60100

МАСЛЕНИЦА. СЦЕНАРИЙ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Ведущая: А еще для славян масленица долгое время была встречей нового года так как до 16 века он начинался с марта. Дети вместе: У нас горы снежные готовы и блины напечены просим жаловать Мальчик: Масленица объедуха...

Русский

2014-05-13

47.5 KB

0 чел.

С Ц Е Н А Р И Й

театрализованного представления

по мотивам произведений русского фольклора

М А С Л Е Н И Ц А

авторская идея

учителя русского языка, литературы, художественной культуры

Донецкой общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней № 89

Донецкого городского совета Донецкой области

Бабич Ирины Николаевны

Действующие лица

      Ведущий

       Ведущая

       Дети

       Ряженые

       Теща

       Зять

       Золовка

       Невестка

Ведущий:

Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Считается, что первоначально она была связана с днем весеннего солнцеворота. Поэтому даже непременный атрибут масленицы - круглые горячие блины - являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.

Ведущая:

А еще для славян масленица долгое время была встречей нового года, так как до 16 века он начинался с марта. По давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Поэтому не скупились русичи в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. С принятием христианства она    стала    предварять    Великий    пост, превращаясь в самый разгульный  

праздник, оправдывая имена «широкая, обжорная, разорительная».

Ведущий:

Каждый день сырной седьмицы имеет свое особое название.

Понедельник - встреча!

На сцену с санками выбегают дети, создают снежную гору.

Дети (вместе):

У нас горы снежные готовы и блины напечены – просим жаловать!

Мальчик:

Масленица – объедуха, деньгам приберуха.

Девочка:

Блины брюха не портят.

Девочка:

Блин не клин, брюха не расколет.

Мальчик:

Не житье, а масленица!

Дети водружают чучело Масленицы над горой и убегают.

Выходят ряженые, поющие песню.

Ряженые:

Масленица – кривошейка,

Состречаем тебя хорошенько!

С блинцами, с каравайцами, с вареничками,

С сыром, маслом, калачом

И печеным яйцом!

Низко кланяются чучелу.

Девушки:

Ой, да Масленица на двор въезжает,

Широкая на двор въезжает!

А мы, девушки, ее состречаем,

А мы, красные, ее состречаем!

Парни:

Ой да, Масленица, погостюй неделю,

Широкая, погостюй другую!

Масленица:  «Я поста боюся!»

Широкая: «Я поста боюся!»

Ой да, Масленица, пост еще далече!

Протянися до Велика дня!

Кланяются чучелу и уходят.

К избе выходят две женщины. Они несут на блюде блины. Ставят блюда на стол у окна.

1 женщина:

Честные родители наши! Вот для вашей души блинок!

Кладет верхний блин у окна.

2 женщина:

Не будь родителей наших, и мы бы не веселились. Пусть мне первый блин будет комом, если забуду о главенстве родителей.

Кладет блин у окна.

Ведущая:

Второй день – заигрыш!

Выбегают дети с санками.

Дети:

Широкорожая Масленица!

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

Бросают снежки, играют, убегают.

Ведущий:

Третий день – лакомка!

Изба. Теща накрывает на стол.

Теща (зрителям):

Теща про зятя пирог пекла.

В этом пироге три осьмины муки,

Соли да крупы на 4 рубли,

Лучку да мачку на семь рублей,

Масличка с яичком на восемь рублей.

Этот ли пирог с рублем двадцать стал.

Стук в дверь. Входит зять.

Зять:

Ну-ка, теща, зять на двор-пирог на стол!

Теща (зрителям):

Нет черта в доме - прими зятя!

Зятю, низко поклонившись:

У тещи зять - первый гость!

Зять садится за стол, ест.

Теща (зрителям):

Зять-то сел, у присеста съел.

Теща посередке похаживает,

Косо на зятя поглядывает:

«Как тебя, зять, не разорвало?!»

Зять встает из-за стола, кланяется теще. Теща подает ему сковороду и корзину с продуктами.

Теща:

Держи, зятюшка, готовься принять тещу в пятницу.

Зять (зрителям):

Был у тещи, да рад утекши.

Ведущая:

Четвертый день - широкий четверг!

Выходят дети и ставят у чучела Масленицы блюдо с блинами.

Дети:

Трынцы - брынцы!

Пеките блинцы,

Мажьте масленее,

Чтоб было вкуснее.

Бежим скорее с гор покататься, в блинах поваляться!

Выходят ряженые:

Эх, ешь до икоты, пей до перхоты, пой до надсаду, пляши до упаду!

Угощаются блинами возле чучела Масленицы.

Ведущий:

Пятый день - тещины вечерки!

В избе у накрытого стола сидит зять. Раздается стук в дверь.

Входит  теща. Зять кланяется.

Зять:

Милости просим дорогую тещу к нам об Масленице со своим добром, с честным пирогом.

Теща (сбрасывая кожух на руки зятя):

У тещи зятек - любимый сынок.

Зять (низко кланяясь):

Милости просим Масленицу потешить, а нам Вас послушать!

Теща:

Зять у тещи гуляет,

Теща зятя пытает:

«Что, зять, ты зятечек,

Дорогой сын, гостечек,

Скажи мне всю правду,

Что в свете милее:

Али тесть, али теща,

Али жена молодая,

Али матушка родная?»

Зять:

Теща милая - для привета,

Жена молодая – для совета,

А маменька родная

Милей всего света!

Ведущая:

Шестой день - золовкины посиделки!

В избе у стола с угощениями стоит невестка. К избе подъезжают сани. Из саней выходит золовка, входит в избу, кланяется.

Невестка:

Ну-ка, золовка, кажи, какая ты хозяйка.

Золовка подает ей блюдо блинов.

Невестка:

Принимай подарки!

Вручает корзину с подарками.

Золовка:

Душенька-невестка, едем-ка кататься да блины вытряхивать!

Невестка:

Кто далее из нас скатится, у той лен длиннее уродится.

Уезжают в санях.

Ведущий

Седьмой день - проводы!

Прощенное воскресенье.

Ряженые в расписных санях вывозят на сцену чучело Масленицы. Они поют, кланяясь чучелу по очереди.

Раным-рано куры запели,

Про весну обвестили.

Прощай, Масленица!

Сладко, воложно нас кормила,

Суслом, бражкой поила.

Прощай, Масленица!

Пито, гуляно было вволю,

Пролито того боле.

Прощай, Масленица!

Мы за то тебя обрядили

Рогозиной, рединой.

Прощай, Масленица!

Мы честно тебя проводили,

На дровнях волочили.

Прощай, Масленица!

Завезем тебя в лес подале,

Чтоб глаза тебя не видали.

Прощай, Масленица!

Парни снимают с чучела ленты, бусы и дарят их девушкам. Поют:

Масленица-мокрохвостка!

Поезжай долой со двора,

Отошла твоя пора.

Телеги с повети,

Ульи из клети,

На поветь санки,

Запоем веснянки!

Прощай, честная Маслена!

Коль быть живым, увидимся.

Хоть год прождать, да ведать-знать,

Что Маслена придет опять.

Ряженые раскладывают костер. Водружают на него чучело. Поют:

Шли, прошли солдатушки из-за Дона,

Несли пушки заряжены,

Пускали пожар по дуброве,

Все елки, сосенки погорели,

Сама Масленица опалилась!

Зажигают костер. Дети бросают в огонь старые вещи и поют:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Стой подоле, гляди в поле -

Едут там трубачи да едят калачи.

Погляди на небо, звезды горят!

Раздается звон колокола.

Ряженые, повернувшись друг к другу, кланяются и говорят:

Прости меня, коль в чем я виноват.

Ведущие

Не все коту Масленица! Грядет Великий пост!     


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61347. Письменное сложение и вычитание двузначных чисел 95.68 KB
  Цель: - совершенствовать вычислительные навыки - развивать внимание, логическое мышление, математическую речь. - воспитывать интерес к изучению предмета.
61348. Складання таблиці множення числа 3. Знаходження значень виразів на дії різного ступеня 19.03 KB
  Яке число залишилось без виразу Добутком яких чисел воно є б бліцтурнір Скільки крил у чотирьох горобців Скільки ніг у пяти страусів Скільки вух у шести мавп Скільки разом крил у восьми гусей і одного горобця...
61349. Основи технології писанкарства. Орнаменти писанкарства. Символи в писанкарстві 4.18 MB
  Символи в писанкарстві. Символи в писанкарстві. Згодом виникли символи неначе букви тієї чарівної мови. Символи в писанкарстві.
61350. План-конспект уроку, Групи слів за значенням: синоніми, антоніми, омоніми 24.62 KB
  Мета: поглибити знання учнів щодо синонімів, антонімів, омонімів; удосконалити вміння пятикласників відрізняти омоніми від багатозначних слів, правильно вживати їх у мовленні; навчити добирати фразеологічні синоніми...
61351. Людина і природа. Проблеми екології. Природні катаклізми. Введення лексики 72.63 KB
  МЕТА: Навчальна: ознайомити учнів з новою лексикою та активізувати її вживання в мові, розширити знання учнів про проблеми екології та навколишнього середовища, природні катаклізми; збагачувати словниковий запас учнів...
61353. Алюміній. Положення в ПСХЕ. Будова атому. Основні хімічні властивості 57.63 KB
  Цілі уроку: Надати інформацію про історію відкриття та добування алюмінію. Ознайомити з фактами біографії видатних вчених повязаних з дослідженням алюмінію.
61354. Релаксация на уроках немецкого языка на начальном этапе обучения 38.3 KB
  Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Хорошо известно, что внимание учащихся, особенно в V—VI классах неустойчиво.
61355. Использование компьютерных технологий при изучении иностранного языка 41.75 KB
  Преимущества и недостатки обучения иностранного языка с помощью ПК. Но этот метод обучения еще не оценен по достоинству. В своей работе я докажу что ПК может быть использован как вспомогательное средство как любое другое техническое средство обучения или учебник.