60291

ПОЭЗИЯ И РУССКИЙ РОМАНС (А. ФЕТ и Ф. ТЮТЧЕВ)

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Стоит учесть, что лирика не терпит аналитического препарирования. Многие старшеклассники иронично относятся к открытому проявлению эмоций, стесняются проявить их. А уж русский романс они вообще не знают.

Русский

2014-05-15

6.03 MB

4 чел.

Внеклассное воспитательное мероприятие

ПОЭЗИЯ И РУССКИЙ РОМАНС (А. Фет и Ф, Тютчев)

Мало сказать, что это поэты талантливые, поэты истинные—без них трудно представить русскую стихотворную лирику. Однако учебная программа упоминает их имена лишь в обзорной теме—большой пробел в эстетическом образовании наших детей. Поэтому более подробное ознакомление ребят с творчеством Тютчева и Фета — благородная миссия преподавателя литературы.

Стоит учесть, что лирика не терпит аналитического препарирования. Многие старшеклассники иронично относятся к открытому проявлению эмоций, стесняются проявить их. А уж русский романс они вообще не знают. А мы, учителя, порой пасуем перед современными вкусами молодежи, боимся выглядеть отставшими от жизни. Но ведь русский романс — это часть старинной нашей культуры!

Романс (исп.) — сольная лирическая песня с инструментальным сопровождением. Красота слова и красота музыки соединяются вместе и неотразимо воздействуют на душу человека. Особенно известны были в первой половине XIX века такие авторы романсов, как А. Гурилев,

П. Булахов, А. Варламов. Романсы писали все русские композиторы.

Первое занятие посвятим А. Фету. Ниже предлагается примерный перечень исполняемых произведений.

Музыкальное вступление. «Интродукция и рондо-каприччиозо»

К. Сен-Санса (можно прослушать часть произведения, 2—3 минуты).

1-й чтец. Стихотворение «Учись у них — у дуба, у березы...».

Учись у них - у дуба, у березы.

Кругом зима. Жестокая пора!

Напрасные на них застыли слезы,

И треснула, сжимаяся, кора.

Все злей метель и с каждою минутой

Сердито рвет последние листы,

И за сердце хватает холод лютый;

Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша.

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа.

2-й чтец. «Чудная картина».

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.

Ведущий. Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин) творил в 40—80-е годы XIX века. От тем, связанных с борьбой революционно-демократического лагеря за обновленную Россию, Фет уходит в сферу «чистого искусства». Более того, объявляет борьбу прогрессивному направлению. «Произведения, имеющие какую бы то ни было дидактическую тенденцию, — это дрянь», — говорил он. 

3-й чтец. «Шепот, робкое дыханье...» 

Шепот, робкое дыханье.

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

Романс «Я тебе ничего не скажу...» (слова Фета, музыка Т. Толстой).

4-й чтец. «Степь вечером». 

Клубятся тучи, млея в блеске алом, 

Хотят в росе понежиться поля,

В последний раз, за третьим перевалом,

Пропал ямщик, звеня и не пыля.

Нигде жилья не видно на просторе.

Вдали огня иль песни — и не ждешь!

Все степь да степь. Безбрежная, как море,

Волнуется и наливает рожь.

За облаком до половины скрыта,

Луна светить еще не смеет днем.

Вот жук взлетел и прожужжал сердито,

Вот лунь проплыл, не шевеля крылом.

Покрылись нивы сетью золотистой,

Там перепел откликнулся вдали,

И слышу я, в изложине росистой

Вполголоса скрыпят коростели.

Уж сумраком пытливый взор обманут.

Среди тепла прохладой стало дуть.

Луна чиста. Вот с неба звезды глянут,

И как река засветит Млечный Путь.

1850

Ведущий. Лев Толстой: «И откуда у этого добродушного и толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость — свойство великих поэтов?» Сам Фет однажды заявил: «Поэт тот, кто в предмете видит то, чего без его помощи другой не увидит». Красота природы, одушевление ее, любовь, искусство — вот темы его стихотворений.

5-й чтец. «Я пришел к тебе с приветом...» 

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришел я снова,

Что душа все так же счастью

И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь - но только песня зреет.

6-й чтец. «В лунном сиянии».

Выйдем с тобой побродить

В лунном сиянии!

Долго ли душу томить

В темном молчании!

Пруд как блестящая сталь,

Травы в рыдании,

Мельница, речка и даль

В лунном сиянии.

Можно ль тужить и не жить

Нам в обаянии?

Выйдем тихонько бродить

В лунном сиянии!

Романс «На заре ты ее не буди...» (слова Фета, музыка А. Варламова).

Ведущий. Салтыков-Щедрин сказал: «Романсы его (Фета) распевает чуть ли не вся Россия...» И не удивительно мелодия и ритмика стиха Фета приближаются к музыке.

1-й чтец. «Зреет рожь над жаркой нивой...»

Зреет рожь над жаркой нивой,

И от нивы и до нивы

Гонит ветер прихотливый

Золотые переливы.

Робко месяц смотрит в очи,

Изумлен, что день не минул,

Но широко в область ночи

День объятия раскинул.

Над безбрежной жатвой хлеба

Меж заката и востока

Лишь на миг смежает небо

Огнедышащее око.

  

Ведущий. У Некрасова тема природы связана с темой

труда, у Фета природа — это только источник эстетического восторга.

2-й чтец. «Еще майская ночь». 

Какая ночь! На всём какая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!

Какая ночь! Все звёзды до единой

Тепло и кротко в душу смотрят вновь,

И в воздухе за песнью соловьиной

Разносится тревога и любовь.

Берёзы ждут. Их лист полупрозрачный

Застенчиво манит и тешит взор.

Они дрожат. Так деве новобрачной

И радостен и чужд её убор.

Нет, никогда нежней и бестелесней

Твой лик, о ночь, не мог меня томить!

Опять к тебе иду с невольной песней,

Невольной - и последней, может быть.

Романс  «Средь шумного бала» (слова А. Толстого, музыка П. Чайковского).

Ведущий. Многие стихотворения поэта связаны с его любовью к Марии Лазич.

3-й чтец. «Сияла ночь. Луной был полон сад...»

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна - любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,

И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь,

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

Музыка. Старинный вальс «Луны волшебной полосы»

(в исполнении трио «Ромэн»).

Теперь можно выслушать мнения по поводу прочитанного и услышанного. И не надо бояться, что эти мнения не всегда нам понравятся! Гармонию звуков и слова порой не каждый оценит сразу. В беседе может выступить и заранее подготовившийся ученик с краткой информацией о мировоззрении поэта. Надо честно признать, что политическая позиция Фета в 60-е годы — годы утверждения революционными демократами идеи крестьянской революции и борьбы за народное, гражданское искусство — была крайне реакционной. Он яростно защищал помещичьи права, ушел из журнала «Современник», а позднее гордился приближенностью, к царскому двору. Не удивительно поэтому, что Писарев, сторонник боевого искусства, не считал Фета художником.

Второе занятие этого цикла посвящаем Ф. И. Тютчеву. Принцип построения композиции тот же.

Звучат романс Г. Свиридова из музыкальной иллюстрации к повести Пушкина «Метель», стихотворения Тютчева.

1-й чтец. «Осенний вечер».

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землею,

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье - и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья.

2-й чтец. «Не то, что мните вы, природа...»

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вы зрите лист и цвет на древе:

Иль их садовник приклеил?

Иль зреет плод в родимом чреве

Игрою внешних, чуждых сил?..

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Они не видят и не слышат,

Живут в сем мире, как впотьмах,

Для них и солнцы, знать, не дышат,

И жизни нет в морских волнах.

Лучи к ним в душу не сходили,

Весна в груди их не цвела,

При них леса не говорили

И ночь в звездах нема была!

И языками неземными,

Волнуя реки и леса,

В ночи не совещалась с ними

В беседе дружеской гроза!

Не их вина: пойми, коль может,

Органа жизнь глухонемой!

Души его, ах! не встревожит

И голос матери самой!..

3-й чтец. «Еще земли печален вид...» 

Еще земли печален вид,

А воздух уж весною дышит,

И мертвый в поле стебль колышет,

И елей ветви шевелит.

Еще природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она

И ей невольно улыбнулась...

Душа, душа, спала и ты...

Но что же вдруг тебя волнует,

Твой сон ласкает и целует

И золотит твои мечты?..

Блестят и тают глыбы снега,

Блестит лазурь, играет кровь...

Или весенняя то нега?..

Или то женская любовь?..

<Апрель 1836>

Ведущий. У Тютчева много стихов о природе. Но нельзя сказать привычными словами, что Тютчев — певец русской природы. Изображение природы для него — скорее повод, чтобы сказать о человеке, о его слиянии с природой. Так, в прочитанном стихотворении «Осенний вечер» «кроткая улыбка увяданья» и «божественная стыдливость страданья» — это не только поэтические метафоры, но и соотношение осенней природы с самочувствием человека в определенные моменты его жизни.

4-й чтец. «Сияет солнце, воды блещут...»

Сияет солнце, воды блещут,

На всем улыбка, жизнь во всем,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, блещут воды,

Любовью воздух растворен,

И мир, цветущий мир природы,

Избытком жизни упоен.

Но и в избытке упоенья

Нет упоения сильней

Одной улыбки умиленья

Измученной души твоей...

28 июля 1852

5-й чтец. «Как хорошо ты, о море ночное!..»

Как хорошо ты, о море ночное,-

Здесь лучезарно, там сизо-темно...

В лунном сиянии, словно живое,

Ходит, и дышит, и блещет оно...

На бесконечном, на вольном просторе

Блеск и движение, грохот и гром...

Тусклым сияньем облитое море,

Как хорошо, ты в безлюдье ночном!

Зыбь ты великая, зыбь ты морская,

Чей это праздник так празднуешь ты?

Волны несутся, гремя и сверкая,

Чуткие звёзды глядят с высоты.

В этом волнении, в этом сиянье,

Весь, как во сне, я потерян стою -

О, как охотно бы в их обаянье

Всю потопил бы я душу свою...

Романс «Весенние воды» (слова Ф. Тютчева, музыка С. Рахманинова).

6-й чтец. «Неохотно и несмело...»

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу, за тучей прогремело,

Принахмурилась земля.

Ветра теплого порывы,

Дальный гром и дождь порой... 

Зеленеющие нивы

Зеленее под грозой.

Вот пробилась из-за тучи

Синей молнии струя-

Пламень белый и летучий

Окаймил ее края.

Чаще капли дождевые,

Вихрем пыль летит с полей,

И раскаты громовые

Все сердитей и смелей.

Солнце раз еще взглянуло

Исподлобья на поля-

И в сиянье потонула

Вся смятенная земля.

6 июня 1849

1-й чтец. «Не остывшая от зною...»

Не остывшая от зною,

Ночь июльская блистала...

И над тусклою землею

Небо, полное грозою,

Все в зарницах трепетало...

Словно тяжкие ресницы

Подымались над землею,

И сквозь беглые зарницы

Чьи-то грозные зеницы

Загоралися порою...

14 июля 1851

2-й чтец. «Как весел грохот летних бурь...»

Как весел грохот летних бурь,

Когда, взметая прах летучий,

Гроза, нахлынувшая тучей,

Смутит небесную лазурь

И опрометчиво-безумно

Вдруг на дубраву набежит,

И вся дубрава задрожит

Широколиственно и шумно!..

Как под незримою пятой,

Лесные гнутся исполины;

Тревожно ропщут их вершины,

Как совещаясь меж собой, —

И сквозь внезапную тревогу

Немолчно слышен птичий свист,

И кой-где первый желтый лист,

Крутясь, слетает на дорогу... 

Ведущий. Дипломат царской службы, цензор, 20 лет

проживший за границей, страшившийся французской революции, Тютчев видел многие противоречия современного ему политического строя России. Его поэзии не чужды были гражданские мотивы. В. И. Ленин, очень любивший лирику Тютчева, говорил о стихийном бунтарстве этого поэта.

3-й чтец. «Цицерон».

Оратор римский говорил

Средь бурь гражданских и тревоги:

"Я поздно встал - и на дороге

Застигнут ночью Рима был!"

Так!.. но, прощаясь с римской славой,

С Капитолийской высоты

Во всем величье видел ты

Закат звезды ее кровавый!..

Счастлив, кто посетил сей мир

В его минуты роковые!

Его призвали всеблагие

Как собеседника на пир.

Он их высоких зрелищ зритель,

Он в их совет допущен был-

И заживо, как небожитель,

Из чаши их бессмертье пил!

<1830>

4-й чтец. «Эти бедные селенья...»

Оратор римский говорил

Средь бурь гражданских и тревоги:

"Я поздно встал - и на дороге

Застигнут ночью Рима был!"

Так!.. Но, прощаясь с римской славой,

С Капитолийской высоты

Во всем величье видел ты

Закат звезды ее кровавый!..

Блажен, кто посетил сей мир

В его минуты роковые!

Его призвали все благие

Как собеседника на пир.

Он их высоких зрелищ зритель,

Он в их совет допущен был -

И заживо, как небожитель,

Из чаши их бессмертье пил!

5-й чтец. «Не богу ты служил и не России...»

Не Богу ты служил и не России.

Служил лишь суете своей,

Всё было ложь в тебе,

Всё призраки пустые:

Ты был не царь, а лицедей.

6-й чтец. «Русской женщине». 

Вдали от солнца и природы,

Вдали от света и искусства,

Вдали от жизни и любви

Мелькнут твои младые годы,

Живые помертвеют чувства,

Мечты развеются твои...

И жизнь твоя пройдет незрима,

В краю безлюдном, безымянном,

На незамеченной земле,-

Как исчезает облак дыма

На небе тусклом и туманном,

В осенней беспредельной мгле...

Русская народная песня «Что так жадно глядишь на дорогу...».

Ведущий. Думы человека о смысле бытия, сосредоточенность личности на себе, трагические страницы жизни и одновременно оптимизм ее

восприятия — таково содержание большой части поэзии Тютчева.

1-й чтец. «Silentium».

Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои-

Пускай в душевной глубине

Встают и заходят оне

Безмолвно, как звезды в ночи,-

Любуйся ими - и молчи.

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи,-

Питайся ими - и молчи.

Лишь жить в себе самом умей-

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум;

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи,-

Внимай их пенью - и молчи!..

<1830>

2-й чтец. «Не рассуждай, не хлопочи...»

Не рассуждай, не хлопочи!..

Безумство ищет, глупость судит;

Дневные раны сном лечи,

А завтра быть чему, то будет.

Живя, умей все пережить:

Печаль, и радость, и тревогу.

Чего желать? О чем тужить?

День пережит - и слава богу!

3-й чтец. «Когда дряхлеющие силы...»

Когда дряхлеющие силы

Нам начинают изменять

И мы должны, как старожилы,

Пришельцам новым место дать,-

Спаси тогда нас, добрый гений,

От малодушных укоризн,

От клеветы, от озлоблений

На изменяющую жизнь;

От чувства затаенной злости

На обновляющийся мир,

Где новые садятся гости

За уготованный им пир;

От желчи горького сознанья,

Что нас поток уж не несет

И что другие есть призванья,

Другие вызваны вперед;

Ото всего, что тем задорней,

Чем глубже крылось с давних пор,-

И старческой любви позорней

Сварливый старческий задор.

Романс «В минуту жизни трудную» (слова М. Лермонтова, музыка

П. Булахова).

4-й чтец. «Когда в кругу убийственных забот...»

Когда в кругу убийственных забот

Нам все мерзит - и жизнь, как камней груда,

Лежит на нас,- вдруг знает бог откуда

Нам на душу отрадное дохнет,

Минувшим нас обвеет и обнимет

И страшный груз минутно приподнимет.

Так иногда осеннею порой,

Когда поля. уж пусты, рощи голы,

Бледнее небо, пасмурнее долы,

Вдруг ветр подует, теплый и сырой,

Опавший лист погонит пред собою

И душу нам обдаст как бы весною...

22 октября 1849

Ведущий. Одна из тем творчества Федора Тютчева  — любовь как сложнейшее человеческое чувство. Оно вдохновило его на создание гениальной интимной лирики.

Романс «Я встретил вас...» (слова Ф. Тютчева, музыка П. Булахова).

Ведущий. Особенную известность получил цикл стихов, посвященный Елене Денисьевой.

5-й чтец. «О, как убийственно мы любим...»

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: она моя...

Год не прошел - спроси и сведай,

Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,

Улыбка уст и блеск очей?

Все опалили, выжгли слезы

Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,

При первой встрече роковой,

Ее волшебный взор, и речи,

И смех младенчески живой?

И что ж теперь? И где все это?

И долговечен ли был сон?

Увы, как северное лето,

Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была,

И незаслуженным позором

На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!

В ее душевной глубине

Ей оставались вспоминанья...

Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,

Очарование ушло...

Толпа, нахлынув, в грязь втоптала

То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья

Как пепл, сберечь ей удалось?

Боль, злую боль ожесточенья,

Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Романс «Гори, гори, моя звезда» (слова В. Чуевского, музыка

П. Булахова).

Ведущий. Говорят, о Тютчеве не спорят. Кто его не чувствует, тот не чувствует поэзии вообще. Впрочем, это не истина в последней инстанции.

В заключение скажу, что примерный сценарий таких композиций составляет учитель. По причине своего недостаточного читательского опыта ученики не сумеют отобрать лучшие стихотворения и тем более найти к ним музыку. Текст ведущего можно дать участнику факультатива. Для музыкального сопровождения иногда берутся романсы или песни на слова других авторов. Эти романсы по настроению и теме созвучны исполняемым поэтическим произведениям. Важно не перегрузить сценарий текстом, стараясь охватить все аспекты творчества поэта. 

PAGE   \* MERGEFORMAT19


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60839. Сложение и вычитание десятичных дробей 323 KB
  Цели урока: 1. Оборудование урока: Дидактические материалы по математике для 5 класса карточки для индивидуальной работы тесты компьютер презентация по теме урока.
60841. Объемный свет в mental ray 3.39 MB
  В стандартных атмосферных эффектах 3d Max есть возможность визуализации объемного света, когда лучи источника света будут видны на сцене, но при пользовании mental ray возникают проблемы при назначении данного эффекта...