60631

СЕМЬЯ – ОСНОВА ОБЩЕСТВА. ВОЗРОЖДЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Немаловажным является и вопрос здоровья брачующихся комментарий медицинского работника Т в. Роман Комментарий юриста: говорит о том что гражданский брак в современном названии это просто сожительство...

Русский

2014-05-19

50.5 KB

3 чел.

18.05.10, Галина Доротюк<rudgal@rambler.ru> написал(а):

- Показать цитируемый текст -

УРОК  НРАВСТВЕННОСТИ

 

 

 

 

КОНСПЕКТ  УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

(РАЗВИТИЕ  РЕЧИ)

В 9 –  Б КЛАССЕ УВК «ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ»  № 17 г. ФЕОДОСИИ

ТЕМА: «СЕМЬЯ – ОСНОВА ОБЩЕСТВА. ВОЗРОЖДЕНИЕ  ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель – ДОРОТЮК ГАЛИНА ИВАНОВНА

Март 2010 года

 

Цели  урока:

Образовательная:

 формирование  навыков монологической и диалогической  речи, умений аргументированно защищать свою точку зрения с использованием языковых средств, способствующих грамотному общению

  Развивающая:

     развивать способность учащихся устанавливать  и поддерживать необходимые контакты в общении с другими людьми

     Воспитательные:

     работать  над формированием правильного  понимания духовно-нравственных семейных ценностей;

     воспитывать бережное  отношение к семейным традициям.

Оборудование:

На доске:

тема урока: «СЕМЬЯ – ОСНОВА ОБЩЕСТВА. ВОЗРОЖДЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ»

фотографии, рассказывающие о традициях в семьях учащихся

Ноутбук, видеопроектор, экран

Таблички на столе у учащихся с указанием фамилии, имени, роли

 

     Форма проведения урока: ролевая игра – беседа за «круглым столом в телестудии»

     При подготовке к уроку  группа учащихся провела  опрос девятиклассников школы по различным  вопросам, связанным  с темой урока, записав сюжеты на видеокамеру. Данные сюжеты были использованы по ходу урока. Несколько учащихся сами выбрали для себя роли психолога, юриста, многодетной мамы, отца-одиночки и т.п. (см. по ходу урока)

Ход урока

Вступительное слово учителя:

   Ребята!

   Сегодняшний урок русского языка по формированию навыков монологической и диалогической  речи мы проведём в форме ролевой  игры – беседы «за круглым столом»  в телестудии. Часть из вас будет  телезрителями, часть выступит в  роли специалистов различных областей или представителей различных социальных групп. Тема, которую мы будем обсуждать, – «Семья – основа общества. Возрождение духовно-нравственных семейных ценностей».

   В роли телеведущей выступит призёр республиканского конкурса защиты исследовательских  работ в секции «журналистика» МАН  Крыма «Искатель», действительный член МАН АНГЕЛИНА БАЧУРИНА. К «телезрителям» просьба активно включиться в обсуждение  темы. Я сегодня выбрала для себя роль телезрителя и передаю бразды правления Ангелине.

Слово «телеведущей»:

   Добрый  день, уважаемые телезрители!

   Когда мы видим сияющие лица новобрачных, нам кажется, что их любовь будет  продолжаться вечно и непременно подарит обществу новую счастливую семью. Но так происходит не всегда. По статистике, каждый второй брак в  Украине распадается. Почему это  происходит? Проблемы современной семьи  давно перестали быть внутренними  и приобрели общегосударственный  характер. Сегодня алкоголизм, наркомания, агрессия, жестокость становятся зачастую обыденностью семейной жизни. Сотни  тысяч беспризорных детей оказываются  без родительского крова. Ежегодно миллионы убиваются ещё до рождения. Нашему обществу грозит вымирание, если ситуация в нём не изменится. Мы уже  девятиклассники, и в будущем  нам тоже предстоит создавать  собственные семьи. Поэтому сегодняшний  эфир мы посвятили проблеме взаимоотношений. В нашу студию приходит большое количество писем, звонят многие люди, которые  просят осветить многие вопросы. Готовясь к сегодняшнему эфиру, мы провели  опрос по ряду вопросов, касающихся проблем семьи. Давайте посмотрим, что рассказали девятиклассники.

   (сюжет  опроса по вопросу «в каком  возрасте нужно вступать в  брак»)

   Телеведущая (далее т/в): Итак, мы выслушали несколько ответов ребят. Давайте посмотрим, как прокомментируют это наши эксперты.

Представление гостей»:

Сегодня в студии: юрист Роман Макаров, психолог Юлия Зиненко, социолог Инна Толокнеева, управляющий сети детских  домов «Наша семья» Анна Вакулина, медицинский работник Екатерина  Прокофьева, директор центра изучения проблем молодёжной семьи Дарина Мельникова, а также специальные  гости: многодетная мать Марина и  отец-одиночка Вячеслав. Но вернёмся к  вопросу, на который отвечали ребята: «В каком возрасте нужно вступать в брак?». Пожалуйста, Юлия, ваши комментарии.

Проведение беседы «за круглым столом» в телестудии

Комментарии психолога и социолога по указанному вопросу

Т/в.: Немаловажным является и вопрос здоровья брачующихся (комментарий медицинского работника)

Т/в.:(подведение итога по обсуждению первого вопроса, переход к следующему).

        – Наверняка, все слышали о гражданском браке. Давайте поинтересуемся, насколько правильно наше представление о нём, у юриста. Роман!

Комментарий юриста: (говорит о том, что гражданский брак в современном названии – это просто сожительство и т.п.)

Т/в представляет следующий сюжет – ответы опрошенных по вопросу о гражданском браке.

    Т/в.: Как видите, отношение ребят к гражданскому браку, в основном, негативное. Но таких союзов немало в нашей стране. Как же быть? Давайте узнаем мнение психолога.

(комментарий психолога)

    Т/в.: В каждой семье есть ведущий и ведомый. Мы задали ребятам вопрос о том, кто должен быть главным в семье. Внимание на экран (просмотр сюжета). Ребята выразили абсолютно противоположные точки зрения по поводу того, кто должен быть главным в семье.Как этот вопрос прокомментирует эксперт?

(комментарий психолога)

    Т/в.: В определённый момент вопрос исключительного построения отношений между мужчиной и женщиной отходит на второй план. Это момент появления ребёнка в семье. Вопрос отношения между родителями и детьми, количество детей в семье, разница в возрасте между детьми самый сложный. Мы попробовали задать эти вопросы нашим сверстникам и вот что получили (просмотр сюжетов).

А сейчас я предлагаю подойти к этому  вопросу с другой стороны.

(Слово предоставляется «многодетной матери» Марине, которая «смоделировала» ситуацию в многодетной семье).

Комментарий медицинского работника и психолога о проблемах многодетной семьи в современном обществе.

Т/в.: От проблем многодетной семьи мы перейдём к проблемам неполной семьи (комментарий социолога)

    Сегодня в студию мы пригласили отца-одиночку Вячеслава. Этот, не побоюсь этого  слова, отец-герой самостоятельно воспитывает  девочку-подростка. Вячеслав, расскажите нам, пожалуйста, как вы очутились  в такой непростой ситуации и  как у вас складываются отношения  с дочерью

моделирование ситуации «отцом-одиночкой»

Комментарий психолога

           Т/в.: Следующая проблема – «проблема отцов и детей». Недавно я была на заседании секции журналистики в республиканском отделении МАН, где прослушала выступление одной юной особы. Она с полной уверенностью говорила о том, что есть подростки и родители, которые не могут найти общего языка, разграничивая отношения взрослых и детей.

(комментарий психолога)

Говорят, что в скором времени в Украине хотят ввести ювенальную юстицию. Что по этому поводу думает юрист?

(комментарий юриста)

Т/в.: Внимание на экран (просмотр сюжетов по вопросу «Как ты относишься к усыновлению»).

   Часто случается так, что дети оказываются  брошенными. Такая ситуация может  случиться из-за неудачного гражданского брака, из-за болезни новорождённого и т.д. Обратимся к статистике

(комментарий социолога).

Т/в.: Что же происходит с совсем маленькими детишками, которые остались без опеки государства?

(комментарий медицинского работника)

      Т/в.: Спасибо. Существуют и другие организации, которые занимаются брошенными детьми. Это, в частности, детские дома. Не так давно появились семейные детские дома. Что это такое и как там происходит воспитание детей, нам расскажет директор сети детских домов «Наша семья» Анна Вакулина.

(комментарий директора сети  детских домов)

   Т/в.:  Спасибо. Кстати, такого понятия, как  «брошенные дети», не существует, например, в Чечне и Ингушетии. В советские времена и там были детские дома, но вы не нашли бы в них ни одного чеченского или ингушского ребёнка. Это племенной уклад диктует жёсткие обязанности брать на себя ответственность за слабых. Если ребёнок остался сиротой, его должен взять к себе родной дядя, а если такого нет – двоюродный и т.д. Ребёнок рода не может воспитываться на стороне.

    .

    От  такого серьёзного вопроса мы перейдём к интереснейшему аспекту жизни семьи. Это семейные традиции. Давайте послушаем эксперта.

(комментарий директора центра изучения проблем молодёжной семьи)

        Т/в.: Спасибо за компетентное разъяснение. Сейчас мы приглашаем в  студию наших одноклассников, которые  расскажут о том, какие традиции есть в их семьях.

(Учащиеся класса ВОРОТИЛОВ МИХАИЛ, Кузнецов евгений, ЯКУШИН ЕВГЕНИЙ рассказали о том, какие традиции есть в их семьях, как это помогает сплочению семьи, взаимоуважению и взаимопомощи).

   Т/в.: Спасибо за увлекательный рассказ. Ещё одна гостья нашей студии Ковалёва Элина расскажет о том, почему в православных семьях нет тех проблем, о которых мы говорили сегодня.

   КОВАЛЁВА  ЭЛИНА:

   Тех проблем, о которых сегодня идёт речь, практически не существует в  традиционных православных семьях.

   Во-первых, такие семьи создаются по родительскому  благословению;

   во-вторых, молодая семья проходит Таинство Венчания, где жених и невеста  дают свободное обещание во взаимной верности на всю жизнь;

   в-третьих, православные муж и жена глубоко  осознают свою ответственность друг перед другом и детьми и строят свои взаимоотношения на основе православных традиций. Великая тайна детско-родительских отношений заключается  в том, что родители помогают детям войти  в этот мир, а дети помогают родителям в их старости.  И то, и другое – жертвенный труд.

   Т/в.: Спасибо, Элина. В нашей сегодняшней  передаче мы подняли и обсудили актуальные проблемы взаимоотношений в современной  семье. Надеемся, что эта тема никого не оставила равнодушным и заставила моих сверстников подумать над ней. Ждём ваших звонков и писем.

Заключение учителя:

    Итак, работа в телестудии подошла к  концу. Оценки по русскому языку за составление и воспроизведение  монологов и диалогов, участие  в дискуссии мы обсудим завтра на уроке русского языка.*А сегодня  мне хочется, чтобы вы продолжили начатый разговор друг с другом, с родителями или хотя бы мысленно, чтобы вы поразмышляли над теми вопросами, которые сегодня обсуждались, попытались сделать для себя выводы.

    Благодарю всех за работу. Урок окончен.

    *Работа над обсуждением оценок сознательно отложена на следующий день, чтобы не отвлекать ребят от обсуждаемой темы, дать им возможность продолжить самостоятельное над ней размышление.  

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24338. ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 66 KB
  Количество жалоб работников Уровень производственного травматизма и профзаболеваний Оценка деятельности кадровой составляющей деятельности организации будет неполной без оценки качества работы работников кадровых служб по следующим показателям: выполнение обязательств по подбору предусмотренного штатным расписанием организации количества работников; выполнение обязательств по обеспечению организации руководителями специалистами и рабочими требуемых профессий специальностей и квалификации; количество случаев нарушений установленного...
24339. Аттестация персонала 205 KB
  Кроме того у аттестации и оценки совершенно разный юридический статус и разные последствия. По результатам оценки нельзя уволить сотрудника а по итогам аттестации можно п. Однако увольнение будет правомерным лишь в том случае если в фирме действует положение об аттестации составленное и утвержденное по всем правилам трудового законодательства. 3 Результаты аттестации важны при проведении процедуры увольнения в связи с сокращением численности или штата п.
24340. АУДИТ ПЕРСОНАЛА 69.5 KB
  Но существуют и специфические показатели: результативность эффективность деятельности структурных подразделений и отдельных работников; удовлетворенность персонала своей работой и принадлежностью к организации; текучесть кадров; соблюдение трудовой дисциплины; наличие конфликтов на всех уровнях отношений; характер социапьнопсихологического климата и особенности организационной культуры в организации. 1 В данном случае термин аудит означает экспертизу соответствия организационной функциональной и...
24341. Традиции, новации, эволюция и революция в науке 39.5 KB
  В науке традиция это система канонизированных общепринятых знаний норм и идеалов научного познания. Традиция подпитывает такой важный феномен в науке как консерватизм позиция направленная на сохранение установившихся правил игры в науке регламентирующих и управляющих творческим процессом. Поэтому можно согласиться с мнением что консерватизм в науке выражает здоровые потенции в ней противостоя некомпетентности дилетантизму.
24342. Развитие научного знания как смена типов научной рациональности доклассическая, классическая и неклассическая 207.5 KB
  В философии науки сложилась традиция выделения следующих типов научной рациональности и соответствующих научных картин мира: классической неклассической постнекдассической.из чего устроен мир как он движется Появляются также онтологические модели устройства мира в целом. Так в модели мира Анаксимандра в центре мира была Земля в форме цилиндра покрытая водой затем воздух и небесная сфера в форме трех вращающихся огненных колец: солнечного лунного звездного. У Гераклита центр мира тоже Земля а от нее к светилам распространялись...
24343. Признаки постнеклассического этапа развития науки (системные и информационный подход, приципы самоорганизации и универсального эволюционизма) 200.5 KB
  В основе системного подхода как методологии научного познания лежит исследование объекта как системы.Иванов писал что соответственно образуется ветвь онтологических определений системы которые трактуют её как объект реальности наделённый определёнными системными свойствами как целостность обладающую некоторой организующей общностью этого целого. Итак в процессе человеческой деятельности реализация принципа системности может идти по следующим направлениям: Исследуются реально существующие объекты рассматриваемые как системы на...
24344. Этические проблемы науки в конце 20 столетия (общечеловеческая и профессиональная этика, принцип «нейтральности» и ответственности ученого на примере биоэтики – клонирование и трансплантации органов) 175 KB
  197 Этика науки Как отмечалось ранее качественные изменения в развитии человечества в начале XXI века связанные с научнотехническим прогрессом отражаются на жизнедеятельности самого человека и приводят к последствиям глобального характера. Проблема взаимоотношения науки и этики решается в двух тесно связанных между собой аспектах: разработки профессиональной этики ученых и решения учеными вопроса о социальной ответственности научного сообщества за негативные последствия применения результатов научных исследований в практике....
24345. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма. Учение о ноосфере 113.5 KB
  Что касается космистского мировоззрения то оно главным предметом своего познавательного и ценностного отношения делает взаимодействие человека и среды последняя понимается чаще всего как Космос. Спирин русский космизм как универсалистский тип миросозерцания отражающий бытие мира и человека в их единстве в нерасторжимой взаимосвязи микрокосма человека и микрокосма природы Казначеев В. Космопланетарный феномен человека: проблемы комплексного изучения. Хотя русский космизм внутренне исключительно разнообразен и включает полярные по...
24346. Сциентизм и антисциентизм как мировоззренческие позиции о роли науки в развитии общества. Наука и паранаука 95 KB
  В современной культуре отчетливо проявила себя дилемма: сциентизмантисциентизм что имеет непосредственное отношение к проблеме соотношения науки и искусства. Для сциентизма характерно преувеличение роли науки в познании окружающего мира и человека объявление ее вершиной развития культуры убеждение в ненужности других сфер культуры О. Противоположным сциентизму направлением мировозренческой ориентации является антисциентизм основанный на недоверии к возможностям науки и разума на критике научных методов познания.