60095

Внеклассное мероприятие по химии Что? Где? Когда?

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Команды придумывают себе название делают эмблему выбирают капитана капитан координирует и направляет игру команды. Ход проведения мероприятия: Ведущий Приветствует команды зрителей представляет жюри. Приветствие команд представляют эмблему комментируют название команды приветствуют команду соперника Разминка Вопросы к...

Русский

2014-06-05

53 KB

5 чел.

                      Внеклассное мероприятие по химии "Что? Где? Когда?"

Цель:            повысить интерес учащихся к химии, мотивацию к изучению предмета,

                      развивать химическую интуицию, внимание и логическое мышление;

                      обогатить интеллект и кругозор новыми знаниями;

                      развивать познавательный интерес, коммуникативные навыки, умение

                      работать в группе;

                      вызвать положительные эмоции.

Правила игры.             (для учащихся 8-10 классов)

В игре участвуют 2 команды по 7-8 человек ( количество команд может быть и больше). Команды придумывают себе название, делают эмблему, выбирают капитана (капитан координирует и направляет игру команды).

Организация игры.

Для игры необходимо расставить столы и стулья для команд и жюри, украсить помещение, подготовить музыкальные паузы.

Оборудование:         карточки с заданиями, табл. Д.И. Менделеева, лист бумаги,

и материалы            дипломы, ручки, призы.

                                       Ход проведения мероприятия:

Ведущий

Приветствует команды, зрителей, представляет жюри.

Приветствие команд (представляют эмблему, комментируют название команды, приветствуют команду соперника)

Разминка

Вопросы к команде №1.

1. Самый распространенный элемент на земле?        (Оксиген)

2.  Химически неделимая частица?       (Атом)

3.  Насекомое, съедающее одежду и количество вещества?       (Моль)

4.  Сколько агрегатных состояний у воды?       (Три)

5.  Простые вещества, которые в химических реакциях являются восстановителями?    (Металлы)

6.  Атомная масса Оксигена?    (16)

7.  Что  такое "царская водка"?       (Смесь HNO3 и HCl)

8.  Каким химическим элементом богата морская капуста?     (Йод)

Вопросы к команде №2.

1.  Самый распространенный элемент во вселенной?     (Гидроген)

2.  Какое вещество называют "соком жизни"?     (Вода)

3.  Как называются заряженные частицы?     (Ионы)

4.  Цвет лакмуса в кислоте?    (Красный)

5.  Атомная масса Сульфура?     (32)

6.  Крылатый или летающий металл?       (Алюминий)

7.  Как называются соли карбонатной кислоты?    (Карбонаты)

8.  Атомы, принимающие в  химических реакциях электроны?     (Окислители)

Вопросы для разминки может готовить сама команда соперника.

Раунд 1.    "Химические элементы".

Вопросы команде №1.

1.  Этот элемент в нашем организме содержится в костном мозге и ткани. Его называют элементом жизни и мысли.     (Фосфор)

2.  Какой элемент сначала был найден на Солнце, а потом на Земле?    (Гелий)

3.  Какие химические элементы "утверждают", что могут рождать  другие вещества?    (Оксиген, Гидроген, Карбон, галогены)

Вопросы к команде №2.

1.  Часть названия этого химического элемента образует название игры, в которую на досуге любят играть взрослые и дети. Какой это элемент?    (Золото)

2.  Парацельс, изучая взаимодействия железа и серной кислоты, получил газ, который назвал "горячим воздухом". Лавуазье получил этот  газ при взаимодействии воды с раскаленным железом. Элемент, образующий этот газ, не имеет " постоянной прописки" в Периодической системе. Назовите газ.    (Водород)

3.  Назовите элементы, которые образуют простые вещества, отличающиеся легкостью характера, способностью легко уменьшать объем своих запросов при неблагоприятном внешнем давлении, прозрачностью своих намерений    (Водород, кислород, хлор, гелий и другие)

Раунд 2.   Вещества вокруг нас.

Вопросы команде №1.

1.  Если из ягод черноплодной рябины выдавить сок и добавить к нему раствор натрий гидроксида, то он приобретает изумрудно-зеленую окраску. Какую роль сок черноплодной рябины играет в этом опыте?      (Индикатор)

2.  Это вещество можно отнести и к оксидам, и к основаниям, и к кислотам, но в то же время оно не относится в полной мере ни к одному из этих классов. Это только одно из его удивительных свойств. Что это за вещество?     (Вода)

3.  Это сложное органическое вещество есть на каждой кухне в виде белого порошка, нерастворимого в воде. Оно является основной составной частью важнейших продуктов питания. Назовите вещество.      (крахмал)

4.  Рассеян по земле повсюду,

    Немного есть в морской воде;

    Рассказывать того не буду,

    Как обнаружен он везде.

    Летучий, темный, кристалличный,

    Он мало растворим в воде,

    Раствор спиртовый стал типичным-

    В аптеках встретите везде.        (Йод)

Вопросы к команде №2.

1.  Эту субстанцию в 18в принимали за вещество и называли флогистоном. Считали, что оно образуется при горении веществ. Как мы называем ее сейчас?     (Пламя)

2.  Эти смеси веществ, с древних времен применявшиеся людьми и особенно любимые женщинами, поэтично называли "летучий пленник, запертый в стекле". О чем идет речь?     (О духах)

3.  Сейчас этим изобретением пользуется каждый. Вы несколько раз в день берете его в руки. Оно появилось у разных народов в разное время, но делало человеческую жизнь более приятной. Что это за изобретение?      (мыло)

4.  Чтоб появиться он сумел,

     Прокаливают белый мел.

     Его дают огонь в печи

     И пламя маленькой свечи.

     И стоит только сделать стоит вдох,

    Чтоб он на свет явиться смог.

    Он в газированной воде,

    Он в хлебе, в соде, он - везде!       (Углекислый газ)

Раунд 3.     Поиграем в слова.

Команды получают листы бумаги, на которых написано слово "сульфадиметоксин". Используя буквы этого слова, составить слова, имеющие связь с химией.     (3 минуты)

За каждое слово 1 балл.

Ответ:   оксид, токсин, соль, сульфат, сульфид, кислота, лакмус, фенол, кетон, медь,

               метан, метил, йод, ион, анод.

Музыкальная пауза.

Раунд 4.       Темная лошадка.

Ведущий читает вопрос. Если ни у одной из команд нет варианта ответа, то он обращается к зрителям. Зрителю, набравшему большее количество очков, вручается приз.

1.  Древний историк Плиний Старший рассказывал об интересном событии, произошедшем 2000 лет назад. Однажды к римскому императору Тиберию пришел незнакомец, принеся ему в дар изготовленную им чашу из блестящего, как серебро, легкого металла, полученной из глинистой земли. Должно быть чувство благодарности редко обременяло императора, да правителем он был недальновидным. Боль, что новый металл с его прекрасными свойствами обесценит хранящееся в казне золото и серебро, он отрубил изобретателю голову, а его мастерскую разрушил, чтобы никому неповадно было заниматься производством "опасного металла".

Из какого металла была изготовлена чаша?       (Алюминий)

2.  Однажды некий американский миллионер заказал себе яхту для морских прогулок. Яхту построили богатую, прекрасно отделанную. Подводную часть сделали железной, а сверху обшили красивым сплавом меди и никеля. Недешево обошлась она хозяину. Но очень скоро, не успев сделать и длительного рейса, яхта пришла в полную негодность. Что же произошло?        (Коррозия)

3.  Одним из вариантов этого изобретения действовал при соприкосновении с серной кислотой, другой - когда стеклянную головку раздавливали щипцами. Шведский вариант давал результат при трении о шершавую поверхность. Усовершенствованным вариантом мы пользуемся сейчас. Назовите изобретение.        (Спички)

4.  В 19в многие состоятельные люди при чтении книг пользовались золотой или серебряной пластинкой, на которой было написано "Здесь я уснул". Как сейчас называется предмет, выполняющий эту функцию?       (Закладка)

5.  В мюнхенской детской больнице исследовали действие некой жидкости на новые монеты евро. Какую жидкость использовали в опытах?         (Желудочный сок)

Раунд 5.     Черный ящик.    

Что находится в черном ящике?

Для команды №1.

Что с собой в дорогу обязательно берут путешественники?     (Географическую карту)

Что обязательно нужно иметь при себе, путешествуя по стране Элементарии?     (Таблицу Д.И.Менделеева) в черном ящике

Для команды №2.

Кто такие хамелеоны?         (Пресмыкающиеся, меняющие свой окрас в зависимости от освещения и температуры)

А что называют химическими хамелеонами?   ( индикатор)    в черном ящике

Раунд 6.     Конкурс капитанов.

Работа с кроссвордами- летучками, в которых все слова пересекают одно ключевое слово. Слова в них загаданы в виде схемы реакций, где пропущены формулы некоторых веществ.

Следует определить формулу, а название вещества записать в кросворд.

№1.

1....→ H2 + O2

2.... + S → FeS

3. Mg +... → MgO

4.... + H2O → NaOH + H2

                  

 1                     

 2                                                       

 3                                                           

 4                         ↑                                Ключевое слово: азот

№2.

1. H2 + O2

2. Fe + CuCl2  →

3. Fe +... → FeS

4.... + O2 → MgO

                                                    

1                                     

2                                                  

3                                                             Ключевое слово: вера

4           

           ↑

В это время проводится игра со зрителями.

1.  Душой за химию болея, создал таблицу......              (Менделеев)

2.  Элементов хоровод возглавляет...                               (Водород)

3.  Открывает рыба рот, ей очень нужен...                       (Кислород)

4.  В любом скелете есть ребро, а средь металлов....       (Серебро)

5.  Город, лес и медприбор - все это многоликий....          (Бор)

6.  Если рядом ходит враг, надо дать ему...                      (Мышьяк)

7.  Лечит он больной народ. Ну конечно - это....                (Йод)

8.  Я светоносный элемент

    Я спичку вам зажгу в момент.

    Сожгут меня и под водой

    Я сразу стану кислотой.                                                          (Фосфор)

9.  Я жилец квартиры восемь,

    Я могу зажечь на спор

    Спичку, печку и костер.

    Кто вам всем дышать дает?

    Атмосферный...                                                                      (Кислород)

10.  Вы со мной уже встречались,

      Я космический скиталец.

      Элементов прародитель

      И отважный представитель.

      Я любитель кислорода,

      Вместе с ним даю я воду.                                                            (Водород)

11.  С кислотами и щелочами работать можно, но...              (крайне осторожно!)

12.  Если кислота или щелочь на тебя попадают,

      Их большим количеством...                                    (воды немедленно смывают!)

13. Чтобы не подвергать свою жизнь опасности,

     Надо знать...                   (технику безопасности)

Раунд 7.      Блиц (1 минута)

Для команды №1.

1.  Какая вода мутнеет от дыхания?                     (Известковая)

2.  Единственный жидкий металл?             (Ртуть)

3.  Какой металл можно расплавить в ладонях?      (Цезий)

4.  Формула натрий гидроксида            (NaOH)

5.  Лакмус в щелочи?      (Синий)

6.  Соли серной кислоты называются?          (Сульфаты)

7.  Реакция между простым и сложным веществом называется реакцией...        (замещения)

8.  Какой элемент имеет бактерицидные свойства?      (Аргентум)

9.  Вещество, поддерживающее горение и дыхание?      (Кислород)

10. Растворимые в воде основания     (Щелочи)

11. Вещества, ускоряющие протекание химических реакций     (Катализаторы)

За каждый правильный ответ 1 балл.

Для команды №2.

1.  Самый пластичный металл     (Золото)

2.  Как обуглить дерево без огня?      (С помощью H2SO4)

3.  Какой химический элемент называют миллионером?       (Углерод)

4.  Какой химический элемент входит в состав гемоглобина?      (Феррум)

5.  Фенолфталеин в щелочи      (малиновый)

6.  Формула известняка     (CaCO3)

7.  Реакция между кислотой и основанием называется реакцией..     (нейтрализации)

8.  Какие химические элементы горят в воде?     (Калий, рубидий)

9.  Галоген, соединение которого оказывает успокаивающее действие?    (Бром)

10.  Название реакций, при которой выделяется тепло      (Экзотермическая)

11.  Вещества, замедляющие протекание химических реакций          (Ингибиторы)

Жюри подводит итоги, объявляются результаты, награждаются победители.

Заключительное слово учителя

Вот и пришла пора проститься

И мы хотим вам пожелать

Всегда с охотою учиться

И никогда не унывать.

Чтобы с химией дружили,

Чтоб хозяйственными были;

Расстаемся мы сейчас -

В добрый путь и в добрый час!

                                                 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48971. Конструктивные элементы токарного составного резца 679.5 KB
  Ограничения на допустимые углы в плане φ и φ1 резца приведены на рисунке 1. Для выбора резца используем ГОСТ 1888273 Резцы токарные расточные с пластинами из твердого сплава для обработки сквозных отверстий. Область применения твердого сплава Т15К6: получерновое точение чистовое точение нарезание резьбы резцами и вращающимися головками рассверливание растачивание и т.
48972. Проект дроссельного делителя потока, рассчитанного на номинальное, максимальное и минимальное давление 394 KB
  1 состоят из корпуса 4 делительного золотника 2 со сменными диафрагмами 1 каждый типоразмер аппарата комплектуется тремя парами диафрагм обеспечивающими три настройки уравнительного золотника 3 и пробок. При равном давлении в отводах золотника 2 и 3 находятся в средних положениях перепады давлений на диафрагмах одинаковы и поток масла из подводного отверстия делясь на две равные части поступает в отводные линии. Если давление в одной из отводных линий например правойувеличивается возрастает давление в правой торцовой полости...
48973. Изготовление штампов холодной штамповки с применением стали Х12М 117 KB
  Обосновать выбор стали. Указать возможные замены стали другой. Основная часть ШТАМПОВЫЕ СТАЛИ Для обработки металлов давлением применяют инструменты штампы пуансоны ролики валики и т. Стали применяемые для изготовления инструмента такого рода называют штамповыми сталями по виду наиболее распространенного инструмента.
48974. Інноваційні технології приготування страв з морського гребінця 551 KB
  Виробництво харчової продукції КУРСОВА РОБОТА з дисципліни: Технологія виробництва кулінарної продукції Тема: Інноваційні технології приготування страв з морського гребінця Керівник: Г. Значення страв з морського гребінця у харчуванні людини. Класифікація асортимент страв з морського гребінця 1. М'ясо морського гребінця легко засвоюється в організмі.
48975. Контурно-графічний аналіз результатів двохфакторного експерименту 667.5 KB
  Тернопільський національний технічний університет імені Івана Пулюя До постановки наукової проблеми про особливий статус медіакомунікацій масового спілкування в системі соціальних комунікацій Постановка наукової проблеми. До них відносять різновиди такого медіаспілкування яке по природі своїй є масовим що дає право називати медіа як масмедіа. Індивідуальна особистісна комунікація та масова комунікація це ті два основні види спілкування які природно супроводжують людину в усіх її особистісних та суспільних виявах....
48978. Автоматизація процесу сушіння деревини 270 KB
  Сушіння матеріалів є енергоємким процесом звязаним зі значною витратою палива пару а також електроенергії а отже використання високоточної автоматики дозволить значно скоротити термін сушіння та знизити енергетичні затрати. Також поширеним є сушіння круглих лісоматеріалів деталі опор ліній електропередачі зв'язки будівельні деталі. На даний час проблема автоматизації сушіння деревини вирішувалась шляхом використання застарілих як морально так і в фізичному плані приладів.