607

Основные принципы антидотной терапии

Лабораторная работа

Медицина и ветеринария

Противоядия, действие которых основано на физических процессах (активированный уголь и другие сорбенты). Противоядия, образующие в организме соединения, обладающие особенно высоким средством к яду (амилнитрит, метиленовый спирт и др.)

Русский

2013-01-06

68 KB

74 чел.

Лекция

Основные принципы антидотной терапии

Антидоты (противоядия) — лекарственные средства, способные обезвреживать яд в организме путем физического или химического взаимодействия с ним или же обеспечивающие антагонизм с ядом в действии на ферменты и рецепторы.

Их применение позволяет во многих случаях спасти жизнь отравленного, даже тогда, когда в организм проникли дозы яда, превышающие абсолютно смертельную дозу.

Важнейшим условием для получения максимального лечебного эффекта от антидотов является их наиболее раннее применение от момента поступления яда в организм.

Применение антидотов при тяжелых отравлениях не исключает использования всего арсенала средств патогенетической и симптоматической терапии, а также методов реанимации.

В зависимости от механизма действия можно выделить следующие группы противоядий:

  1.   противоядия, действие которых основано на физических процессах (активированный уголь и другие сорбенты);
  2.   противоядия, обезвреживающие яд путем химического взаимодействия с ним (унитиол, калия перманганат);

3) противоядия, образующие в организме соединения, обладающие особенно высоким средством к яду (амилнитрит, метиленовый спирт и др.);

4) противоядия, конкурирующие с ядом в действии на ферменты, рецепторы и физиологические системы (реактиваторы холинэстеразы и холинолитики при отравлениях антихолинэстеразными ядами; наркотики при отравлениях судорожными ядами);

5) противоядия, конкурирующие с ядом путем вмешательства в его метаболические превращения;

  1.  иммунологические противоядия (противоядные сыворотки).

Неотложная медицинская помощь при отравлении лекарственными средствами

Название лекарственного препарата, фармакологическая группа

Неотложная помощь

М-холиноблокаторы: атропин, препараты красавки

Промывание желудка

Форсированный диурез

При коматозном состоянии 0,05% - 1 мл. прозерина п/к

При возбуждении 2,5% - 2 мл. аминазина в/м.

При метгемоглобинемии (резкий цианоз губ, раковин ушей, лица, конечностей) – 1% метиленовый синий 1мл/кг веса в 200 мл. 5% глюкозы.

Адреноблокаторы: пропранолол, метопролол, атенолол

Промывание желудка

Глюкагон 3-5 мг в/в

При возбуждении 0,5 % - 2 мл диазепама в/м

Антидепрессанты: амитриптилин, имитриптилин  

Промывание желудка

Форсированный диурез

При тахиаритмии 0,05% - 1 мл. прозерина п/к, ч/з 1 ч повторно 100 мг лидокаина; при брадиаритмии 0,15 – 1 мл атропина п/к; при ацидозе 4% – 200 мл  гидрокарбоната натрия в/в кап.; при судорогах – 0,5% - 2 мл диазепама в/м.

Антикоагулянты прямого и непрямого действия.

Форсированный диурез

1% - 5 мл викасола в/м, 10% - 10 мл кальция хлорида в/в под контролем протромбинового индекса; при передозировке гепарина – 1% - 5 мл протамина сульфата в течение 10 минут (повторно по 1 мл на 1000 ЕД); 5% - 250 мл аминокапроновой кислоты в/в кап.; антигемофильная плазма 250 мл в/в. Переливание цельной крови.

Барбитураты: фенобарбитал, тиопентал-натрий, барбамил, реладорм  

Промывание желудка

Форсированный диурез

Кофеин, эфедрин, кордиамин по 2-3 мл п/к;

Мощная инфузионная терапия – полиглюкин, красгемодез др. плазмозаменители

Витамины: В1 6%, В6 – 5%  по  6-8 мл в сутки, В12 – 600 мкг, С – 10 мл в/м; при резкой гипотонии – 1 мл допамина в 400 мл полиглюкина в/в кап.  

Бензодиазепины: нитразепам, диазепам, феназепам

специфический антидот – АНЕКСАТ (флумазенил) 0,01% - 5мл в 400 мл 5% глюкозы в/в кап;

Промывание желудка

Форсированный диурез

Кофеин, эфедрин, кордиамин по 2-3 мл п/к;

Наркотические анальгетики: морфин, героин, промедол, омнопон

Введение специфического антидота – налоксон (1 мл – 0,4 мг) в\в струйно 0,4 – 0,8 мг при отравлении «чистыми агонистами», до 10 – 15 мг при отравлении «агонистами-антагонистами»; у новорожденных – Наркан неонатал (0,02 мг – 1 мл)

Промывание желудка, активированный уголь внутрь, солевое слабительное.

Форсированный диурез

Кофеин, кордиамин по 2-3 мл п/к;

Витамины: В1 6% 4 мл в/м; оксигенотерапия.

Нейролептики: аминазин, тизерцин, галоперидол

Промывание желудка, активированный уголь внутрь, солевое слабительное.

Форсированный диурез

Кофеин, кордиамин по 2-3 мл п/к; при отсутствии эффекта 1% - 1 мл мезатона в 250 мл  0,9% натрия хлорида; Витамины: В1 6% 4 мл в/м; при паркинсонизме – депакин внутрь.

Нитраты и нитриты: нитроглицерин, нитросорбид

Промывание желудка, слабительное 150 мл вазелинового масла внутрь;

Форсированный диурез

Кофеин, кордиамин по 2-3 мл п/к;

1% - 2мг/кг в 250 мл 5% глюкозы в/в кап медленно; оксигенотерапия.

Сердечные гликозиды: дигоксин, дигитоксин, строфантин, коргликон

Специфический антидот – унитиол 5% - 1 мл в/м на 10 кг веса; Промывание желудка с активированным углем (20 – 30 г на 1 л); 0,5 % - 500 мл калия хлорида в/в кап., симптоматическая терапия: пропранолол 1мг в/в, антоганисты ионов кальция;  

Холинергические средства: неостигмин, пилокарпин, физистигмин

Промывание желудка 0,1 % перманганата калия, солевое слабительное, адсорбенты; специфический антидот – 0,1 % - 2 -3 мл атропина п/к; активаторы холинэстеразы – аллооксим, дипироксим 0,075 на 60 – 70 кг растворить в 1 мл воды для инъекций.   

Спирт этиловый

Промывание желудка, активированный уголь внутрь, солевое слабительное. Форсированный диурез

Удаление рвотных масс, отсасывание слизи из глотки

Кофеин, кордиамин по 2-3 мл п/к;

0,1 % - 1 мл атропина п/к;

40% глюкоза 40мл + 15 ЕД инсулина в/в; Витамины: В1 6%, В6 – 5%  по  4  мл в/м; 4% гидрокарбонат натрия до 1000 мл; никотинамид 5% - 1 мл п/к. при отсутствии глотания и дыхания – интубация трахеи и ИВЛ.

Допинговые препараты: димедрол

Промывание желудка, форсированный диурез.

0,05 % - 1 мл п/к физостигмина; при возбуждении 2,5 % - 2 мл аминазина в/м; при судорогах – 105 – 10 мл барбамила или  0,5 % - 2 мл диззепама в/в

Противотуберкулезные средства: изониазид

Промывание желудка, активированный уголь внутрь, солевое слабительное. Форсированный диурез

Витамины: В6 – 5%  по  10 мл в/в, 4% - 1000 мл гидрокарбоната натрия в/в; ИВЛ.

Инсулин

Форсированный диурез

20 % - 40 мл глюкозы в/в, 10 % глюкоза 400 мл в/в кап. Глюкагон 1 мг в/м; при коме 0,1%  - 1 мл п/к адреналина г/х.  

Калия перманганат

Промывание желудка холодной водой;

1% - 1 мл морфина г/х и 0,1 % - 1 мл атропина п/к;

форсированный  диурез, глотать кусочки льда;

4% - 1500 мл гидрокарбоната натрия в/в кап.

Глюкозо-новокаиновая смесь: 5% глюкоза 300 мл + 40% 50 мл + 2% новокаина 30 мл в/в кап.

При метгемоглобинемии - 1% метиленовый синий 1мл/кг веса в 200 мл. 5% глюкозы.

Витамины: В6 – 5%  по  3 мл в/м, В12 – 1000 мкг, С – 30 мл в/в;

Гормонотерапия: гидрокортизон 125 мг, АКТГ – 10 ЕД в/м. При отеке гортани – ингаляции аэрозолей 0,5% новокаина с 5% эфедрином, или  0,1 % адреналином; при неэффективности - трахеостомия

Метилксантиновые производные: кофеин, эуфиллин, теофиллин, теобромин

Промывание желудка, активированный уголь внутрь, солевое слабительное. Форсированный диурез

Литическая смесь: 2,5% - 1 мл аминазина + 1% - 1 мл промедола + 2,5 % - 2 мл пипольфена + 2% - 1 мл новокаин;

При судорогах барбамил 10% - 10 мл в/в; при пароксизмальной тахикардии – 10 % - 5 мл новокаинамида в/в.

Сульфаниламиды: сульфадиметоксин, бисептол, сульфадиазин.  

Промывание желудка, активированный уголь внутрь, солевое слабительное. Форсированный диурез

1% - 1 мл димедрола и 10% - 10 мл кальция хлорида в/в;

Витамины: В12 – 500 мкг в/м, С – 10 мл в/в;

Другие химические вещества

Препараты мышьяка

Промывание желудка, активированный уголь внутрь. Форсированный диурез

Унитиол 5% – 5 мл  8 раз/сутки в/м, 10% - 30 мл тетацин-кальция + 400 мл 5% глюкозы в/в кап.  

Витамины: В6, В1 – 5%  по  3 мл в/в. При резких болях в животе – 0,2 % - 1 мл платифиллина или 0,1 – 1 мл атропина п/к; Глюкозо-новокаиновая смесь. 4% - 1000 мл гидрокарбоната натрия в/в кап

Перекись водорода 30% раствор

См. калия перманганат

Ртуть и ее соединения: сулема, каломель, цианид ртути, гранозан, диэтилртуть

Промывание желудка, активированный уголь внутрь. Форсированный диурез

Унитиол 5% – 5 мл  до 100мл/сутки в/м, 10% - 10 мл тетацин-кальция + 400 мл 5% глюкозы в/в кап.; 30% - 100 мл тиосульфат натрия в/в;   

Витамины: В6, В1 – 5%  по  3 мл в/м, В 12 до 1000 мкг/сут

Преднизолон до 100 мг/сут, антибиотики.

Синильная кислота и другие цианиды

Ингаляции амилнитрита(2 – 3 амп), промывание желудка 0,1 % пермангантом калия или 0,5 % тиосульфат натрия; активированный уголь внутрь; Нитрит натрия 1% - 10 мл в/в медленно 2 – 3 раза каждые 10 мин, тиосульфат натрия 30% - 50 мл и 1 % - 50 мл метиленовый синий в/в; глюкоза 40% 50 мл в/в, витаимны В 12 и С; Оксигенотерапия и реанимация  

Спирт метиловый

Промывание желудка, активированный уголь внутрь. Форсированный диурез, солевое слабительное. Этиловый спирт 30% - 100 мл внутрь; при коме 5 % раствор 2г/кг веса в/в кап. Преднизолон 30 мг в/в, В1 – 5 мл и с 20 мл в/в; глюкоза 40 % - 200 мл + 2% - 20 мл новокаина в/в кап. При отеке мозга и слепоте – спинномозговая пункция

Формалин

Промывание желудка 0,1 раствором хлорида или карбоната аммония, сульфат натрия 30 г внутрь, форсированный диурез 150 мл 30% мочевины; кофеин, кордиамин в/м, 1% - 1 мл промедола и 0,1 % – 1мл атропина п/к.

При вдыхании паров – вывести на свежий воздух, ингаляции водяных паров с добавлением 5 капель нашатырного спирта, оксигенотерапия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75634. Разработка мероприятий по проведению рекламной кампании ООО «Туристическое агентство «Экватор» 810.5 KB
  Выбор средств распространения рекламы. Особенности рекламы туристского предприятия. Одна из них активное развитие российского выездного туризма и следовательно формирование умения россиян вычитывать информацию из туристической рекламы. С помощью рекламы туристские организации осваивают новые рынки сбыта.
75635. Педагогические условия организации диалога в классе сольного пения 684.97 KB
  Диалог задает контекст совместной учебной деятельности в которой происходит развитие субъекта этой деятельности обучающегося. Это означает что возможность установления диалога между композитором учителем и учащимися отвечающего природе музыки и способу взаимодействия с ней обусловлена личностным измерением музыкального текста. Нужно отработать все: от улыбки на лице вокалиста до деталей одежды от чистоты интонации до четкого произношения текста от выхода на сцену до поклона и ухода за кулисы. Позже во время...
75636. Особенности коммуникативной активности дошкольников с общим недоразвитием речи 24.56 KB
  Необходимость поиска адекватных и эффективных способов коррекции нарушений коммуникативной деятельности детей с ОНР отмечаемое рядом авторов О. Анализ специальной литературы позволил нам сделать выводы о том что недостатки коммуникативной деятельности детей с речевыми нарушениями имеют комплексный характер. Павлова отмечают низкий уровень личностной активности детей...
75637. Осознание фонетических явлений родного языка детьми в норме и при патологии речи 25.12 KB
  Принципиального определения возраста, в котором ребёнок может продемонстрировать осознанное отношение к языку и речи; уточнения позиции о взаимосвязи речеязыковых и когнитивных механизмов, определяющих ориентировочные действия в языке
75638. Своеобразие употребления, понимания и интерпретации невербальных средств общения дошкольниками с общим недоразвитием речи 46.76 KB
  Умение правильно понимать невербальные средства общения и адекватно выражать с их помощью смысл и значение играют исключительную роль в развитии детей в формировании предпосылок речи в становлении языковой личности ребёнка. На протяжении многих лет основное внимание логопедов было сосредоточено исключительно на языковом развитии детей с ОНР выявлении специфики и особенностей их речи по сравнению с нормой. Причём нередко невербальные компоненты коммуникации воспринимались как средства тормозящие речевое развитие детей и мешающие...
75639. Невербальные проявления интенциональных направленностей в поведении дошкольников с общим недоразвитием речи 32.72 KB
  Невербальные проявления интенциональных направленностей в поведении дошкольников с общим недоразвитием речи О. Сопоставив полученные исследователями результаты с нашими данными мы смогли выделить вербальные и невербальные проявления интенциональных направленностей и их выраженность в поведении дошкольников с нормальной и нарушенной речью см. Таблица Выраженность вербальных и невербальных проявлений интенциональных направленностей в поведении дошкольников Форма проявления Форма выражения интенциональной направленности...
75640. Особенности интерпретации невербальных средств общения дошкольниками с тяжёлыми нарушениями 52.22 KB
  Психические и физические недостатки вызывают отклонения в развитии детей замедляя и затрудняя процесс освоения знаковой действительности. При достаточной разработанности вопроса о языковом развитии детей с общим недоразвитием речи сведений об особенностях понимания и употребления ими других видов знаков недостаточно. В настоящее время общепризнано что помимо недостатков фонетического лексико-грамматического и синтаксического оформления высказываний речевая деятельность детей с ОНР характеризуется когнитивной слабостью...
75641. Использование невербальных средств общения в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи 56.67 KB
  Использование невербальных средств общения в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи Вестник Ленинградского государственного университета им. Изучение невербального общения детей с недоразвитием речи и определение коррекционно-развивающего эффекта невербальных средств общения является одной из актуальных проблем современной логопедии. Исследование было посвящёно определению значения невербальных средств общения в формировании базовых предпосылок речи у дошкольников с ОНР и разработке содержания научно...
75642. Цветообозначение в работе по развитию семантической стороны речи и обогащению эмоционального словаря детей с ОНР 1.12 MB
  Общечеловеческий родовой национально-культурный и индивидуально-психологический. Общечеловеческое значение цвета напрямую связано с его физическими характеристиками и определено способностью цвета оказывать воздействие на эмоции человека его состояние. Так выявлено что синий и зеленый цвета и их оттенки расслабляют успокаивают человека. Выявлено что светлые цвета максимально удалённые от чёрного преимущественно связаны с позитивными эмоциями; тёмные...