60684

Уроки интегрированного типа как пример развития креативности детей (английский язык + музыка)

Научная статья

Педагогика и дидактика

Кроме того благодаря широкому распространению звуко и видеозаписи а также авангардному положению англоязычной музыкальной массовой культуры песни на английском языке наиболее популярны среди учащихся и являются объектом их особого интереса.

Русский

2014-05-20

44 KB

0 чел.

Приложение 2

Уроки интегрированного типа как пример развития креативности детей (английский язык + музыка).

Развитие деловых и личных контактов, расширение экономических и культурных связей между народами выдвигают перед школой в области обучения иностранным языком на первый план задачу – воспитание человека, главным достоянием которого являются общечеловеческая культура и общечеловеческие ценности, креативность

Поддерживая интерес к языку как средству общения, необходимо развивать интерес к нему как носителю своеобразной культуры. И немаловажную помощь в этом отношении может оказать использование культурного и духовного наследия страны изучаемого языка. Это могут быть и лучшие образцы музыкального, в частности, песенного творчества на изучаемом языке как его содержательного компонента.

В жизни любой семьи постоянно присутствует музыкальный фон, который создается передачами ТВ и радио. Кроме того, благодаря широкому распространению звуко- и видеозаписи, а также авангардному положению англоязычной музыкальной массовой культуры, песни на английском языке наиболее популярны среди учащихся и являются объектом их особого интереса.

Использование песен на изучаемом языке весьма актуально на начальном этапе обучения иностранному языку в начальной школе. Во-первых, учащиеся с самого начала приобщаются к культуре страны изучаемого языка, так как дети этого возраста, по мнению психологов, особенно чутки и восприимчивы к чужой культуре. Во-вторых, при работе со своеобразным лингвострановедческим материалом создается хорошая предпосылка для всестороннего развития личности учащегося, ибо специально отобранные песни стимулируют образное мышление, формируют хороший вкус и развивают креативность.

Песенный жанр как один из важных жанров музыкального творчества, благодаря наличию вербального текста способен точно и образно отразить различные стороны социальной жизни народа страны изучаемого языка.

Песне, как любому другому произведению искусства, присуща коммуникативная функция общения, то есть передача заложенного ее автором содержания адресату. Песня в качестве страноведческого материала оказывает воздействие на эмоции человека и его образно-художественную память.

В песнях часто встречаются

  •  имена собственные: “Alovetta”, “My Bonnie”, “My Dolly”, “Where Is Mary?”, “Tom Sawyer”, “Clementine”, “Billy Boy”, “Swimmy Swim”, “Good Night”, “Little Arlo” и т.д.
  •  географические названия: “America, the Beautiful”, “Marching Thro Georgia”, “O little Town of Bethlehem”, “The Noble Duke of York”, “Letter from Duluth”, “Old Macdonald”. и т.д.
  •  используются старинная книжная лексика. Например, песня о Рождестве “Silent Night” характеризуется высоким поэтическим языком.

Таким образом, с точки зрения методики, песня на английском языке может рассматриваться, с одной стороны, как образец звучащей иноязычной речи, отражающий особенности жизни, культуры и быта народа страны изучаемого языка, с другой стороны, будучи носителем культурологической информации, песня может формировать и духовную культуру учащегося, соединять в единое целое его разум и душу, развивать креативность.

Через песни раскрываются душа народа, его культура. Учитель, как комментатор, как стимулятор познавательной активности, дает толчок детскому творчеству. Ребенок может сам придумывать песню, положив на знакомую или придуманную им мелодию доступные ему слова и мысли. Некоторые ученики довольно неплохо сочиняют короткие и несложные по мелодическому рисунку песенки, с которыми затем знакомят класс.

Такие авторы, как З.Н. Никитенко и О.М. Оснякова предложили свои критерии при отборе песенного материала, где учитываются возрастные особенности и интересы учащихся.

Принципы отбора:

  1.  принцип аутентичности, связанный с критерием культурологической ценности и обеспечивающей расширение лингвострановедческого кругозора учащихся.
  2.  принцип воздействия на эмоциональную и мотивационную сферу личности с учетом возрастных особенностей и интересов школьников.
  3.  принцип методической ценности для формирования базовых речевых навыков и умений учащегося, который обеспечивается соответствием по тематике устной речи и чтения и другим программным требованиям обучения на данном этапе.

Отобранные нами песни предполагают знакомство с праздниками, государственными символами, героями сказок:

“Town and it’s streets”, “Means of Transport”, “Nature”, “Seasons”, “Weather”, “Fairy Tales”, “Holidays and Special days”, “State Symbols”, “Home. Family. Work About th House”, “Animals”, “Pets”, “School. Time Table, Subjects”, “Working Day”, Out-of-doors” и другие.

 Методика использования каждой песни предусматривает предварительное введение, активизацию и закрепление лексико-грамматического материала через пение.

Примерная последовательность работы с песней:

  1.  Краткое вступительное слово о песне (ее характер, стиль, содержание, история создания, установка на первое восприятие песни);
  2.  Первое музыкальное предъявление песни, знакомство с музыкальной стороной песни: особенностями мелодии, ритма, деления на музыкальные фразы;
  3.  Проверка понимания содержания песни (дословный перевод текста общими усилиями учащихся под руководством учителя);
  4.  Фонетическая обработка текста песни. На начальном этапе обучения иностранному языку целесообразно применить в этих целях в основном способ имитации;
  5.  Повторное прослушивание песни, опора на текст;
  6.  Чтение текста песни с дальнейшей обработкой звуков и интонаций, всю работу рекомендуется проводить с опорой на текст песни;
  7.  Разучивание мелодии в процессе совместного исполнения песни с использованием фонограммы песни, а также аккомпанемента.

В памяти учащихся закрепляются словосочетания и грамматические структуры.

Комплексное развитие практических, образовательных и развивающих задач обучения возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и проникновение в их эмоциональную сферу. Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников является музыка. Школьную азбуку и арифметику выучиваем пением. Например, алфавит ребята быстрее запоминают через песенку «А, В, С, D …», а в песне “Ten Little Indian Boys” ребята не только хорошо запоминают числительные, но и встречаются с единственной и множественной формами. Вместе с детьми поет и учитель, как правило, увлеченно и радостно.

Музыка и пение могут оказать неоценимую помощь в изучении иностранного языка в школе.

Методические преимущества песен в обучении иностранным языкам как один из видов речевого общения является средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, так как включает новые слова и выражения. В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает ее активизировать именно на собственные, географические названия, реалии страны изучаемого языка, поэтические слова. Это способствует развитию у школьников чувства языка, знанию его стилистических особенностей.

В песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции, частое повторение которых ведет к автоматизации.

Например, в песне “This is the way …” – до 12 раз повторяется одна грамматическая конструкция. В песне “Shell be coming round the mountain” – 5 раз повторяется грамматическая конструкция.  

Песни способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха. (Установлено, что музыкальный слух, слуховое внимание, слуховой контроль находится в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата. Разучивание и исполнение коротких, несложных по мелодичному рисунку песен с частыми повторами помогают закрепить правильную артикуляцию и произношение звуков, правильного фразового ударения (например, в песнях “Brother James”, “Tick-Tock”,  “Little Redbird, “Old Macdonald” и т.д.), особенности ритма (“Clap, Clap”, “Ten Little Indian Boys”). Короткая и несложная песня “Clap, Clap” является ярким примером, где грамматические конструкции (ГК) повторяются до 8 раз; используются десять различных глаголов, в которых ГК также повторяются до 8 раз. По аналогии подбираются и другие глаголы, что ведет к увеличению количества куплетов в песне.

Песни содействую эстетическому воспитанию учащихся, сплочению коллектива, развитию креативности ребенка.

Благодаря музыке, на уроках создается благоприятный психологических климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению иностранного языка.

Песни и другие музыкальные произведения стимулируют монологические и диалогические высказывания, служат основой развития речемыслительной деятельности школьников, способствуют развитию как подготовленной так и не подготовленной речи.

На уроках иностранного языка песни чаще всего используются:

для фонетической зарядки в начале урока;

для более прочного закрепления лексического и грамматического материала;

как стимул для развития речевых навыков, умений и креативности;

как своего рода релаксация в конце урока, когда дети устали, или нужна разрядка, снимающая напряжение, восстанавливающая работоспособность.

Для фонетической отработки слова группируются по фонетическому признаку (слова с долгой напряженной гласной переднего порядка).

В дальнейшем произношение тренируемых слов закрепляются в ответах на вопросы по содержанию песни.

На материале этой же песни можно провести работу по расширению и закреплению лексики, развитию навыков разговорной речи (вопросно-ответная работа).

Использование песен с целью закрепления лексико-грамматического материала в дальнейшем может послужить фонетической зарядкой или игровым элементом для снятия усталости.

Песни, удобные для инсценирования, могут быть использованы на праздниках, вечерах, помимо уроков.

В классах с углубленным изучением иностранного языка песни могут послужить темпами для устного или письменного высказывания (прослушайте данный музыкальный отрывок и попробуйте передать на иностранном языке его основную тему, построение, чувства, возникшие у вас), попробуйте составить рассказ, описание по ассоциации с услышанной музыкой.

Основной задачей, выдвинутой реформой общеобразовательной и профессиональной школы, является задача повышения качества учебно-воспитательного процесса. В области обучения иностранным языкам это означает поиск более эффективных средств обучения общению на иностранном языке. Одним из таких средств обучения является - игра.

Использование игры обеспечивает возможность привести методику обучения иноязычной речевой деятельности в соответствии с психологическими особенностями учащихся и следовательно, сделать урок более эффективным, интересным, увлекательным.

Игровая деятельность на уроке иностранного языка не только организует процесс, но и максимально приближает его к естественной коммуникации. Игра развивает креативность ребенка. Являясь сложным, но одновременно увлекательным занятием, она требует огромной концентрации внимания, тренирует память, развивает речь. Игровые упражнения увлекают даже самых пассивных и слабо подготовленных учеников, что положительно сказывается на их успеваемости.

Игра пронизывает весь урок – материал заучивается и повторяется легче, когда это происходит в виде игры. Учителя не должно смущать то, что в песнях встречаются слова, которых дети еще не знают. Эти слова встретятся позднее, дети легко их вспомнят.

Рифма помогает детям запомнить фразу, которая в будущем послужит речевой моделью. Кроме этого рифма и музыка способствуют правильному усвоению интонации, и песни являются тренировочным упражнением в работе над произношением. Слова песни следует вводить вмести с движениями, так как заучивание слов в процессе игры и в музыкальном сопровождении способствует более быстрому запоминанию, беспереводному пониманию многих слов песен.

Использование музыкально-дидактических игр помогает в работе над фонетикой иностранного языка, расширяет диапазон языковой практики, развивает креативность детей.

9


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73775. Профессионально-этические принципы работы практического психолога 25.21 KB
  Очевидные самоочевидные и даже в чемто банальные принципы типа не кричи на клиента не бей клиента не плюй в клиента не наноси ему увечий и т. Например психологконсультант неоправданно оскорбляет клиента доводя его до истерики или использует в некоторых случаях совершенно не адекватные методы был случай когда один весьма солидный специалист в профконсультации под видом инноваций применил метод иглоукалывания да еще в затемненной комнате при свечах и с полуобнаженным телом ошарашенного подростка. Роджерса пишет:...
73776. Этические проблемы в научной деятельности психолога 22.64 KB
  Проблема в том что для чистоты исследования часто приходится работать в режиме субъектобъектных отношений что предполагает повышенную этическую готовность и нравственную ответственность психологаисследователя. Проблема недобросовестности исследования. Этическая проблема заключается в вынужденной необходимости истинных авторов соглашаться на такое соавторство ради того чтобы книга вообще была издана. Очень непростой является проблема семейственности в науке когда с одной стороны создаются благоприятные условия для откровенных...
73777. Важнейшие требования к личности практического психолога 14.66 KB
  Иными словами превалирующая роль отводится психологическому и психотерапевтическому а также психокоррекционному и психодиагностическому инструментарию при этом личностные характеристики психолога считаются чемто вторичным. Подобная позиция присуща теоретическим концепциям рассматривающим психологическую помощь как воздействие психолога на клиента. Обобщая многочисленные исследования профессионально важных личностных черт психотерапевтов и психологов можно выделить следующие личностные черты желательные для практического психолога: ...
73778. Проблема «модели специалиста» и индивидуального стиля деятельности психолога 22.45 KB
  Обычно приводится примерно такое обоснование: невозможно втиснуть в модель все характеристики профессиональной деятельности вместе с необходимостью импровизировать в труде а также невозможно выделить общепризнанный стандартнообразцовый профиль личностных и профессиональных качеств специалиста под который можно было бы подгонять будущих психологов. Маркова выделяет следующие основные составляющие модели специалиста: 1 профессиограмму то есть описание самой деятельности психолога; 2 профессиональнодолжностные требования...
73779. Профессиональные деструкции в развитии психолога 22.97 KB
  Работа может способствовать личностному развитию но может иметь и отрицательные для личности последствия. Проблема в балансе соотношении позитивных и негативных изменений личности работника. Профессиональные деструкции проявляются в снижении эффективности труда в ухудшении взаимоотношений с окружающими в ухудшении здоровья и главное в формировании отрицательных личностных качеств и даже в распаде целостной личности работника. Специалисты обычно выделяют и анализируют негативные качества формирующиеся в работе школьных учителей: ...
73780. Эффективность труда психолога 20.5 KB
  Сложность оценки эффективности труда психолога связана с тем что основной результат его работы существует сокрыт во внутреннем мире других людей. Центральные вопросы связанные с оценкой эффективности деятельности профессионального психолога состоят в следующем: кто и по каким критериям может и должен производить эту оценку По всей видимости официально оценивать эффективность работы психолога должны четыре типа лиц или общественных групп: администрация организации где психолог работает профессиональное сообщество клиенты сам...
73781. Работа психолога в образовании: цели и направления работы 20.26 KB
  В рамках актуального направления обсуждаются и решаются злободневные проблемы и вопросы связанные с конкретными трудностями в обучении и воспитании детей с нарушениями в их поведении с трудностями в обшении в той или иной системе отношений и т. Разработано и используется много программ комплексного обследования детей. Психологическое просвещение направлено на приобщение взрослых и детей к психологическим знаниям. Психо-профилактическая работа формирование педагогов детей родителей или лиц их заменяющих общей психологической культуры...
73782. Работа психолога в производственных организациях 21.12 KB
  Эта цель достигается посредством решения следующих задач: Планирование и маркетинг персонала: Разработка кадровой политики и стратегии управления персоналом; анализ кадрового потенциала предприятия; анализ рынка труда; планирование и прогнозирование потребности в персонале; организация рекламы предприятия как работодателя поддержание его благоприятного имиджа; поддержка взаимосвязи с внешними источниками персонала...