60585

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МАЛЫХ ГРУПП

Реферат

Социология, социальная работа и статистика

Эквифинальные группы выполняют следующие роли: установки на род деятельности ставят цель перед соционом кольца ревизии осуществляют координационноуправляющее воздействие темпераментные группы реализуют цели на практике а квадры дают обратную связь корректируя стратегические цели. Маршал координирует действия Администратора и Мастера а Инспектор подводит итоги и корректирует стратегические цели всей управленческой группы. Маршал задает стратегию маневра Советчик доводит ее до повседневной практики Политик координирует их действия а...

Русский

2014-06-05

55.5 KB

0 чел.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МАЛЫХ ГРУПП

В.В.Гуленко, 29.01.1998, г.Киев

Введение.

Под функциональным анализом я буду понимать две последовательных операции над системным объектом: во-первых, тетратомию – деление на четыре подсистемы и, во-вторых, выяснение, какая из четырех частей системы в каком отношении специализируется.

В любой четверично структурированной системе должны выполняться следующие функциональные роли: целепостановка (вход системы), противоположность ей – целереализация (выход системы), которые сопряжены управляющим устройством, осуществляющим координацию их действий, а также его противоположностью – обратной связью, подающей сигналы коррекции на вход системы.

Принятая в соционике нумерация этих функций приводит к следующему позиционированию на плоскости:

1

2

Вход

Функция цели

Функция управления

Функция обратной связи

Функция реализации

Выход

4

3

Данная функциональная матрица имеет универсальный системный характер и, следовательно, может быть распространена на коммуникативные процессы в любой сфере. Для примера возьмем политическую сферу общества. Политическая власть организуется через четыре ветви, выполняющие следующие системные функции:

- законодательная власть выполняет функцию целепостановки,

- исполнительная власть занимается функцией целереализации,

- судебная власть координирует со-функционирование первых двух ветвей,

- средства массовой информации осуществляют обратную связь, корректируя законодательную деятельность.

В данной статье я воспользуюсь функциональной матрицей, чтобы дать развертку по отдельным ролям выделенных мною ранее четырех эквифинальных групп социона [4]. Развертка – такое расположение социотипов в линию, где каждая позиция соответствует 1, 2, 3 и 4-й функциям кольцевой матрицы.

Эквифинальные группы выполняют следующие роли: установки на род деятельности ставят цель перед соционом, кольца ревизии осуществляют координационно-управляющее воздействие, темпераментные группы реализуют цели на практике, а квадры дают обратную связь, корректируя стратегические цели.

1. Установки на род деятельности

Установки на род деятельности линейно разворачиваются по темпераментному критерию. Это значит, что четыре типа, входящих в установку, сменяют друг друга по мере убывания энергичности своего темперамента. Как показано в [8], наиболее энергичным является линейно-напористый темперамент, ему уступает на одну позицию гибко-разворотливый, третий по энергичности темперамент – восприимчиво-адаптивный и наименее энергичный – уравновешенно-стабильный.

Применяя это правило, получаем такие развертки установок:

1. Технико-управленческая установка: PS > FL > SP > LF. Маршал координирует действия Администратора и Мастера, а Инспектор подводит итоги и корректирует стратегические цели всей управленческой группы.

2. Социально-бытовая установка: ES > FR > SE > RF. Политик согласует действия Энтузиаста и Посредника, Хранитель же поддерживает в равновесии всю группу.

3. Гуманитарно-художественная установка: ET > IR > TE > RI. Советчик играет роль управляющего звена между Наставником и Лириком, а Гуманист обеспечивает сохранение всей функциональной системы.

4. Научно-исследовательская установка: PT > IL > TP > LI. Искатель отвечает за согласованность между постановщиком цели Предпринимателем и реализатором Критиком, а Аналитик дает итоговый баланс всей сайентистской группе.

Не надо забывать, что установка в отличие от темперамента свойство довольно изменчивое. Она подвержена корректировке через обратную связь по результатам адаптации в социальной среде. В течение жизни человек может несколько раз менять свой род деятельности, пока не попадет в такую обстановку, где будет чувствовать свою востребованность.

Это значит, что нельзя судить о типальной установке человека по его профессии или месту работы. Далеко не всякий человек сразу находит свое призвание [5]. – Есть и такие, которые до конца жизни выполняют не приносящую удовлетворения работу, испытывая горестные ощущения, что занимали чужое место.

2. Соционические темпераменты.

Развертка темпераментных групп производится по критерию установки, так как эти типы групп являются дополнительными относительно друг друга.

Установки же ранжируются по силе их воздействия на реальные процессы в социуме. Наиболее влиятельной в обществе группой выступают управленцы, на ступеньку ниже стоят социальные типы, третье место занимают гуманитарии и менее всего влиятельны сайентисты.

Выстраивается следующая последовательность:

1. Линейно-напористые: PS > ES > ET > PT. Администратор лучше других удерживает в поле зрения цель экспансии, Наставник реализует цель в повседневной жизни, Энтузиаст интегрирует обе роли, а Предприниматель корректирует цель с точки зрения результата функционирования.

2. Гибко-разворотливые: FL > FR > IR > IL. Маршал задает стратегию маневра, Советчик доводит ее до повседневной практики, Политик координирует их действия, а Искатель вносит изменения в цели группы.

3. Восприимчиво-адаптивные: SP > SE > TE > TP. Цель адаптации исходит от Мастера, ее тактическое воплощение осуществляет Лирик, Посредник действует как связующий механизм от цели к воплощению, а Критик подвергает коррекции первоначальную установку.

4. Уравновешенно-стабильные: LF > RF > RI > LI. Стратегию уравновешенности задает ее целевик Инспектор, повседневная тактика внедрения находится в руках Гуманиста, связывает их между собой Хранитель, а поддерживает итоговую стабильность функционирования Аналитик.

Темпераментно-установочный срез социона известен и в традиционной психологии. Эта подсистема эксплицитна, то есть явно выражена. Поэтому не удивительно, что она была исследована первой. Подлинным открытием соционики является обнаружение квадрально-кольцевого сечения, который заложен в соционе имплицитно.

3. Кольца ревизии.

Критерием развертки колец ревизии нужно взять цепочку квадр, сменяемость которых уже давно исследована [3]. Наибольшим стратегическим инновационным потенциалом обладает квадра альфа, ее сменяет более узконаправленная, но намного лучше организованная квадра бета, затем следует ориентированная на текущий момент гамма и завершает эстафету наиболее консервативная квадра дельта.

Теперь построим развертки:

1. Правые статики: IL > LF > FR > RI. Инспектор обеспечивает движение от целепостановки Искателем к целереализации Политиком, Гуманист же стабилизирует функционирование всего кольца.

2. Левые статики: LI > FL > RF > IR. Маршал руководит неразворотливыми Аналитиком и Хранителем, а Советчик корректирует Аналитика по учету результатов Хранителя.

3. Правые динамики: SE > ET > TP > PS. Наставник связывает противоположности Посредник – Критик, а Администратор дает обратную связь для группы.

4. Левые динамики: ES > TE > PT > SP. Лирик координирует Энтузиаста и Предпринимателя, а Мастер обеспечивает самосохранение всей четверки как единого целого.

В левых кольцах – втором и четвертом, осуществляющих обновление социума, направление информации в них противоположно правым кольцам, которые стабилизируют развитие. В левых кольцах гораздо большую роль играет обратная ревизия. Например, Маршал скорее будет пытаться изменить поведение Хранителя, а не Аналитика. Аналитик меньше будет воздействовать на Советчика, чем на Маршала и т.д.

4. Квадральные группы.

Линейная развертка квадр, если следовать общему принципу, консолидирующему социон, производится по ревизному критерию. Кольцо ревизии является естественным противовесом квадре.

Наибольшую направляющую силу имеет право-статическая ревизия, на ступеньку меньше лево-статическая, еще слабее эффект право-динамической ревизии и легче всего выходят из-под влияния своего ревизора левые динамики.

Теперь приложим критерий силы ревизии к квадрам. В результате получим следующее распределение ролей в них:

1. Квадра альфа: IL > LI > SE > ES. Цель в квадре ставит Искатель, интегрирует квадру Аналитик, адаптацию выполняет Посредник, а Энтузиаст заботится о самосохранении группы.

2. Квадра бета: LF > FL > ET > TE. Общеквадральную цель задает Инспектор, координирует действия участников Маршал, инспекторские мечты о твердом порядке внедряет в жизнь Наставник, а стабилизирует положение в квадре Лирик.

3. Квадра гамма: FR > RF > TP > PT. Образ жизни Политика является целью всей квадры, Критик отвечает за его внедрение, координация действий приходится на долю Хранителя, а Предприниматель стимулирует сохранение и оживление квадральных приоритетов.

4. Квадра дельта: RI > IR > PS > SP. Гуманист определяет гуманитарный характер всей квадры, Советчик – ее интегратор, Администратор проводит квадральные идеи в жизнь, а Мастер заботится о ее сохранении в изменяющихся условиях.

Эта расстановка ролей отличается от привычной, которой пользуются другие школы соционики [б]. Я не усматриваю здесь противоречия. Дело в том, что привычная развертка квадры получается из сопряжения ее с кольцом заказа, а не ревизии. Кольцо заказа менее устойчивая группа, чем кольцо ревизии. Так как отдельные функциональные блоки в модели А связаны ревизной связью, то и интеграция в соционе держится не на заказе, а на ревизии.

Резюме.

Поведение человека зависит не только от его социотипа, но и от той группы, в которой он находится. При переходе из одной малой группы в другую роль одного и того же социотипа оказывается различной. Например, социотип Наставник (ET) в гуманитарной группе выполняет роль целепостановщика, в кольце ревизии – интегратора, среди лиц линейно-напористого темперамента, а также в квадре – роль воплотителя.

Кроме того, в данной работе я анализировал функциональное устройство малых групп в IL-соционе. В соционах с другим интегральным типом функционирование социотипов и их групп будет, разумеется, иным.

А как быть, если количество участников малой группы меньше или больше, чем четыре? В этом случае такой четкой картины распределения ролей мы не получим. Если количество участников меньше четырех, то кто-то из них вольно или невольно возьмет на себя выполнение сразу нескольких ролей. Если количество участников больше четырех, то группа проявит тенденцию разделения на подгруппы.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Гуленко В.В., Тыщенко В.П. Юнг в школе. Соционика – межвозрастной педагогике. Из-во НГУ, Новосибирск, 1997.

2. Гуленко В.В. Idem per idem. Системная иерархия в соционике. Киев, 8.01.1996.

3. Гуленко В.В. Квадральная эстафета. Силуэты времени через вереницу типов. Киев, 25.07.1995.

4. Гуленко В.В. Эквифинальные группы. Киев, 29.11.1997.

5. Тигер П., Бэррон-Тигер Б. Делай то, для чего ты рожден. Путь к успешной карьере через самопознание. – М.: Армада, 1996.

6. Букалов А.В. Функциональные роли типов в квадре и соционе. // Соционика, ментология и психология личности. #5, 1996.

7. Прилепская Н.А. На пути к информационному уровню. // Соционика, ментология и психология личности, #5, 1996.

8. Гуленко В.В. Почерк личности в социуме. Социодиагностика через наблюдение. // Соционика, ментология и психология личности. #3, 1997.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54837. ПЕРЕБУДОВА В РАДЯНСЬКОМУ СОЮЗІ І УКРАЇНА 191 KB
  МЕТА: ознайомити учнів з процесами які відбувалися в період 80х рр. в Радянському Союзі та їх вплив на розвиток України; розвивати вміння учнів вести самостійну дослідницьку діяльність вміти систематизувати здобутий матеріал та вміти виділяти головне; формувати почуття толерантності та вміння аргументувати власну позицію робити висновки; виховувати громадянську свідомість та повагу до історичного минулого своєї держави. І вид роботи: 12 учнів виконують тестування на компютерах 18 запитань. Прослухати для відновлення запис...
54839. Подвигу народу жити у віках 838.5 KB
  Поки ще живі свідки тих часів її учасники ми покликані залишити у свідомості студентів жах тих днів розкрити звірства фашистів показати приклади героїзму українського народу в діючій армії в тилу ворога Рух Опору та самовіддану працю мирного населення в евакуації. Студент: Гитлер составил план уничтожения славянских народов в первую очередь русского украинского и белорусского. Студент: Мы знаем что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Ахматова Студент: В...
54840. Виховний захід (географічна гра) „Переправа” 42 KB
  Географічна гра проводиться в рамках місячника географії в плані якого передбачено: Випуск стіннівок по класах Цей цікавий світ географії Віртуальна подорож країнами Європи для 89 класів Виставка творчих робіт учнів Географічні прилади та посібники для 1011 класів Перегляд відеоролика Видатні географічні дослідженняâ для 89 класів Економічний турнір Економіка вчора сьогодні й завтраâ для 1011 класів За тиждень до проведення гри визначається склад учасників: по 5 чоловік від 89 класів. Другий...
54841. Переріз циліндра і конуса площиною, паралельно основі 279.5 KB
  Тема уроку: переріз циліндра і конуса площиною паралельно основі. Мета уроку: формувати в учнів навички будувати переріз циліндра і конуса площиною паралельною основі та розвязувати задачі повязані з ним. Поглибити знання про осьові перерізи конуса і циліндра. Радіус основи конуса 3 м висота 4 м.
54842. УКРАЇНСЬКО – МОСКОВСЬКИЙ ДОГОВІР 1654 р. 73.5 KB
  ; розвивати вміння учнів аналізувати складні історичні факти та події; формувати вміння працювати з історичними документами; розглянути наукові оцінки українськомосковської угоди; виховувати любов до історичної минувшини українського народу інтерес до історії України. 1 територія існування козацької України в межах Київського Брацлавського та Чернігівського воєводств. вояків 3 інші умови влада належала гетьманові та козацькій старшині державні посади мали обіймати лише православні шляхта поверталася до своїх володінь відновлювалася влада...
54843. Экономическая рента. Земельная рента и ее виды 18.13 KB
  Экономическая рента - это разница между платой за ресурс и минимальной платой, необходимой для того, чтобы этот ресурс был предложен. Ресурс, дающий экономическую ренту, приносит сумму, превышающую альтернативную стоимость его использования.
54844. Perl. Специальный справочник 2.54 MB
  Цель этой книги дать вам весь материал необходимый для того чтобы стать программистом на языке Perl. Perl это не просто обычный язык программирования. Perl больше чем язык для поэтов и фанатов программирования он источник творческого вдохновения и средство для его реализации. С момента начала моей работы с Perl до появления идеи создания книги о нем прошли многие годы.
54845. Конкурс «Перлина гімназії» 56.5 KB
  Ведучий. Доброго весняного дня Ведучий. І саме на початку цієї прекрасної пори коли все пробуджується оживає набирає сили ми проводимо традиційний гімназійний конкурс Перлина гімназії Ведучий. Ведучий.