6073

Роль человека в проблеме БД. Ощущения. Понятие о восприятии человеком времени и расстояний. Реакция и ее Виды

Реферат

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Введение В современных условиях комфортабельности легковых автомобилей, работа водителей попадает в разряд легких. Однако длительная и интенсивная работа за рулем легкового автомобиля приводит к перенапряжению нервной системы водителя, тре...

Русский

2012-12-28

45 KB

5 чел.

1. Введение

В современных условиях комфортабельности легковых автомобилей, работа водителей попадает в разряд легких. Однако длительная и интенсивная рабо-та за рулем легкового автомобиля приводит к перенапряжению нервной сис-темы водителя, требует постоянной собранности и внимательности.

К управлению легковыми автомобилями допускаются лица, которые прошли соответствующую подготовку в автошколах и на курсах по единым програм-мам, согласованным с управлением ГИБДД, медицинское освидетельствова-ние, успешно сдали теоретический и практический экзамены в регистрацион-но- экзаменационном отделении ГИБДД по месту жительства и достигли 18 лет.

Основными психофизиологическими качествами, по которым определяют пригодность к вождению автомобилями, являются:

  1.  ощущение - отражение в сознании человека отдельных свойств пред-метов и явлений материального мира, непосредственно воздействую-щих на органы чувств (различают ощущения зрительные, слуховые, обонятельные, кожные, двигательные, вибрационные и др.);
  2.  восприятие - уровень развития органов чувств, точность определения пространственных отношений и временных интервалов, скорость пере-работки информации;
  3.  психомоторная реакция - скорость и точность реакции водителя в критических ситуациях, четкая психомоторная координация;
  4.  внимание - широкий объем и распределение внимания, его быстрая переключаемость и устойчивость, правильная организация внимания при выполнении маневра;
  5.  эмоционально-волевая реакция - эмоциональная устойчивость, поме-хоустойчивость, высокий уровень развития волевых качеств (самооб-ладание, решительность, настойчивость);
  6.  оперативное мышление - быстрота оценки дорожной обстановки и принятия решений, способность к быстрому профессиональному прог-нозированию, хорошая оперативная память и ее готовность;
  7.  личностные факторы - активность и направленность личности, склон-ность к технике, инициативность, сообразительность, дисциплиниро-ванность, интерес к профессиональной работе водителя. Недостаточное развитие одних психофизиологических особенностей водителя может компенсироваться развитием других и проявляться лишь в сложных дорожных условиях, когда предотвращение аварии и разрядка острой дорожной ситуации зависят от быстроты оценки ситуации, умения при-менить навыки управления автомобилем, от скорости и от точности реакции, самообладания, решительности и настойчивости. Мастером своего дела можно считать только того водителя, который умеет пра-вильно и быстро оценивать дорожную обстановку, предвидеть ее воз-можные изменения и никогда не попадать в сложные ситуации, а при невозможности избежать их - максимально разрядить опасную обстановку.

Опыт и мастерство водитель приобретает постепенно, другие же качества характера - чувство ответственности за безопасность других людей, способ-ность сосредоточиться только на управлении автомобилем, выдержка и восп-риимчивость к информации - он должен воспитывать в себе с самого начала вождения.

Из этих основных психофизиологических качеств, определяющих пригод-ность к вождению, в данном реферате я рассмотрю ощущение, восприятие и реакцию.

2. Ощущения: функции, виды, взаимодействия

Ощущения – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внут-ренних состояний организма при соответствующем воздействии раздражи-телей на соответствующие рецепторы.

Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию и передают ее в мозг, ежесекундно получаемый и перерабатываемый поток информации. В результате возникает адекватное отражение окружающего мира и состояния организма. На этой основе формируются нервные импульсы, поступающие к исполнительным органам, ответственным за температуру тела, работу орга-нов пищеварения, органов движения и т.д.

Ощущения возникают как реакция нервной системы на тот или иной разд-ражитель и имеют рефлекторный характер.

Физиологической основой ощущения является процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор.

Анализатор состоит из 3 частей:

  1.  периферический отдел (рецепторы) является трансформатором внешней энергии в нервный процесс;
  2.  отдел аффективных (центростремительных) и эфферентных (центробежных) нервов – проводящих путей соединяет перифе-рический отдел анализатора с центральным;
  3.  подкорковых и корковых отделов (мозговой конец) анализатора, где происходит переработка нервных импульсов, приходящих из пе-риферических отделов.

Классификация ощущений

По характеру отражения и месту расположения рецепторов:

  1.  Экстроцептивные, отражающие свойства и явления внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела.
  2.  Интроцептивные, имеющие рецепторы во внутренних органах и тка-нях тела и отражающие состояние внутренних органов.
  3.  Проприоцептивные, рецепторы которые  располагаются в мышцах и связках и дают информацию о движении нашего тела и его положении.

Общие свойства ощущений.

Ощущения – это форма отражения адекватных раздражителей.

  1.  Качество – это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений.
  2.  Интенсивность ощущений является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя.
  3.  Продолжительность ощущения есть его временная характеристика. Она определяет функциональное состояние органов чувств, но главное – время действия раздражителя.
  4.  Пространственная локализация раздражителя – пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве.

Способность отображать явления окружающего мира с более или менее точ-ной степенью называют чувствительностью. Минимальная сила раздражи-телей, вызывающая едва заметные ощущения, называется низшим абсолют-ным порогом чувствительности. Величина абсолютных порогов меняется.

Чувствительность и ее измерение

Чувствительность органа чувств определяется минимальным раздражителем, который в данных условиях способен вызвать ощущение. Минимальная сила раздражителя, вызвавшая едва заметное ощущение, называется нижним порогом ощущения.

Нижний порог ощущения определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализатора. Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует обратная взаимосвязь: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность данного анализатора.

Верхним абсолютным порогом чувствительности называется максимальная сила раздражителя, при котором еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение.

Величина абсолютных порогов изменяется в зависимости от различных условий: характер деятельности, возраст человека, сила и длительность раздражителя.

Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различие ощущений, называется порогом различения или разностным порогом. Порог различения характеризуется относительной величиной для данного анализатора.

Закон Вебера-Фехнера. Интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражителя. При возрастании силы раздражителя в геометрической прогрессии интенсивность ощущений увеличивается в арифметической прогрессии:

 

Где  – интенсивность ощущений,

 – сила раздражителя,

 – константы.

Чем порог больше, тем меньше разностная чувствительность.

Явления, возникающие при взаимодействии ощущений:

Адаптация – это изменение чувствительности анализатора путем воздейст-вия или тренировки.

Сенсибилизация – изменение чувствительности одного анализатора при воздействии на другой анализатор.

Синестезия – это возникновение ощущения в одной анализаторной системе, характерного для другой анализаторной системы и при раздражении другой анализаторной системы.

3. Восприятие, его виды и свойства

Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъек-тивный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной актив-ности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Способ-ность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов, наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте.

В отличие от ощущений, которые не воспринимаются как свойства пред-метов, конкретных явлений или процессов, происходящих вне и независимо от нас, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформ-ленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью, причем даже в том случае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда восприни-маемое свойство сравнительно элементарно, вызывает простое ощущение (в данном случае это ощущение обязательно относится к какому-либо явлению или объекту, ассоциируется с ним).

Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличии от ощущений, называется объективацией.

Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (нап-ример, ощущения яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включаю-щий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых чело-веческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа. Для появления ощущения этого, как правило, не требуется.

Отдельные ощущения как бы 'привязаны' к специфическим анализаторам, и достаточно бывает воздействия стимула на их периферические органы – ре-цепторы, чтобы ощущение возникло. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов.

В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает боль-ше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие:

1. О свойствах воспринимаемого объекта, различают и виды восприятия. Соответственно выделяют зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Четыре анализатора - зрительный, слуховой, кожный и мышечный - чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия.

2. Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимае-мых как целое явлений. Это синтез выступает в виде образа данного предмета или явления который складывается в ходе активного их отражения.

3. Предметность, целостность, константность и категориальности  (ос-мысленность и означенность) - это основные свойства образа, складывающие-ся в процессе и результате восприятия.

  1.  Предметность - это способность человека воспринимать мир не и виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими дан-ные ощущения.
  2.  Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов. Это происходит и в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредствен-но в данный момент времени не воспринимаются.
  3.  Константность определяется, как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине, ряду других параметров независимо от меняющихся физических условий восприя-тия.
  4.  Категориальностъ человеческого восприятия проявляется в том, что оно носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом- понятием, относим к определенному классу. В соответствии с этим классом нами в воспринимаемом предмете ищутся и видятся признаки, свойственные всем предметам данного класса и вы-раженные в объеме и содержании этого понятия.

Описанные свойства предметности, целостности, константности и катего-риальности восприятия с рождения человеку не присущи; они постепенно складываются в жизненном опыте, частично являясь естественным следст-вием работы анализаторов, синтетической деятельности мозга.

Факторы, влияющих на организацию зрительных ощущений в образы:

1. Близость друг к другу элементов зрительного поля, вызвавших соответствующие ощущения. Чем ближе друг к другу пространственно в зрительном поле располагаются соответствующие элементы, тем с большей вероятностью они объединяются друг с другом и создают единый образ.

2. Сходство элементов друг с другом. Это свойство проявляется в том, что похожие элементы обнаруживают тенденцию к объединению.

3. Фактор «естественного продолжения». Он проявляется в том, что элементы, выступающие как части знакомых нам фигур, контуров и форм, с большей вероятностью в нашем сознании объединяются именно в эти фигуры, форму и контуры, чем в другие.

4. Замкнутость. Данное свойство зрительного восприятия выступает как стремление элементов зрительного поля создавать целостные, замкнутые изображения.

Законы восприятия

Восприятие надо рассматривать как интеллектуальный процесс, связанный с активным поиском признаков, необходимых и достаточных для формирова-ния образа и принятия решений. Последовательность актов, включенных в этот процесс, можно представить себе следующим образом:

1. Первичное выделение комплекса стимулов из потока информации и при-нятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту.

2. Поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущений комп-лекса признаков, сравнение с которым воспринятого позволяет судить о том, что это за объект.

3. Отнесение воспринятого объекта к определенной категории с последую-щим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровер-гающих правильность принятого гипотетического решения.

4. Окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ними класса.

Из всего того, что уже было сказано о восприятии, следует, что оно изменяет-ся под влиянием условий жизни человека, т.е. развивается.

Восприятие пространства и времени

Остановимся кратко на механизмах восприятия пространства, времени и дви-жения, которые совместно со способами восприятия контуров и содержания осмысленных фигур плоскостного типа образуют черно-белую перцептивную динамическую картину обстановки, окружающей повседневно человека. Восприятие пространства содержит оценки формы, величины, расстояния до предметов, расстояния между предметами.

В восприятии формы предметов принимают участие три основные груп-пы факторов:

1. Врожденная способность нервных клеток коры головного мозга избирательно реагировать на элементы изображений, имеющие определенную насыщенность, ориентацию, конфигурацию и длину. Такие клетки называются клетками-детекторами. Благодаря свойствам своих рецептивных полей, они выделяют в зрительном поле вполне определенные элементы, например световые линии конкретной длины, ширины и наклона, острые углы, контрасты, изломы на контурных изображениях.

2. Законы образования фигур, форм и контуров, выделенные гештальтпсихологами и описанные выше.

3. Жизненный опыт, получаемый за счет движений руки по контуру и поверхности объектов, перемещения человека и частей его тела в пространстве.

 Восприятие величины предметов зависит от того, каковы параметры их изображения на сетчатке глаза. Если человек не в состоянии правильно оце-нить расстояние до предметов, то те из них, которые на самом деле находятся далеко и, следовательно, образуют на сетчатке небольшие изображения, восп-ринимаются человеком как маленькие, хотя на самом деле могут быть дос-таточно большими.

 Те объекты, изображения которых на сетчатке глаза увеличиваются, также субъективно воспринимаются как возрастающие, хотя в действительности увеличения их размера может не происходить. Однако если человек в состоя-нии правильно оценить расстояние до объекта, то в действие вступает закон константности, в соответствии с которым видимая величина объекта мало ме-няется при не очень больших изменениях расстояния до него или не меняется совсем. То же самое происходит в том случае, если человеку известно, что сам объект мало меняется, а, варьируется только величина его изображения на сетчатке.

 В восприятии величины предметов принимают участие мышцы глаз и руки (в том случае, когда с ее помощью человек ощупывает предмет), ряда других частей тела. Чем больше сокращается или расслабляется мышца, прослежи-вающая предмет по его контуру или поверхности, тем большим кажется чело-веку и сам предмет. Следовательно, восприятие величины коррелирует со степенью сокращения следящих за ним мышц. В этом, в частности, прояв-ляется роль деятельности в восприятии.  

 Движения мышц также участвуют в восприятии глубины. Кроме них, зри-тельно правильной оценке глубины способствуют аккомодация и конверген-ция глаз. Аккомодация — это изменение кривизны хрусталика при наст-ройке глаза на четкое восприятие близких и отдаленных объектов или их деталей (фокусировка изображения на сетчатке). Конвергенция — это сбли-жение или расхождение осей глаз, которое происходит при восприятии соот-ветственно приближающихся или удаляющихся от человека объектов. Между зрительными осями обычно образуется некоторый угол. Он и несет в себе информацию о расстоянии до объектов.

 Однако с помощью аккомодации и конвергенции невозможно полностью объяснить восприятие и оценку расстояния до объектов, так как эти процессы «работают» в ограниченных пределах расстояний: 5—6 м для аккомодации и до 450 м для конвергенции. В то же самое время человек способен различать удаленность объектов от себя на гораздо большие расстояния, до 2,5 км. При оценке больших расстояний им, вероятнее всего, используется информация о взаимном расположении объектов на сетчатке правого и левого глаз.

Восприятие и оценка движения также основаны на последовательном ис-пользовании информации, исходящей из нескольких различных источников. Одни из них позволяют установить сам факт движения, другие оценить его направленность и скорость. Наличие или отсутствие движения в поле зрения констатируется нейронами-детекторами движения или новизны, входящими в нейрофизиологический аппарат ориентировочной реакции (рефлекса). Эти нейроны обладают генетически заданной способностью генерировать им-пульсы при возникновении движения какого-либо объекта в поле зрения.

Направленность движения может оцениваться по направлению перемещения отражаемого объекта на поверхности сетчатки, а также отмечаться после-довательностью сокращения-расслабления определенной группы мышц глаз, головы, туловища при выполнении прослеживающих движений за объектом.

То обстоятельство, что восприятие движения и его направления физиоло-гически связано, в частности, с перемещением изображения на сетчатке, дока-зывается существованием иллюзии движения, обычно возникающей в том случае, когда в поле зрения один за другим с небольшими интервалами вре-мени зажигаются два светящихся точечных объекта, находящихся друг от друга на сравнительно небольшом расстоянии. Если интервал времени между зажиганием первого и второго объектов становится меньше 0,1 с, то возни-кает иллюзия перемещения светового источника из одного положения в дру-гое, с первого места на второе, причем зрительно-иллюзорно субъектом даже прослеживается траектория соответствующего «движения». Это явление получило название «фи-феномен».

Еще одним аргументом в пользу того же самого вывода о психофизиологи-ческом механизме восприятия движения может служить так называемый автокинетический эффект. Это явление представляет собой кажущееся, иллюзорное движение в темноте неподвижной светящейся точки. На нем, в частности, был основан эксперимент с группой людей, который рассматри-вался в третьей главе учебника. Автокинетический эффект возникает у мно-гих людей в том случае, если неподвижная точка в зрительном поле является единственным видимым объектом, т.е. если ее положение невозможно иден-тифицировать в пространстве, сравнить и оценить относительно какого-либо другого видимого объекта.

Скорость движения, по-видимому, оценивается по скорости перемещения изображения предмета на сетчатке, а также по быстроте сокращения мышц, участвующих в следящих движениях.

Механизм восприятия человеком времени часто связывают с так называемы-ми «биологическими часами» — определенной последовательностью и рит-микой биологических обменных процессов, происходящих в организме человека. В качестве наиболее вероятных кандидатов на роль биологических часов называют ритм сердечной деятельности и метаболизм (обменные про-цессы) тела. Последнее частично подтверждается тем, что при воздействии медикаментов, влияющих на скорость обменных процессов, восприятие вре-мени может меняться. Например, хинин и алкоголь чаще всего замедляют субъективно воспринимаемый ход времени, а кофеин ускоряет его.

Субъективная продолжительность времени частично зависит от того, чем оно заполнено. Более короткой по времени кажется нам интересная и осмыслен-ная деятельность. Гораздо дольше для нашего восприятия продолжается та, которая заполнена бессмысленными и неинтересными занятиями. В одном эксперименте человек провел в изоляции четыре дня, находясь в звуконепро-ницаемой комнате и занимаясь в это время чем хотел. Через определенные интервалы времени ему звонил экспериментатор и интересовался, который час (у самого испытуемого часов не было). Оказалось, что в течение первого дня пребывания в этих условиях, когда испытуемый еще находил для себя интересные занятия, его субъективное время шло с ускорением и убежало вперед почти на четыре часа. Затем его «внутренние часы» начали посте-пенно отставать и к концу четвертого дня пребывания в изоляции уже оши-бались по сравнению с реальным временем примерно на сорок минут.

Существуют большие индивидуальные, в частности возрастные, различия в восприятии хода времени. Кроме того, у одного и того же человека оценки времени могут варьировать в широких пределах в зависимости от его душев-ного и физического состояния. При хорошем настроении время идет чуть быстрее, чем обычно, а в состоянии фрустрации или подавленности оно течет медленнее

4. Реакция

Двигательная реакция - это ответ на  появляющийся сигнал определенными движениями или действиями.

Различают быстроту реакции на сенсорные раздражители и быстроту реак-ции умственных процессов. В одно и то же время на нас могут воздейст-вовать не один раздражитель, а несколько, причем одновременно - поэтому  быстроту реакции различают на простую и сложную реакции. Сложные реакции подразделяются на реакции выбора и реакции нa движущийся объект. Быстрота нашей реакции имеет прикладное значение практически в любой деятельности человека. Конечно же наша личная безопасность часто зависит от этого фактора. Быстро ли вы принимаете решения? Конечно же чем быстрее вы (ваш организм) смогут отвечать на раздражители - тем лучше. Требование отвечать на любой сигнал - с минимальной задержкой по времени - это наиболее актуально в наше время.

Время реагирования на сигнал измеряется интервалом между появлениями сигнала и началом ответного действия. Это время определяется:

  1.   быстротой возбуждения рецептора и посылки импульса в сенсорные центры;
  2.  быстротой переработки сигнала в ЦНС;
  3.  быстротой принятия решения о реагировании на сигнал;
  4.  быстротой посылки сигнала к началу действия;
  5.  быстротой развития возбуждения в исполнительном органе (мышцы).

Скоростные качества человека определяются, прежде всего такими факто-рами как наследственность возраст, пол, состояние нервно - мышечного аппарата (механизм), времени суток и др. Всё индивидуально, как вы пони-маете. Но все навыки тренируются. Т.е. вы всегда в любой момент можете заняться самоусовершенствованием и получить определенный результат. Сначала задайте себе вопрос - для чего вам нужны данные качества? Какое время и усилия вы готовы потратить на достижение этого результата? В лю-бом случае - выше реакция - выше уровень вашей безопасности.

Скоростные способности очень трудно развиваются. В процессе тренировки повышение скорости движений достигается не только воздействием на собст-венно скоростные способности, но и иным путем - через воспитание силовых и скоростно-силовых способностей, скоростной выносливости, совершенст-вование техники движений и др., т.е. посредством совершенствования тех факторов, от которых существенно зависит проявление тех или иных качеств быстроты.

Воспитание быстроты движений, повышение скорости выполнения двига-тельных актов связаны с повышением функциональных возможностей орга-низма.

Допустим, автомобиль едет по дороге. И вдруг перед ним возникает пре-пятствие (выскакивает пешеход на дорогу, яма, впереди идущий автомобиль резко затормозил и т. д.). От внезапности водитель теряет способность дейс-твовать. Человеку необходимо какое-то время, чтобы осознать новые, нео-жиданные обстоятельства, оценить их, определить нужные действия. Для осу-ществления этого процесса в среднем потребуется около одной секунды. Это и принято называть реакции водителя. В обыденной жизни и для многих про-фессий быстрота реагирования не имеет существенного значения. Реакция же водителя при управлении автомобилем является одним из важнейших качеств для обеспечения безопасности движения. Процесс реакции можно подразде-лить на три фазы: оценка обстановки, принятие решения и выполнение от-ветных действий. Временем реакции водителя при управлении автомобилем называется короткий промежуток от момента восприятия опасности до нача-ла действий, направленных на ее устранение. Реакция может быть сложной или простой.

 Временем сложной реакции называется время, протекающее с момента появления перед водителем одного или нескольких препятствий до момента ответа действием, которое водитель заранее не определил и к выполнению которого не был подготовлен. При движении автомобиля перед водителем могут возникать самые различные обстоятельства. Чтобы предотвратить воз-никшую опасность, водитель должен правильно оценить и выбрать наиболее эффективное действие. Он может либо остановить автомобиль, либо объехать объект опасности, либо проехать мимо него с увеличенной скоростью. Время сложной реакции водителя составляет примерно 0,8 с, а при испуге, усталос-ти, болезненном состоянии, после многочасовой работы величина ее может быть более 1 с. В практике судебно-технических экспертиз по дорожно-транспортным происшествиям время реакции считается равным 0,8 с. Одна-ко, если ДТП произошло после 16-часовой работы водителя, время реакции принимается 1,2 с. Временем простой реакции называется время, протекаю-щее с момента появления перед водителем опасности (препятствия) до момента ответа на нее простым, заранее определенным действием. Оно равно 0,4—0,6 с. Однако, несмотря на то, что простая реакция протекает быстрее чем сложная, ее время все-таки значительно, так как в него входит и время на перенос правой ноги с педали дроссельной заслонки на педаль тормоза. Зна-чительно сокращается время реакции в опасной зоне. Оно протекает с момен-та появления перед водителем опасности или препятствия, к восприятию ко-торых водитель заблаговременно подготовился, до момента ответа на них простым, заранее определенным действием, к совершению которого водитель также подготовлен, например при подъезде к пешеходному переходу, остановке общественного транспорта, стоящим около тротуара автомобилям и т. д.

5. Заключение.

Управляя автомобилем, решая встающие перед ним практические задачи, во-дитель ощущает, воспринимает окружающее и реагирует на сложившуюся дорожную обстановку. От того насколько точно человек оценит окружающую ситуацию, на сколько быстро отреагирует, зависит безопасность дорожного движения,  а главное жизнь и здоровье его и других участников движения.

То есть более безопасное вождение водитель обеспечит, чувствуя себя бод-рым, отдохнувшим, физически полноценным человеком. Для этого за руль необходимо садиться выспавшимся, делать необходимые физические упраж-нения долго находясь за рулем, переодически отдыхать.

Важнейшим условием многолетней успешной работы водителя является его физическая подготовка. Известно, что занятие любым видом спорта положи-тельно влияет на организм человека. Для водителей наиболее благоприятны гимнастика, спортивные игры, лыжи, плавание, гребля, легкая атлетика. Заня-тия спортом способствуют развитию основных качеств, полезных в профес-сиональной деятельности водителя. Занятия такими видами спорта, как нас-тольный теннис, большой теннис, стрельба, помогут водителю улучшить периферическое и центральное зрение, повысить его остроту.

6. Список, используемой литературы

  1.  http://www.avto.ru/help/post_590.html
  2.  http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=323
  3.  http://www.psy.rin.ru/cgi-bin/article.pl?id=1203
  4.  http://www.psyworld.ru/students/bilety/texts/4.html


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39144. ИСТОКИ ТОТАЛИТАРИЗМА 100.5 KB
  ИСТОКИ ТОТАЛИТАРИЗМА Тоталитарные движения возможны везде где имеются массы по той или иной причине приобретшие вкус к политической организации. Массы держит вместе не сознание общих интересов и у них нет той отчетливой классовой структурированности которая выражается в определенных ограниченных и достижимых целях. Термин массы применим только там где мы имеем дело с людьми которых в силу либо просто их количества либо равнодушия либо сочетания обоих факторов нельзя объединить ни в какую организацию основанную на общем интересе в...
39145. ВЕРОЯТНОСТНО-СТАТИСТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 9.88 MB
  В зависимости от физической сущности моделируемого объекта или процесса и характера этого процесса могут использоваться законы распределения непрерывных или дискретных случайных величин. Естественно что при формировании вероятностностатистических моделей широко используются законы распределения случайных величин и правила оперирования с ними определяемые теорией вероятности и статистическими методами анализа. Формирование...
39146. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 1.47 MB
  Объектом управления является изделие ЛА, техническое состояние которого определяется параметрами , изменение которых во времени представляет собой монотонную случайную функцию времени t (рис. 3.1). Установлены предельно допустимые значения параметров , пересечение которых реализациями случайной функции означает отказ.
39147. Управление процессами технической эксплуатации изделий ЛА, заменяемых по состоянию 3.12 MB
  Лабораторная работа №2 Тема: Управление процессами технической эксплуатации изделий ЛА заменяемых по состоянию. Цель: Использование моделей экранов и замены изделий подверженных износу и старанию для управления процессами технической эксплуатации.Сформировать модель процесса технической эксплуатации изделий заменяемых по состоянию; 2.Определить характеристики процесса технической эксплуатации изделий заменяемые по состоянию; 2.
39149. Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем 100.5 KB
  Техникум-интернат, как учреждение среднего профессионального образования получает право на общеобразовательную деятельность и льготы, представляемые законодательством Российской Федерации через лицензию, выданную Министерством социальной защиты населения Российской Федерации.
39150. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНОГО МОДУЛЯ «УЧЕТ СОЦИАЛЬНЫХ ДАННЫХ СТУДЕНТОВ» НА ПРИМЕРЕ ФКОУ СПО «КАЛАЧЕВСКИЙ ТЕХНИКУМ-ИНТЕРНАТ» 70.8 KB
  Цель данной работы – создание программного модуля учета социальных данных студентов для ФКОУ СПО «Калачевский техникум-интернат». Заказчиком данного программного модуля является социально-педагогическая служба техникума, которой требуется полный и точный контроль над социальными данными всех студентов техникума. Лучшее решение этой задачи – внедрение программного модуля, который автоматизирует данный процесс учета данных.
39152. Философия для аспирантов 1.73 MB
  Основное внимание уделено философскому анализу науки как специфической системы знания формы духовного производства и социального института. Рассмотрены общие закономерности развития науки ее генезис и история структура уровни и методология научного исследования актуальные проблемы философии науки роль науки в жизни человека и общества перспективы ее развития и ряд других проблем. Рассчитано прежде всего на аспирантов и соискателей готовящихся к экзаменам кандидатского минимума а также всех желающих составить собственное представление...