60525

Общая характеристика покрытосеменных и их классификация

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Сформировать у учеников понятия об общих признаках покрытосеменных растений и современную их классификацию. Оборудование: мультимедийный проектор компьютер учебники рабочие тетради гербарные образцы однодольных и двудольных растений...

Русский

2014-05-19

50 KB

7 чел.

Общая характеристика покрытосеменных и их классификация

Конспект урока по биологии (7 класс)

Цель. Сформировать у учеников понятия об общих признаках покрытосеменных растений и современную их классификацию. Изучить особенности отдела Покрытосеменные растения; формировать навыки работы с учебником и раздаточным материалом; развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать; прививать навыки коммуникативного общения; совершенствовать навыки работы с гербарием и инструктивными карточками.

Основные понятия и термины: Покрытосеменные, Однодольные, Двухдольные.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, учебники, рабочие тетради, гербарные образцы однодольных и двудольных растений, таблицы, инструктивные каточки (корневая система, стебель, жилкование листьев, строение семени), семена растений.

Методы и методические приемы: словесные (рассказ, беседа (подготовительная, объяснительная), рассказ с элементами беседы); наглядные (мультимедийная презентация и гербарные образцы, семена растений); репродуктивные (беседа) и поисковые (эвристическая беседа, создание и решение проблемных ситуаций).

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок – презентация.

Ход урока

І. Организационный момент.

ІІ. Мотивация учебной деятельности.

1. Подготовительная беседа. Назовите растения, которые, по вашему мнению, являются важнейшими в природе и жизни человека.

Ученики по желанию называют растения. Названия растений, которые принадлежат к покрытосеменным, учитель записывает на доске.

2. Объяснительная беседа. Посмотрите, какие растения вы назвали. Большинство из них принадлежат к отделу Покрытосеменные, или Цветковые. Как вы думаете, о чем говорит такое название?

Наиболее характерным признаком этих растений является наличие цветка и завязи, которые окружают семена.

ІІІ. Сообщение темы, цели и задач урока.

Слайд 1.

Итак, Мы сегодня начинаем изучать отдел Покрытосеменные растения.

Слайд 2. Откройте тетради, запишите тему урока.

На уроке мы:

  •  познакомимся с общей характеристикой отдела Покрытосеменные;
  •  выясним преимущества покрытосеменных над голосеменными;
  •  познакомимся с особенностями однодольных и двудольных растений.

Слайд 3. Основные понятия сегодняшнего урока:

  •  отдел Покрытосеменные,
  •  класс Однодольные,
  •  класс Двудольные.

ІV. Изучение нового материала.

Слайд 4. Покрытосеменные занимают важнейшее место среди всех современных растений. Они доминирует на суше, и играют важнейшую роль в общем круговороте веществ.

Где же они распространены.

  •  В современной флоре отдел Покрытосеменные – самый распространённый на Земле и самый большой по численности видов (около 300 тыс. видов)
  •  Покрытосеменные распространены везде: на всех континентах, во всех климатических зонах и в самых разнообразных экологических условиях.
  •  Им принадлежит важнейшая роль в образовании растительных сообществ, за исключением болот, где преобладают (?) мхи, а также тайги, где господствуют (?) голосеменные.

Давайте вспомним, какие признаки имеют Голосеменные растения.

Слайд 5.

  •  образуют семена.
  •  семя «лежит» открыто на чешуе шишки.
  •  опыление происходит с помощью ветра.
  •  только древесные формы.

Работа с учебником с.154

Какие особенности имеют покрытосеменные растения? Их Признаки? (3 мин.)

Ответы детей.

Проверьте себя. Всё ли мы назвали?

Слайд 6. Признаки Покрытосеменных растений.

  •  Наличие цветков, поэтому их называют цветковыми растениями
  •  Семяпочка защищена завязью
  •  Образуют плод
  •  Ткани максимально приспособлены к выполнению своих функций
  •  Быстрый обмен веществ
  •  Отличная приспособленность к различным экологическим условиям
  •  Гаметофит – семязачаток и пыльцевая трубка
  •  Опыление происходит ветром, насекомыми, птицами, млекопитающими
  •  Образуют ярусы леса
  •  Жизненные формы: деревья, кустарники и травы.

Запишите их в тетрадь.

Работа в группах.

Объединение в группы:

1 группа – Определить отличительные черты покрытосеменных и голосеменных растений.

2 группа – Определить общие черты покрытосеменных и голосеменных растений.

Проверка:

Слайд 7.

Отличительные черты покрытосеменных растений от голосеменных

Слайд 8.

Общие черты покрытосеменных и голосеменных растений.

Оценивание.

Слайд 9.

Классификация покрытосеменных растений.

Отдел Покрытосеменные или цветковые включает в себя два класса: Однодольные и Двудольные растения. В свою очередь Однодольные объединяют два семейства – Злаковые и Лилейные, а класс Двудольные – семейства Сложноцветные, Розоцветные, Бобовые, Паслёновые, Крестоцветные.

Все перечисленные мною семейства мы будем изучать на следующих уроках. А сейчас, нам нужно рассмотреть, по каким признакам можно отличить класс.

Как вы думаете, по какому признаку возникло название классов Однодольные и Двудольные? (по количеству семядолей)

Слайд 10.

Итак, основные признаки класса.

  •  Количество семядолей.
  •  Корневая система.
  •  Внутреннее строение стебля.
  •  Расположение листьев на стебле.
  •  Жилкование листа.

Работа в группах с гербарием:

Задания: 1 группа – Определить характерные признаки класса Однодольные.

2 группа – определить характерные признаки класса Двудольные.

Используя гербарий растений различных классов и семена, которые лежат у вас на партах, определить класс, к которому относятся предложенные вам растения, а также основные признаки класса и занести их в таблицу.

Задание и определительные таблицы также лежат у вас на столах.

Слайд 11.

Знакомство с характерными признаками класса двудольные и однодольные растения.

Рассмотреть на образцах растений:

  •  Корневую систему;
  •  внутреннее строение стебля;
  •  расположение листьев на стебле;
  •  жилкование листьев;
  •  строение семени.

Какие органы нужно рассмотреть, для того чтобы отнести растение к какому-либо классу?

Полученные данные занесите в таблицу, которые лежат у вас на столах. Найдите их.

Слайд 12.

Характерные признаки класса двудольных и однодольных растений

Корневая система, Внутреннее строение стебля, Жилкование листьев, Строение семени, Виды растений.

Слайд 13.

Вы можете использовать определительные таблицы, которые лежат у вас на столах, а также на слайде, на экране.

Ответы детей.

Слайд 14.

Проверьте и запомните.

Оценивание.

Слайд 15. В растительном мире не все растения чётко отвечают определённым правилам. Есть исключения. Узнайте почему? Работа с учебником с. 155.

Ответы детей.

Слайд 16

Растения, нуждающиеся в охране.

Уже не один год во всём мире, в том числе и в Украине, проводится акция под названием «Операция Первоцвет». Её цель – защитить весенние цветы от истребления человеком.

Призываю вас, также присоединится к этой акции. Не покупайте цветы.

V. Закрепление изученного.

А теперь давайте проверим свои знания.

Слайд 17

Из предложенного перечня признаков выпишите признаки, которые соответствуют классу Однодольных и классу Двудольных растений.

1. Главный корень хорошо выражен.

2. Мочковатая корневая система.

3. Травянистые, реже деревянистые растения.

4. Растения имеют камбий

5. Листья простые с дуговым или параллельным жилкованием

6. Зародыш с двумя семядолями

7. Листья простые или сложные, большинство с сетчатым жилкованием

8. Растения не имеют камбий

9. Главный корень не развивается

10. Стержневая корневая система

11. Цветы в основном четырёхчленные или пятичленные

12. Цветы трехчленные

Взаимопроверка.

Однодольные: 2, 3, 5, 8, 9, 12

Двудольные: 1, 4, 6, 7, 10, 11

VI. Домашнее задание.

Слайд 18

VІІ. Итог урока.

Мы познакомились с характерными признаками отдела Покрытосеменные растения.

1.Так как данные растения имеют все органы и ткани, они относятся к высшим растениям;

2.Так как, они имеют цветки, их относят к цветковым растениям;

3.Так как, семена находятся внутри плода, их называют покрытосеменными.

На следующем уроке мы продолжим  изучать семейства однодольных и двудольных растений.

А сегодня всем спасибо, благодарю за работу.

Автор: Пастухова Валентина Василівна


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6298. Логические элементы на биполярных структурах 100.5 KB
  Логические элементы на биполярных структурах. Транзисторно-транзисторная логика (ТТЛ) удачно совмещает хорошее быстродействие, помехоустойчивость, нагрузочную способность с умеренным потреблением энергии и невысокой стоимостью...
6299. Коррозионно-стойкие стали и сплавы. Жаростойкие стали и сплавы. Жаропрочные стали и сплавы 85 KB
  Коррозионно-стойкие стали и сплавы. Жаростойкие стали и сплавы. Жаропрочные стали и сплавы Коррозия электрохимическая и химическая. Классификация коррозионно-стойких сталей и сплавов Хромистые стали. Жаростойкость, жаростойки...
6300. Элементы логики с инжэкционным питанием 93 KB
  Элементы логики с инжэкционным питанием. Интегрально-инжекционная логика (И2Л), которую вернее было бы назвать логикой с инжекционным питанием, не может быть реализована на дискретных компонентах. Вариант структуры логики ИгЛ, изготовленной, н...
6301. Средства, влияющие на центральную нервную систему 83 KB
  Средства, влияющие на центральную нервную систему. Средства для наркоза. Наркоз (narcosis - оцепенение, оглушение) - это состояние, которое характеризуется обратимым угнетением ЦНС, проявляющееся потерей сознания, утратой чувствительности ...
6302. Наркотические и ненаркотические анальгетики 72.5 KB
  Наркотические анальгетики Боль сигнализирует о патологическом процессе в организме. Лаконично защитную роль боли сформулировали еще древние греки, утверждая, что боль - сторожевой пес здоровья. Однако затем она становится ненужной и вес...
6303. Административные правонарушения 461 KB
  Административные правонарушения Порядок производства по делам об административных правонарушениях установлен введенным в действие с 1 июля 2002 г. Кодексом РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (далее - КоАП РФ), в ч....
6304. Обучение аудированию 116.07 KB
  Обучение аудированию Аудирование-это вид устной рецептивной речевой деятельности,представляет собой восприятие на слух устной речи и её понимание. Термины аудирование, аудировать (от лат.аudire) введены в методику в 1950...
6305. Аппаратное обеспечение персонального компьютера 272 KB
  Аппаратное обеспечение персонального компьютера. План. Развитие вычислительной техники. Принцип работы компьютера. Состав персонального компьютера. Назначение основных узлов. Развитие вычислительной техники. Цифровая вычислительная...
6306. Внешние силы. Деформация и перемещения. Определение внутренних усилий 182.28 KB
  Внешние силы.Деформация и перемещения.Определение внутренних усилий Внешние силы (нагрузки) Нагрузки,действующие на сооружения и их элементы,представляют собой силы или пары сил (моменты),которые могут рассматрив...