60409
Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии
Научная статья
Педагогика и дидактика
Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика: Частую смену позы Потягивание Встряхивание руками Зевота Закрывание глаз Подпирание головы Остановившийся взгляд Ненужное перекладывание предметов...
Русский
2014-05-18
55.5 KB
8 чел.
Подготовил:
Учитель Биологии №89
Гризодуб Наталья Викторовна
Тема: Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии.
Прекрасное и красивое в человеке
Немыслимо без представления
О гармоническом развитии организма и здоровья.
Н. Чернышнвский
Здоровье человека тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья школьников в Украине вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь.
Исследования позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней.
Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.
Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя.
Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика:
Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся?
Здоровьесберегающие технологии на уроках.
Уважаемые коллеги, я хочу поделиться с Вами своей формой работы по внедрению оздоровительных технологий на уроках биологии.
Очень важен положительный эмоциональный настрой перед началом урока.
Например:
Рано утром я встаю,
Бога я благодарю,
Солнцу, ветру улыбаюсь
И при этом, не стесняясь,
Слово «здравствуй» говорю, С кем встречаюсь поутру
Всем здоровья я желаю,
Никого не обижаю.
Хватит места на земле
Людям всем, животным, мне.
Чтоб земля моя цвела,
Я желаю всем добра.
Для того, чтобы дети не уставали на уроке активно внедряю
1-игровые технологии, помогающие решать не только проблемы мотивации, развития учащихся, но и здоровьесбережение
Элементы игры используются в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников: хлопанье в ладоши, топанье ногами, поднятие руки или сигнальных карточек разных цветов, обозначающего «да» или «нет», «прошу слова».
2. разнообразие видов и форм уроков
Формирование целей урока вместе с учащимися, определение ими задач, которые следует решить для достижения целей
3. Гибкость структуры урока, в соответствии не только с целями урока и спецификой учебного материала, но и с особенностями класса
4. При появлении признаков утомляемости- изменение интонации и громкости речи, привлечение внимания учащихся неожиданным примером
5. Эмоциональные разрядки на уроке (шутка, улыбка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие
6. Использование работы в парах постоянного или переменного состава и в малых группах (2-4 ученика)
7. Подведение итогов урока на последних 4-5 минутах урока и лучше вмете с учениками.
8. Ежеурочные разминки в начале урока 10-15 сек:
НАПРИМЕР: на уроке по теме «Насекомые» используем прием «НАЗОЙЛИВАЯ МУХА»
-Почувствовали, как расслабилось ваше лицо?
9. Физкультминутки на 15-20 минутах урока на снятие:
Проведение физкультминуток решает следующие задачи:
. 10.Мотивация учащихся:
Внешняя мотивация оценка, похвала, поддержка, соревнование
Стимуляция внутренней мотивации стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
элементы соревнования на различных этапах урока
Например: при проверке домашнего задания к доске выходят 5-6 учеников, которых сменяют следующие ученики. Таким образом, учащиеся совершают движения во время трудного напряженного урока.
( или урок-хоккей)
11. Использование проблемных творческих заданий
12. рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что нет, в чем были ошибки, как они были исправлены
Исходя из вышеизложенных компонентов организации урока, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать задачи школьников как в психологическом, так и в физических аспектах.. Именно благодаря использованию здоровьесберегающих технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред здоровью.
Если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
PAGE \* MERGEFORMAT 1
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать | |||
38686. | Антизомби | 593 KB | |
Только опытный психолог может разобраться в мотивах поведения человека его поступков и устремлений. ценности личной свободы прав человека укоренились в сознании миллионов но существуют еще дикие рабские государства например Северная Корея где полоумный и циничный диктатор зомбирует миллионы с помощью современных средств информации держит их в материальной и духовной нищете и угрожает миру применением современных средств массового уничтожения. Как формируются и от чего зависят политическое мировоззрение человека его взгляды и... | |||
38687. | ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА | 5.17 MB | |
Образец 1: Techer: How mny books hve you red this yer Student: Mny. White nd hve tlk with Mrs. to hve tlk поговорить; также: to hve smoke покурить: to hve swim поплавать значение однократного действия to be gld радоваться e. djectives which hve two forms of comprison Positive Comprtive Superltive fr old frther более дальний further 1. | |||
38688. | МОРФОМЕТРИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПОПУЛЯЦИЙ ЖУЖЕЛИЦ (COLEOPTERA, CARABIDAE) В АНТРОПОГЕННЫХ ЛАНДШАФТАХ | 701.5 KB | |
Среди животных быстро и адекватно реагирующих на изменения в окружающей среде особую группу составляют жужелицы Coleopter Crbide. Жужелицы одни из немногих видов почвенных обитателей педобионтов которые встречаются в импактных зонах промышленных источников и могут быть использованы для оценки антропогенных влияний на биоту. С помощью анализа динамики морфометрической структуры популяций жужелиц создается возможность проследить процесс адаптации к меняющимся условиям среды. | |||
38689. | ВЛИЯНИЕ КРИМИНАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА НА ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ | 109 KB | |
Современная российская молодежь в полной мере испытывает на себе негативные последствия глубокой социальной трансформации общества которая сопровождается процессом интенсивной криминализации. рост количества преступлений и правонарушений совершенных молодежью говорит о необходимости выработки эффективных мер противодействия негативному влиянию криминального общества на подрастающее поколение в первую очередь на правовое сознание молодежи. Одним из условий успешного решения этой проблемы является научное исследование процесса криминализации... | |||
38690. | ОБЩИЙ АЛГОРИТМ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ АДАПТИВНО-ЛАНДШАФТНЫХ СИСТЕМ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И АЛГОРИТМ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МАШИН ДЛЯ АДАПТИВНО-ЛАНДШАФТНЫХ СИСТЕМ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ | 164.5 KB | |
Целью работы является разработка алгоритмов автоматизированного проектирования адаптивноландшафтных систем земледелия АЛСЗ и систем машин для адаптивно ландшафтных систем земледелия СМ АЛСЗ. Основные задачи: Для достижения цели необходимо в ходе выполнения теоретических и экспериментальных исследований решить следующие задачи: Исследовать существующие методы экспертного проектирования АЛСЗ и СМ АЛСЗ. Провести анализ существующих алгоритмов автоматизированного проектирования АЛСЗ и СМ АЛСЗ. Разработать общий алгоритм... | |||
38691. | Тактика хирургического лечения повреждений передней крестообразной связки коленного сустава с учетом объективных и субъективных особенностей пациента | 105.5 KB | |
Как показал анализ отдаленных результатов операций пластики передней крестообразной связки выполненных в различных лечебных учреждениях и различными способами наряду с хорошими результатами и полным восстановлением функции оперированного сустава отмечаются и такие осложнения как ограничение движений в оперированном суставе разрывы растяжение трансплантата со всеми вытекающими последствиями Сименач Б. Большое количество способов восстановления передней крестообразной связки коленного сустава свидетельствует об отсутствии оптимального... | |||
38692. | Выбор и установка прицела и точки прицеливания при стрельбе по движущимся целям. Виды движения цели | 208 KB | |
Для определения упреждения при стрельбе по целям имеющим фланговое движение под прямым углом к направлению стрельбы руководствоваться этой таблицей: Пример: Дальность стрельбы 600 метров скорость цели 3 м сек движение фланговое. Решение: По таблице смотрим на дистанции 600 метров упреждение для скорости передвижения 3 м сек = 300 см.Стрельба из стрелкового оружия по воздушным целям самолетам вертолетам и парашютистам без зенитных прицелов ведется на расстоянии 500 метров не больше с прицелом... | |||