60217

Математическое детективное агентство

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Ведущие: Шерлок Холмс и доктор Ватсон. Звучит музыкальная заставка из х ф Шерлок Холмс и др Ватсон. Ватсон: Добрый день Холмс Шерлок Холмс: Добрый день Ватсон Ватсон: Вы просматривали утренние газеты Опять громкое дело...

Русский

2014-05-15

139 KB

8 чел.

атематическое детективное агентство(математический вечер)

Горбань Оксана Владимировна

«Математическое детективное агентство» 

Цели: 

  •  Развитие у учащихся творческих способностей, познавательного интереса, любознательности и любви к предмету математика.
  •  Развитие навыков  использования полученных теоретических знаний.
  •  Формирование стремления к активной интеллектуальной деятельности.
  •  Воспитание  навыков коллективной  деятельности, толерантности, доброжелательности, инициативности, активности.

Возраст участников: 9 класс.

Место проведения: актовый зал школы c мультимедийным оборудованием.

Оборудование:

  •  Экран или интерактивная доска.
  •  Проектор и компьютер.
  •  Презентации.

Ведущие: Шерлок Холмс и доктор Ватсон.

Звучит музыкальная заставка из х/ф «Шерлок Холмс и д-р Ватсон».

Ватсон: Добрый день, Холмс!

Шерлок Холмс: Добрый день, Ватсон!

Ватсон: Вы просматривали утренние газеты? Опять громкое дело! Похищен документ!

Шерлок Холмс: Да, Ватсон. И вероятнее всего похитили визитную карточку или билет!

Ватсон: Но, Холмс! Кто же похититель? И кому принадлежит этот документ?

Шерлок Холмс: В этом, дружище, нам предстоит разобраться. Нам будут помогать коллеги, детективы из частных и государственных сыскных агентств.

Ватсон: Кто они?

Шерлок Холмс: Независимыми экспертами любезно согласились стать руководители Сыскного агентства со странным названием “Харьковская гимназия № 82” и сотрудники этой таинственной организации. А Вы знаете всех наших частных детективов?

Ватсон: Только по документам: в них значится, что это лучшие сыскные агентства, их коды 9 “А”, 9 “Б” и 9 “В”. Да, вот и они. Познакомимся с ними поближе.

Для работы приглашаются по шесть сотрудников от каждого агентства.

Холмс: Итак, приступим к расследованию дела. Первый конкурс называется «Погоня»

Ватсон:  Уважаемые коллеги. Сообщение о пропаже нам оставил человек, имя которого вам предстоит узнать из кроссворда. Без этого найти преступников будет невозможно. (Приложение 1 - кроссворд)

Холмс: а пока команды работают, приступим к опросу свидетелей.

Викторина «Историческая».

  1.  Назовите первый  печатный русский учебник математики и его автора. В каком году был он напечатан? ( Арифметика, Л.Ф. Магницкий, в 1703 году)
  2.  Каким народом был введен  знак для обозначения отсутствующего разряда числа? ( индусским)
  3.   « А математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит». Чьи это слова? ( Михаил Ломоносов).
  4.   Кто из великих русских поэтов возил с собой учебник математики и был большим любителем математики. ( Михаил Юрьевич Лермонтов).
  5.   Мог ли Омар Хайям быть учеником Евклида(нет. Омар Хайям – родился приблизительно 1048 г., Евклид 3 век до н. э.)
  6.  Кто ввел в арифметику разделение чисел на простые и составные? ( VI столетие до н.э. Пифагор)
  7.  Кого называли Колумбом или Коперником геометрии?( Н.И. Лобачевского)
  8.   В какой стране впервые появились отрицательные числа? ( В древнем Китае)
  9.  Старая денежная единица, равная 3 копейкам?  (алтын)
  10.  Сколько весит золотник?   (4 грамма)
  11.  Какие числа на Руси называли ломаными?   (дробные)
  12.  Какую формулу математики древности доказывали с помощью рисунка?  (Теорему Пифагора)
  13.  Что соединяет Пифагора и Леонарда Эйлера? (Число  Пифагор вычислил, а Эйлер первым ввел знак).
  14.  «Сегодня мы сообщаем о приезде не какого-нибудь пошлого принца. Принцесса науки почтила наш город своим посещением и будет первым доцентом женщиной…»- писала одна из зарубежных газет в 1883 году. О ком, и о каком городе идет речь? Какую женщину-математика называли принцессой математики? ( Стокгольм, Ковалевская С.В.)

Ватсон: Холмс, свидетели нам сообщили подробности дела. Оказывается, в документе значились фамилии. Но чьи, неизвестно.

Шерлок Холмс: Но, Ватсон, у нас есть словесный портрет” составленный по научному наследию или по фактам биографии.

Ватсон: Холмс, их фамилии будет трудно определить.

Шерлок Холмс: А в этом нам помогут сотрудники агентств. Второй конкурс  называется «Ваша версия» 

КОМАНДЫ ПОЛУЧАЮТ ЗАДАНИЕ

 Вопрос для сыскного агентства 9 “А”

Грек. Жил в VI - VII веках до н.э. Был победителем в многоборье на одной из олимпиад и едва ли не первым болельщиком, умершим от жары и жажды, прожив 78 лет. На 58-й Олимпиаде, наблюдая кулачные бои, чемпионом в которых стал никому не известный юноша Пифагор. Он предложил способ определения расстояния до корабля на море, вычислил высоту египетской пирамиды Хеопса, не восходя на нее. Открыл “Малую медведицу” и полярную звезду, ему принадлежит и открытие продолжительности года, и разделение его на 365 дней. Поэтому о нем говорили: “Между семью мудрецами, он - мудрец звездовидец ”. Политик, физик, родоначальник греческой стихийной философии, один из первых геометров. (Фалес)

Вопрос для сыскного агентства 9 “Б”

Он был четыре раза подряд олимпийским чемпионом. Есть сведения, что он организовал орден и школу философов и математиков. Дисциплина в школе была казарменная. Главным аргументом в научных спорах были слова: “Сам сказал”. После этого научные споры прекращались. В математике ему принадлежит открытие несоизмеримых отрезков и первых иррациональностей. Ему принадлежит доказательство теоремы о сумме внутренних углов треугольника и еще одна известная и важная теорема. (Пифагор)

Вопрос для сыскного агентства 9 “В”

Жил в III веке до н. э. Заведовал математическим отелом широко известной Александрийской библиотеки при Музейоне. Рассказывают, что с его “легкой руки” возникла студенческая стипендия. Именно он заметил египетскому царю Птоломею I: “Нет в математике даже для царей других путей”. Написанные им 13 томов - это первый математический труд, который полностью дошел до нас. И большая часть нашей школьной планиметрии почти полностью заимствована из его первых шести книг. Кто это и как называется его (Евклид, “Начало”)

Вопрос для сыскного агентства 9 “А”

Француз, жил в конце XVI - начале XVII веков, по профессии юрист, был адвокатом, советником королей Генриха III и IV. Во время войны Франции и Испании раскрыл шифры испанской тайной почты, за что испанская инквизиция приговорила учено--го к сожжению на костре, провозгласив, колдуном и вероотступником. К счастью Генрих IV его не выдал священникам. Математик. Им была сформулирована теория синусов, без доказательства сформулировал всю систему плоской и сферической тригонометрии. “Отец алгебры” - так называют его за введение в эту науку буквенной символики. Существует одноименная теорема, нужная для работы с квадратным трехчленом. (Виет)

“Вопрос для сыскного агентства 9 “Б”

1618 год. Прохожих мало. Молодой солдат в форме армии штатгальтера Морица Оранского со скучным видом ходит по мостовой. Цель - найти развлечение. Около одной из деревянных тумб с наклеенными объявлениями - толпа. Солдат прислушивается - на его лице досада - говорят на чисто голландском языке. Ясно, что предмет разговора - лист бумаги, приклеенный к тумбе. “Что здесь написано?” - по-французски говорит он. Его не понимают. Один из тех, к кому обращается солдат, смотрит на француза с интересом и говорит, что переведет, но с условием, что солдат принесет ему решение всех задач. Голландец представился - преподаватель физики, медицины и математики - Бекман, а на плакате конкурс на решение задач. Решивший получит титул лучшего математика города. На следующее утро солдат постучал в дверь Бекмана. Еще ни разу не случалось, чтобы кто-нибудь сразу решил все задачи, над которыми ломали головы общепризнанные авторитеты. Этот француз, родом из Турени, воспитывался в иезуитской коллегии Ла ФМШ, там же изучал математику. Заложил основы аналитической геометрии, дал понятие переменной величины и функции. Его именем названа алгебраическая кривая третьего порядка, а также система координат на плоскости и в пространстве. (Декарт)

Вопрос для сыскного агентства 9 “В

Русский. Жил в 1792 - 1856 годах. Блестящий ученый, первоклассный педагог, вы- дающийся организатор. В течение 19 лет был ректором одного из ведущих университетов России. За эти годы в этом университете были созданы астрономические обсерватории, физический кабинет, химические лаборатории, клиника, первоклассная библиотека и типография. Его организаторский талант и твердая воля ученого спасли университет во время эпидемии холеры и во время пожара. Создатель геометрии Вселенной, геометрии бесконечного пространства, таящего в себе множество нераскрытых тайн. (Лобачевский)

Ватсон: Но, Холмс, в документе фигурировали и магические числа!

Шерлок Холмс: Да, мне известны некоторые из них: 666, 13, 12,3,7...

Ватсон: Но, Холмс, ведь 7 очень неудобное число для расчетов, хотя ... 7 цветов радуги,7 нот в октаве, 7 чудес света, “семь бед – один ответ”.

Шерлок Холмс: Вот к этому и вернемся. У нас есть видеоматериалы Давайте посмотрим. (Идет презентация - рассказ из истории магических чисел).

Ватсон: Проверим, есть ли идеи у наших помощников.

ОТВЕТЫ КОМАНД

Шерлок Холмс:  А теперь следующее задание: «Процесс расследования» - каждое детективное агентство получает зашифрованную карточку. Ваша задача восстановить записанные там числа с помощью кода –шифра вавилонян.

КОМАНДЫ ПОЛУЧАЮТ ЗАДАНИЕ

Ватсон: Да… Не кажется ли Вам, Холмс, что “дело пахнет керосином”?

Шерлок Холмс: Придется обратиться к присутствующим внештатным сотрудникам.

Ватсон: Да, Шерлок, начнем «Следственный эксперимент»

Игра со зрителями.

Данный текст представляет собой стихотворение Некрасова, адаптированное для математиков - почти все слова в нем изменены на их определения. Послушайте, как теперь звучит хорошо известное произведение школьной программы: (ученик читает отрывок из поэмы «Крестьянские дети»)

В неопределенный момент времени,
В сильно охлажденное время года,
Я покинул хаотичное скопление деревьев;
Тепло абсолютно отсутствовало.
Мои органы зрения установили,
Что по направлению к скальной возвышенности
Перемещается с небольшой скоростью
Четвероногое с колесной тарой,
Груженной отрезками деревьев.
И, осуществляя движение в состоянии покоя,
Четвероногое ведет под уздцы
Отдельная человеческая единица.
В увеличенных чехлах,
А сама по pазмеpу идентична роговому покрытию пальца.
"Привет тебе, большой человек!"
"Продолжай двигаться мимо!"
"Мои органы зрения видят угрозу в твоем существе!
Где место дислокации мертвой древесины?"
"Из центра хаотичного скопления деревьев,
Очевидно, родитель мужского пола
Отделяет их от корней острым предметом,
А я тpанспоpтиpую!"
(невооруженным ухом можно было уловить звук, идентичный острому предмету, с помощью которого обычно отсоединяют деревья от корней).
"А какова у родителя мужского пола
Величина социальной ячейки общества?"
"Ячейка большая, да две единицы
Особей мужского пола:
Родитель мой и я..."
"Полная ясность! А имя твое?"
"Влас". "А количество прожитых лет?"
"Биологически я молод...
Продолжай движение, ты,
Лишенная признаков жизни!"
- Подала громкий голос человеческая единица,
И, осуществив рывок за уздцы,
Увеличила общую скорость движения...

А теперь – задание командам.  В этих головоломках все слова в крылатом высказывании (пословице или поговорке) заменены на наукообразные их определения. В результате и получился псевдонаучный текст... Слушайте внимательно и постарайтесь перевести «с научного на разговорный»:

  •  Условием выживания биологической особи является ее перемещение по криволинейной замкнутой траектории. (Хочешь жить – умей вертеться!)
  •  Правильно сориентироваться в пространстве по звуку удается не каждому.   (Слышал звон, да не знает, где он.)
  •  Объективным показателем IQ является способность оценить преимущество кругового движения по горизонтали перед прямолинейным движением по вертикали. (Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет!)
  •  Утверждение о неизмеримости временного континуума с точки зрения субъектов, находящихся на высшей фазе эмоционального подъема.                                            (Счастливые часов не наблюдают) 
  •  Во избежание негативных последствий биологическим особям не следует осуществлять моментальные выбросы выделений желез наружной секреции с вектором скорости, противоположным вектору воздушных потоков.  (Не плюй против ветра)
  •  Непригодность к решению боевых задач воинских частей и соединений малой численности в условиях нахождения в открытом пространстве.  (Один в поле не воин)
  •  Несмотря на то, что 4.26 грамма - довольно небольшой вес, иногда может не хватить денег для его приобретения. (Мал золотник, да дорог)
  •  Несмотря на то, что кривизна водной поверхности над тем местом, где наиболее высоко давление среды на дне водоема, сравнительно мала, не исключено наличие в этом месте существ, лишь очень отдаленно напоминающих человека.  (В тихом омуте черти водятся)                                                                                
  •  Нельзя сделать русскую национальную еду несъедобной при помощи продукта переработки суспензии жира в воде.    (Кашу маслом не испортишь)
  •  Производительный труд не является хищным животным и не может переместиться в обычную для этого животного среду обитания.                                                                              (Работа не волк ,в лес не убежит)

Шерлок Холмс:  Команды должны были справиться с шифровкой. Отдайте, пожалуйста, материалы экспертам.

Ватсон: Холмс, так есть ли что-нибудь ещё по делу?

Шерлок Холмс: Осталось последнее испытание «Проверка на детекторе лжи».  Я выдаю командам  карточки с именами математиков, а вы должны соединить стрелками имена и фамилии математиков со странами,

в которых они жили. Сделайте это.

Леонард Эйлер                            Франция

Пьер Ферма        Греция

Франсуа Виет                               Италия

Якоб Бернулли                             Россия

Карл Вейерштрасс                        Голландия

Карл Фридрих Гаусс                    Чехия

Давид Гильберт                            Германия

Рене Декарт                                  Англия

Питер Дирихле                             Швеция

Блез Паскаль                                 Швейцария

Август  Мёбиус                            Индия

Ватсон: Пока команды выполняют задание, мы узнаем еще немного о магических числах. (Презентация «Магия чисел»)

Ватсон: Так, что мы имеем.

Шерлок Холмс: Имена: Фалес, Пифагор, Евклид, Виет, Декарт, Лобачевский.

Числа: 3,7,11,13.

Ватсон: Но чьи же это имена?

Шерлок Холмс: Математиков.

Ватсон: В какую из наук входит теория чисел?

Шерлок Холмс: В математику. Я думаю, что мы пришли к разгадке. Этот документ принадлежит ей ... “Математике”. Похитителем мог стать каждый из нас, ибо математика не только одна из древнейших и необходимых для прогресса естественных дисциплин, но и красивая наука. Она, как никакая другая, учит человека искусству мыслить.

Ватсон: Итак, Холмс, дело раскрыто. Я поздравляю вас и все сыскные агентства с успешным его завершением. Не хватает только мнения независимых экспертов.

Слово предоставляется жюри для подведения итогов.

Итак, ребята вот и подошла к концу наша игра. Я надеюсь, что вы узнали много нового, интересного. А игру я хочу закончить словами одного замечательного ученого-физика Эдисона: “Гений состоит из 1 процента вдохновения и 99 процентов потения”. Помните это!

Итак, посмотрим, кому же из вас далась сегодня победа, а кому – придется еще 99% попотеть.

За особые успехи, проявленные в игре “Математическое детективное агентство”, присваивается 1-е место (2-е место, 3-е место) и награждаются грамотами.


ПРИЛОЖЕНИЕ  1

Кроссворд 

(Конкурс «Погоня»)

 Вопросы по горизонтали:

  1.  Значение переменной, которое обращает уравнение в верное числовое равенство.
  2.  Равенство, верное при любых значениях переменной.
  3.  Величина, которую можно выразить формулой  s : v.
  4.  Инструмент для построения углов.
  5.  Геометрическая фигура, образованная двумя полупрямыми, выходящими из одной точки.
  6.  Часть прямой.
  7.  Сумма одинаковых слагаемых.
  8.  Высказывание, принимаемое без доказательства.
  9.  Пара чисел, определяющих положение точки на плоскости.
  10.   Равенство, содержащее переменную.
  11.   График линейной функции.

По вертикали: фамилия ученого


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76369. Нетарифные методы торговой политики 90 KB
  Если правительство хочет ограничить объем импорта и устанавливает квоту размером Q то общее предложение зерна на внутреннем рынке с учетом импорта может быть представлено в виде кривой Sd Q. Таким образом в результате введения импортной квоты возникают чистые потери для страны в целом равные области b с то есть результаты воздействия квоты и тарифа на уровень благосостояние идентичны конечно это справедливо если объем лицензированного импорта меньше чем спрос на импорт на внутреннем рынке. Почему же в этом случае государство часто...
76370. Международная экономическая интеграция. Формы (уровни) международной экономической интеграции 260.5 KB
  Борьба за упрочение своего экономического положения побуждает страны к образованию различных интеграционных объединений. Партнеры по объединению получают определенные преференции по сравнению с другими странами но платят за это ответными обязательствами по отношению к партнерам. Международная экономическая интеграция это процесс хозяйственнополитического объединения стран на основе глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами. На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие отдельных фирм...
76371. Международное движение капитала. Сущность и формы движения капитала 121 KB
  Международное движение капитала Сущность и формы движения капитала Вывоз капитала зарубежное инвестирование представляет собой процесс изъятия части капитала из национального оборота в данной стране и перемещение его в товарной или денежной форме в производственный процесс и обращение другой страны. Важнейшими причинами вывоза капитала являются: 1. Более низкие экологические стандарты в принимающей стране чем в странедоноре капитала. В зависимости от собственника вывоз капитала делится на 3 вида: 1 частный вывоз капитала крупные...
76372. Международная миграция трудовых ресурсов. Проблемы оптимального размещения трудовых ресурсов в мировой экономике 106.5 KB
  Проблемы оптимального размещения трудовых ресурсов в мировой экономике Миграция рабочей силы переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год вызванное причинами экономического и иного характера. Различают внутреннюю миграцию рабочей силы происходящую между регионами одного государства и внешнюю миграцию затрагивающую несколько стран. силы утечка мускулов перемещение высококвалифицированной раб. силы утечка умов Первая форма получила свое развитие еще при рабовладельческом строе...
76373. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения 87 KB
  Цена единицы национальной валюты выраженная в единицах иностранной валюты называется валютный обменный курс exchnge rte. Валютный курс играет важную роль в развитии международной торговли и движении капитала. Таким образом с помощью валютных курсов производители и потребители приводят цены на товары в сопоставимый вид и формируют на этой основе международные потоки товаров. Фиксирование курса национальной денежной единицы по отношению к иностранным денежным единицам принято называть валютной котировкой currency quottion.
76374. Платежный баланс. Понятие и структура платежного баланса 75.5 KB
  В этом случае итальянская фирма осуществила продажу а Сбербанк покупку российских активов банковского депозита на сумму в 1000 долл и эта сделка будет отражена в российских счетах движения капитала. Такая операция создает две компенсирующие бухгалтерские записи в платежном балансе РФ: Кредит Дебет Покупка принтера текущий счет российский импорт 1000 долл Продажа банковского депозита осуществляемая Сбербанком счет движения капитала экспорт российских активов 1000 долл 2. Поэтому когда вы расплачиваетесь за свой обед за...
76375. Мировой рынок. Конъюнктура мирового рынка. Ценообразование в международной торговле 64.5 KB
  В зависимости от уровня конкретной цены на конкретный товар зависит решение тех или иных проблем возникающих у продавца: возмещение понесенных издержек производства и обращения товара доходность производства данного товара и его реализации появление новых стимулов для расширения внешнеэкономических связей или их свертывания. Цены в международной торговле как и внутри страны зависят от конкретной рыночной ситуации соотношения спроса и предложения но здесь оказывает влияние более широкий круг участников влияющих на конъюнктуру и...
76376. Мировое хозяйство и международные экономические отношения 50.5 KB
  Международные экономические отношения МЭО система хозяйственных связей между национальными экономиками отдельных стран соответствующими субъектами хозяйствования. МЭО особая сфера деятельности основанная на международном разделении труда. МЭО объективно вытекают из процесса разделения труда международной специализации производства и науки интенационализации хозяйственной жизни. Становление и развитие МЭО определяются усилением взаимосвязи и взаимозависимости экономик отдельных стран.
76377. Формирование мирового хозяйства и МРТ 78.5 KB
  Финикийские и греческие торговцы не только торговали по всему Средиземноморью собственными и приобретенными в других странах товарами но и оказывали услуги перевозя чужие грузы и иноземных пассажиров. Район Средиземноморья и Черного моря вместе с прилегающими странами Западной Азии стал тем регионом мира где еще в глубокой древности зародилось ядро МХ. Экономика различных стран становилась более открытой: в 1913 экспорт европейских стран составлял 14 их ВВП против 55 в 1830г. Тогда впервые возникла мировая система мирохозяйственных...