60138

Влияние шума на организм человека

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: дать определение шума; рассмотреть наиболее распространённые источники шума; показать влияние шума на живые организмы; доказать что культура поведения в школе эффективный путь борьбы с шумом...

Русский

2014-05-14

256 KB

8 чел.

Булгакова Н. Д., Кошевая О. Н.,  учителя начальных классов, школа № 97, г. Донецк

Классный час, 4 класс

Тема  Влияние шума на организм человека.

Цель: дать определение шума; рассмотреть наиболее распространённые источники шума; показать влияние шума на живые организмы; доказать, что культура поведения в школе – эффективный путь борьбы с шумом; воспитывать уважение к окружающим, бережное отношение к своему и чужому здоровью.

Оборудование: презентация, иллюстрационный материал по теме, карточки для групповой работы.

Ход занятия

I.Организационный момент

II.Работа над темой

1.Работа над загадками. (Слайд 1)

  •  Птица железная в небе летит,

       След оставляя, шумит и гудит -

      В дальние страны уносит людей...

      Это не голубь,  не воробей.      (Самолёт)

  •  Он грохочет и гудит,

         Вдаль по рельсам быстро мчит.

         Много у него колес.

         Что же это? (Тепловоз)

  •  Едет он по рельсам с шумом,

        А рога скользят по струнам.

         Ну-ка, ветер, догоняй!

         Нас с тобою мчит... (трамвай)

  •  Это что за богатырь

         Едет с шумом, подняв пыль?

         По асфальту напрямик

         Едет с грузом... (грузовик)

-   Назовите все отгадки одним словом. (Транспорт).

- Какие слова определили движение перечисленного транспорта? (Шумит, гудит, грохочет.)

- Как вы понимаете значение слова шум? (Ответы детей).

2. Рассказ учителя с элементами беседы.

- Сегодня мы будем говорить с вами о шуме, его влиянии на окружающих.

      Человек живёт среди различных звуков и шумов. Часть из них является  полезными сигналами, дающими возможность общаться, правильно ориентироваться в окружающей среде, принимать участие в трудовом процессе. Другие мешают, раздражают и даже могут повредить здоровью.

(Слайд 2) Шум – это беспорядочное сочетание различных по силе и частоте звуков. Под бытовым шумом понимают всякий неприятный, нежелательный звук или совокупность звуков, нарушающих тишину, оказывающих раздражающее или патологическое воздействие.

Реакция человека на шум различна. Некоторые люди терпимы к шуму, у других он вызывает раздражение, стремление уйти от источника шума.

   Наиболее распространённым источником городского внешнего шума является транспорт. (Слайд 3)

Установлено, что авиационный шум от самолётов и вертолётов оказывает неблагоприятное воздействие на самочувствие населения в радиусе до 10-20 км от взлётно-посадочной полосы.

В жилой зоне, кроме улично-транспортного шума, возникает свой собственный шум. Основными источниками этого шума являются игры детей на детских площадках, игры детей и подростков на спортивных площадках, бытовые процедуры: выбивание ковров, одежды, мойка автомобилей и т.п. Большой шум связан с автотранспортом, доставляющим товары и продукты в магазины, он возникает у мест разгрузки. Внутри дворов неприятный импульсивный шум связан с включением защитной сигнализации личного легкового транспорта.

    Шум является одним из раздражителей в ночное время: он нарушает сон и отдых. Под его влиянием человек плохо засыпает, часто просыпается. Сон поверхностный, прерывистый. После такого сна человек не чувствует себя отдохнувшим.

 Отсутствие  нормального отдыха после трудового дня приводит к тому, что усталость не исчезает, а постоянно переходит в хроническую, что способствует

развитию гипертонической болезни, заболеванию центральной нервной  системы.

    Шум имеет определенную частоту или спектр, интенсивность уровня  звукового давления, измеряется в децибелах (дБА). (Слайд 4)

Уровень шума в 20-30 дБ практически безвреден для человека, это естественный звуковой фон. Что же касается громких звуков, то здесь допустимая граница составляет примерно 80 дБ. Звук в 130 дБ уже вызывает  у человека болевое ощущение, а в 150 дБ – становится для него непереносимым.

Децибел – специфическая единица, не схожая ни с одной из тех, с которыми приходится встречаться в повседневной практике. Децибел не физическая величина, а математическое понятие.

В децибелах измеряется уровень громкости звука. (Слайд 5)

ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ

 Проживающий в Великобритании чёрно-белый кот по кличке Мерлин – самый громкий кот в мире. Мурлыканье этого животного производит шум в 100 децибелов; примерно такая же громкость у автомобильного клаксона или у класса, заполненного детьми. Обычные коты мурлычут лишь на 25 децибелов.

Шум – такой же медленный убийца, как химическое отравление. (Слайд 6)

Современный шумовой дискомфорт вызывает у живых организмов болезненные  реакции. Шум от пролетающего реактивного самолёта, например, угнетающе действует на пчелу, она теряет способность ориентироваться. Этот же шум убивает личинки пчёл, разбивает открыто лежащие яйца птиц в гнёздах. При воздействии интенсивных звуков коровы дают меньше молока, куры реже несутся, птицы начинают усиленно линять, задерживается прорастание семян и даже наступает разрушение растительных клеток.

Долгое время влияние шума на организм человека специально не изучалось.

В настоящее время учёные во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на здоровье человека.

3. Работа в группах.

  Подумайте, какое отрицательное влияние оказывает шум на организм человека.

Подумайте, какое отрицательное влияние оказывает шум на организм человека.

(Проверка работы Слайд 7)

4. Слово учителя.

    Среди органов чувств, слух – один из важнейших. Благодаря ему, мы способны принимать и анализировать всё многообразие звуков окружающей  нас внешней среды. Слух всегда бодрствует, в известной мере даже ночью, во сне. Он постоянно подвергается раздражению, ибо не обладает никакими защитными приспособлениями, сходными, например, с веками, предохраняющими глаза от света.

Под влиянием сильного шума в органе слуха происходят необратимые изменения.

Экологи школы утверждают, что шум очень сильно воздействует на здоровье и работоспособность учащихся и учителей.

В школе есть свои собственные источники шума – это ученики, особенно на переменах. (Слайд 8 )

Дети – всегда много проблем и одна из них - это шум, который способен создавать ребёнок. Если один ребёнок способен создавать шум в 60-70 дБ, то, сколько шума создают учащиеся нашей школы на переменах, если их 900 человек!

5. Просмотр отрывка “Поведение учащихся на переменах”. (Слайд 9)

Как же воздействует шум на детский организм?

Излишний шум затрудняет усвоение материала учащимися, становится причиной раздражительности, утомления, снижения производительности труда, повышения числа несчастных случаев.

Дети, подвергавшиеся воздействию шума, медленнее решали предложенные им математические задачи, а в случае неудачи быстрее отказывались от дальнейших попыток. Возрастает и время, затрачиваемое на решение, а также количество ошибок.

Итак, шум вреден. Но можно ли уменьшить его воздействие на живые организмы, включая и человека? Что может сделать каждый из нас?

 Сейчас ваши товарищи представят результаты заданий, которые они получили на прошлом занятии.

  (Несколько учащихся получили задание взять интервью у работников школы и провести анкетирование среди учащихся. Дети задавали вопросы, о влиянии шума на работоспособность).

6. Подведение результатов анкетирования и интервьюирования. (Слайды 10 - 11)

7. Работа в парах. Составление правил борьбы с шумом. (Слайд 12)

Эффективным путём решения проблемы борьбы с шумом является снижение его уровня в самом источнике.

Оздоровительная тишина – одна из самых интересных профилактик. 10 минут в день «созерцания» тишины помогут вам избавиться от шумовых перегрузок.

Природные дары, являются прекрасным антистрессовым средством. И помогают полностью расслабиться.

 На природе наша нервная система сможет хорошо восстановиться. Учёные выяснили, что каждое явление природы обладает своими особенностями. К примеру, дождь успокаивает, водопад поднимает настроение.

Только защищая природу от вредных последствий своей деятельности, мы сможем сохранить и самих себя.

 III. Итог занятия

Продолжите предложения:

Я понял, что…      Теперь я знаю…

Литература:

  1.  Вальцев А. И. Спасите наши уши! // Будь здоров. – 2004. - N 11. - С. 10-17.
  2.  Вялышев А. Шум вокруг нас // Наука и жизнь. – 2006. - N 4. - С. 80-87.
  3.  Моя семья. Общероссийская газета. - № 3, 2013.               



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55092. Розрахунки витрат сировини і виходу готового продукту у виробництві згущених молочних консервів 128 KB
  Сухий знежирений молочний залишок незбираного молока визначають за формулою: СЗМЗм = Жм. Сухий знежирений молочний залишок знежиреного молока визначають за формулою: СЗМЗзн. Сухий знежирений молочний залишок вершків визначають за формулою: СЗМЗв = 3 де Жв м. Масову частку жиру в нормалізованій суміші розраховують за формулою: Жн.
55093. Розрахунки витрат сировини і виходу готового продукту у виробництві сухих молочних консервів 147.5 KB
  Сухий знежирений молочний залишок незбираного молока визначають за формулою: СЗМЗм = Жм. Сухий знежирений молочний залишок знежиреного молока визначають за формулою: СЗМЗзн. Масову частку жиру в нормалізованій суміші розраховують за формулою: Жн. Масу знежиреного молока необхідного для нормалізації незбираного молока розраховують за формулою: Мзн.
55094. Виды фискальной политики государства. Цели, методы и последствия фискальной политики 28.18 KB
  Фискальная политика — это вмешательство государства в экономику путем изменения налогообложения и государственных расходов. Главными инструментами фискальной политики государства являются налоги и государственные расходы.
55097. Господарський процес. Методичні вказівки 396.5 KB
  Завданням цих методичних рекомендацій є засвоєння студентами знань про джерела права, сприяти глибокому засвоєнню змісту ряду нормативно – правових актів з курсу, навчити користуватися ними, навчити використовувати їх зміст при вирішенні конкретних правових питань, навчити застосовувати теоретичні положення на практиці, прищепити навики складання процесуальних документів...
55098. ПСИХОЛОГІЯ ЯК НАУКА 273 KB
  Предметом психології є: а душа людини; б характер темперамент особливості діяльності людини; в психічні процеси психічні властивості та психічні стани; г свідомість та підсвідомість. Яке з наведених нижче тверджень є правильним а свідомість людини існує поза діяльністю а виявляється в діяльності;...
55099. Маркетинг. Методичні вказівки 296 KB
  Практичні заняття, самостійне опрацювання літературних та інших інформаційних джерел мають сприяти кращому засвоєнню теоретичного матеріалу, напрацюванню певних практичних навичок та умінь для реалізації високого рівня фахової підготовки.
55100. Навчально-виховний процес як основа діяльності викладача вищої школи 74 KB
  Чому професіонал це завжди індивідуальність зі своїм обличчям почерком Чи сформований на вашу думку у вас власний стиль професійної діяльності Виділіть основні його ознаки. Чи можна в основу навчання студента покласти копіювання зразків новаторського досвіду за фахом Який викладач вибере групу студентів ...