60138

Влияние шума на организм человека

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: дать определение шума; рассмотреть наиболее распространённые источники шума; показать влияние шума на живые организмы; доказать что культура поведения в школе эффективный путь борьбы с шумом...

Русский

2014-05-14

256 KB

8 чел.

Булгакова Н. Д., Кошевая О. Н.,  учителя начальных классов, школа № 97, г. Донецк

Классный час, 4 класс

Тема  Влияние шума на организм человека.

Цель: дать определение шума; рассмотреть наиболее распространённые источники шума; показать влияние шума на живые организмы; доказать, что культура поведения в школе – эффективный путь борьбы с шумом; воспитывать уважение к окружающим, бережное отношение к своему и чужому здоровью.

Оборудование: презентация, иллюстрационный материал по теме, карточки для групповой работы.

Ход занятия

I.Организационный момент

II.Работа над темой

1.Работа над загадками. (Слайд 1)

  •  Птица железная в небе летит,

       След оставляя, шумит и гудит -

      В дальние страны уносит людей...

      Это не голубь,  не воробей.      (Самолёт)

  •  Он грохочет и гудит,

         Вдаль по рельсам быстро мчит.

         Много у него колес.

         Что же это? (Тепловоз)

  •  Едет он по рельсам с шумом,

        А рога скользят по струнам.

         Ну-ка, ветер, догоняй!

         Нас с тобою мчит... (трамвай)

  •  Это что за богатырь

         Едет с шумом, подняв пыль?

         По асфальту напрямик

         Едет с грузом... (грузовик)

-   Назовите все отгадки одним словом. (Транспорт).

- Какие слова определили движение перечисленного транспорта? (Шумит, гудит, грохочет.)

- Как вы понимаете значение слова шум? (Ответы детей).

2. Рассказ учителя с элементами беседы.

- Сегодня мы будем говорить с вами о шуме, его влиянии на окружающих.

      Человек живёт среди различных звуков и шумов. Часть из них является  полезными сигналами, дающими возможность общаться, правильно ориентироваться в окружающей среде, принимать участие в трудовом процессе. Другие мешают, раздражают и даже могут повредить здоровью.

(Слайд 2) Шум – это беспорядочное сочетание различных по силе и частоте звуков. Под бытовым шумом понимают всякий неприятный, нежелательный звук или совокупность звуков, нарушающих тишину, оказывающих раздражающее или патологическое воздействие.

Реакция человека на шум различна. Некоторые люди терпимы к шуму, у других он вызывает раздражение, стремление уйти от источника шума.

   Наиболее распространённым источником городского внешнего шума является транспорт. (Слайд 3)

Установлено, что авиационный шум от самолётов и вертолётов оказывает неблагоприятное воздействие на самочувствие населения в радиусе до 10-20 км от взлётно-посадочной полосы.

В жилой зоне, кроме улично-транспортного шума, возникает свой собственный шум. Основными источниками этого шума являются игры детей на детских площадках, игры детей и подростков на спортивных площадках, бытовые процедуры: выбивание ковров, одежды, мойка автомобилей и т.п. Большой шум связан с автотранспортом, доставляющим товары и продукты в магазины, он возникает у мест разгрузки. Внутри дворов неприятный импульсивный шум связан с включением защитной сигнализации личного легкового транспорта.

    Шум является одним из раздражителей в ночное время: он нарушает сон и отдых. Под его влиянием человек плохо засыпает, часто просыпается. Сон поверхностный, прерывистый. После такого сна человек не чувствует себя отдохнувшим.

 Отсутствие  нормального отдыха после трудового дня приводит к тому, что усталость не исчезает, а постоянно переходит в хроническую, что способствует

развитию гипертонической болезни, заболеванию центральной нервной  системы.

    Шум имеет определенную частоту или спектр, интенсивность уровня  звукового давления, измеряется в децибелах (дБА). (Слайд 4)

Уровень шума в 20-30 дБ практически безвреден для человека, это естественный звуковой фон. Что же касается громких звуков, то здесь допустимая граница составляет примерно 80 дБ. Звук в 130 дБ уже вызывает  у человека болевое ощущение, а в 150 дБ – становится для него непереносимым.

Децибел – специфическая единица, не схожая ни с одной из тех, с которыми приходится встречаться в повседневной практике. Децибел не физическая величина, а математическое понятие.

В децибелах измеряется уровень громкости звука. (Слайд 5)

ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ

 Проживающий в Великобритании чёрно-белый кот по кличке Мерлин – самый громкий кот в мире. Мурлыканье этого животного производит шум в 100 децибелов; примерно такая же громкость у автомобильного клаксона или у класса, заполненного детьми. Обычные коты мурлычут лишь на 25 децибелов.

Шум – такой же медленный убийца, как химическое отравление. (Слайд 6)

Современный шумовой дискомфорт вызывает у живых организмов болезненные  реакции. Шум от пролетающего реактивного самолёта, например, угнетающе действует на пчелу, она теряет способность ориентироваться. Этот же шум убивает личинки пчёл, разбивает открыто лежащие яйца птиц в гнёздах. При воздействии интенсивных звуков коровы дают меньше молока, куры реже несутся, птицы начинают усиленно линять, задерживается прорастание семян и даже наступает разрушение растительных клеток.

Долгое время влияние шума на организм человека специально не изучалось.

В настоящее время учёные во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на здоровье человека.

3. Работа в группах.

  Подумайте, какое отрицательное влияние оказывает шум на организм человека.

Подумайте, какое отрицательное влияние оказывает шум на организм человека.

(Проверка работы Слайд 7)

4. Слово учителя.

    Среди органов чувств, слух – один из важнейших. Благодаря ему, мы способны принимать и анализировать всё многообразие звуков окружающей  нас внешней среды. Слух всегда бодрствует, в известной мере даже ночью, во сне. Он постоянно подвергается раздражению, ибо не обладает никакими защитными приспособлениями, сходными, например, с веками, предохраняющими глаза от света.

Под влиянием сильного шума в органе слуха происходят необратимые изменения.

Экологи школы утверждают, что шум очень сильно воздействует на здоровье и работоспособность учащихся и учителей.

В школе есть свои собственные источники шума – это ученики, особенно на переменах. (Слайд 8 )

Дети – всегда много проблем и одна из них - это шум, который способен создавать ребёнок. Если один ребёнок способен создавать шум в 60-70 дБ, то, сколько шума создают учащиеся нашей школы на переменах, если их 900 человек!

5. Просмотр отрывка “Поведение учащихся на переменах”. (Слайд 9)

Как же воздействует шум на детский организм?

Излишний шум затрудняет усвоение материала учащимися, становится причиной раздражительности, утомления, снижения производительности труда, повышения числа несчастных случаев.

Дети, подвергавшиеся воздействию шума, медленнее решали предложенные им математические задачи, а в случае неудачи быстрее отказывались от дальнейших попыток. Возрастает и время, затрачиваемое на решение, а также количество ошибок.

Итак, шум вреден. Но можно ли уменьшить его воздействие на живые организмы, включая и человека? Что может сделать каждый из нас?

 Сейчас ваши товарищи представят результаты заданий, которые они получили на прошлом занятии.

  (Несколько учащихся получили задание взять интервью у работников школы и провести анкетирование среди учащихся. Дети задавали вопросы, о влиянии шума на работоспособность).

6. Подведение результатов анкетирования и интервьюирования. (Слайды 10 - 11)

7. Работа в парах. Составление правил борьбы с шумом. (Слайд 12)

Эффективным путём решения проблемы борьбы с шумом является снижение его уровня в самом источнике.

Оздоровительная тишина – одна из самых интересных профилактик. 10 минут в день «созерцания» тишины помогут вам избавиться от шумовых перегрузок.

Природные дары, являются прекрасным антистрессовым средством. И помогают полностью расслабиться.

 На природе наша нервная система сможет хорошо восстановиться. Учёные выяснили, что каждое явление природы обладает своими особенностями. К примеру, дождь успокаивает, водопад поднимает настроение.

Только защищая природу от вредных последствий своей деятельности, мы сможем сохранить и самих себя.

 III. Итог занятия

Продолжите предложения:

Я понял, что…      Теперь я знаю…

Литература:

  1.  Вальцев А. И. Спасите наши уши! // Будь здоров. – 2004. - N 11. - С. 10-17.
  2.  Вялышев А. Шум вокруг нас // Наука и жизнь. – 2006. - N 4. - С. 80-87.
  3.  Моя семья. Общероссийская газета. - № 3, 2013.               



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67336. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА 63.5 KB
  Термин структура от лат. Поэтому определение социальной структуры отражающее это понимание общества может быть таким: социальная структура это пpинявшее повторяющиеся и устойчивые фоpмы переплетение взаимоотношений и взаимосвязей между элементами общества.
67337. СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ 55 KB
  Мы уже говорили выше, что социальный феномен власти He исчерпывается государственной или политической властью. Отношения власти, считал М. Вебер, составляют одно из измерений социальной стратификации и потому пронизывают все общество сверху донизу. Они предусмотрены институциональной структурой общества, которая иерархична...
67338. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ 71 KB
  Существование конфликта предполагает что его участники обладают автономией и в то же время взаимозависимы поскольку находятся в едином социальном поле. На экспериментальном уровне этот вид социального конфликта успешно исследовали М. В конфликтах такого рода доминирует чувство групповой...
67339. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ 118.5 KB
  Но все же они происходят и история любого общества это история именно таких изменений. В более узком смысле под социальным изменением понимается изменение социальной структуры общества. Спенсеру считавшему что биологические организмы и человеческие общества подчиняются одному и тому же...
67340. СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ 66.5 KB
  Жизнь людей в обществе всегда порождала социальные движения но в XIX ХХ вв. Все социальные движения хотя и обусловлены совершенно разными социальными процессами имеют единый механизм перегруппируя и мобилизуя индивидов с целью сориентировать их на изменение существующих социальных...
67341. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ 77.5 KB
  Существует достаточно много теоретических интерпретаций процесса глобализации. Чешков понятие глобализации относится к совокупности глобальных процессов взаимопроникновения самых разных элементов мирового сообщества. Тем He менее считает Шимаи многие результаты глобализации...
67342. МОДЕРНИТИ И ПОСТМОДЕРНИТИ 57.5 KB
  Завершается эпоха модернити эпоха истории охватывающая хронологически XVIIХХ BB. и начинается эпоха постмодернити. Под постмодернити в свою очередь понимается состояние общества и сознания являющееся историческим преемником модернити.
67343. ПРЕДОПЕРАЦИОННЫЙ И ПОСЛЕОПЕРАЦИОННЫЙ ПЕРИОДЫ 111.5 KB
  Однако для того чтобы эффект операции был максимальным необходимы соответствующая предоперационная подготовка и квалифицированное лечение в послеоперационном периоде. Основной задачей предоперационного периода является максимальное уменьшение опасностей операции предупреждение...
67344. МІЖНАРОДНІ ВІДНОСИНИ І СВІТОВИЙ ПОЛІТИЧНИЙ ПРОЦЕС 153.5 KB
  Міжнародні відносини і зовнішньополітична роль держави. Міжнародні відносини і зовнішньополітична роль держави Міжнародні відносини дуже складний і багатоаспектний механізм. Міжнародні відносини сукупність економічних політичних ідеологічних правових дипломатичних...