60633

Кто родителей почитает, тот навек не погибает

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Как подумаешь порою что и Дуня может быть тут же пропадает так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы Кто виноват в том что отношения отца и дочери сложились так трагично В погоне за богатством и счастьем она забыла о долге перед отцом; её поведение эгоистично.

Русский

2014-05-19

50.5 KB

1 чел.

Дьячина Т.П.

учитель-методист

русского языка  и литературы

Красноперекопского

УВК «школа-лицей» №2

«Кто  родителей почитает, тот навек не погибает»

Урок  литературы по повести  А.С.Пушкина

«Станционный  смотритель»

Цели  урока:

1) формировать  положительную нравственную оценку  семейных ценностей;

2) воспитывать  уважение к нравственному опыту  представителей старшего поколения;

3) развивать  навыки самоанализа подростками собственных поступков.

Оборудование: фрагменты кинофильма С.Соловьёва «Станционный смотритель»; дидактический раздаточный материал с библейскими цитатами.

Ход урока

1.Вступительное  слово учителя.

С единым телом я сравню семью;

Отец  – глава, а руки – сыновья.

И в  теле этом – мать, она – как  сердце,

И от неё  зависит вся семья.

Крепки  ли руки иль ослабли руки,

В глазах угрюмость или счастья свет,

Всё чует сердце – радости и муки,

Всё первым узнаёт. Секретов нет…

     Один  из своих романов Л.Н.Толстой начинает словами: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья  несчастлива по-своему». Какие несчастья могут обрушиться на семью? Об этом – повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель».

     Стать участником событий пушкинской повести  нам поможет и фильм Сергея Соловьёва.

2.Просмотр  фрагмента фильма «Станционный смотритель» (режиссёр С.Соловьёв). «Вырин в Петербурге».

3.Беседа.

Встречаем ли мы в современной  жизни подобные трагедии?

Далеко  не все дети почитают своих родителей. Некоторые не подчиняются родителям, грубят в ответ на замечания. Повзрослев, не хотят ухаживать за престарелыми родителями, отправляют их в приюты. А потом плачут от собственных детей, обвиняя их в чёрствости и эгоизме.

Самсон  Вырин и его единственная дочь Дуня… Что помешало отцу наслаждаться спокойной старостью?

«Вот  уже третий год,- заключил он,- как  живу я без Дуни и как об ней  нет ни слуху ни духу. Жива ли, нет  ли, бог её ведает. Всяко случается. Не её первую, не её последнюю сманил проезжий повеса, а потом подержал да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут  улицу вместе с голью кабацкою. Как подумаешь порою, что и  Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь, да пожелаешь  ей могилы…»

Кто виноват в том, что отношения  отца и дочери сложились  так трагично?

В погоне за богатством и счастьем она забыла о долге перед отцом; её поведение  эгоистично.

Давайте задумаемся: справедливо ли укорять  Авдотью Самсоновну в горестях, пережитых  её отцом, Самсоном Выриным? Я предлагаю  рассмотреть степень её вины в  открытом заседании Гражданского суда и объявляю заседание открытым. Слово  предоставляется обвинителю.

4.Выступление  учащегося.

«Почитай  отца твоего и мать – вот первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле»,- так говорит нам Книга книг – Библия. Авдотья Вырина забыла одну из главных христианских заповедей: «Чти отца и мать свою», предала человека, который растил её и воспитывал. Она забыла о своём долге перед отцом, тайком, без родительского благословения сбежала с ротмистром Минским. Она рада была бросить жизнь бедную, всегда вела себя как «маленькая кокетка», позволяла тайком от отца всем желающим целовать себя. «Одетая со всею роскошью моды» - такою увидел свою дочь Самсон Вырин в Петербурге – как кукла. Отец успел нервной горячкой переболеть и до Петербурга добраться, а она и не вспомнила про отца, не написала письма ему. Почему же она не умолила Минского о встрече с отцом? Не хотела переживать, берегла себя. Увидев отца, упала в обморок – не от испуга, а оттого, что знала, всё это время знала, что поступает по отношению к отцу подло. Неискренние слёзы Авдотьи Самсоновны на могиле отца. Виновна ли Авдотья Вырина в смерти отца? Виновна!

5.Беседа.

Прежде  чем вы выступите в поддержку  обвинения или защиты, предлагаю  вам задуматься над вопросом:

Нова  ли история «блудных детей»?

В каком эпизоде  пушкинской повести  открыто проявляется  связь с притчей  о блудном сыне?

Выразительное чтение фрагмента повести – описание комнаты смотрителя: «Я занялся рассмотрением  картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель…»

Зачем автор помещает иллюстрации  притчи о блудном  сыне в жилище своего героя?

Эти иллюстрации  предвещают судьбу главной героини  повести, наводят на мысль о сходстве судеб блудного сына и Дуни Выриной.

Кто же из упомянутых героев оказался в конечном итоге счастливее: изголодавшийся блудный  сын в ветхой одежде или разбогатевшая  Дуня?

Найти ответ на этот вопрос я предложила группе учащихся накануне занятия, давайте  послушаем отчёт о работе группы.

6.Выступление  учащихся.

    Сравнивая судьбы героев библейской притчи и  повести Пушкина, мы отмечаем, оба героя любимы своими родителями. Оба решили жить вдали от отца, самостоятельно, легко принимая это решение. Но блудный сын открыто говорит о своём желании жить самостоятельно, а Дуня тайком покидает отца. Блудный сын испытывал нужду, а Дуня – нет, она жила в роскоши. И блудный сын, и Дуня, раскаявшись, возвращаются домой. Только прощение отца успел получить блудный сын, а Дуня – нет.

    Блудный сын оказался счастливее, ведь он, осознав  свою вину, получил прощение отца. Когда  домой возвращается блудная дочь, никто её уже не ждёт, никто её уже не может простить. Вместо отца, Самсона Вырина, - «чёрный крест с медным образом», вместо станции –  «голое место, не осенённое ни единым деревцом».

    У древних восточных славян вырий – рай, сказочный край, тёплая страна. Фамилия Вырин, образованная от вырий, говорит о многом. Ведь в тексте дом отца Дуни назван «смиренной обителью». «Уж я ли не любил моей Дуни, я ль не лелеял моего дитяти; уж её ли не было житья?» Согласие в маленькой семье, благодать похожи на рай земной, а сама Дуня на ангела: «Ах, Дуня, Дуня! Бывало, кто не проедет, всякий похвалит, никто не осудит».

    «Прекрасная барыня», лежавшая долго на «груде песку», оплакивала, видимо, потерянный рай, «тёплый край» детства,  любви. Заменила ли ей «карета в шесть лошадей и чёрная моська» те картинки, которые украшали их с отцом покой, их рай, их «тёплую страну»? Об этом знает только она, Авдотья Самсоновна, об этом она плачет на могиле отца.

7. Просмотр фрагмента  фильма. «Дуня на могиле отца».

8.Чтение и обсуждение библейских строк.

Библейские  мотивы, обнаруженные в пушкинской повести, обязывают нас обратиться к тем страницам Библии, которые  говорят нам об отношении родителей  и детей.

Какие нравственные ценности утверждает Библия во взаимоотношениях родителей  и детей?

Как вы понимаете следующие  строки?

«Почитай отца твоего и мать – это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Еф. 6, 1);

«Сын мой! Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей» (Притчи 6: 20);

«Навяжи их навсегда на сердце твоё, обвяжи ими шею твою. Когда ты пойдёшь, они будут руководить тебя, когда пробудишься, будут беседовать с тобой. Мудрый сын слушает наставления отца, а буйный не слушает обличения» (Притчи 13: 1);

«Слушайте, дети, наставления отца и внимайте, чтобы научиться разуму» (Притчи).

Справка: взаимопонимание, заботливость, доброта, неблагодарность, эгоизм, терпение, расчётливость, чуткость, жестокость, трудолюбие, уважение, чёрствость, любовь.

В библейской легенде о сыновьях Ноя рассказывается, как один из сыновей Ноя, Хам, посмеялся над отцом. За это потомки Хама навечно стали рабами, а само имя Хам стало нарицательным. Так называют грубого, наглого человека, который никого не уважает, считает себя выше других.

Любовь… Не она ли заставила Дуню потерять голову? «Для счастья год – как день один». Опьянённая любовью Дуня и не замечает, как пролетают дни, месяцы, годы. Оправдывает ли Дуню её любовь?

Любовь  – действительно великое чувство. Но…

Любовь  не только возвышает,

Любовь  порой нас разрушает.

Ломает  судьбы и сердца, - говорит поэт. А  в Библии мы прочтём:

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а  сорадуется истине; всё покрывает, всему  верит, всего надеется, всё переносит» (1 Кор. 13, 4-7).

На  такой любви строит свою жизнь Дуня? Почему она не исполнила  свой дочерний долг?

9.Беседа.

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Если бы отцы тщательно воспитывали детей  своих, то не было бы ни судилищ, ни наказаний». Я хочу обратить ваше внимание ещё на одну библейскую историю – историю о Самсоне (пушкинского героя зовут именно так).

Самсон  был сильный человек. Он защищал  свой народ. Но евреи лишились своего защитника, потому что взял в жёны девицу из враждебного народа. Сонному  Самсону выкололи глаза и остригли волосы, в которых заключалась  его сила.

Почему Самсон Вырин не разгадал коварный замысел гусара Минского?

«Бедный смотритель не понимал, каким образом он сам мог позволить своей Дуне ехать вместе с гусаром, как нашло на него ослепление и что было тогда с его разумом». Тот, кто смотрит, - смотритель – ослеп, не смог рассмотреть сути дела. Вырин бедствовал, но праведником не был: что ни день высылал дочь к проезжающим, чтобы умиротворить их, ублажить. В эпизоде с Минским смотритель делает то же, что и всегда: он умиротворяет гостя дочерью. Отец просмотрел похищение так же, как и не рассмотрел притворства гостя, якобы заболевшего – «нашло на него ослепление».

«Кто  хочет хорошо воспитать детей, воспитывает  их в строгости  и трудах, чтобы  могли они со временем получить плоды  трудов своих» (Преподобный Нил Синойский).

Кто виноват в том, что отношения  отца и дочери сложились  так трагично?

Как вы понимаете смысл  пословицы «Кто родителей  почитает, тот навек  не погибает»?

10.Работа в парах.

Закончите предложения:

Идеальные родители – это…

Идеальная семья – это…

Идеальные дети – это…

11.Итоги урока.

О многом, надеюсь, вы задумаетесь после нашего разговора. Я советую крепко-накрепко усвоить простую истину: есть вещи, которые ничем оправдать нельзя. Это брошенные родители и их обманутые надежды. Не становитесь «блудными детьми», ведь всё равно все дороги мира ведут в родительский дом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45146. Думская монархия 15.57 KB
  Всего было 4 созыва Государственной думы. Новой основой законодательной компетенции Государственной думы стал п. установивший как незыблемое правило чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы. 86 Основных законов Российской империи в редакции 23 апреля 1906: Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и восприять силу без утверждения Государя Императора.
45147. Кризисы государственного управления периода правления Николая II 12.86 KB
  Первая русская революция ставшая ярким показателем необходимости реформ так и не стала для императора той ступенью которая могла бы направить страну на путь преобразования и развития. Вступление императора на должность главнокомандующего в условиях войны было бесполезным шагом так как Николай не обладал даром командования войсками и этот шаг был простой формальностью которая тем не менее не принесла никаких положительных результатов. Ситуация внутри страны продолжает накаляться и вместе с тяжелым положением во внешней политике ставит...
45148. Формирование партийно-государственной системы большевиков 1917-1921 гг 26.46 KB
  Съезд принял постановление О федеральных учреждениях Российской Республики и оформил создание Российской Социалистической Федеративной Советской Республики РСФСР. РСФСР учреждалась на основе свободного союза народов как федерация советских национальных республик. Весной 1918 года начался процесс оформления государственности народов населявших РСФСР. Советская Россия неофициальное наименование[7] самостоятельного социалистического российского государства в период после Октябрьской революции 1917 года и до образования СССР в 1922 году с...
45150. Учреди́тельное собра́ние 14.65 KB
  Отказалось рассматривать Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа которая наделяла советы рабочих и крестьянских депутатов государственной властью. Распущено Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом советов рабочих и крестьянских депутатов роспуск подтверждён III Всероссийским Съездом Советов рабочих и крестьянских депутатов. Из 715 депутатов присутствовало около 410. Большевистских депутатов было около 120.
45151. Образование СССР 8.3 KB
  В то время на долю РСФСР приходилось 92 площади страны население которой в дальнейшем составило 70 новообразованного СССР. Причины образования СССР Образование СССР произошло не только благодаря инициативе руководства коммунистической партии. Год образования СССР Официально дата образования СССР это 30 декабря 1922 года.
45152. Государственный аппарат в годы Великой Отечественной войны (1941—1945) 16.84 KB
  В 65 городах СССР в период 1941 1942 гг. эти органы реорганизовали в Управление по делам эвакуации при СНК СССР. В соответствии с обстановкой изменилось положение Госплана СССР эвакуированного в Куйбышев. Проблема обеспечения народного хозяйства кадрами потребовала создания при СНК СССР Комитета по учету и распределению рабочей силы июнь 1941.
45153. Хрущевская государственная реорганизация 19.23 KB
  Хрущевская государственная реорганизация Период правления Хрущёва иногда называют оттепелью: были выпущены на свободу многие политические заключённые активность репрессий значительно снизилась по сравнению с периодом правления Сталина. Борьба с культом личности Сталина: массовая десталинизация вынос тела Сталина из Мавзолея в 1961 году переименование названных в честь Сталина городов снесение памятников Сталину остался только памятник в Гори демонтирован только в 2010 году[18]. Силовой разгон митингов в Тбилиси против осуждения...
45154. Попытки реорганизации советской системы управления во второй половине 1980-х гг 12.34 KB
  Попытки реорганизации советской системы управления во второй половине 1980х гг. Начало перемен в области управления осуществленных М. Возникло своеобразное двоевластие союзного и республиканского российского центра со своими органами управления и самое главное с разными идейно-политическими ориентирами.