60590

Дидактические игры и упражнения на уроке математике для обучающихся с нарушениями интеллекта

Научная статья

Педагогика и дидактика

Включенные в урок дидактические игры удовлетворяют требованиям обучения и воспитания сближают новую познавательную деятельность обучающегося с уже привычной для него игровой облегчая переход от игры к серьезной умственной работе.

Русский

2014-05-19

78.5 KB

20 чел.

Дидактические игры и упражнения

на уроке математике

для обучающихся с нарушениями интеллекта.

Педагоги специальных (коррекционных) школ отмечают, что большинство умственно отсталых школьников не проявляют интереса к математике. Редкие случаи отнесения математики к числу любимых предметов учащиеся обосновывают положительными личностными качествами учителя или организацией учителем интересных игр на уроках.

По мнению, М.Н. Перовой ценность дидактических игр в процессе обучения – это то, что «они создаются в обучающихся целях, служат воспитанию и развитию учащихся».  Включенные в урок дидактические игры, удовлетворяют требованиям обучения и воспитания, сближают новую познавательную деятельность обучающегося с уже привычной для него игровой, облегчая переход от игры к серьезной умственной работе.

Дидактические игры хорошо уживаются с серьёзным учением.

В процессе игры на уроках математики у учащихся  вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись,  учащиеся  не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий,  развивают  навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Включая в урок дидактические игры и игровые моменты процесс обучения становится интересным и занимательным, создаётся у учащихся  бодрое рабочее настроение, превращается преодоление трудностей в успешное усвоение учебного материала

Дидактические игры используются на различных этапах урока: при проверке результатов обучения, выработке  навыков, формировании умений. При объяснении нового материал с помощью индуктивного метода не делаются готовые выводы, а подводятся учащимися к ним, организуя предметно-практическую деятельность, используя наглядные средства, дидактические игры. Информация, заложенная в средствах наглядности, познается ребенком в процессе предметно-практической деятельности, переводиться на язык математики и словесно описывается ими в виде правила, свойства, алгоритма действия.

Учебная игра обладает такой же структурой, как и всякая учебная деятельность. Она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат.

Определение места дидактической игры в структуре  урока  и сочетание элементов игры и учения во многом зависят от правильного понимания учителем функций дидактических игр и их классификации. В первую очередь коллективные игры в классе  разделяются по дидактическим задачам урока. Это, прежде всего игры обучающие, контролирующие, обобщающие.

Для успешного проведения игр выделяются следующие требования:

  •  Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся.
  •  Игра должна быть доступной, цель игры достижимой, а оформление – красочным, разнообразным.
  •  Обязательный элемент каждой игры – ее эмоциональность. Игра должна вызвать удовольствие, веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа.
  •  В играх обязателен момент соревнования между командами или отдельными участниками игры. Это всегда производит к усилению самоконтроля и взаимоконтроля учащихся, четкому соблюдению установленных правил, активизация учащихся.

Завоевание победы, выигрыш – очень сильный мотив, побуждающий ученика к деятельности.

Осуществляется организация учебного процесса в рамках действующей программы и таким образом, чтобы в процессе освоения программного материала действительно развивался механизм компенсации у каждого конкретного ученика, имеющего какие-либо дефекты и трудности. За основу планирования любого урока положены ряд принципов, которые способствуют коррекционной направленности урока:

- принцип усиления мотивационной направленности учебного поведения;

- принцип мобилизации механизма компенсации каждого конкретного ученика;

- принцип формирования продуктивных способов обработки и отработки учебной информации;

- принцип развития динамичности восприятия.

Благодаря дидактическим играм, вышеперечисленные принципы позволяют сделать урок максимально эффективным в плане коррекции, развития личности ребенка, а также усвоения учебного программного материала.

Итак, дидактическая игра – явление многогранное, её можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности  коллектива. Игра способствует созданию хорошего психологического климата в коллективе. Игра является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в ней  реализуется потребность воздействия на мир. Известный педагог В.А.Сухомлинский подчёркивал, что « игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Литература.

  1.  Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по  математике  для 1класса. -  М.: ”Просвещение”, 1989г
  2.  Залятлетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе. - М.: «ВАКО», 2007 г.
  3.  Перова М.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения по математике. – М.: Изд-во «ВЛАДОС», 1997 г.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

49656. В.А.Ющенко як менеджер 124.5 KB
  Проект майбутнього України В. Зміни в організаційних повноваженнях і Соціальний договір як крок до формування стратегії для України. Ющенка як керівникастратега та перспективи України за його переконаннями і внутрішніми принципами.
49658. Діяльність Факультету соціології і права з позиції концепції життєвих циклів 222.58 KB
  Концепція життєвих циклів організації теоретичний аспект Основні положення концепції життєвих циклів організації її етапи та характерні ознаки. Моделі ЖЦ організації та їх порівняльний аналіз Аналіз діяльності ФСП НТУУ КПІ з позицій концепції ЖЦ організації
49659. Аналіз діяльності ФСП НТУУ КПІ з позиції концепції управління за цілями 275.5 KB
  Концепція управління за цілями (MBO – management by objectives) є однією з найбільш широко розповсюджених у реальному застосуванні способів встановлення цілей та оцінки діяльності керівників. В рамках теорії управління за цілями, діяльність по формуванню і встановленню системи цілей і роботи з ними розглядається як головна задача менеджера
49660. РОЗРОБКА АВТОМАТИЧНОГО ПРИСТРОЮ 1.24 MB
  Для розрахунку автоколивального мультивібратора нам необхідні такі значення (для серії К155), які можна знайти в методичних вказівках по компютерній електроніці (Компютерна електроніка - методичні вказівки, контрольні завдання та завдання на курсову роботу для студентів заочного факультету спеціальності7.091501 - Компютерні системи та мережі)...
49661. Определение общей площади территории городского поселения 280 KB
  Человек не расчлененный магистральными улицами и дорогами обеспеченный основными видами учреждений с и предприятий повседневного культурно-бытового обслуживания населения с радиусом не более 500 м; границами микрорайона являются магистральные или жилые улицы проезды пешеходные пути; жилой район структурный элемент селитебной территории площадью от 80 до 250 га в пределах которого размещаются учреждения и предприятия с радиусом обслуживания не более 1500 м а так же часть объектов городского значения; границами жилого района являются...
49662. Основы метрологии 3.47 MB
  В подвижных соединениях применяют только посадки с зазором в неподвижных все три типа посадок. В ЕСДП рекомендуются к применению посадки образованные либо в системе отверстия либо в системе вала. Аналогично образуются посадки в системе вала. Любая посадка определяется следующими числовыми характеристиками: наибольшими и наименьшими предельными величинами зазоров Smx Smin или натягов Nmx Nmin средним зазором Sm или натягом Nm допуском посадки TS или TN доверительным допуском посадки TSP или TNP с доверительной вероятностью...
49664. Підвищення ефективності організації транспортного процесу при перевезенні партіонних вантажів 1.1 MB
  Мета курсового проекту – закріплення знань, отриманих в процесі вивчення дисципліни «Основи теорії транспортних процесів і систем», набуття навиків самостійної роботи та вирішення питань, повязаних із організацією транспортного процесу при вантажних автомобільних перевезеннях.