60376

Учить учащихся делать записи

Научная статья

Педагогика и дидактика

В конспекте с помощью букв знаков дан материал нескольких параграфов составляющий блок изучаемой темы. Распространены оригинальные подходы к записи учебного материала в которых отображаются...

Русский

2014-05-16

1.28 MB

0 чел.

Учить учащихся делать записи

Знакомство учащихся с тем или иным учебным материалом предполагает и некоторые записи в тетрадях.

Основным элементом своей работы я считаю составление конспектов. В конспекте с помощью букв, знаков дан материал нескольких параграфов, составляющий блок изучаемой темы.

Распространены  оригинальные подходы к записи учебного материала, в которых отображаются те или иные особенности его объяснения и закрепления:  

а) опорные схемы;

б) конспекты;

в) сигналы-помощники.

Опорные схемы помогают учащимся строить самостоятельные рассуждения. Конспекты предназначены для облегчения запоминание учебного материала.

Составляя опорный конспект, рассуждаю так: «мне нужен такой тезисный план, который я сама смогла бы легко запомнить и воспроизвести, и по которому  каждый ученик смог бы легко рассказать определенный теоретический материал (выделение основных вопросов, определений с которыми необходимо познакомить учащихся).

Конспект – наглядный каркас объяснения, который помогает наглядно выделить главное; материал излагает сжато, позволяя охватить большой круг вопросов; часто используются  чертежи, графики, памятки  по приемам учебной работы, образцы решения задач и уравнений.

В конспекте подчеркивается то, что читая текст, не всегда «улавливает» школьник: в нем четко выделены  идеи, методы, схемы доказательства, логические  цепочки, характеристические признаки различных видов задач.

На полях ведутся пометки (указательного типа «дома – аналогично», особое  внимание – «!»).

Для  показа  связей в материале применяются стрелки. Если выделить в конспектах какие-то записи цветными карандашами, то получается красочная картинка, которая надолго остаётся в памяти. Если материал требует дословного запоминания, используются записи «наизусть», условные обозначения («!!»).

Для показа связей в материале применяются стрелки. Все эскизы, блок-схемы выполняются аккуратно, можно даже от руки.

Начиная с 7-го класса (в зависимости от особенностей изучаемого материала) учащиеся ведут записи трёх видов:

а) план;

б) план-конспект;

в) конспект.

При этом выясняются уровни владения умением конспектировать материал. Ведётся систематическая работа по обучению учащихся конспектированию.

Основная задача учителя – научить детей самостоятельно составлять хорошие конспекты, обращать внимание на общепринятые сокращения слов, применение символики и условных обозначений, расположения материала на странице и другие моменты, важные для дальнейшего обучения школьников составлению конспекта на уроке по ходу усвоения новых знаний под руководством учителя.

Применяются два подхода к составлению конспекта:

I – по готовому конспекту, записанному заранее на доске, (этап объяснения материала отделяется от этапа конспектирования). Вначале материал излагается учителем, учащиеся активно участвуют в познавательной деятельности, но никаких записей не ведут. Затем материал записывается в тетрадь.

II – учащиеся ведут записи вместе с учителем (по ходу объяснения). Этот вид деятельности очень распространён.

Учащиеся поначалу могут самостоятельно преобразовать излагаемый материал так, чтобы главное записать в тетрадь. Они пишут, как правило, беспорядочно, механически, не успевая вникать в смысл подаваемого материала. Поэтому необходимо продумывать не только то, что они запишут в конспекты, но и то, как руководить знаниями. Говорю: «Внимательно послушайте, потом главное запишем»; даю указания: «запишите», «поставить знак на полях!!» (это очень важно), «чертите схему или график быстро, аккуратно, от руки, той же ручкой что и пишете…». Подчеркиваю: «Этот вопрос изложен в учебнике», или «Нет в этих учебниках, лучше пользоваться конспектом» или «Этот материал хорошо изложен в учебнике, поэтому запишите только план вопроса и ссылку на соответствующие пункты и страницы учебника».

Но целесообразно время от времени практиковать самостоятельное составление конспекта учащимися. В зависимости от степени самостоятельности применяются различные формы работы.

Например, работа проходит под контролем учителя (выбирается несложная тема для самостоятельного изучения по учебнику, выделяются смысловые части и опорные пункты, определяется главный материал, составляется план, выясняется, как сжато, с использованием символики изложить ответ на каждый пункт плана). Работа на этом этапе характеризуется тем, что инициатива принадлежит учащимся.

Что дает конспект учащимся?

- Облегчает усвоение материала и его воспроизведения;

- оказывает помощь при повторении и систематизации знаний;

- систематизируется обобщенные идеи, принципы, алгоритмы, связи между понятиями, основные классы задач и их характеристические признаки.

Когда усвоишь принцип составления конспекта, то они получаются как бы сами собой.

Ниже представлены примеры записей по разным темам математики:

7 кл. «Система линейных уравнений»

9 кл. «Функции»

9 кл. «Графический способ решения неравенств»

9 кл. «Прогрессии»

10 кл. «Тригонометрия»







 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21556. Международный рынок услуг 221 KB
  Международный рынок услуг. Международный рынок услуг. План: Сущность и сегменты международного рынка услуг. Особенности формирования и развития международного рынка услуг.
21558. Ценообразование в международной торговле 187.5 KB
  План: Определение мировой цены и объемов торговли Распределение выигрыша от международной торговли Сущность и основные виды мировых цен Условия торговли конъюнктура мирового рынка Международное ценообразование это формирование цен за пределами страны где находится предприятие производитель товара. Распределение выигрыша от международной торговли как внутри страны так и между странами в конечном итоге определяется тем на каком уровне устанавливаются цены на те товары которыми страны торгуют между собой и каковы объемы торговли....
21559. Система современных международных экономических отношений 218.5 KB
  Основы международной торговли. Основы международной торговли. Понятие объекты и субъекты международной торговли Международная торговля представляет собой одну из форм международных экономических отношений которая. Международная торговля это сфера товарноденежных отношений представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира.
21560. Транснациональные корпорации. Свободные экономические зоны 121 KB
  План: ТНК СЭЗ Отличительные черты международных корпораций Эксперты ООН которая традиционно изучает деятельность международных корпораций долгое время относили к ним такие фирмы которые имели годовой оборот превышающий 100 млн долл. Самые большие заграничные активы среди ТНК кроме финансового сектора имеют англоголландский концерн Роял Датч Шелл а также четыре фирмы США: Форд Дженерал моторе Экссоц и ИБМ. Наиболее общей причиной возникновения ТНК является интернационализация производства и капитала на основе...
21561. Балансы международных расчетов 99 KB
  Методы государственного регулирования платежного баланса. Сальдо данного баланса отражает международную расчетную позицию страны: если сальдо активное то страна является неттокредитором и в будущем она должна получить валютные поступления; если сальдо пассивное то страна является неттодолжником и в будущем она должна будет осуществлять валютные платежи. Баланс международной задолженности широко используется в международной практике и отличается от расчетного баланса набором статей. В основе составления платежного баланса лежат...
21562. Внешнеторговая политика государства 384.5 KB
  Крайняя форма протекционизма – экономическая автаркия – означает стремление страны ограничить импорт только теми товарами которые в данной стране производится не могут а экспорт допускается в той мере в которой он обеспечивает необходимый импорт. P Sd Внутренняя цена с тарифом Pd А В С Д T Мировая цена Pw...
21563. Международная миграция капитала 271 KB
  Международная миграция капитала: сущность и формы вывоза капитала. На современном этапе развития мирового хозяйства одним из основных факторов развития МЭО считается вывоз капитала. Для возникновения только возможности экспорта капитала требовались достаточно значительные накопления его в стране.
21564. Понятие мирового хозяйства. Международное разделение труда 139 KB
  Обычно эти страны имеют много общих черт как в плане экономического развития так и в институциональном и структурном плане. Западные экономисты традиционно классифицировали страны по принадлежности к первому второму или третьему миру. Страны первого мира располагали высокоэффективной экономикой и высоким уровнем дохода. К этой группе принадлежат промышленно развитые и некоторые нефтедобывающие страны получающие высокие доходы от торговли топливными ресурсами.