60175

Внеклассное мероприятие для начальной школы. Хлеб - всему голова

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: показать значимость и ценность хлеба в жизни человека; познакомить детей с тем, как выращивают хлеб; воспитывать у детей уважение к хлеборобам, бережное отношение к хлебу.

Русский

2014-05-14

536.84 KB

13 чел.

            Амвросіївська загальноосвітня школа I-III ступенів №6

                 Амвросіївської районної ради Донецької області

      Внеклассное мероприятие для                           

                начальной школы

                   

          Хлеб - всему голова.

       

Подготовила: Савченко Валентина Васильевна

                     старший учитель начальных классов,

                        специалист высшей   категории

Тема:            Хлеб - всей жизни голова.

Цель: показать значимость и ценность хлеба в жизни человека; познакомить детей с тем, как выращивают хлеб; воспитывать у детей уважение к хлеборобам, бережное отношение к хлебу.

Оформление: сноп колосьев, серия таблиц «Откуда хлеб пришёл», репродукция картин «Жатва» Пластова, «Рожь», И.Шишкина, пословицы о хлебе на плакатах, выставка хлебобулочных изделий на вышитом рушнике, украинские костюмы для детей.

                           Ход мероприятия

Учитель: Уважаемые гости, ребята! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о чуде земли, чуде труда человека – хлебе. Хлеб – основной продукт питания, он нужен каждому человеку каждый день. Наш народ всегда с любовью и бережливостью относился к этому бесценному продукту и называл его ласково хлебушком. Нет человека, который пренебрегал бы хлебом, не зная его вкуса, не дорожил им. Для человека нет более приятного запаха, чем запах свежего хлеба. Народная мудрость гласит: « Нет лучше в мире цвета, чем пшеничный колос, нет лучше в мире сада, чем пшеничное поле, нет лучшего аромата, чем запах свежеиспечённого хлеба.» Хлеб, хлебушко… Тёплый, душистый, с хрустящей корочкой…Представить нашу жизнь без хлеба, без вкусной мягкой буханки на столе просто невозможно. С давних времён матери благословляли и встречали молодожёнов хлебом-солью, почётным гостям всегда преподносят на рушнике хлеб -соль. 

                               

( Под звуки музыки входят 3 девочки с караваем хлеба, низко кланяются, вместе говорят: «Слава миру на земле! Слава хлебу на столе! )

1Ученик: Если мы хотим кого-то

                 Встретить с честью и почётом,

                 Встретить щедро, от души,

                 С уважением большим,

                 То гостей таких встречаем

                 Пышным круглым караваем.

                 Он на блюде расписном

                 С белоснежным рушником.

2Ученик: С караваем соль подносим,

                 Поклонясь, отведать просим

                 «Дорогой наш гость и друг!

                 Принимай хлеб-соль из рук!»

                 (вручает хлеб гостю)

3Ученик: Вот он, хлебушко душистый

                 С хрупкой корочкой витой,

                 Вот он тёплый, золотистый,

                 Словно солнцем налитой.

1Ученик: В нём здоровье, наша сила,

                 В нём чудесное тепло!

                 Сколько рук его растило,

                 Охраняло, берегло!

     

2Ученик: В нём земли родимой соки,

                 Солнца свет весёлый в нём.

                 Уплетай за обе щёки,

                 Вырастай богатырём.

    

3Ученик: Вот он – хлебушко душистый,

                 Вот он тёплый, золотистый.

                 В каждый дом, на каждый стол

                 Он пожаловал, пришёл.

1Ученик:  Пышный, мягкий, пропеченный,                              

                  Подрумяненный слегка

                  Хлеб с горбушкой золочёной

                  Шёл к тебе издалека.

           

 2Ученик: Ведь не сразу стали зёрна

                   Хлебом тем, что на столе.

                   Люди долго и упорно

                   Потрудились на земле.

                   Вот об этом-то как раз

                   Начинается рассказ.

Учитель: А сейчас, ребята, мы отправимся с вами в путешествие по родной матушке-земле и пройдём путь, который проходит хлеб, пока попадёт к нам на стол. Долгий и нелёгкий этот путь.

(Выходит вторая группа детей.)

 1Ученик:  Хлеб рождается в бороздках.

                   Посмотри-ка на поля,             

                   Ведь земля-земля не просто,

                   А кормилица земля.

                   Ведь не сразу стали зёрна

                   Хлебом тем, что на столе,

                   Люди долго и упорно

                   Потрудились на земле.

                                        

 

2Ученик: Далеко в просторе чистом

                  Слышен говор тракторов.

                  За лесами, за лугами

                  Раздаётся в поле гром:

                  Это тракторы плугами

                  Пашут мягкий чернозём.

                 

3Ученик: На широкие долины

                 Вышли новые машины.

                 Глянь в открытое окно:

                 Сеют сеялки зерно.

                 Сколько в это зёрнышко

                 Вложено труда

                 Знают только солнышко,

                 Ветер и вода.

4Ученик: Посеяли хлеб хлеборобы весною.

                 Созрел он и встал золотою стеною,

                 И слышит страна: « За уборку пора!»

                 Для хлеба комбайны нужны, трактора.

 

                    

5Ученик: Хлеб созрел, но к нам на стол

                 Прямо с поля не пошёл.

                 С поля даже в магазин

                 Хлебу ехать рановато.

                 Он уселся на машину

                 И спешит на элеватор.

                

6Ученик: В элеваторе для нас

                 Хлеб хранится про запас.

                 Здесь ему тепло, удобно,

                 Скажем он, как будто дома.

                 Сколько нужно отдохнуть

                 И опять собраться в путь.

7Ученик: Едет хлеб на мельницу.

                 Здесь пышней, чем облака,      

                 И в любом количестве

                 Получается мука

                 По воле электричества.

                 И, наполнив этим грузом

                 Необычный круглый кузов

                 Богатырь – муковоз

                 На завод муку привёз.

                     

8Ученик:  На большом хлебозаводе

                  Станешь тестом ты, мука,

                  Тесту тесно, мало места.

               -  Ох, пустите!- шепчет тесто!

               -  Ладно, пустим, в печь давай!

                   Выпекай нам каравай.

            

9Ученик:   От завода-автомата

                   Льётся тёплый хлебный запах.

                   Поздно ночью спят ребята,

                   А завод готовит завтрак:

                   Всё, что хочешь, испечёт

                   Этот сказочный завод.

10Ученик:   Так и скачут из печи

                      Плюшки, сушки да ватрушки,

                      Куличи да калачи,

                      Сладкие коврижки,

                      Медовые пышки.

                      

11Ученик:   Каравай земли и неба

                     На твоём столе

                     Ничего сильнее нету на земле.

                     В каждом маленьком кусочке-

                     Хлебные поля.

                     А на хлебном колосочке

                     Держится земля.

12Ученик:  Он не падает к нам с неба,

                    Появляется не вдруг.

                    Чтобы вырос колос хлеба

                    Нужен труд десятков рук.

13Ученик:  Взором радости объемлю

                    Даль бескрайнюю полей.

                    Слава тем, кто любит землю,

                    Тем, кто трудится на ней.

       Все:    Слава миру на земле!

                   Слава хлебу на столе!

                   Слава тем, кто хлеб растил,

                   Не жалел трудов и сил!

Учитель: Ребята! Мы с вами прошли тот путь, который проходит хлеб, прежде, чем попадёт к нам на стол. Как видим, этот путь  долгий и нелёгкий. Мне хочется, чтобы вы научились беречь хлеб. Ведь в него вложено столько человеческого труда! Трактористы, комбайнёры, пекари работают круглый год, не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе был хлеб. Мы должны уважать их труд. Помните всегда, что хлеб – труд человеческий, надежда на будущее, мерка, по которой измеряется наша совесть. Наши бабушки и дедушки знают цену каждой крошке хлеба. Ведь люди, пережившие голодомор 1933 года, голодные годы войны, умеют ценить хлеб. Они помнят, как не хватало хлеба во время войны. Тогда был лозунг « Мир народам – хлеб голодным!» В блокадном Ленинграде хлеб был главным богатством. 900 страшных дней блокады пережили ленинградцы. Рабочим в день выдавали 250г хлеба, а служащим 125г. Посмотрите, какой это маленький

кусочек!

Хотя блокадный хлеб трудно назвать хлебом: его готовили из жмыхов, отрубей, овсяной муки, лебеды, а ещё добавляли гидроцеллюлозу. А. Морозов писал:

                      Я помню хлеб, военный, горький,

                      Он весь почти из лебеды.

                      В нём в каждой крошке,

                      В каждой корке

                      Был горький вкус людской беды.

Но и такого хлеба было очень мало. Тысячи ленинградцев в блокадные дни погибли от голода, они умирали, стоя в очереди за хлебом, умирали прямо на улице, в своих домах. С ноября 1941г. по октябрь 1942г. от голода  погибло 641803 человека. А людям нужно было выжить назло врагам, нужно было работать назло бомбёжкам и обстрелу.

                      В годы тягот и лишений

                      Новый мир мужал и креп.

                      Шёл народ в огне сражений

                      За свободу и за хлеб.

                      Значит правильные слова:

                     « Хлеб – всей жизни голова».

Молодое поколение не знает голода, поэтому у него совсем другое отношение к хлебу. Очень больно видеть валяющиеся на полу кусочки хлеба, булочки, печенье, что иногда, к сожалению, можно видеть и у нас в школе. Хлеб надо брать в меру, чтобы потом не пришлось выкидывать, тем более, что речь идёт о первейшем продукте человека, так как хлеб имеет все необходимые питательные вещества, а главное его достоинство, что он никогда не приедается. Бережное отношение к хлебу и уважение к нему должно быть в крови у каждого человека. Эти чувства сродни уважению к своей Родине, к своему народу, к его труду. Каждый день, беря в руки ломоть хлеба, вспомните добрым словом всех тех, кто его создавал. Подумайте о том, каким великим богатством вы владеете и как его надо беречь.

( Выходит третья группа детей.)

1Ученик:   Хлеб не лёгкий путь проходит,

                   Чтоб попасть к тебе на стол.

                   И в любом кусочке хлеба

                   Ты почувствуешь всегда

                   Теплоту родного неба

                   Привкус доброго труда.

2Ученик:   Когда за столом вы, ребята, сидите,

                   То помните, кто для вас хлеб создаёт:

                   Колхозник, рабочий, нефтяник, строитель,

                   Шахтёр, металлург, машинист – народ!

3Ученик:  Так повелось на моей  земле

                   Из года в год, из рода в род - веками

                   Тот хлеб, что в каждом доме на столе

                   Согрет был человеческими руками.

                    

4Ученик:  Он их теплом, он их добром пропах

                   И песней той, что жаворонком спета.

                   Под синим небом в золотых хлебах

                   В июльский полдень солнечного лета.

5Ученик:  Зёрна наших дней, светитесь

                   Позолотою резной!

                   Говорим мы: « Берегите, берегите хлеб родной!»

                   Не мечтаем мы о чуде,

                   К нам полей живая речь:

                « Берегите хлеб вы, люди,

                   Научитесь хлеб беречь».

6Ученик:   С детских лет запомни навсегда:

                   Хлеб - земля! Хлеб – воздух! Хлеб – вода!

                   Как земли хозяин

                   Хлеб в руках держи!

                   Каждой крошкой хлеба всюду дорожи!

Ведущий: Ребята, а как вы относитесь к хлебу? Что надо сделать, если остались кусочки хлеба?  (ответы детей).

- А что можно приготовить из чёрствого хлеба?

- Зачерствевший хлеб можно нарезать тонкими ломтиками и подсушить в духовке. Получатся сухари.

- Легко и быстро можно приготовить гренки.

- Из хлеба можно сделать суп.

- А если молотые сухарики из пшеничного хлеба смешать с маслом, яйцом, сахаром, уложить в форму и поставить на холод, то получится хлебный торт…и др.

Учитель: Наш народ с любовью и бережливостью относился и относится к хлебу, ласково называя этот бесценный продукт хлебушком. Он воспет нашим народом в песнях, стихах, в пословицах и поговорках. Многие художники своей кистью писали картины о хлебе.

- Какие картины о хлебе вы знаете? (« Жатва» Пластова, «Рожь» Шишкина….)

 

А теперь мы споём песню о хлебе. (Звучит песня.)

Дети! А какие пословицы, поговорки о хлебе вы знаете?

  •  Хлеб – всей жизни голова.
  •  Хлеб – кормилец, пища наша, хлеб насущный – сила наша.
  •  Худ обед, когда хлеба нет.
  •  У голодного хлеб на уме.
  •  Покуда хлеб да вода – всё не беда.
  •  Не шуба греет, а хлеб.
  •  В дороге хлеб не помеха.
  •  Не будет хлеба, не будет и обеда.
  •  У кого хлебушек, у того и счастье.
  •  Без печки холодно, без хлеба голодно.
  •  Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
  •  Без труда хлеб не родится никогда.
  •  Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.
  •  Если хлеба ни куска, как и в тереме тоска.
  •  Посей впору – будешь иметь хлеба гору.
  •  Хлеб в закромах – счастье в домах.

Ведущий: А кто хочет рассказать стихи о хлебе?

                            Чем пахнет хлеб

А знаете ли вы, чем пахнет хлеб?

Ломоть ржаного трудового хлеба?

Он пахнет полем, речкой, печью, небом

А главное – работой пахнет хлеб.

Он пахнет степью, пахнет утром ранним

В нём рук тепло, забота строгих глаз

Он входит в дом сквозь годы испытаний

Не зачерствев, как кое-кто из нас.

                                 ***

Пройдётся пахарь утром по жнивью

И сыну, указав рукой на поле,

Негромко молвит: - Поклонись ему,

Как матери, как общей доле.

Перед этим полем шапку скинь, сынок,

Видишь, пробивается хлебный колосок.

Сколько в это зёрнышко вложено труда

Знает только солнышко, ветер да вода.

Ты вырастишь и через много лет

Опять сюда вернёшься на рассвете

И скажешь: « Ничего дороже нет,

Чем тёплый хлеб на этом белом свете.

                          Что такое хлеб?

Читатель мой! Прочти хотя бы раз

Про обычный хлеб печёный

Немудрёный мой рассказ:

Ведь обед нам не обед,

Если к супу хлеба нет.

И не та на вкус картошка, 

Если хлеба нет ни крошки.

Даже каша с хлебом краше!

Гусь без хлеба – ерунда!

Хлеб – кормилиц, пища наша,

Хлеб насущный – сила наша,

Молодецкая еда,- говорил народ всегда.

На работе и в походе

У народа хлеб в почёте.

С хлебом каждый человек –

Богатырь из века в век.

Учитель: А сейчас дети споют частушки о хлебе.

Мы про хлебушек частушки

Вам сегодня пропоём.

Навострите ваши ушки

И похлопайте потом.

В кулачке у колоска

Зёрнышки – малышки.

В каждом зёрнышке мука,

Пироги и пышки.

Если в гости кто приехал

Или кто-нибудь пришёл,

В каждом доме первым делом

Калачи несут на стол.

Бублики, батоны, булки,

Плюшки, сайки, пироги

За столом и на прогулке

Уважай и береги!

А в заключении дети станцуют танец с колосками.

Учитель: Наш утренник, посвящённый хлебу, приблизился к концу. Пусть каждый из вас унесёт с нашей сегодняшней встречи доброе, тёплое, хорошее настроение, а главное помните о значимости хлеба в жизни человека, о людях, которые выращивают хлеб, о бережном отношении к этому чуду земли. Помните! Новая жизнь рождается из маленького зерна, и каждый год зерно прорастает многими жизнями – новыми зёрнами – в хлебном колосе. И в этом самый большой секрет хлеба – в способности постоянно возрождаться к жизни. И питать этой новой жизнью человека. Не зря народная мудрость гласит:

                         Хлеб – всей жизни голова!

          

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77225. Разработка SIP телефонии для операционной системы Google Android 511.42 KB
  Целью курсовой работы является создание SIP клиента для мобильной операционной системы Android. С клиента необходимо иметь возможность совершать звонки по протоколу SIP, а также обычные GSM звонки.
77226. Интеграция технологии DocLine с системой разработки документации Adobe FrameMaker 405.5 KB
  Цель данного проекта - разработать и реализовать плагин к Adobe FrameMaker, предоставляющий конечному пользователю удобный инструментарий среды FrameMaker для работы с технологией DocLine.
77227. Реализация подключения виртуальной машины Neko к http-серверу с помощью интерфейса FastCGI 61 KB
  Взаимодействие приложения и http-сервера реализуется при помощи FastCGI-модуля на стороне сервера и использующихся при написании приложения FastCGI-библиотек для различных языков программирования.
77228. Разработка приложения для платформы Google Аndroid 430.36 KB
  Цель курсовой работы – разработка приложения Underworld, многопользовательской игры, для платформы Google Android, предоставляющего удобный геймплей с использованием мощной функциональности, предоставляемой платформой.
77229. Параллельная реализация алгоритма ACO 69 KB
  В настоящее время биоинформатика также включает в себя теоретические методы и алгоритмы решения задач возникающих из анализа биологических данных.
77230. Интеграция мультимедиа решений с аппаратным ускорением для MID устройства 205 KB
  MID (mobile internet device) - это устройства, которые отвечают требованиям низкого энергопотребления, мобильности, а также предоставляющие обширные возможности для работы в сети. По сути MID - это компьютер по размеру не многим больше телефона...
77231. Создание среды разработки библиотек формул подсчета технико-экономических показателей теплоэлектростанций 443 KB
  В процессе создания новой системы для планирования расчёта и учёта технико-экономических показателей ТЭС возникла необходимость в модуле предоставляющем удобный пользовательский интерфейс и обладающим следующими возможностями: ввод перечня технико-экономических показателей ввод формул...
77232. Конечный мозг, его развитие, строение (отделы, полость, ее стенки, части, белое и серое вещество). Границы долей полушарий большого мозга. Артерии большого мозга 15.86 KB
  Границы долей полушарий большого мозга. Артерии большого мозга. Конечный мозг telencephlon является производным переднего мозгового пузыря и представлен двумя полушариями большого мозга hemispheri cerebrtes. Продольная щель мозга разделяет полушария между собой поперечная щель мозжечок от затылочных долей.
77233. Белое вещество полушарий большого мозга. Внутренняя капсула. Корково-ядерный пусть 16.34 KB
  Белое вещество полушарий большого мозга. Оно представлено многочисленными волокнами: Проекционные волокна представлены пучками афферентных и эфферентных волокон осуществляющих связи проекционных центров коры полушарий большого мозга с базальными ганглиями ядрами ствола головного мозга или ядрами спинного мозга. свода мозга fornix cerebri обеспечивают связь подкорковых центров обоняния c проекционным центром обоняния столбы свода тело свода спайка свода и бахромки гиппокампа Ассоциативные волокна соединяют различные участки коры в...