60175

Внеклассное мероприятие для начальной школы. Хлеб - всему голова

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: показать значимость и ценность хлеба в жизни человека; познакомить детей с тем, как выращивают хлеб; воспитывать у детей уважение к хлеборобам, бережное отношение к хлебу.

Русский

2014-05-14

536.84 KB

14 чел.

            Амвросіївська загальноосвітня школа I-III ступенів №6

                 Амвросіївської районної ради Донецької області

      Внеклассное мероприятие для                           

                начальной школы

                   

          Хлеб - всему голова.

       

Подготовила: Савченко Валентина Васильевна

                     старший учитель начальных классов,

                        специалист высшей   категории

Тема:            Хлеб - всей жизни голова.

Цель: показать значимость и ценность хлеба в жизни человека; познакомить детей с тем, как выращивают хлеб; воспитывать у детей уважение к хлеборобам, бережное отношение к хлебу.

Оформление: сноп колосьев, серия таблиц «Откуда хлеб пришёл», репродукция картин «Жатва» Пластова, «Рожь», И.Шишкина, пословицы о хлебе на плакатах, выставка хлебобулочных изделий на вышитом рушнике, украинские костюмы для детей.

                           Ход мероприятия

Учитель: Уважаемые гости, ребята! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о чуде земли, чуде труда человека – хлебе. Хлеб – основной продукт питания, он нужен каждому человеку каждый день. Наш народ всегда с любовью и бережливостью относился к этому бесценному продукту и называл его ласково хлебушком. Нет человека, который пренебрегал бы хлебом, не зная его вкуса, не дорожил им. Для человека нет более приятного запаха, чем запах свежего хлеба. Народная мудрость гласит: « Нет лучше в мире цвета, чем пшеничный колос, нет лучше в мире сада, чем пшеничное поле, нет лучшего аромата, чем запах свежеиспечённого хлеба.» Хлеб, хлебушко… Тёплый, душистый, с хрустящей корочкой…Представить нашу жизнь без хлеба, без вкусной мягкой буханки на столе просто невозможно. С давних времён матери благословляли и встречали молодожёнов хлебом-солью, почётным гостям всегда преподносят на рушнике хлеб -соль. 

                               

( Под звуки музыки входят 3 девочки с караваем хлеба, низко кланяются, вместе говорят: «Слава миру на земле! Слава хлебу на столе! )

1Ученик: Если мы хотим кого-то

                 Встретить с честью и почётом,

                 Встретить щедро, от души,

                 С уважением большим,

                 То гостей таких встречаем

                 Пышным круглым караваем.

                 Он на блюде расписном

                 С белоснежным рушником.

2Ученик: С караваем соль подносим,

                 Поклонясь, отведать просим

                 «Дорогой наш гость и друг!

                 Принимай хлеб-соль из рук!»

                 (вручает хлеб гостю)

3Ученик: Вот он, хлебушко душистый

                 С хрупкой корочкой витой,

                 Вот он тёплый, золотистый,

                 Словно солнцем налитой.

1Ученик: В нём здоровье, наша сила,

                 В нём чудесное тепло!

                 Сколько рук его растило,

                 Охраняло, берегло!

     

2Ученик: В нём земли родимой соки,

                 Солнца свет весёлый в нём.

                 Уплетай за обе щёки,

                 Вырастай богатырём.

    

3Ученик: Вот он – хлебушко душистый,

                 Вот он тёплый, золотистый.

                 В каждый дом, на каждый стол

                 Он пожаловал, пришёл.

1Ученик:  Пышный, мягкий, пропеченный,                              

                  Подрумяненный слегка

                  Хлеб с горбушкой золочёной

                  Шёл к тебе издалека.

           

 2Ученик: Ведь не сразу стали зёрна

                   Хлебом тем, что на столе.

                   Люди долго и упорно

                   Потрудились на земле.

                   Вот об этом-то как раз

                   Начинается рассказ.

Учитель: А сейчас, ребята, мы отправимся с вами в путешествие по родной матушке-земле и пройдём путь, который проходит хлеб, пока попадёт к нам на стол. Долгий и нелёгкий этот путь.

(Выходит вторая группа детей.)

 1Ученик:  Хлеб рождается в бороздках.

                   Посмотри-ка на поля,             

                   Ведь земля-земля не просто,

                   А кормилица земля.

                   Ведь не сразу стали зёрна

                   Хлебом тем, что на столе,

                   Люди долго и упорно

                   Потрудились на земле.

                                        

 

2Ученик: Далеко в просторе чистом

                  Слышен говор тракторов.

                  За лесами, за лугами

                  Раздаётся в поле гром:

                  Это тракторы плугами

                  Пашут мягкий чернозём.

                 

3Ученик: На широкие долины

                 Вышли новые машины.

                 Глянь в открытое окно:

                 Сеют сеялки зерно.

                 Сколько в это зёрнышко

                 Вложено труда

                 Знают только солнышко,

                 Ветер и вода.

4Ученик: Посеяли хлеб хлеборобы весною.

                 Созрел он и встал золотою стеною,

                 И слышит страна: « За уборку пора!»

                 Для хлеба комбайны нужны, трактора.

 

                    

5Ученик: Хлеб созрел, но к нам на стол

                 Прямо с поля не пошёл.

                 С поля даже в магазин

                 Хлебу ехать рановато.

                 Он уселся на машину

                 И спешит на элеватор.

                

6Ученик: В элеваторе для нас

                 Хлеб хранится про запас.

                 Здесь ему тепло, удобно,

                 Скажем он, как будто дома.

                 Сколько нужно отдохнуть

                 И опять собраться в путь.

7Ученик: Едет хлеб на мельницу.

                 Здесь пышней, чем облака,      

                 И в любом количестве

                 Получается мука

                 По воле электричества.

                 И, наполнив этим грузом

                 Необычный круглый кузов

                 Богатырь – муковоз

                 На завод муку привёз.

                     

8Ученик:  На большом хлебозаводе

                  Станешь тестом ты, мука,

                  Тесту тесно, мало места.

               -  Ох, пустите!- шепчет тесто!

               -  Ладно, пустим, в печь давай!

                   Выпекай нам каравай.

            

9Ученик:   От завода-автомата

                   Льётся тёплый хлебный запах.

                   Поздно ночью спят ребята,

                   А завод готовит завтрак:

                   Всё, что хочешь, испечёт

                   Этот сказочный завод.

10Ученик:   Так и скачут из печи

                      Плюшки, сушки да ватрушки,

                      Куличи да калачи,

                      Сладкие коврижки,

                      Медовые пышки.

                      

11Ученик:   Каравай земли и неба

                     На твоём столе

                     Ничего сильнее нету на земле.

                     В каждом маленьком кусочке-

                     Хлебные поля.

                     А на хлебном колосочке

                     Держится земля.

12Ученик:  Он не падает к нам с неба,

                    Появляется не вдруг.

                    Чтобы вырос колос хлеба

                    Нужен труд десятков рук.

13Ученик:  Взором радости объемлю

                    Даль бескрайнюю полей.

                    Слава тем, кто любит землю,

                    Тем, кто трудится на ней.

       Все:    Слава миру на земле!

                   Слава хлебу на столе!

                   Слава тем, кто хлеб растил,

                   Не жалел трудов и сил!

Учитель: Ребята! Мы с вами прошли тот путь, который проходит хлеб, прежде, чем попадёт к нам на стол. Как видим, этот путь  долгий и нелёгкий. Мне хочется, чтобы вы научились беречь хлеб. Ведь в него вложено столько человеческого труда! Трактористы, комбайнёры, пекари работают круглый год, не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе был хлеб. Мы должны уважать их труд. Помните всегда, что хлеб – труд человеческий, надежда на будущее, мерка, по которой измеряется наша совесть. Наши бабушки и дедушки знают цену каждой крошке хлеба. Ведь люди, пережившие голодомор 1933 года, голодные годы войны, умеют ценить хлеб. Они помнят, как не хватало хлеба во время войны. Тогда был лозунг « Мир народам – хлеб голодным!» В блокадном Ленинграде хлеб был главным богатством. 900 страшных дней блокады пережили ленинградцы. Рабочим в день выдавали 250г хлеба, а служащим 125г. Посмотрите, какой это маленький

кусочек!

Хотя блокадный хлеб трудно назвать хлебом: его готовили из жмыхов, отрубей, овсяной муки, лебеды, а ещё добавляли гидроцеллюлозу. А. Морозов писал:

                      Я помню хлеб, военный, горький,

                      Он весь почти из лебеды.

                      В нём в каждой крошке,

                      В каждой корке

                      Был горький вкус людской беды.

Но и такого хлеба было очень мало. Тысячи ленинградцев в блокадные дни погибли от голода, они умирали, стоя в очереди за хлебом, умирали прямо на улице, в своих домах. С ноября 1941г. по октябрь 1942г. от голода  погибло 641803 человека. А людям нужно было выжить назло врагам, нужно было работать назло бомбёжкам и обстрелу.

                      В годы тягот и лишений

                      Новый мир мужал и креп.

                      Шёл народ в огне сражений

                      За свободу и за хлеб.

                      Значит правильные слова:

                     « Хлеб – всей жизни голова».

Молодое поколение не знает голода, поэтому у него совсем другое отношение к хлебу. Очень больно видеть валяющиеся на полу кусочки хлеба, булочки, печенье, что иногда, к сожалению, можно видеть и у нас в школе. Хлеб надо брать в меру, чтобы потом не пришлось выкидывать, тем более, что речь идёт о первейшем продукте человека, так как хлеб имеет все необходимые питательные вещества, а главное его достоинство, что он никогда не приедается. Бережное отношение к хлебу и уважение к нему должно быть в крови у каждого человека. Эти чувства сродни уважению к своей Родине, к своему народу, к его труду. Каждый день, беря в руки ломоть хлеба, вспомните добрым словом всех тех, кто его создавал. Подумайте о том, каким великим богатством вы владеете и как его надо беречь.

( Выходит третья группа детей.)

1Ученик:   Хлеб не лёгкий путь проходит,

                   Чтоб попасть к тебе на стол.

                   И в любом кусочке хлеба

                   Ты почувствуешь всегда

                   Теплоту родного неба

                   Привкус доброго труда.

2Ученик:   Когда за столом вы, ребята, сидите,

                   То помните, кто для вас хлеб создаёт:

                   Колхозник, рабочий, нефтяник, строитель,

                   Шахтёр, металлург, машинист – народ!

3Ученик:  Так повелось на моей  земле

                   Из года в год, из рода в род - веками

                   Тот хлеб, что в каждом доме на столе

                   Согрет был человеческими руками.

                    

4Ученик:  Он их теплом, он их добром пропах

                   И песней той, что жаворонком спета.

                   Под синим небом в золотых хлебах

                   В июльский полдень солнечного лета.

5Ученик:  Зёрна наших дней, светитесь

                   Позолотою резной!

                   Говорим мы: « Берегите, берегите хлеб родной!»

                   Не мечтаем мы о чуде,

                   К нам полей живая речь:

                « Берегите хлеб вы, люди,

                   Научитесь хлеб беречь».

6Ученик:   С детских лет запомни навсегда:

                   Хлеб - земля! Хлеб – воздух! Хлеб – вода!

                   Как земли хозяин

                   Хлеб в руках держи!

                   Каждой крошкой хлеба всюду дорожи!

Ведущий: Ребята, а как вы относитесь к хлебу? Что надо сделать, если остались кусочки хлеба?  (ответы детей).

- А что можно приготовить из чёрствого хлеба?

- Зачерствевший хлеб можно нарезать тонкими ломтиками и подсушить в духовке. Получатся сухари.

- Легко и быстро можно приготовить гренки.

- Из хлеба можно сделать суп.

- А если молотые сухарики из пшеничного хлеба смешать с маслом, яйцом, сахаром, уложить в форму и поставить на холод, то получится хлебный торт…и др.

Учитель: Наш народ с любовью и бережливостью относился и относится к хлебу, ласково называя этот бесценный продукт хлебушком. Он воспет нашим народом в песнях, стихах, в пословицах и поговорках. Многие художники своей кистью писали картины о хлебе.

- Какие картины о хлебе вы знаете? (« Жатва» Пластова, «Рожь» Шишкина….)

 

А теперь мы споём песню о хлебе. (Звучит песня.)

Дети! А какие пословицы, поговорки о хлебе вы знаете?

  •  Хлеб – всей жизни голова.
  •  Хлеб – кормилец, пища наша, хлеб насущный – сила наша.
  •  Худ обед, когда хлеба нет.
  •  У голодного хлеб на уме.
  •  Покуда хлеб да вода – всё не беда.
  •  Не шуба греет, а хлеб.
  •  В дороге хлеб не помеха.
  •  Не будет хлеба, не будет и обеда.
  •  У кого хлебушек, у того и счастье.
  •  Без печки холодно, без хлеба голодно.
  •  Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
  •  Без труда хлеб не родится никогда.
  •  Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.
  •  Если хлеба ни куска, как и в тереме тоска.
  •  Посей впору – будешь иметь хлеба гору.
  •  Хлеб в закромах – счастье в домах.

Ведущий: А кто хочет рассказать стихи о хлебе?

                            Чем пахнет хлеб

А знаете ли вы, чем пахнет хлеб?

Ломоть ржаного трудового хлеба?

Он пахнет полем, речкой, печью, небом

А главное – работой пахнет хлеб.

Он пахнет степью, пахнет утром ранним

В нём рук тепло, забота строгих глаз

Он входит в дом сквозь годы испытаний

Не зачерствев, как кое-кто из нас.

                                 ***

Пройдётся пахарь утром по жнивью

И сыну, указав рукой на поле,

Негромко молвит: - Поклонись ему,

Как матери, как общей доле.

Перед этим полем шапку скинь, сынок,

Видишь, пробивается хлебный колосок.

Сколько в это зёрнышко вложено труда

Знает только солнышко, ветер да вода.

Ты вырастишь и через много лет

Опять сюда вернёшься на рассвете

И скажешь: « Ничего дороже нет,

Чем тёплый хлеб на этом белом свете.

                          Что такое хлеб?

Читатель мой! Прочти хотя бы раз

Про обычный хлеб печёный

Немудрёный мой рассказ:

Ведь обед нам не обед,

Если к супу хлеба нет.

И не та на вкус картошка, 

Если хлеба нет ни крошки.

Даже каша с хлебом краше!

Гусь без хлеба – ерунда!

Хлеб – кормилиц, пища наша,

Хлеб насущный – сила наша,

Молодецкая еда,- говорил народ всегда.

На работе и в походе

У народа хлеб в почёте.

С хлебом каждый человек –

Богатырь из века в век.

Учитель: А сейчас дети споют частушки о хлебе.

Мы про хлебушек частушки

Вам сегодня пропоём.

Навострите ваши ушки

И похлопайте потом.

В кулачке у колоска

Зёрнышки – малышки.

В каждом зёрнышке мука,

Пироги и пышки.

Если в гости кто приехал

Или кто-нибудь пришёл,

В каждом доме первым делом

Калачи несут на стол.

Бублики, батоны, булки,

Плюшки, сайки, пироги

За столом и на прогулке

Уважай и береги!

А в заключении дети станцуют танец с колосками.

Учитель: Наш утренник, посвящённый хлебу, приблизился к концу. Пусть каждый из вас унесёт с нашей сегодняшней встречи доброе, тёплое, хорошее настроение, а главное помните о значимости хлеба в жизни человека, о людях, которые выращивают хлеб, о бережном отношении к этому чуду земли. Помните! Новая жизнь рождается из маленького зерна, и каждый год зерно прорастает многими жизнями – новыми зёрнами – в хлебном колосе. И в этом самый большой секрет хлеба – в способности постоянно возрождаться к жизни. И питать этой новой жизнью человека. Не зря народная мудрость гласит:

                         Хлеб – всей жизни голова!

          

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4374. Знакомство со средой разработки Borland C++3.1. Создание и отладка простых консольных приложений на языке Си. 42.51 KB
  Знакомство со средой разработки BorlandC++ Создание и отладка простых консольных приложений на языке Си. Напишите программу, запрашивающую у пользователя фамилию, имя и отчества(например: Whatisyourname?, или ...
4375. Введение в программирование на языке Си 33.45 KB
  Введение Добро пожаловать в мир языка программирования Си, который за время своего существования – порядка 40 лет – уже успел стать классическим, однако его актуальность несомненна и по сей день. Язык Си популярен как среди профессионалов...
4376. Основы языка Си и элементы C++ 326.96 KB
  Основы языка Си и элементы C++ Создание проекта в Microsoft Visual Studio Для разработки программ в среде Microsoft Visual Studio и Microsoft Visual Studio Express следует создать так называемый проект или решение....
4377. Операции и выражения в программировании 88.34 KB
  Операции и выражения Операторы В данной теме мы зададимся вопросом: Из чего состоят программы Если посмотреть на программный код, то в нем можно увидеть различные слова, знаки, цифры. Каждый из этих элементов несет вполне конкретную смысловую наг...
4378. Основы языка Java 1.36 MB
  Основы языка Java Задание Установка Java Runtime Environment и интегрированной среды разработки Eclipse. Введите jre в поисковой системе и выберите первую сверху ссылку. Выберите Download JRE. Примите лицензионное соглашение и выбери...
4379. Язык программирования Си. Лекции 580 KB
  Язык Си создан в начале 70х годов Дэнисом Ритчи в Bell Telephone Laboratories для ОС UNIX. Предшественником Си является язык Би, созданный Кэном Томпсоном, который в свою очередь имеет корни в языке Мартина Ричардсона BCPL. В 1978 г. Брайн Керниган ...
4380. Введение в программирование на С++ 427 KB
  Введение в программирование на С++ Цель: получить основы программирования на С++ ознакомится с созданием простейшей программы в консольном режиме понять что такое переменная и её назначение, научится выводить информацию на экран. Теоретический мат...
4381. Переменные. Константы. Типы данных. Операции в С++ 74.5 KB
  Переменные. Константы. Типы данных. Операции в С++ Цель: понимать, что такое типы данных, уметь правильно выбрать тип данных для используемой переменной, знать какой объем памяти приходится на каждый тип данных знать, что такое константы уметь пра...
4382. Программирование арифметических выражений на С++ 176.5 KB
  Программирование арифметических выражений на С++ Цель: усвоить, что такое линейные алгоритмы научиться создавать блок-схемы ознакомиться с математическими функциями. Теоретический материал В С++ можно делать различные математические расчёты, поэто...