60590

Дидактические игры и упражнения на уроке математике для обучающихся с нарушениями интеллекта

Научная статья

Педагогика и дидактика

Включенные в урок дидактические игры удовлетворяют требованиям обучения и воспитания сближают новую познавательную деятельность обучающегося с уже привычной для него игровой облегчая переход от игры к серьезной умственной работе.

Русский

2014-05-19

78.5 KB

21 чел.

Дидактические игры и упражнения

на уроке математике

для обучающихся с нарушениями интеллекта.

Педагоги специальных (коррекционных) школ отмечают, что большинство умственно отсталых школьников не проявляют интереса к математике. Редкие случаи отнесения математики к числу любимых предметов учащиеся обосновывают положительными личностными качествами учителя или организацией учителем интересных игр на уроках.

По мнению, М.Н. Перовой ценность дидактических игр в процессе обучения – это то, что «они создаются в обучающихся целях, служат воспитанию и развитию учащихся».  Включенные в урок дидактические игры, удовлетворяют требованиям обучения и воспитания, сближают новую познавательную деятельность обучающегося с уже привычной для него игровой, облегчая переход от игры к серьезной умственной работе.

Дидактические игры хорошо уживаются с серьёзным учением.

В процессе игры на уроках математики у учащихся  вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись,  учащиеся  не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий,  развивают  навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Включая в урок дидактические игры и игровые моменты процесс обучения становится интересным и занимательным, создаётся у учащихся  бодрое рабочее настроение, превращается преодоление трудностей в успешное усвоение учебного материала

Дидактические игры используются на различных этапах урока: при проверке результатов обучения, выработке  навыков, формировании умений. При объяснении нового материал с помощью индуктивного метода не делаются готовые выводы, а подводятся учащимися к ним, организуя предметно-практическую деятельность, используя наглядные средства, дидактические игры. Информация, заложенная в средствах наглядности, познается ребенком в процессе предметно-практической деятельности, переводиться на язык математики и словесно описывается ими в виде правила, свойства, алгоритма действия.

Учебная игра обладает такой же структурой, как и всякая учебная деятельность. Она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат.

Определение места дидактической игры в структуре  урока  и сочетание элементов игры и учения во многом зависят от правильного понимания учителем функций дидактических игр и их классификации. В первую очередь коллективные игры в классе  разделяются по дидактическим задачам урока. Это, прежде всего игры обучающие, контролирующие, обобщающие.

Для успешного проведения игр выделяются следующие требования:

  •  Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся.
  •  Игра должна быть доступной, цель игры достижимой, а оформление – красочным, разнообразным.
  •  Обязательный элемент каждой игры – ее эмоциональность. Игра должна вызвать удовольствие, веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа.
  •  В играх обязателен момент соревнования между командами или отдельными участниками игры. Это всегда производит к усилению самоконтроля и взаимоконтроля учащихся, четкому соблюдению установленных правил, активизация учащихся.

Завоевание победы, выигрыш – очень сильный мотив, побуждающий ученика к деятельности.

Осуществляется организация учебного процесса в рамках действующей программы и таким образом, чтобы в процессе освоения программного материала действительно развивался механизм компенсации у каждого конкретного ученика, имеющего какие-либо дефекты и трудности. За основу планирования любого урока положены ряд принципов, которые способствуют коррекционной направленности урока:

- принцип усиления мотивационной направленности учебного поведения;

- принцип мобилизации механизма компенсации каждого конкретного ученика;

- принцип формирования продуктивных способов обработки и отработки учебной информации;

- принцип развития динамичности восприятия.

Благодаря дидактическим играм, вышеперечисленные принципы позволяют сделать урок максимально эффективным в плане коррекции, развития личности ребенка, а также усвоения учебного программного материала.

Итак, дидактическая игра – явление многогранное, её можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности  коллектива. Игра способствует созданию хорошего психологического климата в коллективе. Игра является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в ней  реализуется потребность воздействия на мир. Известный педагог В.А.Сухомлинский подчёркивал, что « игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Литература.

  1.  Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по  математике  для 1класса. -  М.: ”Просвещение”, 1989г
  2.  Залятлетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе. - М.: «ВАКО», 2007 г.
  3.  Перова М.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения по математике. – М.: Изд-во «ВЛАДОС», 1997 г.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45368. Индивидуализация и дифференциация обучения. Формы и методы индивидуализации и дифференциации 24 KB
  Модели дифференциации: Модель потоков. Продвинутые средние низкие потоки Модель гибкого состава класса. Некоторые пары вместе Модель разнородных классов. Всё время разные дети на один предмет Интерактивная модель.
45369. Воспитательная система. Многообразие воспитательных систем 60.5 KB
  Многообразие воспитательных систем План Сущность воспитательной системы. Структура воспитательной системы. Этап становления Отработка содержания деятельности и структуры системы Завершающий Обновление и совершенствование системы Разнообразие воспитательных систем 4. Сущность воспитательной системы Воспитательная система это упорядоченная совокупность компонентов взаимодействие и интеграция которых определяет наличие у школы способностей целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности ребенка.
45370. Системы развивающего обучения 47.5 KB
  Системы развивающего обучения План Понятие и сущность развивающего обучения ЗАР ЗБР принципы структура Дидактическая система Л. Зонкова цель принципы методы формы результат Теория содержательного обучения и дидактическая система Эльконина и Давыдова цели требования к процессу обучения. Формы уроков методы результат Теория поэтапного формирования умственных действий Гальперина Талызиной цели 6 этапов Понятие и сущность развивающего обучения С 30г. В России начинается разработка дидактических систем развивающего...
45371. Сущность процесса обучения: его противоречия, функции, этапы 53.5 KB
  Сущность процесса обучения: его противоречия функции этапы. План Сущность обучения Особенности процесса обучения Закономерности процесса обучения Принципы процесса обучения общие спеуифические Противоречия процесса обучения перечисление противоречий задачи для их преодоления Функции обучения Образовательная Воспитательная Развивающая Этапы процесса обучения Живое созерцание Абстрактное мышление Практика Двусторонний характер обучения Процесс преподавания Процесс учения 1. Сущность обучения то что...
45372. Многообразие форм организации обучения в школе. Психолого-педагогические требования к современному уроку 52.5 KB
  Многообразие форм организации обучения в школе. План Формы организации обучения. Критерии выбора форм организации обучения. Общие формы обучения Фронтальная форма Групповая Парная Индивидуальная.
45373. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды В.А.Сухомлинского 38.5 KB
  Нравственное воспитание 6. Воспитание потребностей культура желаний 7. Трудовое воспитание 8. Другие идеи воспитание без наказаний зубрежка основа на эмоциональночувственной сфере 3 составные части воспитательного процесса.
45374. Место и роль государства в политической системе общества 47.01 KB
  Такая ситуация не может не влиять на природу действующих законов и подза конных актов которые порой могут между собой находиться в противоречии. Отсюда систематизация это упорядочение нормативных актов приведение их в определённую систему. Выделяют такие виды систематизации как: 1 инкорпорация форма систематизации путём объединения нормативных актов без изменения их со держания в сборник где каждый из актов сохраняет своё самостоятельное юридическое значение. На неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в процессе...
45375. Правовое государство: понятие и признаки 50.64 KB
  Основоположник античной политической науки Аристотель обосновал идею господства права и правовой законности а также идею права как критерия справедливости. Появляется теория разделения властей прав человека первое представление о законности. принципы и юридические гарантии законности Для начала следует отметить что законность это политикоправовое явление которое характеризует процесс совершенствования государственноправовой формы организации общества путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего...
45376. Соотношение гражданского общества и государства 54.37 KB
  соотношение гражданского общества и государства Гражданское общество и государство представляют собой понятия которые отражают различные стороны жизни общества и противостоят друг другу. Без зрелого гражданского общества невозможно создание правового демократического государства поскольку именно сознательные свободные граждане способны формировать наиболее рациональные формы человеческого общежития. Соотношение гражданского общества и государства характеризуется тем что их нельзя ни отождествлять ни противопоставлять друг другу тем более...