60715

Содержание и объем понятия

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: дать понятие учащимся представления о содержании и объеме понятия Задачи: сформировать у учащихся представления о содержании и объеме понятия, о единичных и общих понятиях; актуализировать и углубить знания о возможностях создания компьютерной деловой графики.

Русский

2014-05-20

2.21 MB

1 чел.

Кто проводил: Камисова Виктория Альбертовна

Кто проводил: Камисова Виктория Альбертовна

Дата:

Класс: 6

Тип урока: комбинированный

Форма занятия: урок

Тема: Содержание и объем понятия.

Цель:  дать понятие учащимся представления о содержании и объеме понятия

Задачи:

  1.  сформировать у учащихся представления  о содержании и объеме понятия, о единичных и общих понятиях;
  2.  актуализировать и углубить знания о возможностях создания компьютерной деловой графики.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, наглядные пособия, раздаточный материал.

Литература:

Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса / Л.Л. Босова.- 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 208 с.

Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса./ Л.Л. Босова.- 3-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.- 118 с.

Ход занятия:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Здравствуйте, садитесь!

Итак друзья внимание,

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее

Скорей начнем урок!

Здравствуйте!

2. Подготовитель-ный этап

Внимательно посмотрите на доску.

А теперь все посмотрели в окошко, а затем на доску. Кто у нас самый внимательный и может сказать: Чего не хватает на рисунке?

На рисунке не хватает верблюда.

Правильно!

Какое животное лишнее и почему?

На рисунке лишним является верблюд, потому что верблюд живет в Африке, а остальные животные собака, корова, кошка, лошадь, козлятки является домашними животными.

3. Основная часть

Презентация:

Если объект реальной действительности характеризуется формой, размером, цветом и другими признаками, то понятие характеризуется содержанием.

Чем характеризуется понятие

  •  Содержание – это все существенные признаки объекта или класса объектов, отраженные в понятии.
  •  Объем – множество объектов, каждому из которых присущи признаки, составляющие содержание понятия.

Содержание понятия

 

Объём понятия

  •  Множество отличников в классе
  •  Множество букв русского алфавита
  •  Множество натуральных чисел
  •  Множество знаков

Понятие «источник информации»

Это такой объект реальной действительности, который содержит информацию и обеспечивает возможность доступа к ней.

Понятие «знак»

Любой чувственно воспринимаемый объект, выступающий как представитель предмета, явления, действия, свойства или отношения.

Единичное понятие-   соответствует конкретному объекту, тому самому, о котором идет речь.

Общее понятие - соответствует множеству однородных объектов, которое иначе называется классом объектов.

Итак, можно сделать вывод, что

  •  Содержание понятия– это все существенные признаки объекта или класса объектов, отраженные в понятии.
  •  Объем понятия– множество объектов, каждому из которых присущи признаки, составляющие содержание понятия.

Выделяют единичные и общие понятия. За единичным понятием скрывается конкретный объект, тот самый, о котором идет речь.

За общим понятием скрывается множество однородных объектов, которое иначе называют классом объектов.

4. Практическая работа.

№21 стр. 50 в рабочей тетради

Определите для каждого из приведенных понятий, общее оно или единичное (соедините стрелками).

Ответ:

5. Физминутка

Презентация – Вы должны следить за движением животных.

6. Практическая работа

№22:

Выделите попарно общие и единичные понятия и запишите их в соответствующие столбцы таблицы.

Понятия:

Композитор, Пушкин, художник, Чайковский, озеро, горы, Репин, поэт, Байкал, Париж, Карпаты, философ, город, Сократ, полководец, Чита, Суворов, ученый, река, Ньютон, Лена, город.

Общее понятие

Единичное понятие

№23. Составьте пары сравнимых понятий и укажите их общий признак.

Понятия: веселье, весна, осень, монитор, клавиатура, грусть, стол, береза, автомобиль, диван, дерево, арбуз, гуляш, самолет.

Сравнимые понятия

Общий признак

Понятие 1

Понятие 2

Общее понятие

Единичное понятие

композитор

Чайковский

художник

Репин

поэт

Пушкин

Философ

Сократ

город

Париж

полководец

Суворов

ученый

Ньютон

река

Лена

город

Чита

горы

Карпаты

озеро

Байкал

Сравнимые понятия

Общий признак

Понятие 1

Понятие 2

Весна

Осень

Время года

Веселье

Грусть

Настроение

Монитор

Клавиатура

Устройство компьютера

Стол

Диван

Мебель

Береза

Дерево

Растение

Самолет

Автомобиль

Транспорт

арбуз

Гуляш

Еда

7. Домашнее задание

Дополнительное задание

Подведение итогов.

№25 в рабочей тетради стр. 53

Между двумя первыми понятиями существует некоторое отношение. Между третьим и одним из четырех, приведенных ниже,- такое же (аналогичное) отношение. Найдите нужное понятие (отметьте точкой)

  1.  цветок – ваза = птица - …
    •  клюв
    •  чайка
    •  гнездо
    •  перья
  2.  часы – время = градусник - …
    •  стекло
    •  температура
    •  больной
    •  врач
  3.  стол – скатерть = пол - …
    •  мебель
    •  пыль
    •  ковер
    •  паркет
  4.  машина – мотор = лодка - …
    •  река
    •  маяк
    •  парус
    •  волна
  5.  огород – морковь = сад - …
    •  забор
    •  колодец
    •  яблоня
    •  скамейка
  6.  существительное – предмет = глагол - …
    •  образовывать
    •  спряжение
    •  действие
    •  делать
  7.  роман- глава = стихотворение - …
    •  поэма
    •  рифма
    •  строфа
    •  жанр
  8.  глаз – зрение = нос - …
    •  осязание
    •  обоняние
    •  лицо
    •  запах
  9.  север – юг = осадки - …
    •  пустыня
    •  полюс
    •  дождь
    •  засуха
  10.  Колумб – путешественник = землетрясенье - …
    •  Первооткрыватель
    •  Образование гор
    •  Жертвы
    •  Природное явление
  11.  песня – композитор = самолет - …
    •  аэропорт
    •  полет
    •  конструктор
    •  истребитель
  12.  слагаемое – сумма = множитель - ….
    •  Произведение
    •  Частное
    •  Разность
    •  Умножение
  13.  нож – сталь = стол - …
    •  вилка
    •  дерево
    •  стул
    •  пища
  14.  волк- пасть = птица - ….
    •  Крыло
    •  Пение
    •  Воздух
    •  Клюв
  15.  утро – ночь = зима - …
    •  весна
    •  день
    •  осень
    •  лето
  16.  лес-деревья = библиотека - …
    •  библиотекарь
    •  здание
    •  книги
    •  романы
  17.  школа –обучение = больница -…
    •  доктор
    •  ученик
    •  больной
    •  лечение
  18.  бежать – стоять = кричать - …
    •  ползать
    •  молчать
    •  плакать
    •  шуметь

№26 стр 57 в рабочей тетради

Зачеркните «лишнее» слово, присутствующее в каждой строке. Будьте готовы объяснить, почему вы так считаете:

  1.  щука, карась, окунь, рак.
  2.  ромашка, ландыш, сирень, колокольчик.
  3.  Саша, Лена, Коля, Маша, Егорова.
  4.  ветка, листок, яблоко, цветок, птичка.
  5.  заяц, волк, кабан, лось, овца.
  6.  ухо, лицо, нос, язык, глаз.
  7.  рысь, медведь, тигр, лев, кошка.
  8.  шайба, коньки, качели, клюшка.
  9.  гусь, лебедь, павлин, курица, кролик.
  10.  пот, потолок, потливый, запотевший.
  11.  горе, нагорный, горевать, горемыка.
  12.  Тибет, Кавказ, Альпы, Байкал.
  13.  Россия, Франция, Петербург, Китай.
  14.  Африка, Индия, Австралия, Южная Америка.
  15.  диван, кровать, тетрадь, шкаф, парта.
  16.  дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.
  17.  молоко, сыр, сливки, сметана, сало.
  18.  подлежащее, глагол, дополнение, определение.
  19.  пять, пятерка,  пятерня.
  20.  четырехугольник, четыре, четверка.
  21.  ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки.
  22.  брюки, хлопоты, дверцы, вилы.
  23.  дебри, прения, игры, шахматы.
  24.  носок, мозоль, георгин, помидор.
  25.  магистраль, вестибюль, бандероль, лазурь.
  26.  озимь, цитадель, фланель, панцирь.
  27.  подстаканник, подорожник, подснежник, подлокотник.
  28.  текст, число, график, бумага.
  29.  клавиатура, джойстик, сканер, принтер.
  30.  монитор, графопостроитель, принтер, мышь
  31.  винчестер, дискета, компакт-диск, процессор.
  32.  обработка, хранение, калькулятор, передача.

Давайте обсудим:

  1.  Что такое содержание понятия?

  1.  Раскройте содержание понятий «клавиатура», «редактирование текста»

  1.  Что такое объем понятия?

  1.  В чем различие между единичным и общим понятиями?

Коля рассказывает Пете: «Я вчера смотрел кинофильм. Кинофильм мне понравился.» Объясните, что является общим и единичным в данной ситуации.

А теперь отразите свое настроение на сегодняшнем уроке.

Нарисуйте домовенку улыбочку, если Вам понравилось занятие. Если не понравилось – хмурого домовенка.

Урок окончен. Спасибо за урок. До свидания.

  1.  гнездо
  2.  температура
  3.  ковер
  4.  парус
  5.  яблоня
  6.  действие
  7.  строфа
  8.  обоняние
  9.  засуха
  10.  природное явление
  11.  конструктор
  12.  произведение
  13.  дерево
  14.  клюв
  15.  осень
  16.  книги
  17.  лечение
  18.  молчать

  1.  щука, карась, окунь, рак.
  2.  ромашка, ландыш, сирень, колокольчик.
  3.  Саша, Лена, Коля, Маша, Егорова.
  4.  ветка, листок, яблоко, цветок, птичка.
  5.  заяц, волк, кабан, лось, овца.
  6.  ухо, лицо, нос, язык, глаз.
  7.  рысь, медведь, тигр, лев, кошка.
  8.  шайба, коньки, качели, клюшка.
  9.  гусь, лебедь, павлин, курица, кролик.
  10.  пот, потолок, потливый, запотевший.
  11.  горе, нагорный, горевать, горемыка.
  12.  Тибет, Кавказ, Альпы, Байкал.
  13.  Россия, Франция, Петербург, Китай.
  14.  Африка, Индия, Австралия, Южная Америка.
  15.  диван, кровать, тетрадь, шкаф, парта.
  16.  дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.
  17.  молоко, сыр, сливки, сметана, сало.
  18.  подлежащее, глагол, дополнение, определение.
  19.  пять, пятерка,  пятерня.
  20.  четырехугольник, четыре, четверка.
  21.  ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки.
  22.  брюки, хлопоты, дверцы, вилы.
  23.  дебри, прения, игры, шахматы.
  24.  носок, мозоль, георгин, помидор.
  25.  магистраль, вестибюль, бандероль, лазурь.
  26.  озимь, цитадель, фланель, панцирь.
  27.  подстаканник, подорожник, подснежник, подлокотник.
  28.  текст, число, график, бумага.
  29.  клавиатура, джойстик, сканер, принтер.
  30.  монитор, графопостроитель, принтер, мышь
  31.  винчестер, дискета, компакт-диск, процессор.
  32.  обработка, хранение, калькулятор, передача.

Содержание понятия– это все существенные признаки объекта или класса объектов, отраженные в понятии.

Клавиатура: прямоугольная, состоит из кнопок,

Редактирование текста:  позволяет исправлять ошибки.

Объем – множество объектов, каждому из которых присущи признаки, составляющие содержание понятия.

Единичное понятие-   соответствует конкретному объекту, тому самому, о котором идет речь.

Общее понятие - соответствует множеству однородных объектов, которое иначе называется классом объектов.

Единичное понятие: Коля.

Общее понятие: кинофильм

Студент-практикант:    /Камисова В.А.

Учитель:     /Пашаева Л.Г.


Используется
 в игре

Прыгучий

Упругий

Круглый

Мяч

Равные стороны

Прямоугольник

Квадрат

И другие …

Товарные знаки

Химические знаки

наки препинания

Математические знаки

Дорожные знаки

Общие

Единичные

Понятия

Наша школа

Мой письменный стол

Команда

Исполнитель

Приемник информации

Источник информации

Объект


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8348. Экономика Китайской Народной Республики 31 KB
  Экономика Китайской Народной Республики Экономика Китайской Народной Республики - 2-я экономика мира по объёму ВВП (на 2010 год). При оценке ВВП страны необходимо учитывать, что данные за прошлые годы регулярно пересматриваются в сторону пов...
8349. Феодальный Китай под властью цинской монархии 96.45 KB
  Феодальный Китай под властью цинской монархии План. Крестьянская война XVII в. Захватнические войны Цинов. Первая опиумная война. Крестьянская...
8350. Фразеология китайского языка 86 KB
  Классификация фразеологизмов. В соответствии со своими дифференциальными признаками (лексико-семантическими и грамматическими), а также особенностями функционирования или способами существования в речевой цепи, фразеологизмы подразделяют на соответс...
8351. Маньчжуры и династия Цин в Китае 55.5 KB
  Маньчжуры и династия Цин в Китае За полтора века затянувшейся политической борьбы в верхах за необходимые стране реформы процесс разорения крестьян достиг крайней степени. Снова оживилась деятельность тайных обществ типа Белого лотоса. Год от года...
8352. Китайские игры. Го в Древнем Китае 68 KB
  Го в Древнем Китае Содержание: 1. Введение. 2. Легенды о мудрых королях и гадания. 3. Го и война. 4. Го в классике. 5. Сумбур в Хань- и Вей-времена. 6. Литература. 1. ВВЕДЕНИЕ Китайской игре Вей-чи (Weichi,Weiqi), более известной у нас под ее...
8353. Main trends in the government’s policy on internationalization 71 KB
  Main trends in the governments policy on internationalization Internationalization of higher education is a reality. The Russian higher educational institutions have at their disposal much less funds than universities in the developed co...
8354. История древней Индии и Китая 37.5 KB
  Особый расцвет в индии наступает с 5-6 веков н.э, начинается процесс урбанизации. Ahimsa - не причинение вреда всему живого. Начинается развитие товарно-денежного обращения. Члены всех 4-ех варн отходили от своих традиционных занятий...
8355. Культура Древнего Востока. Бхавадгита 98 KB
  Культура Древнего Востока. БХАГАВАДГИТА КАК ОНА ЕСТЬ Арджуна спросил: О мой Господь, о Высшая личность, что такое Брахман? Что такое душа? Что такое кармическая деятельность? Что представляет собой это материальное проявление? Кто такие полубоги? По...
8356. История Китая. Краткий обзор 482.32 KB
  История Китая Китайская цивилизация - одна из старейших в мире. По утверждениям китайских учёных, её возраст может составлять пять тысяч лет, при этом имеющиеся письменные источники покрывают период не менее 3500 лет. Наличие систем администрат...