60747

Строение и работа сердца

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Раскрыть связь строения сердца с его функцией. Дать понятие о сердечном цикле причине неутомляемости сердца. Рассмотреть причину автоматизма сердца.

Русский

2014-05-20

97 KB

0 чел.

Конспект урока по биологии. «Человек и его здоровье».

Тема урока: "Строение и работа сердца".

Тип урока:

комбинированный.

Вид урока:

интегрированный.

Методы урока:

Интерактивный, наглядный, словесный, частично- поисковый.

Цели  урока.

Познавательные:

1. Раскрыть связь строения сердца с его функцией.

2. Дать понятие о сердечном цикле, причине неутомляемости сердца.

3. Рассмотреть причину автоматизма сердца.

4. Раскрыть роль нервно-гуморальной регуляции в работе сердца.

Развивающие:

1. Развивать умение делать выводы на основе полученной информации.

2. Способствовать формированию у учащихся индивидуального стиля учебной деятельности, умения адекватно мыслить и действовать в условиях ситуации выбора.

3. Развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, навыки познавательной самостоятельной активности.

Учебно-воспитательные:

1. Формировать у учащихся новые анатомо-физические понятия: о внутренней среде организма, о большом и малом кругах кровообращения, об анатомии сердца.

2. Развивать у учащихся общебиологические понятия о строении, взаимосвязи строения и функции (сердца, сосудов).

3. В рамках здоровьесберегающей программы продолжать гигиеническое воспитание, доказывая опасность вредных привычек, нервных стрессов для работы сердца.

Задачи урока.

Образовательные:

1. Формирование новых анатомических понятий: фазы работы сердца, пауза, сердечная автоматия;

2. Продолжить формирование умений работать с текстами, рисунками и видеоинформацией;

3. Повторение, закрепление и учет знаний о сосудах, сердце и кругах кровообращения; развитие умений сравнивать и обобщать.

Воспитательные:

1. Разъяснять школьникам значение физических упражнений и рационального питания, для сохранения здоровья и профилактики сердечнососудистых заболеваний.

2. Убеждать учащихся в опасности вредных привычек для работы сердца.

Развивающие:

1. Развивать мыслительные способности и речь учащихся путем активизации их деятельности на уроке (обсуждение проблемных вопросов; анализ и сравнение строения клеток, тканей и органов; синтез определений понятий; обобщение материала и формулирование выводов).

2. Развивать учебную мотивацию, стимулировать познавательную активность и интерес к знаниям.

3. Развивать коммуникативные способности учащихся, навыки самопрезентации, умение вести дискуссию.

Оборудование.

Таблицы:

«Строение сердца».

«Круги кровообращения».

«Фазы сердечного цикла».

Видеоматериал: «Работа сердца».

Ход урока:

I. Актуализация знаний. Биологическая разминка. Что уже знаем, что должны узнать на уроке? Cообщение целей урока.

II. Проверка домашнего задания. Беседа:

- Где начинается и заканчивается большой круг кровообращения, что происходит с кровью?

- Где начинается и заканчивается малый круг кровообращения, что происходит с кровью?

- Какая кровь течёт по артериям большого круга, а какая по артериям малого?

- Какая кровь течёт по венам большого круга, а какая по венам малого круга?

III. Постановка познавательной задачи. Изучение нового материала. Рассказ учителя с элементами самостоятельной работы с учебником.

В 1628 году Уильям Гарвей предложил схему кровообращения, которая признана в настоящее время. Согласно его схеме сердце служит насосом, прокачивающим кровь по сосудам. Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим строение сердца и его работу.

I. Положение сердца в грудной клетке.

Слово «сердце» от слова середина. Расположено в грудной полости за грудиной между правым и левым лёгким, смещено в левую сторону от средней линии груди. По форме сердце напоминает конус. Верхушка сердца направлена вниз, вперёд, влево. Размеры с кулак человека, средняя масса от 250 г. (у женщины) до 300 г. (у мужчины).

II. Строение сердца.

Эволюция сердца позвоночных животных. Сердце человека почти не отличается по строению от сердца млекопитающих животных и выполняет ту же функцию – функцию насоса. Сердце 4 камерное. Разделено сплошной перегородкой на правую и левую половину. Каждая половина предсердие и желудочек. Сердце полый мышечный орган. Находится в околосердечной сумке. Внутренняя поверхность околосердечной сумки выделяет жидкость увлажняющую сердце и уменьшающую трение при сокращениях. Эпикард – наружный слой состоит из соединительной ткани. Миокард – это сердечная мышца, обладает способностью сокращаться независимо от воли человека.

- Сравните толщину станок всех отделов сердца и сделайте выводы (связь нагрузки и толщины сердечной мышцы).

Изнутри полость сердца выстлана внутренней оболочкой – эндокардом. Это эпителиальная ткань. Сколько слоёв имеет сердце? Вспомните слои кровеносных сосудов? (работа с учебником, стр.104 р.50 ). Какие сосуды идут  от сердца и к сердцу? Вывод. Сердце имеет те же слои, что и кровеносные сосуды.

III. Сердечные клапаны. Роль клапанов. Значение венозных кармановидных клапанов  ( работа с учебником, р.50 стр. 104). На границе предсердия и желудочков имеются створчатые клапаны: в левой части двухстворчатые, а в правой – трехстворчатые.  На стороне клапанов обращенных в полость желудочков имеются специальные сухожильные нити, прикреплённые к сосочковым мышцам. Эти нити удерживают клапаны, не дают им вывернуться в сторону предсердий. При сокращении желудочков створчатые клапаны закрываются и кровь в предсердия подняться не может. У входа аорты и лёгочной артерии из желудочков сердца, находятся полулунные клапаны, они имеют вид 3 кармашков, расположенных на внутренних стенках кровеносных сосудов. Обеспечивают движение крови в одном направлении из желудочков в артерии. Кармашки полулунных клапанов направлены свободным краем в просвет сосудов. Если кровь потечёт в обратном направлении, их края плотно сомкнуться, не давая крови вернуться в сердце. Клапаны эластичны, имеют идеально ровную поверхность, это уменьшает трение, предотвращает возникновение обратного тока крови.

Поражение клапанов инфекцией (осложнения гриппа, ангины) приводит к возникновению воспалительных рубцов, спаек, и клапаны пропускают кровь в обратном направлении – это приобретённые пороки сердца. Вывод. Клапаны сердца и сосудов обеспечивают движение крови строго в одном направлении: по венам к сердцу, из предсердий в желудочки, по артериям от сердца.

IV. Сердечный цикл. Проблема. Сердце – удивительный и надёжный насос, который работает всю жизнь без остановки. Сердце перекачивает за сутки 10 тонн крови. Суточная работа сердца 170000 = железнодорожный вагон 1 м.  В чём секрет неутомляемости и высокой работоспособности?  Выдвижение гипотез.

  •  Почему не наступает утомление?

V. Работа с учебником - Стр. 108 – высокий уровень обмена веществ-  10% крови по венечной артерии – ритмичность. Работа с учебником -  №91,  с. 39 ( рабочая тетрадь). Рассмотрим работу сердца на примере одного сердечного цикла. Сердечный цикл – это последовательность событий, происходящих во время одного сокращения сердца. Длится оно менее 1 с. Сердечный цикл состоит из трех фаз (рис. 2). Сокращение предсердий – систола предсердий – длится около 0,1 с, при этом желудочки расслаблены, створчатые клапаны открыты, полулунные закрыты. Сокращение желудочков – систола желудочков – длится около 0,3 с, при этом предсердия расслаблены, створчатые клапаны закрыты (сухожильные нити не дают им прогибаться, а крови – затекать в предсердия), кровь устремляется в лёгочную артерию и аорту.  Полное расслабление сердца – сердечная пауза, или диастола, - длится около 0,4 с. Итак, серия событий, образующих один полный цикл прокачивания крови, называется сердечным циклом. Он прослушивается как сердцебиение. Воронежские физики и медики Ю.Д. Сафонов и Л.И. Якименко определи, что в течении одного сердечного цикла клапаны и сердечная мышца участвуют в 40 последовательных движениях. Оптимальный режим работы сердца: предсердия работают 0,1 с, а 0,7 с. отдыхают; желудочки работают 0,3 с, а 0,5 с отдыхают.

VI. Задача. Человеку 80 лет. Определите, сколько лет отдыхали у него желудочки сердца. В среднем частота биения сердца – 70 ударов в минуту. В сердце чрезвычайно интенсивно протекают обменные процессы, так как клетки мышечной ткани содержат много митохондрий и ткань хорошо снабжается кровью: масса сердца составляет 0,5% от массы тела, при этом 10% крови, выбрасываемой аортой, идёт в коронарные, или венечные, сосуды, питающие само сердце.

Вывод. Высокая работоспособность сердца обусловлена:

- Высоким уровнем обменных процессов, происходящих в нём.

- Усиленным снабжением его мышц кровью.

- Строгим ритмом его деятельности (фазы работы и отдыха каждого отдела строго чередуются).

VII. Регуляция работы сердца. Результат домашних самонаблюдений: Количество сокращений в покое и после 10 приседаний.

  •  Работа сердца меняется при увеличении физической нагрузки, умственном напряжении, эмоциональном состоянии.

- Чем объяснить приспособленность работы к потребностям организма?  Центральная нервная система постоянно контролирует работу сердца. Нервные импульсы меняют ритм сердечной деятельности. Центр кровообращения в продолговатом мозге, отходят 2 парасимпатическихеских нерва. Из шейного симпатического узла симпатические. Двойная иннервация. Гуморальная регуляция активности сердца обеспечивается веществами, циркулирующими в крови.

Вывод. Нервная и гуморальная регуляция – единый механизм регуляции работы сердца. Изменяется интенсивность работы сердца, частота и сила сердечных сокращений под влиянием импульсов ЦНС и поступающих с кровью биологически активных веществ. При этом последовательность фаз сердечного цикла не меняется. Философы и поэты отожествляют сердце с душой человека, полагая, что именно сердцем человек любит, ненавидит, чувствует и переживает. Так ли уж неправы философы и поэты?

- Горе, радость, волнение отражаются на сердечной деятельности. Деятельность сердца связана с психологическими переживаниями.

VIII. Автоматизм сердца. Самостоятельная работа с учебником стр. 112 «Особенности сердечной мышцы». Иногда можно наблюдать удивительное явление: биение изолированного сердца, т.е. сердца вне организма, в искусственно созданной питательной среде.

Сердце – живучий орган. Русский физиолог А.А. Кулябко (1903 г.) оживил сердце трёхмесячного ребёнка, умершего от пневмонии, через 20 часов после его смерти. С.С. Брюхоненко сумел оживить сердце через 100 часов после наступления смерти. Почему сердце сокращается даже вне организма? Оно имеет собственный «встроенный» механизм, обеспечивающий сокращение мышечных волокон. Импульсы идут от предсердий к желудочкам. Эту способность сердца ритмично сокращается без внешних раздражений, под влиянием импульсов, возникающих в нём, называют автоматизмом сердца.

Специфическая мускулатура образует в сердце проводящую систему, со скоплениями клеточных узлов – водителей ритма. Все эти изменения можно зарегистрировать специальной аппаратурой. Кардиограмма отображает электрические явления в работающем сердце.

- Вывод. Автоматизм сердечной деятельности обеспечивает порядок фаз сердечного цикла.

III. Вывод по уроку.

- Что нового мы узнали на уроке?

- Итак, мы сегодня на уроке изучили строение сердца, работу сердца, механизм нервной и гуморальной регуляции.

- Выяснили причину удивительной работоспособности сердца в течении всей нашей жизни. Ритмичность работы сердца, чередование работы и отдыха, его обильное кровоснабжение обеспечивает отличную работоспособность.

IV. Закрепление ( работа с таблицами):

- По таблице  покажите камеры, клапаны, сосуды, ведущие от сердца и к сердцу.

- Назовите фазы сердечного цикла.

- Действие симпатических и парасимпатических нервов.

- Найди ошибку:

Сердце – двигатель крови в организме. Это трёх камерный мышечный орган, расположенный в брюшной полости, массой около 1 кг. И снаружи и внутри сердце выстлано эпителиальной тканью. Внутри – клапанный аппарат, обеспечивающий ток крови в одном направлении. Желудочки разделены неполной перегородкой, артериальная и венозная кровь смешивается. Самая крупная вена, несущая кровь от сердца – аорта – начинается от левого желудочка.

- Сердечный цикл длится 0,8 минуты.

V. Проверка усвоения изученного материала. Выполнение теста:

- Сердце человека камерного типа. Число камер равно?

А) 2;

Б) 3;

В) 4;

Г) 5.

- В сердечном цикле выделяют несколько фаз. Какая фаза считается началом цикла.

А) Сокращение желудочков;

Б) Расслабление;

В) Сокращение предсердий.

- В какой момент открываются створчатые клапаны сердца?

А) Сокращение желудочков;

Б) Сокращение предсердий;

В) Пауза.

- Где находятся полулунные клапаны?

А) Между правым желудочком и правым предсердием;

Б) На границе левого желудочка и аорты;

В) Между левым желудочком и левым предсердием.

- Выберите из предложенных суждений правильные:

А) Между сердцем и околосердечной сумкой находится жидкость.

Б) Между предсердием и желудочками находятся полулунные клапаны.

В) Стенка левого желудочка сердца развита лучше, чем стенка правого.

Г) Адреналин тормозит работу сердца.

Д) Интенсивность работы сердца не зависит от эмоционального состояния.

Е) Изменение частоты и силы сердечных сокращений не зависит от поступающих в кровь биологически активных веществ.

Ж) Сердечная мышца состоит из поперечно-полосатых мышц.

VI. Проверка теста. Выставление оценок за урок. Домашнее задание: Параграф 22, задание стр.114. № 88, № 89.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71495. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ВЛАЖНОСТИ ВОЗДУХА С ПОМОЩЬЮ ПСИХРОМЕТРА И ТОЧКИ РОСЫ 8.91 MB
  Относительная влажность воздуха φ определяется отношением парциального давления ρ водяного пара содержащегося в воздухе при данной температуре к давлению ρ0 насыщенного пара при той же температуре и выражается в процентах.Существует несколько методов измерения относительной влажности воздуха.
71496. Настройки Рабочего стола 1.18 MB
  Свернул окно программы восстановил до первоначального размера. Открыл на Рабочем столе окно Корзина Свернул его на Панель задач. открыл окно папки Мои документы; открыл окно папки Корзина; Свернул окна используя кнопку быстрого сворачивания. Открыл окно текстового процессора...
71497. Физика компьютеров: Лабораторный практикум 236.84 KB
  Цифровая обработка сигналов дает широкие преимущества в смысле гибкости решений, технологичности конструкций, экономии энергопотребления. В схемотехническом плане в основе цифровой техники, а также значительного количества так называемых импульсных устройств лежат электронные ключи.
71498. Цифровые методы модуляции 157.25 KB
  Цель работы: изучение теоретических основ аналоговой модуляции. Задание: Произвести амплитудную и угловую цифровую модуляцию сообщения. Произвести соответствующую демодуляцию и восстановить исходное сообщение при различных СКО шума и построить графики зависимости числа ошибок...
71499. Распознавание образов на базе нейронных сетей 817.93 KB
  Цель работы: разработать подсистему идентификации сигналов в системе MATLAB. Задание: Разработать подсистему распознавания сигналов. Разработать источники сигналов разной формы. Обучить нейрону сеть и выполнить распознавание сигналов.
71500. КОРРЕКЦИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ (ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКИ И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ) 2.39 MB
  Развитие словаря ребенка тесно связано с одной стороны с развитием мышления и других психических процессов а с другой стороны с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи. В связи с этим в словаре ребенка рано появляются слова конкретного...
71501. ВИВЧЕННЯ МАГНІТНИХ СПЛАВІВ І ФАЗОВИХ ПЕРЕТВОРЕНЬ ЗА ДОПОМОГОЮ ДИФЕРЕНЦІАЛЬНОГО МАГНІТОМЕТРА. ВИЗНАЧЕННЯ НАМАГНІЧЕНОСТІ НАСИЧЕННЯ СПЛАВІВ ТА ВПЛИВУ НА МАТЕРІАЛИ ТЕРМІЧНИХ ОБРОБОК 177.5 KB
  Мета роботи: Вивчення роботи диференціального магнітометра та дослідження з його допомогою основних магнітних характеристик і фазових перетворень в магнітних сплавах. Конструкція магнітометра та принцип його роботи.
71502. ТЕМПЕРАТУРНА ЗАЛЕЖНІСТЬ ЕЛЕКТРИЧНОГО ОПОРУ МЕТАЛІВ ТА СПЛАВІВ 794 KB
  Електропровідність або питомий опір, як константи речовини входять в основні закони – закон Ома і закон Джоуля-Ленца. В загальному випадку питома електропровідність – тензорна величина, а саме симетричний тензор другого рангу. В кристалах з кубічною структурою електропровідність не залежить від напрямку.
71503. ВИВЧЕННЯ МЕХАНІЗМІВ ТЕПЛОПРОВІДНОСТІ ТВЕРДИХ ТІЛ 837 KB
  Коефіцієнт теплопровідності теплопровідність визначається рівнянням Фур’є: 1 де густина теплового потоку Вт м2 λ теплопровідність Вт м·К градієнт температури К м. Рівняння Фур’є справедливе для невеликих значень градієнта температури коли відхилення системи від рівноважного стану...