60376

Учить учащихся делать записи

Научная статья

Педагогика и дидактика

В конспекте с помощью букв знаков дан материал нескольких параграфов составляющий блок изучаемой темы. Распространены оригинальные подходы к записи учебного материала в которых отображаются...

Русский

2014-05-16

1.28 MB

0 чел.

Учить учащихся делать записи

Знакомство учащихся с тем или иным учебным материалом предполагает и некоторые записи в тетрадях.

Основным элементом своей работы я считаю составление конспектов. В конспекте с помощью букв, знаков дан материал нескольких параграфов, составляющий блок изучаемой темы.

Распространены  оригинальные подходы к записи учебного материала, в которых отображаются те или иные особенности его объяснения и закрепления:  

а) опорные схемы;

б) конспекты;

в) сигналы-помощники.

Опорные схемы помогают учащимся строить самостоятельные рассуждения. Конспекты предназначены для облегчения запоминание учебного материала.

Составляя опорный конспект, рассуждаю так: «мне нужен такой тезисный план, который я сама смогла бы легко запомнить и воспроизвести, и по которому  каждый ученик смог бы легко рассказать определенный теоретический материал (выделение основных вопросов, определений с которыми необходимо познакомить учащихся).

Конспект – наглядный каркас объяснения, который помогает наглядно выделить главное; материал излагает сжато, позволяя охватить большой круг вопросов; часто используются  чертежи, графики, памятки  по приемам учебной работы, образцы решения задач и уравнений.

В конспекте подчеркивается то, что читая текст, не всегда «улавливает» школьник: в нем четко выделены  идеи, методы, схемы доказательства, логические  цепочки, характеристические признаки различных видов задач.

На полях ведутся пометки (указательного типа «дома – аналогично», особое  внимание – «!»).

Для  показа  связей в материале применяются стрелки. Если выделить в конспектах какие-то записи цветными карандашами, то получается красочная картинка, которая надолго остаётся в памяти. Если материал требует дословного запоминания, используются записи «наизусть», условные обозначения («!!»).

Для показа связей в материале применяются стрелки. Все эскизы, блок-схемы выполняются аккуратно, можно даже от руки.

Начиная с 7-го класса (в зависимости от особенностей изучаемого материала) учащиеся ведут записи трёх видов:

а) план;

б) план-конспект;

в) конспект.

При этом выясняются уровни владения умением конспектировать материал. Ведётся систематическая работа по обучению учащихся конспектированию.

Основная задача учителя – научить детей самостоятельно составлять хорошие конспекты, обращать внимание на общепринятые сокращения слов, применение символики и условных обозначений, расположения материала на странице и другие моменты, важные для дальнейшего обучения школьников составлению конспекта на уроке по ходу усвоения новых знаний под руководством учителя.

Применяются два подхода к составлению конспекта:

I – по готовому конспекту, записанному заранее на доске, (этап объяснения материала отделяется от этапа конспектирования). Вначале материал излагается учителем, учащиеся активно участвуют в познавательной деятельности, но никаких записей не ведут. Затем материал записывается в тетрадь.

II – учащиеся ведут записи вместе с учителем (по ходу объяснения). Этот вид деятельности очень распространён.

Учащиеся поначалу могут самостоятельно преобразовать излагаемый материал так, чтобы главное записать в тетрадь. Они пишут, как правило, беспорядочно, механически, не успевая вникать в смысл подаваемого материала. Поэтому необходимо продумывать не только то, что они запишут в конспекты, но и то, как руководить знаниями. Говорю: «Внимательно послушайте, потом главное запишем»; даю указания: «запишите», «поставить знак на полях!!» (это очень важно), «чертите схему или график быстро, аккуратно, от руки, той же ручкой что и пишете…». Подчеркиваю: «Этот вопрос изложен в учебнике», или «Нет в этих учебниках, лучше пользоваться конспектом» или «Этот материал хорошо изложен в учебнике, поэтому запишите только план вопроса и ссылку на соответствующие пункты и страницы учебника».

Но целесообразно время от времени практиковать самостоятельное составление конспекта учащимися. В зависимости от степени самостоятельности применяются различные формы работы.

Например, работа проходит под контролем учителя (выбирается несложная тема для самостоятельного изучения по учебнику, выделяются смысловые части и опорные пункты, определяется главный материал, составляется план, выясняется, как сжато, с использованием символики изложить ответ на каждый пункт плана). Работа на этом этапе характеризуется тем, что инициатива принадлежит учащимся.

Что дает конспект учащимся?

- Облегчает усвоение материала и его воспроизведения;

- оказывает помощь при повторении и систематизации знаний;

- систематизируется обобщенные идеи, принципы, алгоритмы, связи между понятиями, основные классы задач и их характеристические признаки.

Когда усвоишь принцип составления конспекта, то они получаются как бы сами собой.

Ниже представлены примеры записей по разным темам математики:

7 кл. «Система линейных уравнений»

9 кл. «Функции»

9 кл. «Графический способ решения неравенств»

9 кл. «Прогрессии»

10 кл. «Тригонометрия»







 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52894. Entertainment. Things to do 323 KB
  Materials: Blackboard, textbook, worksheet, 2 computers, projector, powerpoint presentation, computer speakers, students’ projects, powerpoint template for student’s advertisements, ball
52895. Environmental protection 42.5 KB
  Green Peace is an international organization the main purpose of which is the protection of the environment. It provides active actions for nuclear – free future against the pollution of the biosphere and protection of nature. Green Peace was established by a group of North – American activists in 1971. The organization is worried about the disappearance of many species of animals and plants emission of radioactive and other harmful substances into the atmosphere, seas and oceans.
52897. GLOBAL COLLABORATIVE WORK WITH EPALS 79 KB
  An outstanding American philosopher, psychologist and educational reformer John Dewey perfectly said, "Education is not a preparation for life; education is life itself." We are in an era in which teachers and books are not the only sources of information and lectures are not the only method for delivering and acquiring knowledge. Learning in the 21st century requires critical thinking, adept use of technology...
52898. ЕПОХА ГЕНІЇВ І ТИТАНІВ 231 KB
  Група ІІ Географи та винахідники Великі географічні відкриття та наукові винаходи епохи Ренесансу Група ІІІ Філософи Світоглядні засади гуманізму та його втілення митцями доби Відродження Група ІV Мистецтвознавці Основні тенденції розвитку мистецтва Ренесансу Група V Педагоги гуманісти Гуманістичні теорії навчання та втілення мрії про щасливе майбутнє у творах представників епохи Група VІ Літературознавці та декламатори Людські почуття та пристрасті у творах найвидатніших представників епохи...
52899. Еритроцити. Переливання крові 153 KB
  Мета уроку 1. Навчальна: Формування поняття про еритроцити як формені елементи крові; формування поняття про групи крові; формування поняття про взаємозвязок біологічних явищ з математичними діями. Тип уроку: урок засвоєння нових знань Форма уроку: уроклабораторія Обладнання: мікрокопи постійні мікропрепарати крові людини та жаби таблиця Групи крові Міжпредметний звязок: біологія тварин історія математика статистика географія фізика Технологічна карта уроку № Етап урока Форма реалізації Кінцевий...
52900. Урок – конкурс з трудового навчання «Технічні ерудити» 34 KB
  Для цього весь навчальний рік розподіляють між навчальними предметами для проведення тижнів фізики хімії літератури трудового навчання тощо. Оскільки в конкурсі передбачено тури в яких виконуються трудові операції треба провести інструктаж з правил безпечної роботи. Після кожного туру конкурсу журі оголошує результати в балах. Програма проведення конкурсу 1й тур Кожний учасник змагання отримує завдання виконати на дошці ескіз деталі та проставити розміри на око.
52901. Екологічний ерудиціон (екологічна гра) 76 KB
  І ми спробуємо сьогодні дати відповідь на нього. Команда за кожну правильну відповідь отримує свою смужку а земна куля очищається від сміття. За правильну відповідь 1 бал Запитання 1. Якщо команда дає неправильну відповідь з подальшої боротьби в цьому турі вибуває.
52902. Уроки литературы в 5 классе. Книга для учителя 1.12 MB
  Из русской литературы XVIII века балладу сказки романы рассказ. Вариативная природа фольклора Урок чтения и обсуждения произведений 3 Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных волшебные бытовые сказки Урок знакомства с теоретическими понятиями Царевналягушка Урок чтения и изучения произведения 5 Царевналягушка.