60633

Кто родителей почитает, тот навек не погибает

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Как подумаешь порою что и Дуня может быть тут же пропадает так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы Кто виноват в том что отношения отца и дочери сложились так трагично В погоне за богатством и счастьем она забыла о долге перед отцом; её поведение эгоистично.

Русский

2014-05-19

50.5 KB

0 чел.

Дьячина Т.П.

учитель-методист

русского языка  и литературы

Красноперекопского

УВК «школа-лицей» №2

«Кто  родителей почитает, тот навек не погибает»

Урок  литературы по повести  А.С.Пушкина

«Станционный  смотритель»

Цели  урока:

1) формировать  положительную нравственную оценку  семейных ценностей;

2) воспитывать  уважение к нравственному опыту  представителей старшего поколения;

3) развивать  навыки самоанализа подростками собственных поступков.

Оборудование: фрагменты кинофильма С.Соловьёва «Станционный смотритель»; дидактический раздаточный материал с библейскими цитатами.

Ход урока

1.Вступительное  слово учителя.

С единым телом я сравню семью;

Отец  – глава, а руки – сыновья.

И в  теле этом – мать, она – как  сердце,

И от неё  зависит вся семья.

Крепки  ли руки иль ослабли руки,

В глазах угрюмость или счастья свет,

Всё чует сердце – радости и муки,

Всё первым узнаёт. Секретов нет…

     Один  из своих романов Л.Н.Толстой начинает словами: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья  несчастлива по-своему». Какие несчастья могут обрушиться на семью? Об этом – повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель».

     Стать участником событий пушкинской повести  нам поможет и фильм Сергея Соловьёва.

2.Просмотр  фрагмента фильма «Станционный смотритель» (режиссёр С.Соловьёв). «Вырин в Петербурге».

3.Беседа.

Встречаем ли мы в современной  жизни подобные трагедии?

Далеко  не все дети почитают своих родителей. Некоторые не подчиняются родителям, грубят в ответ на замечания. Повзрослев, не хотят ухаживать за престарелыми родителями, отправляют их в приюты. А потом плачут от собственных детей, обвиняя их в чёрствости и эгоизме.

Самсон  Вырин и его единственная дочь Дуня… Что помешало отцу наслаждаться спокойной старостью?

«Вот  уже третий год,- заключил он,- как  живу я без Дуни и как об ней  нет ни слуху ни духу. Жива ли, нет  ли, бог её ведает. Всяко случается. Не её первую, не её последнюю сманил проезжий повеса, а потом подержал да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут  улицу вместе с голью кабацкою. Как подумаешь порою, что и  Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь, да пожелаешь  ей могилы…»

Кто виноват в том, что отношения  отца и дочери сложились  так трагично?

В погоне за богатством и счастьем она забыла о долге перед отцом; её поведение  эгоистично.

Давайте задумаемся: справедливо ли укорять  Авдотью Самсоновну в горестях, пережитых  её отцом, Самсоном Выриным? Я предлагаю  рассмотреть степень её вины в  открытом заседании Гражданского суда и объявляю заседание открытым. Слово  предоставляется обвинителю.

4.Выступление  учащегося.

«Почитай  отца твоего и мать – вот первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле»,- так говорит нам Книга книг – Библия. Авдотья Вырина забыла одну из главных христианских заповедей: «Чти отца и мать свою», предала человека, который растил её и воспитывал. Она забыла о своём долге перед отцом, тайком, без родительского благословения сбежала с ротмистром Минским. Она рада была бросить жизнь бедную, всегда вела себя как «маленькая кокетка», позволяла тайком от отца всем желающим целовать себя. «Одетая со всею роскошью моды» - такою увидел свою дочь Самсон Вырин в Петербурге – как кукла. Отец успел нервной горячкой переболеть и до Петербурга добраться, а она и не вспомнила про отца, не написала письма ему. Почему же она не умолила Минского о встрече с отцом? Не хотела переживать, берегла себя. Увидев отца, упала в обморок – не от испуга, а оттого, что знала, всё это время знала, что поступает по отношению к отцу подло. Неискренние слёзы Авдотьи Самсоновны на могиле отца. Виновна ли Авдотья Вырина в смерти отца? Виновна!

5.Беседа.

Прежде  чем вы выступите в поддержку  обвинения или защиты, предлагаю  вам задуматься над вопросом:

Нова  ли история «блудных детей»?

В каком эпизоде  пушкинской повести  открыто проявляется  связь с притчей  о блудном сыне?

Выразительное чтение фрагмента повести – описание комнаты смотрителя: «Я занялся рассмотрением  картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель…»

Зачем автор помещает иллюстрации  притчи о блудном  сыне в жилище своего героя?

Эти иллюстрации  предвещают судьбу главной героини  повести, наводят на мысль о сходстве судеб блудного сына и Дуни Выриной.

Кто же из упомянутых героев оказался в конечном итоге счастливее: изголодавшийся блудный  сын в ветхой одежде или разбогатевшая  Дуня?

Найти ответ на этот вопрос я предложила группе учащихся накануне занятия, давайте  послушаем отчёт о работе группы.

6.Выступление  учащихся.

    Сравнивая судьбы героев библейской притчи и  повести Пушкина, мы отмечаем, оба героя любимы своими родителями. Оба решили жить вдали от отца, самостоятельно, легко принимая это решение. Но блудный сын открыто говорит о своём желании жить самостоятельно, а Дуня тайком покидает отца. Блудный сын испытывал нужду, а Дуня – нет, она жила в роскоши. И блудный сын, и Дуня, раскаявшись, возвращаются домой. Только прощение отца успел получить блудный сын, а Дуня – нет.

    Блудный сын оказался счастливее, ведь он, осознав  свою вину, получил прощение отца. Когда  домой возвращается блудная дочь, никто её уже не ждёт, никто её уже не может простить. Вместо отца, Самсона Вырина, - «чёрный крест с медным образом», вместо станции –  «голое место, не осенённое ни единым деревцом».

    У древних восточных славян вырий – рай, сказочный край, тёплая страна. Фамилия Вырин, образованная от вырий, говорит о многом. Ведь в тексте дом отца Дуни назван «смиренной обителью». «Уж я ли не любил моей Дуни, я ль не лелеял моего дитяти; уж её ли не было житья?» Согласие в маленькой семье, благодать похожи на рай земной, а сама Дуня на ангела: «Ах, Дуня, Дуня! Бывало, кто не проедет, всякий похвалит, никто не осудит».

    «Прекрасная барыня», лежавшая долго на «груде песку», оплакивала, видимо, потерянный рай, «тёплый край» детства,  любви. Заменила ли ей «карета в шесть лошадей и чёрная моська» те картинки, которые украшали их с отцом покой, их рай, их «тёплую страну»? Об этом знает только она, Авдотья Самсоновна, об этом она плачет на могиле отца.

7. Просмотр фрагмента  фильма. «Дуня на могиле отца».

8.Чтение и обсуждение библейских строк.

Библейские  мотивы, обнаруженные в пушкинской повести, обязывают нас обратиться к тем страницам Библии, которые  говорят нам об отношении родителей  и детей.

Какие нравственные ценности утверждает Библия во взаимоотношениях родителей  и детей?

Как вы понимаете следующие  строки?

«Почитай отца твоего и мать – это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Еф. 6, 1);

«Сын мой! Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей» (Притчи 6: 20);

«Навяжи их навсегда на сердце твоё, обвяжи ими шею твою. Когда ты пойдёшь, они будут руководить тебя, когда пробудишься, будут беседовать с тобой. Мудрый сын слушает наставления отца, а буйный не слушает обличения» (Притчи 13: 1);

«Слушайте, дети, наставления отца и внимайте, чтобы научиться разуму» (Притчи).

Справка: взаимопонимание, заботливость, доброта, неблагодарность, эгоизм, терпение, расчётливость, чуткость, жестокость, трудолюбие, уважение, чёрствость, любовь.

В библейской легенде о сыновьях Ноя рассказывается, как один из сыновей Ноя, Хам, посмеялся над отцом. За это потомки Хама навечно стали рабами, а само имя Хам стало нарицательным. Так называют грубого, наглого человека, который никого не уважает, считает себя выше других.

Любовь… Не она ли заставила Дуню потерять голову? «Для счастья год – как день один». Опьянённая любовью Дуня и не замечает, как пролетают дни, месяцы, годы. Оправдывает ли Дуню её любовь?

Любовь  – действительно великое чувство. Но…

Любовь  не только возвышает,

Любовь  порой нас разрушает.

Ломает  судьбы и сердца, - говорит поэт. А  в Библии мы прочтём:

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а  сорадуется истине; всё покрывает, всему  верит, всего надеется, всё переносит» (1 Кор. 13, 4-7).

На  такой любви строит свою жизнь Дуня? Почему она не исполнила  свой дочерний долг?

9.Беседа.

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Если бы отцы тщательно воспитывали детей  своих, то не было бы ни судилищ, ни наказаний». Я хочу обратить ваше внимание ещё на одну библейскую историю – историю о Самсоне (пушкинского героя зовут именно так).

Самсон  был сильный человек. Он защищал  свой народ. Но евреи лишились своего защитника, потому что взял в жёны девицу из враждебного народа. Сонному  Самсону выкололи глаза и остригли волосы, в которых заключалась  его сила.

Почему Самсон Вырин не разгадал коварный замысел гусара Минского?

«Бедный смотритель не понимал, каким образом он сам мог позволить своей Дуне ехать вместе с гусаром, как нашло на него ослепление и что было тогда с его разумом». Тот, кто смотрит, - смотритель – ослеп, не смог рассмотреть сути дела. Вырин бедствовал, но праведником не был: что ни день высылал дочь к проезжающим, чтобы умиротворить их, ублажить. В эпизоде с Минским смотритель делает то же, что и всегда: он умиротворяет гостя дочерью. Отец просмотрел похищение так же, как и не рассмотрел притворства гостя, якобы заболевшего – «нашло на него ослепление».

«Кто  хочет хорошо воспитать детей, воспитывает  их в строгости  и трудах, чтобы  могли они со временем получить плоды  трудов своих» (Преподобный Нил Синойский).

Кто виноват в том, что отношения  отца и дочери сложились  так трагично?

Как вы понимаете смысл  пословицы «Кто родителей  почитает, тот навек  не погибает»?

10.Работа в парах.

Закончите предложения:

Идеальные родители – это…

Идеальная семья – это…

Идеальные дети – это…

11.Итоги урока.

О многом, надеюсь, вы задумаетесь после нашего разговора. Я советую крепко-накрепко усвоить простую истину: есть вещи, которые ничем оправдать нельзя. Это брошенные родители и их обманутые надежды. Не становитесь «блудными детьми», ведь всё равно все дороги мира ведут в родительский дом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73330. Урок з математики з елементами українознавства. Розв’язування рівнянь 75.5 KB
  Тема уроку: Розв’язування рівнянь. Мета уроку: Навчальна: узагальнити і закріпити знання учнів про рівняння; Вдосконалювати вміння і навики розв’язувати рівняння на основі залежностей між компонентами арифметичних дій; Розвивальна: Розвивати обчислювальні навики; Розвивати логічне мислення уважність та спостережливість пізнавальний інтерес; Виховна: виховувати почуття любові до України до рідної мови;виховувати інтерес до предмета; Виховувати працелюбність наполегливість...
73331. Повторення складу чисел 5 і 6. Складання рівностей за малюнками. Обчислення значень виразів, що містять додавання, за допомогою предметних малюнків 279.77 KB
  Мета: повторити всі варіанти складу чисел 5 і 6; вправляти у складанні прикладів за малюнками, у розпізнаванні геометричних фігур; вдосконалювати обчислювальні навички; розвивати мислення, навички каліграфічного письма; виховувати старанність.
73333. Створення нумерованих та маркованих списків. Настроювання параметрів сторінок. Створення колонтитулів 860.57 KB
  Мета уроку: сформувати поняття: нумерований і маркований списки; колонтитули; розглянути: способи створення нумерованих маркованих та багаторівневих списків; особливості настроювання параметрів сторінок; формувати вміння: створювати нумеровані й марковані списки; створювати колонтитули; застосовувати набуті знання на практиці; розвивати: творчі здібності; критичне та аналітичне мислення; навчити: застосовувати вміння створювати списки при оформленні тексту; настроювати параметри сторінки. Очікувані...
73335. Мова як особлива система знаків, її місце серед інших знакових систем. Проблеми взаємодії мови і культури, мови і соціуму. Роль мови у формуванні й самовираженні особистості 102.11 KB
  Мова як особлива система знаків її місце серед інших знакових систем. Що не річка то мова знад СлавутиДніпра: українська чудова як сопілкова гра Д. Мова це сукупність усіх слів усіх граматичних форм усіх особливостей вимови всіх людей За Г. Мова це історія і сучасність це кожна людина і народ це інструмент який допомагає людині в її практичній щоденній діяльності тобто виступає знаряддям спілкування і водночас це й засіб проникнення в глибини історичної пам’яті народу це збереження духовних надбань нації для...
73336. Подільність електричного заряду. Будова атома. Електрон 80.42 KB
  Мета: пояснити явище електризації сформувати в учнів поняття подільності електричного заряду його дискретності охарактеризувати електрон як носія елементарного електричного заряду; познайомити їх із планетарною моделлю атома за Резерфордом; сформувати поняття іона як структурного елемента речовини; ознайомити з будовою та принципом роботи електроскопа та електрометра; розвивати уяву та логічне мислення; виховувати вміння налаштовувати себе на успіх. Основні поняття: електричний заряд атом протон нейтрон електрон іон ізотоп закон...
73337. Графічні зображення в текстових документах: автофігура, графічний об’єкт, діаграма, WordArt 1.01 MB
  Графічні зображення в текстових документах. Мета уроку: сформувати поняття: діаграма; розглянути: типи графічних зображень; особливості роботи з графічними об’єктами; формувати вміння: використовувати інструменти для роботи з рисунками; використовувати набуті знання на практиці; розвивати: креативність; критичне мислення; навчити: вставляти зображення у документ; виховувати: інформаційноосвічену особистість;. Базові поняття й терміни: автофігура графічний об’єкт діаграма Wordrt художня рамка формат...
73338. Українська мова в контексті української культури. Українська мова в «діалозі культур». Українська мова у світі. Українська діаспора 76.77 KB
  Поглибити знання про роль української мови як однієї з основних національно-культурних цінностей українського народу, подати відомості про українську діаспору, навчити виявляти особливості української мови на фоні інших у міжкультурній комунікації; розвивати пам’ять, збагачувати й удосконалювати мовлення учнів, формувати вміння вільно виражати свої думки