60090

Сценарий литературного праздника по творчеству С. Я. Маршака

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: в игровой форме вспомнить и повторить произведения С.Я. Маршака; пробудить интерес к его творчеству; учить воспринимать содержание произведений; прививать интерес к чтению книг; развивать воображение...

Русский

2014-05-13

97.5 KB

80 чел.

Сценарий литературного праздника по творчеству С. Я. Маршака

                                                                                

Цель: в игровой форме вспомнить и повторить произведения С.Я. Маршака;

           пробудить интерес к его творчеству; учить воспринимать содержание

           произведений; прививать интерес к чтению книг; развивать воображение,

           мышление, культуру общения, выразительное чтение, актерские

           способности; воспитывать милосердие, трудолюбие.


Оформление:  портрет С. Я. Маршака, презентация  биографии и творчества,

                            элементы декораций к сказкам «Двенадцать месяцев», «Кошкин

                            дом», стихотворениям.

Ход праздника

1 ведущий. Здравствуйте, ребята!

2ведущий.  Мы очень рады, что вы пришли к нам на встречу!

1 ведущий. А поговорить мы хотим о творчестве известного детского писателя С. Я Маршака,

                      со дня рождения которого в этом году  исполняется 125 лет.

Человек Рассеянный. (выбегает) Глубокоуважаемый

                                              Вагоноуважатый!

                                              Вагоноуважаемый

                                              Глубокоуважатый!

                                              Во что бы то ни стало

                                              Мне надо выходить

                                              Нельзя ли у трамвала

                                              Вокзай остановить?

                        (оглядывается) Ой! А что это за станция такая?

                                                      Дибуны или Ямская?

2 ведущий.Ни та и ни другая! Это наша школа!

Рассеянный. Эх! Я опять не туда попал.

2ведущий.  А вот и нет! В этот раз вы попали как раз туда, куда надо! . А что это у вас в руке?

Рассеянный. А-а.. это… видите ли… вместо шляпы на ходу я надел сковороду…

1ведущий.А! Так вы  ---  человек Рассеянный!

Рассеянный. Да!

Девочка. (выбегает с мячом).                           Мой веселый

                                                                                 Звонкий

                                                                                  Мяч.

                                                                                  Ты куда

                                                                                  Помчался

                                                                                  Вскачь?

2 ведущий. Стоп!. Стоп! Здесь играть нельзя!

Падчерица. (идет с корзинкой за колечком) Ты катись, катись, колечко,

                                                                                   На весеннее крылечко
                                                                                   В летние сени
                                                                                   В теремок осенний
                                                                                    Да по зимному ковру

                                                                                   К новогоднему костру!

                                                   Ой! А где же братья-месяцы?
1 ведущий. Милая девушка, проходите, не бойтесь! Только братьев-месяцев здесь нет. В

                      этом зале собрались ребята, которые любят произведения С. Я. Маршака.
2 ведущий. Здесь вас все знают и очень рады видеть ! Правда, ребята? Кто это к нам  

                     пришел?
Зал . Падчерица из пьесы-сказки «Двенадцать месяцев».

        Человек Рассеянный.

Девочка с мячом. А это мяч из стихотворения, которое так и называется --- «Мяч».

Рассеянный.О! Действительно знают! А, может, вы скажете, где я живу? А то я все время

                        куда- то не туда попадаю.

Зал. На улице Бассейной.

Рассеянный. Какие молодцы! Все знают!

1 ведущий. Конечно, знают. Только вы домой не спешите. Оставайтесь с нами и помогите

                     нам рассказать о знаменитом детском  писателе С. Я. Маршаке.
Девочка с мячом. Ура!

Рассеянный. Мы с радостью останемся!

Падчерица. А мое волшебное колечко поможет  появиться здесь героям произведений

                        Самуила Яковлевича.

1 ведущий. Чудесно! Рассаживайтесь,пожалуйста.
2 ведущий. А мы начинаем увлекательное путешествие в сказочную страну, созданную

                   фантазией таланливого писателя. Родился С. Я. Маршак 22 октября 1887 г. в

                      небольшом в то время городе Воронеже, детство свое провел в провинции. Отец

                    Самуила Яковлевича в поисках интересной работы часто менял место службы.

                    Нелегко было  семье, где  росло шестеро ребятишек, переезжать с места на

                    место. Надолго запомнилась мальчику жизнь на колесах, в постоянной суете и

                    тревоге.

1ведущий. О своих детских впечатлениях он написал стихи:

                   В край далекий, незнакомый

   Едет вся моя семья.

            Третьи сутки вместо дома

У нее одна скамья.

             Тесновато нам немножко

Это новое жилье.

    Но открытое окошко

           Перед столиком --- мое.

2ведущий. С. Я. Маршак вспоминал: «Сочинять стихи я начал лет с четырех ».

                    Он пробовал писать рассказы, пьесы, игры, загадки. А вы любите загадки, ребята?

                    Ну-ка, отгадайте.

Девочка с мячом. Я, я загадаю, ни за что не отгадаете!

      Бьют его рукой и палкой.

   Никому его не жалко.

                                                                    И за что беднягу бьют?

   А за то, что он надут.(Мяч)

Рассеянный. Теперь я загадаю.

                                                                     Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

                                                                     И никуда я не иду,

                                                                     Покуда он идет. (Дождь)

1 ведущий.А вот еще одна загадка.

                                                               Мы ходим ночью,

                                                               Ходим днем,

                                                               Но никуда

                                                               Мы не уйдем.

                                                                Мы бьем  исправно

                                                               Каждый час.

                                                               А вы, друзья, не бейте нас! (Часы)

Падчерица. И я знаю загадку, которую сочинил С. Я. Маршак.

Под Новый Год пришел он в дом

                                                         Таким румяным толстяком.

Но с каждым днем терял он вес

И, наконец, совсем исчез. (Календарь)

2 ведущий. И еще одну загадку отгадайте.                                      

                                                        Что такое перед нами?

                                           Две оглобли за ушами,

                                           На глазах по колесу

                                           И сиделко на носу. (Очки)

 

1 ведущий. Молодцы, ребята, умеете отгадывать загадки.

2 ведущий.  Учась в гимназии,  Маршак не оставлял своего любимого творчества. Юному

                     дарованию помогали  преподаватель латинского языка В. И. Теплых, а позже

                  –  известный в то время  критик –искусствовед В.В. Стасов.

1 ведущий.  Обратил внимание на мальчика в гимназической форме и великий русский

                       писатель М. Горький. Но после революции 1905 г. начались гонения на

                       интеллигенцию, многие  передовые ее представители уехали за границу.

                       Маршаку пришлось полагаться на свои силы.

2 ведущий.  Началась трудная жизнь литератора-профессионала. Сочиняя юмористические

                       зарисовки, литературные пародии, сатирические отклики на злобу дня,

                       С. Маршак зарабатывал на жизнь. И не переставал мечтать о далеких странах, о

                       другой, неизведанной жизни.

1 ведущий.  Скопив немного денег и договорившись о корреспондентской работе с

                       различными петербургскими редакциями , Самуил Яковлевич уехал для

                       продолжения образования в Англию. В 1912 г. он уже слушал лекции в

                       Лондонском университете.

2 ведущий.  Во время каникул юноша путешествовал пешком по стране, уходил с рыбаками

                       в море, жил в лесной школе. Его заинтересовал английский фольклор, он  

                       переводил народные баллады,стихи Вордсворта, Блейка . Некоторые из них

                       очень полюбились читателям и даже были положены на музыку.

(Исполняется песня «На далекой Амазонке». Стихи Редьярда Киплинга в переводе

С. Я.Маршака)

1 ведущий. Хороша страна Бразилия, только песня эта, скорее, не об экзотической стране, а

                   о мечте.

2 ведущий. А мечты, если их добиваться, сбываются! Помните об этом, ребята!
1 ведущий.  Перед началом первой мировой войны С. Я. Маршак возвращается в Россию. В

                       годы военного лихолетья возникает особый интерес к детям, к вопросам

                        воспитания подрастающего поколения. В начале 20-х г. Маршак создает

                       «Детский городок» --- целый комплекс для детей, с детским садиком,

                        библиотекой, различными кружками и театром. Вот для этого театра он и

                       написал свои  первые пьесы-сказки: «Кошкин дом», «Сказка про козла» и др..

2 ведущий. Вклад С.Я. Маршака в развитие детской драматургии значителен . Его пьесы

                      интересны и поучительны. Например, во всем известной  пьесе  «Кошкин дом»

                      высмеивается эгоизм,  чванство, мещанская любовь к вещам.

1 ведущий.(К падчерице) Милая девушка, а не поможет ли ваше волшебное колечко

                      посмотреть, как поживают герои Маршака?

Падчерица. Конечно, поможет. Давайте посмотрим, что происходит в доме у кошки.

               Ты катись, катись, колечко,

               По тропинке, не по речке.

               Бугорок за бугорком.

               Загляни-ка в Кошкин дом

Кошка. А дом-то сгорел! Нет больше у меня дома!

Кот. И жить нам негде.

Кошка. Что же делать нам, Василий?

               На порог нас не пустили

               Наши прежние друзья…

               Обошли мы целый свет ---

              Нам нигде приюта нет.

…                  

(Инсценизация отрывка из пьесы «Кошкин дом»)

Девочка с мячом. Я очень люблю эту сказку. Она учит не проходить мимо чужой беды. Учит

                                быть добрым, внимательным к  окружающим.

1 ведущий. Прекрасная сказка!.....

2 ведущий. Не менее известна и пьеса «Двенадцать месяцев». Интересна история ее

                      создания. Сначала чешскую народную сказку с таким же названим  писатель

                      пересказал в прозе, а в пьесу ввел комедийно-сатирический элемент – линию

                     маленькой Королевы.В произведении  прославляет автор не терпение  и

                     смирение сироты, а ее трудолюбие. смелость и стойкость. Пьеса была отмечена в

                      1946 году Государственной премией СССР.

Падчерица. Дорогие ребята! Хотите увидеть, как началась моя история?

Девочка с мячом.Конечно.

Падчерица. Ты катись, катись, колечко,

                       На весеннее крылечко
                       В летние сени
                       В теремок осенний
                        Приведи нас наконец

                        К королеве во дворец.

Королева. Терпеть не могу писать. Все пальцы в чернилах!

Профессор. Вы совершенно правы, ваше величество….

   

(Инсценизация отрывка из пьесы «Двенадцать месяцев»)

Девочка с мячом. Да, своенравная королева была вначале.

Падчерица. Но жизнь ее многому научила. И в конце сказки она совершенно изменилась.

 1 ведущий. В 30-х г. С.Я. Маршака по праву называют основоположником детской советской

                      литературы. Он стремится воспитывать у своих читателей любовь и уважение к  

                      силе разума, к полезной деятельности. А главное—воспитывает поэтическое

                      восприятие мира.

 2 ведущий. Стихотворения Маршака написаны просто, понятно и увлекательно.

1 ведущий. Нельзя не заметить . что многие из них  схожи с детским дразнилками,

                     считалками, прибаутками, в них чувствуется озорство и причудливость лучших

                     образцов детского фольклора.

2 ведущий. Давайте просто послушаем прекрасные стихотворения.

Падчерица. А мое колечко может пригласить сюда героев из призведений С.Я. Маршака.

1 ведущий. Вот здорово!

Падчерица. Ты катись,  катись, колечко,

                       Позови гостей сердечно,

                       Позови их поскорей,

                       Чтобы стало веселей!

2 ведущий.Что там за шум?

Дама. Где тут багажное отделение?

(Инсценизация стихотворения «Багаж»).

Девочка с мячом . Посмотрите! Вот к нам идут  Братья-близнецы из стихотворения «Где тут

                     Петя, где Сережа?»

1ведущий. Друг на друга так похожи

                     Комаровы-братья.

                     Где тут Петя, где Сережа ---

                     Не могу сказать я.

Братья. Только бабушка и мать

               Нас умеют раз личать. 

1ведущий. Не могу я вам сказать,

                        Кто из них моложе,

                        Пете скоро будет пять

                        И Сереже тоже.

( Инсценизация эпизодов стихотворения « Где тут Петя, где Сережа?»).

2 ведущий. Ой! А это кто такой прилетел?

Девочка с мячом.  Это же Угомон. Мне бабушка часто говорит, когда я шалю: «Угомонись, а

                     то Угомона  позову».

(Инсценизация стихотворения «Угомон»).

2 ведущий. Да! Иногда и нам в классы надо звать Угомона.

( Выходят Знаки препинания).

1 ведущий. А сейчас мы, кажется, попали в страну Знаков препинания.

(Инсценизация стихотворения «Знаки препинания»).

2 ведущий. Вот такие проблемы решают Знаки препинания. Ребята, а вы как думаете, кто из

                     них важнее?

Зал. Все важны!

1 ведущий. У С.Я. Маршака многие произведения заставляют задуматься.

2 ведущий, Послушайте внимательно сказку «Старуха, дверь закрой!».

1 ведущий. Философское стихотворение. Тут есть над чем подумать.

2 ведущий. Кто там едет?

1 ведущий. Это герои еще одной восточной сказки «Мельник, мальчик и осел»,  

                     пересказанной С.Я. Маршаком.

2 ведущий. (1 ведущему) Чему научила тебя эта сказка?

1 ведущий. Я думаю, прислушиваться к советам других  надо, но главное все-таки – иметь

                      собственное мнение.

2 ведущий.  Согласен.

1ведущий. Особую роль у С.Я. Маршака играют легкозапоминющиеся  повторы, которыми

                    так  широко пользуется народная сказка,  и с  их помощью  поэт  часто   

                     превращает свои произведения в шутливую игру.

Девочка с мячом. А давайте порчитаем такое стихотворение вместе.

2 ведущий. Давайте попробуем.

(Чтение стихотворения «Дом, который построил Джек»).

1ведущий. Но у С.Я. есть и серьезные стихотворения. Мне очень нравится «Рассказ о

                     неизвестном  герое»

2ведущий..Это стихотворение было написано перед самой войной.Автор воспользовался

                      приемом таинственности, он специально не дает своему персонажу ,

                      совершившему настоящий подвиг, не только имени, но даже и не рисует ег

                    лица. И в этом заключен смысл баллады --- к смелым поступкам, к отваге, к

                        героическому подвигу готова вся молодежь. А как это было важно подчеркнуть

                        в грозное предвоенное время!  

1ведущий. Через день после вероломного нападения гитлеровской Германии на Советский

                     Союз газета «Правда» опубликовала стихотворение С.Я. Маршака «В поход!», в

                      котором обращают на себя внимание строки:

                             Разом, в одно мгновенье,

                    Все изменилось кругом.

                    Юноша в майке весенней

                    Смотрит суровым бойцом.

                              

                              Девушка стала сестрою

                              Крест – на ее рукаве.

                              Сколько безвестных героев

                              Ходит сейчас по Москве…

2 ведущий. Как этот юноша «в майке весенней» похож на парня «лет двадцати» из «Рассказа

                      о неизвестном герое». На службу этой молодежи, всему советскому народу

                      поставил свое слово С. Я. Маршак

1 ведущий. Во время Великой Отечественной войны поэт  работает в боевом сатирическом

                     жанре, создавая острые политические памфлеты, эпиграммы, тексты плакатов,

                     родившихся в тесном сотрудничестве с художниками Кукрыниксами. В 1942 г. за

                      стихотворные тексты к плакатам и карикатурам С. Маршак был удостоен

                      Государственной премии СССР.  

2 ведущий.  Послевоенное творчество С. Маршака и по темам , и по жанрам многообразно

                      Здесь встречаются произведения о Родине, о людях труда, о дружбе и

                      товариществе, о школе и учебе, об окружающем мире. Они великолепны! Какой

                      радугой красок сверкает мир в «Разноцветной книге»! Каким тонким

                      лирическим чувством проникнуты «Лесная книга» и календарь природы

                      «Круглый год!».

                              Сколько поэзии, ярких художесвенных деталей в таких познавательных

                       поэмах, как «Откуда стол пришел?» и «Как печатали вашу книгу?»!

1ведущий. Лучшие поэтические произведения С. Маршака, изданные в одной книжке

                     «Стихи для детей», были отмечены  в 1951 году Государственной премией СССР.

2 ведущий. Рассказ о творчестве С. Маршака будет неполным, если не сказать о переводах

                      на русский язык поэтического творчества  народов мира.  За переводы

                      произведений  В. Шекспира поэту была присуждена в 1949 году Государственная

                      премия СССР. А ведь под. пером С.Я. Маршака родились еще переводы  и

                      Байрона, и Гейне, и Киплинга, и Родари, и Леси Украинки , и многих других

                      писателей. Воистину огромен вклад Маршака-переводчика в благордное дело

                      ознакомления  читателя с поэтическим наследием мировой классической и

                     современной литературы.

(Чтение сонета В. Шекспира №5).

1 ведущий. С. Я. Маршак всегда был в работе. До последних дней он думал о детях, писал о

                     них и для них..Умер он 4 июня 1964г.

2 ведущий. Огромный труд, светлый и мудрый талант , добрая слава С.Я.Маршака признаны

                      народом и отмечены високими наградами.

1 ведущий. Вот уже много лет живут на свете веселе и задорные строчки Маршака! Но

                     каждая встреча с его стихотворениями – это поять радость и удовольствие!

2 ведущий. Закончим мы нашу встречу словами поэта.

                                                              Пожелания друзям

Желаю вам цвести, расти.

Копить, крепить здоровье.

                                                               Оно для дальнего пути

                                                               Главнейшее условье.

                                                               Пусть каждый день и каждый час

                                                               Вам новое добудет.

                                                               Пусть добрым будет ум у вас,

                                                               А сердце умным будет.

                                                                Вам от души желаю я,

                                                               Друзья, всего хорошого.

                                                               А все хорошее, друзья,

                                                                Дается нам недешево.

1

                                 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39747. Особенности психологии как науки 93 KB
  Психология наука в которой сливаются объект и предмет познания слияние предмета и объекта психологии объясняется тем что человек с помощью психики познает окружающий мир а потом на основе этого и свою собственную психику влияние мира на нее 3. Особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях уникальные практические следствия психологии состоят в том что результаты исследования этой науки достаточно значимы для людей и объективно и субъективно поскольку объясняют причины всех действий поступков и поведения...
39748. Развитие мышления в онтогенезе 64.5 KB
  Пиаже отмечал что: 1 изменения внутри каждой стадии обычно количественны и линейны изменения между стадиями носят качественный характер; 2 последовательность прохождения этих четырех стадий обязательно и чтобы достичь очередной стадии ребенок должен пройти через все предыдущие. В последующем ребенок может осуществлять поведение с иной целью чем собственно поведение. Координирование таких средств и целей происходит на следующем этапе третичные схемы когда ребенок может проделывать с объектом несколько различных вещей взять его...
39749. Речь и мышление 338.98 KB
  Общая характеристика речи. Значение речи в жизни человека Определение речи Речь и язык. Понятие языка Понятие речи Отличие языка от речи Теории речи. Рефлекторный характер речевой деятельности Динамическая локализация речи Соотношение центра с периферией Восприятие и понимание речи Функции речи.
39750. Самооценка и уровень притязаний в современной психологии 88 KB
  Она тесно связана с уровнем притязаний человека степенью трудности целей которые он ставит перед собой. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности т. Люди с реалистичным уровнем притязаний отличаются уверенностью в своих силах настойчивостью в достижении цели большей продуктивностью критичностью в оценке достигнутого.
39751. Способности 109.5 KB
  Классификация способностей Специфически человеческие способности принято разделять на общие и специальные высшие интеллектуальные способности. Следует отметить что наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных способностей и наоборот. Большинство исследователей проблемы способностей сходятся на том что общие и специальные способности не конфликтуют а сосуществуют взаимно дополняя и обогащая друг друга. Более того в отдельных случаях высокий уровень развития общих способностей может выступать в качестве...
39752. Темперамент 131 KB
  Общая характеристика темперамента Каждый человек уникален и неповторим. Свойства темперамента это и есть такие индивидуальные свойства которые определяют течение т. Однако динамика психической деятельности зависит не только от темперамента. Например любой человек не зависимо от его темперамента при наличии интереса работает энергичнее быстрее а при отсутствии медленнее и вяло.
39753. Теории мышления в психологии 67 KB
  Активные психологические исследования мышления ведутся начиная с 17го века однако психология мышления специально стала разрабатываться лишь в 20ом веке. не видели необходимости в социальном исследовании мышления. Считалось что мышление образно процесс мышления непроизвольная смена образов развитие мышления процесс накопления ассоциаций.
39755. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЫШЛЕНИЯ 34 KB
  Итак мы переходим к следующему вопросу Физиологические основы мышления. Центральным в человеческой теории мышления является взгляд на роль слова в рефлекторном процессе. Слово является средством умственного общения и условием развития мышления.