60376

Учить учащихся делать записи

Научная статья

Педагогика и дидактика

В конспекте с помощью букв знаков дан материал нескольких параграфов составляющий блок изучаемой темы. Распространены оригинальные подходы к записи учебного материала в которых отображаются...

Русский

2014-05-16

1.28 MB

0 чел.

Учить учащихся делать записи

Знакомство учащихся с тем или иным учебным материалом предполагает и некоторые записи в тетрадях.

Основным элементом своей работы я считаю составление конспектов. В конспекте с помощью букв, знаков дан материал нескольких параграфов, составляющий блок изучаемой темы.

Распространены  оригинальные подходы к записи учебного материала, в которых отображаются те или иные особенности его объяснения и закрепления:  

а) опорные схемы;

б) конспекты;

в) сигналы-помощники.

Опорные схемы помогают учащимся строить самостоятельные рассуждения. Конспекты предназначены для облегчения запоминание учебного материала.

Составляя опорный конспект, рассуждаю так: «мне нужен такой тезисный план, который я сама смогла бы легко запомнить и воспроизвести, и по которому  каждый ученик смог бы легко рассказать определенный теоретический материал (выделение основных вопросов, определений с которыми необходимо познакомить учащихся).

Конспект – наглядный каркас объяснения, который помогает наглядно выделить главное; материал излагает сжато, позволяя охватить большой круг вопросов; часто используются  чертежи, графики, памятки  по приемам учебной работы, образцы решения задач и уравнений.

В конспекте подчеркивается то, что читая текст, не всегда «улавливает» школьник: в нем четко выделены  идеи, методы, схемы доказательства, логические  цепочки, характеристические признаки различных видов задач.

На полях ведутся пометки (указательного типа «дома – аналогично», особое  внимание – «!»).

Для  показа  связей в материале применяются стрелки. Если выделить в конспектах какие-то записи цветными карандашами, то получается красочная картинка, которая надолго остаётся в памяти. Если материал требует дословного запоминания, используются записи «наизусть», условные обозначения («!!»).

Для показа связей в материале применяются стрелки. Все эскизы, блок-схемы выполняются аккуратно, можно даже от руки.

Начиная с 7-го класса (в зависимости от особенностей изучаемого материала) учащиеся ведут записи трёх видов:

а) план;

б) план-конспект;

в) конспект.

При этом выясняются уровни владения умением конспектировать материал. Ведётся систематическая работа по обучению учащихся конспектированию.

Основная задача учителя – научить детей самостоятельно составлять хорошие конспекты, обращать внимание на общепринятые сокращения слов, применение символики и условных обозначений, расположения материала на странице и другие моменты, важные для дальнейшего обучения школьников составлению конспекта на уроке по ходу усвоения новых знаний под руководством учителя.

Применяются два подхода к составлению конспекта:

I – по готовому конспекту, записанному заранее на доске, (этап объяснения материала отделяется от этапа конспектирования). Вначале материал излагается учителем, учащиеся активно участвуют в познавательной деятельности, но никаких записей не ведут. Затем материал записывается в тетрадь.

II – учащиеся ведут записи вместе с учителем (по ходу объяснения). Этот вид деятельности очень распространён.

Учащиеся поначалу могут самостоятельно преобразовать излагаемый материал так, чтобы главное записать в тетрадь. Они пишут, как правило, беспорядочно, механически, не успевая вникать в смысл подаваемого материала. Поэтому необходимо продумывать не только то, что они запишут в конспекты, но и то, как руководить знаниями. Говорю: «Внимательно послушайте, потом главное запишем»; даю указания: «запишите», «поставить знак на полях!!» (это очень важно), «чертите схему или график быстро, аккуратно, от руки, той же ручкой что и пишете…». Подчеркиваю: «Этот вопрос изложен в учебнике», или «Нет в этих учебниках, лучше пользоваться конспектом» или «Этот материал хорошо изложен в учебнике, поэтому запишите только план вопроса и ссылку на соответствующие пункты и страницы учебника».

Но целесообразно время от времени практиковать самостоятельное составление конспекта учащимися. В зависимости от степени самостоятельности применяются различные формы работы.

Например, работа проходит под контролем учителя (выбирается несложная тема для самостоятельного изучения по учебнику, выделяются смысловые части и опорные пункты, определяется главный материал, составляется план, выясняется, как сжато, с использованием символики изложить ответ на каждый пункт плана). Работа на этом этапе характеризуется тем, что инициатива принадлежит учащимся.

Что дает конспект учащимся?

- Облегчает усвоение материала и его воспроизведения;

- оказывает помощь при повторении и систематизации знаний;

- систематизируется обобщенные идеи, принципы, алгоритмы, связи между понятиями, основные классы задач и их характеристические признаки.

Когда усвоишь принцип составления конспекта, то они получаются как бы сами собой.

Ниже представлены примеры записей по разным темам математики:

7 кл. «Система линейных уравнений»

9 кл. «Функции»

9 кл. «Графический способ решения неравенств»

9 кл. «Прогрессии»

10 кл. «Тригонометрия»







 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13374. Построение линий в CorelDRAW 355.53 KB
  Лабораторная работа N 2 Построение линий в CorelDRAW Для представления различных классов линий в CorelDRAW предусмотрено несколько классов объектов. Объекты объединяются в один класс по признакам общей структуры и поведения то есть реакции на действия с ними. При этом действ...
13375. Налаштування роботи в мережі Internet 43.5 KB
  исципліна Інформаційні технології та ТЗН ЛАБОРАТОРНА РОБОТА №1 19. Тема: Налаштування роботи в мережі Internet. Мета: Сформувати практичні вміння та навички роботи та налаштування різних браузерів. Основні поняття: ...
13376. Поняття компютерної мережі та їх класифікація 6.27 MB
  исципліна Інформаційні технології та ТЗН Теоретичний матеріал. Поняття компютерної мережі та їх класифікація. Під компютерною мережею розуміють сукупність взаємозалежних через канали передачі даних компютерів що забезпечують користувачів засоб...
13377. Використання пошукових систем та тематичних каталогів при роботі з навчальною інформацією у мережі Internet 50 KB
  Автори: Бондар Н.П. Глушак О.М. Дисципліна Інформаційні технології та ТЗН ЛАБОРАТОРНА РОБОТА №3 21. Тема: Використання пошукових систем та тематичних каталогів при роботі з навчальною інформацією у мережі Internet. Мета: Сформувати практичні вміння та навич
13378. Пошук інформації в Інтернет 780 KB
  Автори: Бондар Н.П. Глушак О.М.Дисципліна Інформаційні технології та ТЗН Теоретичний матеріал. Пошук інформації в Інтернет. В Інтернет розміщено кілька мільярдів документів у вигляді вебсторінок. Для швидкого пошуку інформації у мережі використовуєт...
13379. Словники перекладачі енциклопедії електронні бібліотеки освітні ресурси 68.5 KB
  Тема: Словники перекладачі енциклопедії електронні бібліотеки освітні ресурси. Мета: Сформувати практичні вміння та навички роботи в мережі Internet. ...
13380. Сформувати практичні вміння та навички роботи в електронній пошті 42.5 KB
  исципліна Інформаційні технології та ТЗН ЛАБОРАТОРНА РОБОТА №2 20. Тема: Робота з електронною поштою. Мета: Сформувати практичні вміння та навички роботи в електронній пошті. Основні поняття: email; поштовий се
13381. Електронна пошта email. Електронне спілкування 187.5 KB
  Автори: Бондар Н.П. Глушак О.М.Дисципліна Інформаційні технології та ТЗН Теоретичний матеріал Електронна пошта email це швидкий та зручний засіб спілкування. Електронну пошту можна використовувати для: Надсилання й отримання текстових повідомл
13382. ЗНАКОМСТВО С PHOTOSHOP. Растровые графические редакторы 39.09 KB
  Растровые графические редакторы. Работа с растровой графикой Растровая графика представляет изображения в виде массива цифр. Поэтому при большом увеличении все точечные изображения выглядят как мозаика или се