60304

Основы реанимации. Методические рекомендации

Книга

Педагогика и дидактика

Понятно что этого времени будет достаточно для наступления необратимых изменений в коре головного мозга пострадавшего. Попытки оживления вдуванием воздуха в рот пострадавшего были впервые описаны в 1753 году в Санкт-Петербургских ведомостях когда профессор...

Русский

2014-05-16

959.5 KB

3 чел.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНЕНИЯ  И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА  МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ

                                                              Только для преподавателей

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для проведения практического занятия по дисциплине

«первая медицинская помощь»

Тема: «Основы реанимации».

(со студентами 1 курса лечебного  и педиатрического факультетов)

Время: 2 час (90 мин)

             Обсуждено

на    заседании    кафедры

«___»____________2011 г.

Протокол №______

Волгоград 2011 г.

I. УЧЕБНЫЕ  ЦЕЛИ:

Ознакомить студентов с порядком обучения на кафедре «Медицины катастроф» и  историей кафедры.

Ознакомить с основами реанимацию

Провести стартовый тестовый контроль.

II. УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ  УЧЕБНОГО  ВРЕМЕНИ:

№ п/п

Структура занятия

Время,

мин

I.

Вступительная часть (знакомство со студентами, проверка журнала, проведения инструктажа по технике безопасности и пожарной безопасности).

5

II.

Учебные вопросы:

80

1.

Порядок обучения на кафедре «Медицины катастроф».

5

2.

История кафедры «Медицины катастроф». 

10

3.

Значение первой помощи.

10

4.

Виды неотложных состояний.

5

5.

Понятие о терминальных состояниях.

5

6.

Признаки жизни.

10

7.

Признаки смерти.

10

8.

Объём первой помощи.

5

9.

Проведение стартового тестового контроля.

15

10.

Доведение вопросов для подготовки к следующему занятию и необходимой литературы.

5

III.

Заключительная часть (подведение итогов занятия).

5

III. УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ   ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Индивидуальное слайд – шоу преподавателя.

IV. ОБЩИЕ   РЕКОМЕНДАЦИИ   ПО   ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ   ЗАНЯТИЙ.

Практическое занятие имеет индивидуальный  вариант в связи с возможностями студентов, особенностями группы, особенностями расписания занятий группы. Однако необходимо стремится к единому проведению по форме:

  1.  Текущий тестовый контроль.
  2.  Анатомо-физиологические основы оказания элемента первой помощи, разбираемого на занятии (муляж, схема).
  3.  Теоретический разбор (опрос по вопросам).
  4.  Решение ситуационной задачи (ролевые игры).
  5.  Отработка практического навыка.

Занятие начинается с проверки наличия студентов на занятии, затем проводится тестовый контроля по материалу занятия в течение 10 минут. После этого отрабатываются до конца первого учебного часа теоретические учебные вопросы. В начале второго часа в течение 5 минут преподаватель показывает практический навык, после этого в течение 30 минут студенты отрабатывают практический навык под руководством преподавателя, а в конце 2 часа в течении 10 минут преподаватель подводит итоги занятия доводит тему и учебные вопросы следующего занятия.

При формировании вопросов к занятию и плана занятия необходимо исходить из общих положений по объёму вопросов и их оценке.

Объём устного ответа на вопрос должен быть примерно размером в  одну страницу печатного текста формата А-4, шрифтом – 12, и содержать: определение понятия, классификацию и характеристику разбираемого вопроса (отработка практического навыка).

При оценке ответа  студента необходимо придерживаться следующих требований:

Получить «5» баллов может студент, ответивший  на вопрос точно и полностью согласно методических рекомендаций к самостоятельной работе.

«4» балла, студент получает при ответе  на вопрос согласно методических рекомендаций к самостоятельной работе полностью, но имеющий незначительные отступления от рекомендаций и ошибки, не влияющие на понимание студентом основных понятий и определений.  При этом ответ студента не прерывается, а все неточности исправляются после ответа, возможно с привлечением студентов.

«3» балла, студент получает при ответе на вопрос согласно методических рекомендаций к самостоятельной работе частично, имеющий значительные отступления от рекомендаций, влияющие на понимание студентом основных понятия и определений, а так же при ответе, когда преподаватель с трудом понимает о чём хочет сказать   студент. При этом ответ студента не прерывается, а все ошибки исправляются после ответа, с обязательным привлечением студентов и их последующей оценкой, в случае если один студент внёс не менее 4 исправлений -  «4» и более – «5».

«2» балла, студент получает при попытке  ответа на вопрос когда студент использует подсказки или подглядывает в методических рекомендации. Если преподаватель не понимает о чём хочет сказать  студент при ответе по вопросу, либо студент отвечает не по вопросу, возможно, прервать студента и задать наводящий вопрос, если студент и в дальнейшем не отвечает согласно рекомендациям, ответ останавливается и даётся возможность другому студенту ответить на вопрос. Если студент отвечает после наводящего вопроса, его ответ может быть оценен только как «4», «3», «2».

Преподаватель должен чётко понимать, что данные требования к  выставлению оценок является идеальным (к нему необходимо стремится постоянно), в связи с особенностями, приведёнными выше возможно индивидуально для группы придерживаться других, разработанных преподавателем требований к ответам. Однако должно быть чёткое выполнение базовых нормативов, а именно: должны быть разобраны все вопросы занятия, опрошено в ходе  занятия по теоретическим вопросам, по возможности, все студенты (но не менее 50% студентов группы), а практический навык должен выполнить каждый студент и получить оценку. Из оценок должно быть 10% - «5», 40% - «4», 40% - «3», 10% - «2». Итого в ходе занятия студент получает 2 – 3 оценки: 1 – тестовый контроль, 2- теоретический опрос, 3 – практический навык.

Пропуски занятий должны иметь единичный характер и только по уважительной причине. Для этого необходимо: индивидуальный подход к группе,  сопровождение занятия слайдами, фильмами и комментариями преподавателя интересные студентам, и заставляющие их стремится к знанию. Неудовлетворительные ответы, без причинные пропуски должны вызывать у одногруппников негативное отношение, которое в итоге должно привести к улучшению ответов отдельно взятых студентов.

Большое количество пропусков и неудовлетворительных оценок может говорить только об одном - преподаватель не справляется со своими обязанностями по обучению данной группы. Данное обстоятельство является основанием для передачи группы другому преподавателю, с проведением административного расследования по первому.

Вопрос № 1. Порядок обучения на кафедре МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ.

Первую занятие хотелось бы начать с того, что бы посветить Вас в общие требования обучения на кафедре «Медицины катастроф»,  количество, структуру изучаемых  на ней предметов. А также порядок сдачи зачётов и экзамена.

Обучение на кафедре  «Медицины катастроф» состоит из трёх самостоятельных циклов изучаемых в течение первого и пятого курсов.

В осеннем семестре  на первом курсе изучается школьным методом дисциплина «Первая помощь в ЧС» со сдачей зачёта, в весеннем семестре  дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» со сдачей зачёта.

На пятом курсе цикловым методом изучается дисциплина «Медицина катастроф» со сдачей экзамена.

Итак, в осеннем семестре в течение 18 занятий школьным методом изучается дисциплины «Первая помощь в ЧС» с помощью следующих учебников:

Основная:

«Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях» Д.В. Марченко, серия «Медицина», Ростов-на-Дону, «Феникс».

Дополнительная:

1. Веретёнкин Л.А., Бранштейн Л.М., Скорая медицинская помощь: руководство для фельдшеров и медсестёр – М.,Эксмо, 2010.

2. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В, Атлас добровольного спасателя: первая медицинская помощь на месте происшествия: учебное пособие / под ред. Г.А. Короткина. — 3-е изд. — М.: АСТ: Астрель, 2006.

3. Личная безопасность в чрезвычайных ситуациях: справочник для населения. — Иркутск: АSРгint, 2003. — 62.

4. Сумин С.А. Неотложные состояния - /2-е издание стереотип.  Москва «Фармацевтический мир», 2000.

На последнем занятии при изучении дисциплины школьным методом проводится зачёт в виде ответа на зачётный билет, в состав билета входит: 1 –теоретический вопрос, 2 – ситуационная задача, 3 – практический навык.

Студент не может быть допущен к зачёту при наличии задолжностей в виде пропусков практических и лекционных занятий.

Отсутствие зачёта по дисциплине является основание к недопуску к экзаменационной сессии.  

Все оценки, полученные в период изучения каждой дисциплины, входят в средний балл по дисциплине, который переводится в 100 бальную систему Студент, имеющий средний балл по текущим оценкам менее 3.0, не может получить зачёт, не отработав неудовлетворительные оценки.

Пропуски практических занятий отрабатываются в дни приёма отработок с представлением разрешения из деканата. При этом студенту даётся возможность письменно  ответить  на один вопрос по занятию, отработать практический навык по занятию, а так же ответить на тестовый контроль данного занятия.

Пропуски лекционных занятий отрабатываются   один раз в неделю без представления разрешения из деканата одним из способов на усмотрения преподавателя, первый - письменно  ответить  на один вопрос по лекции, второй - тестовый контроль по лекции. Приём отработок осуществляется до дня окончания семестра.

Возможен приём отработок практических и лекционных занятиях, в качестве повторение или закрепления изученного материала на практических занятиях, при этом методика приёма отработки может меняться до заслушивания реферата по пропущенному занятию или показной отработки практического навыка.

Ежемесячно сведения об успеваемости студентов передаётся в деканат факультета.

Студенты, не получившие до конца семестра зачёт, приглашаются на заседание кафедры с последующим оповещением деканата о принятом решении на совещании кафедры по данному студенту. Приём отработок у студентов в период сессии при условии наличия  разрешения  на продление семестра проводятся ежедневно по индивидуальному графику.

Вопрос № 2. История кафедры «Медицины катастроф».

Первые вехи истории нашей кафедры датированы 1938 годом, когда в Сталинградском медицинском институте была открыта кафедра санитарно-химической защиты. Возглавил кафедру кандидат медицинских наук  Николай Федорович Ситников, который в  июне 1937 г был уволен из рядов Рабоче-Крестьянской  Красной Армии. В первые годы образования на кафедре уделялось  большое внимание не только учебно-методической, но и военно-патриотической, научной работе. В третьем Сборнике трудов Сталинградского медицинского института были опубликованы научные статьи, посвященные оказанию первой помощи и лечению  пораженных боевыми отравляющими веществами.

С первых дней Великой Отечественной войны возросла учебная нагрузка и  на военную кафедру, так как было необходимо готовить ускоренный выпуск врачей для фронта. Занятия продолжались, пока не развернулись бои на подступах к Сталинграду, и фашисты усилили бомбардировку города. Начальник кафедры  Н.Ф.Ситников  был призван в действующую армию и в январе 1943-го назначен  армейским токсикологом 62-й армии, защищавшей наш город. Вместе с ней он прошел до Одессы, где погиб в апреле 1944-го.

1 октября 1943 года институт возобновил работу. Кафедру военно-санитарной подготовки  возглавил доцент Николай Владимирович Лебединский. После Великой Отечественной войны кафедра стала называться кафедрой военно-медицинской подготовки. В первые послевоенные годы в состав кафедры входил курс физического воспитания.

 Кафедрой руководили участники войны, имевшие богатый боевой опыт: в период с 1945 по 1947 год полковник м/с Иванов В.И.,

в период с 1947 по 1948 год полковник м/с Левчук Н.А.,

в период с 1948 по 1952 год полковник м/с Сук Ф.С.,

в период с 1952 по 1957 год полковник м/с Рогачев Н.В.

С 1957 г кафедру возглавлял  заслуженный врач РСФСР, полковник м/с Павел Григорьевич Поротиков. С его именем связан период роста авторитета кафедры в институте, совершенствования учебно-методической работы. В это время преподавательский состав кафедры стремился всесторонне изучить  боевой опыт и использовать его в учебном процессе. В преподавании военной токсикологии значительное место отводилось демонстрационным затравкам животных отравляющими веществами, освоению средств и способов защиты от ядерного и химического оружия.

В последующие годы  кафедру возглавляли:

  1.  в период с 1976 по 1982 год кандидат медицинских наук, полковник м/с Аношкин И.Г. (с 1976),
  2.  в период с 1982 по 1992 год полковник м/с Капланов Д.А.
  3.  в период с 1992 по 1997 год полковник м/с Маланин А.Р.

С 1997 по 2009 год начальник кафедры – кандидат медицинских наук, доцент, полковник м/с  Владимир Яковлевич Ильин,  выпускник Саратовского  военно-медицинского факультета, участник боевых действий в Приднестровье (1992).

Офицеры кафедры никогда  не оставались в стороне в сложные для Отечества периоды. Полковник м/с Терентьев В.И. принимал участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, подполковник Тен В.Н.  – участник интернациональных действий на территории Эфиопии, подполковник м/с Даньшин А.М., подполковник м/с Федорук А.В., капитан м/с Хангишиев Т.Х  – участники боевых действий в Афганистане.  В настоящее время на кафедре проходят службу офицеры запаса, принимавшие участие в контртеррористической операции на Северном Кавказе: полковник м/с Ильин В.Я. (1996, 2000; награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени»), подполковник м/с Моисеев М.М. (1994-1995; награжден медалью «За отвагу»), подполковник м/с Чечетин Г.М.(2000), подполковник м/с Козлов Д.В.(2000-2001, награжден орденом «Мужества», медалью «Суворова»).

 С 1 сентября 2008 года кафедра согласно распоряжения Председателя Правительства прекратила военное обучение и перешла в подчинение Министерства образования. С этого времени кафедра называется кафедрой « МПЗ и МК».

С апреля 2009 года по настоящее время руководит кафедрой доцент, декан стоматологического факультета Сергей Викторович Поройский.

С августа 2011 года кафедра получила название «Медицины катастроф».

Большое внимание на кафедре уделяется студенческому научному обществу  при этом студенты  работы,  которых допущенные до итоговой конференции получают к итоговому рейтингу бонусные баллы.

Вопрос № 3. Значение первой медицинской помощи

Нашему организму необходимо постоянное снабжение кислородом. Он присутствует в окружающем нас воздухе — примерно 20,1%. Кислород попадает в кровь через сеть мелких кровеносных сосудов, окружающих дыхательные мешочки в легких, при этом в противоположном направлении идет углекислый газ, который удаляется из организма при каждом выдохе; уровень кислорода при этом процессе понижается примерно до 16—18%.

Живые ткани организма, особенно нервная ткань, очень чувствительны к недостатку кислорода — гипоксии, и, если гипоксия продолжается, в конечном итоге они погибают.

Кислород можно представить как «великого чистильщика»: проникая в каждую клеточку нашего организма, он вычищает ее от продуктов ее же собственной жизнедеятельности, «забирая» отработанные продукты жизнедеятельности (группу углерода), превращаясь в диоксид углерода (СО2), который и удаляется посредством выдоха.

Становится понятно, что если по каким-то причинам проникновение кислорода из крови в клетку затруднено или невозможно, то клетка погибает от собственной интоксикации вследствие прекращения выработки энергии. Таким образом, с биохимической точки зрения смерть представляет собой гибель целого сообщества клеток отдельно взятого организма в результате недостатка кислорода, приводящего к интоксикации каждой клеточки.

Головному мозгу может быть нанесен непоправимый вред, если гипоксия продолжалась более четырех минут. Анализ причин внезапной смерти на службе, в дороге, на дому показывает, что гибель значительной части пострадавших является необоснованной. Согласно данным статистики, от 30 до 50% смертельных исходов на месте происшествия или несчастного случая можно было предотвратить путем своевременного проведения эффективной сердечно-легочной реанимации (СЛР). В некоторых отечественных и зарубежных изданиях иногда можно встретить словосочетание сердечно-легочно-мозговая реанимация (СЛМР), что не является ошибкой, а, наоборот, более точно отражает суть этого комплекса экстренных действий (спасение от кислородного голодания, прежде всего, головного мозга).

Большинство случаев внезапных смертей возникает, как правило, вне лечебных учреждений, и в подобных условиях возможность оказания реанимационной помощи медицинским персоналом практически исключается или обусловливается редкой случайностью. Скорая медицинская помощь (СМП) даже при хорошей организации может прибыть к месту происшествия не ранее чем через 5—10 минут. Понятно, что этого времени будет достаточно для наступления необратимых изменений в коре головного мозга пострадавшего.

Единственным выходом из создавшегося положения является обучение приемам оказания первой медицинской помощи (ПМП) всего населения и, в первую очередь, спасателей МЧС России, сотрудников милиции, ГИБДД, личного состава Государственной противопожарной службы (ГПС), военнослужащих по единой методике и на специальных тренажерах-манекенах.

Современные методы СЛР не требуют никакой аппаратуры и могут осуществляться в любых условиях. Нарушения дыхания и кровообращения, представляющие собой реальную угрозу жизни, должны быть немедленно ликвидированы на месте происшествия своевременными и грамотными действиями спасателей.

Именно поэтому задача обучения широких слоев населения и специальных контингентов приемам экстренной реанимации приобретает не только социальный и государственный характер, но и является частью нравственной культуры современного общества.

Особенно тяжелое положение возникает при массовых катастрофах или стихийных бедствиях, когда нет возможности оказать медицинскую помощь в течение длительного времени.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы или природного явления, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и (или) окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей

Авария – это опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории (акватории) угрозу жизни и здоровью людей.

Катастрофа – это внезапное событие, повлекшее за собой человеческие жертвы.

Стихийные бедствия  - это опасные природные явления или процессы различного происхождения, которые  вызывают катастрофические ситуации.

Практически все регионы России могут пострадать от различных природных и техногенных катаклизмов. Не является исключением и Волгоградская область.

Из производственных сфер деятельности в нашей области наибольшего внимания заслуживают так называемые  “химически-опасные” объекты с производством и хранением аварийно-опасных химических веществ  (хлор, аммиак и др.).

   «Химически-опасными» городами области являются:

  1.  город Волгоград, в котором расположено более 20 химически-опасных объектов.

город Волжский - 6 химически-опасных объектов.

г. Камышин -5 химически-опасных объектов.

Кроме этого химическую опасность могут представлять железнодорожные  станции, а также железнодорожные магистрали, где накапливаются, провозятся железнодорожные цистерны с различными химическими веществами.

В зоне опасного  химического заражения,  в отдельных случаях, могут оказаться до сотен тысяч человек.

В соседних регионах имеются объекты ядерной энергетики - это в Воронежской или Ростовской областях, соответственно на территории области возможно выпадение радиоактивных осадков,  загрязнение почвы, воды, продуктов растениеводства и животноводства.

При ЧС на этих объектах заражению подвергнется территория нескольких районов области (а именно, Чернышковского, Котельниковского, Суровикинского, Октябрьского, Калачевского) с проживающим населением более 60 000 чел.

Кроме этого в Волгоградской области имеется большое количество пожароопасных объектов.

По территории области проходят  магистральные нефте- и газопроводы:

  1.  Самара – Тихорецк,
  2.  Ср. Азия – центр,
  3.  Уренгой – Челябинск – Новопсков и другие, местного значения.

Среди пожароопасных объектов можно выделить  Тракторный завод, Элеватор, завод Ермана, Лесобаза, Хим.пром (“Каустик”), Нефтеперерабатывающие завод, базы.

В ряде районов области ежегодно наблюдаются случаи туляремии, геморрагической лихорадки, острых желудочно-кишечных  заболеваний (в том числе холеры), малярии, лептоспироза. К тому же, на сопредельной  с областью территории Казахстана, имеются природные очаги чумы.

Из  стихийных  последствий  местных условий заслуживают внимания следующие ситуации:

  1.  в весеннее время подъем паводковых вод, выход из берегов рек (Иловля, Медведица, Хопер, Дон), затопление более 60 населенных пунктов с населением около 300 тыс. человек;  

прорыв плотины Волжской ГЭС, в результате различных причин,  может привести к затоплению (наводнению) более 2,5 тысяч квадратных километров и около 70 населенных пунктов;

в летнее время, могут возникнуть пожары, связанные с сильной жарой и засухой.

Отдельной статьёй в этом списке катастроф находятся ДТП.

По данным начальника ОГИБДД УВД по г. Волгограду полковника полиции Денисова С. В. за 12 месяцев 2010 года на территории г. Волгограда зарегистрировано 1162 ДТП (2009г. - 1179), в которых 108 человек погиб (2009г. - 138) и 1344 человека получили ранения различной степени тяжести (2009г. - 1403). По сравнению с аналогичным периодом 2009 года число ДТП уменьшилось на 1%, погибших на 21%, раненых на 4%.

Вопрос № 4.  Виды неотложных состояний.

Неотложные состояния, требующие срочных действий следующие:

1. Ишемическая болезнь сердца.

2. Острая сердечная недостаточность.

3. Гипертензивный криз.

4. Гипотензивный криз.

5. Обморок.

6. Кома.

7. Аритмии сердца.

8.Острая дыхательная недостаточность.

9. Бронхиальная астма.

10. Спонтанный пневматорокс.

11. Острые отравления.

12. Инсульт.

13. Эпилепсия.

14. Анафилактический шок.

15. Ожоги.

16. Отморожения.

всего неотложных состояний около 200.

Вопрос № 5. Понятие о терминальных состояниях.

В настоящее время установлены определенные закономерности процессов умирания человека.

Умирание -  качественный переход от жизни к смерти, процесс постепенного угасания жизнеобеспечивающих функций организма — представляет собой ряд последовательных и закономерных нарушений функций основных систем организма человека, заканчивающихся их выключением. Именно последовательность и постепенность выключения функций дают время и обусловливают возможность для вмешательств с целью восстановления жизни.

Организм умирает не сразу, а постепенно, поэтому в процессах умирания различают два периода, закономерно сменяющие друг друга: терминальные состояния и собственно смерть.

Терминальные состояния — предагония и агония — характеризуются угасанием деятельности организма, когда биохимические реакции, физические и электрические процессы настолько изменены, что не в состоянии обеспечить нормальной жизнедеятельности организма. Агония практически со всех языков переводится как борьба, организм как бы пытается бороться с надвигающейся гибелью.

Это период завершается развитием клинической смерти — так называемого периода функционального бездействия. Все ткани организма в этот период еще жизнеспособны, поэтому своевременно проведенные реанимационные мероприятия могут полноценно восстановить функции всех органов и систем.

Успех реанимации определяется характером повреждёния и последовательностью выключения жизнеобеспечивающих систем организма. Из трех систем, непосредственно отвечающих за жизнь человека — центральной нервной системы (ЦНС), систем кровообращения и дыхания, - наиболее уязвимой является ЦИС, так как необратимые изменения в тканях коры головного мозга наступают уже через 3—5 минут после прекращения кровообращения и, соответственно, поступления кислорода.

Далее наступает период промежуточной жизни, или социальной смерти, когда на фоне уже погибшей коры головного мозга изменения в других тканях еще обратимы, но вернуть человека к полноценной жизни не представляется возможным, его социальный статус будет безвозвратно утерян.

Социальная смерть завершается переходом в последнюю фазу умирания — биологическую смерть, когда все ткани организма человека оказываются нежизнеспособными и в них развиваются необратимые изменения.

Однако следует иметь в виду, что, если пострадавший находился в условиях гипотермии (холодового воздействия), время наступления биологической смерти может быть отсрочено, так как в этих условиях процессы необратимых изменений в тканях организма максимально тормозятся.

Остановка сердечной деятельности и дыхания еще не означает смерть, а лишь является грозным предвестником ее. В этот период спасти жизнь человека можно только путем проведения экстренной реанимации организма. Сам термин «реанимация» буквально означает «обратно к жизни». В современной трактовке реанимация обозначает комплекс экстренных мероприятий, направленных на поддержание и восстановление утраченных функций организма, в первую очередь функции головного мозга.

С древних времен проблема оживления организма и борьба со смертью волновали человечество. Попытки оживления вдуванием воздуха в рот пострадавшего были впервые описаны в 1753 году в Санкт-Петербургских ведомостях, когда профессор Кратценштейн, вызванный к убитому разрядом шаровой молнии соратнику Ломоносова профессору Георгу Рихману, «дул ему в рот, зажав ноздри, дабы тем дыхание привести в движение». В начале ХIХ века Ефим Мухин в своей работе «Рассуждения о средствах и способах оживления» предлагает поддиафрагмальный массаж сердца.

Важное значение для реаниматологии приобретают работы американского реаниматолога П. Сафара, который в 50-х годах прошлого столетия разработал технические приемы реанимации: запрокидывание головы, выдвижение вперед нижней челюсти и открывание рта, так называемый тройной прием, а после открытия В. Ковенкохеном в 1960 году наружного массажа сердца применил и этот метод в практической реанимации.

Методы реанимации можно применить практически везде, они не требуют специального оборудования, поэтому спасти жизнь человеку, зная приемы СЛР, можно без особой сложности. В случае реальной угрозы жизни важно действовать быстро и грамотно — когда головному мозгу не хватает кислорода, дорога каждая секунда!

Для адекватного снабжения головного мозга кислородом, необходимо:

— чтобы воздух беспрепятственно проходил через дыхательные пути в легкие;

— чтобы дыхание было достаточным, для обогащения крови кислородом;

— чтобы уровень кровообращения обеспечивал распределение кислорода по всему организму.

Вопрос № 6. Признаки жизни (первичная диагностика).

Для того чтобы начать выполнение каких-либо действий, направленных на спасение жизни человека, попавшего в экстремальную ситуацию, необходимо вначале попытаться выяснить, что именно произошло с пострадавшим (например, попытавшись установить с ним контакт или со слов очевидцев), и быстро и грамотно определить, насколько ему необходима помощь. Для выполнения этих задач и служит первичная диагностика — т. е. мероприятия, направленные на выяснение состояния пострадавшего и определение потенциальной опасности для его жизни.

Однако важно помнить, что первостепенное значение нужно придавать личной безопасности! Необходимо помнить, что опасность могут представлять электричество, газ, огонь и дым, обрушившаяся постройка движущийся транспорт и т.п. Если вы собираетесь помочь пострадавшему, не обеспечив собственную безопасность, шансы помочь вам будут практически равны нулю.

Если вам ничего не угрожает, первым вашим действием при обнаружении пострадавшего должно быть определение наличия или отсутствия у него сознания.

Наличие сознания у человека обычно определяется по его реакции на слово, прикосновение, боль. То есть вначале нужно задать, вопрос пострадавшему, одновременно аккуратно сжимая его плечо. Если реакция на слово и прикосновение не получена, имеет смысл проверить глубину потери сознания, определив наличие реакции у пострадавшего на боль — ущипнуть пострадавшего за кожу кисти руки, сильно сжать пальцами мочку его уха или трапециевидную мышцу (рис. 1).

Если пострадавший в сознании, прежде всего, необходимо убедиться в отсутствии сильного кровотечения и переломов костей. Не нужно двигать или перемещать пострадавшего без крайней необходимости. Если требуется помощь — позовите кого-нибудь или вызовите СМП по телефону, а затем займитесь менее серьезными травмами. Следите за дыханием и пульсом пострадавшего и будьте, готовы применить основные приемы реанимации. Пострадавшим, находящимся в полубессознательном состоянии (могут стонать, шевелиться, может быть подергивание век), оказывается такая же помощь, как и тем, кто находится без сознания.

При отсутствии у пострадавшего реакции на слово, прикосновение, боль считается, что сознание у него отсутствует.

Для дальнейших диагностических действий необходимо выполнение следующего условия: пострадавший должен находиться лежа на спине, с запрокинутой назад головой; поэтому, если он находился в положении лежа на боку или животе, его (если нет подозрений на травму позвоночника) аккуратно переворачивают на спину и, фиксируя шейный отдел позвоночника, запрокидывают голову назад с целью устранения западания корня языка (рис. 2).

Если голова пострадавшего не будет запрокинута или под голову будет что-то подложено - произойдет обтурация (закрытие) ротоглотки корнем языка, что помешает проведению достоверной диагностики и усугубит и без того сложное положение пострадавшего (рис. 3).

Запрокидывание назад головы пострадавшего, как указывалось выше, должно производиться с фиксацией шейного отдела позвоночника как наиболее травмируемого отдела; для этого, встав лицом к пострадавшему либо у его изголовья, свести сведенные вместе пальцы (кроме больших) обеих рук на задней поверхности шеи пострадавшего и произвести аккуратное запрокидывание головы назад.

Дыхательные пути, кроме того, могут быть блокированы водой или водорослями (если человек тонул), кусками пищи (если он подавился), а также кровью, рвотными массами, сломанными зубными протезами и т. д. Если вы имеете дело со взрослым, аккуратно поверните его голову набок и попытайтесь пальцами вытащить из его рта твердые предметы, такие как сломанные зубные протезы или куски пищи, но при этом необходимо соблюдать большую осторожность, чтобы не протолкнуть их дальше в горло (рис. 4).

Жидкость типа крови или рвотных масс можно удалить при помощи носового платка, обернутого вокруг указательного и среднего пальцев (рис. 5).

Далее необходимо проверить наличие или отсутствие дыхания у пострадавшего. Чтобы проверить, дышит ли пострадавший, находящийся в бессознательном состоянии, или нет, нужно слышать, видеть, ощущать; встав на колени около пострадавшего, приложите ухо к его рту и:

— послушайте, дышит ли пострадавший;

— посмотрите, поднимается и опускается ли его грудь или живот;

— ощутите его на своей щеке (рис. 6). 

Дополнительно к этому можно положить свою руку на область диафрагмы пострадавшего (границу между брюшной и грудной полостями) и ощутить его дыхательные движения. Необходимо также отметить, что именно этим способом (при наличии посторонних шумов) можно достоверно определить наличие дыхания.

Если вы в течение 5—6 секунд ничего не услышал и, не увидели и не почувствовали, считается, что дыхание у пострадавшего отсутствует.

Работу сердца определяют по наличию у пострадавшего пульса на сонной артерии в течение 7—10 секунд. Следует заметить, что при нахождении пульса большой палец определяющей руки для этих целей не используется, так как пульсацию артерии большого пальца (достаточно крупной по сравнению с артериями других пальцев) в реальной обстановке можно ошибочно принять за наличие пульса у пострадавшего. Поэтому пульс как внешнее проявление работы сердечной мышцы определяется двумя-тремя пальцами в месте, которое расположено несколько сбоку от передней поверхности шеи (рис. 7, 8). Подушечками пальцев слегка надавливают в этой области и в течение 7—10 секунд пытаются определить наличие пульсации в месте давления.

Если в течение 7—10 секунд пульса на сонной артерии отсутствует, считается, что сердце в данном случае не работает.

У маленьких детей в силу некоторых анатомических различий (в сравнении со взрослыми пострадавшими) наличие пульса достоверно может быть определено только на внутренней поверхности плеча, где плечевую артерию изнутри прижимают к плечевой кости (рис. 9).

Вопрос № 8. Признаки смерти.

Отсутствие у пострадавшего сознания, дыхания и пульса является угрожающим для жизни состоянием — клинической смертью — и требует неотложных мер по восстановлению и поддержанию кровообращения и дыхания — выполнения комплекса СЛМР. Но реанимация в этом случае может начаться сразу, только если зафиксирован факт внезапной смерти или если, со слов очевидцев, прошло не более 4 минут с момента отсутствия признаков жизни.

В остальных случаях обязательно имеет смысл проверить наличие глазных рефлексов — реакцию зрачка на свет (в норме на свету зрачок уменьшается в диаметре) и роговичный рефлекс (защитная реакция наружной оболочки глаза на прикосновение), которые являются внешним проявлением жизнеспособности головного мозга пострадавшего (рис. 10). Поэтому при отсутствии сознания, дыхания, пульса на сонной артерии и глазных рефлексов имеет смысл проверить наличие достоверных (явных, не вызывающих сомнения) признаков биологической смерти.

Ранние признаки биологической смерти следующие:

— «кошачий глаз» — деформация зрачка при сдавливании с боков глазного яблока (рис. 11);

— «рыбий глаз», или «селедочный глаз», высыхание и помутнение роговицы (этот признак можно определить еще при первом поднятии века);

— трупные пятна — скопления крови синюшно-фиолетового оттенка в местах прилежания частей тела к твердой поверхности.

Сдавливание глазного яблока с диагностической целью физиологически обосновано — ведь это действие будет выполнено только при достоверном определёнии отсутствия сознания, дыхания, пульса и глазных рефлексов. При наличии хотя бы одного из вышеперечисленных ранних признаков биологической смерти какие-либо дальнейшие действия будут просто не нужны.

Вопрос № 9. Объём медицинской помощи.

Вид медицинской помощи это определённый перечень лечебных мероприятий установленный для проведения данным контингентом.

Объём – это количество мероприятий данного вида, выполняемые при текущих условиях обстановки с учётом индивидуальных особенностей пострадавшего и его травмы (поражения).

Первая помощь - это вид медицинской помощи, включающий комплекс простейших медицинских мероприятий, выполняемых непосредственно на месте происшествия или вблизи него в порядке само - и взаимопомощи.

Цель первой помощи устранение явлений угрожающих жизни раненого и предупреждение опасных осложнений.

Содержание мероприятий первой помощи зависит от характера поражений.

осуществить вызов бригады скорой медицинской помощи (самостоятельно или рядом находящимися людьми);

извлечение пораженных (из транспорта, из под завалов, разрушенных убежищ, укрытий и т.д) в случае непосредственной угрозе их жизни;

тушение горящей или тлеющей одежды;

скорейшая эвакуация за пределы опасной территории;

восстановление проходимости верхних дыхательных путей и при необходимости искусственная вентиляция легких;

непрямой массаж сердца;

временная остановка кровотечения;

введение обезболивающих средств;

наложение стерильных повязок на раны и ожоговые поверхности;

иммобилизация табельными и подручными средствами при переломах, обширных повреждениях мягких тканей и ожогах;

проведение мероприятий по прекращению поступления опасных веществ внутрь организма (с воздухом, водой, пищей);

применение средств (при их наличии) и манипуляций купирующих острое состояние (до приезда скорой помощи);

частичная санитарная обработка.

Вопрос № 10.Вопросы для подготовки к занятию № 2.

Тема: Первая помощь при острой сердечно-сосудистой недостаточности.

1. Анатомо-физиологические основы сердечно-сосудистой системы человека.

2. Алгоритм действия при первом контакте с пострадавшим.

3. Причины непроходимости дыхательных путей и способы их устранения.

4. ИВЛ.

5. Наружный массаж сердца.

6. Понятие о перикардиальном ударе.

7. Режимы сердечно-лёгочной реанимации.

8. Признаки эффективности и условия прекращения реанимации.

9. Порядок действия на месте происшествия.

10. Практический навык (первичная диагностика пострадавшего, НМС и ИВЛ).

Литература:

Основная:

1. Марченко Д.В. Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях – Ростов н/Д: Феникс, 2009 стр. 26-64.

Дополнительная:

1. Веретёнкин Л.А., Бранштейн Л.М., Скорая медицинская помощь: руководство для фельдшеров и медсестёр – М.,Эксмо, 2010.

2. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В, Атлас добровольного спасателя: первая медицинская помощь на месте происшествия: учебное пособие / под ред. Г.А. Короткина. — 3-е изд. — М.: АСТ: Астрель, 2006.

3. Личная безопасность в чрезвычайных ситуациях: справочник для населения. — Иркутск: АSРгint, 2003. — 62.

4. Сумин С.А. Неотложные состояния - /2-е издание стереотип.  Москва «Фармацевтический мир», 2000.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44150. Реклама вентиляционных систем стандартные и нестандартные решения (на примере компании «Формик») 1.51 MB
  Большинство современных рынков подразделяют на множество сегментов. Многие товары и услуги имеют узкую нишу и ограниченный круг потребителей, охватить который с помощью традиционной рекламы сложно и затратно. Все равно, что бить из пушки по воробьям.
44151. Аграрная политика государства в условиях рынка 695.5 KB
  В связи с этим появились суждения о том что система колхозов способствовала развалу сельского хозяйства и лишь с ликвидацией такой системы наступит всеобщее благоденствие. Поэтому налицо отчуждение работника сельского хозяйства от земли спад интереса к сельскохозяйственному труду многие деревни опустели. Трудности развития сельского хозяйства и других отраслей АПК как показывают реформы с каждым годом только увеличиваются. Учитывая данные обстоятельства решение проблемы продовольственной безопасности страны должно представлять собой...
44152. Техническое обслуживание и ремонт электропривода ЭПЦ-1000 Д12УХЛ 340.1 KB
  Предназначен для управления рабочими органами запорной арматуры технологических и магистральных трубопроводов на объектах МН: линейной части нефтепровода, НПС (ЛПДС), нефтебаз, пунктов слива-налива, резервуарных парков, морских терминалов, а также регулирующих органов в системах автоматического регулирования давления на НПС (ЛПДС) и линейной части, трубопроводной запорной арматуры систем пожаротушения, водоснабжения и канализации, водяного охлаждения, клапанов систем автоматики отопления и вентиляции
44153. РАЗРАБОТКА МАРКЕТИНГОВОГО ПЛАНА УЧАСТИЯ В ВЫСТАВКЕ (НА ПРИМЕРЕ ООО «СЦ «СЭР», Г. ЛЕНИНСК-КУЗНЕЦКИЙ) 1.2 MB
  Целью работы является разработка плана участия в выставке для совершенствования деятельности предприятия на примере ООО Сервисный Центр СибЭнергоРесурс. Четвертая глава направлена на разработку маркетингового плана участия в выставке для ООО Сервисный Центр СибЭнергоРесурс.3 Разработка маркетингового плана участия в выставке.
44154. Инфаркт миокарда. Реанимационный этап лечения 675.5 KB
  Каждая миокардиальная клетка состоит из миофибрилл, которые состоят из длинных цепей индивидуальных саркомеров — основных сократительных единиц клетки. Каждый саркомер состоит из нитевидных структур — перекрывающихся филаментов, образованных сократительными белками — актином и миозином.
44155. Исследование проблем и разработка основных направлений совершенствования системы развития логистики запасов в ООО «Новые окна» 393 KB
  Теоретико-методологические основы логистики запасов Понятие сущность и виды материальных запасов . Необходимость существования запасов Анализ уровня развития логистики запасов в ООО Новые окна.
44156. Разработка технологического процесса ремонта тормозной системы автомобиля «BMW 3» 2.24 MB
  Продолжением ABS является система контроля торможения на поворотах СВС (Cornering Brake Control). СВС по сигналам четырех датчиков ABS узнает, что автомобиль движется на повороте. Если торможение происходит на повороте, это обычно приводит к тому, что автомобиль пытается, как бы ввернуться в поворот
44157. Разработка нейросетевого алгоритма, выполняющего быстрое и точное распознавание входных 3-х мерных образов 943.5 KB
  В ходе данной работе будет разработан нейросетевой алгоритм, выполняющий быстрое и точное распознавание входных 3-х мерных образов. Будут проведены анализ эффективности работы этой сети в сравнении с аналогичными возможностями человека
44158. БИЗНЕС-ПЛАН ООО «ТПК«МиГ» 1.46 MB
  Цель исследования - дать представление о деятельности рассматриваемого предприятия; выявить его возможности при реорганизации производства по увеличению выпуска продукции и расширению ассортимента; исследовать процесс управления освоением новой продукции, рассмотреть бизнес-план предприятия как инструмента управления освоением продукцией