60409

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

Научная статья

Педагогика и дидактика

Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика: Частую смену позы Потягивание Встряхивание руками Зевота Закрывание глаз Подпирание головы Остановившийся взгляд Ненужное перекладывание предметов...

Русский

2014-05-18

55.5 KB

8 чел.

Подготовил:

Учитель Биологии №89

Гризодуб Наталья Викторовна

Тема: Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии.

Прекрасное и красивое в человеке

Немыслимо без представления

О гармоническом развитии организма и здоровья.

Н. Чернышнвский

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья школьников в Украине вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь.

Исследования позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

  1.  Стрессовая педагогическая тактика;
  2.  Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
  3.  Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
  4.  Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
  5.  Провалы в существующей системе физического воспитания;
  6.  Интенсификация учебного процесса;
  7.  Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
  8.  Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
  9.  Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней.

          Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.

        

Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя.

Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика:

  •  Частую смену позы
  •  Потягивание
  •  Встряхивание руками
  •  Зевота
  •  Закрывание глаз
  •  Подпирание головы
  •  Остановившийся взгляд
  •  Ненужное перекладывание предметов
  •  Разговор с соседом
  •  Увеличение количества ошибок в ответе
  •  Не восприятие вопроса
  •  Задержка с ответом
  •  Частые поглядывание на часы во время урока

Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся?

Здоровьесберегающие технологии на уроках.
Уважаемые коллеги, я хочу поделиться с Вами своей формой работы по внедрению оздоровительных технологий на уроках биологии.

Очень важен положительный эмоциональный настрой перед началом урока.

Например:

Рано утром я встаю,

Бога я благодарю,

Солнцу, ветру улыбаюсь

И при этом, не стесняясь,

Слово «здравствуй» говорю, С кем встречаюсь поутру

Всем здоровья я желаю,

Никого не обижаю.

Хватит места на земле

Людям всем, животным, мне.

Чтоб земля моя цвела,

Я желаю всем добра.

  •  Психологический климат на уроке

Для того, чтобы дети не уставали на уроке активно внедряю

1-игровые технологии, помогающие решать не только проблемы мотивации, развития учащихся, но и здоровьесбережение

Элементы игры используются в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников: хлопанье в ладоши, топанье ногами, поднятие руки или сигнальных карточек разных цветов, обозначающего «да» или «нет», «прошу слова».

2. разнообразие видов и форм уроков

Формирование целей урока вместе с учащимися, определение ими задач, которые следует решить для достижения целей

3. Гибкость структуры урока, в соответствии не только с целями урока и спецификой учебного материала, но и с особенностями класса

4. При появлении признаков утомляемости- изменение интонации и громкости речи, привлечение внимания учащихся неожиданным примером

5. Эмоциональные разрядки на уроке (шутка, улыбка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие

6. Использование работы в парах постоянного или переменного состава и в малых группах (2-4 ученика)

7. Подведение итогов урока на последних 4-5 минутах урока и лучше вмете с учениками.

8. Ежеурочные разминки в начале урока 10-15 сек:

  •  Для слуха –различение слов, акцентов, тихой речи
  •  Для кистей пальцев рук –сгибание и разгибание пальцев, круговые движения в лучезапястном и локтевых суставах
  •  Для зрения –поисковые движения глаз, различение цвета, размера

НАПРИМЕР: на уроке по теме «Насекомые» используем прием «НАЗОЙЛИВАЯ МУХА»

  •  Посмотрите на свое лицо со стороны
    •  Теперь на ту его часть, на которую села муха, а точнее на подбородок.
      •  Сгоните муху мышцами лица
      •  Она улетела на другое место – на щеку.
      •  Снова сгоните муху
      •  Муха перелетела на лоб
      •  Сгоните муху со лба

-Почувствовали, как расслабилось ваше лицо?

9. Физкультминутки на 15-20 минутах урока на снятие:

  •  Мышечного утомления с плечевого пояса
  •  Мышц спины, кистей рук
  •  Зрительного утомления
  •  Минуты релаксации
  •  Массаж активных точек
  •  Чередование поз
  •  Дыхательная гимнатика

Проведение физкультминуток решает следующие задачи:

  •  Уменшает утомление и снижает отрицательное влияние однообразной рабочей позы
    •  Активизирует внимание учащихся и повышает способность к восприятию учебного материала
      •  Осуществляет «эмоциональную» встряску учащихся, дает возможность «сбросить» накопившийся груз переживаний и эмоций.

. 10.Мотивация учащихся:

Внешняя мотивация – оценка, похвала, поддержка, соревнование

Стимуляция внутренней мотивации – стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

элементы соревнования на различных этапах урока

Например: при проверке домашнего задания к доске выходят 5-6 учеников, которых сменяют следующие ученики. Таким образом, учащиеся совершают движения во время трудного напряженного урока.

( или урок-хоккей)

11. Использование проблемных творческих заданий

12. рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что нет, в чем были ошибки, как они были исправлены

Исходя из вышеизложенных компонентов организации урока, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать задачи школьников как в психологическом, так и в физических аспектах.. Именно благодаря использованию здоровьесберегающих технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред здоровью.

Если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

PAGE   \* MERGEFORMAT 1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6237. ВИЧ-инфекция (HIV infection). Эпидемиология. Клиническая картина. СПИД 128.19 KB
  ВИЧ-инфекция (HIV infection). Эпидемиология. Клиническая картина. ВИЧ-инфекция-антропонозное вирусное заболевание, в основе патогенеза которого лежит прогрессирующий иммунодефицит и развитие вследствие этого вторичных оппо...
6238. Рынок: спрос, предложение и цена 295.5 KB
  Рынок: спрос, предложение и цена Совокупность отношений товарного обмена, устанавливающих непосредственные связи между производителями и потребителями, называется рынком. Основными параметрами рынка являются: спрос, предложение и цена. Теория спроса...
6239. Характеристика немецкой классической философии, гносеология, этика и эстетика И. Канта 108 KB
  Характеристика немецкой классической философии, гносеология, этика и эстетика И. Канта. Вопрос 1 Характеристика немецкой классической философии, теории И. Канта эволюции вселенной, суждений и категорий науки. Рассудок не черпает свои з...
6240. Общая характеристика методов прогнозирования 204.5 KB
  Характеристика методов и подходов к построению прогнозов Существуют два подхода к построению прогнозов: первый количественный анализ, второй - качественный анализ. Количественный подход основан на различных математических моделях, испол...
6241. Подшипники скольжения открытого типа 229.91 KB
  Подшипники скольжения открытого типа Подшипники прокатных валков являются ответственными узлами рабочей клети, от их конструкции и правильной эксплуатации зависит бесперебойная работа прокатного стана. Подшипники работают в очень тяжелых условиях...
6242. Фармакопейный анализ кислоты хлористоводородной и галогенидов щелочных металлов 89 KB
  Фармакопейный анализ кислоты хлористоводородной и галогенидов щелочных металлов Описание. Бесцветные прозрачные жидкости со своеобразным запахом, кислой реакции. Кислота хлористоводородная - летучая жидкость. Свойства препаратов кислоты соляной...
6243. Генетика как научный фундамент биотехнологии 93.5 KB
  Генетика как научный фундамент биотехнологии Основы биотехнологии. Задачи биотехнологии. Структура современной биотехнологии Клеточная инженерия: достижения и перспективы Генная инженерия: достижения и перспективы Генетические основы выс...
6244. Рынок капитала, рынок земли 80.5 KB
  Рынок капитала, рынок земли. 1. Понятие капитала и процента. 2. Долгосрочные инвестиции. Анализ эффективности инвестиций. 3. Рынок земельных ресурсов и земельная рента. 4. Прибыль как факторный доход. 1. Капитал - это определенная сумма благ в ...
6245. Язык программирования Паскаль 73.5 KB
  Язык программирования Паскаль План Основные сведения Основные элементы Паскаля Структура программы Организация и описание данных Основные сведения Язык Паскаль является одним из самых распространенных в настоящее время алгори...