60151

Внеклассное мероприятие по информатике и литературе. Творческая лаборатория «Я всё могу»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Пушкина развивать устную речь учащихся логическое мышление внимание наблюдательность умение анализировать информацию воспитывать любви к искусству к русской словесности воспитывать ответственности за порученное дело чувства коллективизма гуманизма...

Русский

2014-05-14

118.5 KB

1 чел.

Внеклассное мероприятие по информатике и литературе.

Творческая лаборатория «Я всё могу».

                   

Цели мероприятия:

  •  развивать у учащихся самоконтроль, стремление к самопознанию и самосовершенствованию, проводить самоанализ
  •  способствовать профориентации учащихся
  •  расширить и углубить знания по теме «Текстовый редактор WORD», «Создание презентаций», систематизация изученного материала
  •  расширить и углубить знания по теме «Жизненный и творческий путь А.С.Пушкина»
  •  развивать устную речь учащихся, логическое мышление, внимание, наблюдательность, умение анализировать информацию
  •  воспитывать любви к искусству, к русской словесности
  •  воспитывать ответственности за порученное дело, чувства коллективизма, гуманизма
  •  формировать активной гражданской позиции
  •  прививать интерес к предметам гуманитарного и математического циклов

Ход мероприятия.

Эпиграф к мероприятию:

«Сделал – это завершение.

Не буду – это отступление.

Не могу – это поражение.

Должен – это твой долг.

Проба – это слово каждого.

Сделаю – это слово радости.

Могу – это наша сила»

Так будьте же сильными. И недаром наше мероприятие называется «Я всё могу»!

Учитель информатики, литературы и психолог: Добрый день, ребята!

С.И. Вступительное слово психолога.Ребята, мы с вами, как уже сказала Елена Владимировна, будем сегодня работать в творческой лаборатории. И не просто работать, а творчески работать. Когда человек творит?  Тогда, когда он чувствует вдохновение и желание сделать какое-то дело, необычно, по-новому. Когда у него все получается, и он испытывает удовольствие от работы и собственный успех.

    Ваши преподаватели Наталья Павловна и Елена Владимировна специально для каждого из вас разработали творческие задания. Сначала сосредоточьтесь на литературной составляющей задания, а затем – на компьютерной.    

    Вспомните, в первом полугодии я проводила с вами занятие по типам интеллекта: лингвистическому (языковому), логическому (математическому), музыкальному, визуально-пространственному, кинестетическому (двигательному)… Каждый из вас при помощи теста определил, какой тип интеллекта свойственен лично вам в большей степени. Именно эти результаты  учитывали преподаватели при разработке заданий и формировании команд. Мы предполагаем, что эти задания вы будете делать с интересом, не испытывая больших трудностей. Желаем вам успеха.

Е.В.Наша встреча проходит в кабинете информатики, а это значит, что работать в творческой лаборатории вы будете с компьютером. Для выполнения заданий вам пригодятся ваши знания по темам «Текстовый редактор» и «Создание презентаций».

Н.П.Сегодня мы с вами отправляемся в удивительное путешествие по страницам  биографии и книг великого русского поэта А. С. Пушкина. В этом году, 6 июня, мы будем отмечать 214 лет со дня его рождения. «Солнцем русской поэзии» называли Александра Сергеевича. Более 200 лет светит нам солнце поэзии и будет светить века. Это имя бесконечно дорого каждому из нас. У каждого есть своё любимое произведение Пушкина. С самых ранних лет мы слышим его волшебные сказки, позже сами читаем лирические стихотворения и поэмы, полные  жизни, чувств,  красоты и вдохновения.

 

Итак, начинаем работу в нашей лаборатории.

В игре участвуют 2 команды: Представление команд. Команды по 5 человек. Один – капитан. Члены команды получают именованные задания, которые выполняют под руководством капитана. Можно задавать вопросы и консультироваться с учителями информатики и литературы. По истечению времени каждая команда представляет выполненное задание. Затем мы подведём итоги.        

Лист 1. Лингвисты.

Результат оформите в текстовом редакторе Word.

Требования к документу.

Название для этой работы придумать самостоятельно, оформить его произвольным цветом. Размер 16, жирное начертание.

Задание 1. Распределите по спискам произведении А.Пушкина: стихотворения, относящиеся к теме природы и стихотворения, относящиеся к свободолюбивой лирике (это будут заголовки). Первую группу оформите зелёным цветом, размер 16, список. Вторая группа – красный цвет,размер 16, список. Оформить заголовки к каждой группе, расположив их посередине, шрифт 20, Arial, произвольным цветом. Начертание – курсив полужирный. Года, указанные в скобках выделить жирным чёрным цветом. Отредактировать начальный текст, исправив ошибки.

«Осеннее утро», «Певец», «Узник» (1822), «Птичка» (1823) «Деревня», «К морю»,«Анчар» (1828) «Зимнее утро», «Осень»,  «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Вновь я посетил», «Два чувства дивно близки мне», Вольность» (1817), «К Чаадаеву» (1818), «Кинжал» (1821),  «Арион» (1827),


Ответ:---- стихотворения, относящиеся к теме природы
«Осеннее утро», «Певец», «Деревня»,«Узник», «К морю», «Зимнее утро», «Осень», «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Вновь я посетил», «Два чувства дивно близки мне»
----
стихотворения, относящиеся к свободолюбивой лирике
«Вольность» (1817), «К Чаадаеву» (1818), «Деревня» (1819), «Кинжал» (1821), «Узник» (1822), «Птичка» (1823), «Арион» (1827), «Анчар» (1828)

Задание 2.  Ребус  (6 букв -6 слов) . Ответить на вопросы, записать их в столбик заглавными литерами. Первую букву выделить полужирным шрифтом. Определить по первым буквам ключевое слово. Порядок следования слов такой же как и следование вопросов.

Ключевое слово   ----    ПУШКИН

1,5 Назовите фамилию (1) и имя (5) близкого друга  А.Пушкина по лицею

                                                              Ответ:  Пущин Иван

2.Назовите стихотворение, написанное в Молдавии под впечатлением увиденной птицы, которая «пищу клюет под окном»

                                                              Ответ:  «Узник»

3. Укажите фамилию героя повести «Капитанская дочка», который перешел на сторону Пугачева

                                                    Ответ:     Швабрин

4.Назовите фамилию адресата стихотворения «Я помню чудное мгновенье….»

                                                       Отчет:      Керн

6. Укажите имя жены А.Пушкина

                                                Ответ:        Наталья Николаевна

ПУЩИН

УЗНИК

ШВАБРИН

КЕРН

ИВАН

НАТАЛЬЯ

Задание 3. Ответ на  вопрос записать произвольным цветом, размер шрифта 20, полужирный, подчёркивание, расположить по правому краю. Изменить форматирование вопроса: размер 16, начертание жирное, курсив, по левому краю, интервал между символами – разреженный.

Какой прием использован в строчках: «князь» – «раб»;  «непобедимый, властный» «послушный, бедный»?

Ответ:         Антитеза.

Лист 2. Математико-логический тип.

Результат оформите в текстовом редакторе Word.

Задание 1. Поставьте в соответствие годы и периоды творчества А. Пушкина. Записать сначала текст, рядом даты. Текст оформить синим цветом, шрифт 16, курсив, полужирный, далее отступ клавишей TAB и записать годы произвольным цветом, размер 16, полужирный. Сделать заголовок к этому заданию. Оформить произвольно.

1817 – 1820 гг., 1820 – 1824 гг. , 1824 -1826 гг. ,1826 – 1830 гг. , 1831 – 1837 гг., Ссылка в Михайловское, Петербург, Последние годы, Южная ссылка, Годы странствий.

ОТВЕТ:
Петербург.  1817 – 1820гг. 
Южная ссылка  1820 – 1824гг.
Ссылка в Михайловское  1824 -1826гг.
Годы странствий  1826 – 1830 гг.
Последние годы  1831 – 1837 гг.

Задание 2. Какое произведение было написано раньше: «Горе от ума» Грибоедова или «Евгений Онегин» Пушкина? Какими словами из текста это можно подтвердить?

Оформить в виде сообщения, которое включает в себя отформатированный заголовок и текст. Пример оформления смотри ниже.

Что раньше?

Грибоедов или Пушкин?

«Горе от ума» или «Евгений Онегин»?

Здесь расположить текст  по плану:годы жизни писателей, годы создания произведений, подтверждающие слова.

Ответ: раньше было написано «Горе от ума». Подтверждающие слова: «Он возвратился и попал как Чацкий с корабля на бал».

Задание 3.

В окружении Пушкина, в период его жизни в Одессе, встречались люди, отношения с которыми менялись от дружеских до враждебных.

В адрес кого из числа таких знакомых была направлена следующая эпиграмма:

Полу- милорд, полу- купец,

Полу- мудрец, полу- невежда,

Полу- подлец, но есть надежда,

Что будет полным наконец.

Чтобы узнать это, решите предложенную задачу и по результату, полученному в переменной Х, определите человека, которому Пушкин посвятил эпиграмму. Решение запишите.

  1.  Воронцов М.С.
  2.  Раевский А.Н.
  3.  Липранди И.П.

Если номер правильного ответа Х умножить на число повторений частицы «полу», из результата вычесть число строк эпиграммы, то результат будет равен числу встрающихся глаголов будущего времени.

Ответ: 1.

Задание 4.

Составить документ, включив в него текст стихотворения и рисунок (можно воспользоваться Интернетом). В документе должно быть заглавие, отформатированный текст и рисунок,  который необходимо отформатировать (рамка, расположение в тексте и т.д). Решив задачу (см. ниже), вы узнаете дату изготовления дворца. Сделайте подпись к рисунку, указав эту дату. Решение задачи представить здесь же.

Покинув север наконец,

Пиры надолго забывая,

Я посетил Бахчисарая

В забвенье дремлющий дворец.

Среди безмолвных переходов

Бродил я там, где бич народов,

Татарин буйный пировал

И после ужасов набега

В роскошной лени утопал.

Еще поныне дышит нега

В пустых покоях и садах;

Играют воды, рдеют розы,

И вьются виноградны лозы,

И злато блещет на стенах.

Если номер правильного ответа X умножить на число существительных, затем полученный результат увеличить в 75 раз и к нему прибавить 1/3 произведения числа глаголов в цитате и числа X, то в результате получим дату изготовления парадной двери ханского дворца Бахчисарая

Ответ: 1503 год.

Лист 3. Визуально-пространственный тип.

              СОЗДАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ «Современники А. Пушкина»

Заготовка презентации находится в файле «Заготовка.ppt». Изменить шаблон презентации, ответить на вопросы, добавив изображение и отформатировать содержимое каждого слайда. Для работы можно пользоваться Интернетом.

1. Какой известный русский поэт и в связи с чем подарил Пушкину свой портрет с надписью «Победителю – ученику от побежденного учителя».

Ответ: Жуковский за поэму «Руслан и Людмила».

2. Кто написал романс на слова А. Пушкина «Я помню чудное мгновенье»?

                                                    Ответ:  Ф. М.   Глинка посвятил дочери Керн.

3.С каким известным русским драматургом   А. Пушкин работал в Министерстве иностранных дел?        

                                                 Ответ: А.С. Грибоедов    

     4. На кого написана знаменитая эпиграмма?

                                               

        "Полу-милорд, полу-купец,

          Полу-мудрец, полу-невежда

          Полу-подлец но есть надежда

          Что будет полным наконец."

                                              

Ответ: На генерал-губернатора Новороссии графа Михаила Семеновича Воронцова, в канцелярии которого Пушкин служил в 1823-24 г.г. Взаимоотношения их были враждебными и закончились высылкой Пушкина из Одессы в Михайловское. Полу-милорд - намек на английское воспитание генерала и его англоманию. Полу-купец - намек на то, что Воронцов был материально заинтересован в операциях Одесского порта.

5. Укажите члена северного общества декабристов, с которым Пушкин познакомился в доме известного русского историка и писателя Н. Карамзина

                                                

Ответ: А.П. Чаадаев

    

  6. «Дуэль Пушкина состоялась 27 января (8 февраля по новому стилю) 1837 года в нескольких верстах от Петербурга». С кем была  эта роковая дуэль?

Ответ: С молодым французом Дантесом, усыновлённым голландским посланником бароном Геккерном. .

Лист 4. Музыкальный тип.

Задание 1.

Расшифровать слова (используйте подсказки). Расшифрованные слова  внести  побуквенно в таблицу. Каждому слову соответствует одна строка таблицы в том же порядке, в котором расположены слова.

  1.  Ркдваоиртиеен  (Так называется вставка символов, удаление лишних, исправление ошибок в тексте)
  2.  Твонмиорераифа (Так называется придание текстовым фрагментам свойств, от которых зависит их внешний вид)
  3.  Лацитаб (Объект текстового документа, состоящий из строк и столбцов)
  4.  Лиьст (Так называется именованный набор параметров форматирования к объектам)
  5.  Никусор (Графическое изображение,сохранённое в файле на внешнем носителе)
  6.  Лшаноб (Файл, где сохраняется набор стилей текстового документа)
  7.  Раском (Именованный набор инструкций, которые программа выполняет как одну команду)
  8.  Псиксо (Бывают нумерованными, маркированными и многоуровневыми)
  9.  Яцнуриема (элементы перечня списка)

№ слова

1

15д

а

к

т

и

р

о

в

а

н

и

е

2

о

р

м

т

и

р

о

в

а

н

и

е

3

т

а

б

12и

ц

а

4

7 с

т

л

ь

5

р

и

у

н

10о

к

6

ш

а

б

11л

16о

н

7

13м

А

к

р

о

с

8

с

п

14и

с

о

к

9

н

у

м

е

р

а

ц

и

Запишите буквы в строку, соотнеся их с числовым рядом. Они составляют название нот. Составьте звуковой ряд. Запишите его. Проиграйте его.

Начинаем со второй октавы!!!

15,16,1,2,15,16,5,6,13,14,3,4,5,6,15,16,7,8 (бемоль),7,8 (бемоль),    15,16,1,2,1,2,9,10,11,12,7,8 (бемоль), 7,8 (бемоль),7,8 (бемоль)

Задание 2. Прослушайте мелодии и просмотрите текст произведений Пушкина А.С. Поставьте в соответствие мелодию и текст. Одно из предложенных стихотворений отформатируйте по своему усмотрению.

Я помню чудное мгновенье (Романс):

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Я вас любил (remake) (Романс):

Я Вас любил; любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она Вас больше не тревожит

Я не хочу печалить Вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим.

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай Вам Бог любимой быть другим!

Узник

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орел молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном,

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно.

Зовет меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер... да я!...»

Что в имени тебе моем?

Что в имени тебе моем?

Оно умрет, как шум печальный

Волны, плеснувшей в берег дальный,

Как звук ночной в лесу глухом.

Оно на памятном листке

Оставит мертвый след, подобный

Узору надписи надгробной

На непонятном языке.

Что в нем? Забытое давно

В волненьях новых и мятежных,

Твоей душе не даст оно

Воспоминаний чистых, нежных.

Но в день печали, в тишине,

Произнеси его тоскуя;

Скажи: есть память обо мне,

Есть в мире сердце, где живу я...

Ответ:

Я помню чудное мгновенье (Романс)  3

Я вас любил (remake) (Романс) 2

Узник 1

Что в имени тебе моем? 4

Задание 3. Сочините мелодию к предложенным произведениям. Пропойте их.

  СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ, О СЫНЕ ЕГО СЛАВНОМ И МОГУЧЕМ БОГАТЫРЕ
КНЯЗЕ ГВИДОНЕ САЛТАНОВИЧЕ И О ПРЕКРАСНОЙ ЦАРЕВНЕ ЛЕБЕДИ.


Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».

                         

    ПОЭМА «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
                

Лист 5. Дополнительное задание.

Оформить документ в текстовом редакторе, отформатируйте его.

1. Соотнесите стихотворения и жанры.

“На холмах Грузии”

“Вольность”

“К Чаадаеву”

“На Воронцова”

элегия

послание

эпиграмма

ода

2.Какое историческое событие предшествовало написанию стих-я “Пророк”?

А) Отечественная война 1812 г.

Б) восстание декабристов 1825 г.

В) смерть императора Николая 1 в 1855 г.

Г) восшествие на престол Александра 1 в 1801 г.

3. Какое стихотворение читал Пушкин перед Державиным на экзамене в Лицее?

А) “Лициния”

Б) “Воспоминания в Царском Селе”

В) “Городок”

Г) “Деревня”

4. Какая дата, связанная с Лицеем, не раз встретится в лирике Пушкина?

А) 5 мая

Б) 21 октября

В) 1 января

Г) 19 октября

А теперь учащимся предлагается презентовать поэтические произведения А.С.Пушкина в сопровождении презентаций об А.С.Пушкине, подготовленных учащимися лицея.

Подведение итогов и выводы.

С.И. Заключительное слово психолога. Время пролетело быстро. И пора подводить итоги.

Легко или тяжело вам было выполнять творческие задания?

Какие чувства вы испытывали, выполняя их?  

    Хочу вернуться к типам интеллекта, к видам деятельности и тем заданиям, которые вы выполняли.

Вы  выполняли задания, которые могут быть включены в ту или иную профессиональную деятельность. Таким образом вы уже примеряете к себе некоторые функции профессий.

    Так, например, составление презентации – в рекламной деятельности. Здесь ведущий тип интеллекта – визуально-пространственный. И профессии, где он проявляется успешно, это мультипликатор, оператор, гидрометеоролог, и вы можете продолжить самостоятельно этот ряд.

    Задание музыкального направления помогают проявиться и развиться музыкальному типу интеллекта. И найдет он применение не только в композиторской деятельности, но и в профессии тренера по фитнесу, ди-джея, музыкального критика, аранжировщика,  поэта…

       

Е.В. Итак, во время вашей работы в творческой лаборатории вы получили результат по двум предметам информатике и литературе, вы увидели как могут быть совместимы эти предметы, какие возможности для изучения литературы вам предлагает информатика и наоборот. Вы узнали много нового и интересного. Вы узнали много нового о себе. Вы увидели какие типы заданий можно выполнять, учитывая ваш тип интеллекта. Я желаю вам творчески подходить к любому предмету и использовать для этого ваши знания по информатике, а также творчески работать на любом уроке.

Н.П. Работая над различными задания, вы доказали, что на должном уровне владеете материалом по теме «Жизнь и творчество А.С. Пушкина», а также доказали себе и всем присутствующим «Я всё смогу».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39377. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА 489 KB
  Общественное разделение труда предполагает специализацию, обособление отдельных видов конкретного труда (труда в особой целесообразной форме - например, труд пекаря, гончара). Развитие общественного разделения труда выражается в увеличении числа профессий и специальностей
39378. Процесуальний порядок оскарження постанови про порушення кримінальної справи 539.75 KB
  Кожна кримінальна справа може бути порушена лише за на- явності приводу і достатньої підстави за відсутності обставиш що виключають провадження у справі.
39379. Структурно-функциональная теория социальных систем Т. Парсонса 15.3 KB
  Из бесчисленного множества человеческих действий и взаимодействий (интеракций), соответствующих определенным социальным ролям, складывается социальная система. Парсонс сформулировал положение о трехкомпонентной структуре социальной системы...
39380. Расчет привода 518 KB
  Выбор двигателя. От типа двигателя его мощности частоты вращения и прочего зависят конструктивные и эксплуатационные характеристики рабочей машины и ее привода. Мощность двигателя зависит от требуемой мощности рабочей машины а его частота вращения от частоты вращения приводного вала рабочей машины.3 Определяем требуемую мощность двигателя по формуле 3 2.
39381. Г. Зиммель о принципе понимания и социологии конфликтов 15.78 KB
  Принцип понимания занимает особое место в социологии Зиммеля. Он позволяет разрушить барьер бесстрастного объективизма-рационализма, отделяющий познающего субъекта от познаваемого объекта
39382. ПРОБЛЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ КАНАДЫ ОТ США 93 KB
  Библиографический фон исследования включает в себя достаточно широкий круг отечественных и иностранных исследовательско-аналитических работ, посвященных экономической зависимости Канады от США, выражающейся в особой чувствительности к изменению экономической и политической ситуации в США
39383. Процент, прибыль и рента 70 KB
  Сущность процента. Механизм процента. Выбор вариантов инвестирования. Прибыль и рентабельность. Показатели прибыльности. Ценные бумаги. Дивиденд. Курс акций. Рента. Цена земли.
39384. Расчет привода электрической лебедки 283.5 KB
  Привод к электрической лебедке предназначен для передачи необходимой тяговой силы от двигателя к барабану. Рассмотренный нами привод обеспечивает надёжную, долговечную, производительную работу, что подтверждают расчёты на прочность и долговечность.
39385. Учет финансовых вложений как объект внеоборотных активов и отражение их в бухгалтерской отчетности 195.5 KB
  Изучение теоретической и нормативно-правовой базы бухгалтерского учета финансовых вложений, их оценки и выбытия, выявление особенностей учета финансовых вложений, изучение методики составления бухгалтерской отчетности по учету финансовых вложений, проведения инвентаризации.