60403

Здоровьесберегающая организация учебного процесса в начальных классах

Научная статья

Педагогика и дидактика

Средняя продолжительность разных видов деятельности Не более 10 мин Частота чередования разных видов деятельности Смена не позже чем через 710 мин Количество видов преподавания словесный наглядный самостоятельная работа практическая работа...

Русский

2014-05-18

95 KB

2 чел.

Здоровьесберегающая организация учебного процесса в начальных классах

У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда - есть все.

Арабская пословица

Здоровье человека — эта тема была актуальной всегда, а сейчас она становится первостепенной. Состояние здоровья школьников вызывает серьезную тревогу. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительный рост заболеваемости происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является школа, поскольку 70% времени его бодрствования приходится именно на пребывание в образовательных учреждениях. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь.

По данным медиков многие факторы школьной среды представляют собой потенциальную угрозу для здоровья школьников.

В зависимости от степени влияния на здоровье учащихся и значимости их можно расположить следующим образом:

  •  Стрессовая педагогическая тактика;
  •  Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
  •  Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
  •  Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
  •  Недостатки в существующей системе физического воспитания;
  •  Интенсификация учебного процесса; 

Интенсификация образовательного процесса идет различными путями.

Первый – увеличение количества учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов и т.п.). Фактическая учебная школьная нагрузка, особенно в лицеях и гимназиях, в гимназических классах, в классах с углубленным изучением ряда предметов, составляет в начальной школе в среднем 5-6 часа в день, Вместе с приготовлением домашних заданий рабочий день современного школьника составляет – 5-9 часов в начальной, Существенное увеличение учебной нагрузки в подобных заведениях и классах не проходит бесследно: у этих детей чаще отмечается большая распространенность и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более низкая сопротивляемость болезням и другие нарушения.

Другой вариант интенсификации учебного процесса – реальное уменьшение количества часов при сохранении или увеличении объема материала. Каждому, кто знаком с системой начального обучения и существующими программами, что содержание и объем учебного материала по предметам за последние годы не уменьшились. А сокращение количества часов приводит к интенсификации учебного процесса.

Частое следствие интенсификации – возникновение у детей состояний усталости, утомления, переутомления.

  •  Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
  •  Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
  •  Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Сила влияния школьных факторов риска определяется тем, что они действуют:

  •  Комплексно и системно;
  •  Длительно и непрерывно (11 лет ежедневно)

Неправильная организация учебно-воспитательного процесса в условиях информационной перегрузки школьников является одной из основных причин возникновения детского стресса, школьной дезадаптации, развития детского невроза, дисгармоничного физического развития и других расстройств здоровья.

Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Требования к организации учебно-воспитательного процесса охватывают довольно широкий круг вопросов:

  •  Длительность учебного года и оптимальность его структуры;
  •  Объём учебной нагрузки в течение недели для детей резного возраста;
  •  Соответствие гигиеническим принципам и оптимальность учебной нагрузки в течение недели;
  •  Правильность чередования предметов разной степени сложности в течение учебного дня и недели;
  •  Длительность перемен и условия их проведения;
  •  Длительность выполнения домашних заданий;
  •  Гигиенические условия по приёму в школу и организации учебно-воспитательного процесса детей шестилетнего возраста;
  •  Гигиенические требования к проведению урока;
  •  Организация учебно-воспитательного процесса в ГПД;
  •  Требования по прекращению занятий при возникновении инфекционных заболеваний и неблагоприятных погодных условиях.

Эти и другие вопросы организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных заведениях регламентируются Государственными санитарными правилами и нормами по оборудованию, содержанию общеобразовательных учебных заведениях и организации учебно-воспитательного процесса, Этот документ является обязательным для выполнения, определяет безопасные условия для обучения детей школьного возраста.

Поскольку основной структурной единицей учебной работы является урок, от его структуры и содержания зависит состояние школьников в процессе учебной деятельности.

Прежде всего следует отметить длительность уроков: в 1 классах-35мин, во 2-4-40мин. Кроме того, рабочая неделя для учащихся 1 классов должна строится таким образом, чтобы четверг был для детей разгрузочным днём и предусматривал уменьшение умственной нагрузки. Это значительно улучшает самочувствие детей и повышает эффективность и успешность их обучения.

Характер физиологического воздействия учебной загрузки на организм каждого учащегося обусловлен не только временным объёмом его длительности, а и многими другими показателями и, прежде всего,

  •  интенсивностью,
  •  уровнем сложности учебных предметов,
  •  плотностью проведения уроков,
  •  методикой их проведения,
  •  педагогическим мастерством учителя,
  •  психологическим климатом урока,
  •  уровнем мотивации учащихся.


Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика

Обстановка и гигиенические условия в классе

Температура в классе 18-20°, влажность и освещённость в соответствии с нормативами

Плотность урока

Не менее 60% и не более 75-80%

Количество видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание, списывание и т. д.)

4-7

Средняя продолжительность разных видов деятельности

Не более 10 мин

Частота чередования разных видов деятельности

Смена не позже, чем через 7-10 мин

Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа, практическая работа)

Не менее 3

Чередование видов преподавания

Не позже, чем через 10-15мин

Наличие эмоциональных разрядок

2-3

Чередование рабочей позы учащегося

Чередование позы в течение урока в зависимости от вида деятельности. Учитель наблюдает за учениками.

Наличие, место, содержание продолжительность моментов оздоровления (физминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз и т. д.)

На 20-и 35 мин урока по 1мин

Психологический климат на уроке

Преобладают положительные эмоции

Наличие мотивации деятельности учащихся (оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент)

Присутствует в полной мере

Темп окончания урока

Спокойный, размеренный, ответы на вопросы учащихся, настрой на успех, улыбка учителя.

При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.

Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:

  1.  5-25-я минута — 80%;
  2.  25-35-я минута — 60-40%;
  3.  35—40-я минута — 10%.

Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, не должен приводить к появлению сильных и выраженных форм утомления у школьников.

Утомление — возникающее в результате работы временное ухудшение состояния человека, которое выражается в снижении работоспособности и в субъективном ощущении усталости. Однако не следует рассматривать утомление как сугубо отрицательное явление. Это защитная, охранительная реакция организма, стимулятор его восстановительных процессов и повышения функциональных возможностей. Постоянно возникающее и хроническое утомление, а особенно переутомление действительно оказывает отрицательное влияние на организм.

Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока

Часть урока

Время

Нагрузка

Деятельность

1-й этап. Врабатывание

5 мин.

Относительно невелика

Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение

2-й этап.

Максимальная работоспособность

20-25

мин.

Максимальное снижение на 15-й мин.

Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом

3-й этап.

Конечный порыв

10мин.

Небольшое повышение работоспособности

Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного

Снятие эмоционального напряжения

Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок игровых заданий позволяет снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.

Положительный эффект дает использование интерактивных методов обучения, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения. Здесь же можно отметить и прием использования литературных произведений, пословиц, поговорок, иллюстрирующих тот или иной учебный материал. Эти приёмы способствуют не только психологической разгрузке, но и установлению и укреплению межпредметных связей, а также воспитательным целям.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор - вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, показать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому внутренне освободиться от психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

Безусловно, в таких условиях ученик спокойнее реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ребёнок видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.

Следует отметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

По окончании урока дети покидают класс с хорошим настроением.

Значительную роль в формировании психологической обстановки на уроке играет учитель, однако не менее существенно подсознательно

на эмоциональное состояние школьников влияют и условия школьной среды.

Негативные эмоции у школьников могут быть вызваны:

А) неблагоприятной обстановкой в школьном помещении;

Б) неверным тон общения учителя с учениками (резко негативная оценка, строгое обращение, резкий контрастный голос учителя, строгое выражение лица);

В) неудачами в учёбе.

Под воздействием перечисленных факторов у детей быстро снижается работоспособность, ухудшается эффективность зрительного восприятия, снижается внимание, память, появляется раздражительность, головная боль. Результатом этого является снижение эффективности проведения урока и усвоения учебного материала.

 Перемены

Известно, что для сохранения высокой работоспособности и здоровья учащихся большое значение имеет и выполнение гигиенических требований по длительности школьных перемен и принципов их проведения. Длительность малых перемен для первоклассников должна быть не менеее15мин, для 2-4 классов – не менее 10мин. Кроме малых перемен между уроками, гигиенические требования предусматривают проведение 30минутной перемены после второго урока, или двух 20минутных перемен после 2 и 3 уроков, что даёт возможность обеспечить детям питание и более длительный активный отдых и снятие напряжения. Поэтому основным требованием к переменам является их максимальная динамичность (используются малые формы физвоспитания – динамические паузы, подвижные игры). Учащиеся не должны находиться в классах.

Домашние задания

Для предупреждения утомляемости не менее важным является регламентирование домашних заданий. выполнение не превышало:

Во 2 классе-45мин;

В 3 классе- 70мин;

В 4 классе-90мин.

В 1 классе с целью предупреждения перегрузки, школьных стрессов и дезадаптации учащихся домашние задания не задаются. С этой же целью не рекомендуется давать домашние задания на выходные и праздничные дни, на каникулы младшим школьникам.

Сопровождает учебно-воспитательный процесс психологическая служба. Психологами проводятся тренинги, индивидуальные беседы и консультации с детьми, испытывающими трудности в учебе и в общении, консультации для родителей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22592. Права та форми власності на землю 64 KB
  Земля в Україні може перебувати у приватній комунальній та державній власності. Суб'єкти права власності на землю. а громадяни та юридичні особи на землі приватної власності; б територіальні громади які реалізують це право безпосередньо або через органи місцевого самоврядуванні на землі комунальної власності; в держава яка реалізує це право через відповідні органи державної влади на землі державної власності.
22593. Цивільне - правові угоди та договори 33.93 KB
  Угоди укладають як юридичні так і фізичні особи. Угоди бувають односторонніми для виникнення такої угоди достатньо волевиявлення однієї сторони; двосторонніми для виникнення угоди необхідні зустрічні волевиявлення двох сторін; багатосторонніми для їх виникнення необхідне волевиявлення трьох і більше сторін. Деякі угоди можуть бути як платними такі безоплатними наприклад договір схову.
22594. Договір найму жилого приміщення 30.71 KB
  Договір найму жилого приміщення в будинках що належать громадянам на правах особистої власності укладається з власником будинку. Предметом договору найму жилого приміщення в будинках державного і громадського житлового фонду є окрема квартира чи інше ізольоване житлове приміщення а також одноквартирний жилий будинок. Не можуть бути самостійним предметом договору найму: жиле приміщення яке хоча і є ізольованим але розмір якого менший від установленого для надання одній особі; частина кімнати або кімнат з'єднаних з іншою кімнатою...
22595. Контролер локальних дисків 63.5 KB
  Програмування контролера НГМД 765 і мікросхеми прямого доступу до пам'яті 8237. Мікросхема контролера НГМД 765 фірми NEC управляє мотором і головками накопичувача на дискетах і обробляє потоки даних що направляються в або з дискових секторів. Один контролер встановлений на платі адаптора дисків може обслуговувати до чотирьох НГМД. За винятком випадків пов'язаних із захистом від копіювання програмістам не доводиться програмувати мікросхему контролера НГМД напряму.
22596. Імітаційна модель процесора 97.5 KB
  Команда як послідовність деяких дій над даними виконується по тактам мікропрограма команди. Команда має вигляд: Код команди 1й операнд 2й операнд . Найчастіше результат команди заноситься за місцем першого операнда. Формат операндів закладається у формат команди.
22597. Визначення швидкодії обчислювальної системи 80 KB
  2; текстові операції – 0.2; файлові операції – 0.35; операції сортування – 0.15; текстові операції – 0.
22598. Робота з регістрами CMOS-memory 45.5 KB
  Приведемо тут тільки короткі зведення: Номер регістра Використання 10H тип накопичувача НГМД 12H тип накопичувача фіксованого диска 14H периферія 15H пам'ять на системній платі молодший байт 16H пам'ять на системній платі старший байт 17H загальна пам'ять молодший байт 18H загальна пам'ять старший байт 30H пам'ять понад 1 мегабайту молодший байт 31H пам'ять понад 1 мегабайту старший байт Кожний з трьох каналів мікросхеми таймера 8253 8254 для AT складається з трьох регістрів. Доступ до кожної групи з трьох регістрів здійснюється...
22599. Контроль клавіатурного вводу 32 KB
  Скенкод це однобайтне число молодші 7 бітів якого представляють ідентифікаційний номер призначений кожній клавіші. На всіх машинах крім AT старший біт коду говорить про те чи була клавіша натиснута біт = 1 код натискання або відпущена біт = 0 код звільнення. Наприклад 7бітный скенкод клавіші В 48 або 110000 в двійковій системі.
22600. Управління відеоадаптером IBM PC 35.5 KB
  Однак вона також встановлює режим екрана управляє курсором і для кольорового графічного адаптора управляє кольором. Розмір і розташування цих буферів міняється з системою режимом екрана а також кількістю заздалегідь відведеної пам'яті. Коли в буфері зберігається декілька образів екрана то кожний окремий образ називають екранною сторінкою. Цього досить для відображення одного графічного екрана без сторінок або від чотирьох до восьми екранів тексту в залежності від числа символів в рядку 40 або 80.