60293

Мы и закон (Первое и последнее знакомство с УК)

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Сформировать у учащихся представление о видах преступлений за которые несовершеннолетние несут ответственность. Воспитывать понимание совершение поступков ответственность за свои действия.

Русский

2014-05-15

93.5 KB

0 чел.

Воспитательный час

Тема: Мы и закон (Первое и последнее знакомство с УК)

Цели: Познакомить с основными разделами и статьями кодекса.

Сформировать у учащихся представление о видах преступлений, за которые  несовершеннолетние несут ответственность.

Воспитывать понимание совершение поступков, ответственность  за свои действия.

Выдержки из УК «Ответственность несовершеннолетних по новому УК»

Оборудование: Афоризмы на доске

                       «Спросят, как перейти жизнь, отвечайте:

                         Как по струне бездну – красиво,  

                         бережно и стремительно».

                                                                            Н. Рерих

                        «Жизнь дается на короткий срок, и она, сама по себе,

                         Величайшее счастье».

                                                                             С.Н.Сергеев- Ценский

                         «Жизнь учит лишь тех, кто её изучает».

                                                                             В.О.Ключевский

I. Вступительное слово учителя.

      В любом государстве, независимо от его истории, Конституции, политической системы и состояния экономического развития, есть люди, которые нарушают закон и становятся преступниками. Каждое государство борется с преступниками, чтобы обеспечить покой своих граждан и стабильность.

     Преступников пытаются через соответствующее наказание за совершенное преступление или перевоспитать, или просто изолировать от общества, а в некоторых странах- лишить жизни.

     Но, к сожалению, даже строгое наказание не является достаточным предостережением преступности, и ежедневно к преступникам присоединяются новые и новые лица, в т. ч и молодежь. Именно в раннем возрасте сам человек нередко  протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из ключей  проволоки. “Не знал!”, «Не хотел,- этот лепет часто приходится слышать. Одной из главных причин этого является непонимание молодыми людьми грани между детскими забавами и преступной деятельностью, отсутствие элементарных знаний за свои действия.

 II. Уровень преступности в нашем государстве и, в частности, в регионе высок. Почему? В чем причина такого положения?

 Я вас просила подумать над 2-мя вопросами:

1-ый - В чем причина роста преступности?

2-ой-Каковы, на ваш взгляд, должны  быть методы  борьбы с нею?

Вот результат анкетирования.

Причины

  1.  Денежные затруднении.
  2.  Наркотики и алкоголь
  3.  Плохое воспитание, мало внимания со стороны родителей.
  4.  Неблагополучные семьи.
  5.  Незнание законов.
  6.  Желание показать, что «круче» всех (утвердиться  среди сверстников)
  7.  Окружение.
  8.  Много свободного времени.
  9.  Давление.
  10.  Банды из детдомовских детей или беспризорников.
  11.  Нет кружков.
  12.  Телевидение.
  13.  Отсутствие нравственных ценностей.
  14.  Ощущение ненужности.
  15.  Злость. Стремление отомстить

Методы борьбы

  1.  Усилить воспитательную работу (воспитательные часы, лекции).
  2.  Запретить наркотики.
  3.  Повысить уровень жизни.
  4.  Занять свободное время подростков (кружки, секции.)
  5.  Правовая грамотность.
  6.  Ужесточить законны
  7.  Усилить работу правоохранительных органов.
  8.  Цензура на ТВ (запретить криминальные фильмы)
  9.  Изменить  идеалы у подростков.
  10.  Создать УК для несовершеннолетних.

Мы с вами коснемся аспекта этой проблемы: незнание законов и правовая грамотность.

Попросим быть консультантом в нашей беседе Светлану Владимировну Михалеву, учителя правоведения.

Вы дома знакомились с выдержками УК, который вступил в силу 1 сентября 2001 года

«Ответственность несовершеннолетних по новому уголовному законодательству»

III.Беседа по статье. (статья прилагается)

  1.  На каких принципах в нашем обществе основывается право?               (На принципе морали ).
  2.  Какую ответственность за  свои  аморальные   поступки   несет   подросток до 14 лет?                                                                                                                                                                                                                     (Юридической ответственности нет, лишь  воспитательные меры. Ответственность несут родители. При неоднократном нарушении возможна ответственность перед комиссией по делам несовершеннолетних)                      
  3.  Какую юридическую ответственность несет подросток с 14 лет?              ( Частичную юридическую ответственность. В 14 лет наступает уголовная ответственность за ряд преступлений: убийство; причинение телесных повреждений; изнасилование; грабеж; злостное и особо злостное хулиганство; кража...)  
  4.  Какую юридическую ответственность несет подросток в 15 лет? (Частичная юридическая ответственность; ограниченная гражданская ответственность имущественная ответственность (тех, кто имеет своё имущество.)
  5.  Какая ответственность наступает в 16 лет?
  6.  (Уголовная ответственность за все виды преступлений)
  7.  Что такое хулиганство?                                                                                     

     (Это умышленное действие, которое грубо нарушают гражданский   порядок и выражают неуважение к обществу)

  1.  Что такое мошенничество?

(Противозаконное  овладение государственным, личным или другим имуществом или приобретение права на имущество путем обмана или злоупотреблением доверием)

  1.  Что такое соучастие?

(Умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении преступления)

Переход. Прежде чем рассмотреть некоторые ситуации, проведем небольшую разминку.

   IV. Работа в группах. ( по 4 человека)

  1.  Сначала для разминки каждая команда должна ответить на вопрос:

                                                 Игра

1. В какой стране принят первый документ, регламентирующий  права    человека?

- Англия +

- Франция

- Германия.

2. Принятие ООН Декларации всеобщих прав человека было:

- в 1948 году +

- в 1953 году

- в 1996 году

3. Тайное хищение имущества именуется:

- грабеж

- кража +

- мошенничество.

4. Каким законом на Руси была отменена кровная месть?

- «Русская правда» Ярослава Мудрого

- Правда Ярославичей +

- Иван III

5. Являются ли постоянные споры с учителями проявлением свободы  выражения мнения учащегося?

- Да

- Нет

- Все зависит от того, о чем спор +

6. Как вы думаете, каким законом можно наказать учащихся, которые ходят в школе без сменной обуви?

б) Рассмотрение ситуаций.              

( по 2 ситуации в групее. 2-3 минуты

на     обдумывание. Отвечает один из участников группы. Ситуации прилагаются)

     Уголовный кодекс, как официальный документ, определяет виды наказаний. Это  нужно знать каждому гражданину Украины. На сегодняшний день в Украине функционирует 120 тюрем на 160 тысяч мест. Осуждено около 100 тыс. подростков.

      У нас в стране уже нет высшей меры наказания – смертной казни.   Мораторий на эту меру наказания введен с 11 марта 1997 года.

     В 72 странах мира запрещено применять эту меру наказания по отношению к несовершеннолетним.

                 УК Украины очень объемный, невозможно за урок прочитать его.

    Предлагаю познакомиться с некоторыми статьями.

V. Чтение учащимися статей УК. ( список статей прилагается)

VI. Подростки, попавшие в места заключения, осознают, что они наделали, как сломали свою жизнь.

Переход.

VII. Заключительное слово

    Вот и закончилось первое и, надеюсь, последнее знакомство с Уголовным кодексом. Я думаю,что все вы поняли, что заложено в понятие «последнее знакомство». Желаю вам никогда больше к нему не обращаться, кроме случаев, если вы будете работать в правоохранительных органах. Нужно быть законопослушными гражданами, уважать законы  и не нарушать их. Будьте рассудительными, обдумывайте свои поступки, учитесь на ошибках других людей.

   Надеюсь, что время общения заставило вас над кое-чем задуматься и никогда не допустить того, чтобы кто-либо из вас был осужден по статьям этого кодекса.

                             

Статьи УК.

   Хулиганство. Хулиганство, т.е. умышленные действия, которые грубо нарушают общественный порядок. Карается лишением свободы на срок от  6 месяцев

Уничтожение и нарушение памятников культуры.

                        Лишение свободы до 3 лет

Совершение акта вандализма. 

                        Лишение свободы на срок до 3 лет

Приобретение или сбыт имущества, добытого заведомо преступным путем.              Лишение свободы до 3 лет

Угон автотранспортных средств.

                         Лишение свободы до 1 года.

Самовольная остановка  поезда без необходимости. 

                          До 2 лет лишения свободы.

Незаконное ношение, сохранение, изготовление и сбыт огнестрельного и холодного  оружия, боевых припасов и взрывчатых веществ.                                       Лишение свободы до 5 лет.

 Изготовление, приобретение, сохранение или сбыт  отравляющих или  сильнодействующих веществ.

                         Лишение свободы на срок до 3 лет.

 Незаконное изготовление, приобретение, сохранение,пересылка или  сбыт наркотических веществ.

                        Лишение свободы на срок до 10 лет.

 

Кража.            Лишение свободы до 3 лет.

Грабеж.           До 5 лет лишение свободы

Повторная кража или группой лиц.

                         До 7 лет лишение свободы.

Ситуации:

  1.  Тринадцатилетнему Коле Семенову понравился перочинный нож с пятью лезвиями, который он увидел у десятиклассника Валерия Лобунова. Зная, что Валерий – страстный собиратель марок, Коля  предложил обменять нож на серию марок, которую  привез ему отец из Африки. Валерий согласился, и обмен состоялся. Однако вскоре отец Коли потребовал возврата марки. Должен ли быть признан заключенный ребятами договор обмены недействительным, подлежат ли возвращение марки? (Да, несовершеннолетний Коля не мог заключать сделку)

  1.  Когда ученик 9 класса Саша Пирогов возвращался со школьного вечера, незнакомый подросток показал ему меховую шапку и предложил купить её за 15 гривен. Саше понравилась шапка, он забежал домой  и попросил денег у мамы. Так как Саше давно собирались купить новую шапку, мама согласилась дать деньги. Спустя несколько дней в квартиру Пироговых пришел отце ученика той же школы Алеши Дмитриева. Он потребовал возвратить шапку, которую кто-то сорвал с головы сына. Должны ли Пироговы возвратить шапку Дмитриеву? Обязан ли Дмитриев, в случае если шапка будет ему возвращена, возместить Пироговым 15 гривень? ( Похищенная вещь должна   быть возвращена собственнику любым лицом,  у которого вещь находилась в незаконном владении, даже те, кто приобрел вещь в комиссионном  магазине или у гражданина, не знал и не должен был знать, что её украли. Стоимость возвращенной вещи может быть взыскана только с продавца.)

  1.  Лена К. поняла, что к заключению брака с Сергеем С. Она отнеслась легкомысленно. Семья сложилась, и более того, оказывать ей помощь в содержании родившегося у них ребенка Сергей не собирается. Лена обратилась в ЗАГС  с заявлением о расторжении брака, а также направила по месту работы Сергея письмо с просьбой удерживать из его зарплаты, перечислять ей средства на содержании ребенка. Однако оказалось, что в обоих случаях  она действовала неверно. Куда следует обратится Лене К.? (В суд)  

  1.  13. 01.2012  во время пребывания в г. Краматорске в гостях у родственников, в семье лиц без гражданства родился ребенок. Будет ли он  иметь украинское гражданство? (Да)
  2.  Во время ссоры с одноклассником, Лубенко Василий Алексеевич,1998 года рождения угрожал ему физической расправой. Милиционер, который проходил рядом, задержал Лубенко В.А., доставил его в отделение милиции. Правомерны ли действия милиционера? (Да, угроза применения физического насилия является проявлением хулиганства, в котором можно обвинить Лубенко В.А.)

  1.  Гражданин Сысоев  Виктор Павлович 1998 г. рождения  обвиняется в том, что во время движения поездов он подкладывал на железнодорожный рельс разнообразные предметы. Сысоев В.П. заявил,  что он не подозревал, что своими действиями создавал угрозу ж/д движению, что его действия вообще являются преступными. Какой действие окажет на приговор суда? ( Никакого: незнание законов не освобождает от ответственности.)

  1.  В суде гражданин Злотник Виктор Иванович обвиняется в совершении хулиганских   действиях в отношении потерпевшего Ющенко О.П. Подсудимому грозит от 3 до 8  лет содержания в колонии усиленного режима. Злотник В.И. просит суд смягчить приговор, мотивируя это тем, что во время совершения преступления он был в состоянии сильного алкогольного опьянения и не помнил что делал. Будет ли этот аргумент в пользу обвиняемого? (Нет, наоборот, преступление, совершенное в состоянии сильного алкогольного опьянения наказывается еще строже)

  1.  К Мельнику Андрею Ивановичу, 1992 г.р зашел его знакомый Кучурук Виталий Семенович 1991г.р. и попросил,что бы у Мельника  некоторое время  побыла сумка с вещами Кучурука, потому что это, мол, сюрприз для матери Кучурука на день рождения, и принести его домой сейчас он не может. Мельник согласился. А спустя некоторое время  к Мельнику с обыском зашли  работники милиции, которые в  вышеупомянутой сумке нашли 6,8 кг маковой соломки. Будет ли Мельник А.И, привлечен к уголовной ответственности? ( Да, Мельник А.И. является соучастником   Кучурука В.С. и будет обвинен в незаконном хранении наркотического сырья )

 

  1.   Место того, чтобы пойти в школу ученик 7 класса Иванюк Игорь Анатольевич,1999 г.р. пошел в дом № 9  по ул. Быкова и повредил там 2 лифта с целью завладения цветным металлом. Кто понесет ответственность за это правонарушение? педколлектив школы.                            родители Иванюка, сам Иванюк, фирма «ОТИС»? (Родители Иванюка, которые несут ответственность за ребенка до 14)

  1.  Гражданин Степанченко Олег Иванович 14 сентября 1999 г.р. был задержан 18 сентября 2012 года за то, что 2 сентября этого  же года побил уличные фонари и два оконных стекла  в доме № 37 по ул. Парковой. Будет ли Степанченко О.И. привлечен  к уголовной ответственности? (Нет, человек несет уголовною ответственность с 14 лет, а Степанченко исполнилось на момент преступления только 13 лет, поэтому он может быть привлечен только административной ответственности)

  1.  17 августа 2011 года в суде были заслушаны показания несовершеннолетних Игоря и Дениса Петровых. Могут ли быть использованы их показания как основания для обвинения или оправдания обвиняемого? (Нет)

  1.  Несовершеннолетний Павел Киселев в присутствии родителей употреблял вино. Является ли это действие противозаконным, если родители разрешили ему это делать? (Да, родители в этом случае могут быть привлечены к административной ответственности)

  1.  На дискотеке подростки употребляли таблетки «ЭКСТАЗИ». Являются ли они наркотиком? (Да, это синтетический наркотик, употребление которого строго запрещено)

  1.  3 подростков договорились совершить кражу из продовольственного магазина. 2 начали  ломать двери, а третий, осознав отвратительность этих действий, решил отказаться от преступной идеи, незаметно отошел в сторону, и убежал. Те, что остались, выломали двери магазина и украли продукты. Будет ли отвечать за кражу тот кто, кто убежал? (Да, гражданин должен предупредить правоохранительные органы о запланированном преступлении)

  1.  Двое несовершеннолетних проникли в чужой гараж и украли автомобиль. Это, безусловно, преступление. Какое: административное или криминальное? (Криминальное)

  1.  Ученик 10-го класса занимался продажей наркотического вещества. Является ли это преступлением и если это так, то как называется? (Это одно из самых тяжелых преступлений, которое наказывается длительным лишением свободы)

  1.  Группа учеников срубила в парке ель. Как квалифицируется такой поступок? (это административное преступление. Наказывается штрафом)

18. Группа хулиганов напала на ученика. Защищаясь, ученик выбил глаз     нападающему. Какое наказание ожидает ученика? (Никакое. Он действовал в пределах необходимой самообороны)

  1.  Несовершеннолетний отнимает у детей деньги. Какое это преступление? (Уголовное. Наказывается лишением свободы)

  1.  После расторжения брака гражданка Л. Решила изменить фамилию своего сына, предупредив об этом отца ребенка, с которым она расторгла брак. Основанием для этого деяния был тот факт, что фамилия отца была неблагозвучной, из-за чего ребенок страдал морально. НА заседании суда, рассматривавшего вопрос о смене фамилии, отец не явился. Как вы думаете, будет ли дано разрешение на  изменение фамилии ребенка? (Да)

  1.  Гражданин Украины Коваленко А.М. (36 лет, украинским языком владеет, к моменту рассматриваемой ситуации прожил в Украине 8 лет, имеет право голоса ), обратился в избирательною комиссию с  просьбой зарегистрировать его в качестве кандидата на пост Президента. Правомерно ли действие избирательной комиссии, отказавшей гражданину Коваленко А.М. в регистрации? (Да. В соответствии с Конституцией Украины Президентом Украины Президентом Украины может быть гражданин Украины, достигший 35 –летнего возраста, имеющий право голоса, проживший не менее 10 лет в Украине до момента выборов, владеющий государственным языком.)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81814. Наука и экономика. Наука и власть.Проблема государственного регулирования науки 28.08 KB
  Проблема государственного регулирования науки. Отношения науки и экономики всегда представляли собой большую проблему. Традиционное представление о том что технология является неотъемлемым приложением науки сталкивается с эмпирическими и практическими возражениями. Однако если прикладные науки обслуживая производство могут надеяться на долю в распределении его финансовых ресурсов то фундаментальные науки напрямую связаны с объемом бюджетного финансирования и наличием тех планов и программ которые утверждены государственными структурами.
81815. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре 42.75 KB
  Наука действительно являет собой сложный полиструктурный организм целый мир в недрах которого бушуют познавательные страсти схлестываются несовместимые точки зрения ведется кропотливая экспериментаторская и теоретическая работа. Наука обладает способностью поглощать своих субъектов делать их фанатиками исследования. Однако на самом деле наука лишь один из видов человеческой соотнесенности с миром возникший исторически довольно поздно и выполняющий в жизни общества совершенно конкретные функции. Коренное различие состояло в том что...
81816. Роль науки в преодолении глобальных проблем современности 27.77 KB
  Ученые во всеуслышание заявляют о глобальных проблемах современности к которым относят проблемы охватывающие систему мир человек в целом и которые отражают жизненно важные факторы человеческого существования. Глобальные проблемы имеют не локальный а всеохватывающий планетарный характер. К глобальным проблемам современности относят экологические демографические проблемы войны и мира проблемы кризиса культуры. В силу этого глобальные проблемы должны решаться комплексно координированно усилиями всего мирового сообщества.
81817. Предмет современной философии науки 31.34 KB
  Создавая образ философии науки следует четко определить о чем идет речь: о философии науки как направлении западной и отечественной философии или же о философии науки как о философской дисциплине наряду с философией истории логикой методологией культурологией исследующих свой срез рефлексивного отношения мышления к бытию в данном случае к бытию науки. Философия науки как направление современной философии представлена множеством оригинальных концепций предлагающих ту или иную модель развития науки и эпистемологии. Она сосредоточена на...
81818. Понятие науки. Основные аспекты бытия науки 34.37 KB
  Наука как социальный институт или форма общественного сознания связанная с производством научнотеоретического знания представляет собой определенную систему взаимосвязей между научными организациями членами научного сообщества систему норм и ценностей. Они участвуют в разнообразных формах научного общения дискуссии конференции издания монографии учебники читают лекции и т. Выделим самые характерные черты научного знания. Еще Кант в качестве неотъемлемой черты науки отмечал систематичность научного знания: именно этим как он...
81819. Эволюция подходов к анализу науки 30.26 KB
  Важнейшей характеристикой знания является его динамика т. Дело в том что для логического позитивизма в целом были характерны: а абсолютизация формальнологической и языковой проблематики; б гипертрофия искусственно сконструированных формализованных языков в ущерб естественным; в концентрация исследовательских усилий на структуре готового ставшего знания без учета его генезиса и эволюции; г сведение философии к частнонаучному знанию а последнего к формальному анализу языка науки; д игнорирование социокультурного контекста анализа...
81820. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки 32.07 KB
  Они полагали что причина большинства эпистемологических затруднений в неправильном использовании языка. Правильное же использование языка которому мы пока не научились даст возможность либо вообще избежать ошибок либо по крайней мере свести к минимуму ущерб от них. исследования языка в основу своих эпистемологических поисков неопозитивисты принялись за работу над многими проблемами методологии науки: тут и соотношение уровней познания принципы выбора теории определение факта место логики и математики в познании и т. Карнапа...
81821. Позитивистская традиция в философии науки 33.28 KB
  Максимум метафизики который признавался позитивизмом законным заключался в призыве к философии стать метанаукой т. Конта 17981857 пустившего в оборот термин позитивизм который фигурирует в названиях основных его сочинений: Курс позитивной философии Дух позитивной философии и Система позитивной политики. Наука к тому времени уже была предметом анализа в немецкой классической философии у Канта Фихте и Гегеля и следы немецкого влияния просматриваются у Конта.
81822. Расширение поля философской прблематики в позитивистской философии науки. Концепции К.Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М.Полани 42.44 KB
  Проблему роста развития изменения знания разрабатывали начиная с 60х гг. Они считали что существует тесная аналогия между ростом знания и биологическим ростом т. В постпозитивизме происходит существенное изменение проблематики философских исследований: если логический позитивизм основное внимание обращал на анализ структуры научного познания то постпозитивизм главной своей проблемой делает понимание роста развития знания. Первой такой концепцией стала концепция роста знания К.