60124

От теории – к практике «Визуальная поэзия – современная интеллектуальная игра»

Научная статья

Педагогика и дидактика

В настоящее время интерес исследователей к современной поэзии неуклонно возрастает. К концу ХХ века интеллектуальная игра с поэзией приобрела современное звучание и не утратила своего значения: создание и чтение графической поэзии развивает воображение и ассоциативное мышление.

Русский

2014-05-14

986.5 KB

11 чел.

От теории – к практике                

«Визуальная поэзия – современная интеллектуальная игра»

(перспектива развития данной экспериментальной поэзии в школе)

Современные информационные технологии заняли прочное место в нашей системе образования. Радует компьютерная грамотность учеников. Тревожит снижение интереса к библиотеке.

По результатам анкетирования в моем 7 классе 65% учеников предпочитают чтение в электронном виде, слушание книг в электронном формате – это радует.

Компьютер стал полноценным собеседником и для детей, и для взрослых. Наша задача  учителей - учебные программы больше строить на основе визуальной информации.

В качестве примера предлагаю фрагменты материала  «Визуальная поэзия – современная интеллектуальная игра.

Художественная литература есть высший род искусства. Поэзия выражается в свободном человеческом слове, которое есть и звук, и картина, и определенное, ясно выговоренное представление. Посему поэзия заключает в себе все элементы других искусств, как бы пользуется вдруг и нераздельно всеми средствами, которые даны порознь каждому из прочих искусств. 

Белинский В.Г.

  1.  Литература – один из  ведущих вербальных видов искусства.

Литература работает со словом. А слово на данном этапе своего развития требует  наглядной изобразительности для усиления эмоционального впечатления Результатом соединения поэтического и графического является визуальный поэтический текст. На поэтическое творчество оказывает влияние  стремительное развитие информационных технологий: необходимо не просто получить готовую информацию, а задуматься, синтезировать увиденное и услышанное в один образ.

В настоящее время интерес исследователей к современной поэзии неуклонно возрастает. К концу ХХ века  интеллектуальная игра с поэзией  приобрела современное звучание и не утратила своего значения: создание и чтение графической поэзии развивает воображение и ассоциативное мышление.

2.   Исследования в этом направлении на сегодня перспективны.

Современная поэзия живет не только на страницах книг, но и на экране монитора. Анимированные текстокартинки, видеопоэзия (медиаарт), графические стихотворения - яркое этому подтверждение..

Термин «визуальная поэзия»  в современной лингвистике нельзя считать устоявшимся. Существуют синонимические номинации:  стихографика,  видеопоэзия, медиапоэзия,  фигурные стихи и др.  

Исследователь Евгений Степанов полагает,  что визуальная поэзия выполняет высокие эстетические функции и объединяет графические и вербальные возможности

Некоторые современные исследователи считают визуальные стихотворения не поэтической формой,  а совершенно отдельным видом искусства,   другие,  что в визуальной поэзии вербальное –  вторично:: «Визуальное преобладает над вербальным, слово вторично и несущественно,  ибо главное – внешний вид. Но чем больше отходит художник от слова,  тем  дальше он от поэзии».

Визуальная поэзия в мировой культуре известна с III  века до нашей эры.

Александрийские поэты Симмий, Досиад и Феокрит считаются изобретателями фигурных стихов.  Родоначальником русской визуальной поэзии исследователи называют Симеона Полоцкого.  В жанре визуальной поэзии работали Державин и Сумароков.

В начале ХХ века в русской визуальной поэзии происходит новый всплеск,  представленный именами А.  Белого,  В.  Брюсова,  В.  Каменского, Д. Бурлюка, В. Хлебникова, С. Кирсанова и других. В советское время видеомы публиковал Андрей Вознесенский.

Сегодня в жанре визуальной поэзии работают многие поэты: Сергей Сигей, Ры Никонова, Алексей Хвостенко, Дмитрий Авалиани, Александр Федулов, Сергей Бирюков, Валерий Галечьян, Света Литвак, ЕленаКацюба,  Константин Кедров,  Дмитрий Зимин,  Андрей Кирсанов.

Описанию и анализу русской визуальной поэзии посвящены работы таких исследователей, как М. Гаспаров, Ю. Лотман, А. Квятковский, С. Сигей, С. Бирюков, Ю.  Гик,  Е.  Степанов,  В.  Колотвин,  М.  Асылбекова и других.  Тем не менее, функционирование не вербального в современной поэзии исследовано недостаточно.

Стремительное развитие информационных технологий сказывается  на поэтическом творчестве. Мультимедийные технологии служат для решения как информационных, так и эстетических задач.

Это открывает новые пути развития и для визуальной поэзии.

История фигурных стихов (визуальная поэзия) насчитывает более двух тысячелетий.

К концу ХХ века эта интеллектуальная игра приобрела современное звучание и не утратила своего значения. Этому факту есть объяснение: создание и чтение графической поэзии развивает воображение и ассоциативное мышление. Эту задачу решает правое полушарие головного мозга. Оно отвечает не за рациональное начало и логику, а за синтез, внезапные открытия путем сопоставлений и ассоциаций.

Подобный тип мышления, по мнению Эйнштейна, необходим не только в искусстве, но и в науке. Визуальная поэзия, по мнению исследователей, станет одним из видов литературно-изобразительного творчества.


3.
   Визуальный компонент в самой природе поэзии

Самостоятельная жизнь каждого вида искусства очень относительна. Все виды искусства … очень часто объединяют 
свои средства воздействия.

С. Образцов

В современном мире в изобилии представлена различная информация. Ее усвоению помогает процесс визуализации.

Визуальной становится даже поэзия. Это не удивительно, ведь современного поэта не может не волновать, как его творение выглядит на бумаге. В результате безудержного развития технического прогресса стало несложно изменять длину строки, расстояние между строфами, размер, цвет.

Визуальная поэзия – явление многообразное. Оно  находится на стыке поэзии и живописи, графики, пластики, фотографии. Визуальный поэтический текст – это результат соединения двух видов деятельности – поэтической (словесной) и изобразительной (графической).

При одном только взгляде на текст мы легко отличим стихи от прозы. Графическое оформление текста на листе указывает – перед нами стихотворный текст, даже если он написан на незнакомом нам языке.

Из этого можно сделать вывод: визуальный компонент – в самой природе поэзии. Вся поэзия визуальна.

  1.  Образы в визуальной поэзии украинского барокко (17-18в.)

Perrola barroca – «барокко» – жемчужина неправильной формы.

Этимологический словарь

Вторая половина XVIII в. – золотой век украинского искусства. В этот период создается украинское барокко. Среди выдающихся представителей украинского барокко И.Величковский, Г.Сковорода, Ф.Прокопович, И.Вишенский. Именно в этот период возникает интерес к визуальной поэзии.

На Украине визуальная поэзия создавалась во всем многообразии жанров эмблематической и курьезной поэзии. Эстетическая программа культуры барокко, стремление к формальной изысканности, эмблематичности, остроумию создали культурный контекст. В нем украинская визуальная поэзия сформировалась и утвердилась как особый поэтический жанр.

В высших учебных заведениях Украины изучалась поэтика жанра, профессора издавали учебники. В них описывали основы создания многочисленных жанровых разновидностей визуальной поэзии. Наиболее полное освещение визуальная поэзия получила в учебнике профессора Киево-Могилянской академии Митрофана Довгалевского Hortus Poeticus [Сад поэтический] А выпускник Киево-Могилянской коллегии (получившей статус академии в 1694 г.), пресвитер полтавской Святоуспенской церкви Иван Величковский создал два рукописных сборника. В них приводятся образцы эмблематической и курьёзной поэзии на украинском языке. 

В XVI - XVIII столетии в украинском обществе за создание визуальной поэзии брались преподаватели учебных заведений, литераторы, выдающиеся церковные и культурные деятели, студенты, мещане, волочащиеся дьяки. Умение создать искусное фигурное стихотворение считалась признаком образованности.

Характерные черты направления - метафоричность мировосприятия. Мир становится изменчивым и полным символов. Влияние церкви и государства усиливается, мотивы церковного и светского искусства сочетаются между собой - это принципиально новое явление украинского искусства. В начале XVII века эти мотивы резко разграничивалась. Сложность не отпугивала читателя, а даже заинтересовывала его. Произведения барокко часто содержали игру, загадку, были  зашифрованы ребусами.

Огромное значение имеет барокко для развития украинской литературы. Этот стиль просуществовал в украинской литературе более чем два столетия.

Форма барочного произведения имела особое значение. Эксперименты с формой донесли до нас оригинальные и очень интересные жанры. Один из них - акростих. Он известен как жанровая разновидность поэзии (первые буквы строк образуют слово или предложение). Примером могут послужить следующие строки:

Світить Сонце, люди відпочивають,

От і хмари по небу пливуть

Всі бджоли на полі літають,

А квіти все цвітуть і цвітуть.

Были и другие «игровые» формы поэзии, стихотворения могли записываться определенными фигурами (звезда, крест и др.), Поэты зашифровывали в своих произведениях даты, высказывания, рисунки. От этого не терялся ни лиризм, ни глубина смысла. И.Величковский придумал так называемые «раки литературные». Строки в стихотворениях можно читать в любом направлении.

Украинская поэзия XVIII в. рассчитана на элитную часть общества. Принадлежать к числу эрудированных людей было престижно. Умение читать поэзии-лабиринты, разгадывать поэтические ребусы считалось важной чертой поэтической культуры.

Среди образов в украинском барокко распространенными были изображения сада, книги, света, змеи. Они обозначали различные проявления мудрости. Сад - эмблема мудрости как этической духовности: книга – символ Божьей мудрости; свет - святая Весть, а образ змеи символизировал лабиринты души.

Знакомство с этим литературным направлением убеждает в том, что литература интересна, самобытна и оригинальна. Она глубокая по содержанию и новаторская по форме.

  1.  Современная визуальная поэзия

Здесь все приведено в движение, композиции крутятся в каком-то вихре

М.Пунин

Современная визуальная поэзия – и российская, и украинская, и мировая – представлена огромным количеством интереснейших творческих экспериментов. Данный вид творчества исследуется литературоведами, искусствоведами, культурологами, специалистами в области теории коммуникации, массовой рекламы и СМИ.

Случаи обращения к опыту предшественников – в украинской визуалистике чаще, чем в российской. Это визуальные стихотворения украинских авторов Мыколы Мирошниченко, Виктора Мельника.

Традиции барочной фигурной и курьёзной поэзии развивают Волх Слововежа, Анатолий Мойсиенко, Мыкола Мирошниченко, Иван Лучук. Но большинство современных визуальных произведений – работы постмодернистские. Они отмечены парадоксальностью, пародийностью, диалогичностью, многослойностью текстового и визуального моделирования разнообразных ситуаций.

Это требует активного вовлечения читателя-зрителя в процесс интерпретации текста. Отсюда – возможность поливариантного прочтения большинства работ разными читателями.

Как считает Ярс Балан, "одно стихотворение-рисунок может сказать больше, чем тысяча слов..." Современная визуальная поэзия развивается в универсальной питательной среде. Ее создает международная сетевая культура. Она объединяет экспериментаторов всех стран и континентов

Интенсивное развитие средств массовой коммуникации способствует доступности и быстроте распространения новых художественных идей,

Таким образом, во все времена люди упражнялись в искусстве каллиграфии, сочиняли фигурные стихи. Потом появились пишущие машинки. Рисовать стали еще и с помощью клавиш. Составляются из букв и текстовых символов целые картины.

Изобретен компьютер. Человек стал создавать картинки из букв и текстов уже не на бумажных страницах, а на экране. Надписи/рисунки в технике ascii стали появляться на разнообразных сайтах в интернете. Люди стали оставлять их на виртуальных досках объявлений. Тексто-картинки стали анимированными. Из них начали создавать мультипликационные фильмы  и фильмы (подобное произошло и с фигурными стихами).

Современная поэзия живет уже не только на страницах книг. Она живет и на экране монитора. Электронное отражение стиха постепенно теснит печатное и  начинает воздействовать на книгу, определяя новую форму и новую эстетику печатного воспроизведения.

P.S.   Материал-презентация

развивает  интеллектуальные и творческие способности учеников,

помогает развитию воображения и ассоциативного, креативного мышления,

позволяет расширить пути информационных мультимедийных технологий для данного поэтического творчества,

может быть использован как пример  для создания собственного продукта при изучении  зарубежной литературы,

служит основой разработки механизмов и принципов создания новых примеров визуальной поэзии.

Материал был апробирован на уроках мировой литературы в 9 классе по теме «Украинское барокко», 11 классе при изучении  творчества Г.Аполлинера «Каллиграммы - соединение поэзии и живописи», на уроках по художественной культуре в 10 классе по теме «Украинское барокко», на уроке русского языка по теме «Служебные части речи. Предлоги».






Вилен Барский «В
изуальная поэзия»

Кто не умеет удивить читателя, тот не имеет права называться поэтом. Его место не на Парнасе, рядом с крылатым конем Пегасом, а на конюшне – около обычных лошадей

Джамбиттисто Марино

Люди                к

Люди                в

Люди                с

Люди                у

Люди                из

Люди                на

Люди                от

Люди                под

Люди                над

Люди                при

Люди                через

Люди                около

Люди                возле

Люди                сквозь

Люди                вокруг

Люди                внутр.


Список литературы

  1.  Адлер Дж. Непрерывность традиций визуальной поэзии. Типология и систематика фигурных стихов // Точка зрения. Визуальная поэзия: 90-е годы: антология / Дж. Адлер. – Калининград, 1998.  литературные стратегии» / Н. Азарова. – М.: Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова РАН, 2004.  – 592 с. – С. 463-467.  
  2.  Булатов Д.Н., ред. Точка зрения. Визуальная поэзия: 90-е годы, 102-11.
  3.  Гик. Ю. Наследие Дада в современной визуальной поэзии Электронный ресурс. / Ю. Гик // Сетевой проект выставка визуальной поэзии «Платформа». 2003. - Режим доступа: http://platform.netslova.ru.
  4.  Кацюба Е. Графика-текст [Электронный ресурс] / Е. Кацюба. – Режим доступа к ресурсу: http://visualpoetry.ru/arc/2008_1/kacyuba.php.
  5.  Колотвин В. Визуальная поэзия – альтернатива линейной организации восприятия [Электронный ресурс] / В. Колотвин. – Режим доступа к ресурсу:  http://vladivostok.com/speaking_in_tongues/Kolotvin01.htm.
  6.  Манкова Т. Стихографика [Электронный ресурс] / Т. Манкова. – Режим доступа к ресурсу: http://rifma.com.ru/Publications/Mankova.htm.
  7.  Назаренко Т. Визуальная поэзия [Электронный ресурс] / Т. Назаренко. – Режим доступа к ресурсу: http://www.chernovik.org/vizual/?rub_id=5&leng=ru. Режим доступа к ресурсу: http://magazines.russ.ru/reviews/
  8.  Назаренко Тетяна. Поезографія (передмова) //Сучасна зорова поезія: Альбом. – К.: Родовід, 2005 – 275с.
  9.  Организации восприятия [Электронный ресурс]/ В. Колотвин // Лавка Языков. Журнал небуквального перевода. - 1996-2003. - http://spintongues.msk.ru/Kolotvin01.htm.
  10.  Слуцкая К.А. Особенности восприятия визуальной поэзии. // Современные научные исследования и инновации. – Июль, 2011. [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/07/1029
    http://www.vavilon.ru/texts/avaliani-l1.html.
  11.  Хархур Товий Слияние поэзии и живописи [Электронный ресурс] / Товий Хархур. –  Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/strukturno-semioticheskie-aspekty-r Гик, Ю. Визуальная поэзия. Теория и практика Электронный ресурс. / Ю. Гик // Черновик. Смешанная техника. М. - 2004. - Вып. 19. -Режим доступа: http://www.chernovik.org/main.php?main=flnd&flrst=23&nom.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13210. Болгарія на початку Другої світової війни (1939-1941) 112.5 KB
  Болгарія на початку Другої світової війни 1939-1941 15 вересня 1939 р. болгарський уряд Кьосеіванова оголосив що буде дотримуватися політики нейтралітету Болгарії. Правлячі кола країни прагнули визнати щоб у протистоянні воєнних угруповань знайти для Болгарії
13211. ЕТНОГЕНЕЗ РАННІХ СЛОВЯН 226.5 KB
  Валентин СЄДОВ ЕТНОГЕНЕЗ РАННІХ СЛОВЯН Значний внесок у вивчення словянського етногенезу зробило мовознавство. Пошуки витоків словянства і розвитку прасловянської мови були розпочаті лінґвістами у XIX ст. Узагалі мова надійна ознака всякої етнічної спільнос...
13212. Российская историческая хронология с древнейших времен до начала ХХ столетия 46.85 KB
  Российская историческая хронология с древнейших времен до начала ХХ столетия 800е Установились прямые связи между Хазарским каганатом столица в г. Итиль близ дельты Волги и скандинавами по речному пути ВолховИльменьМстаВолга 860 Русы варяги и славяне соверши
13213. Утворення та політичний устрій Російської централізованої держави 44.71 KB
  Тема: Утворення та політичний устрій Російської централізованої держави Необхідно зазначити що процес утворення Російської централізованої держави мав ряд особливостей: 1 проходив при наявності монголотатарського гноблення постійне відбирання матеріальних і лю
13214. Російська держава у ХVІ – XVII ст. 32.57 KB
  Російська держава у ХVІ XVII ст. План. Росія у період правління Івана Грозного 1533 1584 рр.. Смута в Росії на початку XVII ст. Заснування і правління династії Романових у XVII ст. 1. Іван IV Грозний 15331584. Владу у малолітнього Івана оспорювали боярські угрупов
13215. Россия после Смуты (ИСТОРИЯ) 54.89 KB
  Россия после Смуты ИСТОРИЯ Возрождение самодержавия. Михаил Романов был молод и неопытен. Про него говорили что он был благоверен зело кроток же и милостив. Но расчеты бояр на то что юным царем легко будет управлять не оправдались. Вокруг Михаила сразу же спло
13216. Личность Петра І 26.12 KB
  Личность Петра І Петр I поражал современников масштабом своей личности. Поражает он и нас потомков. Таковы богатство и одаренность его натуры противоречивость и цельность его характера. Это был двухметровый гигант со стройной фигурой порывистыми движениями правильн
13217. Катерина ІІ. Внутрішня та зовнішня політика 41.26 KB
  Катерина ІІ Внутрішня політика Незаконне захоплення престолу Катериною як не парадоксально мало і свої плюси особливо в перші десятиліття правління коли вона €œповинна була важкою працею великими зусиллями і пожертвуваннямивикупити те що законні царі мають без...
13218. Олександр І (1801–1825) 19.3 KB
  Олександр І 1801-1825 Прийшов до влади внаслідок двірцевого перевороту 11 березня 1801 р. На його виховання впливали фр. Лагарп граф В.П.Кочубей. Мав наміри звільнити Російську імперію від тиранії деспотичної регламентації російського життя за часів Павла І. значне поми