Я. Маршака многие произведения заставляют задуматься.

2 ведущий, Послушайте внимательно сказку «Старуха, дверь закрой!».

1 ведущий. Философское стихотворение. Тут есть над чем подумать.

2 ведущий. Кто там едет?

1 ведущий. Это герои еще одной восточной сказки «Мельник, мальчик и осел»,  

                     пересказанной С.Я. Маршаком.

2 ведущий. (1 ведущему) Чему научила тебя эта сказка?

1 ведущий. Я думаю, прислушиваться к советам других  надо, но главное все-таки – иметь

                      собственное мнение.

2 ведущий.  Согласен.

1ведущий. Особую роль у С.Я. Маршака играют легкозапоминющиеся  повторы, которыми

                    так  широко пользуется народная сказка,  и с  их помощью  поэт  часто   

                     превращает свои произведения в шутливую игру.

Девочка с мячом. А давайте порчитаем такое стихотворение вместе.

2 ведущий. Давайте попробуем.

(Чтение стихотворения «Дом, который построил Джек»).

1ведущий. Но у С.Я. есть и серьезные стихотворения. Мне очень нравится «Рассказ о

                     неизвестном  герое»

2ведущий..Это стихотворение было написано перед самой войной.Автор воспользовался

                      приемом таинственности, он специально не дает своему персонажу ,

                      совершившему настоящий подвиг, не только имени, но даже и не рисует ег

                    лица. И в этом заключен смысл баллады --- к смелым поступкам, к отваге, к

                        героическому подвигу готова вся молодежь. А как это было важно подчеркнуть

                        в грозное предвоенное время!  

1ведущий. Через день после вероломного нападения гитлеровской Германии на Советский

                     Союз газета «Правда» опубликовала стихотворение С.Я. Маршака «В поход!», в

                      котором обращают на себя внимание строки:

                             Разом, в одно мгновенье,

                    Все изменилось кругом.

                    Юноша в майке весенней

                    Смотрит суровым бойцом.

                              

                              Девушка стала сестрою

                              Крест – на ее рукаве.

                              Сколько безвестных героев

                              Ходит сейчас по Москве…

2 ведущий. Как этот юноша «в майке весенней» похож на парня «лет двадцати» из «Рассказа

                      о неизвестном герое». На службу этой молодежи, всему советскому народу

                      поставил свое слово С. Я. Маршак

1 ведущий. Во время Великой Отечественной войны поэт  работает в боевом сатирическом

                     жанре, создавая острые политические памфлеты, эпиграммы, тексты плакатов,

                     родившихся в тесном сотрудничестве с художниками Кукрыниксами. В 1942 г. за

                      стихотворные тексты к плакатам и карикатурам С. Маршак был удостоен

                      Государственной премии СССР.  

2 ведущий.  Послевоенное творчество С. Маршака и по темам , и по жанрам многообразно

                      Здесь встречаются произведения о Родине, о людях труда, о дружбе и

                      товариществе, о школе и учебе, об окружающем мире. Они великолепны! Какой

                      радугой красок сверкает мир в «Разноцветной книге»! Каким тонким

                      лирическим чувством проникнуты «Лесная книга» и календарь природы

                      «Круглый год!».

                              Сколько поэзии, ярких художесвенных деталей в таких познавательных

                       поэмах, как «Откуда стол пришел?» и «Как печатали вашу книгу?»!

1ведущий. Лучшие поэтические произведения С. Маршака, изданные в одной книжке

                     «Стихи для детей», были отмечены  в 1951 году Государственной премией СССР.

2 ведущий. Рассказ о творчестве С. Маршака будет неполным, если не сказать о переводах

                      на русский язык поэтического творчества  народов мира.  За переводы

                      произведений  В. Шекспира поэту была присуждена в 1949 году Государственная

                      премия СССР. А ведь под. пером С.Я. Маршака родились еще переводы  и

                      Байрона, и Гейне, и Киплинга, и Родари, и Леси Украинки , и многих других

                      писателей. Воистину огромен вклад Маршака-переводчика в благордное дело

                      ознакомления  читателя с поэтическим наследием мировой классической и

                     современной литературы.

(Чтение сонета В. Шекспира №5).

1 ведущий. С. Я. Маршак всегда был в работе. До последних дней он думал о детях, писал о

                     них и для них..Умер он 4 июня 1964г.

2 ведущий. Огромный труд, светлый и мудрый талант , добрая слава С.Я.Маршака признаны

                      народом и отмечены високими наградами.

1 ведущий. Вот уже много лет живут на свете веселе и задорные строчки Маршака! Но

                     каждая встреча с его стихотворениями – это поять радость и удовольствие!

2 ведущий. Закончим мы нашу встречу словами поэта.

                                                              Пожелания друзям

Желаю вам цвести, расти.

Копить, крепить здоровье.

                                                               Оно для дальнего пути

                                                               Главнейшее условье.

                                                               Пусть каждый день и каждый час

                                                               Вам новое добудет.

                                                               Пусть добрым будет ум у вас,

                                                               А сердце умным будет.

                                                                Вам от души желаю я,

                                                               Друзья, всего хорошого.

                                                               А все хорошее, друзья,

                                                                Дается нам недешево.

1

                                 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83039. Двойная запись на счетах 21.78 KB
  Для отражения хозяйственных операций на счетах используется особый элемент метода бухгалтерского учета – двойная запись. Так как хозяйственные средства, находящиеся в собственности предприятия, имеют двойственный характер (по размещению и источникам формирования), то и бухгалтерские счета...
83040. Системы информационного обеспечения транспортного обслуживания производства, ее сущность и задачи 55.88 KB
  Система информационного обеспечения транспортного обслуживания производства, имеет ключевую роль, связанную не только с большим удельным весом транспортных расходов в общем составе издержек, но и в связи с тем, что без транспортировки невозможно продвижение материального потока.
83041. Визначення стану здоров’я для можливості заняття фізичними вправами різної інтенсивності 99.57 KB
  У поєднанні з визначенням функціонального стану визначається і оптимальне навантаження для даної конкретної особи що є основною умовою для досягнення оздоровчого ефекту а звідси і зростання спортивних результатів.
83042. Сущность налогов и налоговой системы в современных условиях 44.96 KB
  На данный момент существует масса всевозможной литературы по налогообложению в западных странах, накоплен огромный многолетний опыт по налогообложению. Но в связи с тем, что налоговая система России создается практически заново, сегодня очень мало монографий отечественных авторов...
83043. Зовнішня морфологія пагона 308.54 KB
  У пазухах розміщені пазушні бруньки. Первинний пагін бере початок із зародкової брунькию. Головний пагін є першим за походженням; його розвиток починається від початку формування зародку до відмирання його конусу наростання; бічний пагін пагін що утворився з бічної бруньки...
83044. Методы экспертных оценок в прогнозировании 72 KB
  Их использование позволяет получить продуктивные результаты за короткий период времени и вовлечь всех экспертов в активный творческий процесс. Дельфийский метод В последние два десятилетия созданы отдельные методики позволяющие в определенной мере организовать статистическую обработку мнений...
83045. РАЗРАБОТКА ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОЕКТА АВТОМАТИЧЕСКОГО СБОРОЧНОГО ОБОРУДОВАНИЯ 144 KB
  Разработчики изделий и создатели оборудования не имеют единой методологии, не достаточно освещены методы анализа степени подготовленности изделий к автоматизированному производству, методы анализа линий, их оснащенности средствами контроля и автоматического управления.
83046. Кредитні операції комерційних банків 61.95 KB
  Безготівкові розрахунки - це перерахування банками певної суми коштів із рахунків платників на рахунки одержувачів коштів а також перерахування банками за дорученням підприємств і фізичних осіб коштів унесених ними готівкою в касу банку на рахунки одержувачів коштів.
83047. Золото и его сплавы 42.72 KB
  Примерно два с половиной тысячелетия назад появились первые золотые монеты. Родиной их стала Лидия – могущественное рабовладельческое государство, располагавшееся в западной части Малой Азии. Лидия вела обширную торговлю с Грецией и своими восточными соседями.