60095

Внеклассное мероприятие по химии Что? Где? Когда?

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Команды придумывают себе название делают эмблему выбирают капитана капитан координирует и направляет игру команды. Ход проведения мероприятия: Ведущий Приветствует команды зрителей представляет жюри. Приветствие команд представляют эмблему комментируют название команды приветствуют команду соперника Разминка Вопросы к...

Русский

2014-06-05

53 KB

3 чел.

                      Внеклассное мероприятие по химии "Что? Где? Когда?"

Цель:            повысить интерес учащихся к химии, мотивацию к изучению предмета,

                      развивать химическую интуицию, внимание и логическое мышление;

                      обогатить интеллект и кругозор новыми знаниями;

                      развивать познавательный интерес, коммуникативные навыки, умение

                      работать в группе;

                      вызвать положительные эмоции.

Правила игры.             (для учащихся 8-10 классов)

В игре участвуют 2 команды по 7-8 человек ( количество команд может быть и больше). Команды придумывают себе название, делают эмблему, выбирают капитана (капитан координирует и направляет игру команды).

Организация игры.

Для игры необходимо расставить столы и стулья для команд и жюри, украсить помещение, подготовить музыкальные паузы.

Оборудование:         карточки с заданиями, табл. Д.И. Менделеева, лист бумаги,

и материалы            дипломы, ручки, призы.

                                       Ход проведения мероприятия:

Ведущий

Приветствует команды, зрителей, представляет жюри.

Приветствие команд (представляют эмблему, комментируют название команды, приветствуют команду соперника)

Разминка

Вопросы к команде №1.

1. Самый распространенный элемент на земле?        (Оксиген)

2.  Химически неделимая частица?       (Атом)

3.  Насекомое, съедающее одежду и количество вещества?       (Моль)

4.  Сколько агрегатных состояний у воды?       (Три)

5.  Простые вещества, которые в химических реакциях являются восстановителями?    (Металлы)

6.  Атомная масса Оксигена?    (16)

7.  Что  такое "царская водка"?       (Смесь HNO3 и HCl)

8.  Каким химическим элементом богата морская капуста?     (Йод)

Вопросы к команде №2.

1.  Самый распространенный элемент во вселенной?     (Гидроген)

2.  Какое вещество называют "соком жизни"?     (Вода)

3.  Как называются заряженные частицы?     (Ионы)

4.  Цвет лакмуса в кислоте?    (Красный)

5.  Атомная масса Сульфура?     (32)

6.  Крылатый или летающий металл?       (Алюминий)

7.  Как называются соли карбонатной кислоты?    (Карбонаты)

8.  Атомы, принимающие в  химических реакциях электроны?     (Окислители)

Вопросы для разминки может готовить сама команда соперника.

Раунд 1.    "Химические элементы".

Вопросы команде №1.

1.  Этот элемент в нашем организме содержится в костном мозге и ткани. Его называют элементом жизни и мысли.     (Фосфор)

2.  Какой элемент сначала был найден на Солнце, а потом на Земле?    (Гелий)

3.  Какие химические элементы "утверждают", что могут рождать  другие вещества?    (Оксиген, Гидроген, Карбон, галогены)

Вопросы к команде №2.

1.  Часть названия этого химического элемента образует название игры, в которую на досуге любят играть взрослые и дети. Какой это элемент?    (Золото)

2.  Парацельс, изучая взаимодействия железа и серной кислоты, получил газ, который назвал "горячим воздухом". Лавуазье получил этот  газ при взаимодействии воды с раскаленным железом. Элемент, образующий этот газ, не имеет " постоянной прописки" в Периодической системе. Назовите газ.    (Водород)

3.  Назовите элементы, которые образуют простые вещества, отличающиеся легкостью характера, способностью легко уменьшать объем своих запросов при неблагоприятном внешнем давлении, прозрачностью своих намерений    (Водород, кислород, хлор, гелий и другие)

Раунд 2.   Вещества вокруг нас.

Вопросы команде №1.

1.  Если из ягод черноплодной рябины выдавить сок и добавить к нему раствор натрий гидроксида, то он приобретает изумрудно-зеленую окраску. Какую роль сок черноплодной рябины играет в этом опыте?      (Индикатор)

2.  Это вещество можно отнести и к оксидам, и к основаниям, и к кислотам, но в то же время оно не относится в полной мере ни к одному из этих классов. Это только одно из его удивительных свойств. Что это за вещество?     (Вода)

3.  Это сложное органическое вещество есть на каждой кухне в виде белого порошка, нерастворимого в воде. Оно является основной составной частью важнейших продуктов питания. Назовите вещество.      (крахмал)

4.  Рассеян по земле повсюду,

    Немного есть в морской воде;

    Рассказывать того не буду,

    Как обнаружен он везде.

    Летучий, темный, кристалличный,

    Он мало растворим в воде,

    Раствор спиртовый стал типичным-

    В аптеках встретите везде.        (Йод)

Вопросы к команде №2.

1.  Эту субстанцию в 18в принимали за вещество и называли флогистоном. Считали, что оно образуется при горении веществ. Как мы называем ее сейчас?     (Пламя)

2.  Эти смеси веществ, с древних времен применявшиеся людьми и особенно любимые женщинами, поэтично называли "летучий пленник, запертый в стекле". О чем идет речь?     (О духах)

3.  Сейчас этим изобретением пользуется каждый. Вы несколько раз в день берете его в руки. Оно появилось у разных народов в разное время, но делало человеческую жизнь более приятной. Что это за изобретение?      (мыло)

4.  Чтоб появиться он сумел,

     Прокаливают белый мел.

     Его дают огонь в печи

     И пламя маленькой свечи.

     И стоит только сделать стоит вдох,

    Чтоб он на свет явиться смог.

    Он в газированной воде,

    Он в хлебе, в соде, он - везде!       (Углекислый газ)

Раунд 3.     Поиграем в слова.

Команды получают листы бумаги, на которых написано слово "сульфадиметоксин". Используя буквы этого слова, составить слова, имеющие связь с химией.     (3 минуты)

За каждое слово 1 балл.

Ответ:   оксид, токсин, соль, сульфат, сульфид, кислота, лакмус, фенол, кетон, медь,

               метан, метил, йод, ион, анод.

Музыкальная пауза.

Раунд 4.       Темная лошадка.

Ведущий читает вопрос. Если ни у одной из команд нет варианта ответа, то он обращается к зрителям. Зрителю, набравшему большее количество очков, вручается приз.

1.  Древний историк Плиний Старший рассказывал об интересном событии, произошедшем 2000 лет назад. Однажды к римскому императору Тиберию пришел незнакомец, принеся ему в дар изготовленную им чашу из блестящего, как серебро, легкого металла, полученной из глинистой земли. Должно быть чувство благодарности редко обременяло императора, да правителем он был недальновидным. Боль, что новый металл с его прекрасными свойствами обесценит хранящееся в казне золото и серебро, он отрубил изобретателю голову, а его мастерскую разрушил, чтобы никому неповадно было заниматься производством "опасного металла".

Из какого металла была изготовлена чаша?       (Алюминий)

2.  Однажды некий американский миллионер заказал себе яхту для морских прогулок. Яхту построили богатую, прекрасно отделанную. Подводную часть сделали железной, а сверху обшили красивым сплавом меди и никеля. Недешево обошлась она хозяину. Но очень скоро, не успев сделать и длительного рейса, яхта пришла в полную негодность. Что же произошло?        (Коррозия)

3.  Одним из вариантов этого изобретения действовал при соприкосновении с серной кислотой, другой - когда стеклянную головку раздавливали щипцами. Шведский вариант давал результат при трении о шершавую поверхность. Усовершенствованным вариантом мы пользуемся сейчас. Назовите изобретение.        (Спички)

4.  В 19в многие состоятельные люди при чтении книг пользовались золотой или серебряной пластинкой, на которой было написано "Здесь я уснул". Как сейчас называется предмет, выполняющий эту функцию?       (Закладка)

5.  В мюнхенской детской больнице исследовали действие некой жидкости на новые монеты евро. Какую жидкость использовали в опытах?         (Желудочный сок)

Раунд 5.     Черный ящик.    

Что находится в черном ящике?

Для команды №1.

Что с собой в дорогу обязательно берут путешественники?     (Географическую карту)

Что обязательно нужно иметь при себе, путешествуя по стране Элементарии?     (Таблицу Д.И.Менделеева) в черном ящике

Для команды №2.

Кто такие хамелеоны?         (Пресмыкающиеся, меняющие свой окрас в зависимости от освещения и температуры)

А что называют химическими хамелеонами?   ( индикатор)    в черном ящике

Раунд 6.     Конкурс капитанов.

Работа с кроссвордами- летучками, в которых все слова пересекают одно ключевое слово. Слова в них загаданы в виде схемы реакций, где пропущены формулы некоторых веществ.

Следует определить формулу, а название вещества записать в кросворд.

№1.

1....→ H2 + O2

2.... + S → FeS

3. Mg +... → MgO

4.... + H2O → NaOH + H2

                  

 1                     

 2                                                       

 3                                                           

 4                         ↑                                Ключевое слово: азот

№2.

1. H2 + O2

2. Fe + CuCl2  →

3. Fe +... → FeS

4.... + O2 → MgO

                                                    

1                                     

2                                                  

3                                                             Ключевое слово: вера

4           

           ↑

В это время проводится игра со зрителями.

1.  Душой за химию болея, создал таблицу......              (Менделеев)

2.  Элементов хоровод возглавляет...                               (Водород)

3.  Открывает рыба рот, ей очень нужен...                       (Кислород)

4.  В любом скелете есть ребро, а средь металлов....       (Серебро)

5.  Город, лес и медприбор - все это многоликий....          (Бор)

6.  Если рядом ходит враг, надо дать ему...                      (Мышьяк)

7.  Лечит он больной народ. Ну конечно - это....                (Йод)

8.  Я светоносный элемент

    Я спичку вам зажгу в момент.

    Сожгут меня и под водой

    Я сразу стану кислотой.                                                          (Фосфор)

9.  Я жилец квартиры восемь,

    Я могу зажечь на спор

    Спичку, печку и костер.

    Кто вам всем дышать дает?

    Атмосферный...                                                                      (Кислород)

10.  Вы со мной уже встречались,

      Я космический скиталец.

      Элементов прародитель

      И отважный представитель.

      Я любитель кислорода,

      Вместе с ним даю я воду.                                                            (Водород)

11.  С кислотами и щелочами работать можно, но...              (крайне осторожно!)

12.  Если кислота или щелочь на тебя попадают,

      Их большим количеством...                                    (воды немедленно смывают!)

13. Чтобы не подвергать свою жизнь опасности,

     Надо знать...                   (технику безопасности)

Раунд 7.      Блиц (1 минута)

Для команды №1.

1.  Какая вода мутнеет от дыхания?                     (Известковая)

2.  Единственный жидкий металл?             (Ртуть)

3.  Какой металл можно расплавить в ладонях?      (Цезий)

4.  Формула натрий гидроксида            (NaOH)

5.  Лакмус в щелочи?      (Синий)

6.  Соли серной кислоты называются?          (Сульфаты)

7.  Реакция между простым и сложным веществом называется реакцией...        (замещения)

8.  Какой элемент имеет бактерицидные свойства?      (Аргентум)

9.  Вещество, поддерживающее горение и дыхание?      (Кислород)

10. Растворимые в воде основания     (Щелочи)

11. Вещества, ускоряющие протекание химических реакций     (Катализаторы)

За каждый правильный ответ 1 балл.

Для команды №2.

1.  Самый пластичный металл     (Золото)

2.  Как обуглить дерево без огня?      (С помощью H2SO4)

3.  Какой химический элемент называют миллионером?       (Углерод)

4.  Какой химический элемент входит в состав гемоглобина?      (Феррум)

5.  Фенолфталеин в щелочи      (малиновый)

6.  Формула известняка     (CaCO3)

7.  Реакция между кислотой и основанием называется реакцией..     (нейтрализации)

8.  Какие химические элементы горят в воде?     (Калий, рубидий)

9.  Галоген, соединение которого оказывает успокаивающее действие?    (Бром)

10.  Название реакций, при которой выделяется тепло      (Экзотермическая)

11.  Вещества, замедляющие протекание химических реакций          (Ингибиторы)

Жюри подводит итоги, объявляются результаты, награждаются победители.

Заключительное слово учителя

Вот и пришла пора проститься

И мы хотим вам пожелать

Всегда с охотою учиться

И никогда не унывать.

Чтобы с химией дружили,

Чтоб хозяйственными были;

Расстаемся мы сейчас -

В добрый путь и в добрый час!

                                                 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77748. ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ РОЛЬ В НАУЧНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 49.5 KB
  Исследования как бы проникают в повседневную практику. Исследования это задача только научных работников. Исследования позволяют увидеть: где находятся резервы; что мешает развитию; чего надо опасаться; что надо поддерживать и т.
77749. МЕНЕДЖЕР ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ТИПА 31.5 KB
  Проблемное видение мира способность распознавать проблемы там где для других все ясно. Экспрезентность способность делать верные и удачные заключения при дефиците информации. Способность к имитации функций различных членов коллектива. Инновационность и безынерционность мышления способность выйти за границы формального привычного проверенного традиционного.
77750. РОЛЬ МЕТОДОЛОГИИ В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 64 KB
  Методология это логическая организация деятельности человека состоящая в определении цели и предмета исследования подходов и ориентиров в его проведении выборе средств и методов определяющих наилучший результат. Цель исследования заключается в поиске наиболее эффективных вариантов построения системы управления и организации ее функционирования и развития. На практике проведение исследования преследует разные цели например: мониторинг качества управления формирование атмосферы творчества и инноваций в...
77751. ПРАКТИЧЕСКАЯ ФОРМУЛА ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ИССЛЕДОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ 31.5 KB
  Подходы к исследованию: Механистический подход признающий только причинноследственные связи явлений; Метафизический подход который отдает приоритет связям движения но движения в виде превращения одного движения в другое с последующим возвращением к исходному; Организмический подход акцентирующий те связи которые действуют в живых организмах это главным образом связи функциональные; Диалектический подход основанный на связях рождаемых противоречием. Аспектный подход. Многоаспектный подход.
77752. ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 81.5 KB
  Но успех исследования в значительной мере зависит от того каким образом по каким критериям мы выбираем методы для проведения конкретного исследования и в какой комбинации мы используем эти методы. Всю совокупность методов исследования можно разделить на две группы: Эмпирические методы построены на осмыслении практической деятельности сути и особенностей событий и ситуаций. Методы наблюдений исследования с минимальным вмешательством в исследуемые события и ситуации.
77753. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ИСУ 36.5 KB
  Система управления совокупность звеньев и связей между ними осуществляющих управление. Звенья системы управления выделяются: по специфике объему и масштабу полномочий трудоемкости работы равномерности распределения нагрузки квалификационным требованиям к персоналу информационному обеспечению возможностям территориального размещения сотрудников. Звенья составляющие систему управления отличаются главным образом комбинацией функций и полномочий управления. Звенья системы управления...
77754. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИСУ 56.5 KB
  Наиболее важными из них являются методы: исследования документов эксперимент социологические исследования тестирование коллективный анализ социометрические оценки деловые и инновационные игры имитационное моделирование. Одним из критериев выбора методов исследования является степень определенности ситуации или проблемы. Эффективность исследования по документам зависит от: состава документов их содержания формы информационной классификации.
77755. ДИВЕРСИФИЦИРОВАННЫЕ МЕТОДЫ ИСУ 82 KB
  Наблюдаются ли процессы диверсификации в области исследования? В чем они проявляются? Почему возникает потребность в диверсифицированных методах исследования? Что собой представляют диверсифицированные методы исследования? Что дают диверсифицированные методы, в чем их сильные и слабые стороны?
77756. МЕТОД СИНЕКТИКИ В ИСУ 79.5 KB
  Как мобилизовать и мотивировать творческий потенциал исследователя? Какую роль формирование группы играет в мобилизации творчества исследователя? Как социально-психологические факторы совместной деятельности исследователей влияют на результат?