60138

Влияние шума на организм человека

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: дать определение шума; рассмотреть наиболее распространённые источники шума; показать влияние шума на живые организмы; доказать что культура поведения в школе эффективный путь борьбы с шумом...

Русский

2014-05-14

256 KB

8 чел.

Булгакова Н. Д., Кошевая О. Н.,  учителя начальных классов, школа № 97, г. Донецк

Классный час, 4 класс

Тема  Влияние шума на организм человека.

Цель: дать определение шума; рассмотреть наиболее распространённые источники шума; показать влияние шума на живые организмы; доказать, что культура поведения в школе – эффективный путь борьбы с шумом; воспитывать уважение к окружающим, бережное отношение к своему и чужому здоровью.

Оборудование: презентация, иллюстрационный материал по теме, карточки для групповой работы.

Ход занятия

I.Организационный момент

II.Работа над темой

1.Работа над загадками. (Слайд 1)

  •  Птица железная в небе летит,

       След оставляя, шумит и гудит -

      В дальние страны уносит людей...

      Это не голубь,  не воробей.      (Самолёт)

  •  Он грохочет и гудит,

         Вдаль по рельсам быстро мчит.

         Много у него колес.

         Что же это? (Тепловоз)

  •  Едет он по рельсам с шумом,

        А рога скользят по струнам.

         Ну-ка, ветер, догоняй!

         Нас с тобою мчит... (трамвай)

  •  Это что за богатырь

         Едет с шумом, подняв пыль?

         По асфальту напрямик

         Едет с грузом... (грузовик)

-   Назовите все отгадки одним словом. (Транспорт).

- Какие слова определили движение перечисленного транспорта? (Шумит, гудит, грохочет.)

- Как вы понимаете значение слова шум? (Ответы детей).

2. Рассказ учителя с элементами беседы.

- Сегодня мы будем говорить с вами о шуме, его влиянии на окружающих.

      Человек живёт среди различных звуков и шумов. Часть из них является  полезными сигналами, дающими возможность общаться, правильно ориентироваться в окружающей среде, принимать участие в трудовом процессе. Другие мешают, раздражают и даже могут повредить здоровью.

(Слайд 2) Шум – это беспорядочное сочетание различных по силе и частоте звуков. Под бытовым шумом понимают всякий неприятный, нежелательный звук или совокупность звуков, нарушающих тишину, оказывающих раздражающее или патологическое воздействие.

Реакция человека на шум различна. Некоторые люди терпимы к шуму, у других он вызывает раздражение, стремление уйти от источника шума.

   Наиболее распространённым источником городского внешнего шума является транспорт. (Слайд 3)

Установлено, что авиационный шум от самолётов и вертолётов оказывает неблагоприятное воздействие на самочувствие населения в радиусе до 10-20 км от взлётно-посадочной полосы.

В жилой зоне, кроме улично-транспортного шума, возникает свой собственный шум. Основными источниками этого шума являются игры детей на детских площадках, игры детей и подростков на спортивных площадках, бытовые процедуры: выбивание ковров, одежды, мойка автомобилей и т.п. Большой шум связан с автотранспортом, доставляющим товары и продукты в магазины, он возникает у мест разгрузки. Внутри дворов неприятный импульсивный шум связан с включением защитной сигнализации личного легкового транспорта.

    Шум является одним из раздражителей в ночное время: он нарушает сон и отдых. Под его влиянием человек плохо засыпает, часто просыпается. Сон поверхностный, прерывистый. После такого сна человек не чувствует себя отдохнувшим.

 Отсутствие  нормального отдыха после трудового дня приводит к тому, что усталость не исчезает, а постоянно переходит в хроническую, что способствует

развитию гипертонической болезни, заболеванию центральной нервной  системы.

    Шум имеет определенную частоту или спектр, интенсивность уровня  звукового давления, измеряется в децибелах (дБА). (Слайд 4)

Уровень шума в 20-30 дБ практически безвреден для человека, это естественный звуковой фон. Что же касается громких звуков, то здесь допустимая граница составляет примерно 80 дБ. Звук в 130 дБ уже вызывает  у человека болевое ощущение, а в 150 дБ – становится для него непереносимым.

Децибел – специфическая единица, не схожая ни с одной из тех, с которыми приходится встречаться в повседневной практике. Децибел не физическая величина, а математическое понятие.

В децибелах измеряется уровень громкости звука. (Слайд 5)

ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ

 Проживающий в Великобритании чёрно-белый кот по кличке Мерлин – самый громкий кот в мире. Мурлыканье этого животного производит шум в 100 децибелов; примерно такая же громкость у автомобильного клаксона или у класса, заполненного детьми. Обычные коты мурлычут лишь на 25 децибелов.

Шум – такой же медленный убийца, как химическое отравление. (Слайд 6)

Современный шумовой дискомфорт вызывает у живых организмов болезненные  реакции. Шум от пролетающего реактивного самолёта, например, угнетающе действует на пчелу, она теряет способность ориентироваться. Этот же шум убивает личинки пчёл, разбивает открыто лежащие яйца птиц в гнёздах. При воздействии интенсивных звуков коровы дают меньше молока, куры реже несутся, птицы начинают усиленно линять, задерживается прорастание семян и даже наступает разрушение растительных клеток.

Долгое время влияние шума на организм человека специально не изучалось.

В настоящее время учёные во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на здоровье человека.

3. Работа в группах.

  Подумайте, какое отрицательное влияние оказывает шум на организм человека.

Подумайте, какое отрицательное влияние оказывает шум на организм человека.

(Проверка работы Слайд 7)

4. Слово учителя.

    Среди органов чувств, слух – один из важнейших. Благодаря ему, мы способны принимать и анализировать всё многообразие звуков окружающей  нас внешней среды. Слух всегда бодрствует, в известной мере даже ночью, во сне. Он постоянно подвергается раздражению, ибо не обладает никакими защитными приспособлениями, сходными, например, с веками, предохраняющими глаза от света.

Под влиянием сильного шума в органе слуха происходят необратимые изменения.

Экологи школы утверждают, что шум очень сильно воздействует на здоровье и работоспособность учащихся и учителей.

В школе есть свои собственные источники шума – это ученики, особенно на переменах. (Слайд 8 )

Дети – всегда много проблем и одна из них - это шум, который способен создавать ребёнок. Если один ребёнок способен создавать шум в 60-70 дБ, то, сколько шума создают учащиеся нашей школы на переменах, если их 900 человек!

5. Просмотр отрывка “Поведение учащихся на переменах”. (Слайд 9)

Как же воздействует шум на детский организм?

Излишний шум затрудняет усвоение материала учащимися, становится причиной раздражительности, утомления, снижения производительности труда, повышения числа несчастных случаев.

Дети, подвергавшиеся воздействию шума, медленнее решали предложенные им математические задачи, а в случае неудачи быстрее отказывались от дальнейших попыток. Возрастает и время, затрачиваемое на решение, а также количество ошибок.

Итак, шум вреден. Но можно ли уменьшить его воздействие на живые организмы, включая и человека? Что может сделать каждый из нас?

 Сейчас ваши товарищи представят результаты заданий, которые они получили на прошлом занятии.

  (Несколько учащихся получили задание взять интервью у работников школы и провести анкетирование среди учащихся. Дети задавали вопросы, о влиянии шума на работоспособность).

6. Подведение результатов анкетирования и интервьюирования. (Слайды 10 - 11)

7. Работа в парах. Составление правил борьбы с шумом. (Слайд 12)

Эффективным путём решения проблемы борьбы с шумом является снижение его уровня в самом источнике.

Оздоровительная тишина – одна из самых интересных профилактик. 10 минут в день «созерцания» тишины помогут вам избавиться от шумовых перегрузок.

Природные дары, являются прекрасным антистрессовым средством. И помогают полностью расслабиться.

 На природе наша нервная система сможет хорошо восстановиться. Учёные выяснили, что каждое явление природы обладает своими особенностями. К примеру, дождь успокаивает, водопад поднимает настроение.

Только защищая природу от вредных последствий своей деятельности, мы сможем сохранить и самих себя.

 III. Итог занятия

Продолжите предложения:

Я понял, что…      Теперь я знаю…

Литература:

  1.  Вальцев А. И. Спасите наши уши! // Будь здоров. – 2004. - N 11. - С. 10-17.
  2.  Вялышев А. Шум вокруг нас // Наука и жизнь. – 2006. - N 4. - С. 80-87.
  3.  Моя семья. Общероссийская газета. - № 3, 2013.               



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21653. Педагогічна філософія Монтессорі 200 KB
  Світове визнання технологія М. Монтессорі здобула завдяки гуманістичному підходу для виховання і навчання дітей, вірі у безмежні можливості розвитку дитини, опорі на її самостійність та індивідуальність. Виховна мета цієї технології полягає в розкритті духовного та інтелектуального потенціалу дитини
21654. Мочекаменная болезнь (уролитиаз) 115.5 KB
  Волоконный световод представляет собой тонкую двухслойную стеклянную нить сердечника и оболочки каждый элемент которой обладает различным показателем преломления. Показатель преломления n прозрачного вещества представляет собой отношение скорости света в вакууме с к скорости света в данном веществе v то есть n=c v. Кроме того показатель преломления зависит от параметров среды и рассчитывается по формуле: где и относительные соответственно диэлектрическая и магнитная проницаемости. Учитывая что относительная...
21655. ОСНОВНОЕ УРАВНЕНИЕ ПЕРЕДАЧИ ПО СВЕТОВОДУ 166.5 KB
  воспользуемся основными уравнениями электродинамики уравнениями Максвелла которые для диэлектрических волноводов имеют вид: 1 Уравнения Максвелла справедливы для любой системы координат. Для направляющих систем эти уравнения наиболее часто применяются в цилиндрической системе координат ось Z которой совместим с оптической осью световода: 2 Для решения инженерных задач электродинамики необходимо знать продольные составляющие полей Еz и Hz. Отсюда следует что продольные...
21656. Оптимизация структуры доходов бюджета Российской Федерации 358 KB
  Раскрыть теоретические вопросы понятия «доходы бюджета», его сущность и структуру; раскрыть особенности нормативно - правовой базы доходов бюджета; провести анализ доходов и расходов бюджета Российской Федерации, его основных поступлений; разработать рекомендации по оптимизации структуры доходов бюджета Российской Федерации.
21657. ЗАТУХАНИЕ 160 KB
  ЗАТУХАНИЕ Важнейшими параметрами световода являются оптическое потери и соответственно затухание передаваемой энергии. Собственные потери волоконных световодов состоят в первую очередь из потерь поглощения и потерь рассеивания т. Потери на поглощение существенно зависят от частоты материала и при наличии посторонних примесей могут быть значительными. Потери обусловлены комплексным характером показателя преломления nдjnм который связан с тангенсом угла диэлектрических потерь выражением .
21658. Гидрология болот 114 KB
  Вместо высоких камышей и тростников развиваются мелководные растения хвощи осоки и многие другие водолюбивые растения отложения которых хотя и поднимаются над поверхностью воды в озере но затопляются весенними и летними высокими водами отлагающими принесенные или взмученные частицы ила. В климатических условиях северной половины России осадков выпадает больше чем расходуется влаги на испарение поэтому излишек воды скапливается на поверхности болота сначала в форме мочажин а затем в виде вторичных озер и русел...
21659. Гидрология подземных вод 318 KB
  Долгое время существовали две теории отрицавшие одна другую: теория инфильтрации в которой утверждалось что скопление подземной воды есть результат просачивания атмосферных осадков в почву и грунт теория конденсации доказывающая что источником происхождения подземных вод является водяной пар атмосферы который вместе с воздухом попадает в холодные слои земной коры и там конденсируется. Воды возникают на больших глубинах из диссоциированных ионов Н и О2 или паров воды поднимающихся из магматической или метаморфической зоны....
21660. Гидрология рек 346.5 KB
  Главные реки и их притоки. Речная система включает в себя одну главную реку ряд притоков главной реки притоки этих притоков и т. Реки непосредственно впадающие в главную реку называются притоками первого порядка. Притоки второго порядка по отношению к главной реке реки впадающие в притоки первого порядка и т.
21661. ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОКЕАНОВ И МОРЕЙ 78.5 KB
  Приливноотливные движения периодические поднятия и опускания уровня воды в океанах и морях возникают в результате того что Земля испытывает притяжение Луны и Солнца. РАЗРУШИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОРЯ Разрушительная деятельность моря называется абразией. К тому же между подводной абразионной террасой и клиффом возникает пляж представляющий гряды или насыпи гальки гравия иногда песка полого спускающиеся в сторону моря. При поперечном подходе волн к берегу в зоне прибоя в пределах пляжа часто формируются валы из...