60323

Протолитические реакции. Буферные растворы

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Познакомиться с основами протолитических процессов, протекающих в организме человека, усвоить природу протолитического гомеостаза и возможные причины его нарушения.

Русский

2014-06-05

81 KB

5 чел.

Занятие № 4

Методические указания для студентов

ТЕМА: Протолитические реакции. Буферные растворы.

ЦЕЛЬ: Познакомиться с основами  протолитических процессов, протекающих в организме человека, усвоить природу протолитического гомеостаза и возможные причины его нарушения.

Теоретические вопросы:

  1.  Основные положения протолитической теории кислот и оснований. Кислоты и основания по Бренстеду-Лоури, сопряженные кислоты и основания. Константы кислотности и основности. Показатели кислотности (рКа) и основности (рКb). Связь между константой кислотности и константой основности в сопряжённой протолитической паре.
  2.  Диссоциация воды. Ионное произведение воды. Водородный и гидроксильный показатели, рН биологических жидкостей.
  3.  Изменение рН органов и тканей при различных заболеваниях. Ацидоз. Алкалоз. Способы их устранения.
  4.  Гидролиз солей. Степень и константа гидролиза. Амфолиты. Изоэлектрическая точка.
  5.  Буферные системы. Механизм буферного действия систем I и II типа. Расчет рН буферных систем при добавлении сильной кислоты  или сильного основания.
  6.  Буферное действие. Буферная ёмкость. Расчет буферной ёмкости по кислоте и по основанию. Факторы влияющие на буферную ёмкость.
  7.  Буферные системы крови. Сравнительная буферная емкость буферных систем крови. Бикарбонатная, фосфатная, белковая, гемоглобиновая буферные системы. Механизм действия. Формулы для расчета.
  8.  Применение реакции нейтрализации в фармакотерапии.

Обучающие задачи

Задача 1. Биологические жидкости имеют следующие значения рН: слюна 6,8; желудочный сок 1,5; кровь 7,4. Рассчитайте концентрацию ионов водорода в каждой из указанных жидкостей.

Решение:  рН= - lg [H+] ,        lg [H+] = - pH

а) слюна рН =  6,8 , отсюда   lg [H+] = -6,8

[H+]=10-6,8=1,59´10 -7 моль/л

б) желудочный сок рН = 1,5

рН= - lg [H+] ,        lg [H+] = - pH,    отсюда   lg [H+] = - 1,5

[H+]=10-1,5=3,16´10 -2 моль/л

в) кровь рН = 7,4

рН= - lg [H+] ,        lg [H+] = - pH

отсюда   lg [H+] = -7,4

[H+]=10-7,4 = 4,0´10 -8 моль/л

Ответ: слюна [H+] = 1,59´10-7моль/л, желудочный сок [H+] = 3,16´10-2 моль/л, кровь  [H+] = 4´10 -8 моль/л.

Задача 2. Вычислите степень диссоциации уксусной кислоты в растворе с молярной концентрацией эквивалента 0,001 моль/л. Ка (СН3СООН) = 1,8´10-5. Найти концентрацию ионов водорода и рН данного раствора.

Решение:

рН = 1/2 [pKa - lgC(CH3COOH)];        pH = 1/2 [4,75 - lg 0,001] =  1/2´ 7,75 = 3,875

[H+] = 10-pH = 10-3,875 = 1,35 ×10 -4;

[H+] =  1,35´10-4 моль/л.

               или

или 13,5%

Ответ: [H+] = 1,35 ´10-4 моль/л, рН = 3,875, α = 13,5%.

Задача 3 В клинических и биохимических лабораториях применяется ацетатный буфер, который содержит уксусную кислоту 12 г/л и ацетат натрия 16,4 г/л. Определите концентрацию в моль/л уксусной кислоты и ацетата натрия, рН буферного раствора, зону буферного действия. (Ка (СН3СООН) = 1,8 ´10-5).

Решение:

         

M (CH3COOH) = 12+3+12+32+1 = 60 г/моль

                 

M (CH3COONa) = 12+3+12+32+23 = 82 г/моль.

Ответ: С(CH3COOH)=0,2 моль/л, С(CH3COONa) =0,2 моль/л, pH = 4,75, зона буферного действия 4,75 ±1

Задача 4. Для гидролизующихся веществ напишите уравнения гидролиза: CuCl2, Na2SO3, Cr2S3, NaCl, тристеарид, глицил-глицин, этилэтаноат, АТФ.

Решение:

CuCl2 – растворимая в воде соль, образована катионом слабого основания и анионом сильной кислоты, подвергается гидролизу. Гидролиз протекает по катиону слабого основания, рН<7.

При обычных условиях гидролиз протекает преимущественно по I ступени.

CuCl2 = Cu2+ + 2Cl-

Cu2+ +HOH  ↔  CuOH+ + H+

CuCl2 + HOHCuOHCl + HCl

Na2SO3 – растворимая в воде соль, образована катионом сильного основания и анионом слабой кислоты, подвергается гидролизу. Гидролиз протекает по аниону слабой кислоты, рН>7.

Na2SO3 = 2Na+ + SO32-

SO32- + HOH ↔ HSO3- + OH-

Na2SO3 + HOH ↔ NaHSO3 + NaOH

Cr2S3 – соль, образованная слабым нерастворимым в воде основанием и слабой летучей кислотой. В водном растворе соль не существует, так как подвергается полному гидролизу:

Cr2S3 + 6HOH = 2Cr(OH)3↓ + 3H2S↑

NaCl – растворимая в воде соль, образована катионом сильного основания и анионом сильной кислоты. Гидролизу не подвергается.

Тристеарид – это жир, образованный многоатомным спиртом глицерином и стеариновой кислотой, эти вещества и получаются при гидролизе:

CH2-O-CO-C17H35                          CH2-OH

|                                                        |

CH-O-CO-C17H35      + 3H2O  ↔   CH-OH   + 3C17H35COOH

|                                                        |

CH2-O-CO-C17H35                          CH2-OH

Глицилглицин – дипептид, при его гидролизе происходит разрыв пептидной связи

NH2-CH2-CO-NH-CH2-COOH  +H2O  ↔  NH2-CH2-COOH + NH2-CH2-COOH

Этилэтаноат – сложный эфир, при гидролизе которого образуются спирт и карбоновая кислота.

СH3COOC2H5 + HOHCH3COOH + C2H5OH

Аденозинтрифосфат (АТФ) – главный источник энергии для многих биологических процессов – биосинтеза белка, ионного транспорта, сокращения мышц, электрической активности нервных клеток. Гидролиз АТФ записывают в виде кислотно-основного равновесия:

     АТФ4- + HOH  ↔  АДФ3- + HPO42- + H+,  ∆G0=-30,5кДж/моль

Задача 5. Определить рН раствора, константу и степень гидролиза ацетата калия, если молярная концентрация соли равна 0,1 моль/л, а Kа(СН3СООН)=1,8×10-5.

Решение: Уравнение гидролиза

СН3СООК +  НОН ↔ СН3СООН + КОН

СН3СОО- +  НОН ↔ СН3СООН + ОН-

Вычислим константу гидролиза

Рассчитаем степень гидролиза

Определяем концентрацию гидроксид-ионов в растворе и рОН

С(ОН-)= h×Cсоли = 7,5×10-5×0,1 = 7,5×10-6 (моль/л)

рOН = -lg[OH-] = -lg7,5×10-6 = 5,12

pH = 14 – pOH = 14 – 5,12 = 8,88

Ответ: рН = 8,88, Кг = 5,6×10-10, h = 7,5×10-5

Задачи для самостоятельного решения:

Задача 1. Вычислите степень диссоциации и рН уксусной кислоты, если Ка (СН3СООН) = 1,8´10 -5, а концентрация 0,18 моль/л.

Ответ: рН = 2,74;  α= 1 %.

Задача 2. Концентрация ионов [OH-] в растворе равна 6,5×10-8 моль/л. Вычислите рН этого раствора.

Ответ: рН=6,81

Задача 3. Во сколько раз концентрация ионов водорода в крови (рН=7,36) больше, чем в спинномозговой жидкости (рН=7,53)?

Ответ: в 1,5 раза

Задача 4. Определите концентрацию ионов водорода желчи в протоках, если её рН=  7,8 - 8,5.

Ответ: 1,58´10-8 - 3,16´10-9

Задача 5. Вычислите соотношение с (соли) /с (кислоты) для буферной системы муравьиная кислота - формиат натрия, если рН = 4,0,  Ка (НСООН) = 1,76´10 -4.

Ответ: 1,76

Задача 6. Определите рН буферного раствора, который получен смешиванием 0,1 моль/л раствора NH4Cl и 0,1 моль/л раствора NH4OH в соотношении: а) = 1:1, б) 1:4, в) 4:1. К (NH4OH) = 1,79´10 - 5 

Ответ: а) рН = 9,26 , б) рН = 9,86, в) рН= 8,66.

Задача 7. Вычислите массу ацетата натрия, которою следует добавить к раствору уксусной кислоты С(СН3СООН) = 0,316 моль/л и объемом 2 л, чтобы получить буферный раствор с рН = 4,87.

Ответ: 68,4 г

Задача 8. Сколько молей эквивалента аскорбиновой кислоты необходимо ввести больному для нормализации крови при алкалозе, если рН его крови 7,65 (норма 7,45) общее количество крови 5л, буферная емкость по кислоте 0,05 моль/л.

Ответ:  0,05 моль - эквивалента.

Задача 9.? Буферная емкость по кислоте 0,05 моль/л, рассчитайте, какой объем хлороводородной  кислоты концентрацией 0,1 моль/л необходимо добавить к 1л крови, чтобы уменьшить её рН с 7,35 до 7,1?

Ответ: 0,125 литра

Задача 10. Напишите по стадиям уравнения реакций гидролиза следующих солей: FeCl3, CuSO4. На основании чего можно утверждать, что последняя стадия реакции гидролиза этих солей не происходит.

Тестовые вопросы

1. Сокращенное молекулярно-ионное уравнение Ва+2+SO42-=BaSO4 соответствует реакции…

1)  Ba(NO3)2+SO2®  2)  BaCO3+H2SO4®

3)  BaCl2+Na2SO4®  4)  Ba3(PO4)2+H2SO4®

2. Полному гидролизу подвергаются соли…

1)  CrCl3                        3)  Cr2S3

2)  Al2(SO4)3                  4)  Cs2CO3

3. Нейтральную среду имеют растворы солей …

1)  RbNO3          2)  HCOOK            3)  BaCl2                  4)  CsF

4. Кислую среду имеют растворы солей…

1)  K2SiO3              2)  AlCl3                  3)  (NH4)2SO4            4)  CaCl2

5. Сильными электролитами являются …

1)  HI             2)  CuSO4           3)  NH4OH                  4)  Ca3(PO4)2

6. Отношение числа молекул, диссоциирующих на ионы, к общему числу молекул растворенного вещества, называется _____ диссоциации.

1)  коэффициентом                        3)  показателем

2)  степенью                                   4)  константой

7. В водном растворе гидролизу не подвергаются соли…

1)  K2SiO3           2)  K2SO4                3)  AlCl3              4)  NaNO3

8. Среда водного раствора хлорида аммония

1)  слабощелочная               3)  нейтральная

2)  кислая                              4)  сильнощелочная

9. Диссоциация по трем ступеням возможна в растворе

1)  хлорида алюминия              3)  фосфата калия

2)  нитрата алюминия               4)  ортофосфорной кислоты

10. Ионы I-образуются при диссоциации

1)  KIO3                 2)  KI                 3)  C2H5I                  4)  NaIO4  

11. Лакмус краснеет в растворе соли  

1)  FeSO4              2)  KNO3                3)  NaCI                  4)  Na2CO3

12. Вещество, при диссоциации которого образуются ионы Na+, H+, а также анионы SO42- является

1)  кислотой                       3)  средней солью

2)  щелочью                       4)  кислой солью

13. Кислую среду имеет водный раствор

1)  карбоната натрия                 3)  иодида калия

2)  нитрата калия                        4)  хлорида алюминия

14. Сокращенное  ионное уравнение Fe2+ + 2OH- = Fe(OH)2 соответствует взаимодействию веществ :

1)  Fe(NO)3 и KOH                          3)  Na2S  и Fe(NO3)2

2)  FeSO4 и LiOH                            4)  Ba(OH)2 и FeCI3

15. Сокращенное  ионное уравнение  Ba2+ + SO42-- = BaSO4 соответствует взаимодействию веществ:

1)  BaCI2 и K2SO4                   3)  Ba(OH)2 и  H2SO4

2)  BaO и H2SO4                      4)  BaSO4 и FeCI3

16. Среда водного раствора сульфата алюминия

1)  щелочная                              3)  нейтральная

2)  кислая                                    4)  слабощелочная

17. Наиболее слабым электролитом является

1)  HF                2)  HCI                 3)  HBr                4)  HI

18. В качестве анионов только ионы ОН- образуются при диссоциации

1)  CH3OH                2)  Zn(OH)Br                 3)  NaOH                4)  CH3COOH

19. Щелочную и кислую реакцию среды соответственно имеют растворы солей

1)  Na2CO3 и Ba(NO3)2                   3)  FeCI3 и ZnSO4

2)  Na2SiO3 и CuCI2                         4)  BaCI2 и Ca(NO3)2

20.  Концентрация ионов Н + в чистой дистиллированной воде при 20˚С равно___ моль/л.

1)  7                 2)  14                     3)  10-7                   4)  10-14


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52747. Люди перестають мислити, коли перестають читати. Інтерактивне навчання 3.76 MB
  На сучасному етапі навчання літератури значну роль відведено вихованню вдумливого читача людини з розвиненим критичним мисленням здатної оцінювати себе і навколишній світ що не можливо без формування базових якостей особистості розвитку її активного начала. Над проблемою Критичне мислення як засіб розвитку творчої особистості учня в процесі соціалізації працюю з 2007 року. У дзеркалі соціології читання відображає наші цінності та погляди стереотипи свідомості та алгоритми мислення реакцію на своє оновлення та духовне...
52748. Біоадекватна технологія як умова розвитку творчого мислення школярів 59 KB
  Проект Концепції літературної освіти в 11річній загальноосвітній школі визначає головною метою літературної освіти виховання читацької особистості з розвиненим естетичним смаком самостійним критичним мисленням гуманістичним світоглядом. Обєкт літературної освіти особистість учня його духовноемоційний світ моральні цінності та орієнтації творче мислення уява читацькі компетенції мовлення. Вивчення літератури за біологічно адекватною технологією БАТ якраз і сприяє розвязанню таких завдань як формування в...
52749. Формування у молодших школярів мотивації до навчання 48.5 KB
  Проблема розвитку мотивації навчання в останній час стає все більш актуальною. свідчать що основи мотивації навчання закладаються у початковій школі тому саме молодший шкільний вік має великі резерви формування мотиваційної сфери учнів. Зусилля практиків та науковців сьогодні спрямовані на дослідження певних організаційних форм та змістових компонентів навчальної діяльності за яких відбувається посилення мотивації навчання що оптимізує весь навчальновиховний процес.
52750. Організація дитчого самоврядування 119 KB
  З цією метою у школі сформована певна діюча структура органів самоврядування. Провідна ідея: всебічне виховання учнів через участь в органах самоврядування. Пріоритетні напрями діяльності: навчальна робота; виховна робота; інформаційно методична робота; розвиток учнівського самоврядування. Організація самоврядування побудована на інноваційних підходах: задоволення учнівської природної потреби у...
52751. Розвиток критичного мислення учнів на уроках математики як важливого елементу продуктивної технології навчання 147.5 KB
  Кривий Ріг Україна Розвиток критичного мислення учнів на уроках математики як важливого елементу продуктивної технології навчання У статті розкрито розвиток критичного мислення учнів на уроках математики як важливого елементу продуктивної технології навчання. Як відомо у шкільній освіті існує безліч методів навчання різні типи уроків які переслідують одну єдину мету засвоєння знань учнями. Учень і вчитель є рівноправними субєктами навчання. Організація інтерактивного навчання припускає моделювання життєвих ситуацій використання...
52753. Розробка і виготовлення композицій за творами О.Довженка на уроках трудового навчання з теми «Художня обробка деревини» 2.71 MB
  Із творчістю одного з таких митців – письменника, художника, кінемотографіста, дуже талановитої людини - Олександра Петровича Довженка, діти продовжують знайомство на уроках праці, розробляючи і виготовляючи композиції за його творами. Батьківщина Олександра Петровича – це золотаві соняшники, жовтогарячі колоски пшениці, синє волошкове поле, мальовничі луки, Біла круча на Десні, пісня солов’я...Саме про це й говоримо на уроках. Зачитуємо епізоди з творів письменника, а потім виконуємо завдання: створити композицію за уривками
52754. ХОЧЕШЬ СТАТЬ МИЛЛИОНЕРОМ? DO YOU WANT TO BE A MILLIONAIRE? 142.81 KB
  Начало викторины. Организационный момент. Игра дает шанс поиграть каждому из 7 участников по очереди. Они сидят на стульях перед сценой, спиной к зрительному залу. Ведущий задает вопросы в порядке увеличения трудности вопроса и его стоимости. У участников есть 1 подсказка - помощь друга. В случае ошибки ему выдается стоимость предыдущего вопроса (в евромонетах), а затем принимается следующий игрок. Правильные ответы приветствуются аплодисментами. В конце игры объявляются победители. Great Britain is divided into ... (10 «евро») a) three parts; b) five parts; c) four parts; d) two parts. 2. What is a Picadilly Circus? (20 «евро») a) a circus; b) a square; c) a street; d) a house. 3. What is the Tower of London now? (50 «евро») a) a prison; b) a museum; c) a house; d) a fortress.
52755. Інтегрований урок. Українська література + фізична культура. 5 клас 195.5 KB
  Завдання: прочитати речення з певними інтонаціями: Спочатку із захопленням потім з осудом Ну і богатир Із захватом із розчаруванням Оце так козак Зачудовано із зневагою Яка красуня Домашнє завдання 3хв. Перевірка домашнього завдання Що ви знаєте про речення Як ви розумієте епіграф до нашого уроку Мотивація навчання школярів 45хв. Завдання: створити словесний образ слова здоровя або 2. Завдання: Скласти 5 речень з ключовими словами: Діти Небезпека Правила Здоровя Оголошення теми і мети уроку 1хв.