60147

Поэзии и музыки чарующий мир. Литературно-музыкальное путешествие

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Прививать любовь к красоте слова и музыки. Посредством поэзии и музыки воспитывать любовь к родной природе ценить дружбу стремиться к самосовершенствованию. Библиотекарь: Ребята мы сегодня с вами собрались чтобы окунуться в прекрасный удивительный и чарующий мир поэзии и музыки.

Русский

2014-05-14

162 KB

0 чел.

Поэзии и музыки чарующий мир

Литературно-музыкальное путешествие

Цели и задачи: познакомить детей с поэтическим и музыкальным творчеством Великих поэтов и композиторов. Прививать любовь к красоте слова и музыки. Посредством поэзии и музыки воспитывать любовь к родной природе, ценить дружбу, стремиться к самосовершенствованию.

Библиотекарь: Ребята, мы сегодня с вами собрались, чтобы окунуться в прекрасный, удивительный и чарующий мир поэзии и музыки. Когда звучит поэзия – рождается музыка, когда слушаем музыку – рождается поэзия. И поэзия, и музыка – это творения человеческих чувств, ума, таланта, состояние души. Не зря, когда слушаешь печальную музыку, а особенно печальную песню, когда и слова и музыка вызывают в душе грусть, жалость, печаль – хочется плакать, и, наоборот, когда слышишь веселую песню, где слова  соответствуют музыке -  в душе рождаются чувства радости, бодрости, любви,  поднимается настроение, хочется петь, танцевать, творить добро, совершать хорошие поступки.

Ведущий 1. Поэзия и музыка на полотне сознания

Мелодию забытую рисуют по стеклу,

И памятью пропитаны,  ложатся очень разные,

Мазки осенней слякотью по летнему теплу…

Ведущий 2. Растерянными нотками, рассыпанными красками,

Мотивами забытыми, переплетясь, звучат

Поэзия и музыка, на полотне у Мастера,

На паузе задумчивой последнего мазка…

Ведущий 1.Мелодию забытую рисуют кистью тоненькой,

Над паутинкой нотною, над россыпями слов…

Поэзия и музыка, мотив забытый вспомнили…

И ритм сердца радостный весенних каблучков…

Ведущий 2.Давно известно, как велика сила воздействия  поэзии и музыки на чувства человека. Порой четыре строчки талантливого автора могут заменить страницу текста прозы, а куплет хорошей песни изменить настроение человека, воодушевить его на что-то хорошее, благородное.

Ведущий 1. Поэтическое слово и музыка способны проникать в тайны человеческой души, призывают человека мыслить образами, не дают нашей душе очерстветь. А выразительные средства языка  поэзии обогащают речь человека, помогают общению, расширяют кругозор.

Библиотекарь: Давайте приоткроем занавес в мир поэзии и музыки. Этот мир подобен многогранному бриллианту, каждая грань которого сверкает по-своему прекрасно. Итак, в путешествие! Как и во всяком путешествии, у нас будут остановки. Первая остановка называется «Природа в зеркале музыки и поэзии», на которой вы услышите, как с помощью поэтического слова и музыки можно выразить свои впечатления от встречи с природой.

Ведущий 2. Природа – музыка! Тебе внимаю…

Не умолкая, песнь свою поет

Весь мир про жизнь, которою он дышит,

И тот блажен, кто слушает и слышит.

О, сколько он узнает и поймет,

Разведав путь в звучащий мир гармоний,

Непонятых поэм, неведомых симфоний!

                          (Алексей Жемчужников).

Библиотекарь: Во всех произведениях Великого русского писателя М.М. Пришвина красной лентой проходит вопрос о согласии и чистоте, которые есть в природе, а значит должны быть и в человеке. Пришвин показал нам, что в высшем смысле нет различия между человеком и природой, они проникают друг в друга, и только если они слиты воедино – это и есть жизнь и мера отношений. Очень важно, чтобы каждый человек научился видеть красоту природы, научился понимать, любить и ценить ее. Вот как русский поэт Федор Иванович Тютчев писал о природе:

«Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…»

Многие поэты посвящали свои стихи такому жанру как лирика, ведь она есть самая чувственная грань поэзии. Ребята, назовите, каких вы знаете поэтов, которые в своих стихах описывали прелесть родной природы. (Ответы ребят).

Да, это Пушкин, Есенин, Некрасов, Кольцов, Плещеев, Тютчев, Фет и многие другие. Нужно иметь величайший талант, чтобы так проникновенно в нескольких строках раскрыть глубину и очарование природы. Читаем у Пушкина:

«Под голубыми небесами

Великолепными коврами

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит».

Или у Алексея Константиновича Толстого:

«Колокольчики мои,

Цветики степные!

Что глядите на меня,

Темно-голубые?

И о чем звените вы

В день веселый мая,

Средь некошеной травы

Головой качая?»

Особое место в поэтическом творчестве 19 века принадлежит поэзии Ф. Тютчева и А. Фета, чутко устремленных к природе, драматически ощущавших ее тесную связь с человеком. У Тютчева:

«Не остывшая от зною,

Ночь июльская блистала…

И над тусклою землею

Небо, полное грозою,

Все в зарницах трепетало…»;

У Фета:

«Целый день спят ночные цветы,

Но лишь солнце за рощу зайдет,

Раскрываются тихо листы

И я слышу, как сердце цветет».

Почти половина стихотворений, написанных Фетом, посвящена русской природе – ведь он много лет прожил в деревне, глубоко чувствовал родную природу и очень любил ее. А теперь давайте послушаем ребят, которые подготовили стихи о природе. (Звучат стихи С.Есенина «Береза», «Черемуха», «Прячет месяц за овинами»;  А.Пушкина «Уж небо осенью дышало», «Туча»; Ф.Тютчева «Есть в осени первоначальной», «Смотри, как роща зеленеет»; А. Фета «Осень»; А. Плещеева «Весна»).

Звучит песня «Солнечная капель» (Слова И.Вахрушевой, музыка С.Соснина)

Учитель музыки: Когда мы видим прекрасные картины зеленого леса, синего моря, голубого неба, изящных птиц и животных, яркие явления природы  - у нас невольно возникают в голове поэтические образы и сердце наполняется звуками музыки.

Исполняется песня «Земля чудес» (Слова и музыка Е.Зарицкой)

Ведущий 1.Без музыки не проживу и дня.

Она во мне. Она вокруг меня.

И в пенье птиц, и в шуме городов,

В молчанье трав и в радуге цветов,

И в зареве рассвета над землей…

Она везде и вечный спутник мой. (О.Гаджикасимов «Музыка»).

Учитель музыки. Много композиторов сочинили свои произведения о природе. Все мы любим и знаем творчество П.И.Чайковского, его «Времена года». Давайте послушаем одну из пьес и постараемся представить себе зимний лес, заснеженные ели, и дорогу в лесу, по которой мчится тройка лошадей.

Звучит «На тройке» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского

Ведущий 2.Строка без музыки -  бескрыла.

Ты удружи мне, удружи –

И все, что в слове сердцу мило

На музыку переложи.

Ведущий 1.Когда печаль души твоей коснется,

Когда разлука сердце обожжет,

Ты песню кликни, песня отзовется,

И песня вдруг, как милый друг придет.

Исполняется песня о природе «Солнышко» (Слова В.Борисова, музыка А.Ермолова)

Учитель музыки.  Ребята, все вы не раз слушали чудесную музыку вальсов. Многие вальсы были написаны композиторами под впечатлением красоты природы. Это знаменитые вальсы: «Березка», «Осенний сон», «На сопках Маньчжурии», это «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» Чайковского, это множество вальсов Штрауса – «Сказки Венского леса» и много-много других.  

Звучит «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского

Ведущий 2. А как чувственно, трепетно раскрывается таинственная сила гармонии слова и музыки в романсах.

Ведущий 1. Я никогда не понимал

Искусства музыки священной,

А ныне слух мой различал

В ней чей-то голос сокровенный.

Ведущий 2.Я полюбил в ней ту мечту

И те души моей волненья,

Что всю былую красоту

Волной приносят из забвенья.

Под звуки прошлое встает

И близким кажется и ясным:

То для меня мечта поет,

То веет таинством прекрасным. (А.Блок).

Ведущий 1.Лишь услышу – глаза закрываю,

И волненье сдержать нету сил,

И вполголоса я подпеваю,

Хоть никто подпевать не просил.

Ведущий 2.И казалось, грустить не причина,

Но лишь только заслышу напев,

Как горит, догорает лучина –

Сердце падает оторопев.

Ведущий 1.Эту грусть не убью, не утишу,

Не расстанусь, останусь в плену

Лишь услышу, лишь только заслышу –

Подпевать еле слышно начну.   (А.Межиров).

Звучит романс С.Есенин «Отговорила роща золотая»

Библиотекарь. Наше путешествие продолжается, и следующая остановка называется «Дружба». Ребята, кто из вас может объяснить, что такое дружба.

(ответы детей).

Правильно. Дружба – близкие отношения между людьми, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Друзья – это те, кто может вместе выполнять самые разнообразные дела, развлекаться и отдыхать. Но самое главное – друзья доверяют друг другу, делятся своими мыслями, мечтами, тайнами, то есть полагаются друг на друга. Следовательно, друзей связывают не только общие дела, но и чувства искренности, доверия. Дружба согревает друзей, поэтому давайте представим ее в виде солнышка. Предлагаю вам подписать каждый лучик солнца, называя самые ценные качества в дружбе.

На доске крепится лист бумаги, на котором нарисовано солнце. Ученики подписывают лучи словами: искренность, отзывчивость, честность, доверие, надежность, преданность, взаимопомощь, взаимовыручка, поддержка, умение прощать. 

Ведущий 2.Послушайте, как о дружбе говорят поэты.

(ученики читают стихи о дружбе: Э.Асадов «Доброта»;).

Исполняется песня о дружбе «Вместе весело шагать» (Слова М.Матусовского, музыка В.Шаинского)

Ведущий 1.Путешествие в мир поэзии и музыки продолжается. Следующая остановка «Любовь». О природе любви не одно столетие спорили мыслители и художники. В одном они были единодушны: способность любить – исключительное свойство человека, благодаря которому мы ценим жизнь. Ученые  психологи, исследователи внутреннего мира человека, установили, что любовь – это свободное, таинственное, непринужденное и непредсказуемое чувство.

Ведущий 2. Те, кого мы любим, или то, что мы любим, для нас самое важное в жизни. Так любовь создает вокруг человека его неповторимый мир. Но нам иногда не хватает слов, чтобы выразить свою любовь к родному краю, своей стране, родным и близким и, конечно же, любимым. И тогда нам на помощь приходит чарующая мелодия поэтического слова и музыки.

(Звучат стихи о любви: О.Высотская «Любовь – она бывает разной», В.Шефнер «Любовь ведет через пустыни», В.Федоров «Любовь мне – как блистание…», В. Сосюра «Когда б соединить в одно любовь людей…»).

Исполняется песня «Розкажи про Україну» (Слова А.Вратарёва, музыка А.Злотника)

Ведущий 1. Способность чувствовать любовь, принимать ее и дарить другим определяется как показатель духовного роста человека. Ведь любовь заставляет нас заглядывать в наши души, размышлять над своими поступками. Таким образом любовь побуждает нас к самоусовершенствованию.

Библиотекарь. Поэты и композиторы помогают нам видеть прекрасное, видеть зорче, острее. Они открывают нам красоту, это чудо жизни. Итак, наше путешествие подошло к концу. Мир поэзии и музыки настолько велик, прекрасен и многогранен, что мы, конечно же, в своем путешествии прошлись не по всем его тропам, не все приоткрыли грани этого удивительного мира, но мы убедились, что Поэзия и Музыка – наши вечные учителя. Пусть книги, стихи и музыка всегда идут рядом с Вами, побуждают Вас к серьезной и глубокой работе, к стремлению стать выше, чище, добрее.

Список использованной литературы:

  1.  Гимн любви. Т.1. Лирика русских поэтов.-М.: «Молодая гвардия», 1991.- 543с.
  2.  Пришвин М.М. Глаза земли/Сост., авт.вступит. ст.В.Я.Курбатов.-М.: Просвещение, 1989.- 303с.
  3.  Рогаль В.В. Романси… Вони багато скажуть нам//Все для вчителя.-2010.-№22.-с.28-29.
  4.  Родные поэты: Стихотворения русских поэтов-классиков ХІХ и начала ХХ века/Сост.и биограф.справки Н.С.Шер.-М.: «Дет. лит.», 1997.-287с.
  5.  Русская поэзия детям/Вступ.статья, составление, подготовка текста, биографические справки и примеч. Е.О.Путиловой.-Л.:Сов.писатель,1989.-768с.
  6.  Тютчев Ф.И., Фет А.А. Стихотвоения/Сост. и вступ. статья Н.Скатова.-М.:Худож.лит., 1988.-462с.

Фото мероприятия. Место проведения: библиотека СОШ №14 г. Северодонецк, 30.04.2013г.

     


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61030. Как получается предложение 90 KB
  Умение сохранить учебную цель заданную учителем умение самостоятельно ставить новые учебные задачи определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями...
61035. Изготовление колокольчика из бумаги 44.5 KB
  Изготовление новогодней игрушки Колокольчик из бумаги. Без чего мы не услышим новогодний бой курантов Что Дед Мороз привязывает к саням чтобы известить о том что он скоро приедет колокол...