60151

Внеклассное мероприятие по информатике и литературе. Творческая лаборатория «Я всё могу»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Пушкина развивать устную речь учащихся логическое мышление внимание наблюдательность умение анализировать информацию воспитывать любви к искусству к русской словесности воспитывать ответственности за порученное дело чувства коллективизма гуманизма...

Русский

2014-05-14

118.5 KB

1 чел.

Внеклассное мероприятие по информатике и литературе.

Творческая лаборатория «Я всё могу».

                   

Цели мероприятия:

  •  развивать у учащихся самоконтроль, стремление к самопознанию и самосовершенствованию, проводить самоанализ
  •  способствовать профориентации учащихся
  •  расширить и углубить знания по теме «Текстовый редактор WORD», «Создание презентаций», систематизация изученного материала
  •  расширить и углубить знания по теме «Жизненный и творческий путь А.С.Пушкина»
  •  развивать устную речь учащихся, логическое мышление, внимание, наблюдательность, умение анализировать информацию
  •  воспитывать любви к искусству, к русской словесности
  •  воспитывать ответственности за порученное дело, чувства коллективизма, гуманизма
  •  формировать активной гражданской позиции
  •  прививать интерес к предметам гуманитарного и математического циклов

Ход мероприятия.

Эпиграф к мероприятию:

«Сделал – это завершение.

Не буду – это отступление.

Не могу – это поражение.

Должен – это твой долг.

Проба – это слово каждого.

Сделаю – это слово радости.

Могу – это наша сила»

Так будьте же сильными. И недаром наше мероприятие называется «Я всё могу»!

Учитель информатики, литературы и психолог: Добрый день, ребята!

С.И. Вступительное слово психолога.Ребята, мы с вами, как уже сказала Елена Владимировна, будем сегодня работать в творческой лаборатории. И не просто работать, а творчески работать. Когда человек творит?  Тогда, когда он чувствует вдохновение и желание сделать какое-то дело, необычно, по-новому. Когда у него все получается, и он испытывает удовольствие от работы и собственный успех.

    Ваши преподаватели Наталья Павловна и Елена Владимировна специально для каждого из вас разработали творческие задания. Сначала сосредоточьтесь на литературной составляющей задания, а затем – на компьютерной.    

    Вспомните, в первом полугодии я проводила с вами занятие по типам интеллекта: лингвистическому (языковому), логическому (математическому), музыкальному, визуально-пространственному, кинестетическому (двигательному)… Каждый из вас при помощи теста определил, какой тип интеллекта свойственен лично вам в большей степени. Именно эти результаты  учитывали преподаватели при разработке заданий и формировании команд. Мы предполагаем, что эти задания вы будете делать с интересом, не испытывая больших трудностей. Желаем вам успеха.

Е.В.Наша встреча проходит в кабинете информатики, а это значит, что работать в творческой лаборатории вы будете с компьютером. Для выполнения заданий вам пригодятся ваши знания по темам «Текстовый редактор» и «Создание презентаций».

Н.П.Сегодня мы с вами отправляемся в удивительное путешествие по страницам  биографии и книг великого русского поэта А. С. Пушкина. В этом году, 6 июня, мы будем отмечать 214 лет со дня его рождения. «Солнцем русской поэзии» называли Александра Сергеевича. Более 200 лет светит нам солнце поэзии и будет светить века. Это имя бесконечно дорого каждому из нас. У каждого есть своё любимое произведение Пушкина. С самых ранних лет мы слышим его волшебные сказки, позже сами читаем лирические стихотворения и поэмы, полные  жизни, чувств,  красоты и вдохновения.

 

Итак, начинаем работу в нашей лаборатории.

В игре участвуют 2 команды: Представление команд. Команды по 5 человек. Один – капитан. Члены команды получают именованные задания, которые выполняют под руководством капитана. Можно задавать вопросы и консультироваться с учителями информатики и литературы. По истечению времени каждая команда представляет выполненное задание. Затем мы подведём итоги.        

Лист 1. Лингвисты.

Результат оформите в текстовом редакторе Word.

Требования к документу.

Название для этой работы придумать самостоятельно, оформить его произвольным цветом. Размер 16, жирное начертание.

Задание 1. Распределите по спискам произведении А.Пушкина: стихотворения, относящиеся к теме природы и стихотворения, относящиеся к свободолюбивой лирике (это будут заголовки). Первую группу оформите зелёным цветом, размер 16, список. Вторая группа – красный цвет,размер 16, список. Оформить заголовки к каждой группе, расположив их посередине, шрифт 20, Arial, произвольным цветом. Начертание – курсив полужирный. Года, указанные в скобках выделить жирным чёрным цветом. Отредактировать начальный текст, исправив ошибки.

«Осеннее утро», «Певец», «Узник» (1822), «Птичка» (1823) «Деревня», «К морю»,«Анчар» (1828) «Зимнее утро», «Осень»,  «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Вновь я посетил», «Два чувства дивно близки мне», Вольность» (1817), «К Чаадаеву» (1818), «Кинжал» (1821),  «Арион» (1827),


Ответ:---- стихотворения, относящиеся к теме природы
«Осеннее утро», «Певец», «Деревня»,«Узник», «К морю», «Зимнее утро», «Осень», «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Вновь я посетил», «Два чувства дивно близки мне»
----
стихотворения, относящиеся к свободолюбивой лирике
«Вольность» (1817), «К Чаадаеву» (1818), «Деревня» (1819), «Кинжал» (1821), «Узник» (1822), «Птичка» (1823), «Арион» (1827), «Анчар» (1828)

Задание 2.  Ребус  (6 букв -6 слов) . Ответить на вопросы, записать их в столбик заглавными литерами. Первую букву выделить полужирным шрифтом. Определить по первым буквам ключевое слово. Порядок следования слов такой же как и следование вопросов.

Ключевое слово   ----    ПУШКИН

1,5 Назовите фамилию (1) и имя (5) близкого друга  А.Пушкина по лицею

                                                              Ответ:  Пущин Иван

2.Назовите стихотворение, написанное в Молдавии под впечатлением увиденной птицы, которая «пищу клюет под окном»

                                                              Ответ:  «Узник»

3. Укажите фамилию героя повести «Капитанская дочка», который перешел на сторону Пугачева

                                                    Ответ:     Швабрин

4.Назовите фамилию адресата стихотворения «Я помню чудное мгновенье….»

                                                       Отчет:      Керн

6. Укажите имя жены А.Пушкина

                                                Ответ:        Наталья Николаевна

ПУЩИН

УЗНИК

ШВАБРИН

КЕРН

ИВАН

НАТАЛЬЯ

Задание 3. Ответ на  вопрос записать произвольным цветом, размер шрифта 20, полужирный, подчёркивание, расположить по правому краю. Изменить форматирование вопроса: размер 16, начертание жирное, курсив, по левому краю, интервал между символами – разреженный.

Какой прием использован в строчках: «князь» – «раб»;  «непобедимый, властный» «послушный, бедный»?

Ответ:         Антитеза.

Лист 2. Математико-логический тип.

Результат оформите в текстовом редакторе Word.

Задание 1. Поставьте в соответствие годы и периоды творчества А. Пушкина. Записать сначала текст, рядом даты. Текст оформить синим цветом, шрифт 16, курсив, полужирный, далее отступ клавишей TAB и записать годы произвольным цветом, размер 16, полужирный. Сделать заголовок к этому заданию. Оформить произвольно.

1817 – 1820 гг., 1820 – 1824 гг. , 1824 -1826 гг. ,1826 – 1830 гг. , 1831 – 1837 гг., Ссылка в Михайловское, Петербург, Последние годы, Южная ссылка, Годы странствий.

ОТВЕТ:
Петербург.  1817 – 1820гг. 
Южная ссылка  1820 – 1824гг.
Ссылка в Михайловское  1824 -1826гг.
Годы странствий  1826 – 1830 гг.
Последние годы  1831 – 1837 гг.

Задание 2. Какое произведение было написано раньше: «Горе от ума» Грибоедова или «Евгений Онегин» Пушкина? Какими словами из текста это можно подтвердить?

Оформить в виде сообщения, которое включает в себя отформатированный заголовок и текст. Пример оформления смотри ниже.

Что раньше?

Грибоедов или Пушкин?

«Горе от ума» или «Евгений Онегин»?

Здесь расположить текст  по плану:годы жизни писателей, годы создания произведений, подтверждающие слова.

Ответ: раньше было написано «Горе от ума». Подтверждающие слова: «Он возвратился и попал как Чацкий с корабля на бал».

Задание 3.

В окружении Пушкина, в период его жизни в Одессе, встречались люди, отношения с которыми менялись от дружеских до враждебных.

В адрес кого из числа таких знакомых была направлена следующая эпиграмма:

Полу- милорд, полу- купец,

Полу- мудрец, полу- невежда,

Полу- подлец, но есть надежда,

Что будет полным наконец.

Чтобы узнать это, решите предложенную задачу и по результату, полученному в переменной Х, определите человека, которому Пушкин посвятил эпиграмму. Решение запишите.

  1.  Воронцов М.С.
  2.  Раевский А.Н.
  3.  Липранди И.П.

Если номер правильного ответа Х умножить на число повторений частицы «полу», из результата вычесть число строк эпиграммы, то результат будет равен числу встрающихся глаголов будущего времени.

Ответ: 1.

Задание 4.

Составить документ, включив в него текст стихотворения и рисунок (можно воспользоваться Интернетом). В документе должно быть заглавие, отформатированный текст и рисунок,  который необходимо отформатировать (рамка, расположение в тексте и т.д). Решив задачу (см. ниже), вы узнаете дату изготовления дворца. Сделайте подпись к рисунку, указав эту дату. Решение задачи представить здесь же.

Покинув север наконец,

Пиры надолго забывая,

Я посетил Бахчисарая

В забвенье дремлющий дворец.

Среди безмолвных переходов

Бродил я там, где бич народов,

Татарин буйный пировал

И после ужасов набега

В роскошной лени утопал.

Еще поныне дышит нега

В пустых покоях и садах;

Играют воды, рдеют розы,

И вьются виноградны лозы,

И злато блещет на стенах.

Если номер правильного ответа X умножить на число существительных, затем полученный результат увеличить в 75 раз и к нему прибавить 1/3 произведения числа глаголов в цитате и числа X, то в результате получим дату изготовления парадной двери ханского дворца Бахчисарая

Ответ: 1503 год.

Лист 3. Визуально-пространственный тип.

              СОЗДАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ «Современники А. Пушкина»

Заготовка презентации находится в файле «Заготовка.ppt». Изменить шаблон презентации, ответить на вопросы, добавив изображение и отформатировать содержимое каждого слайда. Для работы можно пользоваться Интернетом.

1. Какой известный русский поэт и в связи с чем подарил Пушкину свой портрет с надписью «Победителю – ученику от побежденного учителя».

Ответ: Жуковский за поэму «Руслан и Людмила».

2. Кто написал романс на слова А. Пушкина «Я помню чудное мгновенье»?

                                                    Ответ:  Ф. М.   Глинка посвятил дочери Керн.

3.С каким известным русским драматургом   А. Пушкин работал в Министерстве иностранных дел?        

                                                 Ответ: А.С. Грибоедов    

     4. На кого написана знаменитая эпиграмма?

                                               

        "Полу-милорд, полу-купец,

          Полу-мудрец, полу-невежда

          Полу-подлец но есть надежда

          Что будет полным наконец."

                                              

Ответ: На генерал-губернатора Новороссии графа Михаила Семеновича Воронцова, в канцелярии которого Пушкин служил в 1823-24 г.г. Взаимоотношения их были враждебными и закончились высылкой Пушкина из Одессы в Михайловское. Полу-милорд - намек на английское воспитание генерала и его англоманию. Полу-купец - намек на то, что Воронцов был материально заинтересован в операциях Одесского порта.

5. Укажите члена северного общества декабристов, с которым Пушкин познакомился в доме известного русского историка и писателя Н. Карамзина

                                                

Ответ: А.П. Чаадаев

    

  6. «Дуэль Пушкина состоялась 27 января (8 февраля по новому стилю) 1837 года в нескольких верстах от Петербурга». С кем была  эта роковая дуэль?

Ответ: С молодым французом Дантесом, усыновлённым голландским посланником бароном Геккерном. .

Лист 4. Музыкальный тип.

Задание 1.

Расшифровать слова (используйте подсказки). Расшифрованные слова  внести  побуквенно в таблицу. Каждому слову соответствует одна строка таблицы в том же порядке, в котором расположены слова.

  1.  Ркдваоиртиеен  (Так называется вставка символов, удаление лишних, исправление ошибок в тексте)
  2.  Твонмиорераифа (Так называется придание текстовым фрагментам свойств, от которых зависит их внешний вид)
  3.  Лацитаб (Объект текстового документа, состоящий из строк и столбцов)
  4.  Лиьст (Так называется именованный набор параметров форматирования к объектам)
  5.  Никусор (Графическое изображение,сохранённое в файле на внешнем носителе)
  6.  Лшаноб (Файл, где сохраняется набор стилей текстового документа)
  7.  Раском (Именованный набор инструкций, которые программа выполняет как одну команду)
  8.  Псиксо (Бывают нумерованными, маркированными и многоуровневыми)
  9.  Яцнуриема (элементы перечня списка)

№ слова

1

15д

а

к

т

и

р

о

в

а

н

и

е

2

о

р

м

т

и

р

о

в

а

н

и

е

3

т

а

б

12и

ц

а

4

7 с

т

л

ь

5

р

и

у

н

10о

к

6

ш

а

б

11л

16о

н

7

13м

А

к

р

о

с

8

с

п

14и

с

о

к

9

н

у

м

е

р

а

ц

и

Запишите буквы в строку, соотнеся их с числовым рядом. Они составляют название нот. Составьте звуковой ряд. Запишите его. Проиграйте его.

Начинаем со второй октавы!!!

15,16,1,2,15,16,5,6,13,14,3,4,5,6,15,16,7,8 (бемоль),7,8 (бемоль),    15,16,1,2,1,2,9,10,11,12,7,8 (бемоль), 7,8 (бемоль),7,8 (бемоль)

Задание 2. Прослушайте мелодии и просмотрите текст произведений Пушкина А.С. Поставьте в соответствие мелодию и текст. Одно из предложенных стихотворений отформатируйте по своему усмотрению.

Я помню чудное мгновенье (Романс):

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Я вас любил (remake) (Романс):

Я Вас любил; любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она Вас больше не тревожит

Я не хочу печалить Вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим.

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай Вам Бог любимой быть другим!

Узник

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орел молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном,

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно.

Зовет меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер... да я!...»

Что в имени тебе моем?

Что в имени тебе моем?

Оно умрет, как шум печальный

Волны, плеснувшей в берег дальный,

Как звук ночной в лесу глухом.

Оно на памятном листке

Оставит мертвый след, подобный

Узору надписи надгробной

На непонятном языке.

Что в нем? Забытое давно

В волненьях новых и мятежных,

Твоей душе не даст оно

Воспоминаний чистых, нежных.

Но в день печали, в тишине,

Произнеси его тоскуя;

Скажи: есть память обо мне,

Есть в мире сердце, где живу я...

Ответ:

Я помню чудное мгновенье (Романс)  3

Я вас любил (remake) (Романс) 2

Узник 1

Что в имени тебе моем? 4

Задание 3. Сочините мелодию к предложенным произведениям. Пропойте их.

  СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ, О СЫНЕ ЕГО СЛАВНОМ И МОГУЧЕМ БОГАТЫРЕ
КНЯЗЕ ГВИДОНЕ САЛТАНОВИЧЕ И О ПРЕКРАСНОЙ ЦАРЕВНЕ ЛЕБЕДИ.


Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».

                         

    ПОЭМА «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
                

Лист 5. Дополнительное задание.

Оформить документ в текстовом редакторе, отформатируйте его.

1. Соотнесите стихотворения и жанры.

“На холмах Грузии”

“Вольность”

“К Чаадаеву”

“На Воронцова”

элегия

послание

эпиграмма

ода

2.Какое историческое событие предшествовало написанию стих-я “Пророк”?

А) Отечественная война 1812 г.

Б) восстание декабристов 1825 г.

В) смерть императора Николая 1 в 1855 г.

Г) восшествие на престол Александра 1 в 1801 г.

3. Какое стихотворение читал Пушкин перед Державиным на экзамене в Лицее?

А) “Лициния”

Б) “Воспоминания в Царском Селе”

В) “Городок”

Г) “Деревня”

4. Какая дата, связанная с Лицеем, не раз встретится в лирике Пушкина?

А) 5 мая

Б) 21 октября

В) 1 января

Г) 19 октября

А теперь учащимся предлагается презентовать поэтические произведения А.С.Пушкина в сопровождении презентаций об А.С.Пушкине, подготовленных учащимися лицея.

Подведение итогов и выводы.

С.И. Заключительное слово психолога. Время пролетело быстро. И пора подводить итоги.

Легко или тяжело вам было выполнять творческие задания?

Какие чувства вы испытывали, выполняя их?  

    Хочу вернуться к типам интеллекта, к видам деятельности и тем заданиям, которые вы выполняли.

Вы  выполняли задания, которые могут быть включены в ту или иную профессиональную деятельность. Таким образом вы уже примеряете к себе некоторые функции профессий.

    Так, например, составление презентации – в рекламной деятельности. Здесь ведущий тип интеллекта – визуально-пространственный. И профессии, где он проявляется успешно, это мультипликатор, оператор, гидрометеоролог, и вы можете продолжить самостоятельно этот ряд.

    Задание музыкального направления помогают проявиться и развиться музыкальному типу интеллекта. И найдет он применение не только в композиторской деятельности, но и в профессии тренера по фитнесу, ди-джея, музыкального критика, аранжировщика,  поэта…

       

Е.В. Итак, во время вашей работы в творческой лаборатории вы получили результат по двум предметам информатике и литературе, вы увидели как могут быть совместимы эти предметы, какие возможности для изучения литературы вам предлагает информатика и наоборот. Вы узнали много нового и интересного. Вы узнали много нового о себе. Вы увидели какие типы заданий можно выполнять, учитывая ваш тип интеллекта. Я желаю вам творчески подходить к любому предмету и использовать для этого ваши знания по информатике, а также творчески работать на любом уроке.

Н.П. Работая над различными задания, вы доказали, что на должном уровне владеете материалом по теме «Жизнь и творчество А.С. Пушкина», а также доказали себе и всем присутствующим «Я всё смогу».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40537. Предложение как единица синтаксиса. Предикативность. Классификация предложений 24 KB
  Предложение как единица синтаксиса. Предложение основная коммуникативная единица языка и речи. Предложение рассматривается с двух аспектов: конструктивной точки зрения традиционный структурный синтаксис коммуникативной точки зрения коммуникативный синтаксис. Главное отличие предложение от словосочетания для предложения характерна интонация сообщения или законченности и выражение мысли.
40538. Аффиксация как грамматический способ, типы аффиксов 27.5 KB
  Бопп склеивание 1 Индоевропейская семья 1 Тюркская финноугорская семья кавказские языки 2 Аффиксы многозначны 2 Аффиксы однозначны. 3 Аффиксы нестандартны 3 Аффиксы стандартны 4 Без аффиксов слово не является оформленным 4 Без аффиксов слово может функционировать 5 Аффиксы сливаются с корнем хорошо видно на фонетическом уровне 5 Морфемный шов четко виден В русском языке агглютинирующий аффикс постфикс ся Классификация аффиксов: по положению относительно корня: префиксы постфиксы по значению обычно постфиксы: ...
40539. Баски 33.5 KB
  Vscones о чем свидетельствует обилие имен собственных баскского происхождения в этом районе. Праязыком баскского является аквитанский в котором было насчитано 400 имён собственных и 70 богословных названий. Не увенчались успехом попытки установления родства баскского языка с кавказскими хамитскими и дравидийскими языками с лигурским и тем более японским. Французский филолог принц ЛуиЛюсьен Бонапарт 18131891 выделил следующие диалекты баскского языка: бискайский гипускоанский южный и северный варианты верхненаваррского...
40540. Генеалогическая классификация языков. Структура индоевропейской языковой семьи. Важнейшие языковые семьи 22 KB
  Генеалогическая классификация языков. Генеалогическая классификация изучение и группировка языков мира на основании определения родственных связей между ними отнесения их к одной семье группе т.
40541. Грамматические способы в языках мира (кроме аффиксации) 29.5 KB
  Полное или частичное повторение корня основы или целого слова возможно изменение звукового состава. Супплетивизм использование разнокоренных слов разноосновных для образования нового слова лексическое значение не меняется. формы степени сравнения: хороший лучше виды глагола: брать взять временные формы: быть буду был формы местоимений: я меня мною формы числа: человек люди Способ ударения образует формы слова передвижением ударения. Служебные слова: предлоги союзы частицы артикли: признак имени...
40542. Предмет фонетики. Три аспекта изучения звуков речи. Акустические свойства звуков речи 11.08 KB
  Свойства звуковой волны: высота звука частота колебаний в единицу времени Гц. сила амплитуда колебаний. тон результат периодических ритмических колебаний. шум результат непериодических ритмических колебаний.
40544. Лексико-семантическая система языка, ее организация и особенность изменения. Фразеологизмы 12.09 KB
  Слова любого языка упорядоченное явление. Система основана на разных типах отношений между словами: экстралингвистические факторы машина велосипед агрегаты для перемещения внутрилингистическое единство. Важные лексические группировки слов: тематические группы слов семантические поля на основе экстралингвистических связей. Гипоним слово обозначающее подчиненное понятие Гипероним слово обозначающее более общее понятие.
40545. Словосочетание как единица синтаксиса. Классификация словосочетаний по разным признакам 13.29 KB
  Словосочетание типовое соединение словоформ синтаксическая конструкция которая образуется соединением двух или более знаменательных слов на основе подчинительной связи. По виду связи: согласование вид подчинительной связи при котором форма зависимого слова повторяет форму стержневого проявляет те же грамматические категории. управление вид подчинительной связи при котором форма зависимого компонента определяется свойствами главного слова. примыкание вид подчинительной связи при котором не используются специальные средства...