60525

Общая характеристика покрытосеменных и их классификация

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Сформировать у учеников понятия об общих признаках покрытосеменных растений и современную их классификацию. Оборудование: мультимедийный проектор компьютер учебники рабочие тетради гербарные образцы однодольных и двудольных растений...

Русский

2014-05-19

50 KB

7 чел.

Общая характеристика покрытосеменных и их классификация

Конспект урока по биологии (7 класс)

Цель. Сформировать у учеников понятия об общих признаках покрытосеменных растений и современную их классификацию. Изучить особенности отдела Покрытосеменные растения; формировать навыки работы с учебником и раздаточным материалом; развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать; прививать навыки коммуникативного общения; совершенствовать навыки работы с гербарием и инструктивными карточками.

Основные понятия и термины: Покрытосеменные, Однодольные, Двухдольные.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, учебники, рабочие тетради, гербарные образцы однодольных и двудольных растений, таблицы, инструктивные каточки (корневая система, стебель, жилкование листьев, строение семени), семена растений.

Методы и методические приемы: словесные (рассказ, беседа (подготовительная, объяснительная), рассказ с элементами беседы); наглядные (мультимедийная презентация и гербарные образцы, семена растений); репродуктивные (беседа) и поисковые (эвристическая беседа, создание и решение проблемных ситуаций).

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок – презентация.

Ход урока

І. Организационный момент.

ІІ. Мотивация учебной деятельности.

1. Подготовительная беседа. Назовите растения, которые, по вашему мнению, являются важнейшими в природе и жизни человека.

Ученики по желанию называют растения. Названия растений, которые принадлежат к покрытосеменным, учитель записывает на доске.

2. Объяснительная беседа. Посмотрите, какие растения вы назвали. Большинство из них принадлежат к отделу Покрытосеменные, или Цветковые. Как вы думаете, о чем говорит такое название?

Наиболее характерным признаком этих растений является наличие цветка и завязи, которые окружают семена.

ІІІ. Сообщение темы, цели и задач урока.

Слайд 1.

Итак, Мы сегодня начинаем изучать отдел Покрытосеменные растения.

Слайд 2. Откройте тетради, запишите тему урока.

На уроке мы:

  •  познакомимся с общей характеристикой отдела Покрытосеменные;
  •  выясним преимущества покрытосеменных над голосеменными;
  •  познакомимся с особенностями однодольных и двудольных растений.

Слайд 3. Основные понятия сегодняшнего урока:

  •  отдел Покрытосеменные,
  •  класс Однодольные,
  •  класс Двудольные.

ІV. Изучение нового материала.

Слайд 4. Покрытосеменные занимают важнейшее место среди всех современных растений. Они доминирует на суше, и играют важнейшую роль в общем круговороте веществ.

Где же они распространены.

  •  В современной флоре отдел Покрытосеменные – самый распространённый на Земле и самый большой по численности видов (около 300 тыс. видов)
  •  Покрытосеменные распространены везде: на всех континентах, во всех климатических зонах и в самых разнообразных экологических условиях.
  •  Им принадлежит важнейшая роль в образовании растительных сообществ, за исключением болот, где преобладают (?) мхи, а также тайги, где господствуют (?) голосеменные.

Давайте вспомним, какие признаки имеют Голосеменные растения.

Слайд 5.

  •  образуют семена.
  •  семя «лежит» открыто на чешуе шишки.
  •  опыление происходит с помощью ветра.
  •  только древесные формы.

Работа с учебником с.154

Какие особенности имеют покрытосеменные растения? Их Признаки? (3 мин.)

Ответы детей.

Проверьте себя. Всё ли мы назвали?

Слайд 6. Признаки Покрытосеменных растений.

  •  Наличие цветков, поэтому их называют цветковыми растениями
  •  Семяпочка защищена завязью
  •  Образуют плод
  •  Ткани максимально приспособлены к выполнению своих функций
  •  Быстрый обмен веществ
  •  Отличная приспособленность к различным экологическим условиям
  •  Гаметофит – семязачаток и пыльцевая трубка
  •  Опыление происходит ветром, насекомыми, птицами, млекопитающими
  •  Образуют ярусы леса
  •  Жизненные формы: деревья, кустарники и травы.

Запишите их в тетрадь.

Работа в группах.

Объединение в группы:

1 группа – Определить отличительные черты покрытосеменных и голосеменных растений.

2 группа – Определить общие черты покрытосеменных и голосеменных растений.

Проверка:

Слайд 7.

Отличительные черты покрытосеменных растений от голосеменных

Слайд 8.

Общие черты покрытосеменных и голосеменных растений.

Оценивание.

Слайд 9.

Классификация покрытосеменных растений.

Отдел Покрытосеменные или цветковые включает в себя два класса: Однодольные и Двудольные растения. В свою очередь Однодольные объединяют два семейства – Злаковые и Лилейные, а класс Двудольные – семейства Сложноцветные, Розоцветные, Бобовые, Паслёновые, Крестоцветные.

Все перечисленные мною семейства мы будем изучать на следующих уроках. А сейчас, нам нужно рассмотреть, по каким признакам можно отличить класс.

Как вы думаете, по какому признаку возникло название классов Однодольные и Двудольные? (по количеству семядолей)

Слайд 10.

Итак, основные признаки класса.

  •  Количество семядолей.
  •  Корневая система.
  •  Внутреннее строение стебля.
  •  Расположение листьев на стебле.
  •  Жилкование листа.

Работа в группах с гербарием:

Задания: 1 группа – Определить характерные признаки класса Однодольные.

2 группа – определить характерные признаки класса Двудольные.

Используя гербарий растений различных классов и семена, которые лежат у вас на партах, определить класс, к которому относятся предложенные вам растения, а также основные признаки класса и занести их в таблицу.

Задание и определительные таблицы также лежат у вас на столах.

Слайд 11.

Знакомство с характерными признаками класса двудольные и однодольные растения.

Рассмотреть на образцах растений:

  •  Корневую систему;
  •  внутреннее строение стебля;
  •  расположение листьев на стебле;
  •  жилкование листьев;
  •  строение семени.

Какие органы нужно рассмотреть, для того чтобы отнести растение к какому-либо классу?

Полученные данные занесите в таблицу, которые лежат у вас на столах. Найдите их.

Слайд 12.

Характерные признаки класса двудольных и однодольных растений

Корневая система, Внутреннее строение стебля, Жилкование листьев, Строение семени, Виды растений.

Слайд 13.

Вы можете использовать определительные таблицы, которые лежат у вас на столах, а также на слайде, на экране.

Ответы детей.

Слайд 14.

Проверьте и запомните.

Оценивание.

Слайд 15. В растительном мире не все растения чётко отвечают определённым правилам. Есть исключения. Узнайте почему? Работа с учебником с. 155.

Ответы детей.

Слайд 16

Растения, нуждающиеся в охране.

Уже не один год во всём мире, в том числе и в Украине, проводится акция под названием «Операция Первоцвет». Её цель – защитить весенние цветы от истребления человеком.

Призываю вас, также присоединится к этой акции. Не покупайте цветы.

V. Закрепление изученного.

А теперь давайте проверим свои знания.

Слайд 17

Из предложенного перечня признаков выпишите признаки, которые соответствуют классу Однодольных и классу Двудольных растений.

1. Главный корень хорошо выражен.

2. Мочковатая корневая система.

3. Травянистые, реже деревянистые растения.

4. Растения имеют камбий

5. Листья простые с дуговым или параллельным жилкованием

6. Зародыш с двумя семядолями

7. Листья простые или сложные, большинство с сетчатым жилкованием

8. Растения не имеют камбий

9. Главный корень не развивается

10. Стержневая корневая система

11. Цветы в основном четырёхчленные или пятичленные

12. Цветы трехчленные

Взаимопроверка.

Однодольные: 2, 3, 5, 8, 9, 12

Двудольные: 1, 4, 6, 7, 10, 11

VI. Домашнее задание.

Слайд 18

VІІ. Итог урока.

Мы познакомились с характерными признаками отдела Покрытосеменные растения.

1.Так как данные растения имеют все органы и ткани, они относятся к высшим растениям;

2.Так как, они имеют цветки, их относят к цветковым растениям;

3.Так как, семена находятся внутри плода, их называют покрытосеменными.

На следующем уроке мы продолжим  изучать семейства однодольных и двудольных растений.

А сегодня всем спасибо, благодарю за работу.

Автор: Пастухова Валентина Василівна


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69470. Проблематика Чехова уже есть, тут – эволюция 17.74 KB
  Дерман А.О. « мотивы смешного в мещанской среде, когда перечень литературных штампов в его дебютной вещице был так забавен, — тогда из-под его пера выходили характерно юмористические фигуры: парикмахера, отказавшегося достричь своего клиента после того, как он узнал...
69471. Проза А. П. Чехова: проблематика, концепция человека, специфика повествования, проблема эволюции (на конкретных примерах) 25.35 KB
  Раннее творчество: «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Друзья на охоте» и др. – переработка классич традиции – новая трактовка «маленького человека»: боязнь высших чинов, пиитет перед вышестоящими. Мир изображается изнутри человека.
69473. Уменьшение доли населения экономически развитых стран в мировом населении 24.76 KB
  Общий рост населения идет нарастающими темпами. За длительный исторический период временные отрезки удвоения численности населения сокращаются. В западных странах наиболее высокие темпы прироста населения были в 1760-1820 гг.
69474. «Шестидесячничество» как социокультурный феномен 20.2 KB
  На 60-ые годы 20 века приходится так называемая эпоха «оттепели». Одной из важнейших характеристик литературы этого времени является легализация прозы, то есть, формирование исповедального начала, в рамках которого актуализируются такие жанры, как лирико-исповедальная повесть...
69475. Проблемы коренных малочисленных народов Севера 48.5 KB
  В настоящее время в 28 субъектах Российской Федерации компактно проживают 48 малочисленных народов Севера. Причём численность отдельных народов колебалась от 41 тысячи человек ненцы до 240 человек энцы. Около 65 процентов граждан из числа малочисленных народов Севера...
69478. Отношения России и Запорожской Сечи после воссоединения Украины с Россией 31.5 KB
  Когда Юрий Хмельницкий перешёл на сторону поляков, Запорожье уже от себя выставило кандидатом в гетманы И. Брюховецкого и отдало ему гетманскую булаву на т. н. «чёрной раде» в Нежине (1668). Первые годы этого гетманства были вместе с тем и годами наибольшего влияния Запорожья на дела Малороссии...