60409

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

Научная статья

Педагогика и дидактика

Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика: Частую смену позы Потягивание Встряхивание руками Зевота Закрывание глаз Подпирание головы Остановившийся взгляд Ненужное перекладывание предметов...

Русский

2014-05-18

55.5 KB

8 чел.

Подготовил:

Учитель Биологии №89

Гризодуб Наталья Викторовна

Тема: Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии.

Прекрасное и красивое в человеке

Немыслимо без представления

О гармоническом развитии организма и здоровья.

Н. Чернышнвский

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья школьников в Украине вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь.

Исследования позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

  1.  Стрессовая педагогическая тактика;
  2.  Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
  3.  Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
  4.  Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
  5.  Провалы в существующей системе физического воспитания;
  6.  Интенсификация учебного процесса;
  7.  Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
  8.  Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
  9.  Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней.

          Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.

        

Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя.

Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика:

  •  Частую смену позы
  •  Потягивание
  •  Встряхивание руками
  •  Зевота
  •  Закрывание глаз
  •  Подпирание головы
  •  Остановившийся взгляд
  •  Ненужное перекладывание предметов
  •  Разговор с соседом
  •  Увеличение количества ошибок в ответе
  •  Не восприятие вопроса
  •  Задержка с ответом
  •  Частые поглядывание на часы во время урока

Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся?

Здоровьесберегающие технологии на уроках.
Уважаемые коллеги, я хочу поделиться с Вами своей формой работы по внедрению оздоровительных технологий на уроках биологии.

Очень важен положительный эмоциональный настрой перед началом урока.

Например:

Рано утром я встаю,

Бога я благодарю,

Солнцу, ветру улыбаюсь

И при этом, не стесняясь,

Слово «здравствуй» говорю, С кем встречаюсь поутру

Всем здоровья я желаю,

Никого не обижаю.

Хватит места на земле

Людям всем, животным, мне.

Чтоб земля моя цвела,

Я желаю всем добра.

  •  Психологический климат на уроке

Для того, чтобы дети не уставали на уроке активно внедряю

1-игровые технологии, помогающие решать не только проблемы мотивации, развития учащихся, но и здоровьесбережение

Элементы игры используются в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников: хлопанье в ладоши, топанье ногами, поднятие руки или сигнальных карточек разных цветов, обозначающего «да» или «нет», «прошу слова».

2. разнообразие видов и форм уроков

Формирование целей урока вместе с учащимися, определение ими задач, которые следует решить для достижения целей

3. Гибкость структуры урока, в соответствии не только с целями урока и спецификой учебного материала, но и с особенностями класса

4. При появлении признаков утомляемости- изменение интонации и громкости речи, привлечение внимания учащихся неожиданным примером

5. Эмоциональные разрядки на уроке (шутка, улыбка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие

6. Использование работы в парах постоянного или переменного состава и в малых группах (2-4 ученика)

7. Подведение итогов урока на последних 4-5 минутах урока и лучше вмете с учениками.

8. Ежеурочные разминки в начале урока 10-15 сек:

  •  Для слуха –различение слов, акцентов, тихой речи
  •  Для кистей пальцев рук –сгибание и разгибание пальцев, круговые движения в лучезапястном и локтевых суставах
  •  Для зрения –поисковые движения глаз, различение цвета, размера

НАПРИМЕР: на уроке по теме «Насекомые» используем прием «НАЗОЙЛИВАЯ МУХА»

  •  Посмотрите на свое лицо со стороны
    •  Теперь на ту его часть, на которую села муха, а точнее на подбородок.
      •  Сгоните муху мышцами лица
      •  Она улетела на другое место – на щеку.
      •  Снова сгоните муху
      •  Муха перелетела на лоб
      •  Сгоните муху со лба

-Почувствовали, как расслабилось ваше лицо?

9. Физкультминутки на 15-20 минутах урока на снятие:

  •  Мышечного утомления с плечевого пояса
  •  Мышц спины, кистей рук
  •  Зрительного утомления
  •  Минуты релаксации
  •  Массаж активных точек
  •  Чередование поз
  •  Дыхательная гимнатика

Проведение физкультминуток решает следующие задачи:

  •  Уменшает утомление и снижает отрицательное влияние однообразной рабочей позы
    •  Активизирует внимание учащихся и повышает способность к восприятию учебного материала
      •  Осуществляет «эмоциональную» встряску учащихся, дает возможность «сбросить» накопившийся груз переживаний и эмоций.

. 10.Мотивация учащихся:

Внешняя мотивация – оценка, похвала, поддержка, соревнование

Стимуляция внутренней мотивации – стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

элементы соревнования на различных этапах урока

Например: при проверке домашнего задания к доске выходят 5-6 учеников, которых сменяют следующие ученики. Таким образом, учащиеся совершают движения во время трудного напряженного урока.

( или урок-хоккей)

11. Использование проблемных творческих заданий

12. рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что нет, в чем были ошибки, как они были исправлены

Исходя из вышеизложенных компонентов организации урока, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать задачи школьников как в психологическом, так и в физических аспектах.. Именно благодаря использованию здоровьесберегающих технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред здоровью.

Если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

PAGE   \* MERGEFORMAT 1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11687. Застосування спеціального програмного забезпечення для реалізації умовних переходів при роботі з восьми розрядним мікропроцесором 269.5 KB
  Лабораторна робота №4 Застосування спеціального програмного забезпечення для реалізації умовних переходів при роботі з восьми розрядним мікропроцесором. ЗАВДАННЯ Відповідно до свого варіанта завдання за допомогою емулятору процесора К580ВМ80 написати програму щ...
11688. Научиться проводить диагностику системы с помощью программ Everest, CPU-Z, Sandra, Belarc Advisor, FreshDiagnose и д.р 401 KB
  Лабораторная работа №5 Тема: Диагностика основных блоков ПК. Цель работы: Научиться проводить диагностику системы с помощью программ Everest CPUZ Sandra Belarc Advisor FreshDiagnose и д.р. Теоретические сведения Компьютер высокотехнологичная вещь он состоит из множества неза...
11689. Вивчення архітектури материнської плати 35.5 KB
  Лабораторна робота №6 Тема: Вивчення архітектури материнської плати. Мета: Визначити архітектуру та основні складові системної плати. Структура заняття І. Організаційна частина заняття. Перевірка присутності студентів на занятті. ІІ. По...
11690. Застосування постійного запамятовуючого пристрою (BIOS) для визначення конфігурації ЕОМ 33 KB
  Практична робота №7 Тема: Застосування постійного запамятовуючого пристрою BIOS для визначення конфігурації ЕОМ. Мета: Отримати практичні навички при роботі з базовою системою введення виведення даних BIOS. Структура заняття І. Організаційна частина зан
11691. Програмування таймера 61.5 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА №8 Тема: Програмування таймера. Ціль: Вивчення функцій системного таймера і закріплення практичних навичок роботи з ним. Теоретичні відомості. Усі компютери IBM містять 3х канальніий 16ти розрядний пристрій званий системним таймером. Для...
11692. Діагностика памяті 107 KB
  Лабораторна робота №9 Діагностика памяті Ціль роботи: вивчити теоретичний матеріал по даній темі ознайомитися з настроюванням таймінгов памяті в BІOS SETUP ознайомитися з програмами для перевірки й тестування системної памяті MemTest86 TestMem 4 SM Everest вивчити апаратні й...
11693. Програмування клавіатури 44 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА №10. Тема: Програмування клавіатури. Ціль: Навчитися управляти перериваннями клавіатури. Теоретичні відомості Порти для роботи з к...
11694. Теория систем и социальные системы бизнеса 246.41 KB
  Теория систем и социальные системы бизнеса В последние годы в мире явно наблюдается возрастание интереса к теоретическим вопросам эффективной организации и ведения бизнеса. Особое внимание уделяется подведению теоретического фундамента под практическую деятельно...
11695. Визначення конфігурації ПК 87.5 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА №9. Тема: Визначення конфігурації ПК. Ціль: Отримати практичні навички програмування визначення конфігурації компютера. Теоретичні відомості У вас є дві можливості визначити модель компютера і отримати деяку інформацію про конфігурац...