60259

Забвению не подлежит

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: отбор примеров из произведений художественной литературы для сценария внеклассного интегрированного занятия и песен созданных во время войны или о войне. Столкновение российских патриотических и украинских националистических организаций...

Русский

2014-05-15

100 KB

0 чел.

Внеклассное интегрированное занятие по литературе и истории,

                      презентация познавательного проекта

Тема: «Забвению не подлежит»

Цель:

поддержка способных и одарённых учащихся, развитие их интеллектуальных и творческих способностей, формирование поликультурных и межпредметных компетентностей, воспитание патриотизма, чувства благодарности тем, кому обязаны возможностью жить под мирным небом.

Задачи:

учить работать в команде, ставить самостоятельно цели, анализировать полученную информацию и ситуацию,  планировать познавательную деятельность, получать и оценивать результаты своей работы;

развивать навыки самообразовательной деятельности, умение обобщать, делать выводы;

способствовать желанию заниматься самовоспитанием, развивая в себе толерантность, понимание исторической памяти и национальных проблем.

Конечный результат проекта: сценарий внеклассного интегрированного занятия по литературе и истории, подготовленного самими учащимися.

Форма презентации: внеклассное интегрированное занятие по литературе и истории «Забвению не подлежит»; продолжительность 60 минут.

Задания творческих групп.

  1.  Подготовка сценария внеклассного интегрированного занятия на основе  материала, собранного учащимися творческих групп.
  2.  Поисковая творческая работа по теме «Цифры и факты, подтверждающие антигуманную сущность фашизма в годы второй мировой войны».
  3.  Поисковая творческая работа по теме «Музы не молчали». (Цель: отбор примеров  из произведений художественной литературы для сценария внеклассного интегрированного занятия и  песен, созданных во время войны или о войне).
  4.  Анализ публикаций СМИ о возможной реабилитации воинов УОН – УПА и отношения к этой проблеме граждан Украины, подготовка своей аналитической информации.
  5.  Подбор видеороликов с песнями о  войне, которые по эмоциональному настрою могут  быть использованы в сценарии.
  6.  Ознакомление с сочинениями одноклассников и учащихся прежних лет с целью отбора лучших  из них для  сценария.
  7.  Подготовка медиапроектора и использование его на   внеклассном занятии.


                  
Вступительное слово учителя.

Хочу обратить внимание всех присутствующих на замечательные круглые даты: 2012 год: 825 лет «Слову о полку Игореве»; 2013 – 70 лет со дня освобождения  Донбасса от немецко-фашистских захватчиков; 2014 – 70-летие освобождения Украины. Три названных мною события объединяет тема защиты Отечества от внешнего врага и тема единения  для отпора и победы.

В очень непростое время мы живем. Даже празднование Дня Победы вызывает определённое непонимание с учетом последних событий. На карте мира нет страны, которая одержала победу в кровавой битве с фашизмом и установила этот праздник. Исчезает термин Великая Отечественная война, появляются другие определения: вторая мировая, русско-немецкая, советско-германская.

Мы смотрим телепередачи, читаем газеты и видим, что тема реабилитации воинов УОН-УПА набирает силу, темп, приобретает политический оттенок. Значительная часть информации подтверждает, что ветераны УОН-УПА стреляли в спины тех, кого принято считать  защитниками Родины. В октябре 2006 года им было разрешено пройти по Крещатику в честь 64-ой годовщины УПА. Президент страны (в то время В.А.Ющенко) лично их приветствовал. Своим Указом он признал их борцами за независимость Украины. Но половина страны, как писала газета «Жизнь» 17.10.2006 года, не могла с этим смириться. 14 октября этого же года против них вышли на площадь в Киеве представители других политических партий. Ветераны армии маршем прошли по Крещатику и в день 70-летней годовщины УПА уже в этом, 2012 году.

Столкновение российских патриотических и украинских националистических организаций привели к тому, что 9 мая 2011 года во Львове во время беспорядков были избиты ветераны Великой Отечественной войны. Ирина Фарион уверенно победила на выборах 28 октября 2012 года в своём округе. И сразу заявила, что будет инициировать отмену коммунистической идеологии.  

Сценарий праздника подготовлен по итогам  исследовательской работы участников познавательного проекта. В заключение праздника очень хочется услышать сегодня ответы на два вопроса у «открытого микрофона»:

- Так какая она война 1941-1945 годов: Великая Отечественная? Вторая мировая? Русско-немецкая? Советско-германская?

- Нужно ли отмечать 9 мая День Победы? Не стало страны-победительницы, а праздник разъединяет Украину.

1 ведущий

Для некоторых украинцев война началась не 22 июня 1945 года, а

1 сентября 1939 года с нападения Германии на Польшу. Многие жители Западной Украины попали в пекло войны с первого её дня. Поэтому, наверное,  жители западных областей имеют свою точку зрения на торжественно-приподнятое определение Великая Отечественная война. Для них Советский Союз не стал Родиной. Они продолжают называть советизацией 1939-1945 и 194-1953 годы. Термин советско-немецкая война полностью тоже не соответствует определению. Против Советского Союза воевали не только граждане третьего рейха, но и  сотни тысяч финнов,  итальянцев,  венгров,  румынов. Термин Великая Отечественная война подходит для одной стороны. Солдат вермахта или бойцов УПА нельзя назвать участниками Великой Отечественной войны. Не подходит этот термин и для союзников СССР (чехов, американцев, англичан и других). Однако для той части советских людей, которые её пережили на фронте, в оккупации, в тылу, в концлагере или остарбайтерами в Германии и Австрии, она продолжает оставаться Великой Отечественной.

2 ведущий   

Народ поднялся на защиту страны, её независимости. Сразу после объявления войны каждый патриот готов был заплатить за это своей жизнью. Платили все: молодые, пожилые, старые, совсем юные. Они все любили жизнь, мечтали о победе, но смерть принимали мужественно ради   Отечества.  Они были преданы Родине и любили её такой, какой получили.

Очень ценна жизнь человека, но есть более высокие ценности, которые выше, чем твоя или моя жизнь. Это независимость Отчизны. Бесстрашие, верность родному народу, величие человеческого духа, презрение к смерти во имя победы – черты поколения сороковых годов ХХ века. Это очень сильное оружие воина, защищающего своё Отечество. Александр Твардовский позднее выразит чувства своих сограждан такой поэтической строкой: «Мы за Родину пали, но она спасена».

Звучит песня   «Нас не нужно жалеть…» (слова С. Гудзенко,

музыка В.Зубкова)

3 ведущий

Сегодня на экранах телевидения, к сожалению, мы видим культ силы, тела, богатства. Для того поколения, которое выиграло войну с фашизмом, был другой культ: мужество, героизм, самоотверженность. Это подтвердили мальчики и девочки из Краснодонской антифашистской нелегальной организации «Молодая гвардия». Так сейчас её называют. Другими словами - молодые патриоты страны, не смирившиеся с оккупационным режимом, пожертвовавшие своими жизнями во имя счастливого мирного будущего, до которого мог дожить не каждый из них. Но это был их осознанный выбор.

Мы новое поколение, которое   пресса называет поколением, желающим   завоевать мир. Возможно, так оно и есть. Каждый из нас скоро войдет во взрослую жизнь. Для кого-то она будет  нормальной, а для кого-то очень жестокой. Но каждый должен понимать и помнить, что нет ничего святее на земле, чем защита независимости и свободы Родины.

4 ведущий

Ушёл в историю  ХХ век. Он принес человечеству больше открытий и изобретений, чем какое-либо другое столетие. Ещё он принес две мировые войны, последняя из которых была самой разрушительной. Составной частью второй мировой войны является Великая Отечественная война советского народа против фашистской Германии.  Сейчас ее называют по-разному. По сути она была отечественной для народа, подвергнувшегося нападению внешнего врага. Люди защищали свой дом, свою семью, свою страну,  своих друзей, своё будущее. Они защищали свою Родину. Не случайно именно в эти годы были учреждены ордена Кутузова, Суворова, Невского – прославленных и великих полководцев, которые отстаивали независимость своего государства, Отечества в борьбе с внешним врагом.

1 ведущий

Главный фронт второй мировой войны находился на  советской территории. Если все силы вермахта принять за 100%, то на советско-германском направлении их было от 52% до 77%. Вторая мировая война продолжалась шесть лет и один день, Великая Отечественная – неполных четыре года, или 1418 дней и ночей. Не было ни единой семьи, которой бы она не коснулась. Победу приближали, как могли,  на фронте, в партизанских отрядах, в подполье, в тылу. Ночевали прямо в цехах заводов и на полевых станах, чтобы  не прерывать работу. Детям подставляли скамеечки, чтобы они доставали до станков, на которых работали  ушедшие на фронт их отцы. У каждого был один выбор: «Я или Родина». Потому что фашизм нёс рабство.

2 ведущий.

55 миллионов погибших во второй мировой войне – вот что такое фашизм. Замученные в концлагерях, пропавшие без вести, умершие от голода – это тоже фашизм. Мародёрство, насилие, потери мирного населения – и это фашизм. Народ, воюя, не зачерствел, не ожесточился, сохранил в себе человечность. Скульптор В.Вучетич – автор памятника солдату с девочкой на руках,  который находится в берлинском Трептов-парке.

Он  знал подлинную историю о том, как советский воин спас от гибели немецкую девочку. А ведь она могла быть дочкой или внучкой того, кто убил или ещё мог убить его близких, друзей, однополчан… Андрей Соколов из рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека», потеряв  семью,  нашёл  душевные силы и способность отдать их маленькому Ванюшке, чьё сиротство  - следствие той жестокой войны.

3 ведущий

Мы не можем быть народом без истории и памяти. История –  прежде всего память. Наша память – это посёлок имени командарма Ватутина, погибшего в боях за столицу Украины Киев, микрорайон генерала Брайляна, командующего 34 Енакиевской гвардейской дивизией. Это  и улица майора Тиунова, погибшего при освобождении нашего города, и  улица генерала Швыгина, командира 320 Енакиевской стрелковой дивизии. Наша память – это и школьный музей, посвящённый освободителям города, и Вечный огонь у стелы с надписью «Вечная слава погибшим в борьбе за независимость Родины!».

4 ведущий

Есть такое древнее выражение: «Когда стреляют пушки, музы молчат». На той войне, которую старшее поколение продолжает называть Великой Отечественной, музы не молчали. События, чувства участников боевых действий, а также тех, кто их ждал, остались в памяти людей, в поэтических строчках, в звуках музыки, в мраморе,  в красках. Они отразили трагические и счастливые страницы жизни, оптимизм и большую человечность воевавших за независимость Отечества солдат, среди которых были  представители национальностей всех республик, входящих тогда в состав Советского Союза.

Звучит песня  «В землянке»  

(Слова А.Суркова, музыка К.Листова)

1 ведущий

Стихотворение Алексея Суркова не предназначалось для печати. Оно было написано жене осенью 1941 года, когда он вместе со штабом одного из гвардейских полков выходил из окружения. Очень личные слова выражали страшную реальность: «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти четыре шага…».

         Пелась на фронтах в передышках между боями  и песня из кинофильма «Два бойца». Она была очень простой, но задушевной, глубоко трогающей сердца и тех, кто воевал, и тех, кто ждал.              

Звучит песня «Тёмная ночь» из к/ф «Два бойца»

(Слова В.Агатова, музыка Н.Богословского)

1 ведущий

Сейчас прозвучат   сочинения,  написанные учениками прошлых лет   в 1995 году. Страна праздновала 50-летие Победы.

2 ведущий

ИРИНА П. «ПРАЗДНИК СО СЛЕЗАМИ НА ГЛАЗАХ».

       Праздник День Победы. Чей он? Конечно же, народа.  Народа, дети которого в 10-14 лет заменили на производстве и в поле ушедших воевать за Родину отцов. Народа, корреспонденты которого «от Москвы до Бреста» прошагали с солдатами все 1418 дней и ночей. Народа, вставшего «на смертный бой с фашистской силой тёмною, с проклятою ордой». Народа, который грудью своей закрыл все «амбразуры» и очень высокую цену заплатил за огрехи и ошибки своего руководства.    

Мы празднуем День Победы «со слезами на глазах» потому, что 27 миллионов советских людей не вернулись к родному порогу. К чьей-то могиле приходят потомки, а чьи-то затерялись во времени и сровнялись с землей.

Нельзя без слез воспринимать такие цифры: 41% всех погибших во второй мировой войне – доля Советского Союза; 42 % из них – народ Украины.  Погиб каждый четвертый белорус; вернулись с фронта только 3% призванных военкоматами мальчиков 1922, 1923, 1924 годов рождения, то есть только трое из ста. Остались на войне три из пяти корреспондентов; погиб каждый пятый кинооператор.  Только одна треть попавших в фашистские концлагеря вернулась из того ада.   Половина выживших из них сразу же оказалась в сталинских лагерях.

Солдаты и офицеры, отважно сражавшиеся, преданные, брошенные, окруженные… Это от их имени через 11 лет после победы устами главного героя скажет М.Шолохов в рассказе «Судьба человека»: «Эх, браток, если бы ты знал, как это тяжело не по своей вине в плену оказаться…».

Молодые, бесстрашные, опаленные пламенем войны, беззаветно любившие Родину, ее защитники сейчас все уже «с сединою на висках».

Слёзы скорби и радости. Ими было омыто возвращение каждого сына, мужа, брата, любимого. Ими оплакивали всех невернувшихся.

Я видела на экране телевизора, как сдерживал слезы немолодой мужчина, приехавший на место гибели своего отца. В этой же передаче плакала вдова, улегшуюся боль которой всколыхнуло известие  о том, что через 50 лет после окончания войны найдены останки её без вести пропавшего мужа.

Почти не осталось в живых матерей, к которым не вернулись в сорок пятом их сыновья, чтобы утереть слёзы.

Где-то внутри у меня тоже собираются слёзы горечи и непонимания того, как и почему  на моей родине вьют гнезда агрессивный национализм и современный фашизм.

3 ведущий      

ВЯЧЕСЛАВ К. «ПРАЗДНИК С СЕДИНОЮ НА ВИСКАХ».

Над городом звучит песня: «Этот День Победы порохом пропах. Это праздник с сединою на висках…».

В строю по площади идут те, кого мы  называем ветеранами Великой Отечественной войны. Это о них в грозном сорок первом поэт Николай Майоров сказал:

                       … ушли, не долюбив,

                       Не докурив последней

                       Папиросы…        

Кто-то из них принял  первый бой на пограничной заставе, кто-то – в открытом море. Кому-то с первым огнём довелось повстречаться в партизанском отряде. Кому-то свой первый выстрел пришлось сделать не по фашисту, а по предателю. Возможно, он был рукопашным, тот первый бой, о котором Юлия Друнина напишет после войны:

                       Я только раз видала рукопашный,

                       Раз наяву и тысячу во сне.

                       Кто говорит, что на войне нестрашно,

                       Тот ничего не знает о войне.

Мне кажется, что первая седина у наших ветеранов оттуда, из первого боя. Потом, конечно, были другие бои, потери друзей, близких, томящая душу неизвестность о судьбе родных. В густой копне чёрных, русых, рыжих волос становилось всё больше седых. Их, наверное, не замечали. Бои были и позади, и впереди.

От боя к бою, от атаки к атаке шли они фронтовыми дорогами, теряя однополчан, а взамен получали седые ниточки волос на голове.  Это точно подметил поэт Роберт Рождественский в «Балладе о красках»:

                       Был он рыжим, как из рыжиков рагу,

                       Рыжим, словно апельсины на снегу…

                       А другой был чёрным-чёрным у неё,

                       Чёрным, словно обгоревшее смольё…

                       …У обоих изменился цвет волос.

                       Стали волосы смертельной белизны.

                       Видно, много белой краски у войны.

Об этой белой краске войны написал и Константин Симонов в стихотворении «Сын артиллериста»:

                       Майор поглядел на Лёньку

                       И вдруг его не узнал:

                       Был он как будто прежний,

                       Спокойный и молодой.

                       Всё те же глаза мальчишки,

                       Но только совсем седой.

Сорок первым годом датировано стихотворение Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете…». В нём – тоже о седине:

                       Отец был ранен, и разбита пушка.

                       Привязанный к щиту, чтоб не упал,

                       Прижав к груди любимую игрушку,

                       Седой мальчишка на лафете спал.

В концентрационных лагерях и в товарных вагонах, везущих на запад рабскую силу всех национальностей, тоже появлялась седина.

Похоронки. Сжимающееся от боли сердце при виде больного ребёнка, которого нечем лечить. Беспомощность перед голодной смертью кого-то из близких. Работа по 24 часа в сутки без отдыха и сна. Всё это безжалостно серебрило виски тех, кого мы сегодня называем поколением, пережившим войну.

Звучит песня  «Баллада о красках»

(слова Р.Рождественского, музыка О.Фельцмана)

4 ведущий

Мы располагаем материалами  социологических исследований по итогам интервью  «Как вы относитесь к тому, чтобы воины УОН-УПА получили статус ветеранов Великой Отечественной войны?»,   размещенных в газете «Аргументы и факты в Украине» (№ 45 за 2006 год). 54%  опрошенных считают, что примирение воинов УПА и Красной Армии невозможно, 15% думают оптимистично. В том, что реабилитация воинов УОН-УПА приведет к расколу страны, уверены 34% опрошенных, не могут с этим согласиться 31%, а 35% не определились.

Обобщая прочитанное в газетах, услышанное  по телевидению и полученное в ходе интервью,   сделали свой вывод. Воинов УПА понять можно: они считали, что борются за независимость Украины. Простить их трудно: они убивали тех, кто встал на борьбу с фашизмом, кто боролся за независимость всей страны. Учитывая их возраст, сегодня можно было бы и простить. Но они сначала должны покаяться и попросить прощения  у тех, кто был не с ними и по-иному понимал независимость страны, в состав которой входила и Украина. Не с ними было большинство людей, которые любили свою Родину, как любят мать, даже видя её недостатки.

1 ведущий.

В памятке гитлеровского  солдата было записано: «Убивай русского, советского, не останавливайся, если перед тобою старик или женщина, девочка или мальчик, убивай». …Геббельс и другие гитлеровские военные начальники говорили: «Нам недостаточно разбить русскую армию, и захватить Ленинград, Москву, Кавказ. Мы должны стереть с лица земли эту страну и уничтожить её народ». Не будем забывать, что речь идёт и о нашем украинском народе…

История Великой Отечественной войны не должна переписываться. Нельзя вычеркнуть из памяти мужество, героизм, патриотизм поколения огненных сороковых годов, самоотверженно поднявшегося на защиту родной земли от зловещего внешнего врага.

Звучит  песня «Враги сожгли родную хату»

(слова М.Исаковского, музыка М.Блантера)

      1 ведущий

Сегодня в большей степени мы говорили о потерях, о горечи, о нечеловеческих усилиях, связанных с войной. Но закончилась та война победой народа, на который вероломно напал враг. Поэтому встречу нашу завершит песня «День Победы» (слова В.Харитонова, музыка Д.Тухманова).

2 ведущий

Приглашаем к «открытому микрофону» желающих ответить на заданные вопросы.

              Заключительное слово учителя

Мы с вами, ребята, - наследники той великой победы, о которой сегодня говорили, и  должны быть её достойны.

Мы говорим слова благодарности тем, кто  приближал эту победу, кто  дожил до сегодняшних дней, и отдаём дань памяти приблизившим светлый день победы, но не дожившим до неё или до наших дней.

Фашизм – человеконенавистническая идеология. Поэтому уроки той войны нужно помнить всем. Нужно помнить, какой ценой братские народы Советского Союза, в составе которого была и Украина, отстояли суверенитет страны, государства, Отечества.

Я слышала рассказы своего папы (он  250 дней отстоял в обороне Севастополя и 72 дня в обороне Одессы) о дружбе солдат всех национальностей и их ненависти к фашистам.  Я слышала воспоминания участников освобождения нашего города  и ездила с ребятами по местам боевой славы 320 Енакиевской стрелковой дивизии. Я видела много фильмов о войне и прочитала много книг. Поэтому мой ответ на вопрос, вынесенный в тему нашей встречи, такой: война, которая началась 22 июня 1941 года и закончилась 9 мая 1945 года, безусловно, Великая Отечественная война советского народа против фашистской Германии в составе второй мировой войны, которая длилась с 1 сентября 1939 года до 2 сентября 1945 года.

В одной из телепередач накануне Дня Победы прозвучал вопрос журналиста: «Почему Россия, преемница Советского Союза, этот праздник отмечает так широко, а Украина его потеряла?».

Жизнь уже не один раз доказывала, что политики, стоящие у власти, не всегда принимают правильные решения. Хочется верить, что время всё расставит на свои места, и независимость Украины будет восприниматься правильно, без переписывания истории. Историческая память незыблема. Подвиг защитников Родины забвению не подлежит.


ПРИЛОЖЕНИЕ

                                БАЛЛАДА О КРАСКАХ

Музыка О. Фельцмана                                 Слова Р.Рождественского   

Был он рыжим, как из рыжиков рагу,

Рыжим, словно апельсины на снегу.

Мать шутила, мать весёлая была:

«Я от солнышка сыночка родила».

А второй был чёрным-чёрным у неё,

Чёрным, словно обгоревшее смольё.

Хохотала над вопросами она,

Говорила: «Видно, ночь была темна».

В сорок первом, сорок памятном году

Протрубили репродукторы войну.

Оба сына, оба двое, соль земли,

Поклонились маме в пояс и ушли.

Довелось в войну отведать молодым

Рыжий огненный огонь и чёрный дым.

Злую зелень застоявшихся полей,

Серый цвет  прифронтовых госпиталей.

Оба сына, оба двое, два крыла,

Воевали до победы, мать ждала.

Не гневила, не кляла свою судьбу.

Похоронки обошли её избу.

Повезло ей, повезло ей, повезло!

Оба сына воротилися в село.

Оба сына, оба двое – плоть и стать.

Золотистых орденов не сосчитать.

За столом сидят они к плечу плечо.

Руки целы, ноги целы. Что ещё?

Пьют победное вино, как повелось.

У обоих изменился цвет волос:

Стали волосы смертельной белизны.

Видно, много белой краски у войны.

         Видеоролик: Voutube (загружен 11.08.2011;

                      продолжительность 03.58).

                                ТЁМНАЯ НОЧЬ

Музыка Н.Богословского                                  Слова В.Агатова

Тёмная ночь, только пули свистят по степи.

Только ветер гудит в проводах, тускло звёзды мерцают.

В тёмную ночь ты, любимая, знаю, не спишь,

И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь.

Как я люблю глубину твоих ласковых глаз,

Как я хочу к ним прижаться сейчас губами…

Тёмная ночь разделяет, любимая, нас,

И тревожная чёрная степь пролегла между нами.

Верю в тебя, дорогую подругу мою,

Эта вера от пули меня тёмной ночью хранила.

Радостно мне, я спокоен в смертельном бою,

Знаю, встретишь с любовью меня, чтоб со мной ни случилось.

Смерть не страшна, с ней не раз мы встречались в степи,

Вот и теперь надо мною она кружится…

Ты меня ждёшь и у детской кроватки не спишь,

И поэтому, знаю, со мной ничего не случится!

         Видеоролик: Voutube (загружен 08.05.2012;

                      продолжительность 03.09).


                                   
В ЗЕМЛЯНКЕ

Музыка К.Листова                                       Слова А.Суркова

Бьётся в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза.

И поёт мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой.

Я хочу, чтобы слышала ты,

Как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко, далеко,

Между нами снега и снега…

До тебя мне дойти нелегко,

А до смерти четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,

Заплутавшее счастье зови!

Мне в холодной землянке тепло

От твоей негасимой любви.

Видеоролик: Voutube (загружен 10.07.2010;

                      продолжительность 02.57).


                 ВРАГИ СОЖГЛИ РОДНУЮ ХАТУ

Музыка М.Блантера                              слова М.Исаковского

Враги  сожгли родную хату,

Сгубили всю его семью.

Куда ж теперь идти солдату,

Кому нести печаль свою?

Пришёл солдат в глубоком горе

На перекрёсток двух дорог,

Нашёл солдат в широком поле

Травой заросший бугорок.

Стоит солдат – и словно комья

Застряли в горле у него.

Сказал солдат: «Встречай, Прасковья,

Героя мужа своего.

Готовь для гостя угощенье,

Накрой в избе широкий стол, -

Свой день, свой праздник возвращенья

К тебе я праздновать пришёл…»

Никто солдату не ответил.

Никто его не повстречал,

И только тёплый летний ветер

Траву могильную качал.

Вздохнул солдат, ремень поправил,

Раскрыл мешок походный свой,

Бутылку горькую поставил

На серый камень гробовой:

«Не осуждай меня, Прасковья,

Что я пришёл к тебе такой:

Хотел я выпить за здоровье,

А должен пить за упокой.

Сойдутся вновь друзья, подружки,

Но не сойтись вовеки нам…»

И пил солдат из медной кружки

Вино с печалью пополам.

Он пил, солдат, слуга народа,

И с болью в сердце говорил:

«Я шёл к тебе четыре года,

Я три державы покорил…»

Хмелел солдат, слеза катилась,

Слеза несбывшихся надежд,

И на груди его светилась

Медаль за город Будапешт.

Видеоролик: Voutube (загружен 03.05.2011;

                      продолжительность 03.03).


                                    ДЕНЬ ПОБЕДЫ

Слова В.Харитонова                                     Музыка Д.Тухманова

День Победы, как он был от нас далёк,

Как в костре потухшем таял уголёк.

Были вёрсты, обгорелые в пыли –

Этот день мы приближали, как могли.

Припев: Этот День Победы порохом пропах

                Это праздник с сединою на висках.

               Это радость со слезами на глазах.

               День Победы! День Победы! День Победы!

Дни и ночи у мартеновских печей

Не смыкала наша Родина очей.

Дни и ночи битву трудную вели –

Этот день мы приближали, как могли.

Припев.

Здравствуй, мама, возвратились мы не все…

Босиком бы пробежаться по росе!

Пол-Европы прошагали, полземли,

Этот день мы приближали, как могли.

Припев.

Видеоролик: Voutube (загружен 07.05.2011;

                      продолжительность 04.44).


                     НАС НЕ НУЖНО ЖАЛЕТЬ…

Слова С.Гудзенко                                           Музыка В.Зубко

Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.

Мы пред нашим комбатом, как перед господом Богом чисты.

На живых порыжели от пота и крови шинели.

На могилах у мёртвых расцвели голубые цветы.

Расцвели и опали… Проходит за осенью осень.

Наши матери плачут, и ровесницы молча грустят.

Мы не знали любви, не изведали счастья ремёсел,

Нам досталась на долю нелёгкая участь солдат.

У погодков моих ни стихов, ни любви, ни покоя –

Только сила и зависть. А когда мы вернёмся с войны,

Всё долюбим сполна и напишем, ровесник, такое,

Что отцами-солдатами будут гордиться сыны.

Ну, а кто не вернётся? Кому полюбить не придётся?

Ну, а кто в сорок первом первою пулей сражён?

Зарыдает ровесница, мать на пороге забьётся, -

У погодков моих ни стихов, ни покоя, ни жён.

Кто вернётся – долюбит? Нет! Сердца на это не хватит!

И не надо погибшим, чтоб живые любили за них.

Нет мужчины в семье – нет детей, нет хозяина в хате.

Разве горю такому помогут рыданья живых?

Нас не нужно жалеть, ведь и мы б никого не жалели.

Кто в атаку ходил, кто делился последним куском,

Тот поймёт эту правду, - она к нам в окопы и щели

Приходила поспорить ворчливым охрипшим баском.

Пусть живые запомнят, пусть поколения знают

Эту взятую с боем суровую правду солдат.

И твои костыли, и смертельная рана сквозная,

И могилы над Волгой, где тысячи юных лежат. –

Это наша судьба, это  с ней мы ругались и пели,

Подымались в атаку и рвали под Бугом мосты.

Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели,

Мы пред нашей Россией и в трудное время чисты.

А когда мы вернёмся, - а мы возвратимся с победой,

Все, как черти упрямы, как люди, живучи и злы,

Пусть нам пива наварят и мяса нажарят к обеду,

Чтоб на ножках дубовых повсюду ломились столы.

Мы поклонимся в ноги родным исстрадавшимся людям,

Матерей расцелуем и подруг, что дождались любя.

Вот когда мы вернёмся и победу штыками добудем –

Всё долюбим, ровесник, и работу найдём для себя.

Видеоролик: Voutube (загружен 09.08.2012;

                      продолжительность 02.13).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51463. Строение наружного уха, иннервация, его роль в слуховой функции. Особенности наружного уха у ребенка. Аномалии 15.7 KB
  Ввиду того что функциональное значение ушной раковины невелико, все ее заболевания, а также повреждения и аномалии развития, вплоть до полного отсутствия, не влекут за собой существенного нарушения слуха и имеют в основном лишь косметическое значение.
51464. Устройство и принцип работы трансформатора ТД-500 6.1 MB
  Сварочная дуга как потребитель энергии и источник питания образуют взаимосвязанную энергетическую систему. Дуга представляет собой мощный, длительно существующий электрический разряд, происходящий в атмосфере газов и паров металла между электродом и изделием или между двумя электродами, находящимися под напряжением.
51465. Барабанная полость. Формы, размеры и иннервация, ее содержимое и их роль в слуховой функции. Аномалии 15.4 KB
  Верхняя = передняя стенка пирамиды. Отделяет барабан.пер. от средней черепной ямки, где расположена височная доля мозга. У детей между пирамидой и чешуйчатой костью – щель (воспаление – осложнение отита – менингит).
51467. Средства разработки приложений в Visual Studio.NET 307.06 KB
  Необходимо отметить что процесс написания программ за последние 50 лет прошел путь от программирования в инструкциях процессора программирование в машинных кодах через программирование на низкоуровневых языках ассемблер до программирования на языках высокого уровня.
51468. Создание и выполнение Windowsпроектов с несколькими формами. Стандартные модули и модульная структура приложений в VB 843.34 KB
  Диалоговое окно Добавление нового элемента dd New Item предлагает несколько шаблонов доступных для использования в проектах. Окно Обозреватель решений Solution Explorer в списке компонент проекта содержит модуль который был добавлен в программу.
51469. Объектно-ориентированный подход в программировании. Теоретические основы объектно-ориентированного программирования 435.5 KB
  Теоретические основы объектно-ориентированного программирования Составные части объектного подхода Задачи для самостоятельного решения по теме Теоретические основы объектно-ориентированного программирования Тестовые задания по теме Теоретические основы объектно-ориентированного программирования...
51470. Средства объектно-ориентированного программирования в Visual Basic 187.42 KB
  С классами студенты сталкивались практически во всех предыдущих темах. Объектноориентированное программирование и проектирование построено на классах. Очень важно обратить внимание на то что у класса две различные роли: модуля и типа данных. Вторая роль класса не менее важна.
51471. Отношения между классами. Интерфейсы, делегаты и события 40.52 KB
  Отношения между классами. Понятие отношения между классами. Классы с событиями. Обработчик события: всегда принадлежит классу зажигающему событие; никогда не принадлежит классу зажигающему событие; может принадлежать классу зажигающему событие; принадлежит только одному классу слушающему событие; может принадлежать многим классам слушающим события. Отметьте истинные высказывания: все события имеют одинаковую сигнатуру из двух аргументов с одними и теми же типами; все события имеют сигнатуру из двух аргументов но с...