60317

ОТДЕЛ ЗЕЛЕНЫЕ И КРАСНЫЕ ВОДОРОСЛИ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Предварительное домашнее задание Укажите строение монадной одноклеточной водоросли хламидомонады отметив цифрами структуры клетки. Порядок Вольвоксовые объединяет водоросли монадной организации одноклеточные и ценобиальные порядок Хлорококковые...

Русский

2014-05-16

213.5 KB

10 чел.

ЗАНЯТИЕ 2.

ОТДЕЛ ЗЕЛЕНЫЕ ВОДОРОСЛИ (CHLOROPHYTA).

ОТДЕЛ КРАСНЫЕ ВОДОРОСЛИ (RHODOPHYTA).

Цель – изучить особенности строения, систематику и циклы развития Зеленых водорослей и Красных водорослей.

Литература для самоподготовки:

  1.  Ботаника: Курс альгологии и микологии: Учебник / Под ред. Ю.Т. Дьякова. – М.: изд-во МГУ, 2007. – С. 64- 152.
  2.  Практикум по систематике растений и грибов: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебн. заведений / А.Г. Еленевский, М.П. Соловьева, Н.М. Ключникова и др.; Под ред. А.Г. Еленевского. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – С. 4-24; 36-40.
  3.  Практический курс систематики растений: Учебное пособие для студентов биол. спец. пед. ин-тов / Т.Н.Гордеева, И.Н. Дроздова, Ю.К. Круберг, В.В. Письяукова. – М.: Просвещение, 1986. – С. 9-22; 34-38.
  4.  Малый практикум по низшим растениям: Учебное пособие для студентов-биологов ун-тов. – М.: Высшая школа, 1976. – С. 11-52; 88-101.

Оборудование: культуры зеленых водорослей, микропрепараты «Вольвокс», «Спирогира», «Конъюгация спирогиры»; зафиксированные талломы красных водорослей; раздаточный и демонстрационный гербарий «Красные водоросли», «Зеленые водоросли»; атласы «Зеленые водоросли», «Красные водоросли»; таблицы по теме, микроскопы, оборудование для микроскопирования.

Предварительное домашнее задание

  1.  Укажите строение монадной одноклеточной водоросли хламидомонады, отметив цифрами структуры клетки.

  1.  Укажите разнообразие типов циклов размножения зеленых водорослей, укажите примеры.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Каково положение Зеленых водорослей в системе органического мира? Приведите систематические признаки отдела и его классификацию.

2. Каково положение Красных водорослей в системе органического мира? Приведите систематические признаки отдела и его классификацию.

3. Каковы особенности строения талломов и клеток Зеленых водорослей? Красных водорослей?

4. Наличие каких пигментов обуславливает окраску Зеленых водорослей? Красных водорослей? Где локализуются пигменты?

5. Как происходит размножение Зеленых водорослей? Красных водорослей?

6. Какие типы полового процесса и циклов воспроизведения характерны для Зеленых водорослей? Для Красных водорослей?

7. Каково практическое значение Зеленых водорослей и Красных водорослей?

8. Какова роль Зеленых водорослей и Красных водорослей в биосфере Земли?

9. Опишите экологическую и географическую приуроченность Зеленых водорослей и Красных водорослей.

10. Укажите систематические признаки классов отдела Зеленые водоросли и отдела Красные водоросли.

РАБОТА 2. ОТДЕЛ ЗЕЛЕНЫЕ ВОДОРОСЛИ (CHLOROPHYTA)

Справка: Отдел Зеленые водоросли включает 20000 видов с разнообразными типами морфологической дифференциации таллома. Общие признаки: зеленая окраска, поскольку каротиноиды и ксантофиллы не маскируют хлорофиллы а и b; тилакоиды хлоропластов имеют тенденцию к образованию стопок; запасной углевод – крахмал, располагающийся вокруг пиреноида; стигма находится в строме хроматофора; жгутики изоморфные, изоконтные или стефаноконтные.

Для представителей класса Собственно зеленые водоросли характерны разнообразные типы полового процесса: изо-, гетеро-, оо- и хологамия (слияние одноклеточных организмов) и бесполое размножение зоо-, аплано- и автоспорами.

Порядок Вольвоксовые объединяет водоросли монадной организации – одноклеточные и ценобиальные, порядок Хлорококковые – одноклеточные и ценобиальные формы с коккоидной организацией клетки.

Для представителей класса Конъюгаты характерен особый тип полового процесса – конъюгация, отсутствие жгутиковых стадий и бесполого размножения спорами.

Отдел Зеленые водоросли

(Chlorophyta)

Класс 1. Собственно зеленые водоросли

(Chlorophyceae)

Порядок 1. Вольвоксовые

(Volvocales)

Хламидомонада

(Chlamydomonas sp.)

Вольвокс

(Volvox sp.)

Порядок 2. Хлорококковые

(Chlorococcales)

Водяная сеточка

(Hydrodictyon sp.)

Класс 2. Конъюгаты

(Conjugatophyceae)

Порядок Зигнемовые

(Zygnematales)

Спирогира

(Spirogyra sp.)

ХОД РАБОТЫ

  1.  Рассмотрите готовый микропрепарат вольвокса, отметив ценобиальную монадную структуру водоросли.
  2.  Рассмотрите объект при малом и большом увеличении микроскопа; познакомьтесь со строением вольвокса по таблицам и учебным пособиям.
  3.  Проанализируйте рисунок общего вида сферического ценобия вольвокса с дочерними колониями и половыми клетками. Зарисуйте фрагмент колонии, показав отдельные клетки с толстыми ослизняющимися клеточными оболочками, их протопласты, жгутики, цитоплазматические тяжи и плазмодесмы.

Описание препарата. Вольвокс (Volvox sp.) представляет собой крупный, достигающий 2-3 мм в диаметре шаровидный ценобий, одетый тонким плотным слоем слизи (инволюкрумом), под которым по периферии шара в один слой располагаются клетки (500-60 000). Внутренняя полость шара занята жидкой слизью.  В оптическом разрезе клетки конической формы, на наружной поверхности несут по два жгутика, выходящих наружу через канальцы в инволюкруме. Внутренние слои стенки клетки с возрастом очень сильно ослизняются, в результате чего протопласт каждой клетки значительно удален от самого наружного, не ослизненного слоя стенки. От протопласта, занимающего центр клетки, в одной плоскости, параллельной поверхности всей колонии, по радиусам отходят более или менее многочисленные цитоплазматические отростки, проходящие сквозь ослизненные внутренние слои стенки до самых наружных плотных слоев стенки. Цитоплазматические отростки соседних клеток соответствуют друг другу и связаны между собой плазмодесмами.

Рис. 2. Вольвокс (Volvox sp.):

А – колония вольвокса при половом размножении:

1 – яйцеклетки, 2 – сперматозоиды, 4 – вегетативные клетки;

Б – вольвокс с внутренними дочерними колониями (3);

В – вегетативные клетки на поперечном сечении участка колонии:

4а – ослизняющаяся клеточная оболочка, 4б – протопласт,

4в – цитоплазматические отростки с плазмодесмами, 4г - жгутики.

  1.  Приготовьте временный препарат водяной сеточки, поместив в каплю воды небольшой участок колонии водоросли.
  2.  Рассмотрите препарат при малом и большом увеличении микроскопа и зарисуйте фрагмент колонии, показав 5-6-угольные ячейки, слагающие макроскопический ценобий.
  3.  Используя собственные наблюдения, материал учебника и таблиц, зарисуйте строение клетки водяной сеточки, отметьте на рисунке целлюлозную клеточную оболочку, цитоплазму, вакуоль, сетчатый хроматофор с многочисленными пиреноидами, ядра.

Описание препарата. Гидродикцион, или водяная сеточка (Hydrodictyon reticulatum) – макроскопическая, достигающая 30 см и более ценобиальная водоросль. Цилиндрические клетки с заостренными концами соединяются большей частью по три, образуя сеть, представляющую собой замкнутый мешок. Клетки имеют крупную центральную вакуоль; постенная цитоплазма содержит многочисленные ядра и сетчатый хроматофор с многочисленными пиреноидами. При бесполом размножении в клетке путем последовательного распада протопласта на более мелкие участки возникает много тысяч одноядерных двужгутиковых зооспор. Они движутся некоторое время внутри оболочки материнской клетки, затем втягивают жгутики, выделяют собственную оболочку и соединяются, образуя маленькую дочернюю сеточку, которая освобождается после разрыва стенки материнской клетки. Молодые сеточки растут только благодаря росту слагающих их клеток, причем число ядер в них увеличивается. 

Рис. 3. Водяная сеточка (Hydrodictyon sp.):

А – фрагмент колонии; Б – клетка:

1 – клеточная оболочка, 2 – цитоплазма, 3 – вакуоль, 4 – сетчатый хроматофор, 5 – пиреноиды, 6 – ядра.

  1.  Приготовьте временный препарат спирогиры, поместив в каплю воды немного скользкой на ощупь тины, или воспользуйтесь готовым препаратом.
  2.  Рассмотрите препарат при большом увеличении микроскопа. Обратите внимание на форму и цвет клеток, форму хроматофора и количество пиреноидов, на расположение цитоплазмы, вакуоли и ядра, видимого без специальной окраски.
  3.  Зарисуйте нить спирогиры и ее отдельную клетку, отметив все структуры клетки.
  4.  Изучите и зарисуйте микропрепарат «Конъюгация спирогиры», установив тип конъюгации, свойственный спирогире.
  5.  Составьте иллюстрированную схему жизненного цикла спирогиры.

Описание препарата. Спирогира (Spirogyra sp.) нитчатая водоросль с хроматофорами в виде одной или многих лент, расположенных в постенном слое цитоплазмы и опоясывающих клетку по спирали. По средней линии хроматофора расположены пиреноиды, окруженные крахмальными зернами. Одно ядро всегда расположено в центре клетки, окруженное слоем цитоплазмы, оно подвешено на цитоплазматических тяжах, отходящих от постенной цитоплазмы. Центр клетки занят вакуолью.

Рис. 4. Нитчатая водоросль спирогира (Spirogyra sp.):

А – нитчатый таллом; Б – клетки нитчатого таллома: 1 – клеточная оболочка; 2 – цитоплазма, 3 – хроматофор с пиреноидами; 4 – ядро, 5 – вакуоль.

В – лестничная конъюгация спирогиры.

Рис. 5. Жизненный цикл спирогиры (Spirogyra sp.)

1 – фрагмент таллома; 2 – сближенные гетероталлические нити; 3 – начало конъюгации; 4 – образование зиготы; 5 – мейотическое деление зиготы; 6 – прорастание единственной гаплоидной клетки в вегетативную особь.  

ВЫВОДЫ: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

РАБОТА 3. ОТДЕЛ КРАСНЫЕ ВОДОРОСЛИ (RHODOPHYTA) 

Справка: Отдел Красныеводоросли включает 2500-6000 видов с разнообразными типами морфологической дифференциации таллома. Общие признаки: отсутствие жгутиков; отсутствие центриолей (или они внутриядерные); основные запасные углеводы – багрянковый крахмал и флоридозид, молекула которого включает галактозу и глицерин; сложный цикл развития со сменой трех многоклеточных фаз, две из которых  диплоидны; разнообразие окраски таллома связано с различным сочетанием хлорофиллов и фикобилинов.

Отдел Красные водоросли (Rhodophyta)

Класс Флоридеи                   (Florideophyceae)

Порядок Церамиевые         (Ceramiales)

Церамиум                              (Ceramium)

  1.  Рассмотрите гербарные экземпляры красных водорослей, отметив разнообразие типов дифференциации таллома. Изучите внешнее строение церамиума.
  2.  Зарисуйте внешний вид таллома церамиума.
  3.  Приготовьте микропрепарат, изучите его при малом и большом увеличении микроскопа.
  4.  Зарисуйте строение поперечного среза таллома, отметив клетки «коры» с хроматофорами и шарообразные осевые клетки, и строение конечных «веточек» таллома.

Описание препарата. Таллом в виде сильно дихотомически разветвленного кустика.  Нити обычно покрыты коровым слоем, выглядящим под микроскопом на поперечном срезе состоящим из небольших клеток. Коровый слой может быть сплошным (церамиум красный) или в виде поясков. Под коровым слоем лежит основная нить из одного ряда очень крупных, часто различимых невооруженным глазом клеток.

Рис. 6. Церамиум красный (Ceramium rubrum):

А – внешний вид таллома;

Б – внутреннее строение таллома на поперечном срезе: 1 – центральная клетка; 2 – «коровые» клетки; 

В – строение конечной веточки таллома.

ВЫВОДЫ: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашняя контрольная работа (оценивается дополнительными баллами)

Укажите основные этапы цикла развития Красных водорослей на примере ______________________________


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52529. Дисидентський рух на Україні в період загострення кризи радянської системи (ІІ половина 60-х – початок 80-х років) 152 KB
  Стус Мета: освітня познайомити учнів із методами боротьби дисидентів проти тоталітарного режиму на Україні із формами переслідувань радянською владою інакодумців людей що викривали злочини СРСР і критикували політичний курс тоталітарного суспільства; розвиваюча зясувати які проблеми піднімали українські дисиденти у своїй діяльності яким чином поширювали інформацію про тоталітарну систему в СРСР простежити розвиток дисидентства на Україні від часу виникнення до його апогею...
52530. Дисидентський рух 60-х – 80-х рр. ХХ ст. в Україні 1.09 MB
  Мета: розкрити процес зародження дисидентського руху; зясувати мету та основні цілі дисидентів; ознайомити школярів із провідними учасниками дисидентського руху; розглянути причини придушення дисидентства; розвивати вміння синтезувати матеріал; критично оцінювати історичні події; виховувати в учнів почуття патріотизму інтерес та повагу до історичного минулого своєї країни до борців за незалежність України. Оголошення теми та завдань уроку План до уроку Зародження дисидентського руху Мета та основні цілі дисидентів Діяльність...
52532. Meet Disney Heroes 92.47 KB
  T: (divides pupils into two teams. Teams choose the names for them). Now I’m going to tell you the names of some colour and you will pick up the flag with this colour.) Each pupil can get one point for his team.
52533. THE MAGIC WALT DISNEY WORLD 2.04 MB
  It’s the Main Street. But we can’t go. We don’t know the names of cartoons in English. You can get 1 ball. Let’s underline the letter combinations and read them correctly. (дети подчеркивают и читают хором за учителем)
52534. W.Disney and His Amusement Park - Disneyland 61 KB
  The topic of our today’s lesson is “Walt Disney and His Amusement Park – Disneyland” and “The Past Indefinite Tense”. By the end of the lesson you should be able: 1. To talk about Walt Disney and his amusement park Disneyland, using active vocabulary.
52535. Складання розповіді за художньою картиною В. Хабарова „Портрет дівчинки” 529 KB
  Діти пропоную вам розглянути ось цу картину. Діти ви розглянули картину російського художника В. Де розмістив художник героїню Якою вона зображена Діти пригадайте свої відчуття коли ви захоплено читаєте або щось майструєте або малюєте. Діти у парах відновлюють розповідь за картиною.
52536. Проект «Я дитина всесвіту» 947.5 KB
  Вірно діти це вода. В казках мертва вода заживляла рани. Глибока вона там а вода знай в ній холодна джерельна студена. Журавель напоїв хлопчика джерельною водою а потім на своїх широких крилах відніс хлопчика додому і сказав: Запамятай вода жива її треба берегти Хлопчик подякував і повторив: вода жива.
52537. Всі ми родом із дитинства. Подорож в українську минувшину. Живопис на склі «Ікона святого Миколая» 87.5 KB
  Миколай народився в Патарі тепер Туреччина біля 280 р. Миколай і потайки вечором кинув у відкрите вікно кімнати мішечок з золотом. І знову Святий Миколай підкинув торбинку грошей так щоб ніхто того не бачив. Коли прийшов час наймолодшій дочці виходити заміж а грошей не булоі її чекала неволя батько дівчат заховався біля хати; і коли Святий Миколай кинув знову мішечок з золотом батько схопив його за руку.