6064

Педагогический дизайн в системе обучения русскому языку (на примере реализации программированной модели урока орфографии)

Научная статья

Педагогика и дидактика

Педагогический дизайн в системе обучения русскому языку (на примере реализации программированной модели урока орфографии) Изменение условий учебного процесса в связи с внедрением новых информационных технологий требует пересмотра традиционных форм и...

Русский

2012-12-28

51.5 KB

15 чел.

Педагогический дизайн в системе обучения русскому языку

(на примере реализации программированной модели урока орфографии)

Изменение условий учебного процесса в связи с внедрением новых информационных технологий требует пересмотра традиционных форм и стратегий обучения, поэтому  перспективным направлением развития программированного обучения русскому языку (в частности – грамматико-орфографическим темам) является педагогический дизайн.

Термин педагогический дизайн известен в теории обучения с 80-х годов ХХ века, широко используется за рубежом и вызывает немало дискуссий среди российских ученых, работающих в области программированного обучения, создания электронных учебников и учебно-методических комплексов.

Следует отметить, что при всем стремлении освоить современные образовательные технологии характер инновационных разработок в области создания программно-педагогических средств обучения в России является скорее экспериментальным, чем  системообразующим.

Часто под  «программированными средствами»  понимается информация, перенесенная с бумажных носителей на электронные.  Программы обучения представляют собой не что иное, как доступные офф-лайн документы и контролирующие тесты, порядок работа с которыми организуется  следующим образом: «ознакомиться с предложенным материалом – пройти тест».

Созданные электронные версии традиционных печатных учебников, статей и справочников являются ценными и доступными образовательными ресурсами, но их нельзя считать настоящими обучающими программами, так как представление информации в цифровом формате не является обучением и не отвечает принципам педагогического дизайна.

Педагогический дизайн ориентирован на создание преподавателями проектов новых учебных планов, образовательных программ с целью развития интеллектуального потенциала учащихся. Нужно изменять установку, когда  накопленный опыт рассматривается как багаж, бережно хранимый и редко подлежащий обновлению. Требование современных программ обучения – учет индивидуальных особенностей восприятия и потребностей учеников. Полученное знание непременно должно применяться на практике.  

Педагогический дизайн представляет собой навигационное проектирование предстоящего процесса обучения, включающего познавательные стратегии обучающихся и комплекс (определенный набор) педагогических стратегий (приемов, методик, мероприятий) педагога для обеспечения высокого качества преподавания. При таком подходе качество знания обучающегося определяется степенью его самостоятельности, а качество преподавания – степенью продуманности основных составляющих учебного процесса (сам педагог должен максимально структурировать программный материал и четко знать назначение каждого информационного блока).

Мы рассматриваем педагогический дизайн  как грамотное  организационно-методическое обеспечение информационной обучающей среды.

В основе педагогического дизайна лежит программированная модель обучения, которая позволяет самостоятельно пооперационально следовать к освоению учебного материала посредством определенного количества информационных, инструктивных, коммуникативных, тестирующих программных модулей, выполняющих организационно-направляющую, контролирующую, мотивационную, инструментально-корректирующую, системообразующую функции.

Разработка учебных сценариев разветвленных программ, адаптированных к потребностям обучающихся, управление процессом обучения посредством человеко-машинного диалога, структурирование и программирование элементов обучающей среды – это составные части, определяющие специфику педагогического дизайна, эффективность и результативность учебного процесса.

Результатом педагогического дизайна как профессиональной деятельности является нечто подобное архитекторскому плану (чертежу) – модель того, каким должно быть обучение.

Наша программированная модель обучения грамматико-орфографичес-ким темам обеспечивает непрерывную обратную связь, позволяет индивидуализировать познавательный процесс с опорой на внутренний план действий, способствует формированию самостоятельности и ориентировочной основы деятельности, а также обеспечивает пошаговый контроль по заданному программой маршруту.

Ведущая роль в программированной модели отводится внутренней организации действий и операций с дидактическим материалом, которая выступает основным компонентом самообразования и формирования учебного плана действий в процессе овладения теорией и практикой ее применения при выполнении заданий (в том числе проблемного характера).

Педагогический дизайн применялся нами при разработке частично-адап-тивных компьютерных программ и учебных пособий по русскому языку для 5 класса «Упражнения для самостоятельного выполнения» на бумажной основе.

Приведем пример представления дидактического материала по группе правил с опознавательным признаком «наличие гласных «О – Е – Ё  после шипящих и Ц», предназначенный для организации самостоятельной работы, дифференцированной по трем вариантам с учетом индивидуальных особенностей восприятия детей 11 – 12 лет.

Программы адаптированы к трем типам восприятия (абстрактному, словесно-логическому, наглядно-образному) и различаются как по способу подачи грамматико-орфографической информации, так и по характеру заданий к упражнениям (по преимуществу проблемных). Их структура соотносится с психологической теорией поэтапного формирования умственных действий и предполагает блоковую подачу материала, что обеспечивает пошаговый непрерывный контроль над действиями учеников в условиях самостоятельной деятельности по овладению системой знаний, необходимых для решения орфографических задач.

Содержание программированных учебных пособий (рабочих тетрадей и компьютерных программ) отличается многообразием моделей представления материала: это динамические схемы-опоры, таблицы, алгоритмы, иллюстрации, отражающие  содержание правил, тексты-речовки.

Виртуальные уроки по изучению правил с общим опознавательным признаком «гласные О – Ё – Е после шипящих и Ц» начинаются со знакомства с героями мультимедийной обучающей программы: Сашей Буковкиным и строгой учительницей.

Ученик, попадая в класс на урок русского языка, «не отсиживается за партой», а выступает активным исследователем, самостоятельным открывателем закономерностей употребления орфограмм О – Ё – Е после шипящих и Ц. Программа предъявляет ученику задания, выполнение которых в заданной последовательности позволяет усвоить все необходимые признаки орфограммы (опознавательные, выборочные, заключительные) и шаги по их определению (порядок орфографического разбора).

Так, в первом кадре обучающего модуля ученику предлагается указать в группе согласных буквы шипящих звуков – опознавательные признаки орфограммы «гласные О – Ё после шипящих и Ц».

Рассмотрение динамической таблицы позволяет ученику шаг за шагом наблюдать все необходимые действия, которые он должен осуществить при обозначении в словах изученной орфограммы или в ходе решения орфографической задачи на письме. Однако ее появлению предшествует выполнение ряда заданий, приводящих в систему грамматические (базовые) знания учащихся на этапе подготовки к изучению правила.

Ученик вступает в диалог с компьютером по теме урока. Диалог ведется от имени виртуального учителя на протяжении всей самостоятельной работы над  грамматико-орфографическим материалом. Действия ученика контролируются и сопровождаются необходимыми комментариями и рекомендациями: «Подумай», «Будь внимательнее», «Попробуй еще раз», «Верно», что не позволяет отвлекаться и создает ощущение реального индивидуального общения с учителем.

Уже на первых этапах знакомства с новым учебным материалом ученики проводили аналогии между цветом и выбором буквы при выполнении упражнений. Переход предметно-изобразительного кода в речедвигательный помогает лучше усвоить орфографическое правило детям с преобладанием наглядно-образного типа восприятия.

При выполнении упражнений ученик может для выяснения значения неизвестных слов обращаться к находящемуся на экране значку «Словарик».

По итогам проверочных работ дети, справившиеся с заданиями и набравшие определенное количество баллов за верные ответы, имеют возможность попасть в виртуальный магазин и выбрать себе призы по заслугам, в зависимости от суммы баллов.

После завершения работы ученик получает оценку в электронный дневник.

Критерии оценки: если задания выполнены на 90 –100 %, ученик получает отметку «5», если на 75 – 90 % – «4», если на 60 – 75 % – «3», если задания выполнены менее чем на 60 % – «2». К оценке прилагается подробный отчет, фиксирующий время выполнения каждого из модулей программы и содержащий комментарии к ошибкам, допущенным в проверочном модуле.

Работа с компьютерными программами обеспечивает высокую степень самостоятельности и осознанности при выполнении проблем-задач и требует от учащихся сосредоточенности при ознакомлении с орфографическими моделями (динамическими таблицами, схемами-опорами, алгоритмами), обеспечивающими вариативность способов когнитивной визуализации; стимулирует познавательную активность, мотивирует учебную деятельность по усвоению трудного грамматико-орфографического материала.

Компьютерные программы являются комплексными программированными моделями уроков, включающими этапы подготовки к изучению правила, демонстрации-тренировки, закрепления, обобщения и контроля.

Модули демонстрации-тренировки и контроля являются автономными, поэтому по желанию учителя могут использоваться независимо друг от друга с разными целями: для объяснения нового материала, повторения изученного, обобщения, проверки знаний.

С помощью кадров из компьютерных программ были проиллюстрированы следующие приемы педагогического дизайна на уровне проектирования урока, в основе которого лежит программированная модель обучения:

– прием установления субъект-субъектных отношений между реальным учеником и виртуальными героями, основанный на принципе имитационного моделирования. Присутствие персонажа – учителя позволяет имитировать диалог и создать атмосферу постоянного сотрудничества ученика и учителя (таким образом, индивидуализировать учебный процесс и осуществить пошаговый контроль действий, что в обычных условиях при наполняемости класса 25 – 30 человек невозможно);

 прием цвето-звуко-буквенного соответствия позволяет активизировать оперативную память и сохранить учебную информацию в долговременной памяти. Психологами доказано, что каждый звук в нашем восприятии и воображении ассоциируется с определенным цветом. Так, опираясь на исследования Б. А. Базымы , Г. Г. Воробьева, И. В. Галиной, А. П. Журавлева, Н. А. Павлюка, мы поддерживаем соответствие орфограммы О оранжевому цвету, Е – светло-зеленому, Ё – темно-зеленому;

 прием подачи грамматико-орфографического материала индуктивным методом. По сценарию орфографическое правило не дается ученику в готовом виде. Он сам приходит к нему, выполняя упражнения. В ходе их выполнения усваиваются способы действий, существенные признаки орфограмм, и на основе наблюдений формулируется правило правописания;

– прием игрового стимулирования. Набирая определенное количество баллов за правильно выполненные задания, ученик попадает в виртуальный уголок призов;

 прием установления экстренной обратной связи в ходе виртуального диалога является несомненным достоинством программно-педагогических средств. Машина оперативно выдает результат проделанной учеником работы, фиксирует затраченное время на выполнение заданий, допущенные ошибки. Оценки заносятся в электронный дневник.

Моделирование учебного процесса, педагогических стратегий и коммуникативного взаимодействия  с обучающимися позволяет применить педагогический дизайн в целях создания оптимальных  программ обучения русскому языку.

Список литературы

Афанасьева П. В. Упражнения для самостоятельного выполнения: Рабочая тетрадь для 5 класса. –  Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2008. – Ч. 1. 32 с.; Ч. 2. 36 с.;   Ч. 3.  37 с.

Краснянский М. Н., Радченко И. М. Основы педагогического дизайна и создания мультимедийных обучающих аудио/видео материалов: Учебно-методическое пособие. – Тамбов: ТТУ, 2006. – 55 с.

Радионов В. Е. Теоретические основы педагогического проектирования: Дисс. … д-ра пед. наук. – СПб., 1996.

Уваров А. Ю., Водопьян Г. М. Распространение инновационных учебно-методических материалов. – М.: Университетская книга, 2008. – 176 с.

Уваров А. Ю. Педагогический дизайн // Информатика. – 2003. – № 30.

PAGE   \* MERGEFORMAT 2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66108. НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ СУБЪЕКТОВ РФ, НЕ СВЯЗАННЫЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ 77.5 KB
  При этом мы не будем говорить о доходах от использования государственной собственности субъектов РФ. Важную роль среди всех неналоговых доходов играют доходы от государственной собственности. Со временем его значение в структуре государственных доходов снизилось...
66109. ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЖАЛОБЫ В ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА 181 KB
  Вряд ли можно найти более значимую и вместе с тем сложную проблему нежели проблема защиты прав и свобод человека и гражданина. В настоящее время граждане Российской Федерации часто обращаются в международные судебные правозащитные органы подавая жалобы на нарушения...
66110. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА 154.5 KB
  Когда власти некоторых субъектов Федерации игнорируют ее требования и законные интересы она Федерация вынуждена прибегать к использованию принудительных мер обеспечения государственного экономического и правового единства страны то есть к мерам федерального вмешательства.
66111. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВТОИНСПЕКЦИИ В БЛАГОУСТРОЙСТВЕ ГОРОДОВ РОССИИ 50.5 KB
  Под благоустройством городов традиционно понимается создание и улучшение условий способствующих безопасной и комфортной жизни жителей и гостей города. В период распутицы весной и осенью по данным областной газеты Красное Знамя большинство улиц города были...
66112. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ 64.5 KB
  Право собственности наиболее широкое и устойчивое вещное право. Поэтому одна из важнейших задач правовой системы охрана и защита существующих отношений собственности. Однако одной защиты отношений собственности явно недостаточно. Мозолина который выделяет еще два элемента правовых гарантий относящихся к собственности...
66113. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 80 KB
  Политика реализуется в рамках политической системы и через политическую систему. Так предметами ведения государственной политики в области образования и науки выступают организации составляющие образовательную систему и научные организации...
66114. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОЙ РЕФОРМЫ 75.5 KB
  В правительственных источниках в частности в постановлениях и распоряжениях Правительства Российской Федерации о необходимости улучшения инвестиционного климата и расширения объемов привлекаемых иностранных инвестиций называются более весомые...
66115. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЮРИДИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА 88 KB
  Научные представления о природе, структуре и содержании конфликтов в правовой сфере прошли сложный эволюционный путь. При этом основным, несомненно, был вопрос о соотношении категорий правового и социального, с одной стороны...
66116. МЕСТО И РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ В СИСТЕМЕ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА 105.5 KB
  Одно из наиболее значимых последствий реализации либеральной концепции государства идея гражданского общества основанная на представлениях о естественных неотъемлемых правах человека и ответственности государства за обеспечение этих прав.