60376

Учить учащихся делать записи

Научная статья

Педагогика и дидактика

В конспекте с помощью букв знаков дан материал нескольких параграфов составляющий блок изучаемой темы. Распространены оригинальные подходы к записи учебного материала в которых отображаются...

Русский

2014-05-16

1.28 MB

0 чел.

Учить учащихся делать записи

Знакомство учащихся с тем или иным учебным материалом предполагает и некоторые записи в тетрадях.

Основным элементом своей работы я считаю составление конспектов. В конспекте с помощью букв, знаков дан материал нескольких параграфов, составляющий блок изучаемой темы.

Распространены  оригинальные подходы к записи учебного материала, в которых отображаются те или иные особенности его объяснения и закрепления:  

а) опорные схемы;

б) конспекты;

в) сигналы-помощники.

Опорные схемы помогают учащимся строить самостоятельные рассуждения. Конспекты предназначены для облегчения запоминание учебного материала.

Составляя опорный конспект, рассуждаю так: «мне нужен такой тезисный план, который я сама смогла бы легко запомнить и воспроизвести, и по которому  каждый ученик смог бы легко рассказать определенный теоретический материал (выделение основных вопросов, определений с которыми необходимо познакомить учащихся).

Конспект – наглядный каркас объяснения, который помогает наглядно выделить главное; материал излагает сжато, позволяя охватить большой круг вопросов; часто используются  чертежи, графики, памятки  по приемам учебной работы, образцы решения задач и уравнений.

В конспекте подчеркивается то, что читая текст, не всегда «улавливает» школьник: в нем четко выделены  идеи, методы, схемы доказательства, логические  цепочки, характеристические признаки различных видов задач.

На полях ведутся пометки (указательного типа «дома – аналогично», особое  внимание – «!»).

Для  показа  связей в материале применяются стрелки. Если выделить в конспектах какие-то записи цветными карандашами, то получается красочная картинка, которая надолго остаётся в памяти. Если материал требует дословного запоминания, используются записи «наизусть», условные обозначения («!!»).

Для показа связей в материале применяются стрелки. Все эскизы, блок-схемы выполняются аккуратно, можно даже от руки.

Начиная с 7-го класса (в зависимости от особенностей изучаемого материала) учащиеся ведут записи трёх видов:

а) план;

б) план-конспект;

в) конспект.

При этом выясняются уровни владения умением конспектировать материал. Ведётся систематическая работа по обучению учащихся конспектированию.

Основная задача учителя – научить детей самостоятельно составлять хорошие конспекты, обращать внимание на общепринятые сокращения слов, применение символики и условных обозначений, расположения материала на странице и другие моменты, важные для дальнейшего обучения школьников составлению конспекта на уроке по ходу усвоения новых знаний под руководством учителя.

Применяются два подхода к составлению конспекта:

I – по готовому конспекту, записанному заранее на доске, (этап объяснения материала отделяется от этапа конспектирования). Вначале материал излагается учителем, учащиеся активно участвуют в познавательной деятельности, но никаких записей не ведут. Затем материал записывается в тетрадь.

II – учащиеся ведут записи вместе с учителем (по ходу объяснения). Этот вид деятельности очень распространён.

Учащиеся поначалу могут самостоятельно преобразовать излагаемый материал так, чтобы главное записать в тетрадь. Они пишут, как правило, беспорядочно, механически, не успевая вникать в смысл подаваемого материала. Поэтому необходимо продумывать не только то, что они запишут в конспекты, но и то, как руководить знаниями. Говорю: «Внимательно послушайте, потом главное запишем»; даю указания: «запишите», «поставить знак на полях!!» (это очень важно), «чертите схему или график быстро, аккуратно, от руки, той же ручкой что и пишете…». Подчеркиваю: «Этот вопрос изложен в учебнике», или «Нет в этих учебниках, лучше пользоваться конспектом» или «Этот материал хорошо изложен в учебнике, поэтому запишите только план вопроса и ссылку на соответствующие пункты и страницы учебника».

Но целесообразно время от времени практиковать самостоятельное составление конспекта учащимися. В зависимости от степени самостоятельности применяются различные формы работы.

Например, работа проходит под контролем учителя (выбирается несложная тема для самостоятельного изучения по учебнику, выделяются смысловые части и опорные пункты, определяется главный материал, составляется план, выясняется, как сжато, с использованием символики изложить ответ на каждый пункт плана). Работа на этом этапе характеризуется тем, что инициатива принадлежит учащимся.

Что дает конспект учащимся?

- Облегчает усвоение материала и его воспроизведения;

- оказывает помощь при повторении и систематизации знаний;

- систематизируется обобщенные идеи, принципы, алгоритмы, связи между понятиями, основные классы задач и их характеристические признаки.

Когда усвоишь принцип составления конспекта, то они получаются как бы сами собой.

Ниже представлены примеры записей по разным темам математики:

7 кл. «Система линейных уравнений»

9 кл. «Функции»

9 кл. «Графический способ решения неравенств»

9 кл. «Прогрессии»

10 кл. «Тригонометрия»







 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77289. ON DEVELOPING ENVIRONMENT FOR CONTRUCTING SYSTEMS OF SCIENTIFIC VISUALIZATION 29 KB
  One cn distinguish three clsses of visuliztion systems. The first one consists of universl systems which include set of lgorithms for constructing wide rnge of typl representtions. For exmple wellknown systems PrView nd VS belong re of this kind.
77290. ENVIRONMENT FOR CONSTRUCTING SYSTEMS OF SCIENTIFIC VISUALIZATION 32 KB
  Ekterinburg The tlk dels with scientific visulistion system which is elborted by the uthors. One of the problems of trditionl visuliztion systems is tht some set of trnsformtion lgorithms is strictly prescribed nd cnnot be chnged. yer go the uthors presented this system lredy.
77291. Развитие программных средств научной визуализации 72.5 KB
  В связи с этим в арсенале визуализации создано множество программных средств. Но что делать если исследуемое явление настолько новое что нет готовых программ визуализирующих его Можно все же попытаться выразить визуальные сущности в терминах готовых систем визуализации. Можно создать программу для визуализации с нуля.
77292. Human-aware content elements as a base for website backend interfaces 24.5 KB
  This is especilly importnt for hosted CMS services becuse there is no personl trining provided for the user. For exmple to dd vcncy on site user often should perform the following steps: crete pge crete nd formt vcncy description dd links to tht pge from min menu nd dd nnounce to compny’s news. So user wstes his time nd even my leve the service. t the beginning of site cretion process user is sked for his compny type: rel estte cr rentl DVD store etc.
77293. ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ТРАССЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ 32.5 KB
  В литературе можно найти самые разные подходы к визуализации трасс выполнения параллельных программ. В докладе мы приведем как обзор существующих решений так и предложения по новым подходам к разработке средств визуализации трасс. Поэтому приемы хорошо помогавшие при визуализации данных лет двадцать назад например использование Visul Informtion Seeking Mntr ldquo;Overview first zoom nd filter then detilsondemndrdquo; не срабатывают. Активно используются методы визуализации трассы выполнения на базе разнообразных метафор...
77294. ВИЗУАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА РАСПАРАЛЛЕЛИВАНИЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО КОДА 26.5 KB
  Представляется что создание вспомогательных визуальных сред поддержки распараллеливания программ сможет облегчить работу специалистов и увеличить эффективность и надежность распараллеливания. Нами разработан макет средств визуальной поддержки распараллеливания в двух вариантах параллелизма на основе общей памяти и параллелизма на основе передачи сообщений с использованием библиотек OpenMP и MPI соответственно. Предполагается что пользователь по ходу анализа и обработки текста вносит изменения в текст последовательной программы для ее...
77295. Конструктор специализированных систем визуализации 1.13 MB
  Статья посвящена разрабатываемой авторами системы научной визуализации. Схема процесса визуализации Средства научной визуализации разделяются на три класса: Универсальные системы которые включают широкий набор алгоритмов построения различных типовых представлений. Например это известные системы PrView и VS. Универсальноспециализированные системы ориентированные на визуализацию объектов определенного типа.
77296. ОПЫТ РАЗРАБОТКИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ НАУЧНОЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ 3.19 MB
  Универсальные и специализированные системы визуализации. Примеры специализированных систем научной визуализации. Система визуализации модели анализа загрязнения окружающей среды