60147

Поэзии и музыки чарующий мир. Литературно-музыкальное путешествие

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Прививать любовь к красоте слова и музыки. Посредством поэзии и музыки воспитывать любовь к родной природе ценить дружбу стремиться к самосовершенствованию. Библиотекарь: Ребята мы сегодня с вами собрались чтобы окунуться в прекрасный удивительный и чарующий мир поэзии и музыки.

Русский

2014-05-14

162 KB

0 чел.

Поэзии и музыки чарующий мир

Литературно-музыкальное путешествие

Цели и задачи: познакомить детей с поэтическим и музыкальным творчеством Великих поэтов и композиторов. Прививать любовь к красоте слова и музыки. Посредством поэзии и музыки воспитывать любовь к родной природе, ценить дружбу, стремиться к самосовершенствованию.

Библиотекарь: Ребята, мы сегодня с вами собрались, чтобы окунуться в прекрасный, удивительный и чарующий мир поэзии и музыки. Когда звучит поэзия – рождается музыка, когда слушаем музыку – рождается поэзия. И поэзия, и музыка – это творения человеческих чувств, ума, таланта, состояние души. Не зря, когда слушаешь печальную музыку, а особенно печальную песню, когда и слова и музыка вызывают в душе грусть, жалость, печаль – хочется плакать, и, наоборот, когда слышишь веселую песню, где слова  соответствуют музыке -  в душе рождаются чувства радости, бодрости, любви,  поднимается настроение, хочется петь, танцевать, творить добро, совершать хорошие поступки.

Ведущий 1. Поэзия и музыка на полотне сознания

Мелодию забытую рисуют по стеклу,

И памятью пропитаны,  ложатся очень разные,

Мазки осенней слякотью по летнему теплу…

Ведущий 2. Растерянными нотками, рассыпанными красками,

Мотивами забытыми, переплетясь, звучат

Поэзия и музыка, на полотне у Мастера,

На паузе задумчивой последнего мазка…

Ведущий 1.Мелодию забытую рисуют кистью тоненькой,

Над паутинкой нотною, над россыпями слов…

Поэзия и музыка, мотив забытый вспомнили…

И ритм сердца радостный весенних каблучков…

Ведущий 2.Давно известно, как велика сила воздействия  поэзии и музыки на чувства человека. Порой четыре строчки талантливого автора могут заменить страницу текста прозы, а куплет хорошей песни изменить настроение человека, воодушевить его на что-то хорошее, благородное.

Ведущий 1. Поэтическое слово и музыка способны проникать в тайны человеческой души, призывают человека мыслить образами, не дают нашей душе очерстветь. А выразительные средства языка  поэзии обогащают речь человека, помогают общению, расширяют кругозор.

Библиотекарь: Давайте приоткроем занавес в мир поэзии и музыки. Этот мир подобен многогранному бриллианту, каждая грань которого сверкает по-своему прекрасно. Итак, в путешествие! Как и во всяком путешествии, у нас будут остановки. Первая остановка называется «Природа в зеркале музыки и поэзии», на которой вы услышите, как с помощью поэтического слова и музыки можно выразить свои впечатления от встречи с природой.

Ведущий 2. Природа – музыка! Тебе внимаю…

Не умолкая, песнь свою поет

Весь мир про жизнь, которою он дышит,

И тот блажен, кто слушает и слышит.

О, сколько он узнает и поймет,

Разведав путь в звучащий мир гармоний,

Непонятых поэм, неведомых симфоний!

                          (Алексей Жемчужников).

Библиотекарь: Во всех произведениях Великого русского писателя М.М. Пришвина красной лентой проходит вопрос о согласии и чистоте, которые есть в природе, а значит должны быть и в человеке. Пришвин показал нам, что в высшем смысле нет различия между человеком и природой, они проникают друг в друга, и только если они слиты воедино – это и есть жизнь и мера отношений. Очень важно, чтобы каждый человек научился видеть красоту природы, научился понимать, любить и ценить ее. Вот как русский поэт Федор Иванович Тютчев писал о природе:

«Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…»

Многие поэты посвящали свои стихи такому жанру как лирика, ведь она есть самая чувственная грань поэзии. Ребята, назовите, каких вы знаете поэтов, которые в своих стихах описывали прелесть родной природы. (Ответы ребят).

Да, это Пушкин, Есенин, Некрасов, Кольцов, Плещеев, Тютчев, Фет и многие другие. Нужно иметь величайший талант, чтобы так проникновенно в нескольких строках раскрыть глубину и очарование природы. Читаем у Пушкина:

«Под голубыми небесами

Великолепными коврами

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит».

Или у Алексея Константиновича Толстого:

«Колокольчики мои,

Цветики степные!

Что глядите на меня,

Темно-голубые?

И о чем звените вы

В день веселый мая,

Средь некошеной травы

Головой качая?»

Особое место в поэтическом творчестве 19 века принадлежит поэзии Ф. Тютчева и А. Фета, чутко устремленных к природе, драматически ощущавших ее тесную связь с человеком. У Тютчева:

«Не остывшая от зною,

Ночь июльская блистала…

И над тусклою землею

Небо, полное грозою,

Все в зарницах трепетало…»;

У Фета:

«Целый день спят ночные цветы,

Но лишь солнце за рощу зайдет,

Раскрываются тихо листы

И я слышу, как сердце цветет».

Почти половина стихотворений, написанных Фетом, посвящена русской природе – ведь он много лет прожил в деревне, глубоко чувствовал родную природу и очень любил ее. А теперь давайте послушаем ребят, которые подготовили стихи о природе. (Звучат стихи С.Есенина «Береза», «Черемуха», «Прячет месяц за овинами»;  А.Пушкина «Уж небо осенью дышало», «Туча»; Ф.Тютчева «Есть в осени первоначальной», «Смотри, как роща зеленеет»; А. Фета «Осень»; А. Плещеева «Весна»).

Звучит песня «Солнечная капель» (Слова И.Вахрушевой, музыка С.Соснина)

Учитель музыки: Когда мы видим прекрасные картины зеленого леса, синего моря, голубого неба, изящных птиц и животных, яркие явления природы  - у нас невольно возникают в голове поэтические образы и сердце наполняется звуками музыки.

Исполняется песня «Земля чудес» (Слова и музыка Е.Зарицкой)

Ведущий 1.Без музыки не проживу и дня.

Она во мне. Она вокруг меня.

И в пенье птиц, и в шуме городов,

В молчанье трав и в радуге цветов,

И в зареве рассвета над землей…

Она везде и вечный спутник мой. (О.Гаджикасимов «Музыка»).

Учитель музыки. Много композиторов сочинили свои произведения о природе. Все мы любим и знаем творчество П.И.Чайковского, его «Времена года». Давайте послушаем одну из пьес и постараемся представить себе зимний лес, заснеженные ели, и дорогу в лесу, по которой мчится тройка лошадей.

Звучит «На тройке» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского

Ведущий 2.Строка без музыки -  бескрыла.

Ты удружи мне, удружи –

И все, что в слове сердцу мило

На музыку переложи.

Ведущий 1.Когда печаль души твоей коснется,

Когда разлука сердце обожжет,

Ты песню кликни, песня отзовется,

И песня вдруг, как милый друг придет.

Исполняется песня о природе «Солнышко» (Слова В.Борисова, музыка А.Ермолова)

Учитель музыки.  Ребята, все вы не раз слушали чудесную музыку вальсов. Многие вальсы были написаны композиторами под впечатлением красоты природы. Это знаменитые вальсы: «Березка», «Осенний сон», «На сопках Маньчжурии», это «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» Чайковского, это множество вальсов Штрауса – «Сказки Венского леса» и много-много других.  

Звучит «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского

Ведущий 2. А как чувственно, трепетно раскрывается таинственная сила гармонии слова и музыки в романсах.

Ведущий 1. Я никогда не понимал

Искусства музыки священной,

А ныне слух мой различал

В ней чей-то голос сокровенный.

Ведущий 2.Я полюбил в ней ту мечту

И те души моей волненья,

Что всю былую красоту

Волной приносят из забвенья.

Под звуки прошлое встает

И близким кажется и ясным:

То для меня мечта поет,

То веет таинством прекрасным. (А.Блок).

Ведущий 1.Лишь услышу – глаза закрываю,

И волненье сдержать нету сил,

И вполголоса я подпеваю,

Хоть никто подпевать не просил.

Ведущий 2.И казалось, грустить не причина,

Но лишь только заслышу напев,

Как горит, догорает лучина –

Сердце падает оторопев.

Ведущий 1.Эту грусть не убью, не утишу,

Не расстанусь, останусь в плену

Лишь услышу, лишь только заслышу –

Подпевать еле слышно начну.   (А.Межиров).

Звучит романс С.Есенин «Отговорила роща золотая»

Библиотекарь. Наше путешествие продолжается, и следующая остановка называется «Дружба». Ребята, кто из вас может объяснить, что такое дружба.

(ответы детей).

Правильно. Дружба – близкие отношения между людьми, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Друзья – это те, кто может вместе выполнять самые разнообразные дела, развлекаться и отдыхать. Но самое главное – друзья доверяют друг другу, делятся своими мыслями, мечтами, тайнами, то есть полагаются друг на друга. Следовательно, друзей связывают не только общие дела, но и чувства искренности, доверия. Дружба согревает друзей, поэтому давайте представим ее в виде солнышка. Предлагаю вам подписать каждый лучик солнца, называя самые ценные качества в дружбе.

На доске крепится лист бумаги, на котором нарисовано солнце. Ученики подписывают лучи словами: искренность, отзывчивость, честность, доверие, надежность, преданность, взаимопомощь, взаимовыручка, поддержка, умение прощать. 

Ведущий 2.Послушайте, как о дружбе говорят поэты.

(ученики читают стихи о дружбе: Э.Асадов «Доброта»;).

Исполняется песня о дружбе «Вместе весело шагать» (Слова М.Матусовского, музыка В.Шаинского)

Ведущий 1.Путешествие в мир поэзии и музыки продолжается. Следующая остановка «Любовь». О природе любви не одно столетие спорили мыслители и художники. В одном они были единодушны: способность любить – исключительное свойство человека, благодаря которому мы ценим жизнь. Ученые  психологи, исследователи внутреннего мира человека, установили, что любовь – это свободное, таинственное, непринужденное и непредсказуемое чувство.

Ведущий 2. Те, кого мы любим, или то, что мы любим, для нас самое важное в жизни. Так любовь создает вокруг человека его неповторимый мир. Но нам иногда не хватает слов, чтобы выразить свою любовь к родному краю, своей стране, родным и близким и, конечно же, любимым. И тогда нам на помощь приходит чарующая мелодия поэтического слова и музыки.

(Звучат стихи о любви: О.Высотская «Любовь – она бывает разной», В.Шефнер «Любовь ведет через пустыни», В.Федоров «Любовь мне – как блистание…», В. Сосюра «Когда б соединить в одно любовь людей…»).

Исполняется песня «Розкажи про Україну» (Слова А.Вратарёва, музыка А.Злотника)

Ведущий 1. Способность чувствовать любовь, принимать ее и дарить другим определяется как показатель духовного роста человека. Ведь любовь заставляет нас заглядывать в наши души, размышлять над своими поступками. Таким образом любовь побуждает нас к самоусовершенствованию.

Библиотекарь. Поэты и композиторы помогают нам видеть прекрасное, видеть зорче, острее. Они открывают нам красоту, это чудо жизни. Итак, наше путешествие подошло к концу. Мир поэзии и музыки настолько велик, прекрасен и многогранен, что мы, конечно же, в своем путешествии прошлись не по всем его тропам, не все приоткрыли грани этого удивительного мира, но мы убедились, что Поэзия и Музыка – наши вечные учителя. Пусть книги, стихи и музыка всегда идут рядом с Вами, побуждают Вас к серьезной и глубокой работе, к стремлению стать выше, чище, добрее.

Список использованной литературы:

  1.  Гимн любви. Т.1. Лирика русских поэтов.-М.: «Молодая гвардия», 1991.- 543с.
  2.  Пришвин М.М. Глаза земли/Сост., авт.вступит. ст.В.Я.Курбатов.-М.: Просвещение, 1989.- 303с.
  3.  Рогаль В.В. Романси… Вони багато скажуть нам//Все для вчителя.-2010.-№22.-с.28-29.
  4.  Родные поэты: Стихотворения русских поэтов-классиков ХІХ и начала ХХ века/Сост.и биограф.справки Н.С.Шер.-М.: «Дет. лит.», 1997.-287с.
  5.  Русская поэзия детям/Вступ.статья, составление, подготовка текста, биографические справки и примеч. Е.О.Путиловой.-Л.:Сов.писатель,1989.-768с.
  6.  Тютчев Ф.И., Фет А.А. Стихотвоения/Сост. и вступ. статья Н.Скатова.-М.:Худож.лит., 1988.-462с.

Фото мероприятия. Место проведения: библиотека СОШ №14 г. Северодонецк, 30.04.2013г.

     


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81497. Трансметилирование. Метионин и S-аденозилметионин. Синтез креатина, адреналина и фосфатидилхолинов 166.74 KB
  Метальная группа метионина мобильный одноуглеродный фрагмент используемый для синтеза ряда соединений. Перенос метильной группы метионина на соответствующий акцептор называют реакцией трансметилирования имеющей важное метаболическое значение. Метальная группа в молекуле метионина прочно связана с атомом серы поэтому непосредственным донором этого одноутлеродного фрагмента служит активная форма аминокислоты. Реакция активация метионина Активной формой метионина является Sаденозилметионин SM сульфониевая форма аминокислоты...
81498. Метилирование ДНК. Представление о метилировании чужеродных и лекарственных соединений 108.02 KB
  Метилирование ДНК это модификация молекулы ДНК без изменения самой нуклеотидной последовательности ДНК что можно рассматривать как часть эпигенетическойсоставляющей генома. Метилирование ДНК заключается в присоединении метильной группы к цитозину в позиции С5 цитозинового кольца. У человека за процесс метилирования ДНК отвечают три фермента называемые ДНКметилтрансферазами 1 3 и 3b DNMT1 DNMT3 DNMT3b соответственно.
81499. Источники и образование одноуглеродных групп. Тетрагидрофолиевая кислота и цианкобаламин и их роль в процессах трансметилирования 168.87 KB
  Образование и использование одноуглеродных фрагментов. Ещё один источник формального и формиминофрагментов гистидин. Все образующиеся производные Н4фолата играют роль промежуточных переносчиков и служат донорами одноуглеродных фрагментов при синтезе некоторых соединений: пуриновых оснований и тимидиловой кислоты необходимых для синтеза ДНК и РНК регенерации метионина синтезе различных формиминопроизводных формиминоглицина и т. Перенос одноуглеродных фрагментов к акцептору необходим не только для синтеза ряда соединений но и для...
81500. Антивитамины фолиевой кислоты. Механизм действия сульфаниламидных препаратов 104.02 KB
  В медицинской практике в частности в онкологии нашли применение некоторые синтетические аналоги антагонисты фолиевой кислоты. Аминоптерин является наиболее активным цитостатикомантагонистом фолиевой кислоты; отличается высокой токсичностью вследствие чего показан лишь при тяжёлых формах псориаза. ПАБК необходима микроорганизмам для синтеза фолиевой кислоты которая превращается в фолиниевую кислоту участвующую в синтезе нуклеиновых кислот.
81501. Обмен фенилаланина и тирозина. Фенилкетонурия; биохимический дефект, проявление болезни, методы предупреждения, диагностика и лечение 261.77 KB
  Тирозин условно заменимая аминокислота поскольку образуется из фенилаланина. Метаболизм феиилаланина Основное количество фенилаланина расходуется по 2 путям: включается в белки; превращается в тирозин. Превращение фенилаланина в тирозин прежде всего необходимо для удаления избытка фенилаланина так как высокие концентрации его токсичны для клеток.
81502. Алкаптонурия и альбинизм: биохимические дефекты, при которых они развиваются. Нарушение синтеза дофамина, паркинсонизм 403.53 KB
  Нарушение синтеза дофамина паркинсонизм. Заболевание развивается при недостаточности дофамина в чёрной субстанции мозга. Для лечения паркинсонизма предлагаются следующие принципы: заместительная терапия препаратамипредшественниками дофамина производными ДОФА леводопа мадопар наком и др. подавление инактивации дофамина ингибиторами МАО депренил ниаламид пиразидол и др.
81503. Декарбоксилирование аминокислот. Структура биогенных аминов (гистамин, серотонин, γ-аминомасляная кислота, катехоламины). Функции биогенных аминов 239.46 KB
  Процесс отщепления карбоксильной группы аминокислот в виде СО2 получил название декарбоксилирования. В живых организмах открыты 4 типа декарбоксилирования аминокислот. αДекарбоксилирование характерное для тканей животных при котором от аминокислот отщепляется карбоксильная группа стоящая по соседству с αуглеродным атомом.
81504. Дезаминирование и гидроксилирование биогеных аминов (как реакции обезвреживания этих соединений) 168.64 KB
  Инактивация биогенных аминов происходит двумя путями: 1 метилированием с участием SM под действием метилтрансфераз. Таким образом могут инактивироваться различные биогенные амины но чаще всего происходит инактивация гастамина и адреналина. Так инактивация адреналина происходит путём метилирования гидроксильной группы в ортоположении . Реакция инактивации гистамина также преимущественно происходит путём метилирования 2 окислением ферментами моноаминооксидазами МАО с коферментом FD таким путем.
81505. Нуклеиновые кислоты, химический состав, строение. Первичная структура ДНК и РНК, связи, формирующие первичную структуру 107.11 KB
  Первичная структура ДНК и РНК связи формирующие первичную структуру Нуклеи́новые кисло́ты высокомолекулярные органические соединения биополимеры полинуклеотиды образованные остатками нуклеотидов. Нуклеиновые кислоты ДНК и РНК присутствуют в клетках всех живых организмов и выполняют важнейшие функции по хранению передаче и реализации наследственной информации. Поскольку в нуклеотидах существует только два типа гетероциклических молекул рибоза и дезоксирибоза то и имеется лишь два вида нуклеиновых кислот дезоксирибонуклеиновая ДНК...