6071

Финансовые показатели и методика их применения

Реферат

Финансы и кредитные отношения

Финансы занимают особое место в экономических отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование различных видов доходов и накоплен...

Русский

2012-12-28

32.34 KB

36 чел.

Введение

Финансы занимают особое место в экономических отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельности сферы материального производства, государства и участников непроизводственной сферы.

В современных условиях формы финансовых отношений претерпевают серьезные изменения. Становление рынка и предпринимательства в России предполагает не только разгосударствление экономики, приватизацию предприятий, их демонополизацию для создания свободного экономического сектора, развитие конкуренции, либерализацию цен и внешнеэкономических связей предприятий, но и финансовое оздоровление народного хозяйства, создание адекватной системы финансовых отношений.

Финансовое планирование тесно связано с планированием производственно-хозяйственной деятельности. Сейчас, с развитием рыночных отношений финансы становятся основным видом ресурсов, именно их ограниченность начинает лимитировать производство. В связи с этим в значительной степени возрастает роль финансового планирования, изменяется его содержание, как на предприятиях, так и в рамках всей финансовой системы страны.

Среди множества финансовых показателей есть такие, которые имеют  особое значение для определения позиции фирмы  и  могут  использоваться  для анализа любых стратегических проблем.

Анализ финансовых показателей позволяет выявить критические точки в деятельности фирмы, определить причины проблем и запланировать действия, направленные на их решение. Финансовый анализ складывается из четырех основных шагов:

-  выбор показателей, подходящих для анализа стратегических проблем;

-  расчет этих показателей;

-  сравнение полученных величин с аналогичными показателями данной фирмы за предыдущие годы, среднеотраслевыми, конкурентными величинами;

-  использование показателей при составлении финансовых планов для определения способов решения проблем и будущих возможностей фирмы.

Среди множества финансовых показателей есть такие, которые имеют особо важное значение для определения позиции фирмы и могут использоваться для анализа любых стратегических проблем.

Можно выделить четыре типа наиболее значимых финансовых показателей. Это показатели:

-  ликвидности (краткосрочной платежеспособности);

-  хозяйственной активности (оборачиваемости);

-  доходности (прибыльности, рентабельности);

-  рыночной активности.


1. Необходимость анализа финансовых показателей

В своем традиционном представлении финансовый анализ является методом, который представляет собой исследование сложных явлений путем их расчленения на составные части. Финансовый анализ, в широком научном понимании есть метод научного исследования и оценки явлений и процессов. Его основной частью является изучение составных частей, которые представляют собой элементы изучаемой системы. Экономическую сущность финансового анализа нагляднее всего отразить следующим определением: финансовый анализ представляет собой оценку финансово - хозяйственной деятельности фирмы в прошлом, настоящем и предполагаемом будущем.

В современной рыночной экономике, в которой финансы представляют ее основной элемент, анализ принято применять для того, чтобы выявить сущности, закономерности, тенденции и оценки социально-экономических процессов, изучить финансово-хозяйственную деятельности в разных сферах воспроизводства и на всех уровнях.

Для достижения целей финансового анализа необходимо решить определенный взаимосвязанный набор аналитических задач. Аналитическая задача является конкретизацией целей анализа, учитывая организационные и информационные возможности проведения анализа.

Финансовый анализ есть часть общего экономического анализа предприятия, а также часть общего, полного анализа хозяйственной деятельности. Разделение системы бухгалтерского учета в масштабе предприятия на финансовый учет и управленческий учет послужило, в свою очередь, разделению анализа на финансовый и управленческий анализ. Рассматривать данное разделение необходимо несколько условно, так как внутренний анализ можно рассматривать как продолжение внешнего анализа, и наоборот. Оба вида анализа дополняют друг друга необходимой информацией в интересах общего дела.

Внутренний финансовый анализ представляет собой анализ, необходимость которого обуславливается удовлетворением внутренних собственных потребностей организации. Его целью является определение ликвидности фирмы или же строгая оценка ее результатов в анализируемом отчетном периоде. Это может быть в случае, когда руководство фирмы, к примеру, и ее финансовый аналитик изъявляют желание узнать, возможно, ли для предприятия выделение средств на планируемое расширение производства и как отразятся на финансовых результатах предприятия эти дополнительные расходы.

Внешний финансовый анализ проводят аналитики, которые являются для предприятия посторонними лицами, а следовательно, у них нет доступа для ознакомления с внутренней информационной базой хозяйствующего субъекта. При осуществлении комплексного финансового анализа можно определить потенциал коммерческой организации, в котором выделяют две стороны, это имущественное положение и финансовое положение коммерческой организации.

Характеристиками имущественного положение могут быть: величина, состав и состояние долгосрочных активов, которыми находятся во владении и распоряжении коммерческой организации и которые она использует для достижения своей цели.

Можно охарактеризовать финансовое положение на краткосрочную или же на долгосрочную перспективу. Здесь в первом случае принято говорить о ликвидности и платежеспособности предприятия, а во втором - о финансовой устойчивости организации.

Две данные стороны экономического потенциала хозяйствующего субъекта имеют четко прослеживаемую взаимосвязь.

Аналитические расчеты принято проводить в рамках экспресс-анализа, или же углубленного анализа.

Целью экспресс-анализа является наглядная по времени и несложная по трудоемкости реализации алгоритмов, с помощью которых можно дать оценку финансового благополучия и направления развития субъекта хозяйствования.

Углубленный анализ служит для конкретизации, расширения или дополнения отдельных процедур экспресс-анализа.


1.2 Основные группы финансовых показателей

Финансовый анализ, как правило, начинают с расчета финансовых показателей предприятия.

Рассчитываемые показатели объединяют в группы. Финансовые коэффициенты каждой группы характеризуют два аспекта анализа: для целей ликвидации и для целей функционирования предприятия.

В состав показателей каждой группы входят несколько основных общепринятых показателей и множество дополнительных, рассчитываемых в зависимости от целей анализа и управления. Цели анализа могут предполагать как комплексный анализ финансового положения предприятия, так и сравнительно простой анализ на базе основных аналитических финансовых коэффициентов, либо расчет одного из них.

Аналитические финансовые коэффициенты характеризуют соотношения между различными статьями бухгалтерской (финансовой) отчетности. Например, коэффициенты платежеспособности и ликвидности позволяют сравнивать долговые обязательства предприятия с имеющимися у него активами, коэффициент автономии определяет долю собственного капитала в совокупных активах.

В европейских странах и в США применяется практика сравнения коэффициентов со среднеотраслевыми их значениями. Наличие отклонений значений коэффициентов от срёднеотраслевых является предпосылкой для более детального анализа финансового состояния фирмы.

В экономической литературе встречается многообразие терминов для определения по сути одного и того же финансового показателя. В этой связи целесообразно привести наиболее часто встречающиеся их синонимы.

Наиболее распространенными для анализа являются рассчитываемые пять групп финансовых показателей.

В первую группу входят коэффициенты, характеризующие платежеспособность и ликвидность предприятия. Достаточно высокий уровень платежеспособности предприятия является обязательным условием возможности привлечения дополнительных заемных средств и получения кредитов. Кроме того, в эту группу входят показатели, позволяющие судить о возможности предприятия функционировать в дальнейшем. Например, показатель чистого оборотного капитала позволяет судить, насколько предприятие способно погасить свои краткосрочные обязательства и продолжить операционную деятельность.

Во второй группе объединяют показатели финансовой устойчивости. В экономической литературе эту группу называют также показателями структуры капитала и платежеспособности либо коэффициентами управления источниками средств.

В третью группу входят показатели рентабельности.

Четвертую группу представляют показатели деловой активности. Их также называют коэффициентами управления активами.

В пятую включают показатели рыночной активности и положения на рынке ценных бумаг.


1.2. Основные методы и финансовые показатели

Показатели финансовые - (англ. financial indicators)и - величины, характеризующие какую-либо сторону деятельности хозяйствующих субъектов, государства, населения, связанную с формированием и использованием денежных доходов и накоплений, или степень выполнения определенной задачи.

Финансовые показатели отражают размеры, составную динамику и взаимосвязь общественных явлений и процессов, происходящих в области финансов, в их количественном и качественном состоянии. Многоплановость финансовых отношений обусловливает многообразие финансовых показателей.

Различают объемные и качественные показатели. Объемные финансовые показатели свидетельствуют о размере и выражаются числовыми значениями (объем затрат на производство продукции, размер бюджетного дефицита); качественные финансовые показатели характеризуют уровни и количественные соотношения анализируемых величин (нормы, нормативы, ставки налогообложения, индексы цен, инфляции).

По степени агрегирования явлений финансовые показатели могут быть: индивидуальными, относящимися к отдельному объекту (фонд заработной платы в школе, рентабельность конкретного вида производимой продукции); групповыми, если распространяются на группу объектов одного и того же вида (нормы расходов на питание на один койко-день в лечебном учреждении); общими и синтетическими, которые одновременно являются сводными показателями и получаются в результате обобщения индивидуальных показателей (объем доходов и расходов консолидированного бюджета).

В зависимости от изучаемого явления различают финансовые показатели: интервальные, выражающие развитие явления во времени (например, доходы федерального бюджета за квартал, полугодие, 9 месяцев, год); моментные, отражающие состояние явления на определенную дату (в частности, остатки денежных средств на текущих счетах бюджетополучателей на конкретную дату). Показатели состояния финансов отрасли, территории называются отраслевыми, территориальными, а экономики в целом - общеэкономическими (прибыль машиностроительной отрасли, фонд финансовой поддержки конкретного региона, объем финансовых ресурсов государства).

По форме выражения финансовые показатели бывают: абсолютными (объем доходов федерального бюджета), относительными (объем доходов федерального бюджета в процентах к ВВП), средними (средняя душевая обеспеченность доходами по РФ). При законодательном оформлении финансовые показатели делятся на утверждаемые (государственный минимальный социальный стандарт, минимальный размер оплаты труда, предельный размер дефицита федерального бюджета) и расчетные (норматив минимальной бюджетной обеспеченности, минимальный местный бюджет).

Использование финансовых показателей в планировании обусловливает наличие плановых и отчетных показателей. Исходя из требований рыночной экономики финансовые показатели можно подразделить на оценочные, характеризующие достигнутый или возможный уровень развития или результатов деятельности (объем продаж предприятия, валовая прибыль, ликвидность), и затратные, отражающие уровень затрат по осуществлению различных видов деятельности (издержки производства, все виды расходов бюджетных учреждений). Однако деление показателей на оценочные и затратные «подвижно», и в различных ситуациях затратные показатели могут рассматриваться как оценочные. Большинство финансовых показателей имеют сквозной характер и могут применяться одновременно для оценки конкретных сторон финансовой деятельности, как отдельных хозяйствующих субъектов, так и государства в целом (прибыль предприятия, отрасли, экономики в целом). Финансовые показатели, используемые для оценки отдельных сторон финансовой деятельности и процессов, содержат количественную, качественную, пространственную и временную определенности (доля конкретного региона в федеральном фонде финансовой поддержки регионов в определенном году, где доля - качественный показатель, ее размер - количественный, конкретный регион - пространственная определенность, год - временная). Отсутствие хотя бы двух приведенных параметров свидетельствует о том, что данная величина не является показателем. При всем многообразии финансовых показателей ни один из них не играет роль универсального показателя, по которому однозначно можно было бы судить об изучаемом явлении или процессе, поэтому на практике пользуются системой финансовых показателей, связанных между собой и дающих всестороннюю комплексную характеристику исследуемого явления или процесса. Учитывая отраслевые особенности сфер и звеньев финансовой системы, различают системы финансовых показателей государственного бюджета, страхования, отдельных отраслей экономики, хозяйствующих субъектов разных форм собственности и др.

На основе системы финансовых показателей проводят финансовый анализ, прогнозирование/планирование, оперативное управление по всем направлениям финансовой деятельности. С переходом к рыночным отношениям, экономические и территориальные обособленности регионов, с развитием различных форм собственности появились новые финансовые показатели: в процессе финансового анализа деятельности предприятий вместо таких показателей, как объем производства валовой, товарной продукции, стали применяться объем продаж, прибыль, рентабельность, уровень налогообложения, ликвидность; при оценке конъюнктуры финансового рынка - виды основных котируемых финансовых инструментов (акции, облигации), цены и объемы сделок, индексы динамики цен, инфляции и др. Возникла необходимость создания регион, системы финансовых показателей, характеризующей формирование и использование финансовых ресурсов территорий, состояние межтерриториальных связей, которые были бы сопоставимыми, сквозными и базировались на единой методологии исчисления.


2. Применение финансовых показателей

 В условиях планово-директивной экономики целью составления финансового плана хозяйствующего субъекта являлось определение суммы излишка его доходов с тем, чтобы изъять этот излишек в госбюджет. При рыночной экономике хозяйствующий субъект обладает полной самостоятельностью. Изъятие прибыли в бюджет производится с помощью налогов. Хозяйствующий субъект сам определяет направления и величину использования прибыли, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов. Целью составления финансового плана становится определение возможных объёмов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины финансовых показателей. К последним относятся прежде всего собственные оборотные средства, амортизационные отчисления, устойчивая кредиторская задолженность, прибыль, налоги, уплачиваемые с прибыли, и т. п..

 Содержанием стратегии финансового планирования хозяйствующего субъекта является определение его центров доходов и центров расходов. Центр доходов хозяйствующего субъекта – это его подразделение, которое приносит ему максимальную прибыль. Центр расходов – это подразделение хозяйствующего субъекта, являющееся малорентабельным или вообще некоммерческим, но играющее важную роль в общем производственно-торговом процессе. Например, в западной экономике многие фирмы придерживаются правила «двадцать на восемьдесят», то есть 20% затрат капитала должны давать 80% прибыли. Следовательно, остальные 80% вложений капитала приносят только 20% прибыли.

Основными показателями, характеризующими имущественное положение организации являются актив и пассив. Финансовое положение может быть охарактеризовано как на краткосрочную, так и на долгосрочную перспективу. В первом случае говорят о ликвидности и платежеспособности коммерческой организации, во втором случае – о ее финансовой устойчивости. Показатели деловой активности используются для анализа текущей производственной и коммерческой деятельности предприятия. Для оценки уровня эффективности финансово-хозяйственной деятельности применяются показатели рентабельности, характеризующие прибыльность организации.

   Таким образом, практически всё финансовые показатели используют главный итоговый финансовый документ предприятия, которым является бухгалтерская отчетность. Именно на её основе можно практически полностью оценить финансовое состояние предприятия.

   Несмотря на большое количество преимуществ финансовых показателей, и то, что без них нельзя провести полноценный анализ организации, всё же они не достаточны. При всей своей важности они не всегда позволяют полно определить, насколько эффективно работает организация, ее подразделения, менеджеры или ключевые сотрудники.

   Успех бизнеса в традиционных областях часто основан на экономии за счет роста масштабов и/или объемов производства, и поэтому связан с эффективным распределением финансового и физического капитала, что хорошо поддается наблюдению и удачно контролируется с помощью финансовых показателей. Тем не менее, в наукоёмких отраслях всё важнее становится возможность мобилизовывать и эксплуатировать ресурсы, основанные на знаниях.

   Кроме того, установка на использование только финансовых показателей стимулирует достижение лишь краткосрочных результатов. Применение же ещё и нефинансовых показателей позволяет строить долгосрочные стратегии. Это означает, что финансовое будущее компании можно надежно прогнозировать, а ожиданиями инвестора – управлять досрочно, контролируя определенные нефинансовые индикаторы.

Ведь, рентабельность или прибыль компании не всегда свидетельствует о ее «здоровье» и успешности, т.к. финансовые показатели, базируясь на бухгалтерской отчетности, отражают эффективность деятельности компании в прошлом, не позволяя диагностировать и устранять проблемы в «режиме реального времени». Поэтому есть риск, что когда эти проблемы найдут свое отражение в финансовой отчетности, устранять их уже может быть поздно. То есть, ценность финансовых показателей для принятия стратегических управленческих решений значительно уменьшается.

   Кроме того, финансовые показатели позволяют оценить только те эффекты, которые можно выразить в денежном эквиваленте, то есть оценить непосредственный эффект. Однако не всегда существует возможность представить в денежном выражении абсолютно все преимущества, которые получает компания от реализации тех или иных мероприятий. К тому же финансовые показатели характеризуют лишь финансовые аспекты деятельности компании, но не позволяют раскрыть ряд других важных аспектов. Для оценки успеха и эффективности работы компании в условиях современного бизнеса также не менее важно знать степень лояльности клиентов и эффективность цепочки отношений с ними, определить инновационный потенциал компании и понимать, насколько квалифицированы и мотивированы сотрудники, а также многое другое.

Тем не менее, получение доходов остается главной целью любого частного бизнеса. Поэтому, очень важно выбрать правильные финансовые и нефинансовые показатели, касающиеся и клиентов, и процессов, и развития, а регулярные финансовые отчёты и финансовые показатели должны по-прежнему играть значительную роль, напоминая руководству компании, что улучшенные качество, сроки выполнения, производительность и развитие новых продуктов являются средством достижения поставленных целей, но не самоцелью. Это даст положительный эффект тогда, когда активы организации будут использоваться на очень эффективном уровне.

Заключение

В заключение реферата можно сделать следующие выводы.

Анализ финансовых показателей представляет собой процесс изучения показателей деятельности предприятия, на основе которого принимаются решения, касающиеся управления финансами.

Финансовые показатели можно объединить в следующие группы:

- коэффициенты, характеризующие платежеспособность и ликвидность предприятия;

- показатели финансовой устойчивости предприятия;

- показатели рентабельности предприятия;

- показатели деловой активности;

- показатели рыночной активности и положения на рынке ценных бумаг.

По каждой из вышеперечисленных групп ведется расчет отдельных показателей. Для расчета этих показателей используются специально разработанные формулы.


Список литературы

Учебная Литература

1. Золотарева В.С. Финансовый менеджмент. Ростов н/Д: Феникс, 2010.

2. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент/ Учебник М: Перспектива, 2009.

3. Крейнина А.М. Финансовое состояние предприятия М.: ИКЦДИС, 2009.

4. Уткин Э.А. Финансовый менеджмент/ Учебник М.: Зеркало, 2011.

5. А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфуллин «Методика финансового анализа», Москва ИНФРА-М, 2009 г.

6. Под ред. проф. М.И. Баканова и проф. А.Д. Шеремета «Экономический анализ», Москва «Финансы и статистика», 2010 г.

7. Г.В. Савицкая «Анализ хозяйственной деятельности предприятия», Москва ООО Новое знание, 2011 г.

8. Б.Т. Жарылгасова, Н.Т. Савкуров «Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности», Москва, 2009 г.

9. М.С. Абрютина, А.В. Грачев «Анализ финансовой деятельности предприятия», Москва Издательство «Дело и сервис», 2009 г.

10. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово- экономической деятельности предприятия. – М.: Юнити – Дана, 2010 г.

11. Пястолов С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Мастерство, 2009 г.

12. Д. Рябых «Наиболее распространенные финансовые показатели» www.cfin.ru


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34473. Живопись Феофана Грека 37.5 KB
  Из произведений Феофана Грека работавшего не покладая рук сохранилась только одна документально подтвержденная работа роспись церкви Спаса Преображения в Новгороде 1378 год. В образах Феофана огромная сила эмоционального воздействия в них звучит трагический пафос. Манера письма Феофана резкая стремительная темпераментная.
34474. Живопись Андрея Рублева 41.5 KB
  Образы Рублева навевают нам воспоминания об утерянной райской жизни об утерянном покое счастье и гармонии со вселенной. В творчестве Рублева отчетливее всего выразились мечты русского народа о самом хорошем человеке об идеальной человеческой красоте. Эпоха Рублева была эпохой возрождения веры в человека в его нравственные силы в его способность к самопожертвованию во имя высоких идеалов.
34475. Живопись Дионисия 41 KB
  Вот в такое время освобожденной обновляемой Руси как нельзя кстати пришелся светлый талант Дионисия его умение создавать праздничный настрой духа его сочные краски. Художественные тенденции последней трети XV начала XVI веков к праздничному декоративизму рафинированной утонченности и каноническому догматизму нашли в лице Дионисия тонкого истолкователя. О творчестве Дионисия в московский период можно судить только по двум произведениям: по иконе Божией Матери Одигитрия и по иконе Апокалипсис.
34476. Русское искусство 17в.: Живопись С. Ушакова. Деятельность оружейной палаты. Фресковая живопись. Парсуна 17.72 KB
  Тяга к наукам интерес в литературе к реальным сюжетам рост светской публицистики нарушение иконографических канонов в живописи сближение культового и гражданского зодчества любовь к декору к полихромии в архитектуре да и во всех изобразительных искусствах – все это говорит о быстром процессе обмирщения культуры XVII в. Во главе нового движения провозглашающего те задачи живописи которые вели по сути к разрыву с древнерусской иконописной традицией стоял царский изограф теоретик искусства Симон Ушаков 1626–1686 взгляды которого...
34477. Строгоновская и годуновская школа иконописи. Особенности выразительного языка 18.35 KB
  Второе – строгановская школа условно названная так потому что некоторые иконы выполнялись по заказу именитых людей Строгановых. Собирали иконы шитье и резьбу так что их домашние молельни стали настоящими музеями. Так они особенно ценили иконы совсем небольшого размера однако включающие не меньше отдельных сцен чем многоаршинный иконостас. Иконы этого типа напоминающие миниатюру или драгоценные эмалевые изделия и принято называть строгановскими даже если они не были написаны в мастерских Строгановых.
34478. Русское искусство первой трети 18в. Эпоха реформ Петра 1. Строительство Петербурга. Петровское барокко. Скульптура К.Б. Растрелли 72 KB
  Петровское барокко. Петровское барокко историкорегиональный стиль архитектуры СанктПетербурга сложившийся при жизни его основателя Петра Великого в первой четверти XVIII в. Стиль петровского барокко впитал в себя множество разнородных элементов и потому не является Барокко в полном значении этого слова. Так же петровскому барокко свойственна двуцветная окраска зданий чаще красная с белым и плоскостная трактовка декора.
34479. Русское искусство первой трети 18в.: формирование живописного портрета. Преображенская серия. Творчество живописцев И.Н. Никитина, А.М. Матвева 32.5 KB
  : формирование живописного портрета. Еще в XVII веке возник прообраз реалистического портрета значительно отличающийся от старого условного иконописания. В портрете XVIII столетия проявился исключительный интерес к человеку. Уже в так называемой Преображенской серии портретов которые долго было принято называть в науке портретами шутов так как они исполнены с лиц участвовавших в таком сатирическом конклаве как Всепьянейший сумасбродный собор всешутейшего князьпапы видно напряженное внимание к человеческому лицу к реалиям быта.
34480. Русское искусство сер.18в.:Елизаветинское барокко. Интерьеры. Архитектура. Деятельность Б.Ф. Растрелли. Тенденции рококо и барокко в интерьерах и мебели 31 KB
  :Елизаветинское барокко. Тенденции рококо и барокко в интерьерах и мебели. делится на два этапа: 30е годы – мрачное время правления Анны Иоанновны засилья иноземцев и 40–50е годы – годы елизаветинского правления некоторого смягчения нравов предыдущего времени роста национального самосознания поощрения всего отечественного время сложения стиля русского барокко знаменующего синтез всех видов искусства. Елизаветинское барокко – художественный стиль характерный для времени Елизаветы.
34481. Русское искусство середины 18в.: Живопись – расцвет портрета. Своеобразие творческого метода живописцев И.Я. Вишнякова, И.П. Аргунова, Л.П. Антропова 36 KB
  : Живопись – расцвет портрета. В его портретах особенно детских отразился дух русского рокайльного искусства но в них нет бездушности фривольности наружной слащавости и галантности присущих западному рококо. Но лица в портретах пронизаны теплотой и душевностью в них есть особая интимность и непритязательность обаяние и цельность образа. Аргунов первые приобретшие известность портреты соединяют в себе принцип композиции западноевропейского парадного портрета и идущие от парсуны черты застылости живописной сухости плоскостности.