60101

Устный журнал: Что в имени тебе моём?

Конспект урока

Педагогика и дидактика

У каждого человека есть имя Нет меж живущих людей да не может и быть безыменных: В первый же миг по рождении каждый убогий и знатный Имя как сладостный дар от родимых своих получает Гомер Прошли тысячелетия а сказанное им и сейчас остается истиной.

Русский

2014-05-14

47 KB

0 чел.

Устный журнал

"Что в имени тебе моём?"

(из истории русских имен)

(10 класс)

Уитель русского языка

и литературы

Розгонюк Ольга Валерьевна

Конспект устного журнала на тему «Что в имени тебе моем?»

(из истории русских слов).

Цель: познакомить учащихся с историей имен; развивать хороший эстетический вкус, познавательные способности; интерес к истории своего рода, истории страны, воспитывать чувство коллективизма, дружелюбия.

Оборудование: Имена учащихся класса на отдельных листах, изображение ангелов, цветы, звукозаписи, стихи А.С.Пушкина «Тайна имени», словарь иностранных слов, эпиграммы, высказывания И.Гётте и Гомера.

Ход мероприятия

1 страница. Из истории русских слов.

Учитель читает эпиграф на доске.

У каждого человека есть имя,

Нет меж живущих людей, да не может и быть, безыменных:

В первый же миг по рождении каждый, убогий и знатный,

Имя, как сладостный дар, от родимых своих получает…

Гомер

Прошли тысячелетия, а сказанное им и сейчас остается истиной. Человек приносит имя через всю жизнь, берет его с собой даже в могилу. Бывает и так: кости усопшего рассыпаются в прах, разрушится воздвигнутый над могилой монумент, прекратится род и племя, а самое хрупкое, самое летучее из всего, что имел когда-то усопший, его звонкое имя, все еще живет и порхает по свету.

Выступления учащихся.

  1.  С  раннего детства, на протяжении всей жизни, ни одно слово мы не слышим так часто, как собственное имя. Оно состоит из набора звуков различной высоты, которые приводят в возбуждение отдельные участки мозга, оказывая, таким образом, воздействие на своего носителя, а также на окружающих его людей.

Одни имена звучат твердо, жестко: Игорь, Дмитрий, Жанна, Дина, Екатерина, Дарья и т.д. Под воздействием звукового раздражения у детей с такими именами формируется настойчивый упрямый характер. Они самостоятельны и решительны.

  1.  Обладатели легко звучащих имен: Светлана, Ирина, Вера, Наталия, Михаил, Сергей, Алексей, Илья, Василий и т.д. – обычно имеют спокойный, покладистый характер.

Есть нейтральные, как бы промежуточные между твердыми и мягкими имена: Артем, Аркадий, Андрей, Александр, Валентин, Виталий, Роман, Павел, Ольга, Анна, Анастасия, Зоя, Людмила, Любовь и т.д.  Как правило, такие люди уравновешены, рассудительны, в меру настойчивы.

Оказалось, что в нашем классе многие обладатели нейтральных имен. А значит, уравновешены, рассудительны, в меру настойчивы.

Учитель. А знаете ли вы, что в имени вашем?

Имя не безделица: недаром же Наполеон чтобы получить великое имя, вдребезги расколотил чуть ли не половину мира.

И.Гетте

Вопрос. Почему вас так нарекали?

(Сообщение учащихся о том, почему их так нарекли и что в их имени)

Учитель. Что же получается? Самые привычные нам русские имена не более как прижившиеся иностранцы, греки.

Вопрос. А что в имени твоем, Артур, Владислав, Лариса? (сообщение учащихся).

Учитель. Думается, что Иван да Марья стали повсюду одним из любимых имен. В России Иван да Марья, во Франции – Жан и Марианна, В Англии – Джон и Мэри.

Вопрос. А что в имени твоем Ольга?

Учитель. Ольга – первое церковное имя русских женщин. В святцы занесено имя в память о княгине Ольге, первой христианке Киевской Руси, жене Игоря и матери Святослава.

(запись на доске)

Святцы – книга (сформировалась не ранее 15 века, содержала около 9 тысяч имен), в которой список церковных праздников и святых дан в календарном порядке (читает стихотворение).

Учитель. Имя у каждого одно. Два имени у нас не бывает. Это большая редкость.

Учащиеся (на фоне музыки)

Нет, бывает. Например, брата Михаила Мусоргского звали Евгений-Филарет. Все дети, рождавшиеся в семействе Мусорских, до Евгения-Филарета, умирали младенцами. Чтобы предохранить вновь появившегося ребенка от той же участи, родители дали ему два имени, вспомнив древний обычай давать детям «обманные имена». Смерть придет за младенцем с одним именем, а найдет другого младенца с другим именем – и уйдет ни с чем. А во многих странах ребенку давали при рождении несколько имен, чтобы у него был не один, а несколько святых заступников.

В России имя человека часто несло социальную характеристику. В крестьянских семьях девочек называли Василисами, Феклами, Федосьями. Девочка, родившаяся в дворянской семье, такого имени получать не могла.

Зато  и дворянок называли такими именами, которые были запретны для крестьянских девочек: Ольга, Елизавета, Екатерина, Александра. А вот имя Татьяна сначала бытовало в дворянской среде, но к концу XVII – началу XIX стало широко употребляться в крестьянских и купеческих семьях. Благодаря А.С. Пушкину и огромному успеху романа «Евгений Онегин» имя Татьяна получило новую жизнь.

Учащиеся. Кроме имени, у нас есть фамилия и отчество. Это наше собственное имя. Пишутся три слова с прописной буквы. Называем друг друга по имени, а потом по имени и отчеству. И мы даже не представляем, что можно назвать как-то иначе. В большинстве стран Запада, например, люди независимо от возраста зовут друг друга просто по имени, а в более официальных случаях – по фамилиям.

2 страница. В мире интересного.

У многих народов Востока вообще нет фамилий, и люди называют друг друга по именам, в состав которых, помимо имени личного, могут входить и прозвища, и характеристики , и определения «категории людей», к которой данный человек принадлежит (мальчик, девочка, дядя, тётя, девушка…), и название рода, из которого этот человек происходит, и имена его родственников, и название местности, в которой он родился, и род его занятий.

Так, полное имя выдающегося ученого, математика, физика, астронома, философа, а в современной литературе он больше известен как поэт – едва ли уместится в одну строку:

Гияс-ад-Дин Абду-аль Фатэс Омар ибн Ибрагим Хайам Нишапури (Омар Хайам).

Запись на доске.

Псевдоним (греческое) – вымышленное имя.

Учащиеся.

1. Во Франции 1804 году родилась девочка по фамилии Дюдеван. Окрестили её Авророй. Она выросла и стала знаменитой писательницей, но всю жизнь подписывалась не Аврора Дюдеван, а мужским именем Жорж   Санд.

2. Известый художник Пабло Пикассо известен всем. Но далеко не все знают полный набор его имени и фамилии. Пабло Диею Хозе Францизко де Паула Хуан Непомукено Кристин Кристиано де ла Сантисима Тринидад Руиз и Пикассо. Всего в его имени и фамилии 93 буквы.

3. Психолог Джон Трейн подготовил книгу наиболее чудных имен, от которых страдают некоторые американцы. Например, семья Май из Нового Орлеана выбрала для своих дочерей имена Ву, Му, Пу.

4. А семья Джексонов из города Чикаго заклеймила своих пятерых дочерей, назвавши их: Менингит, Ларингит, Аппендицит, Перитонит, Тонзиллит.

5. А самое длинное имя состоит из 1478 букв. Чтобы его прочитать необходимо не менее десяти минут.

3 страница. Звезды говорят.

Учитель. К именам не остаются равнодушными и звезды. Если человеческий организм – часть мироздания, то одна из связующих нитей – имя.

Учащиеся. Некоторые ученые утверждают, что имя влияет на характер и даже здоровье. Английский терапевт Т. Уэстон считает, что большинство пациентов, чьи имена начинаются с букв последней трети алфавита, страдают сердечнососудистыми заболеваниями. А харьковчанин Борис Хигир по имени и дате рождения определяет характер.

Загадочное влияние имени на характер и судьбу человека давно пытались обьяснить и разгадать многие ученые. В том, что такое влияние действительно существует, нет сомнений. Имя человеку дается при рождении, без его ведома и согласия. Пифагор считал, что имя человека – результат действия вселенских сил, что влияют на подсознание родителей еще до рождения ребенка и заставляют их выбрать именно то им, которое подсказано им свыше. Каждое имя несет в себе запас энергии, как потенциал численных возможностей, которые дремлют в нас. А как человек использует потенциал решать ему.

А – власть и сила

В – непостоянность, отсутствие системности

Д – дружелюбие

И – уязвимость, напряженность

Л – мелодичность, логика, большая изобретательность, рассудительность

М – трудолюбие

О – эмоциональность, тайные волнения

Р – постоянное напряжение, сильная эмоциональность неуравновешенность

С – частые дипрессии, нервозность, подавленность

Т – бесконечные поиски, гонение за идеалом, мечтательность

Музыкальная страничка

(Звучат звукозаписи известных песен, в которых упоминаются имена)

Заключительные слова учителя.

Для чего же нам необходимо знать историю имен, поэзию человеческого имени? Потому что не имеем права забывать, что наше имя – это живая нить, которая связывает нас с родным краем, прекрасными поэтическим языком.

Какими бы ни были ваши намерения, постарайтесь, прежде всего, позаботиться о счастливой судьбе вашего ребенка, которое в большей мере будет зависеть от того, как его имя будет сочетаться с отчеством. Инструкции по этому поводу нет. Святцы, которые существовали в прошлом, упрощали эту процедуру, но они отжили свой век. У вас есть свобода выбора. Все желательно, исходить из общих для всех имен критериев. Помните, что не имя красит человека, а человек имя.

А.С.Пушкин

Что в имени моем?

Оно умрет, как шум печальный

Волны, плеснувший в берег дальний,

Как звук ночной в лесу глухом

Оно на памятном листе

Оставит мертвый след, подобный

Узору надписи надгробной

На непонятном языке

Что в нем? Забытое давно

В волненьях новых и мятежных

Твоей душе не даст оно

Воспоминаний чистых, нежных

Но в день печали, в тишине,

Произнеси его тоскуя;

Скажи, есть память обо мне,

Есть в мире сердце, где живу я…


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57858. Дослідження різних видів пам’яті 121 KB
  Мета: ознайомити з основними видами пам’яті; розкрити фізіологічний механізм пам’яті; поглибити знання учнів про шкідливий вплив алкоголю, нікотину, наркотичних речовин на пам’ять; усвідомити можливість розвитку пам’яті.
57859. Різноманітність грибів, їх роль у природі, житті та господарській діяльності людини 183.5 KB
  Мета уроку: познайомити учнів з різноманітністю грибів показати їх роль в природі житті та господарській діяльності людини; вчити дітей розпізнавати різні гриби розвивати навички роботи з додатковою літературою...
57860. Характеристика класу Однодольні. Рослини родини Злакові 161 KB
  Мета. Охарактеризувати рослини класу Однодольні продовжити формування в учнів навичок складання порівняльної характеристики спрямувати пізнавальну активність учнів на вивчення рослин родини Злакові з’ясувати їх практичне використання людиною.
57861. Відкриття європейців 44.5 KB
  Кого з Великих мореплавців ви пам’ятаєте ІІІ. Мотивація навчальної діяльності Сьогодні на уроці ми починаємо вивчати нову тему Слайд 1 Великі географічні відкриття дізнаємося про основний перебіг Великих географічних відкриттів і подорожей ХV – ХVІ століття.
57862. Революція у Франції. Бонопартистський переворот 1851р. і Встановлення імперії 85 KB
  Задачі уроку: Сприяти тому, щоб учні могли грамотно характеризувати причини, хід та рушійні сили революції у Франції, виділяти головні революційні події та оцінювати зміст Конституційних процесів, усвідомили поняття «республіка», «бонапартизм», «монархія».
57863. Географічне середовище як сфера взаємодії суспільства і природи. Природокористування. Ресурсозабезпеченість 37.5 KB
  Мета: розглянути географічне середовище як сферу взаємодії суспільства і природи сформувати поняття ресурсозабезпеченість природокористування; розвивати економічне мислення уміння аналізувати ступені впливу людини на природу...
57864. Енергетика України і проблеми енергозбереження 104.5 KB
  Мета уроку: узагальнити й систематизувати знання учнів про виробництво електроенергії на електростанціях різних типів; показати учням зв’язок енергетики та екологiї їхню взаємодiю шляхи полiпшенню стану енергетики на глобальному та мiсцевому рівнях...
57865. Трудові ресурси і зайнятість населення України 228.5 KB
  Мета: вивчити поняття трудові ресурси економічно активне населення зайнятість населення безробіття; визначити географію трудових ресурсів України; зясувати в чому полягає проблема зайнятості населення...
57866. Механічний рух населення України. Сальдо міграції 233.5 KB
  Мета уроку: розкрити поняття міграція сальдо міграції сформувати знання про види значення та наслідки механічного переміщення українців окреслити основні тенденції та напрямки міграцій населення України...