60746

Роль права в жизни человека, общества, государства

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Для развития творческого мышления учащихся, познавательного интереса к предмету, воспитания правовой культуры разработан урок усвоения нового материала с элементами практической работы...

Русский

2014-05-20

81.5 KB

16 чел.

5fan_ru_60746_bf35b0def5104832ee56b577213010ed.html

Муниципальный  конкурс «Симфония урока»

Тема урока:

«Роль права в жизни человека,

общества, государства»,

обществознание,

ФИО учителя: Перебоева Ольга Васильевна, 

учитель истории и обществознания,

высшая категория,

МОУ  СОШ №42 пгт. Шерловая Гора.

март 2012г.

Пояснительная записка:

Урок спланирован согласно программе по обществознанию Министерства образования РФ. Разработка первого урока «Роль права в жизни человека, общества, государства» по главе V «Гражданин. Государство. Право».

Урок по обществознанию проводился по учебнику «Обществознание.8-9» под редакцией Л.Н.Боголюбова, Москва, Просвещение, 2010 г., в соответствии с требованиями Программы основного общего, использовалась дополнительно и Конституция РФ.

Для развития творческого мышления учащихся, познавательного интереса к предмету, воспитания правовой культуры разработан урок усвоения нового материала с элементами практической работы; исследовательской работы с текстом и документом, соответствующим материалом на сайте, диалоговой беседы по ситуациям из жизни и т.д.

На уроке соблюдены все психологические, дидактические и гигиенические требования: учтены возрастные и психологические особенности девятиклассников, созданы условия успешности учащихся, рационально используется ТСО, на уроке используются разнообразные приемов и методов работы, распределено время.

На уроке используется презентация по теме ( не более 15 минут)

Применялись методы групповой работы, работы в паре, исследование по  работе с документами, метод «мозгового штурма», диалоговая беседа, приём технологии критического мышления.

Применяемые формы и методические приемы способствовали не только развитию умений анализировать, оценивать изучаемый материал, проявлять активность, осознавать личное участие и ответственность, выполняя задания, но и способствовали формированию активной жизненной позиции, воспитанию правовой культуры, расширению общего кругозора, и, конечно же, подготовили их к усвоению последующих тем курс.

На уроке рассматриваются основные вопросы по изучаемой теме:

1. Гражданин и государство: взаимные права и обязанности.

2. Сущность права.

3. Право как мера свободы и ответственности.

Урок в 9 классе по теме «Роль права в жизни человека, общества, государства»

Эпиграф к уроку: Сущность закона – человеколюбие
У.Шекспир

Цели учителя

Цели ученика

Создать условия учащимся :

  •  Для формирования представлений о естественности процесса возникновения права, о роли права в жизни человека, общества и государства о том, что в правовом государстве право выше власти;
  •  Формирования умения применять знания в жизненных ситуациях, умения  самостоятельно мыслить и анализировать;
  •  Развития умения обобщать изученный материал и определять самостоятельно цели на урок

Способствовать развитию у учащихся коммуникативной компетенции через коллективную работу и работу в парах.

- анализировать ответы одноклассников во время мозгового штурма и самостоятельно делать вывод

- найти объяснение тому, что  право четко устанавливает меру свободы людей.

- развивать учебные навыки работы со словарем, документами, текстом учебника, схемами  для получения новой учебной информации;

- узнать о роли права в жизни человека, общества и государства.

Тип урока: Урок постановки учебной задачи.

Задачи урока:

  1.  Учащиеся работают с понятиями: «закон», «нормативно-правовой акт», «подзаконный акт», «система права», «отрасль права», «частное право», «публичное право».
    1.  Продолжить работу по развитию умений, навыков в устной логической речи, формулировании определений, понятий, комментировании, умению  работать с документами, таблицами, умению работы со схемами, формулировать выводы;
    2.  Продолжить работу по формированию черт законопослушного гражданина, патриота своего государства и формированию навыков толерантного общения.

Ожидаемые результаты

В результате занятия учащиеся смогут:

  •  Давать объяснения понятиям: «закон», «нормативно-правовой акт», «подзаконный акт», «система права», «отрасль права»,»частное право», «публичное право».
  •  Осознавать потребность общества в таком регуляторе общественной жизни как право.
  •  Понимать каково основное назначение права в жизни человека, общества, государства.
  •  Связывать права и обязанности гражданина перед государством и права и обязанности государства перед гражданином.
  •  Признавать установленное государством позитивное право.
  •  Уважать права и свободы других людей.
  •  Различать отрасли публичного и частного права.
  •  Приводить примеры действия правовых норм.
  •  Занимать собственную  аргументированную позицию по вопросу, в чем суть права.

Оборудование и материалы

  1.  Учебник: Обществознание : учеб. Для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / [Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. – 12-е изд. – М. : Просвещение, 2010.   § 29.
  2.  Конституция РФ.
  3.  Портреты И. Канта, В.С. Соловьева ( в презентации).
  4.  Схемы на слайдах: 1. «Норма права» (http://images.yandex.ru/yandsearch?text=&) 2. «Нормативно-правовой акт» (http://images.yandex.ru/yandsearch?p ) 3. «Характеристика отраслей российского права» (http://images.yandex.ru/yandsearch?text ) 4. «Система права».  (http://images.yandex.ru/yandsearch?p =0&text) (Схемы даны в качестве учебного пособия к уроку).
  5.  http://www.humanities.edu.ru/db/msg/41197
  6.  http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/RUSSKAYA_PRAVDA.html 

Опорные знания

.Даты и события: 12 декабря 1993 года - принятие Конституции РФ.

Понятия: гражданин, государство, гражданство, права человека, основной закон государства.

УУД:

Регулятивные УУД – *

Личностные УУД – @

Познавательные УУД - #

Коммуникативные УУД - &

    Учитывая тот момент, что тема «Роль права в жизни человека, общества, государства» является первой в главе V,  целесообразно провести урок в форме изучения новой темы.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предполагаемый результат этапа

Мотивационный блок

4 -5 мин.

Приветствие ребят, создание доброжелательной атмосферы на уроке.

В проведении мотивационной части занятия важным становится вступительное слово учителя и  опора на знания учащихся, полученные в восьмом классе по теме «Гражданин и государство».

Учитель напоминает о правовой связи каждого из присутствующих на уроке с государством  о правах человека. Выход на тему

Какие задачи будем решать в ходе урока?

&Приветствие учителя.

1. Диалог двух учащихся, заранее подготовленный к уроку
Звучит запись первого крика ребенка. У доски стоят два ученика (опережающее задание – выучить слова своей роли) и ведут диалог.
- Человек родился?
- Человек родился.
- Человек!
- Получит свой первый документ – свидетельство о рождении и станет полноправным гражданином своей страны.
- Человек растет. Общается с окружающим его обществом.
- А общество живет по определенным правилам. Их называют социальными нормами.
- А для чего люди придумывают социальные нормы?
- Да чтобы не было ссор, обид. Правил много. В каждом случае свои.
- Затем, часть этих норм, превратились в законы, в которых прописаны права и обязанности. Эти законы охраняют права всех граждан и должны соблюдаться всеми. Если этого не происходит, то появляются конфликты между людьми и даже между государствами. Но как, же узнать, в каком случае, какой закон защищает наши права?

*@Учащиеся называют права человека.

# @Ребята самостоятельно

 формулируют тему урока

Слайд 1

Учащиеся показывают свои знания по 8 классу по теме «Гражданин и государство», связывают права и обязанности гражданина перед государством и права и обязанности государства перед гражданином

Проблемный блок

9-12 мин.

Учитель ставит вопросы: Как сделать так, что бы ничьи права и свободы не ущемлялись?  Возможно ли установить меру ограничения прав и свобод?  Имеется ли необходимость в ограничении чьих-либо интересов, прав и свобод?

Например: то, что автомобилисты и пешеходы должны соблюдать правила дорожного движения (чтобы не было аварий, наездов, гибели людей и других неблагоприятных последствий), ограничивает их права или нет? Если ограничивает, то данные ограничение вредны или полезны человеку, обществу и государству?

& Данный отрезок занятия проводится в форме мозгового штурма. Все ответы записываются, а затем учащимся предлагается   сделать вывод о регуляторах, определяющих меру свободы нашего поведения.

# @ Учащиеся работают с  учебным материалом (с. 177-178) по группам:

I группа. Задание: прочитайте пункт « Гражданин и государство» (с.178), определите взаимосвязь человека и государства.

II группа. Задание: прочитайте пункт «Потребность в порядке и справедливости» (с.178,179), выпишите наиболее значимые цитаты, объясните их.

# @ желающим двум ребятам предлагается поработать с материалом сайта http://www.mos-ur.ru/articles.php?article_id=95 

После мозгового штурма делают вывод о регуляторах, определяющих меру свободы их поведения.

Учитель напоминает, что некоторые народы долгое время обходились без конституций и кодексов. Писаные законы им заменяли иные социальные нормы. Так, в Древнем Китае придавали первостепенное значение нормам ритуала, в араб-ских странах – религиозным нормам. Среди других регуля-торов поведения людей широко распространены обычаи. Учитель подчеркивает, что со временем именно право стано-вилось более предпочтительным социальным регулятором. Право по возможности и необходимости вбирает в себя самые разные нормы. Общий характер (нормативность) и обязательность, подкрепленные авторитетом государства – основной признак и в то же время преимущество правовых

норм.

 @ & *    Учащимся предлагается, используя свой жизненный опыт, привести примеры, доказывающие преимущества права и его ценность в качестве социального регулятора.

Учащиеся приводят примеры действия правовых норм.

Информационно-аналитический блок.

17-20 мин.

Учитель предлагает поработать со словарем с понятиями   «право», «норма права».

Данные понятия являются базовыми, поэтому дается дополнительное определение права. Право – регулятор поведения человека, выражающий меру его свободы и обеспеченный деятельностью государства (Сморгунов Л.В. Политология СПб., 1996.)

# Работа со словарем, учащиеся делают записи в тетрадях по основным понятиям

Учащиеся могут дать определения по данным понятиям

Учитель просит учащихся прочитать высказывание В.С. Соловьева, содержащееся в методическом аппарате учебника (с. 184), и сравнить его с определением, данным современным политологом Л.В. Сморгуновым.

# & @ Исследовательская и аналитическая деятельность учащихся, после идет  диалоговая беседа.

Учащиеся поймут, что  право четко устанав-ливает меру свободы людей и определяет юридические обязан-ности гражданина, их ответственность.

Учитель предлагает поработать по Конституции России. Суть работы: найти во второй главе Конституции статьи, содер-жащие обязанности гражданина, номера статей записать в тетрадь. Учитель обращает внимание на название второй гла-вы Конституции, что само по себе говорит о взаимосвязи прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Суть права именно состоит в этой взаимосвязи, что подчеркивал великий мыслитель И. Кант в своем категорическом императиве.

# &Исследовательская деятельность учащихся в группах по источникам. Учащиеся основные моменты записывают в тетрадь.

@ * Работают с дополнительным материалом (см. Приложение)

Располагая знаниями по конституционному праву как Конституция, учащиеся могут привести пример нормы конституционного права.

Право как сложная система включает в себя множество норм права. Учитель просит учащихся обратить внимание на третий пункт параграфа «Норма права. Закон».

     По завершению работы со схемой учащимся предлагается задание: привести пример нормы права, проиллюстрировать один (по выбору) из признаков нормы права.

# & Проводится работа со схемой «Норма права». Слайд 2 (см. Приложение 1)

@ *Учащиеся по очереди приводят примеры нормы права

Учитель фокусирует внимание учащихся на том, что право должно воплощаться (выражаться) в законах и подзаконных актах, что в принципе следование закону и есть следование праву. Рассматривается схема (см. Приложение №2). Схема не представлена в готовом виде, она предлагается в качестве задания. Перед учащимися ставится проблема: Как вы думаете, почему отрасли права в данной схеме разделены на две части?

& #Работа со схемой вместе с учителем.

Смогут сделать соот-ветствующие выводы: есть конституционные нормы, нормы закона и подзаконного акта. Законы подразделяются на основной (Консти-туция) и обыкновенные.

Всю совокупность норм права называют системой права. В систему права входят отрасли права. Учитель разъясняет схему Слайд 3 (см. Приложение №3).

# Помогает учащимся справится с заданием материал параграфа (с. 180).

Учащиеся поймут, что отрасли права делятся на отрасли частного и публичного права.

Учитель предлагает поработать со схемой (см. Приложение №4)

@ # & Работа со схемой.

Ребята высказывают свою точку зрения по работе со схемой.

Учащиеся смогут различать отрасли публичного и частного права

   Проводя анализ ответов учащихся, учитель подчеркивает, что разграничение права на частное и публичное достаточно условно, поскольку частный и публичный интересы взаимосвязаны. Далее предлагается  поработать с понятием «позитивное право»

@ # Работа с текстом учебника по понятию  «позитивное право». (Учебник, с. 181).

Дают определение данному понятию

Но есть и такое право, которое никем не создается и не «даруется». «Люди рождаются свободными и равными»  эта формула выражает естественное право. Она подразумевает, что права человека принадлежат ему от рождения, что он не обязан ими никакой высшей власти, которую он должен был бы постоянно благодарить за этот дар. Права принадлежат человеку уже в силу того, что он человек. На этом основании их обычно называют естественными правами. Подразумевается, что они не только никем не предоставляются человеку, но и никем не могут быть у него отобраны: ни государством, ни любым демократичным голосованием.

 Предлагается работа по источнику (Конституции РФ)

# @ Работают со ст. 17, которая гласит: «Основные права и свободы человека необсуждаемы и принадлежат каждому от рождения».

Проанализировав статью, поймут, что надо уважать права и свободы других людей

Рефлексивно - оценочный блок:

3-4 мин.

Учитель просит открыть стр. 183 и поработать с вопросами 1-5 и заданием 3.

Ребята, давайте вместе подведем итоги нашему уроку. На ваших партах листочки, которые вы должны заполнить. 

Предлагает оценить работу на уроке друг друга и поставить оценку себе.(выставляют оценки на листочках, где учащиеся проводят самоконтроль)

&*# Работа в парах по обсуждению вопросов и выбора ответа

&* Учащиеся проводят самоконтроль за усвоением основного содержания лекции, отвечая на вопросы письменно.
1) что на уроке было главным;
2) что на уроке было интересным;
3) что нового сегодня узнали;
4) чему научились?
5)Что вызвало затруднение

Учащиеся покажут при ответах, что изученный материал ими понят

Учащиеся смогут оценить не только деятельность другого ученика на уроке, но и свою деятельность.

Домашнее задание

§ 29 (пересказ), вопросы 1-3 устно. Предлагается  записать в тетрадь ответ на вопрос «В чем ты видишь сходство и различие позитивного и естественного права?»

Задание на выбор: выполнить задание №5 или приготовить по теме презентацию.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39314. Теоретичний і правовий аналіз сутності норми права і нормативно-правового акту 197 KB
  Суспільство яке покликане захищати основні права людини це впорядкована система відносин яка базується на дотриманні всіма субєктами цих відносин норм права які розміщені в нормативноправових актах. Значну увагу розробці вчення про норму права і нормативноправовий акт приділяли видатні представники російської юридичної науки у дореволюційній Росії Н. Предметом дослідження є нора права і нормативноправовий акт.
39315. Синтез кулачкового механизма контргрейфера 55.6 KB
  Опираясь на этот график строим график поперечного перемещения зуба контргрейфера и определяем фазовые углы и углы и : ФП 101 = 1768 рад ФД 116 = 2028 рад ФО 101 = 1768 рад ФБ 360 ФП ФД ФО = 42 42= 0728 рад 280= 4888 рад ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАКОНА ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТОЛКАТЕЛЯ Изображаем примерный закон перемещения толкателя S=S отсчитывая угол от начала фазы подъема. Закон перемещения толкателя на фазах подъема и опускания определяется путем двукратного интегрирования заданных законов изменения ускорения толкателя. Фаза подъема...
39316. Вплив антропогенних факторів на здоров’я людини 27.55 KB
  Основні антропогенні фактори. Негативний вплив людини на своє власне здоров’я величезний. Різноманітність засобів, якими вона руйнує своє здоров’я й генофонд, не може не вражати: отрутохімікати й побутова хімія, важкі метали й пластмаси, наркотики й тютюн, шум та електромагнітні поля радіація й кислотні дощі,
39317. Устройство сбора данных (УСД) 270.5 KB
  АЦП: имеет один аналоговый вход и восемь выходов по которым в двоичном параллельном коде выдаётся число соответствующее уровню поданного на вход АЦП отсчёта аналогового сигнала. Перед началом работы АЦП на него должен быть подан сигнал запуска. После окончания преобразования АЦП выдаёт сигнал ОК окончание преобразования на устройство управления. Сигнал ОК флаг обозначается как Тфл должен быть зафиксирован с помощью триггера до момента окончания записи данных опрашиваемого канала в ячейку памяти ОЗУ.
39318. Язва. Пептическая язва желудка. Язва двенадцатиперстной кишки 28.7 KB
  Пептическая язва желудка и/или двенадцатиперстной кишки — хроническое заболевание, в основе которого лежит образование изъязвления со стороны слизистого слоя стенки органа. Часто для определения заболевания пользуются также устаревшим термином «язвенная болезнь желудка и/или двенадцатиперстной кишки».
39319. Проектирование устройства сбора данных 485.5 KB
  Разработка блока выработки адресов каналов коммутатора. В радиотехнических системах и в технике связи УСД используются для обработки сигналов функционального контроля каналов связи диагностирования состояния аппаратуры. Имеется F аналоговых каналов. Необходимо опрашивая их согласно заданной последовательности получаемые из каналов аналоговые величины с помощью АЦП преобразовывать в цифровую форму двоичные слова стандартной длины 1 байт = 8 бит и помещать в последовательные ячейки некоторой области ЗУ начиная с ячейки имеющей...
39321. Цифровые системы передачи. Расчет помехозащищенности цифровой линии передачи 346.5 KB
  Целью данной курсовой работы является формирование начальных умений и навыков самостоятельного проектирования междугородной цифровой линии передачи. В ней рассмотрен основной круг вопросов, решаемых в процессе проектирования...
39322. Формирование начальных умений и навыков самостоятельного проектирования междугородной циф 325 KB
  2 Расчёт длин регенерационных участков Размещение необслуживаемых регенерационных пунктов НРП вдоль кабельной линии передачи осуществляется в соответствии с номинальной длиной регенерационного участка РУ для проектируемой ЦСП. При необходимости допускается проектирование укороченных относительно номинального значения РУ которые следует располагать прилегающими в ОП или ПВ так как блоки линейных регенераторов в НРП не содержат искусственных линий ИЛ. Количество НРП на секциях ОП1 ПВ и ОП2 ПВ определяется из выражений: N1 = n1 1;...