60321

Оплодотворение

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Изучить стадии процесса оплодотворения происходящие в каждой стадии сложные процессы взаимодействия спермиев и яйцеклетки акцентировать особое внимание на процессе образования одноклеточного организма - зиготы.

Русский

2014-05-16

1.1 MB

6 чел.

ЭМБРИОЛОГИЯ.     

Занятие  № 3

ТЕМА:    «Оплодотворение»

КОНТРОЛЬНЫЕ  ВОПРОСЫ

  1.  Оплодотворение (фертилизация). Фазы оплодотворения.
    1.  Дистантное взаимодействие. Факторы, повышающие вероятность

        встречи половых клеток.

  1.  Капацитация. Акросомальная реакция.
    1.  Контактное взаимодействие и активация яйцеклетки. Механизм

        кортикальной реакции.

  1.    Образование зиготы.
    1.  Методы искусственного оплодотворения.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

Изучить стадии процесса оплодотворения, происходящие в каждой стадии сложные процессы взаимодействия спермиев и яйцеклетки, акцентировать особое внимание на процессе образования одноклеточного организма – зиготы.

Студент должен знать:

Общее представление о трех фазах  процесса оплодотворения;

Факторы, повышающие вероятность встречи половых клеток;

Процессы, происходящие при активации сперматозоида (капацитация,

   акросомальная реакция);

Процессы, происходящие при активации  яйцеклетки  (механизм

   кортикальной реакции);

Процесс образования одноклеточного организма – зиготы;

Методы искусственного оплодотворения (экстракорпоральное

   оплодотворение).

Студент должен уметь:

На схемах и таблицах уметь дифференцировать фазу дистантного и  контактного взаимодействия, фазу объединения генетического материала отцовской и материнской  половых клеток  и образование одноклеточного зародыша. Сделать зарисовки и составить их  письменный протокол.

Оплодотворениеслияние мужской и женской половых клеток, в результате чего восстанавливается диплоидный набор хромосом, характерный для данного вида животных, и возникает качественно новая клетка - зигота (оплодотворенная яйцеклетка, или одноклеточный зародыш).

У человека объем эякулята — извергнутой спермы — в норме составляет около 3 мл. Для обеспечения оплодотворения общее количество сперматозоидов в сперме должно быть не менее 150 млн, а концентрация — 20—200 млн/мл. В половых путях женщины после копуляции их число уменьшается по направлению от влагалища к ампулярнои части маточной трубы.

В процессе оплодотворения различают три фазы:

1. дистантное взаимодействие и сближение гамет;

2. контактное взаимодействие и активизация яйцеклетки;

3. сингамия — проникновение сперматозоида в яйцеклетку и последующее слияние.

Дистантное взаимодействие обеспечивается:

  •  хемотаксисом — совокупностью специфических факторов, повышающих вероятность встречи половых клеток;
  •  реотаксисом
  •  электростатическим взаимодействием

Важную роль играют гамоны — химические вещества, вырабатываемые половыми клетками.

Сразу после эякуляции спермии не способны к проникновению в яйцеклетку до тех пор, пока не произойдет капацитация — приобретение спермиями оплодотворяющей способности под действием секрета женских половых путей, которое длится 7 ч. В механизме капацитации большое значение принадлежит гормональным факторам, прежде всего прогестерону (гормон желтого тела), активизирующему секрецию железистых клеток маточных труб. Во время капацитации происходят связывание холестерина плазмолеммы спермия альбуминами женских половых путей и обнажение рецепторов половых клеток. Оплодотворение происходит в ампулярной части маточной трубы.

В процессе капацитации с плазмолеммы спермия в области акросомы удаляются гликопротеины и протеины семенной плазмы, что способствует акросомальной реакции.

Контактное взаимодействие:

  •  многочисленные спермии приближаются к яйцеклетке и вступают в контакт с ее оболочкой;
  •  яйцеклетка начинает совершать вращательные движения вокруг своей оси со скоростью 4 оборота в минуту, эти движения обусловлены биением хвостов сперматозоидов и продолжаются около 12 ч;
  •  сперматозоиды при контакте с яйцеклеткой связывают десятки тысяч молекул гликопротеина ZрЗ;
  •  начинается запуск акросомальной реакции.

Акросомальная реакция характеризуется повышением проницаемости плазмолеммы спермия к ионам Са2+, деполяризацией ее, что способствует слиянию плазмолеммы с передней мембраной акросомы. Прозрачная зона оказывается в непосредственном контакте с акросомальными ферментами. Ферменты разрушают ее, спермий проходит через прозрачную зону и входит в перивителлиновое пространство, расположенное между прозрачной зоной и плазмолеммой яйцеклетки. Через несколько секунд изменяются свойства плазмолеммы яйцеклетки и начинается кортикальная реакция, а через несколько минут изменяются свойства прозрачной зоны (зонная реакция).

Кортикальная реакцияслияние плазмолеммы яйцеклетки с мембранами кортикальных гранул, в результате чего содержимое из гранул выходит в перивителлиновое пространство и воздействует на молекулы гликопротеинов прозрачной зоны.

Вследствие этой зонной реакции молекулы ZрЗ модифицируются и утрачивают способность быть рецепторами спермиев. Образуется оболочка оплодотворения толщиной 50 нм, препятствующая полиспермии — проникновению других спермиев.

Механизм кортикальной реакции:

  •  приток ионов натрия через участок плазмолеммы сперматозоида, встроенный в плазмолемму яйцеклетки после завершения акросомальной реакции, в результате отрицательный мембранный потенциал клетки становится слабоположительным,
  •  приток ионов натрия обуславливает высвобождение ионов кальция из внутриклеточных депо и увеличение его содержания в гиалоплазме яйцеклетки,
  •  экзоцитоз кортикальных гранул. Высвобождающиеся из них протеолитические ферменты разрывают связи между прозрачной зоной и плазмолеммой яйцеклетки, а также между спермиями и прозрачной зоной, выделяется гликопротеин, связывающий воду и привлекающий ее в пространство между плазмолеммой и прозрачной зоной, вследствие этого формируется перивителлиновое пространство.

После сближения женского и мужского пронуклеусов, которое продолжается у млекопитающих около 12 ч, образуется зигота — одноклеточный зародыш. На стадии зиготы выявляются презумптивные зоны (как источники развития соответствующих участков бластулы, из которых в дальнейшем формируются зародышевые листки.

Сделать обозначения


Сделать обозначения

 


Дистантное и контактное взаимодействие спермиев и яйцеклетки: 1 — сперматозоид и его рецепторы на головке; 2 — отделение углеводов с поверхности головки при капацитации; 3 — связывание рецепторов сперматозоида с рецепторами яйцеклетки; 4 — ZрЗ (третья фракция гликопротеинов прозрачной зоны); 5 — плазмолемма яйцеклетки; ГГ1, ГГII — гиногамоны; АГI, АГII — андрогамоны; Гал — гликозилтрансфераза; NАГ — N-ацетилглюкозамин


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57875. Память. Виды памяти 87.5 KB
  Цель урока: дать понятие о видах и качестве памяти определить её роль в формировании индивидуальности; на практике ознакомиться с методами определения памяти; развивать умение тренировать и укреплять память; воспитывать стремление к развитию определенного вида памяти;...
57876. Фізика і мистецтво. Інтегрований урок 55.5 KB
  Це Леонардо да Вінчі. Повідомлення про Леонардо да Вінчі підготували. За свідченням сучасників Леонардо да Вінчі відзначався прекрасною зовнішністю він мав пропорційну структуру був витончений із привабливим обличчям. Леонардо постійно малював і записував.
57877. Классификация млекопитающих. Яйцекладущие и сумчатые млекопитающие 401 KB
  Цель урока: обучающая: Изучить классификацию млекопитающих. Познакомить учащихся с яйцекладущими и сумчатыми млекопитающими, раскрыть особенности размножения и индивидуального развития этих животных: черты сходства и отличия.
57878. Особливості припинення трудових правовідносин. Економічні аспекти зайнятості населення 507 KB
  Основні поняття: трудовий договір безробіття державна служба зайнятості. Аналіз рівня безробіття в Україні. Визначення рівня безробіття в Дергачівському районі. Отже всім зрозуміло що безробіття це негативне явище в економіці.
57879. Птахи. Звірі. Інтегрований урок з презентацією Я і Україна (природа), англійська мова 3 клас 51 KB
  Мета: Формувати поняття звірі птахи повторити назви птахів та ввести до активного словникового запасу учнів назви тварин англійською мовою закріпити знання про особливості вживання дієслова to hve в теперішньому неозначеному часі; розвивати навики мовлення та вміння порівнювати спостерігати...
57880. Форматування даних, клітинок і діапазонів клітинок 238 KB
  МЕТА навчальна: продовжувати формувати навички форматування даних сформувати вміння у новій ситуації продовжувати формувати вміння та навички роботи з програмою MS Excel; застосовувати програму для опрацювання табличних даних розвязування прикладних задач...
57881. Робота над проектом «Хай стелиться вам доля рушниками…» 102 KB
  Рушники нашого краю Семантика кольорів мультимедійна презентація до уроку роздатковий матеріал. Сьогодні узагальнюючий урок але він буде незвичайним оскільки мова буде йти про рушники. Чому саме про рушники Рушник є найдавнішим зразком декоративно-ужиткового мистецтва українського народу.
57882. АПАРАТНА БУДОВА ПК. УРОК-ГРА: ПЕРШИЙ МЕГАБАЙТ 102 KB
  Мета: закріпити і перевірити знання учнями обчислювальної системи та її структури, знання і розуміння поняття інформації, засвоєння учнями основних понять операційної системи, її функцій та будови; розвивати активність, комунікабельність та самостійність учнів...
57883. Соединение части вида и части разреза 465.5 KB
  Учитель предлагает учащимся прочитать чертеж детали ответив на вопросы: Какие изображения применяют для полного выявления формы детали Что изображается на видах Какими видами может быть представлена форма детали...