60224

Цветы в фольклоре народов мира и произведениях русских поэтов и писателей

Практическая работа

Педагогика и дидактика

Цель: показать многообразие, красоту, неповторимость природных форм и красок растительного мира.

Русский

2014-05-15

159 KB

3 чел.

PAGE  4

КОНСТАНТИНОВСКОЕ ГОРОДСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

СМОТР

«Ярмарка педагогических проектов и идей учителей русского языка, литературы и зарубежной литературы»

           

            

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ  КОМПОЗИЦИЯ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Автор-составитель: учитель русского языка и литературы  Константиновской  общеобразовательной школы-интерната

I-II ступеней №1

Гатеж   Татьяна   Владимировна

Г.КОНСТАНТИНОВКА

2012 ГОД

(Цветы в фольклоре народов мира и произведениях  русских поэтов и писателей)

Литературно-музыкальная   композиция

Литературно-музыкальная   композиция сопровождается показом презентации.

Цель: показать многообразие, красоту, неповторимость природных форм и красок растительного мира;

на примерах работ выдающихся поэтов, писателей, композиторов, произведений фольклора разных  народов раскрыть истоки художественного творчества, связанного с цветами; учить видеть красоту, уметь любоваться ею;

воспитывать потребность в охране живой природы;

способствовать эстетическому, экологическому воспитанию, дать рекомендации по вопросам этикета.

Оборудование: 1. Запись фрагментов музыкальных произведений (П. И Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», «Март. Песня жаворонка», «Апрель. Подснежник», «Май. Звёздная ночь», «Октябрь. Осенняя песня», «Ноябрь. На тройке», «Декабрь. Святки» из цикла «Времена года»); «Звуки леса»; «Миллион алых роз» в исполнении А. Пугачёвой; романс  «Сирень» С. В. Рахманинова.

Репродукции картин П. П. Кончаловского «Сирень»,   А. Шовкуненко «Сирень и тюльпаны», М. Врубеля «Сирень».

3. Фотографии цветов.

4. Посуда, вышивки, блузки, платки, рушники, скатерти и    т. д.  с  изображением цветов.

5. Выставка композиций, букетов цветов.

6. Презентация.

Ход праздника.

Учитель.   

Мир — какое небо надо мной!

Мир — какой простор, какой покой!

А день рождается, день новый, молодой,

И радость входит в каждый дом —

                            и твой, и мой.

Мы связаны с тобой

Навек одной судьбой,

Земля моя, земля моя, моя земля! 

Ребята, сегодня мы приглашаем вас в замечательный мир цветов,поэзии и изумительной музыки известного русского композитора   П. И. Чайковского, которая будет звучать в продолжение всего нашего праздника.

(На экране — портрет П. И. Чайковского).

І. Ведущий 1.   

(Звучит запись «Звуки леса»

Чтец.          Над водою тихо спит туман,

Кутая озёрные растенья,

И едва светлеет неба край,

Предвещая утра наступленье.

Всё кругом прекрасно и свежо,

И восход загадочно лучистый,

И на глади озера, как сон,

Лебеди несутся стайкой быстрой.

Хочется запеть, затанцевать,

Хочется достать восток рукою,

Босиком до солнца дошагать

По тропинке с утренней росою.

Хочется о счастье закричать,

Эхо слушая в горах скалистых,

И над миром радугу поднять

Выше туч и облаков пушистых

Ведущий 2. Встаёт солнце. Мир освещается его ласковыми лучами. (Звучит «Вальс цветов». Дети в костюмах цветов танцуют.)

Чтец.    Вся земля в цвету. И перед нею

Оробел я. Столько прошагав,

Замер вдруг. Ну как пройти посмею

По устам её певучих трав,

По былинкам, влажным как ресницы,

И по звёздам этих глаз живых?

Видно, я в рассветный тихий миг

Понял, отчего летают птицы.

                                             М. Танк

Ведущий 1. Цветы — олицетворение красоты, изумительного, непревзойдённого искусства матери-природы. Они — друзья людей и в радости, и в печали.

Цветы сопровождают людей в течение всей их жизни. Они украшают дома, улицы, парки, нашу юность, праздники и трудовые победы.  Цветы всегда необходимы человеку, радуют его взгляд весной и летом, украшают хмурую осень, приносят радость зимой.

Ведущий 2. Цветы вдохновляют поэтов, художников, композиторов. Певцами русской природы называют художников И. И. Шишкина, И. И. Левитана. Горячо любил природу великий русский композитор           

 П. И. Чайковский.Прелесть цветов воспели многие русские поэты, среди которых А. С. Пушкин,  Ф. И. Тютчев, Н. А. Некрасов, А. А. Фет, С.А. Есенин. Любовались их красотой  писатели М. Пришвин, К. Паустовский, Г. А. Скребицкий, Е. Носов, В. Быков, Д. Зуев и другие.

Ведущий 1. С давних времён, ещё за тысячи лет до нашей эры, цветы привлекали внимание людей, которые хотя и находились на низшей ступени своего развития, но уже стремились к красивому. Давно возникли обычаи украшать дома цветами, художественной резьбой по дереву с использованием их рисунков. Звучит музыка «Март. Песня жаворонка».

Художественные фрески, заставки в старинных книгах и рукописях, предметы домашнего потребления, ковры — всё пестреет яркими изображениями цветов. Цветы украшают гербы государств. Они изображены на монетах, почтовых марках и открытках, на спичечных этикетках и календарях.

Ведущий 2. Сегодня мы ещё раз пристально вглядимся в такие обычные, хорошо знакомые и такие всегда необычные, прекрасные цветы. Насладимся их ароматом.

И узнаем их иногда очень даже необыкновенные истории и тайны.

 Звучит куплет песни «Миллион алых роз» в исполнении     А. Пугачёвой. На фоне последних аккордов музыки ученик читается стихотворение С. Я. Маршака.

Чтец.          О ней поют поэты всех веков.

Нет в мире ничего нежней и краше,

Чем этот свёрток алых лепестков,

Раскрывшийся благоуханной чашей.

Как он прекрасен, холоден и чист,

Глубокий кубок, полный аромата,

Как дружен с ним простой и скромный лист,

Тёмно-зелёный, по краям зубчатый.

За лепесток заходит лепесток.

И все они своей пурпурной тканью

Струят неиссякающий поток

Душистого и свежего дыханья.

Ведущий 1. Безгранично богат и разнообразен мир цветов, однако его венцом является роза. Много древних легенд, преданий и песен, возвеличивающих её, как цветок неповторимой красоты, нежности и любви, дошло до наших дней.

Древнегреческая легенда твердит, что белые розы выросли на месте капель божественного нектара, который упал на землю из Олимпа. Их очень полюбила прекрасная богиня Афродита. Однажды она неосторожно проколола себе палец шипами розы. Несколько капель её крови закрасили цветы в ярко-красный цвет. Так появились красные розы.

Ведущий 2. Трогательную легенду придумали древние римляне. Богиня охоты Диана приревновала Амура к очень красивой нимфе по имени Розас. Диана толкнула красавицу в заросли  колючих кустов. Бедная нимфа, вся израненная множеством шипов, не смогла выбраться из кустарника и умерла от потери крови. Когда Амур узнал о судьбе своей любимой, он примчался на место её гибели и стал проливать горючие слёзы. Эти неутешные слёзы влюблённого юноши совершили чудо: колючие кусты ожили и зацвели красными ароматными цветами. Вот почему розы считают символом любви и красоты.

Ведущий 1. Древние греки посвятили розу богине любви и красоты — Афродите, храмы которой утопали в благоухающих розовых садах.

В Древнем Риме розами усыпали триумфальный путь воинов, венчали чело победителей, праздники украшали розовыми гирляндами.

В Киевскую Русь розы были завезены в X-XІ в. из Персии, а в Россию — при Петре І.

В ХVІІІ в. поэт Тредиаковский написал стихотворение, посвящённое розе — «Ода в похвалу цветку розе»:

Красота весны!  Роза, о прекрасна!

Всей, о госпожа, румяности властна!

Ты — во всех садах яхонт несравненный,

Ты — из всех цветов цвет предрагоценный.

Ведущий 2. Сейчас царицу цветов – розу - можно увидеть повсюду. Она украшает скверы, парки тысяч городов и сёл. Ею мы любуемся и с восхищением впитываем в себя её неповторимый аромат. Великий немецкий поэт Генрих Гейне не случайно высказывал мысль о том, что «благоухая, розы рассказывают сказки».

Ведущий 1. Русский поэт Мятлев, современник А. С. Пушкина и М. Ю Лер-монтова, написал стихотворение «Розы».

Чтец.          Как хороши, как свежи были розы

В моём саду! Как взор прельщали мой!

Как я молил весенние морозы

Не трогать их холодною рукой!

Как я берёг, как я лелеял младость

Моих цветов заветных, дорогих;

Казалось мне, в них расцветала радость.

Казалось мне, любовь дышала в них…

Ведущий 2. Эта задумчивая элегия, верней, первая её строфа, вдохновила

И. С. Тургенева, написавшего в 1879 г. известное стихотворение в прозе

«Как хороши, как свежи были розы…» В нём он с грустью говорил об ушедшей молодости, и цветущие, благоухающие розы были символом юности, силы, кипучей энергии.

Звучит снова, постепенно тая в воздухе, мелодия песни «Миллион алых роз».

Учащиеся 8 класса  презентуют розу. 

ІІІ. Звучит мелодия Чайковского «Подснежник» из цикла «Времена года». На фоне музики…

Чтец.    В уставшем от зимней тяжести лесу, когда ещё не распустились проснувшиеся почки, когда голые ветви ещё не шелестят, а лишь потихоньку трогают друг друга, неожиданно донёсся запах подснежника. Еле-еле заметный, но это запах пробуждающейся жизни, и потому он трепетно-радостный, хотя почти и не ощутим. Стоит на земле цветок, крохотная капля счастья, такой простой и откровенный первовестник весны.

Он такой маленький, но до того напористый, что, кажется, именно его испугались последние заморозки, сдались, выбросив ранней зарёй белый флаг последнего инея на опушке. Подснежник сейчас — украшение жизни.

Вот так и среди нас: есть скромные люди, незаметные и маленькие, с чистым сердцем, но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь, вмещая в себе лучшее, что есть в человечестве: доброту, простоту, доверие.

Ведущий 1. Кого не радуют подснежники, эти милые первые цветы? Они могут показаться невзрачными, но они нежные, они первые разведчики весны. Одна из древних легенд рассказывает, что в то время, когда первые мифические люди были изгнаны из рая, шёл снег и Ева очень замёрзла. Чтобы её согреть и подать надежду на лучшие времена, несколько ажурных снежинок превратились в нежные цветы. Подснежник — вестник тепла, символ надежды на лучшее будущее.

Ведущий 2. Как хороша просыпающаяся природа! Ещё хмурится небо,

…кругом белеет снег,

А над лесной проталинкой

Поднялся вверх и раньше всех

Расцвёл подснежник маленький.

Его в плену мороз держал

И всё же с ним не справился:

Цветок боролся, рос, дышал,

И снег под ним расплавился.

Упрям и смел, он одолел

Зимы оцепенение,

И вместе с ним к цветам лесным

Пришла пора весенняя.

В борьбе за солнечные дни,

Оставшись победителем,

Он скромно прячется в тени,

Красив и удивителен.

Звучит «Март. Песня жаворонка»

Ведущий 1. Очень рано появляются нарциссы. С ними связано много древних легенд и мифов. По греческой мифологии прекрасного юношу Нарцисса  пылко полюбила нимфа по имени Эхо. Но Нарцисс не ответил ей взаимностью и оттолкнул искреннюю, чистую девичью любовь. От мук и неразделённой любви Эхо так высохла, что от неё остался только голос. Нарцисс за своё жестокое безразличие был наказан богами Олимпа. Однажды он увидел в воде лесного ручья своё отражение и безумно влюбился в собственную красоту. Обо всём забыл Нарцисс, не отходил от воды, не отрываясь, любовался собой, не ел, не пил, не спал. Он почувствовал приближение смерти. Сох юноша, как роса на цветах в солнечный день. Вот уже склонилась его головка на прибрежную траву, и умер прекрасный юноша.  Но когда плачущие нимфы пришли за его телом, то не нашли его. На том месте, где лежал Нарцисс, вырос белый душистый цветок — цветок самовлюблённости и смерти.

Ведущий 2. Согласно другому мифу, у Персефоны на голове был венок из белых нарциссов, когда её украл владыка подземного царства Аид и заставил  жить с ним в мрачном подземелье. Когда же Персефона смогла на время выйти на землю, все увидели, что белые нарциссы на её венке превратились в жёлтые. С тех пор часть весенних нарциссов имеет жёлтые цветы.

Ведущий 1. В наше время нарциссы потеряли ореол трагизма и стали символом начала весны. Они приносят людям много радости, эстетического наслаждения как на клумбах, так и в букетах.

 

Учащиеся 9  класса  презентуют нарцисс.       

Звучит фрагмент «Май. Звёздная ночь» (Из цикла «Времена года»              П. И. Чайковского.)

Ведущий 2. Весна пришла в лес и поле, в село и город. В зелёный наряд оделись могучие деревья и скромные кустарники. Зазеленели травы. В эти дни под сенью листвы в затаённых уголках леса, парка и сада зацветают ландыши. Символом мая называют душистые, нежные цветочки-жемчужинки ландыша.

«Ландыши, ландыши — светлого мая привет,

Ландыши, ландыши — милый букет», — поётся в песне.

Древние римляне утверждали, что однажды богиня охоты Диана убегала от фавнов, безумно влюблённых в неё. Они хотели пленить прекрасную богиню. Она бежала так быстро, что из её ясного чела на землю стекали капли серебристого пота, которые превратились в душистые цветочки ландышей.

Ведущий 1. А в украинском фольклоре есть своя легенда о появлении ландыша. Она утверждает, что эти цветочки,  подобные жемчужинам, — не что иное, как застывший серебристый счастливый смех лесной русалки Мавки, которая впервые ощутила радость огромной, искренней, взаимной любви.

Ведущий 2. Старинная русская легенда говорит, что цветы ландыша — это слёзы гордой водяной царевны Волхвы, которая увидела, как Садко, горячо ею любимый, обнимает её счастливую соперницу Любаву.

 Ведущий 1. Каждая из этих легенд по-своему прекрасна. Так же прекрасна, как эти нежные цветы.

                             О первый ландыш! Из-под снега

Ты просишь солнечных лучей,

Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей!

Такими словами прославляет русский поэт А. А. Фет это хрупкое, необычайно нежное и ароматное растение. Между двух стрельчатых листьев, как капельки белой росы, висят гроздья совсем крохотных цветов. Редко встретишь человека, безразличного к цветущему ландышу. Как

и берёза, ландыш является символом русской природы.

На экране портрет   П. И. Чайковского и фотография ландышей.

Ведущий 2. Вспоминается, как, путешествуя по солнечной Флоренции, композитор П. И. Чайковский любовался нежными экзотическими цветами и … грустил о родном ландыше:

Когда в конце весны в последний раз срываю

Любимые цветы — тоска мне давит грудь,

И к будущему я молитвенно взываю:

Хоть раз ещё на ландыши взглянуть…

Ведущий 1. Ландыш был самым любимым растением Чайковского.

О ландыш, отчего так радуешь ты взоры?

Другие есть цветы, роскошней и пышней.

И ярче краски в них, и веселей узоры,

Но прелести в них нет таинственной твоей! —

признавался композитор. Он не писал, к сожалению, музыки о ландыше, но можно предположить, что, если бы это случилось, музыка была бы прекрасной, прекраснее даже знаменитого «Вальса цветов» из балета «Щелкунчик» или музыки из цикла «Времена года», которую вы сейчас слушаете. Петр Ильич писал:

              И счастлив я, пока цветёшь ты, ландыш скромный,

От скуки зимних дней давно пропал и след.

И нет грядущих дум, и сердце в неге томной

Приветствует с тобой забвенье зол и бед.

Учащиеся 6 класса  презентуют ландыш.

Звучит «Октябрь. Осенняя песня»

Ведущий 1. «В мягкой зелёной траве растёт ромашка. 

Солнечные лучи греют и  ласкают её. В одно прекрасное утро она распустилась. Жёлтое круглое сердечко её окружено сиянием ослепительно-белых мелких лучей-лепестков. Ромашку не заботит, что она такой бедненький и простенький цветочек. Она довольна всем, тянется к солнцу и слушает, как поёт в небе жаворонок».

Так писал об этом замечательном цветочке Г.К. Андерсен. А у Людмилы Татьяничевой есть такие стихи:

Ромашки спят с открытыми глазами,

Не шелохнутся ивы над рекой.

Полями, перелесками, лесами

Неслышно бродит ветер молодой.

Он то к берёзке припадёт щекою,

То светлячка подхватит на лету.

Не спится ветру, нет ему покоя…

Как можно спать, когда земля в цвету!

Ведущий 2. Вот стихотворение В. Рождественского об этом прекрасном цветке.

Чтец. Знакомые с детства, родные ромашки…

Вот лёгкий «поповник» у нашей реки,

Как белые звёзды средь розовой кашки,

В букете сияют его лепестки.

Он «любит - не любит» ответить нам может

И глянет приветливо жёлтым глазком.

Вот эта ромашка знакома нам тоже —

Её мы «лекарственным другом» зовём.

И если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель, поднимется жар,

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар!

Учащиеся 7 класса  презентуют ромашку. 

Ведущий 2. С давних времён у всех народов мира существует хороший обычай — делать подарки родным, близким, друзьям, любимым. Подарки дарят и в праздники, и в будни, в связи с какими-то событиями, а иногда и без повода, просто желая сделать приятное. 

Ведущий 1. Хорошо подарить цветы на День рождения. А как замечательно, когда мальчик приходит на День рождения к товарищу и приносит цветы его маме и бабушке.

Ведущий 2. Зимой можно купить хотя бы один цветок. Необязательно дарить большой букет.

Ведущий 1. Лучше смотрятся букеты, собранные из цветов одного вида. К ним возможны декоративные добавки.

Ведущий 2.  Некрасиво  смотрятся букеты, собранные, например, из полевых и садовых цветов, из ромашек и роз. Это равносильно тому, что вы пошли бы гулять в лес или в поле в вечернем платье. 

Ведущий 1.  Цветы вручают без обвёртки. Цветы в горшочках или в декоративных вазочках дарят очень близким друзьям.

Ведущий 2.  Розу называют «царицей цветов». Хорошо подарить розы маме, девушке, учительнице.

Ведущий 1.   Гладиолус — мужской цветок.

Ведущий 2.   Гвоздика — капризный цветок, он не сочетается ни с какими другими цветами.

 Ведущий 1. Лучше составлять букет из нечётного количества цветов. 

Ведущий 2. Да, прекрасны первые весенние, летние цветы. А вот перед вами осенние букеты. 

        (Все рассматривают представленные букеты и  композиции цветов.)

Учитель. Дорогие ребята, уважаемые родители, гости нашего праздника! Дарите друг другу цветы! И помните: имеющий в руках цветы плохого совершить не может! Пусть в ваших душах навсегда поселятся любовь и счастье, над головой на голубом, безоблачном небе сияет ласковое солнце, а на цветущей нашей земле торжествует мир!

 «Пение птиц».  Звучит песня «Цвети, земля моя!»                    

Слова М. Суворова

                                 Музыка П. Ермишева

Мир — какое небо надо мной!

Мир — какой простор, какой покой!

А день рождается, день новый, молодой,

И радость входит в каждый дом — и твой, и мой.

Мы связаны с тобой

Навек одной судьбой,

Земля моя, земля моя, моя земля!

Припев:

Бушует сад над головой,

Бушует свадебной красой.

Цвети всегда, моя земля, —

Моя любовь, моя весна, моя весна!

Мир — какие трели соловьёв!

Мир — какие россыпи цветов!

Раскрыты настежь для любви сердца людей.

Земля моя, ты с каждым годом всё добрей.

Мы связаны с тобой

Навек одной судьбой,

Земля моя, земля моя, моя земля!

Мир — какие зори впереди!

Мир — какие светлые пути!

Вокруг меня земля друзей, земля друзей.

Прекрасно солнце над планетою моей!

Мы связаны с тобой

Навек одной судьбой,

Земля моя, земля моя,

Моя земля!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20555. Метод сканирования 32.5 KB
  Метод сканирования заключается в последовательном просмотре значений критерия оптимальности в ряде точек принадлежащих области изменения независимых переменных и нахождения среди этих точек такой в которой критерий оптимальности имеет минимальное максимальное значение. Точность метода естественно определяется тем насколько €œгусто€ располагаются выбранные точки в допустимой области изменения независимых переменных. Основным достоинством этого метода является то что при его использовании с достаточно малым шагом изменения по каждой из...
20556. Градиентные методы. Свойства градиента 42 KB
  При движении в направлении градиента мы приходим к максимуму функции при движении в обратном направлении антиградиента приходим к минимуму функции. Для поиска минимума целевой функции Rx задается начальная точка поиска x0 то есть 1 x0 задается значение переменных вектора х. 2 В начальной точке поиска x0 вычисляется градиент целевой функции его проекции то есть частные производные целевой функции по каждой переменной: 3 В направлении Антиградиента целевой функции производиться шаг и вычисляется значение переменной следующей точки...
20557. Методы случайного поиска 49.5 KB
  Основная идея методов случайного поиска заключается в том что перебором случайных совокупностей значений независимых переменных найти оптимум целевой функции или направление движения к нему. Общим для всех методов случайного поиска является применение случайных чисел в процессе поиска. Введем понятие случайного вектора = 1 2 n определенного в n – мерном пространстве.
20558. Формулировка принципа максимума в задаче со свободным концом 26.5 KB
  обеспечивает : Ј=∑cixiT→min Решение такой задачи можно построить просто если вместо функционала ввести функцию которая характеризует мощность или энергию системы. Поскольку функционал Јi характеризует критерий качества функционирования системы в экстремальных условиях то эта система должна обладать максимальной мощностью или энергией. Такой функцией характеризующей сумму кинетической и потенциальной энергии системы является фция Гамельтона: H=∑λifixU где fiвектор колич.
20559. Свойства f-ии Гамильтона 48 KB
  На опт. Не бм доказть нпрвнть fии H а приведем тко нестрогое докво ее поства на опт траектори. Получим:= На опт траектории т. Расим 2 усля: Опт.
20560. Оптимизация многостадийных процессов. Постановка задачи 35.5 KB
  Записывая уравнение состояния каждой стадии в случае mстадийного процесса придем к системе уравнений высокой размерности. Если требуется найти управление на каждой стадии из условия min или max некоторой целевой функции то решение такой задачи встречает значительные трудности поскольку уравнения стадий представляют собой как правило систему нелинейных уравнений и ее решение на каждом шаге итерационного процесса поиска управления сложно. Математическое уравнение некоторой стадии представляет собой зависимость выходных параметров iой...
20561. Принцип оптимальности Беллмана 40.5 KB
  При применении принципа оптимальности критерий эффективности зависит от х0: 1 2 3 Обозначим через 4. формулировкой принципа оптимальности для дискретных процессов.
20562. Звільнення України від німецько-фашистських загарбників. Участь України в створенні ООН 25 KB
  Звільнення України від німецькофашистських загарбників. Участь України в створенні ООН. Після перемоги під Сталінградом радянське командування силами Південного ПівденноЗахідного та Воронезького фронтів почало визволення України від німецьких окупантів.Новий етап визволення України розпочався влітку 1943 р.
20563. Україна після другої світової війни. Перехід до мирного будівництва 25.5 KB
  Особлива увага приділялась відродженню важкої промисловості і залізничного транспорту вугільної промисловості республіки.Відбудова промисловості відбувалася виключно за рахунок зусиль населення і примусових заходів уряду щодо нього. була проведена грошова реформа що мала на меті примусове вилучення коштів у населення на відбудову промисловості.