60295

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЗАКОНЫ ОБЩЕНИЯ. МАСТЕРСТВО КОММУНИКАЦИИ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Главная роскошь на земле - роскошь человеческого общения мудро заметил А. Наши учащиеся к сожалению теряют навыки общения навыки владения языком как средством коммуникации. Сегодня учитель на мой взгляд должен не только давать минимум знаний...

Русский

2014-05-15

70 KB

1 чел.

Н. Наумюк

Донецкая специальная общеобразовательная

школа – интернат № 17 

г. Донецк

 

На доброе слово

Не надо скупиться.

Сказать это слово-

Что дать напиться.

Со словом обидным –

Нельзя торопиться,

Чтоб завтра

Себя самого не стыдиться.

Н. Рыленков

Урок – коммуникативный тренинг

  «Главная роскошь на земле – роскошь человеческого общения», - мудро заметил А. Сент-Экзюпери. В наше время эти слова, пожалуй, актуальны как никогда. Наши учащиеся, к сожалению, теряют навыки общения, навыки владения языком как средством коммуникации. Тревожная тенденция, свидетельствующая о том, что учащиеся школ слабо владеют связной монологической речью, заставила по – иному расставить приоритеты в системе преподавания украинского и русского языков в школе. Сегодня учитель, на мой взгляд, должен не только давать минимум знаний, необходимых для грамотного письма, но и создавать условия для формирования навыков речевой деятельности, языковой и духовной культуры школьников, умения грамотно и хорошо говорить в разных условиях общения. В связи с вышесказанным, уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию разработку урока – коммуникативного тренинга по теме: «Законы общения. Мастерство коммуникации» (с использованием интерактивных технологий и коммуникативно – ситуативных упражнений).

Тема. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЗАКОНЫ ОБЩЕНИЯ. МАСТЕРСТВО КОММУНИКАЦИИ.

Цели: выявить уровень представлений учащихся о культуре общения; показать роль и значение высокогуманного общения в жизни людей; формировать интеллектуальную, нравственную, эстетическую готовность к эффективному общению, сообщить необходимые теоретические знания в организации практики общения и развивать навыки культурного общения.

Коррекционная цель: развивать устную и письменную связную речь.

Оборудование: учебные тексты, раздаточный материал для работы в парах.

Тип урока: урок применения знаний и формирования умений, тренинг

  Ход урока

I. Организационный этап

    Речевая разминка.

Выразительно прочитать пословицы, записать их по памяти, объяснить их значение.

Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.

Грубое слово больней огня жжет.

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

II. Актуализация опорных знаний

  1.  Проверка домашнего задания: слушание 3-4 творческих работ (учащиеся составляли памятки на темы: «Успешный человек: измени жизнь, измени себя», «Как разговаривать по телефону»).  

1) Памятка на каждый день «Как стать успешным человеком»

  •  Будь уверенным в себе. Быть уверенным – означает осознавать своё внутреннее я, собственные силы, качества и ценить их независимо от признания и подтверждения их другими.
    •  Будь в  гармонии с самим собой – будь в гармонии с другими. Гармония означает понимание и восприятие каждого, единение с людьми.
    •  Будь гибким, потому что гибкость – это способность адаптироваться в   какой – либо ситуации.
    •  Умей быть благодарным. Благодари других за помощь, хорошо выполненную работу или сотрудничество.
    •  Стремись стать великодушным. Наибольший акт великодушия – не замечать слабости других и помогать им познавать свои достоинства.
    •  Стремись стать мудрым, так как мудрый человек плодотворно использует время, энергию и умеет выбрать в жизни правильный путь.

2) Памятка: «Как разговаривать по телефону»

  •  Обдумайте первую фразу, чтобы не тратить время на выяснение причин обращения.
  •  Ясно представляйте себе цель звонка, возможные пути развития разговора и его итог.
  •  Правильно подготовьте перечень вопросов, их последовательность (в волнении или спешке можно упустить что-то важное).
  •  Договариваясь о звонке, возьмите за правило узнать, когда его удобнее сделать. Поинтересуйтесь в начале разговора: располагает ли собеседник временем и в каком объеме.
  •  Не звоните по служебным делам домой. Это считается дурным тоном.
  •  Здороваться нужно всегда и со всеми, психологически более грамотно говорит: «Добрый день(утро, вечер)», чем «Здравствуйте».
  •  Рекомендуемая продолжительность деловой беседы составляет не более 5 минут. Главное в разговоре - краткость, содержательность, тактичность.
  1.  Экспресс-интервью (интерактивный приём «Микрофон»)
  •  О каком общении и с кем вы мечтаете?
  •  Простота в общении. Как вы это понимаете?
  •  Что вы больше всего цените в общении?
  •  Удовлетворяют ли вас формы общения, принятые в школе, в кругу ваших близких друзей, дома.
  1.  Коммуникативно-психологический тренинг.

«Хорошо ли мы знаем друг друга?» (работа в парах)

а) «Сопереживание»

Двум учащимся предлагается инсценировать ситуацию: первый делится своей радостью (или огорчением) по какому-либо случаю. Второй учащийся должен соответствующим образом отреагировать на это сообщение. (Одна и та же ситуация инсценируется разными парами школьников, после чего проходит обсуждение наилучшего способа взаимодействия партнёров).

Лингвистическое задание: при создании диалогов используйте предложения, различные по цели высказывания и по интонации.

б) «Прогнозируем поступок»

     Двум-трём учащимся класса («испытуемым»), предлагается выйти за дверь. В их отсутствие зачитывается ситуация, например: «Вы вошли в подъезд и увидели, что на ступеньках сидят взрослые парни, с ними девушка и два подростка, которые распивают спиртные напитки. Каковы будут ваши действия?»

     Предлагается высказать предположения о том, как бы поступили в этой ситуации «испытуемые». Заслушав предположения учащихся, «испытуемым» предлагают войти. Их знакомят с ситуацией и просят сказать, как бы они поступили в этом случае. Эксперимент можно повторить с другими «испытуемыми» на примере новой ситуации.

Лингвистическое задание: при создании высказывания используйте различные синтаксические конструкции: сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

ІІІ. Постановка целей и задач урока.

    Мотивация учебной деятельности учащихся

Учитель. Дружеские доброжелательные отношения в семье, в школьном коллективе — немаловажное условие для плодотворной работы, хорошего самочувствия, удовлетворённости жизнью. Каждый человек одинаково нуждается в поддержке, эмоциональном сочувствии, внимании. Но всегда ли мы ощущаем радость от общения с людьми? Всегда ли сами стремимся нести радость людям? Всякое ли общение — роскошь?

IV. Работа над культурой и развитием речи учащихся.

1.Вступительное слово учителя

Общение между людьми существует не ради общения как такового. В общении мы лучше узнаём людей и самих себя, через общение получаем знания об окружающем мире, усваиваем социальные, нравственные, культурные ценности общества. Общение может быть содержательным, интересным, эмоционально насыщенным, а может обернуться скукой, пустым времяпрепровождением.

      2. Создание проблемной ситуации

Учащимся предлагается прокомментировать следующие советы (советы разложены на каждой парте).

          ° Всегда стремитесь обходить «острые углы». Единственный способ одержать верх в споре — это избегать его. Убедить человека в чём-либо — не значит спорить с ним.

         ° Никогда не говорите человеку прямо, что он не прав. Если вы хотите, чтобы                         человек был с вами одного мнения, прежде всего вы должны доказать ему, что вы его искренний друг. Именно эта «капля мёда» обеспечит вам его расположение, а этого уже достаточно, чтобы вы могли убедить его согласиться с вашей точкой зрения.

          3.Слушание-понимание публицистического текста об особенностях общения.

а) Чтение учителем отрывка из книги С. Михалкова «Всё начинается с детства...»

КЛИМАТ ВЕЖЛИВОСТИ

«Человек — это ряд его поступков»,— писал Гегель. И в этом ряду нет ничего случайного, незначащего. Один спешит на работу — всех расталкивает, бросается первым в двери автобуса. Другой и на этом коротком отрезке пути остаётся деликатным. Путь-то это не только на работу. Это пятнадцать минут из жизни, из жизненного пути.

Бывает, входит в комнату незнакомый человек. Здоровается. Говорит как будто обычные слова: «здравствуйте», «добрый день». Пробудет недолго и уйдёт, оставив после себя хорошее, приятное впечатление.

«Обаятельный человек»,— говорят о нём. Секрет его обаяния прост: он умеет себя держать в обществе, умеет скрывать дурное настроение, владеть собой? Он внимателен к окружающим, вежлив. Понимать вежливость, мне думается, надо очень широко: это манера обращения не только с людьми, но и с беззащитными животными, потому что один из первых законов вежливости — защита слабого.

Ничего не делается «просто так», случайно. Когда человек говорит спокойно, ровным голосом, это не значит, что он неэмоционален. Просто он хорошо воспитан. Воспитанный человек никогда не позволит себе кричать и грубо разговаривать с людьми, и особенно с теми, кто ниже его по положению. Он понимает, что грубый тон только роняет его в глазах собеседника.                         

                                            (С. Михалков. «Все начинается с детства»)

б) Беседа по прослушанному тексту с высказыванием оценочных суждений

  •  В чем секрет обаятельного человека?
  •  Почему нужно вежливость понимать широко?
  •  Как должен вести себя воспитанный человек?

 • Объясните смысл сравнений английская вежливость (как в Англии), старомодная вежливость, вежлив как рыцарь, как истинный джентльмен и т. д.

  •  Есть ли такие сферы жизни или ситуации общения, где можно позволить себе быть не очень вежливым?

    В каких ситуациях даже большую грубость можно извинить? Когда грубость непростительна?

  •  Говорят, что точность — достоинство королей. Думается, точность украшает любого человека. Верно ли утверждение, что все «составные части» вежливости тоже красят любого?

          4.Коммуникативный тренинг (выполнение ситуативных упражнений)

Работа в парах

Сделайте комплимент или составьте диалог, включив в него комплимент, в одной из следующих ситуаций общения (задания можно написать на карточках и раздать учащимся)

  •  Похвалите внешний вид собеседника.
  •  Сделайте комплимент уму (находчивости или другим интеллектуальным качествам) собеседника.
  •  Похвалите вкус собеседника (одежда, книги, музыка, театр и т. п.).
  •  Оцените человеческие качества собеседника (отзывчивость, чуткость, тактичность и др.)

  1.  Рефлексия. Подведение итогов урока.

Проанализируйте советы Д. Ягера в книге «Деловой этикет»

1. Делать все вовремя

2. Не болтать лишнего.

3. Быть любезным, доброжелательным и приветливым.

4. Думать о других, а не только о себе.

5. Одеваться как положено.

6. Говорить и писать хорошим языком.

Выполнение интерактивного упражнения «Мозговой штурм»

Учащимся предлагается на отдельных листах продолжить (письменно) следующие предложения: «Культура общения предполагает...» (не только знание законов общения, но и психологический настрой на него, проявление вежливости, доброжелательности, гуманности); «Быстро устанавливать контакты и доброжелательные отношения с окружающими людьми мне мешает...» (замкнутость, стеснительность, плохая осведомленность о культуре общения, незнание формул речевого этикета).

Работы сдаются учителю для последующего анализа.

    VI. Разноуровневое домашнее задание

  •  Напишите небольшое (8-9 предложений) сочинение-рассуждение на одну из тем: «В чем состоит искусство общения?», «Чего я жду от других, чего другие ждут от  меня? ».
  •  Индивидуальное опережающее задание (2-3 учащихся). Подготовить выступление «Как здороваются народы мира?».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71693. Антивирусы 458 KB
  Классифицировать антивирусные продукты можно сразу по нескольким признакам таким как: используемые технологии антивирусной защиты функционал продуктов целевые платформы. По используемым технологиям антивирусной защиты: Классические антивирусные продукты продукты...
71694. Архивация данных 432 KB
  Цель работы: Научится создавать архивные файлы при помощи программы WinRAR Освоить приемы извлечения из архива Пособия и оборудование: ПК IBM PC/AT; Инструкция по выполнению лабораторной работы; Методические...
71695. Элементы Рабочего стола Window Приемы работы 7.32 MB
  Порядок выполнения работы. Ознакомился с методическими указаниями. Изучили элементы Рабочего стола. Определил, какие элементы входят в состав оформления Рабочего стола. Открыл несколько любых окон на Рабочем столе и выполнил следующие манипуляции: развернули; восстановили...
71696. Настройка рабочего стола, Панели задач, Главного меню 6.27 MB
  Цель работы: Закрепить теоретические знания по теме Настройка рабочей среды ОС Windows Закрепить теоретические знания по теме Основные объекты Windows и их назначение Самостоятельно овладеть навыками настройки работы основных элементов оформления ОС Windows.
71697. Детские болезни. Периоды детства конспект лекций 1.59 MB
  Период внутриутробного развития (утробное детство). Длительность - с момента имплантации до рождения (270 дней). Естественное вскармливание. Смешанное и искусственное вскармливание. Перинатальное поражение ЦНС у новорожденных. Перинатальное поражение ЦНС у новорожденных...
71698. ТЕХНОЛОГИЯ ПОМЕХОУСТОЙЧИВОГО КОДИРОВАНИЯ 54.12 KB
  Разработка методов помехоустойчивого кодирования, была инициирована основанной теоремой Шеннона для дискретного канала с шумом, указывающей на существование практически безошибочного метода передачи информации по такому каналу со скоростью, не превышающей пропускную способность этого канала.
71699. Модуляция 1.88 MB
  Передаваемая информация заложена в управляющем (модулирующем) сигнале, а роль переносчика информации выполняет высокочастотное колебание, называемое несущим. Модуляция, таким образом, представляет собой процесс «посадки» информационного колебания на заведомо известную несущую.