60239

Чайный калейдоскоп. Внеклассное мероприятие

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: познакомить учащихся с историей возникновения чая; происхождением и сортами чая традициями чаепития; научить правильно заваривать чай сервировать стол к чаепитию; развивать творческие способности эстетический вкус культуру поведения за столом...

Русский

2014-05-15

1.92 MB

3 чел.

Министерство образования и науки Украины

Мариупольское высшее металлургическое профессиональное училище

                                         Чайный калейдоскоп

Внеклассное мероприятие

 

Разработали и провели:

  •  преподаватели Боева Е.И., Гетман А.И.
  •  мастера  п/о группы 10 Чупырь Т.И., Терехова Т.С.
  •  мастера  п/о группы 16  Белоусов А.И, Сырцова Л.А.

Мариуполь

2011

Чайный калейдоскоп

Внеклассное мероприятие

Цель:

  •  познакомить учащихся с историей возникновения чая; происхождением и сортами чая, традициями чаепития;
  •  научить правильно заваривать чай, сервировать стол к чаепитию;
  •  развивать творческие способности, эстетический вкус, культуру поведения за столом;
  •  воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе, умение общаться с людьми.

Оборудование: приборы для сервирования чайного стола, самовар, выставка   

                           разных сортов чая, плакаты с высказываниями о чае.

Высказывания и поговорки:

  1.  Свежий чай подобен бальзаму. Чай оставленный на ночь, подобен змею.
  2.  Устал – пей чай. Жарко – пей чай. Хочешь нагреться – пей чай.
  3.  Если чай не пьешь, где силы берешь?
  4.  Чаем не насытишься, но душу промоешь, жажду утолишь.
  5.  После чая – на душе лето.

                                      Ход мероприятия.

  1.  Организационный момент.

Мотивация деятельности

 В Европе и Азии, в Австралии и на Американском континенте, на полярных станциях в Антарктиде – везде, где ступала нога человека, пьют чай – самый популярный напиток планеты. Самый популярный и в то же время  полный загадок и непостижимых тайн для большинства любителей горячего и холодного, бодрящего и успокаивающего, ароматного и вкусного настоя. Так кто же он такой, этот фаворит человечества? Итак, знакомьтесь – то самый чай!

Чай гарячий, ароматний

И на вкус весьма приятный.

От недуга исцеляет

И усталость проганяет.

Сили новые дает

И друзей за стол зовет.

С благодарностью весь мир

Славит чудо-эликсир.

      Чай -  напиток, получаемый варкой, заваривании ем или настаиванием листа чайного куста, который предварительно подготовлен специальным образом. Чаем также называется сам лист предназначенный для приготовления этого напитка.

  Согласно китайской традиции, чай был открыт культурным героем Шень-нуном, покровителем медицины, земледелия, одним из Трех Великих, создавших все ремесла и искусства. По преданию император Шень-нун путешествовал в поисках целебных трав с котлом на треноге, где кипятил   отвары. В 2737 году до н.э. в котел с кипятком упали несколько листочков чайного куста. Отвар показался вкусным и придал бодрости. С тех пор Шень-нун не пил других напитков.

    Именно в Китае стали впервые употреблять чай в качестве лекарства, а затем и напитка. Именно от китайского названия чая происходят названия чая в разных языках.

    

 Сырьем для изготовления являются листья чайного кустов, которые массово выращиваются на специальных плантациях в районах с тропическим и субтропическим климатом.  Чайный куст на плантациях имеет высоту 1,5-2 метра с такой же шириной между рядами. Для  рост а чайного куста необходим теплый климат с достаточным количеством влаги, не застаивающейся у корней. Чай исключительно долговечен – он может жить и плодоносить сто и более лет. Правда, от биологического срока жизни чая надо отличать хозяйственный срок. Считается, что экономически выгодно держать чайный куст 45-50 лет в долинах. А на склонах 60-70 лет. Это и есть хозяйственный срок жизни чая. Таким образом, продолжительность жизни чайного куста в среднем равна жизни одного поколения людей.  В Китае, Индии, Африке, где производится наибольшая доля чая, сбор урожая производится до четырех раз в год. Наиболее ценятся чаи первых двух урожаев.

   Листья чая собираются и сортируются вручную: для чаев высокой сортности собирают нераспустившиеся почки и саамы молодые листья. Труд сборщиков довольно тяжелый и монотонный.   Для производства 1 кг чая нужно собрать 4 кг сырого листа. Норма выработки для сборщиков составляет 35-40 кг листа в день.

Классификация чая.

По происхождению различают:

  •  Китайский чай. На долю Китая приходится до четверти мирового производства чая. В стране выращивают черный, зеленый, уникальные белые и желтые чаи;
  •  Индийский чай. Индия – второй в мире производитель чая, основная его масса – черные чаи.
  •  Цейлонский чай производится  в Шри-Ланке.
  •  Африканский чай. Все страны -  его  производители – бывшие английские колонии: Кения, Уганда, Бурунди, ЮАР и т.д.

По продолжительности и способу окисления.

Внешний вид, аромат, вкус настоя и прочие характеристики определяются режимом ферментации листа перед  окончательной сушкой.

Выделяется две «полярные» категории чая:

  •  Зеленый чай – не окисленный или слабо окисленный  на 3-12 % лист. В сухом виде он имеет зеленый цвет, терпкий или сладковатый вкус.
  •  Черный чай , листья которого проходят длительное окисление (до месяца). В сухом виде имеет темно-коричневый цвет, настой – от оранжевого до темно-красного.
  •  Белый чай проходит минимальное количество стадий обработки. В сухом виде имеют светлый, желтоватый цвет, а настой светло-зеленого цвета.
  •  Желтый чай считается элитным. Раньше производился только для императорского двора и был запрещен к вывозу из Китая.

    Среди выпускаемых чаев редко можно встретить чай определенного сорта в чистом виде, чаще всего это смеси, позволяющие сделать вкус чая не таким резким.

Чайный напиток представляет собой сложную комбинацию веществ, оказывающих  многоплановое воздействие на организм человека. Общее число химических соединений, входящих в его состав, в конце ХХ века было выделено около 300. Некоторые из них еще не идентифицированы.

Основные группы веществ, присутствующих в чае:

  •  Дубильные вещества, прежде всего танин, отвечающие за вкус чая;
  •  Эфирные масла, сообщающие чаю аромат;
  •  Белки и аминокислоты, оказывающие влияние на обмен веществ;
  •  Пигменты, придающие чаю окраску;
  •  Почти весь набор  известных человеку витаминов.

    Исследования показывают, что те люди, которые регулярно употребляют чай, менее подвержены заболеванию кариесом, поскольку танины препятствуют образованию зубного налета и разрушительному воздействию крахмала на зубную эмаль. 3 чашки чая в день снижают риск сердечных  заболеваний на 11%. Новое исследование американских микробиологов показало, что антиоксиданты, содержащиеся в чае очень эффективны при  борьбе с новым типом вируса гриппа, поражающим легкие. По результатам тестов, проведенных в Великобритании, установлено, что 3 чашки чая в день дают тот же антиоксидантный эффект, что и 6 яблок, а 1-2 чашки чая оказывают «эффект выведения свободных радикалов» равный действию 400 мг витамина С, употребленного в виде свежих овощей и фруктов.   

 Из Китая чай распространился по Юго-Восточной Азии, а затем по Великому шелковому пути был привезен в Европу путешественниками. Сначала его пили только как лекарство, но по прошествии десятилетий его стали пить  просто для удовольствия. Мужчины были в восторге от экзотического напитка. Дамы предпочитали кофе и какао. Лизелотта фон Пфальц, невестка французского короля, попробовав чай в Версале заявила: «Вкус чая напоминает сено с навозом. Боже мой, как можно пить такую горечь?»

     Русские познакомились с чаем в 1638 году: монгольский хан вручил русскому послу четыре пуда чая  в подарок  для царя Михаила Федоровича. Сначала напиток не произвел впечатления. Но потом чай стал очень популярным в России. Основным сортом потребляемого чая стал черный, потому, что цена на него была в несколько раз ниже , чем на зеленый.

    К Х!Х веку чай в России пили уже все сословия. В тех районах, где росло потребления чая, падал спрос на крепкие напитки. Дворянство могло позволить себе более дорогие сорта, простой народ пил наиболее дешевый и низкосортный чай. Пили чай обычно после трапезы, а иногда – отдельно о т нее. К чаю подавали выпечку или сласти. Таким образом чай, заменял десерт.

Особенностью русского чаепития, сохраняющаяся и поныне, является двухчайниковая заварка: чай заваривают в небольшом чайнике гораздо крепче, чем его пьют. Концентрированную заварку разбавляют кипятком непосредственно при розливе по чашкам, регулируя крепость напитка по вкусу. Хотя употребление чая в России, в отличие от китайцев и англичан, не сопровождается формализованным церемониалом, к Х!Х веку сложились свои особенности этикета употребления чая. Однако, главное в русском чаепитии – это разговор. Поэтому к чаю просто не приглашали тех гостей, которые в этот разговор не вписывались.

Час дружеских бесед у чайного стола!              Но Русью веющий, но сочный, но густой

Хозяйке молодой и честь и похвала!               Душистый льется чай янтарною струей!

По-православному, не на манер немецкий,

Не жидкий, как вода или напиток детский,                    Петр Вяземский

 

Викторина 1

  1.  В каких странах раньше других появился чай?

(В Китае, Индии, Японии)

  1.  Кто знает как нашли этот напиток?

(В 273 г. До н. э. китайские пастухи заметили, что козы начинают резвиться после того, как пожуют молодые листочки неизвестного куста)

  1.  Где выращивали чай на территории бывшего СССР?

(В Крыму, Краснодарском крае, Азербайджане, Грузии)

  1.  Какое вещество определяет вкус чая?

(Танин)

  1.  Сколько ценных веществ в чае?

(Около 300)

  1.  Каково влияние чая на организм человека?

(Благоприятно воздействует на нервную систему, бодрит)

Сервировка чайного стола

  

    Сервировка чайного стола – особенная. На чайном столе в центре лучше ставить низенькую вазу с цветами. Индивидуальные приборы кладут за тарелкой в таком порядке: вилка, нож, ложка. Все чашки должны стоять перед хозяйкой. Когда сядут гости, она наливает чай и передает чашки. Посуды и предметов общего пользования должно быть немного: блюда для хлеба, масленка, сахарница, молочник, ваза для фруктов, тарелка или ваза для печенья, конфет.

Во время объяснения, учащиеся сервируют стол.

Викторина 2

  1.  С чего начинается застолье?

(С мытья рук)

  1.  Как используется полотняная салфетка?

(Ее кладут на колени)

  1.  Куда вы положите ложку, если уже поели?

(На блюдце, но не на скатерть)

  1.   Чем чистят:
  •  мандарины?   (Руками)
  •  апельсины?    (Ножом)
  1.    Какой столовый прибор никогда не прикасается ко рту во    время обеда?

                                     (Нож)

 

Заваривание чая

    Существует множество способов заваривания чая – от  классического до экзотического. Особенно нужно отметить, что черный и зеленый чай заваривают по-разному.

    В октябре 1999 года Британский Институт Стандартов выпустил в свет инструкцию-стандарт под названием «Метод приготовления чайного настоя», которой в настоящее время руководствуются для заваривания чая ти-тестеры всего мира.

   Учитывая большой объем и высокую степень детализации инструкции

( более 5000 слов), мы приведем ее сокращенную версию.

В соответствии с ти-тестерскими стандартом заваривания чая для получения напитка высокого качества необходимо следовать ряду правил:

  •  Использовать 2 грамма сухой заварки (примерно чайная ложка) на каждые 100 мл воды;
  •  Избегать использования жесткой воды, которая негативно влияет на аромат и вкус чая;
  •  Заварник необходимо заливать только что вскипяченной водой полностью, не доливая лишь 4-6 мм до края;
  •  После этого, закрыв чайник крышкой, выдержать время заваривания 6 мин.;
  •  Не взбалтывать чайник при переливании напитка в чашку.

  Одним из наиболее распространенных способов заваривания черного чая, является следующий.

    В чистой посуде подогревают предварительно подготовленную воду.   Почему   качество воды  имеет такое большое значение?  Потому, что чашка чая состоит из собственно чая лишь на 2 %. Остальные 98%  - вода.  Некачественная жидкость может ухудшить качество напитка на 60 %. Кипятить  воду не стоит.  Оптимальная температура для заваривания черного чая 950 С. Чтобы чай лучше заварился, заварочный чайник необходимо предварительно прогреть. Далее в заварочный чайник засыпается заварка. Количество ее – дело вкуса каждого, тут все подбирается

экспериментальным путем. Сразу же после засыпания заварки заливаем ее кипятком, примерно на 1/3 чайника. Накрываем льняным полотенцем или другой подходящей тканью и ждем 1-2 минуты. Затем доливаем кипятка до ? чайника и опять же накрываем, не давая чайнику слишком быстро остыть. Так чай завариваем еще 5-10 минут. Затем можно разливать заварку по чашкам, доливая по вкусу кипятком.

    Заваривание зеленого чая отличается от заваривания черного в первую очередь тем, что зеленый чай можно заваривать многократно до 10 раз. В Китае при заваривании зеленого чая пользуются следующим рецептом.

    Как и для приготовления черного чая берут воду с минимальным содержанием минеральных солей. Заварочный чайник также прогревают. Заварки кладут из расчета 1 чайная ложка с горкой на 150-200 мл воды. Заливают заварку водой, подогретой до температуры 75-800С, дают настояться в течение 1.5-2 минуты, а после сливают с специальную фарфоровую или керамическую посуду. Затем процедуру повторяют, увеличивая время настаивания на 15-20 секунд. После того, как заварка исчерпает себя, чай разливают по чашкам.

Учащиеся демонстрируют способы заваривания чая. Разливают чай гостям. Во время подачи чая – выступления детей:

  1.  Частушки.

На столе у нас пирог,

Пышки да ватрушки.

Так споем же под чаек

Чайные частушки!

Самовар блестит, кипя,

Чай в нем так и пенится!

Погляди-ка на себя –

Ну и отраженьице!

Подавай мне чашку чая

Ведь тебе не жалко?чай?

В чае я души не чаю!

Наливай, горячий чай!

                                  Мы пропели Вам частушки.

                                  Хорошо ли плохо ли.

                                 А теперь мы Вас попросим,

                                Что б Вы нам похлопали!

  1.  Инструментальная музыка.
  2.  Загадки.

Викторина 3

Умеете ли правильно вести себя за чайным столом?

  1.     Следует ли наполнять чайную чашку до краев?

(Нет. Недоливают на 1-1,5 см до края)

  1.     Можно ли есть джем из общей вазочки?

(Нет. Джем кладут себе в розетки, а затем намазывают им хлеб)

  1.    Когда к чаю подают кусковой сахар, а когда – сахарный     песок?

(Сахарный песок подают к чаю с лимоном)

  1.    Как принято есть лимон?

      (Ломтик кладут в чай, выдавливают ложкой и выкладывают    

      на блюдце)

  1.  Как следует есть пирожное?

(Мягкое – ложкой или вилкой, твердое – рукой)

Правила экологического чаепития:

  •  Чаю нужна чашка. Не используйте одноразовые стаканчики для чаепития. Принесите на работу личную чашку – вы избавите природу от  использованного пластика.

  •  Не грейте больше, чем выпьете. Не наливайте в чайник больше, чем необходимо для чаепития. Энергии, необходимой для кипячения полного чайника, вместо одной чашки хватит для обеспечения  работы энергосберегающей лампочки в  течение 3 часов.

  •  Пейте чай возле компьютера. Пар от горячего чая поглощается окружающим вас воздухом и сокращает воздействие излучения, восстанавливая естественный баланс.

  •  Выбирайте экологичные пакетики.  Обращайте внимание на экологичность материалов из которых сделаны чайные упаковки и пакетики. Отдавайте предпочтение бумажным пакетам и упаковкам. Они легко утилизируются.

  

Подведем итог нашего мероприятия стихотворением Булата Окуджавы

«Чаепитие на Арбате»

 

Пейте чай, мой друг старинный,

забывая бег минут.

Желтой свечкой стеаринной

я украшу ваш уют.

Не грустите о поленьях,

о камине и огне...

Плед шотландский на коленях,

занавеска на окне.

Самовар, как бас из хора,

напевает в вашу честь.

Даже чашка из фарфора

у меня, представьте, есть.

Я для вас, мой друг, смешаю

в самий редкостний букет

пять различных видов чая

по рецептам прежних лет.

Кипятком крутим, бурлящим

зту смесь залью для вас,

чтоб былое с настоящим

не сливалось хоть сейчас.

Настояться дам немножко,

осторожно процежу

и серебряную ложку

рядом с чашкой положу.

Я клянусь вам, друг мой давний,

не случайно с древних лет

эти чашки, эти ставни,

полумрак и старий плед,

и счастливий час покоя,

и заварки колдовство,

и завидное такое мирной ночи торжество...

Заключительная песня

  1.  Изгиб гитары желтой

Ты обнимаешь нежно.

Сидим у самовара,

Дымок уходит ввысь.

В беседе задушевной

Вдруг кто-то тихо скажет:

«Как здорова, что все мы здесь

Сегодня собрались!»

  1.  Ах, ароматы чая!

И, знаешь, не случайно

Веселье, песни, шутки

В душе моей зажглись.

Отступят все заботы,

И вдруг воскликнет кто-то:

«Как здорово, что все мы здесь

Сегодня собрались!»

  1.  Радушные хозяйки

Накрыли стол богато:

Чаек, лимон, печенье

И сладости нашлись.

Мы выпьем чашку чая,

Все вместе дружно скажем:

«Как здорово, что все мы здесь

Сегодня собрались!»

Дополнение 1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15597. РЕГУЛЯТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА 60 KB
  В.А. Чумаков инж. г. Дзержинск РЕГУЛЯТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА Существующее понимание исторического процесса можно разделить на три субстанционных подхода. Одним из первых был сформулирован идеалистический подход представители которого считают созн
15598. ЕВРОПЕЙСКИЙ ДИСКУРС О БЕСКОНЕЧНОСТИ. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ 85 KB
  ЕВРОПЕЙСКИЙ ДИСКУРС О БЕСКОНЕЧНОСТИ. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ Проблема бесконечности входит в число древнейших вопросов философии формировавшихся параллельно с возникновением и становлением самой философской мысли. Однако одного исследования фундаментальности данн...
15599. МУДРОСТЬ ВСЕЛЕННОЙ — ОТРАЖЕНИЕ В СОЗНАНИИ ЧЕЛОВЕКА УНИВЕРСУМА КАК АБСОЛЮТНОЙ МЕРЫ БЫТИЯ 65.5 KB
  МУДРОСТЬ ВСЕЛЕННОЙ ОТРАЖЕНИЕ В СОЗНАНИИ ЧЕЛОВЕКА УНИВЕРСУМА КАК АБСОЛЮТНОЙ МЕРЫ БЫТИЯ Известно что философы давно заметили влияние Вселенной Неба Космоса Бога Мировой души на земную природу жизнь народа и человека. Являясь большой тайной она трудно познается
15600. Закономерность универсализации человеческой сущности и отражение тенденции интеграции искусства в художественном сознании: исследовательская гипотеза 46 KB
  Закономерность универсализации человеческой сущности и отражение тенденции интеграции искусства в художественном сознании: исследовательская гипотеза Одним из важнейших признаков эвристичности и инновационности философской системы на наш взгляд является ее спосо...
15601. ИННОВАЦИОННА ЛИ ЭТИКА ПО СВОЕЙ ПРИРОДЕ 65.5 KB
  ИННОВАЦИОННА ЛИ ЭТИКА ПО СВОЕЙ ПРИРОДЕ Всегда ли нужен инновационный подход в окружающей нас жизни Вопрос вовсе не кажется нам столь однозначным. Есть например сфера экономики хозяйственной жизни техника и технологии где динамика и темп изменений настолько высок...
15602. ФИЛОСОФИЯ ГЛОБАЛЬНОГО ЭВОЛЮЦИОНИЗМА В КОНТЕКСТЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И СИСТЕМНОГО ПОДХОДОВ 41 KB
  ФИЛОСОФИЯ ГЛОБАЛЬНОГО ЭВОЛЮЦИОНИЗМА В КОНТЕКСТЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И СИСТЕМНОГО ПОДХОДОВ Идея эволюции не нова. Ее истоки можно обнаружить уже в натурфилософских школах Античности. Особенно показательна в этом отношении всемирно известная поэма древнеримского поэта и ...
15603. ФЕНОМЕН ВРЕМЕНИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ 50.5 KB
  ФЕНОМЕН ВРЕМЕНИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ Феномен времени интересовал людей на протяжении всей мировой истории во все эпохи но сегодня на рубеже XX–XXI вв. сложилась совершенно особая не имеющая прецедентов ситуация постоянного тотальног...
15604. ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ В ФОРМИРОВАНИИ НОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ 35.5 KB
  ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ В ФОРМИРОВАНИИ НОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ Для более четкого и конкретного определения функций философии следует учесть дифференциацию форм социальнофилософской рефлексии. В наиболее общей фор...
15605. СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИКА И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 32 KB
  СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИКА И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Безразличие ученика к учителю и вообще к педагогическому процессу является сегодня одной из самых острых проблем образования которая в свою очередь перерастает в еще более сложную проблему тотального без