60746

Роль права в жизни человека, общества, государства

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Для развития творческого мышления учащихся, познавательного интереса к предмету, воспитания правовой культуры разработан урок усвоения нового материала с элементами практической работы...

Русский

2014-05-20

81.5 KB

16 чел.

5fan_ru_60746_bf35b0def5104832ee56b577213010ed.html

Муниципальный  конкурс «Симфония урока»

Тема урока:

«Роль права в жизни человека,

общества, государства»,

обществознание,

ФИО учителя: Перебоева Ольга Васильевна, 

учитель истории и обществознания,

высшая категория,

МОУ  СОШ №42 пгт. Шерловая Гора.

март 2012г.

Пояснительная записка:

Урок спланирован согласно программе по обществознанию Министерства образования РФ. Разработка первого урока «Роль права в жизни человека, общества, государства» по главе V «Гражданин. Государство. Право».

Урок по обществознанию проводился по учебнику «Обществознание.8-9» под редакцией Л.Н.Боголюбова, Москва, Просвещение, 2010 г., в соответствии с требованиями Программы основного общего, использовалась дополнительно и Конституция РФ.

Для развития творческого мышления учащихся, познавательного интереса к предмету, воспитания правовой культуры разработан урок усвоения нового материала с элементами практической работы; исследовательской работы с текстом и документом, соответствующим материалом на сайте, диалоговой беседы по ситуациям из жизни и т.д.

На уроке соблюдены все психологические, дидактические и гигиенические требования: учтены возрастные и психологические особенности девятиклассников, созданы условия успешности учащихся, рационально используется ТСО, на уроке используются разнообразные приемов и методов работы, распределено время.

На уроке используется презентация по теме ( не более 15 минут)

Применялись методы групповой работы, работы в паре, исследование по  работе с документами, метод «мозгового штурма», диалоговая беседа, приём технологии критического мышления.

Применяемые формы и методические приемы способствовали не только развитию умений анализировать, оценивать изучаемый материал, проявлять активность, осознавать личное участие и ответственность, выполняя задания, но и способствовали формированию активной жизненной позиции, воспитанию правовой культуры, расширению общего кругозора, и, конечно же, подготовили их к усвоению последующих тем курс.

На уроке рассматриваются основные вопросы по изучаемой теме:

1. Гражданин и государство: взаимные права и обязанности.

2. Сущность права.

3. Право как мера свободы и ответственности.

Урок в 9 классе по теме «Роль права в жизни человека, общества, государства»

Эпиграф к уроку: Сущность закона – человеколюбие
У.Шекспир

Цели учителя

Цели ученика

Создать условия учащимся :

  •  Для формирования представлений о естественности процесса возникновения права, о роли права в жизни человека, общества и государства о том, что в правовом государстве право выше власти;
  •  Формирования умения применять знания в жизненных ситуациях, умения  самостоятельно мыслить и анализировать;
  •  Развития умения обобщать изученный материал и определять самостоятельно цели на урок

Способствовать развитию у учащихся коммуникативной компетенции через коллективную работу и работу в парах.

- анализировать ответы одноклассников во время мозгового штурма и самостоятельно делать вывод

- найти объяснение тому, что  право четко устанавливает меру свободы людей.

- развивать учебные навыки работы со словарем, документами, текстом учебника, схемами  для получения новой учебной информации;

- узнать о роли права в жизни человека, общества и государства.

Тип урока: Урок постановки учебной задачи.

Задачи урока:

  1.  Учащиеся работают с понятиями: «закон», «нормативно-правовой акт», «подзаконный акт», «система права», «отрасль права», «частное право», «публичное право».
    1.  Продолжить работу по развитию умений, навыков в устной логической речи, формулировании определений, понятий, комментировании, умению  работать с документами, таблицами, умению работы со схемами, формулировать выводы;
    2.  Продолжить работу по формированию черт законопослушного гражданина, патриота своего государства и формированию навыков толерантного общения.

Ожидаемые результаты

В результате занятия учащиеся смогут:

  •  Давать объяснения понятиям: «закон», «нормативно-правовой акт», «подзаконный акт», «система права», «отрасль права»,»частное право», «публичное право».
  •  Осознавать потребность общества в таком регуляторе общественной жизни как право.
  •  Понимать каково основное назначение права в жизни человека, общества, государства.
  •  Связывать права и обязанности гражданина перед государством и права и обязанности государства перед гражданином.
  •  Признавать установленное государством позитивное право.
  •  Уважать права и свободы других людей.
  •  Различать отрасли публичного и частного права.
  •  Приводить примеры действия правовых норм.
  •  Занимать собственную  аргументированную позицию по вопросу, в чем суть права.

Оборудование и материалы

  1.  Учебник: Обществознание : учеб. Для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / [Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. – 12-е изд. – М. : Просвещение, 2010.   § 29.
  2.  Конституция РФ.
  3.  Портреты И. Канта, В.С. Соловьева ( в презентации).
  4.  Схемы на слайдах: 1. «Норма права» (http://images.yandex.ru/yandsearch?text=&) 2. «Нормативно-правовой акт» (http://images.yandex.ru/yandsearch?p ) 3. «Характеристика отраслей российского права» (http://images.yandex.ru/yandsearch?text ) 4. «Система права».  (http://images.yandex.ru/yandsearch?p =0&text) (Схемы даны в качестве учебного пособия к уроку).
  5.  http://www.humanities.edu.ru/db/msg/41197
  6.  http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/RUSSKAYA_PRAVDA.html 

Опорные знания

.Даты и события: 12 декабря 1993 года - принятие Конституции РФ.

Понятия: гражданин, государство, гражданство, права человека, основной закон государства.

УУД:

Регулятивные УУД – *

Личностные УУД – @

Познавательные УУД - #

Коммуникативные УУД - &

    Учитывая тот момент, что тема «Роль права в жизни человека, общества, государства» является первой в главе V,  целесообразно провести урок в форме изучения новой темы.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предполагаемый результат этапа

Мотивационный блок

4 -5 мин.

Приветствие ребят, создание доброжелательной атмосферы на уроке.

В проведении мотивационной части занятия важным становится вступительное слово учителя и  опора на знания учащихся, полученные в восьмом классе по теме «Гражданин и государство».

Учитель напоминает о правовой связи каждого из присутствующих на уроке с государством  о правах человека. Выход на тему

Какие задачи будем решать в ходе урока?

&Приветствие учителя.

1. Диалог двух учащихся, заранее подготовленный к уроку
Звучит запись первого крика ребенка. У доски стоят два ученика (опережающее задание – выучить слова своей роли) и ведут диалог.
- Человек родился?
- Человек родился.
- Человек!
- Получит свой первый документ – свидетельство о рождении и станет полноправным гражданином своей страны.
- Человек растет. Общается с окружающим его обществом.
- А общество живет по определенным правилам. Их называют социальными нормами.
- А для чего люди придумывают социальные нормы?
- Да чтобы не было ссор, обид. Правил много. В каждом случае свои.
- Затем, часть этих норм, превратились в законы, в которых прописаны права и обязанности. Эти законы охраняют права всех граждан и должны соблюдаться всеми. Если этого не происходит, то появляются конфликты между людьми и даже между государствами. Но как, же узнать, в каком случае, какой закон защищает наши права?

*@Учащиеся называют права человека.

# @Ребята самостоятельно

 формулируют тему урока

Слайд 1

Учащиеся показывают свои знания по 8 классу по теме «Гражданин и государство», связывают права и обязанности гражданина перед государством и права и обязанности государства перед гражданином

Проблемный блок

9-12 мин.

Учитель ставит вопросы: Как сделать так, что бы ничьи права и свободы не ущемлялись?  Возможно ли установить меру ограничения прав и свобод?  Имеется ли необходимость в ограничении чьих-либо интересов, прав и свобод?

Например: то, что автомобилисты и пешеходы должны соблюдать правила дорожного движения (чтобы не было аварий, наездов, гибели людей и других неблагоприятных последствий), ограничивает их права или нет? Если ограничивает, то данные ограничение вредны или полезны человеку, обществу и государству?

& Данный отрезок занятия проводится в форме мозгового штурма. Все ответы записываются, а затем учащимся предлагается   сделать вывод о регуляторах, определяющих меру свободы нашего поведения.

# @ Учащиеся работают с  учебным материалом (с. 177-178) по группам:

I группа. Задание: прочитайте пункт « Гражданин и государство» (с.178), определите взаимосвязь человека и государства.

II группа. Задание: прочитайте пункт «Потребность в порядке и справедливости» (с.178,179), выпишите наиболее значимые цитаты, объясните их.

# @ желающим двум ребятам предлагается поработать с материалом сайта http://www.mos-ur.ru/articles.php?article_id=95 

После мозгового штурма делают вывод о регуляторах, определяющих меру свободы их поведения.

Учитель напоминает, что некоторые народы долгое время обходились без конституций и кодексов. Писаные законы им заменяли иные социальные нормы. Так, в Древнем Китае придавали первостепенное значение нормам ритуала, в араб-ских странах – религиозным нормам. Среди других регуля-торов поведения людей широко распространены обычаи. Учитель подчеркивает, что со временем именно право стано-вилось более предпочтительным социальным регулятором. Право по возможности и необходимости вбирает в себя самые разные нормы. Общий характер (нормативность) и обязательность, подкрепленные авторитетом государства – основной признак и в то же время преимущество правовых

норм.

 @ & *    Учащимся предлагается, используя свой жизненный опыт, привести примеры, доказывающие преимущества права и его ценность в качестве социального регулятора.

Учащиеся приводят примеры действия правовых норм.

Информационно-аналитический блок.

17-20 мин.

Учитель предлагает поработать со словарем с понятиями   «право», «норма права».

Данные понятия являются базовыми, поэтому дается дополнительное определение права. Право – регулятор поведения человека, выражающий меру его свободы и обеспеченный деятельностью государства (Сморгунов Л.В. Политология СПб., 1996.)

# Работа со словарем, учащиеся делают записи в тетрадях по основным понятиям

Учащиеся могут дать определения по данным понятиям

Учитель просит учащихся прочитать высказывание В.С. Соловьева, содержащееся в методическом аппарате учебника (с. 184), и сравнить его с определением, данным современным политологом Л.В. Сморгуновым.

# & @ Исследовательская и аналитическая деятельность учащихся, после идет  диалоговая беседа.

Учащиеся поймут, что  право четко устанав-ливает меру свободы людей и определяет юридические обязан-ности гражданина, их ответственность.

Учитель предлагает поработать по Конституции России. Суть работы: найти во второй главе Конституции статьи, содер-жащие обязанности гражданина, номера статей записать в тетрадь. Учитель обращает внимание на название второй гла-вы Конституции, что само по себе говорит о взаимосвязи прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Суть права именно состоит в этой взаимосвязи, что подчеркивал великий мыслитель И. Кант в своем категорическом императиве.

# &Исследовательская деятельность учащихся в группах по источникам. Учащиеся основные моменты записывают в тетрадь.

@ * Работают с дополнительным материалом (см. Приложение)

Располагая знаниями по конституционному праву как Конституция, учащиеся могут привести пример нормы конституционного права.

Право как сложная система включает в себя множество норм права. Учитель просит учащихся обратить внимание на третий пункт параграфа «Норма права. Закон».

     По завершению работы со схемой учащимся предлагается задание: привести пример нормы права, проиллюстрировать один (по выбору) из признаков нормы права.

# & Проводится работа со схемой «Норма права». Слайд 2 (см. Приложение 1)

@ *Учащиеся по очереди приводят примеры нормы права

Учитель фокусирует внимание учащихся на том, что право должно воплощаться (выражаться) в законах и подзаконных актах, что в принципе следование закону и есть следование праву. Рассматривается схема (см. Приложение №2). Схема не представлена в готовом виде, она предлагается в качестве задания. Перед учащимися ставится проблема: Как вы думаете, почему отрасли права в данной схеме разделены на две части?

& #Работа со схемой вместе с учителем.

Смогут сделать соот-ветствующие выводы: есть конституционные нормы, нормы закона и подзаконного акта. Законы подразделяются на основной (Консти-туция) и обыкновенные.

Всю совокупность норм права называют системой права. В систему права входят отрасли права. Учитель разъясняет схему Слайд 3 (см. Приложение №3).

# Помогает учащимся справится с заданием материал параграфа (с. 180).

Учащиеся поймут, что отрасли права делятся на отрасли частного и публичного права.

Учитель предлагает поработать со схемой (см. Приложение №4)

@ # & Работа со схемой.

Ребята высказывают свою точку зрения по работе со схемой.

Учащиеся смогут различать отрасли публичного и частного права

   Проводя анализ ответов учащихся, учитель подчеркивает, что разграничение права на частное и публичное достаточно условно, поскольку частный и публичный интересы взаимосвязаны. Далее предлагается  поработать с понятием «позитивное право»

@ # Работа с текстом учебника по понятию  «позитивное право». (Учебник, с. 181).

Дают определение данному понятию

Но есть и такое право, которое никем не создается и не «даруется». «Люди рождаются свободными и равными»  эта формула выражает естественное право. Она подразумевает, что права человека принадлежат ему от рождения, что он не обязан ими никакой высшей власти, которую он должен был бы постоянно благодарить за этот дар. Права принадлежат человеку уже в силу того, что он человек. На этом основании их обычно называют естественными правами. Подразумевается, что они не только никем не предоставляются человеку, но и никем не могут быть у него отобраны: ни государством, ни любым демократичным голосованием.

 Предлагается работа по источнику (Конституции РФ)

# @ Работают со ст. 17, которая гласит: «Основные права и свободы человека необсуждаемы и принадлежат каждому от рождения».

Проанализировав статью, поймут, что надо уважать права и свободы других людей

Рефлексивно - оценочный блок:

3-4 мин.

Учитель просит открыть стр. 183 и поработать с вопросами 1-5 и заданием 3.

Ребята, давайте вместе подведем итоги нашему уроку. На ваших партах листочки, которые вы должны заполнить. 

Предлагает оценить работу на уроке друг друга и поставить оценку себе.(выставляют оценки на листочках, где учащиеся проводят самоконтроль)

&*# Работа в парах по обсуждению вопросов и выбора ответа

&* Учащиеся проводят самоконтроль за усвоением основного содержания лекции, отвечая на вопросы письменно.
1) что на уроке было главным;
2) что на уроке было интересным;
3) что нового сегодня узнали;
4) чему научились?
5)Что вызвало затруднение

Учащиеся покажут при ответах, что изученный материал ими понят

Учащиеся смогут оценить не только деятельность другого ученика на уроке, но и свою деятельность.

Домашнее задание

§ 29 (пересказ), вопросы 1-3 устно. Предлагается  записать в тетрадь ответ на вопрос «В чем ты видишь сходство и различие позитивного и естественного права?»

Задание на выбор: выполнить задание №5 или приготовить по теме презентацию.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20157. Узлы координатных перемещений и измерительные преобразователи КИМ 33.5 KB
  Трехкоординатные измерительные приборы предназначены для измерения и контроля размеров корпусных деталей блоки цилиндров корпуса насосов для контроля штампов прессформ для подготовки программ к станкам с ЧПУ. Измерительные системы координатных перемещений предназначены для отсчета перемещения подвижных узлов ТИП при измерении координат точек. Подавляющее большинство ТИП до 80 оснащено фотоэлектрическими измерительными системами имеющими растровые измерительные линейки штриховые меры.
20158. Устройства взаимодействия с измеряемой деталью КИМ 221.5 KB
  Три группы устройств: жесткие щупы; щуповые головки; оптические и проекционнооптические устройства. Щуповые головки являются одним из основных узлов и они в равной степени с измерительным преобразователем и узлами координатных перемещений участвуют в измерении координат точек и определяют точность универсальность и производительность КИМ. Щуповые головки дают возможность автоматизировать процесс измерения на КИМах. Все щуповые головки по принципу функционирования подразделяются на 2е большие группы: щуповые головки нулевыеголовки...
20159. Приборы для измерения угловых величин. Автоколлиматоры. Гоннометры. ОДГ 308 KB
  Изображение секундной и минутной шкал наблюдается с помощью окуляра 6 через полупентопризму 13 которая из мнимого изображения делает действительное. Неподвижный узел – сетка с минутной шкалой и указателем секундной шкалы. Изображение марки отразившись от зеркала 1 попадает между штрихами минутной шкалы и в процессе измерения его совмещают с ближайшим штрихом минутной шкалы. Смещение Δ измеряется по секундной шкале жестко связанной с линзой относительно указателя на минутной шкале и т.
20160. Приборы для измерения угловых величин. Уровни. Квадранты 480 KB
  Преобразователи угловых перемещений. Преобразователи угловых перемещений. непосредственное измерение углов в угловых величинах по угловым шкалам.
20161. Механические и гидростатические приборы при измерении отклонений от прямолинейности и плоскостности 1.31 MB
  Для более точной оценки просвета используют образец просвета рис. Рис.1 Рис.2 На рис.
20162. Оптико-механические и оптические приборы при измерении отклонений от прямолинейности и плоскостности 393 KB
  При проверке автоколлимационным и коллимационным методами измеряют углы наклона последовательно расположенных участков равных шагу измерения по отношению к исходной прямой заданной оптической осью трубы. Сущность метода визирования заключается в измерении расстояния от проверяемой поверхности до оптической оси зрительной трубы. Визирную ось зрительной трубы устанавливают параллельной прямой проходящей через крайние точки проверяемой поверхности при этом отсчёты в крайних точках должны быть одинаковыми. Этот недостаток можно устранить...
20163. Средства измерения отклонения форм цилиндрических поверхностей 94.5 KB
  К отклонениям формы цилиндрических поверхностей относятся: о отклонение от цилиндричности ; о отклонение от круглости ; = отклонения профиля продольного сечения. f φ 2π = f φ Для анализа отклонения профиля поперечного сечения можно использовать совокупность гармонических составляющих определяемых спектром фазовых углов и спектром амплитуд т. R=f φ х; Для аналитического изображения профиля поперечного сечения пользуются разложением функции погрешностей профиля в ряд Фурье: R0 – R = ∆ = f φ fφ=C0 2 ∑Ck coskφ φ0...
20164. Создание удаленных представлений 827 KB
  При создании системы обработки данных не всегда удается обеспечить их хранение в едином формате. Часто возникает необходимость использования данных из уже работающих приложений ктороые написаны не на VFP. Удаленное представление работает на основе соединения которое используя технологию Open Database Connectivity ODBC описывает условия передачи данных.1 Окно диалога Select connection or Available DataSource В списке перечислены соединения определенные в текущей базе данных.
20165. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПОНЕНТ OLE 68 KB
  1 был введен новый метод передачи информации в виде объектов между 16разрядными приложениями основанный на модели Object Linking and Embedding OLE 1. Протокол OLE 2. OLE 2.